Если ребенку нравится зеленый цвет. О чем говорит любимый цвет ребенка

Уже очень давно учеными разных наук, психологами, педагогами, физиками, психиатрами, было доказано влияние цвета на наш характер, стиль поведения. Любимый цвет может рассказать о многом, особенно, если цвет чаще всего используется в процессе изобразительной деятельности.

О чем говорит любимый цвет?

Кто предпочитает красный цвет, олицетворяющий активность и энергию, силу и смелость. Юные и взрослые любители красного — обычно борцы по натуре и лидеры в своем окружении. У них высокая работоспособность и низкая утомляемость.

Красный цвет: сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость, решительность, вспыльчивость.

Цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то их высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Если в рисунке вашего ребенка красный цвет отсутствует, скорее всего, его этот цвет раздражает. В таком случае у ребенка выражен комплекс неполноценности, он стремится к уединению. Как утверждают психологи, чаще всего дети, «избегающие» красный цвет, воспитываются в семье, где часто между родителями возникают ссоры, семейная обстановка в доме неспокойная.

Сиреневый цвет, наряду с розовым и фиолетовым — один из любимых цветов маленьких девочек. Этот цвет символизирует детскую впечатлительность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре, нежность, беззащитность. «Сиреневый» ребёнок часто придумывает свой собственный мир, как правило, наделён богатой фантазией и очень артистичен.

Розовый — это цвет оптимизма, беззаботности и кокетства. Розовый цвет является любимым цветом маленьких девочек. Этим пользуются создатели кукол Барби, которые вот уже много лет продают их в ярко-розовых коробках, прилагая к ним мебель, одежду и аксессуары тех же розовых тонов.
А ещё розовый цвет любят сладкоежки, и кондитеры это знают. Попробуйте сами представить себе крем, зефир, пастилу, леденцы, мороженное — с каким цветом они у Вас ассоциируются?
Розовый цвет расслабляет, как никакой другой. Он олицетворяет ласку, любовь, нежность, романтичность, сентиментальность, безответственность, незрелость, детскость и капельку сумасбродства.
Розовый — это «мягкий» цвет — красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета, олицетворяющего активность и энергию, силу и смелость.
Основные качества ребенка, предпочитающего розовый цвет: утонченность, жалостливость, нежность, слабость, робость, сентиментальность, оптимизм.
Обычно розовый цвет предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.
Если ваш ребенок выбрал розовый цвет, значит, он нуждается в более частых проявлениях любви с вашей стороны. Эти дети нуждаются в постоянном тактильном контакте. Поцелуй перед сном им необходим не меньше, чем воздух.

Основные качества ребенка, предпочитающего лиловый цвет: слабость, нежность, одиночество, беззащитность, замкнутость в себе, музыкальность, честность.
Этот цвет обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.

Основные качества ребенка, предпочитающего фиолетовый цвет: фантазия, интуиция, чувствительность, ранимость, богатый внутренний мир, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету).
На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Эти дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

Голубой цвет нравится детям, которые любят свободу, самостоятельность, перемену обстановки, путешествия по новым местам, игры на свежем воздухе и плескание в воде. Ребёнок, предпочитающий голубой цвет, дружелюбен, доброжелателен, легко заводит новые знакомства, но в то же время он довольно серьёзен по сравнению с другими детьми, склонен к задумчивости и внимателен к таким деталям и нюансам происходящих событий, которые другие люди не замечают.
Так же, как и розовый, голубой цвет олицетворяет беззаботность и беспечность, но на этом их сходство заканчивается.
Основные качества ребенка, предпочитающего голубой цвет: беззаботность, беспечность, необязательность и склонность к частой перемене образа жизни.
В отличие от розового, он не «приписан» к людям одного пола и определённого возраста. Обычно голубой цвет предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Постоянная привязанность к синему цвету означает, что ребёнок жаждет покоя. Ему часто нужно отдыхать, он быстро устаёт.
Заядлый любитель синего цвета — это тихий, ласковый, чувствительный и немного боязливый ребёнок. По темпераменту, скорее всего — меланхолик, возможно — флегматик.
Такие дети обычно любят тихие игры, книги и компьютер. Их часто называют «ботаниками».
Основные качества ребенка, предпочитающего синий цвет: концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ, спокойствие, верность.
«Синие» дети — полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей — красным. «Синий» ребенок — спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитает задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. «Синие» дети лишены эгоизма и склонны к самопожертвованию. Из этого типа людей вырастают философы.
Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

