Единственный ребенок в семье: как правильно воспитать. Единственный ребенок в семье: особенности воспитания и трудности взросления

Единственный ребенок в семье — избалован и не приспособлен к жизни. Так думали еще в начале прошлого века, когда семьи с одним ребенком были скорее исключением. Современные психологи не спешат соглашаться с такой однобокой позицией. Но все же не исключают, что в воспитании единственного ребенка есть свои особенности. Дело в том, что такие дети нередко окружены любовью, повышенным вниманием и заботой. Все это может сослужить ребенку плохую службу, если родители поставят его в центр семьи.

Все больше семей решают остановиться на одном ребенке. Психологи и социологи говорят об этом, как о новой тенденции, к которой стоит приспосабливаться. Они подчеркивают, что это не хорошо и не плохо. Просто устройство и подход к воспитанию в маленьких семьях будет во многом другой, чем в больших.

С какими проблемами сталкиваются единственный ребенок в семье

    Сильная привязанность к родителям и комфортному маленькому миру, который они создают. Отсюда вытекает страх перед большим миром и проблемы с общением и отношениями.

    Завышенная самооценка и стремление к перфекционизму.

    Нерешительность в принятии решений.

    Нежелание брать на себя ответственность.

Впрочем, единственные дети имеют и свои преимущества. Они ценят дружбу и семейные отношения, трепетно относятся к семейным ценностям и традициям, они интеллектуально развиты и верят в свои силы, которые позволяют им достичь успеха.

А вот проблемы в их воспитания напрямую вытекают из того, какую линию воспитания выберут родители.

Мы подобрали несколько советов, которые помогут сгладить проблемы в воспитании единственного ребенка

Дайте ребенку больше самостоятельности

Когда в семье один ребенок, то все будет вертеться вокруг него. Забота, любовь и внимание к внутреннему миру ребенка — хорошо. Но не тогда, когда это превращается в гиперконтроль. Кстати, он имеет мало отношения к родительской любви, а скорее маскирует их личные тревоги и страхи. Гиперопека душит ребенка, лишает его личности и желания развиваться. Она не обязательно присутствует только у родителей одного ребенка, но у них есть больше возможностей и сил для контроля.

Как воспитывать в ребенке независимость:

    Давайте право выбора с самого раннего возраста. Например, что съесть на завтрак, как отпраздновать день рождение, что одеть на прогулку. Решения должны быть посильны для возраста ребенка. Сначала это может показаться мелочью, когда малыш сам выбирает расцветку для своих колготок. Но именно так формируется умение выбирать, прислушиваться к себе и брать на себя ответственность.

    Не критикуйте выбор ребенка и дайте ему нести ответственность за свой выбор. Соблазн вмешаться и помочь ребенку всегда будет велик, но так он поймет, что каждое его решение будет нести за собой определенные последствия.

    Признавайте право ребенка на ошибку. Ошибки нужны для того, чтобы научиться делать что-то новое. Вопреки распространенному мнению, они помогают развиваться.

Будьте для ребенка родителем, а не другом

Ребенок должен обладать равными правами с другими членами семьи, но при этом видеть в родителях главных взрослых, а не своих друзей. Детям нужны границы, которые не в состоянии выстроить друзья-родители. Они бывают чересчур откровенны с ребенком, делятся всеми своими проблемами, не умеют говорить «нет», дают право голоса в тех вопросах, которые дети не в состоянии решать. Все это делает мир ребенка шатким и ненадежным. А ведь одна из задач родителя — обеспечить психологический комфорт. Поэтому границы в воспитании должны быть, что не отменяет хороших отношений с ребенком. Родителям надо учиться достигать гармонии между этими двумя потребностями ребенка.

Учите ребенка дружить

Братья и сестры в семье учат друг друга договариваться и взаимодействовать. Единственный ребенок в семье этого лишен. Наоборот, он окружен взрослыми, внимание которых сосредоточено на нем. Поэтому очень важно развивать у ребенка социальные навыки.

Общению с другими детьми поможет:

Это поможет единственному ребенку в семье не чувствовать себя одиноким, учиться сотрудничать с другими детьми, а не видеть в них только конкурентов.

