Как выбрать первые лыжи и с чего начинать? Как научить ребенка кататься на лыжах: экипировка, техника, методы

Памятка для родителей

Как научить ребёнка кататься на лыжах?

Минусовая температура на улице – не повод сидеть дома! А как

только засияет на улице первый снежок, наша детвора сразу же

устремляется на горки. Но санки не должны быть для малыша

главным зимним удовольствием. Хотите добавить ярких

впечатлений для ребенка? Лыжи - самое то! Медики советуют –

маленькие лыжники развиваются гораздо лучше «саночных»

сверстников: у них укрепляются мышцы, тренируется сердце и

ловкость! Г лавное условие, чтобы ребенок полюбил лыжи, не

принуждайте его кататься, а обучайте, играя !

для лыжной прогулки? В идеале курточка, варежки и брючки не должны промокать (снег к ткани прилипать не должен).

Как подобрать лыжи. Для первых уроков лучше взять лыжи длиной около 70 см, но пригодятся они буквально пару раз – чтобы легче освоиться. Новые же собственные лыжи выбирайте равными росту ребенка (максимум на 5 см длиннее). А если рост начинающего лыжника достиг 120 см – знайте, в действие уже вступают взрослые правила: длина лыжи равна расстоянию от пола до ладошки поднятой вверх руки. Лыжные палки детям до пяти лет не нужны вообще. Ставить на лыжи ребенка можно, как только он начнет более-менее самостоятельно ходить. Разумеется, об обучении лыжной технике в этом возрасте речь не идет – просто покупайте короткие пластиковые лыжи, которые крепятся на валенки или сапожки, ставьте на них малыша и начинайте возить его за ручки. Главное, чтобы малышу нравилось!

Тренироваться начинаем дома. Пусть ребёнок походит в лыжах по ковру, привыкая к их габаритам и дополнительному весу.

Выходим на лыжню. Лучшая погода – от трех градусов мороза до десяти. Почему? В оттепель снег сильно налипает на лыжи, а когда ниже 10 градусов, малыш быстро замерзнет.

Теперь идём на лыжню, берём малыша за руку, и пусть он идет в новой «обувке» просто топая, как сумеет – это нормально. Прошли немного – попрыгайте с ножки на ножку, а потом на двух лыжах – понравилось? Теперь, переступая веером, «рисуйте» лыжами солнышко – так малыш научится поворотам. Чтобы ребенок ощутил настоящее скольжение, соорудите буксир: «палочку-держачок», к которой закреплена веревка. Подскажите малышу, как сделать ножки «пружинками», чуть согнув их в коленках. Пусть крепко возьмется за палочку, немного наклонится... – и сначала медленно – по прямой дорожке, а затем все быстрее, огибая деревья или скользя по пологому склону, движется на лыжах. Но долго баловать его буксировкой не стоит, теперь пусть учится скользить сам: положите перед носиком каждой лыжи по маленькому цветному мячику (самый легкий метод) и пусть попробует их толкать, получилось?

Обратите внимание ! Малыши на лыжне быстро устают. Для первого раза достаточно 30 минут. Помните! Не стоит принуждать малыша, ведь совершенная техника – дело спортивных школ, попробуйте просто подружить его с лыжами, а лучший учитель для детворы - игра: ну-ка, кто быстрей убежит от серого волка?

Время каникул принято проводить вместе с семьей - и лучше всего, конечно, на свежем воздухе! Выбор развлечений широкий: можно кататься с малышом , можно научить его езде , а можно - и на лыжах. Польза от такого спорта для детей огромная!

Когда и как начать обучение лыжам?

Самый первый вопрос родителей в этой ситуации: когда можно начинать? Ответ во многом аналогичный, как и в случае с коньками: ребенок готов осваивать лыжи, как только научился уверенно ходить, бегать, прыгать и приседать - то есть с 2-3 лет. Подтверждением этого выступают и специализированные секции, которые готовы дать базовые навыки беговых и горных лыж деткам от 3-4 лет. Причина столь раннего старта проста: именно в этом возрасте малышу легче всего даются новые приемы перемещения в пространстве, поскольку и обычные для него еще в новинку. Более того, занятия лыжным спортом даже в самом простом виде способствуют развитию организма: ребенок учится держать равновесие, у него улучшается координация движений, укрепляются мышечная система, сердце и дыхательные пути. Потому не бойтесь начинать в юном возрасте - главное, чтобы лыжи вызывали у малыша интерес и приносили истинное удовольствие!

