Искреннее сердце

Преподобный Ефрем Сирин

Ст. 22-23 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

Да приступаем к Нему с истинным сердцем , чтобы достигнуть нам совершенства в вере, которую Он насадил в нас, - и да будет окропление над сердцами нашими, то есть да будут чрез Него омыты сердца наши, чтобы нам очиститься от совести лукавой , проявляющейся в помышлении зла, - и омоем тело наше крещением освящения, - будем держать в скорбях наших надежду , которая должна исполниться в свое время, - и чрез постоянное исповедание будем стоять неуклонно и да не колеблемся, приходя в отчаяние по причине отдаленности исполнения того, что нам обетовано, ибо верен Обещавший нам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Да приступаем.

К чему? в вере и к духовному служению, или - к небу, где наш Первосвященник.

С искренним сердцем.

То есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие. Итак, продолжает.

С полною (εν πληροφορίοι) верою.

Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту (πληροφορίαν) веры, то есть веру и твердую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других - нет; это не есть полная, напротив - несовершенная вера. Итак, да приступаем с полной верой. Так как ничто здесь не видимо, - ни храм, ни небо, ни Первосвященник - Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святая Святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная.

Кроплением очистив сердца от порочной совести.

Сказав о вере, теперь показывает, что требуется не одна только вера, но и добродетельная жизнь. Иудеи окропляли тело, мы же сердца, чтобы не сознавать за собой ничего лукавого. Мы будем окроплены самой добродетелью, или благодатью Духа, отпустившего нам в купели грехи и укрепившего нас так, что, если постараемся, мы не впадаем уже более в грех.

И омыв тело водою чистою.

Водой крещения. Чистой же, или делающей чистыми, или не имеющей примеси крови, как в древности с примесью пепла. Хотя благодать Духа в крещении и души очищает, однако Павел соединил здесь видимое с невидимым. По крайней мере, при самом совершении крещения для тела берется вода. Так как мы двойственны, то и очищение двоякое.

Рафаэль заболел. Нет, это не было чем-то серьезным или опасным для жизни парня, совсем нет. Он ведь еще подросток, ему наоборот надо вырабатывать иммунитет.

Вы когда-нибудь видели сопливую, кашляющую и со слезящимися глазами антропоморфную черепаху? Нет? Жаль, ведь это достаточно забавное и немного милое зрелище, особенно, когда за средним в семье ухаживают три замечательных брата…

Ноги надо обязательно держать в тепле! – диктует Донателло, укутывая ступни больного в шерстяные носки и теплый плед, – Ты ни в коем случае не должен вылезать из одеяла, иначе только усугубишь ситуацию.

На, выпей. Этот отвар, меня Мастер научил его готовить. Он обязательно поможет быстрее поставить тебя на ноги! – вокруг постели Рафа носится Микеланджело, то помогая первому сесть, то суя под нос этот свой отвар, пахнущий ромашкой и луком.

Рафаэль, тебе нельзя сейчас играть в видео игры. Тебе нужно отдыхать и спать, иначе организму будет тяжелее справляться с болезнью! – Леонардо вырывает из рук брата PSP и удаляется прятать игрушку подальше.

День и ночь, утром и вечером братья стерегут Рафаэля. Тот недовольно что-то бормочет на все их советы и помощь, но сильно не сопротивляется. Он немного ест, постоянно спит и катастрофически мало ругается.

Раф, ты куда это собрался? Только не говори, что в тренировочный зал! Ну, ты ведь не серьезно? – а в следующий момент Лео и Донателло тащат за ноги и за руки что-то говорящего и слабо вырывающегося брата обратно в комнату, где Майки быстренько укутывает его в теплые одеяла и поит куриным супом, что по легенде должен вылечить темпераментную черепашку.

На следующий день кашель проходит, температура, что вообще не должна повышаться выше комнатной, спадает до вполне приемлемой. Однако, Рафаэль все еще чувствует себя не очень хорошо. От противных бульонов и отваров черепашку уже едва ли не тошнит, и очень хочется высказать свое мнение чересчур заботливым братьям, только вот слова поперек горла встают, когда он уже готов наорать на Лео, забравшего у него очередной комикс и сказавшего, что все еще нельзя напрягать мозг. Только вот руки странно слабеют, когда Донни прибегает и с обеспокоенным лицом заявляет, что из-под пухового одеяла вылезать рано и носки с шарфом должны быть надеты. Только вот на сердце теплеет, когда ко всей этой суматохе присоединяется Майки, приготовивший очередную оздоровительную кашу, но в этот раз с куском свежеиспеченной пиццы в виде поощрения.

И вечером, во время того, как Рафаэль с опять с повысившейся температурой будет валяться в постели, заботливо укутанный, накормленный и слегка насильно спать уложенный, Леонардо, Донателло и Микеланджело вдруг услышат:

Спасибо вам большое… я вас очень сильно люблю…

Все трое улыбнутся, зная, что как бы потом Раф не оправдывался болезнью и плохим самочувствием, его слова были искренними, от всего сердца.