Зелёный цвет часто становится любимым на фоне кризисов взросления (иногда — кризиса двух-трёх лет, чаще — «школьного» кризиса шести-семи лет и подросткового кризисного периода). У тех же ребят, которые постоянны в своей любви к зелёному цвету, наблюдаются такие черты характера, как упорство и упрямство, настойчивость и настырность, трудолюбие, гордость, сильная воля, хорошее самообладание, скрытность и желание вести себя по-взрослому. Такие дети нередко чувствуют себя одинокими, не находят взаимопонимания со своими родителями и сверстниками, часто скучают (тоска зелёная!).
Основные качества ребёнка, предпочитающего зеленый цвет: уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности, духовная напряженность, высокий интеллект.
Часто «зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Основные качества ребенка, предпочитающего сине-зеленый цвет: серьезность нрава, сильная воля, педантизм, принципиальность, заботливы к окружающим, боязнь риска.
На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет — индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

Оранжевый цвет несёт в себе энергию и силу красного, смешанную с жизнерадостностью и авантюризмом жёлтого.
Этот цвет восхищает и вдохновляет отчаянных озорников и хвастунишек, живых и горячих, как языки пламени, смелых до бесстрашия и больше всего в жизни любящих бузу в всех её видах и проявлениях. Их девиз: “Больше всего я люблю баловство — Слушаться я не люблю никого!”.
Основные качества ребенка, предпочитающего оранжевый цвет: незаурядная интуиция, возбудимость, мечтательность, богатая фантазия, энергичность, радость.
Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама — этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

Жёлтый цвет полон оптимизма и жизненной энергии. Его любят «солнечные» дети — очень весёлые, бойкие, оригинально мыслящие. Маленькие и большие любители жёлтого цвета никогда не отчаиваются, не унывают и не падают духом. Даже если в настоящем их жизнь не очень-то весела, они надеются на лучшее и мечтают о светлом будущем.
Ребёнок, любящий жёлтый цвет, чрезвычайно свободолюбив, не переносит жёстких регламентов и расписаний. Любые рамки тесны ему, а правила, с его точки зрения, существуют, чтобы нарушать их.
Юный любитель жёлтого цвета очень добр и щедр, наделён отличным чувством юмора, но нередко бывает легкомысленным и безответственным.Основные качества ребенка, предпочитающего желтый цвет: положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм, зависть, ревность, общительность.

Больше всего такие дети предрасположены к творчеству. «Желтый» ребенок — мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как непрактичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.
Если желтый — любимый цвет ребенка, часто это свидетельствует о том, что у него в семье благоприятная и спокойная обстановка. В случае если желтый цвет не нравится ребенку — это говорит о его некоторой замкнутости и сосредоточенности на своем внутреннем мире.

Так же, как те дети, которые предпочитают всем прочим фиолетовый и сиреневый цвета, любители жёлтого цвета — фантазёры и выдумщики. Но между ними есть важное различие — «фиолетовые» дети уходят от реальности в фантазии, а «жёлтые» — воплощают фантазии в реальность.

Сочетание цветов жёлтого и чёрного тревожное. Оно обозначает иррациональное упрямство и негативизм, неудовлетворённую жажду свободы и независимости.
Ребёнок чувствует потребность в ценностях, воплощённых в свойствах жёлтого цвета (см. предыдущие посты), но потребность эта не удовлетворяется.

Маленькие дети до трёх-четырёх лет (а при ЗПР и дольше) предпочитают рисовать именно тёмными цветами — чёрным, тёмно-коричневым, тёмно-синим, так как они наиболее ярко и контрастно выглядят на белой бумаге.

Что же касается цвета солнца и избушки , то такое раскрашивание называется конвенциональным и символической интерпретации не подлежит. Конвенциональное раскрашивание подразумевает окраску предмета в тот цвет, который этот предмет действительно имеет всегда или чаще всего. Солнце — жёлтое, деревья и деревянные дома — коричневые, трава — зелёная, небо — голубое, морковь — оранжевая, зайцы и волки — серые, вороны — чёрные и т.п.