Если вы показали ребенку лыжников (на улице или на видео), и он выразил желание попробовать силы, переходите к следующему этапу - подготовке. Учтите ряд факторов:

Снаряжение. Для дебютных попыток лучше обойтись без дорогостоящих покупок - возьмите лыжи с палками напрокат. Подбирать их надо по росту (лыжи чуть выше ребенка, палки до подмышек) и жесткости (детям нужны помягче, чтобы они могли их продавливать при отталкивании).

Обувь. Самый простой вариант - обычные , подобрав для них лыжи с универсальными креплениями. Но способ не самый удачный: лишь лыжные ботинки обеспечат действительно надежную фиксацию ноги.

Одежда. Спешить с приобретением специализированного костюма не стоит - лучше обойтись стандартным зимним нарядом, тем же . А если ребенок войдет во вкус и тренировки станут регулярными, тогда уже можно приобрести водо- и ветронепроницаемые штаны и курточку.

Время. Выберите ясный, безветренный и не слишком морозный день (с температурой не ниже минус 10-12 градусов), и с хорошим настроением отправляйтесь в парк всей семьей.

Чему нужно учить в первую очередь?

Впрочем, начать нужно до того, как вы выберете подходящий по погоде день. Как и в случае с коньками, проведите подготовительную работу дома. Пусть малыш наденет лыжи и попробует походить в них дома, поднимая ноги, как обычно. Сначала, разумеется, он будет путаться, лыжи будут цепляться друг за друга, но в этом нет ничего страшного. Опыт придет - и ребенок поймет, как ставить ноги, чтобы лыжи не пересекались. Также покажите ему, как надевать и снимать лыжи, как правильно стоять на них, слегка согнув ноги и наклонившись вперед, как держать лыжные палки, предложите попробовать подпрыгнуть в лыжах. Эти упражнения станут важным базисом для уверенности ребенка, когда он окажется на снегу. И если с такими тренировками проблем нет, можете смело отправляться на улицу.

Найдите ровный участок длиной метров 100-200 с укатанным снегом, в идеале с проложенной лыжней (впрочем, вы можете сделать ее и сами за 10-15 минут). Но не спешите ставить на нее ребенка! Сперва научите его падать. На лыжах это случается не реже, чем на коньках, потому от правильности падения зависит снижение риска травм. Объясните малышу, что падать не страшно и не больно, если делать это верно: заваливаясь набок (не вперед и не назад), сгруппировавшись и не выставляя рук. Пусть попробует это под вашим контролем - дети любят валяться в снегу, и такой урок будет веселым и комфортным, избавит от возможного страха. Следующее упражнение - учим разворачиваться на месте (без этого вам придется постоянно поднимать малыша и ставить в нужном направлении). Покажите, как поднимать ногу, чтобы задняя часть лыжи осталась внизу, а затем переносить в нужную сторону - и затем повторяем другой ногой. Поможет сравнение, знакомое ребенку: вспомните, как вы нарезаете пирог на ломтики ножом: он должен «разделить» снег вокруг себя лыжами на «ломтики», «дольки» или «нарисовать» солнышко.

Как скользить на лыжах?

Если малыш уже и стоит ровно, и ходит, и даже разворачивается на месте пусть медленно, но верно, можно переходить к главному - скольжению на лыжах. Сначала ребенка нужно покатать самим: пусть он стоит на лыжах в правильной стойке, ухватившись за вашу лыжную палку, а вы его тяните за собой. Не увлекайтесь, достаточно 5-10 минут, чтобы ваше чадо почувствовало скольжение и удовольствие от него. А затем предложите отталкиваться самому, чтобы скользить. Самый простой метод - так называемый попеременный ход. Из стойки надо вытянуть немного вперед одну ногу так, чтобы лыжа не отрывалась от снега, при этом вес тела переносим на эту ногу. Затем пробуем сделать аналогичное движение другой лыжей, также сместив массу уже на эту ногу (и тело не должно отклоняться назад). С первой попытки у ребенка это хорошо не выйдет, потому будьте рядом и страхуйте его. После десятка «скользящих» шагов под вашим вниманием (и демонстрации личного примера!) у него получится!