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою…" (Евр. 10:19-22).

После призыва приступать к Богу автор перечисляет несколько (а именно четыре) условий (читай - правил), соблюдение которых должно гарантировать эффективность наших усилий: искреннее сердце; полная вера; очищение сердца от порочной совести; омытие тела. О них я и приглашаю читателя поразмышлять в этой публикации.

Самое время поговорить о сфере нашей ответственности. Итак, вот первое из этих условий: "Да приступаем с искренним сердцем…" (Евр. 10:22). И снова мы в раздумье. Как узнать, искреннее ли у нас сердце? Да еще притом, что Писание недвусмысленно предупреждает нас, что "лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 17:9).

Интересное значение греческого слова "искренний" дает Стандартная симфония Стронга. Здесь оно определено как "настоящий, подлинный, справедливый" и в подавляющем большинстве случаев переводится на русский язык как "истинный". А это значит, применительно к рассматриваемому нами тексту, что Бог не приемлет от нас никакого лукавства, фальши, праздного любопытства или пустой религиозности.

Знаем ли мы, какие мы на самом деле? Попрошу не торопиться с утвердительным ответом. Думаю, что на сегодняшний день большинство из нас не может уверенно сказать: "Каким (какой) же создал меня Господь? И каким я являюсь сейчас?". "Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы" (Еккл. 7:29), - к такому заключению пришел один мудрец Ветхого Завета.

Мы настолько далеко ушли от первоначального замысла Творца, что буквально срослись с различными масками, которые меняем в зависимости от ситуации, даже не задумываясь. Одну маску мы носим в семье, другую надеваем для друзей, третью бережем для работы, еще одну - для Церкви. Нам так важно везде выглядеть достойно и быть принятыми всеми!

Я знал одного молодого брата, который все время и без особой причины болтал и постоянно пытался всех смешить. Много раз ему делали замечания, просили быть сдержаннее, советовали взять "немой" пост, заставляли исповедовать, что "при многословии не избежать греха" и даже заклеивали рот скотчем. Ничего не помогало! А потом, когда мы услышали его историю, то сразу поняли, как жестоко хозяйничал в его прежней жизни сатана. Этот парень был евреем. Он имел характерную внешность, был физически слабым и небольшого роста. В школе и ПТУ, где он учился, сверстники, как водится, относились к нему пренебрежительно, дразнили за происхождение и никогда не приглашали в свои компании. И тогда он, чтобы добиться уважения и принятия, стал заучивать анекдоты и смешные истории. Этот парень специально часами репетировал их дома, стоя перед зеркалом. Так скоро юноша стал популярным, без него больше не проходила ни одна вечеринка. Его не то чтобы полюбили, скорее стали ценить (как ценят нужный предмет: магнитофон или мобильник). А он сделал для себя вывод: "Если хочешь, чтобы тебя принимали, - будь смешным"!

Уверовав, молодой человек пришел в Церковь, где его любили и принимали не за какие-то заслуги, а просто как брата. Однако страх быть отвергнутым и привычка смешить и развлекать всех окружающих снова и снова заставляли его одевать дьявольский "дурацкий колпак"!

У каждого из нас обязательно есть своя история о масках. Живя вдали от присутствия Божьего, не переживая Его безусловной отцовской любви, даже самые независимые и свободолюбивые из нас превращались в придворных шутов сатаны! Даже если эти маски были совсем не смешными….

Помню, как трудно было мне сорвать с себя личину ученой самоуверенности, когда я впервые услышал, что Бог любит меня. Конечно, я даже не подозревал, что в тот момент, когда мое лицо искажалось презрительной гримасой, я лицемерил, как провинциальный актер. Мне так хотелось выглядеть уверенным и успешным человеком, что я просто стыдился признать, насколько я нуждаюсь в Его любви. Словно Адам в Эдемском саду, я пытался прикрыть свою наготу смоковными листьями.

Господу потребовался тогда не один месяц, чтобы убедить меня перестать лгать самому себе, будто для меня все это не важно! Это было время серьезной внутренней борьбы. Одна моя половина взывала о милости и прощении Божьем, а другая отчаянно сопротивлялась, цепляясь за соломенные аргументы, типа "человек сам кует свое счастье" или "космонавты летали в космос и никакого Бога там не видели", которые, впрочем, ломались один за другим. И, наконец, наступил день, когда я капитулировал. Меня вдруг затошнило от собственных усилий оправдать мое неверие. Тогда же я впервые искренне обратился к Иисусу, и Он стал для меня реальностью каждого дня.

Впрочем, еще и сейчас Ему приходится освобождать меня от старых пропахших нафталином масок, которые я нет-нет, да и вытаскиваю из последних запертых сундуков с ветхим тряпьем "от кутюр" моей греховной природы.

Может быть, тебе тоже трудно быть свободным? Тогда склонись со мной в молитве:

Источник Камень Краеугольный №41. Август, 2006 г.
3 октября 2006 г.