Предпочтение таких цветов и в таком сочетании, как чёрный, серый и коричневый, свидетельствует о серьёзных психологических проблемах.

Коричневый цвет — это затемнённый красный или оранжевый. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается. Коричневый теряет активность и пробивную силу красного. В нём остаётся только жизненность, потерявшая активность. Поэтому коричневый цвет выражает чувственные ощущения тела, сферу инстинктов и простых чувственных радостей — вкусно поесть, мягко поспать и т.д. Коричневый цвет чаще других выбирают маленькие консерваторы, которые ценят домашний уют и семейные традиции.
Основные качества ребенка, предпочитающего коричневый цвет: чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции.
В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.
Если ребенку коричневый цвет неприятен, он скрытен и довольно эгоистичен.

Чёрный цвет символизирует мрачное восприятие жизни. Человек, любящий чёрный цвет, воспринимает жизнь в тёмных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его мечты и идеалы в жизни недостижимы. Если ребёнок предпочитает всем цветам чёрный — это говорит о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее этот цвет, тем сильней угроза психике, тем драматичнее состояние ребёнка.

Если ребёнок рисует чёрным цветом контуры, не раскрашивая их, это нормально. А вот если он любит раскрашивать свои рисунки чёрным цветом, это плохо. Черный цвет, можно сказать, сам по себе цветом не является, он просто поглощает все световые потоки.
Поэтому чёрный — это цвет отрицания, протеста, негативизма, депрессии, замкнутости, подавленности, тревоги, страхов.
К тому же важно, ЧТО ребёнок раскрашивает в чёрный цвет. Это что-то, вероятно, нанесло ему психологический удар.
Основные качества ребенка, предпочитающего черный цвет: подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях.

Как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный — это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка. Ваш ребенок неуверен в себе, ему неуютно и он несчастлив.

Серый цвет, тоже абсолютно противопоказанный детям, означает рутину, беспросветность, безрадостность, отторжение, бедность, усталость.

Выбор в качестве третьего любимого цвета коричневого, особенно тёмно-коричневого цвета в сочетании с чёрным и серым означает физическое истощение, переутомление.
Основные качества ребенка, предпочитающего серый цвет: «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит, рассудительность.
Противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет — это первый признак усталости.

Полосатые вещи любят люди, которые чётко знают, зачем живут, ставят перед собой конкретные цели и достигают их, ощущают себя сильными, способными справиться с любыми житейскими проблемами. Их отличает трезвый взгляд на вещи: жизнь — ведь она тоже полосатая, поэтому разумней спокойно относиться как к удаче, так и неудаче.

Основные качества ребенка, предпочитающего белый цвет : свежесть, ясность, честность, чистоплотность, одиночество, пустота.
Дети, предпочитающие белый цвет, исключительно редки. Выбор этого цвета говорит о наличии абсолютно противоположных черт характера. Вообще белый, серый, черный — это очень взрослые цвета. В детской психологии эти цвета трактуются, как самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает ребенка, вызывает страх, а обилие белого — ощущение пустоты и одиночества). Если ваш ребенок явно предпочитает именно белый цвет, это говорит о его душевной хрупкости, нервной напряженности, часто — об отсутствии любознательности и жизненной энергии. Родителям такого ребенка следует максимально разнообразить жизнь ребенка, отвлечь его, привнести яркие ощущения и цвета.

Несколько примеров консультаций родителей

Елена Логина : “У меня дочке 4 года. С детства отдает предпочтение розовому, голубому и желтому. Красный просто отвергает. А сыну через месяц будет 8. С самого детства любил все красное. А сейчас говорит: Нет красный мне не нравится. Я люблю желтый и синий. То ли под воздействием окружающего мнения, что красный цвет девчачий, то ли в самом деле что-то сменилось в его внутреннем мире…”

Ответ : у Вашей дочери гармоничный характер — все цвета, выбранные ею, дополняют друг друга. Основные черты её характера — беззаботность, веселье, мягкость, доброжелательность, оптимизм, любовь к свободе и самостоятельности. Подробнее о каждом из цветов, выбранных девочкой, Вы можете почитать, если прочтёте тему с начала.
У сына же Вашего произошла смена приоритетов — стремление к бурной деятельности и лидерству (выбор красного цвета) сменилось желанием свободы и покоя (выбор жёлтого и синего цветов). Ребёнок пока в нормальном психологическом состоянии, но ему требуется отдых от регламентированной школьной работы. Хорошо, что скоро праздники и летние каникулы!
А красный цвет ни капли даже не «девчачий»!