Что касается лыжных палок, особой необходимости в них в 3-4 года нет - они нужны скорее для привычки. Но если хотите, можете предложить ребенку их использовать. Покажите, зачем они нужны - чтобы отталкиваться от снега и ехать быстрее. Важно не просто упираться палкой, а делать это правильно: ее нужно ставить «под себя», забрасывание ее вперед не даст ему возможности упереться в нее и оттолкнуться, ее лапка-упор должна быть ближе к телу, чем собственно ладошка, держащая палку. Покажите, что лыжные палки можно использовать как попеременно (левая нога вперед, правая рука вперед, потом наоборот), так и одновременно (в этом случае можно вообще не отталкиваться ногами). Хотя все же бесшажный ход сложен для детей, оставьте его на «вырост». То же самое касается и конькового хода (когда лыжами отталкиваются в стороны, как при катании на коньках), только причина другая. Такой способ несет риск повредить голеностоп, его лучше пробовать после 6-7 лет.

Торможение, подъемы, спуски…

Когда ребенок уверенно скользит, важно научить его и быстро останавливаться. Способов торможения на лыжах несколько, какой выбрать - дело вкуса. Обратите внимание, что дается малышу легче - и соответственно под эти навыки покажите, как эффективно замедляться. Вариантов несколько. Так, можно начать с «плуга»: когда носки лыж сводятся вместе, но не съезжаются - этот прием подходит и для равнины, и для спуска. Есть вариант так называемого «полуплуга»: одна лыжа скользит прямо, вес тела переносится на нее, а другая становится под небольшим углом к ней. А вот эффектный разворот поперек движения для торможения с горы вряд ли будет освоен сразу - его можно показать, но рассказать, что к нему вы вернетесь позже, когда он будет уверенно тормозить другими приемами.

Про подъемы и спуски нужно сказать отдельно. Горнолыжный спорт маленьким деткам не рекомендован, но навыки для наклонной поверхности преподать стоит. Только найдите небольшой пологий холмик, чтобы и малышу не было страшно, и скорость спуска была минимальной. А далее делим занятия на два направления:

Подъем. Возможен либо «елочкой», либо «лесенкой». В первом случае лыжник стоит лицом к склону и, слегка разведя носки, шагает по очереди так, чтобы боковым ребром слегка упираться в снег - этот прием подходит для простых склонов. Крутые - требуют второго метода. Лыжник стоит уже боком и сначала переставляет повыше верхнюю ногу, переносит на нее вес, а потом подтягивает нижнюю, оставляя лыжи параллельно друг другу. И, конечно, в обоих случаях можно помогать себе палками.

Спуск. Здесь проще: занимаем правильную стойку, наклоняемся вперед, пытаемся пружинить ногами: чем круче горка и выше скорость, тем сильнее наклон и больше согнуты ноги. Конечно же, на словах это просто, но в реальности ошибок будет много. Потому первые спуски лучше находиться рядом с малышом. И хорошо, если он, допустим, будет иметь возможность держаться за выставленную прямо перед ним лыжную палку папы или мамы.

Впрочем, это, пожалуй, уже лучше доверить профессионалам. Грамотный тренер, имеющий опыт работы с маленькими детьми, быстрее найдет к ним подход и подскажет нюансы, благодаря которым ребенок станет уверенно выполнять все приемы. А для первых занятий с родителями малышу достаточно 20-30 минут, за которые он успеет пройти до 500-700 м. И лучше не растягивать удовольствие, ребенок устанет. Правильнее ограничить тренировку, но повторить ее спустя пару дней - так у него и интерес вернется, и полученные знания не успеют забыться!

А вы уже научили своего малыша кататься на лыжах - и что для этого делали?