Любимые цвета девочек, обычно отвергаемые мальчиками — розовый и сиреневый (лиловый). Красный же цвет как раз нравится мальчикам даже чаще, чем девочкам.

Елена Логина : Спасибо большое! Он и в самом деле устает. У него куча разных дополнительных занятий. Все ему нравится, всем хочет заниматься, если видим что устал, не заставляем идти но все таки видимо устает. А про дочу так и есть! Спасибо еще раз!

Ольга Титарова : А моя дочка (5 лет) любит цвета яркие и разные! Когда в саду подписывали открытку к празднику, нарисовала каждую букву разным цветом. Как-то на занятиях была вместе с ней, надо было рвать разноцветную бумагу на мелкие кусочки и наклеивать на фон. Старалась чтобы рядом не оказывалось кусочков одного цвета. Это о чем-то говорит?

Ответ : эта ситуация абсолютно нормальна для здорового гармонично развивающегося дошкольника, воспринимающего мир во всей его красочности и многообразии. Личность Вашей дочери ещё не сложилась, характер толком не определился, что в пятилетнем возрасте нормально и обычно.

Пример : Моему младшему сыну 3 года. Он постоянно использует только синие, оранжевые, зелёные цвета. А вот потом зарисовывает порой всё чёрным . И говорит, что так красиво.
Рисует в основном кружочки, дорожку с песочком, и колобка, который катиться.

Ответ : детям этого возраста нравится рисовать контрастными цветами. Рисование колобков Вашим сыном типично, так как первая фигура, которую дети рисуют — это круг.
Закрашивание рисунка чёрным цветом после завершения процесса рисования означает, что ребёнок больше не хочет рисовать. Чёрный цвет считается цветом отрицания. Если ребенок рисовал-рисовал, а потом взял и всё чёрной краской замазал, это следует понимать так: «Я устал и мне надоело рисовать!»

Вопрос : Сыну 1г. 8мес. Очень любит рисовать на себе , задирает кофточку, рукава, на ножках. Уже переключился на меня. При каждом удобном случае пытается изрисовать. С чем это связано?

Ответ : Ваш сын — младенец. Он не рисует, а просто калякает. Ему нравится сам процесс проведения линий, всё равно на чём. Плюс, наверное, ощущения от прикосновения грифеля карандаша или стержня фломастера к коже. На Вашем месте я бы такой «боди-арт» запретила, а ребёнку установила границы ; «Вот тебе бумага и картон, хочешь — рисуй на них. Не хочешь — я заберу фломастеры!» Если ребёнок будет продолжать разрисовывать себя и Вас, спрячьте от него фломастеры, ручки и карандаши в недосягаемое место на полгода-год. Подрастёт — поумнеет.

Дети стараются сделать окружающее ярким, контрастным, как можно больше подчеркнуть себя и то, что они делают в этом мире. Потому они и выбирают черный цвет при рисовании, ведь рисуют они обычно на белом фоне – листе бумаги. Если из множества маечек малыш тянется к черной, это не означает, что он подавлен, испытывает негативные эмоции или переживает по какому-то поводу. Просто для его белой кожи это тоже наиболее контрастный вариант. Так и со всеми предметами в его окружении.

В другом случае, выбор ребенка обусловлен логикой. Пусть детской, но логикой. Можно спросить малыша, почему он выбирает черный цвет, например, в рисовании. Некоторые ответят удивительные для взрослых, но типичные для детей вещи: черной краской можно зарисовать все другие цвета, а вот ее уже ничем зарисовать нельзя. Получается, черный цвет побеждает все остальные цвета.

Другой вариант, когда ребята устраивают из рисунка целую игру. В таких играх за черным цветом могут скрываться самые немыслимые вещи. Здесь типичны такие фразы: «А где ? Обезьяна спряталась за черным цветом!». Неужели можно подумать, что играющий и радостный малыш чем-то подавлен?

Выбор вопреки окружению

Еще одной причиной выбора черного цвета из всех остальных являются поступки против окружения. Это может начинаться с кризиса 3 лет, когда впервые появляются негативизм и отрицание, и продолжаться чуть ли не до юности. А у некоторых такие проявления вообще остаются на всю жизнь.

Здесь у детей срабатывает такой механизм действия: «Выберу-ка я тот цвет, который больше всего раздражает учителя», «Возьму черный, потому что он не нравится маме», «Вот все удивятся: все нарядные, а я в !». Иногда именно такие мысли приводят затем подростков к внешнему виду, присущему неформалам, даже если они не солидарны с ними по другим вопросам.

Реакция на происходящее

Дети очень зависимы от внешних изменений окружающего мира. Грязь, слякоть, дождь, деревья, тучи и ветер вполне могут найти отражение в рисунке малыша. Неудивительно, что он вдруг начнет рисовать грязно-коричневыми, серыми, черными цветами. Но стоит выглянуть солнцу и засинеть небу, как малыш снова рисует солнышко в углу листа и яркую траву.

Когда начать волноваться

Конечно, иногда дети используют черный цвет и как выражение своего отношения к происходящему в семье, в детском саду или в школе. Если они видят агрессию окружения, слышат крики, получают случайный или специальный удар, терпят издевательства, у них вполне могут появиться негативные мысли, о которых они по каким-то причинам не хотят рассказывать, но при этом могут выражать их в рисунках.

Нужно спросить у окружающих его детей, родителей этих ребят, воспитателей, учителей и других взрослых о поведении малыша в то время, когда его не видят родители. Когда выявляются определенные проблемы, их нужно решать, самостоятельно или со специалистами-психологами. Если все спокойно, семья живет в любви и согласии, с другими малышами ребенок общителен и приветлив, значит, поводов для беспокойства нет, и нужно просто дать малышу возможность выбирать те цвета, которые ему нравятся.

Ты обращала внимание на цвет, которым твой малыш больше всего любит рисовать? Дети часто привязываются к определенному цвету, и это предпочтение касается всего: от любимого лакомства до игрушки. Психологи считают, что выбор цвета отображает особенности личности .

Мириам Гершон, детский психолог, педагог:
— Если вы хотите узнать точное значение любимого цвета ребенка, следует пройти с ребенком соответствующий тест. Этим занимаются психологи — хромотерапевты. Одним из наиболее популярных цветовых тестов является тест доктора Макса Люшера, который разработал наипростейшую методику определения психологического состояния человека по предпочитаемым им цветам.

Итак, что могут сказать цветовые предпочтения о вашем ребенке?

Синий

Если малыш бросается на все голубое и синее — у него уже взрослое мировоззрение, он ценит равновесие в жизни. Голубой — это цвет, который часто «навязывают» мальчикам. Поэтому ребенок может выбирать его по привычке. Любовь к синим оттенкам отображает умиротворенный характер. Как правило, такие дети редко капризничают, любят созерцать и увлекаются спокойными играми, например, конструктором. Малыш, который тянется за темными оттенками синего, возможно, страдает меланхолией. Он задумчивый, грустный. Может, этот выбор был связан с впечатлением от грустной сказки, которую ребенок прочитал.

Фиолетовый

А в тех случаях, когда дитя выбирает одежду исключительно в фиолетовых тонах, будь уверена: растет будущий актер!

Дети, у которых любимый цвет фиолетовый, часто увлекаются рисованием, лепкой из пластилина. Такие ребята обожают разыгрывать спектакли с друзьями, с удовольствием участвуют в новогодних постановках в детском саду. А еще маленькие любители фиолетового нередко скрытны и хитры. Такой ребенок умеет перевоплощаться в послушного ангела, пошалив.

Желтый

Малыш, который обожает желтый цвет, настроен на огромные жизненные победы. Такой цвет в детстве выбирают лидеры, будущие бизнесмены, политики — влиятельные люди. Любитель желтого умен, у него богатое воображение. Часто такие дети любят фантазировать, играть в стратегические игры в одиночестве . Они послушны, но слишком мечтательны. Иногда их фантазия уводит их далеко, и они затрудняются переключиться на действительность. Но в будущем любителей желтого ждут ошеломляющие победы, серьезная карьера и, возможно, власть.