3 61912
Оставить комментарии 5

Да, считается, что в 2-3 года малыша еще рано обучать катанию на лыжах. Как утверждают специалисты самый подходящий возраст для обучения этому виду спорта: 5-6 лет. Но бывают и исключения, например, если ребенок сам просится на лыжи. Причиной этого может быть увлечение данными видами спорта вами же. Тогда конечно можно начать обучение под вашим пристальным присмотром и в три, четыре года.

Маленький лыжник

Сначала нужно подыскать хорошую ровную площадку, которая будет находиться где-нибудь недалеко от дома. Желательно если она будет защищена от ветра. Самая приемлемая температура: от -1 до -10°С. Необходимо учитывать и направление ветра, выбирая или прокладывая лыжню. Оно должно дуть ребенку в спину.

В обычных ходьбе и беге не случается скольжения. А ведь скольжение — основное движение лыжника. Именно поэтому нужно начинать именно с ходьбы на лыжах. Палки можно не использовать. Они не очень-то помогают держать равновесие и обычно путаются под ногами.

Есть упражнения, которые помогают малышам привыкнуть к лыжам. Только нужно преподнести их как игру:

  • Нужно приседать, при этом стоя на двух лыжах.
  • Пусть малыш попрыгает на месте с ноги на ногу или на двух лыжах.
  • Упражнение «аист»: нужно поднять согнутую в колене ногу, при этом удерживать лыжу в горизонтальном положении.
  • Упражнение «рисуем забор»: приставные шаги на лыжах в сторону.
  • Упражнение «рисуем веер, снежинку»: нужно поворачиваться, переступая на месте вокруг пяток. После — вокруг носков лыж. На 90 и 360 градусов.

После этого ребенку необходимо будет освоить ступающий шаг- шаг без скольжения. Наблюдайте за малышом. Правильные движения в этом случае это когда:

  • Ноги и руки малыша движутся как- будто он просто идет. То есть вперед — правая нога и левая рука и т.д.
  • Шагая, ребенок переносит вес тела с одной ноги на другую.
  • Тело ребенка наклоняется больше, чем, если бы он просто шел.

Сначала пусть малыш научится ходить по целине с неглубоким снегом или по накатанной лыжне. Позже уже можно осваивать движения зигзагом, обходя деревья, кусты, скамейки и т.д.

Многие задаются вопросом, уча ребенка, когда наступит время обучению, скользящему шагу. Это произойдет, когда у малыша уже будет получаться ходить, при этом, не скрещивая лыжи. Так же когда начнет размашисто двигать руками и ногами и правильно держать равновесие.

Для освоения скользящего шага нужно выбрать проложенную под небольшим уклоном, накатанную лыжню. Необходимо показать малышу, каким образом на лыжах можно двигаться еще быстрее — не шагать, а именно скользить и толкаться. Для этого приняв стойку лыжника (ноги слегка согнуть в коленях, туловище чуть наклонить вперед, руки опустить) нужно сделать большой и резкий шаг вперед и слегка скользить на одной ноге. После нужно шагать и скользить на другой ноге и т.д.

Хотя можно и иначе: пусть ребенок разбежится ступающим шагом и, уже набрав скорость, перейдет на скользящие шаги. Необходимо следить за тем, чтобы был полный перенос тела с одной ноги на другую во время скольжения.

Упражнения, которые помогут ребенку потренироваться именно в скольжении:

  • Нужно разбежаться, при этом скользя на одной лыже. Пусть малыш проделает это до полной остановки. Вторую лыжу необходимо немного приподнять над лыжней.
  • Упражнение «лыжный самокат»: скользить на одной лыже, при этом отталкиваясь другой.
  • Попробовать делать скользящие шаги, при этом заложив руки за спину.
  • Делать скользящие шаги, поочередно отталкиваясь палками.

Если ребенок освоит эти простые движения, его можно смело брать с собой на лыжную прогулку. Позже малыш сам поймет, что можно кататься и другими более сложными способами. Ведь он постоянно будет учиться, наблюдая за другими лыжниками.

Экипировка малыша

Вы можете столкнуться с трудностями поиска маленьких ботиночек для малыша. Но будет проще с беговыми лыжами: в продаже есть хорошие полужесткие крепления в комплекте с небольшими пластиковыми лыжами, кстати, сравнительно по невысокой цене. Главное, что касается креплений — это удобство в обращении с ними.

Помните, что есть и слабое место у полужестких креплений. Это — пяточный ремень. Он ни в коем случае не должен «сваливаться» и предназначен для прочного сцепления обуви с лыжей. В случае, когда крепления старые, нужно внимательно их осмотреть. Ведь за это время резина могла изрядно износиться и тогда ее придется обязательно заменить на новую. Самым маленьким лыжникам специальная лыжная обувь не нужна.

Лыжи должны быть длиною примерно на 10 см больше, а длина палок — на 10-15 см меньше роста малыша. Палки должны быть легкими и иметь петли для кистей.

Верхняя одежда ребенка пусть будет лучше по отдельности: куртка и брюки. Она должна быть из — ветро и водонепроницаемой ткани. Ведь падения, особенно по началу, будут частыми, поэтому стоит подстраховаться.

Ответов

Чтобы ребенок вырос здоровым, родители должны приложить колоссальные усилия. И конечно, на первом месте для них стоят занятия спортом. Зачастую, родители останавливают выбор на занятиях лыжными видами спорта, но не все знают, в каком возрасте нужно ставить малыша на лыжи.

Шуба на лыжной прогулке будет смотреться нелепо. А вот специальный костюм или комбинезон подойдет идеально. Под костюм надевают теплую водолазку, а на голову тонкую шерстяную шапку.

Нужно выбирать экипировку, выполненную из непромокаемых материалов.

Не нужно спешить с покупкой лыжной амуниции для первой тренировки, поскольку ребенку могут не понравиться занятия. Поэтому на первоначальном этапе ему подойдет обычный зимний комбинезон.

Что касается обуви, она должна легкой и удобной. Лучшим вариантом станут тупоносые ботинки. Крепить обувь нужно обтягивающим ремешком.

Когда можно начинать обучение

Начинать первые занятия по осваиванию лыж можно с первых шагов ребенка. Как поставить ребенка на лыжи? Первое что необходимо сделать — купить детские короткие пластиковые лыжи. Первыми учителями малыша станут родители. Главное — заинтересовать малыша, чтобы он захотел научиться кататься самостоятельно.

Прежде чем начать обучение детей катанию на лыжах, нужно выяснить какой возраст больше всего для этого подходит. К пятому году жизни юный спортсмен научится управлять своим телом и правильно координировать движения. Поэтому обучать малыша лучше в этом возрасте.

Все методики обучения детей катанию предполагают, что на первом этапе занятий лыжные палки должны отсутствовать.

Как научить ребенка кататься на лыжах

Ставить малыша на лыжи нужно еще дома, чтобы он привык к экипировке. Необходимо показать ему, как правильно одевать и снимать лыжи.

Начальные шаги

Учить малыша катанию нужно с простых шагов. Палки для первых уроков не нужны. Ребенку нужно предложить поднять ногу и топнуть, предварительно показав это действие на собственном примере, затем проделать это же движение только другой ногой. Повторить упражнение 4-5 раз.

Попеременный ход

Когда начинающий спортсмен освоит первое движение можно приступать ко 2 уроку — осваиванию скользящего шага. Для этого нужно встать в позу профессионального лыжника: ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Перенести вес тела на правую ногу, только не нужно поднимать ее, и проделать скользящее движение вперед. Это же действие повторить с левой ногой. Цель этого упражнения: показать малышу, что чем интенсивнее отталкивающее движение, тем продолжительнее скольжение.

После того как малыш освоит движение, в руках у него появится палки. Взяв их в обе руки, юный спортсмен должен пойти по лыжне скользящим шагом, постоянно увеличивая темп хода.

При ходьбе с палками, необходимо соблюдать противоположность действий рук и ног.