Желтый — один из оптимальных детских выборов, свидетельствует о благоприятной атмосфере дома и в школе. Некоторые дети просто не выносят эту краску — часто это указывает на дискомфортную ситуацию в семье.

Розовый

Многие девочки любят розовый. Это говорит о женственности, трепете, эмоциональности. Девочки выбирают розовый , потому что этот цвет ассоциируется у них с кукольными нарядами, цветами, детской косметикой. Розовый цвет эксплуатируют производители девичьих игрушек, поэтому привязанность девочек к нему объяснима. Но если мальчик обожает розовый цвет, насторожитесь: такой выбор обычно показывает на слабость, неопределенность, поиск, замкнутость. Нередко розовый любят мальчики, которые чувствуют себя не принятыми и не понятыми в своем окружении. Однако в некоторых случаях мальчики выбирают розовый из-за ассоциаций со сладостями или от повышенной эмоциональности. Кроме того, розовый цвет успокаивает детей.

Красный

Любители красного очень экспрессивны. Привязанность к этому цвету указывает на независимый нрав, лидерство, стремление к популярности и похвале. Такие дети очень энергичны, подвижны, целеустремленны. Они легко обучаемы, быстро начинают читать и писать .

Однако многие ребята, которые обожают бордовые или алые оттенки, бывают неуравновешенными. Обратите внимание на малыша, который внезапно полюбил темные оттенки красного. Гамма от бордо до коричневого в его рисунках часто означает, что ребенку необходим отдых, спокойствие.

Оранжевый

Это любимый цвет прирожденных оптимистов. Такие дети открыты, веселы и разговорчивы. Маленький любитель оранжевого имеет широкий круг товарищей , с легкостью идет на контакт со взрослыми, вызывает у окружающих восторг своей смелой непосредственностью. В отдельных случаях любовь к оранжевому цвету обусловлена нервозностью. Такие дети впечатлительны, и самая незначительная мелочь может вызвать у них истерику. Кроме того, любитель оранжевого, как правило, имеет множество разнообразных увлечений — рисование, спорт, стратегические игры и так далее. Но список его интересов быстро меняется, к каждому хобби он относится поверхностно. Кстати, любовь к светлым оттенкам оранжевого указывает на крепкое здоровье и отличную физическую форму.

Зеленый

Тут все зависит от оттенка. Зеленый цвет довольно сложен. Если ребенок любит салатовый оттенок, это говорит о спокойствии и оптимизме. Такие дети наделены глубоким интеллектом, у них развита фантазия и аналитический ум. Но если дитя предпочитает темно-зеленый цвет, насторожитесь: как правило, его любят замкнутые дети, которые чувствуют себя непонятыми в своей среде. Темно-зеленый обычно любят ребята, которые недостаточно ощущают защиту и опеку родителей. Они боятся перемен, доминирования над собственной личностью.

Наш эксперт — психолог и арт-терапевт Ольга Сапожникова .

Бессозна-тельно

Бывает, что в какой-то момент маленькие дети — обычно мальчики — начинают раскрашивать свои рисунки в основном чёрным цветом. Родителей, особенно мам, это пугает. Для взрослых этот цвет ассоциируется с некоторыми культурными понятиями, несовместимыми с детством: либо с трауром, либо с чем-то мрачным и страшным. Но маленькие дети ещё лишены багажа культурных ассоциаций и воспринимают цвета бессознательно, на более глубоком энергетическом уровне.

В древней китайской символике чёрный — цвет всепоглощающей энергии воды. Это очень сильный цвет. Если даже просто начать рисовать чёрной краской, легко увидеть, сколько в ней силы: она способна перебить и поглотить любой другой цвет. А ещё она очень контрастная, и, рисуя ею на белом листе, можно любой образ сделать чётким и заметным, а значит, придать ему большую значимость.

Интересно

На занятиях по рисованию взрослые люди часто отмечают, что, рисуя чёрным цветом, они ощущают радость и силу дерзновения. Цветотерапевты рекомендуют людям в моменты слабости и уязвимости одеваться в чёрное, чтобы придать себе сил и уверенности.

Проявление силы

Дети интуитивно используют творчество как самотерапию, и важно, чтобы у них была такая возможность. Если ребёнок выбирает какой-то цвет, значит, ему необходимо напитаться энергией этого цвета. Когда мальчик предпочитает чёрную краску, это может говорить о том, что он хочет попробовать свою силу. Это не стремление к разрушению, а потребность испытать ощущение «я сильный, я могу». Мамам бывает непросто встречаться с проявлением детской силы, но ребёнку важно её почувствовать.

При помощи сильного цвета ребёнок может освобождаться от сильных эмоций — например страха или гнева. Мальчик или девочка могут выбрать чёрный цвет, чтобы изобразить то, что они считают важным.

Как реагировать?

Особая любовь ребёнка к чёрному цвету — не повод пугаться и пытаться что-то предпринять. Однако стоит приглядеться к эмоциональному состоянию малыша. Детям нужна поддержка их спонтанных действий, одобрение самого факта самовыражения, интерес к ним со стороны взрослых. Не забывайте показывать ребёнку, что вы замечаете его творчество, что вам нравится его увлечённость рисованием. Можно задать какие-то вопросы о рисунке, не фиксируясь на цвете. Но выражайте свои эмоции осторожно: если мама испытывает ужас при виде чёрного рисунка, ребёнок может этот ужас уловить и воспринять как запрет рисовать чёрным цветом. Не спешите интерпретировать то, что увидели. И помните: сама по себе тяга к чёрной краске — не повод для тревоги. Более того, это значит, что человек знает, что он хочет. Если уж искать причины для беспокойства, то куда хуже ситуация, когда ребёнок рисует нечёткую мазню смешанными цветами.

Памятка для мам

Позвольте ребёнку рисовать той краской, какой он хочет. Предоставьте в его распоряжение и другие цвета, но не уговаривайте работать с ними, пока он сам не решится.

Если вам кажется, что чёрный период в творчестве чада чересчур затянулся и при этом вас что-то тревожит в состоянии ребёнка, обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Если с ребёнком всё в порядке, но его работа с чёрной краской пугает или огорчает маму, то это повод для неё разобраться в себе с помощью взрослого психолога.

Первый читатель

Владимир Лёвкин, певец :

—  Все психологи говорят, что появление чёрного цвета в рисунках детей — это тревожный знак. Я считаю, что надо следить за ребёнком, а главное — любить его. Когда ты любишь, занимаешься с ним, показываешь ему, насколько он тебе дорог, чёрный цвет в детских рисунках не поя-вится.

Рисунок может поведать многое о характере и темпераменте ребенка. Большое значение в чтении детского рисунка имеет цвет. Любимый цвет малыша тот, который преобладает в его личной цветовой палитре – творчестве, одежде, обуви, игрушках и так далее. По полюбившемуся цвету можно определить настроение и самочувствие ребенка, его желания и стремления, наклонности, таланты и так далее. Поговорим об основных цветах, которые нравятся детям и их значении.

Любимые цвета детей и их значение

Психологи говорят, что по цвету фломастеров, карандашей, красок, выбору оттенков одежды и обуви, игрушек и домашнего интерьера можно выяснить характер ребенка, а также определить его личностные особенности.

Цветовые предпочтения малышей меняются, поэтому анализом его любимых цветов лучше заниматься регулярно – раз в три-четыре месяца. Делается это с целью наблюдения за развитием ребенка, а также для выявления изменений в детском характере и нраве по мере его взросления. Зная любимый цвет малыша, вы сможете лучше понимать и чувствовать своего ребенка, улавливать малейшие изменения в его настроении и поведении, догадываться о тревогах, страхах, сомнениях и проблемах.

Синий цвет

Если ребенок любит все голубое и синее, то у него уже сложилось взрослое мировоззрение, его эмоциональное состояние сбалансированное и гармоничное. Любители синих красок любят созерцать, играют в спокойные игры, они рассудительные и внимательные, капризничают редко. Если ребенок тянется к темным оттенкам синего цвета, то он склонен к меланхолии и депрессиям, ему необходима поддержка родителей, он часто глубоко задумывается и грустит. Синие тона говорят о сосредоточении ребенка на его собственных мыслях и чувствах, внутренних переживаниях и самоанализе. Дети, предпочитающие в жизни и творчестве синюю палитру цветов, лишены эгоизма и наглости, они добрые и отзывчивые, склонные к сочувствию и самопожертвованию. У таких деток философский склад ума, они чувствительные и артистичные.