Бесшажный и одношажный ход

Для этого занятия необходимо выбрать равнинный участок трассы, протяженностью около 200 метров. Нужно научить ребенка вставать на лыжню, принимая стойку. Предложите ему прокатиться, отталкиваясь только двумя палками одновременно, без помощи ног. Такое движение и будет называться правильным бесшажным ходом.

Главное, чтобы малыш ставил палки под себя, иначе он не сможет оттолкнуться.

Теперь можно предложить будущему лыжнику отталкиваясь одновременно двумя палками, и одной ногой — это и есть одношажный ход.

Ребята, освоившие классический стиль, смогут быстро обучиться и беговому коньковому ходу. Для дошкольного обучения он достаточно сложен, да и риск получить травму голеностопа слишком высок.

Спуск и торможение

Спуск является одним из самых привлекательных моментов в лыжных прогулках. Но спускаться со склона правильно, нужно еще научиться. Для этого необходимо встать в стойку, посильней оттолкнуться и выполнять движения, похожие на пружину. Если горка для спуска слишком крутая, то ноги должны быть согнуты максимально.

Перед тем как забраться на горнолыжный склон необходимо научиться правильно, тормозить. При скольжении правой лыжей нужно перевести вес тела на правую ногу, одновременно с этим носок левой лыжи должен направляться в сторону правой, делая упор на внутренне ребро.

Прежде чем поставить ребенка на горные или беговые лыжи нужно запастись терпением, поскольку основная подготовка будущего спортсмена ложится на плечи родителей. В профессиональном спорте занятия проводит тренер, а на первом этапе этим, как правило, занимаются мамы, папы, бабушки и дедушки. Не нужно кричать на малыша, если он что-то делает не так или у него не получается. Обучать ребенка ходить на лыжах лучше в местах, где нет людей. Это избавит от ненужных столкновений и падений.

После того как юный лыжник научится хорошо кататься, можно будет совершать прогулки на лыжах всей семьей. Это прекрасное времяпрепровождения, укрепляющее здоровье. Совместные занятия спортом сближают семью.

(4 голоса : 4 из 5 )

Самые маленькие

Строго говоря, по-настоящему кататься на лыжах стоит учиться после 5-ти лет. Тем не менее, если в вашей семье приняты нормой еженедельные лыжные прогулки, то приучить ребёнка участвовать в них можно даже в таком раннем возрасте. Настоящим лыжником он станет значительно позже, ну, а пока по мере сил разделит с родителями зимнюю радость спортивного образа жизни.

Для детей до 3-х лет необходима предварительная домашняя тренировка. Несколько простых упражнений сделают дебютный выход более долгим и продуктивным. Можно использовать следующие упражнения:

1) приседания и прыжки на лыжах;

2) «аист» – удерживая положение лыжи в горизонтальном виде, согнуть ногу в колене;

3) «заборчик» – хождение приставными боковыми шагами в лыжах;

4) «снежинка» – крутимся вокруг себя, переступая вкруг сначала задними, потом передними частями лыж.

Первое занятие лучше проводить на небольшой горке неподалёку от дома. При этом, защищённость площадки от ветра будет значительным плюсом. Если же ветер всё-таки есть, значительно лучше будет выбирать направление движения «по ветру» – чтобы он дул ребёнку в спину. Оптимальная погода лежит в промежутке от -1 до -10° C.

Экипировка

Из проблем важно отметить дороговизну зимнего спорта. Кроме того, найти подходящие детские ботинки – также непростая задача.

До шестилетнего возраста рекомендуется использовать 70-сантиметровые лыжи. В дальнейшем, длина лыжи рассчитывает следующим образом: рост ребёнка + 10 см. Палки, напротив, на 10 см короче роста. Однако, палки, скорее всего, не пригодятся, но если вы всё-таки планируете их использовать – они должны быть лёгкими, иметь петли для рук и опорные кольца. Шлем лучше надеть с первой прогулки – дети часто падают и иногда их сбивают взрослые. Если ребёнок неосторожен, можно подумать о более серьёзной защите. В холодную погоду можно использовать маску и подшлемник, катание на лыжах с которыми значительно комфортнее при сильном ветре.

Для начала подойдут старые дедушкины деревянные лыжи с полужёсткими крепежами. Обратите внимание, что пяточный ремешок должен держаться плотно и надёжно сцеплять обувь с лыжей. Крепления необходимо проверять в виду старения резины. Без специальной обуви можно обойтись – используйте обычные зимние ботинки, в которых будет удобно.

Верхнюю одежду следует подобрать из ткани, не пропускающей ветер и воду.

«Буксир»

Следующий этап – «буксир». Если вы используете не только горные лыжи, но и беговые, весьма полезной будет следующая практика. За родителем, катающимся на беговых лыжах, на верёвке скользит ребёнок на маленьких горных. Пока вы получаете дополнительную физическую нагрузку, чадо получает значительную «практику» – таким способом возможно преодолеть расстояние, невозможное на учебном склоне.

Далее будем учить ребёнка скользить самостоятельно. Нам понадобится небольшой склон с хорошо накатанной лыжнёй. Нужно показать основной принцип движения на лыжах – не шаги, а скольжение и толчки. Осуществляется это следующим образом: принимается стойка лыжника (полусогнутые в коленях ноги, лёгкий наклон вперёд, опущенные руки), делается резкий скользящий шаг вперёд, затем аналогичный другой ногой и т. д. В качестве компромисса можно попытаться сделать это с разбегу. Важно обращать внимание на перенос массы тела с одной ноги на другую при скольжении. Если же не достигнете успеха и в этом случае, могут помочь следующие упражнения:

1) скольжение с разбегу на одной лыже до остановки, вторая приподнимается над лыжнёй;

2) «самокат» – скольжение на одной лыже с помощью другой;

3) «коньки» – убрав руки за спину, делаем скользящие шаги;

4) использование палок.

Первая гора должна быть с минимальным уклоном с минимальной скоростью спуска. Попробуйте несколько раз спустить малыша с горы. Если это получится, следующим этапом обучения будут повороты. У ребёнка не будет мотивации учиться поворачивать и это создаст дополнительные трудности.

Чтобы малышу научиться понимать, в каком положении лыжи скользят, в каком нет, на гору стоит взбираться на гору своими силами (приёмом «ёлочка»). Без взрослых, конечно, у него вряд ли что-то получится и потому взбираться нужно вместе. Чадо должно видеть, что при подъёме вы используете для опоры внутренние канты лыж. Также это упражнение неплохо тренирует мышцы ног.

«Плуг»

Достаточно распространённое упражнение для начинающих лыжников может помочь вам научить поворотам вашего малыша. Современные детские лыжи рассчитаны на подобные приёмы и при грамотном подходе вы быстро освоите резаные повороты.

Техника выполнения следующая. Лыжи располагаются в форме «плуга» – 5-10 сантиметров между носками и широко развёрнутые задники лыж так, чтобы лыжнику было удобно. Туловище и руки ставятся в положение простой центральной стойки. Чтобы осуществить поворот необходим незначительный перенос веса на внешнюю к повороту лыжу – достаточно слегка наклониться в нужную сторону. При такой технике дети легко начинают чувствовать лыжи и вскоре сами начинают пробовать поворачивать.

Малыш, которому показали «плуг» зачастую в первый же день осваивает элементарные навыки лыжного спуска. Данный приём задаёт базовые навыки, обеспечивающие безопасную езду. И всё же нельзя зацикливаться на этом этапе, чтобы ребёнок не «застрял в плуге». В противном случае переучиваться будет достаточно сложно.

Важно помнить, что детей до 5 лет практически невозможно поставить сходу на прямые лыжи. Требуется значительная координация движений и положений тела, которой вряд ли можно добиться от такого маленького лыжника. При этом, нельзя забывать, что когда у ребёнка что-то долго не получается, стремление учится быстро испаряется.

Впрочем, перегружать теорией малыша не имеет смысла – просто покажите ему, как нужно тормозить и поворачивать, а понимание интуитивно придёт впоследствии.

Первые спуски

Перед тем, как штурмовать горы, необходимо научить малыша передвигаться в лыжах. Главной задачей станет ступающий шаг без скольжения. Для этого:

1) движения рук идентичны обычным движениям при ходьбе (правая нога вместе с левой рукой и т. п.);

2) вес тела переносится при ходьбе с одной ноги на другую;

3) тело наклоняется вперёд чуть сильнее, чем при простой ходьбе.