Зеленый цвет

Зеленый оттенок сложен, если ребенок предпочитает светлую зеленую палитру, то он оптимист и деятель. Такие ребятишки наделены глубоким умом, развитой логикой, бурной фантазией и живым воображением. Темные зеленые краски предпочитают дети замкнутые и ранимые, не уверенные в себе, своих силах и возможностях. Зеленые цвета любят дети, лишенные достаточной родительской заботы, опеки и ласки. Тяготение к зеленым тонам – это благородство и честолюбие, идеализация самого себя и окружающего мира, вплоть до самокритичности и негативного восприятия жизни. Такие дети боятся риска и перемен, они не терпят давления и критики в свой адрес. Если вы заметили склонность ребенка к зеленым оттенкам, следует предоставлять ему больше свободы, снизить требования и меньше наказывать, поощрять инициативу и чаще хвалить.

Желтый цвет

Желтый оттенок среди любимых цветов ребенка говорит о радости, оптимизме, стремлении к славе и большим достижениям. Это цвет лидеров, будущих крупных бизнесменов и политиков, успешных деятелей мира финансов. У любителей желтого цвета богатое воображение и фантазия, аналитическое мышление и развита интуиция. Желтые краски выражают благоприятную атмосферу дома и в учебных заведениях, среди родителей, наставников, воспитателей, учителей и сверстников. Дети, которые избегают желтых красок в своем выборе, испытывают дискомфорт в общении и обучении.

Красный цвет

Красные тона говорят об эмоциональности, экспрессивности, чувствительности, энергичности и импульсивности. Привязанность к яркому красному цвету указывает на независимый нрав, сильный волевой характер, активную деятельность, целеустремленность, решительность и лидерские качества. Эти дети быстро учатся, много знают и умеют, мгновенно схватывают и запоминают новую информацию, всегда стремятся к победе. Однако любители красной палитры отличаются темпераментностью, неуравновешенностью и гиперактивностью. Если ребенок вдруг стал тяготеть к темным тонам красного цвета, это значит, что ему необходим кратковременный отдых и покой.

Коричневый цвет

Для детей, выбирающих коричневые цвета в повседневной жизни, свойственны отрицательные эмоции, чувство незащищенности и слабости, физический и эмоциональный дискомфорт. Такие дети склонны создавать воображаемый мир, в котором им уютно, спокойно и легко. Часто коричневый тон выражает инстинктивную сферу и желание простых жизненных радостей. Если ребенок отвергает коричневый цвет, это значит, что он что-то скрывает, обманывает, бывает довольно капризным и эгоистичным.

Белый цвет

Белый цвет среди любимых цветов ребенка свидетельствует о чистоте, нежности и наивности, наблюдательности, чувствительности и эмоциональности. Любители белого оттенка обращают внимание на мелочи и анализируют все, что с ними происходит. Такие дети с детства отстаивают свои позиции и убеждения, мыслят и рассуждают они с философской точки зрения. Отторжение белых красок говорит о неправильном воспитании, нарушении связи с родителями, дискомфорте в общении с родственниками и друзьями.

Черный цвет

Черные оттенки говорят о мрачном и негативном восприятии себя и жизни в целом. Ребенок, выделяющий черный цвет среди остальных, неуверен в себе, несчастлив, мрачен, подавлен, склонен к депрессиям и разочарованиям. Если ребенок выбирает только черный тон, это значит, что он пребывает в стрессе, перевернувшем все его представление о мире, он протестует и боится. Если ребенок раскрашивает свои рисунки черными красками, он находится в драматичном состоянии, сильно подавлен и устал. Чем больше черного в рисунках и выборе ребенка, тем больше негатива в его духовной жизни.

Наиболее важными в определении детского психологического портрета являются три любимых цвета, если они дополняют и подходят друг другу, значит, ваш малыш растет гармоничным и целостным человеком.