Для начала можно учиться ходить по лыжне, по неглубокому снегу. После – переходите на обхождение препятствий – деревья, кусты, скамейки и т.д.

Для первых спусков без родителя следует подобрать небольшой холмик (до 5 метров в высоту) с таким углом наклона, чтобы можно было спуститься, не набирая скорости. Потребуется второй родитель: один будет спускать ребёнка сверху, другой же – ловить снизу. Данный приём должен показать малышу сам процесс скольжения лыж и управления ими.

Детские горные лыжи производятся таким образом, чтобы максимально защитить от падения – нога становится одним целым с лыжей. И потому не нужно боятся падений – ребёнок быстро научится держать равновесие и будет падать значительно реже. Также маленьких детей катают, поставив между своих лыж.

Другим вариантом можно использовать всё тот же «поводок». Длина верёвки должна быть не менее 5 метров – дабы исключить столкновения. В данном случае ребёнок спускается с горы, взрослый придерживает его на поводке. Плюсом служит то, что таким способом можно съехать вместе с достаточно серьёзного спуска, минусом – отсутствие мотивации учиться тормозить и поворачивать. Лучше всего использовать верёвку исключительно в виде страховки – не нужно бояться дать ребёнку разогнаться.

Стоит воздержаться от совместных спусков, при которых ребёнок будет у вас между ног или подмышкой – дети расслабляются и теряют всякую инициатив. Есть альтернатива – лыжные палки, которые вы будете держать с одного конца, а ребёнок – с другого. Родитель едет первым, чадо – следом, держась за палки. Взрослому можно ехать спиной вперёд – скорость будет меньше, но при этом вы будете полностью контролировать ребёнка. Данный метод помогает научить малыша ездить поворотами – благодаря жёсткому контролю родитель задаёт направление движения. В любом случае, все описанные приёмы в своём конечном результате должны привести ребёнка к самостоятельной езде на лыжах.

Как не нужно делать

Многие родители допускают несколько классических ошибок.

1. Не нужно делать за ребёнка всё.

В какой-то момент маленького лыжника нужно отпустить «на волю» – научиться кататься самостоятельно. Несмотря на то, что ребёнок ещё мал и нуждается и в поддержке, ему необходимо учиться что-то делать самому. Вышеперечисленные мероприятия необходимы для того, чтобы увлечь малыша и показать, что кататься на горных лыжах весело и здорово.

2. Наклон у горки должен быть минимальным.

Так, чтобы спуск происходил без разгона и остановка происходила в конце сама собой. Брать ребёнка с собой на большие горы и крутые склоны – серьёзная ошибка. Некоторые дети не испытывают страха высоты в свои первые спуски. Первое серьёзное падение с крутой горы может создать этот страх в гипертрофированном виде, так, что малыш больше ни за что не подойдёт к горе. Соответственно, на первом этапе обучения падать ребёнок не должен.

3. Терпение, терпение и ещё раз терпение.

Дети обучаются посредством игры. Чем младше ребёнок, тем более игровым должно быть его обучение. Важно помнить, что игра в данном случае не является целью, а только средством освоения навыков. При этом рассчитывать на быстрый результат не приходится – родителю, и ребёнку необходимо настроится на длительный труд.

Эффективность может быть выше при обучении инструктором – в отличие от родителей, с чужим человеком дети капризничают значительно меньше, чем с родителями.

Часта ребёнок, теряя интерес или проголодавшись, будет говорить, что устал. В этом случае перед родителем встаёт сложна задача – возвратить к нему утерянный интерес. Этого можно добиться переключая внимание или предложив дополнительную мотивацию (например, конфета за последний победный спуск). Как уже было сказано выше, дети ведут себя со своими родителями несколько хуже, чем с посторонними людьми. Во избежании этого, поход на горку можно организовать совместно с друзьями и поменяться детьми в процессе, разойдясь в разные углы горки. Данный метод может быть очень эффективен на любых этапах обучения.