Избавьтесь от завышенных ожиданий

Когда в семье один ребенок, на него ложится большая ответственность оправдать ожидания родственников. Все хотят видеть в нем выдающуюся личность и, как правило, не берут в расчет то, что хочет, любит и к чему стремится сам ребенок. Чтобы заслужить одобрение родителей, такие дети стараются изо всех сил. Но во взрослом возрасте это может обернуться кризисом личности и самореализации.

Позвольте ребенку наслаждаться детством, совершать ошибки, искать себя, наслаждаться процессом и пробовать разные занятия. Не культивируйте в нем перфекционизм и стремление быть лучше всех. На самом деле, это убивает творчество и креативный подход. А это главные профессиональные качества для XXI века.

Говорят, те, кто вырос один в семье, всегда завидуют тем, у кого есть братья или сестры. А стоит ли? Некоторые выходцы из многодетных семей могут им возразить: "Да кому вообще нужны братья?" Согласиться с ними мы не можем, однако вот по крайней мере 17 причин считать, что небольшая семья - это замечательно.

1. Не страшно обзавестись собственным жильем

Комфортное времяпрепровождение начинает напрямую быть связано с независимостью, и остаться наедине с самим собой уже не страшно. А в детстве моменты, когда вы возвращаетесь из школы, а дома никого нет, вообще были самыми любимыми.

2. Вы хорошо справляетесь с выбором подарков для близких

Вам не с кем было посоветоваться, когда в детстве вы приобретали что-то на праздник для родителей. Во взрослом возрасте вы понимаете, что это с вами начинают советоваться в выборе.

3. Вы мастер проведения времени в одиночестве

Вам не бывает скучно, потому что вы всегда сможете самостоятельно развеселить себя и придумать, чем заняться. Возможно, это просмотр программ по телевизору, игры на телефоне или чтение.

4. Вам не приходится распределять роли

Собака в «Монополии» — всегда ваша. Какую одежду надеть, собираясь в гости? Выбор только за вами!

5. Выбор — это приятно

Поскольку вы никогда не дрались из-за этого с братом или сестрой, вам на самом деле нравится делить что-то с людьми. Конечно, ты сможешь надеть мое платье! Вот, угощайся чизкейком!

6. Вам никогда не приходилось бороться за внимание родителей

Еще бы, ведь вы их единственный ребенок.

7. У вас всегда была личная комната

И там могло быть настолько грязно или чисто, как вы того пожелаете.

8. Новый опыт

Как ни странно, это также означает, что, когда вы начнете делить комнату в общежитии с соседями — это будет новый и забавный опыт. Вам, например, придется мириться с тем, что нужно гасить свет, когда сосед ложится спать раньше, но вы быстро привыкнете к этим уступкам.

9. Общительность

Вы не будете стесняться заговорить с незнакомцами и подружиться с кем-то. В детстве, когда вы хотели поиграть с кем-то, нужно было искать друзей самостоятельно, и вам приходилось упражняться в общительности, которая теперь может быть такой полезной на занятиях или на работе.

10. Дружба со взрослыми

Вам комфортно разговаривать с людьми, которые старше вас, потому что вы с детства были окружены взрослыми. Возможно, у вас даже много друзей, которые старше вас.

11. Вы не испорчены

Вы всегда с радостью принимали тот подарок, который родители покупали. Вам не на кого было смотреть, чтобы сравнивать и требовать, например, джип для Барби. У вас и так всегда было много подарков на все праздники.

12. Ваши лучшие друзья заменяют вам сестер и братьев

Иногда даже родители привязываются к ним и скучают, если долго не видят их в гостях.

13. Каникулы с семьей — это фантастика!

Пока вы были ребенком, родители наверняка звали с собой родственников или знакомых с детьми, чтобы вам было с кем поиграть. В подростковом возрасте вам разрешали взять кого-то из друзей на каникулы, чтобы не было скучно. А во взрослом возрасте вам нравится путешествовать с родителями, потому что это круто, и вы наконец можете общаться на общие темы.

14. Вы прекрасно приспособлены ко всем условиям

А причина проста: всю жизнь вам приходилось самостоятельно решать возникающие проблемы и справляться с трудностями. Некогда было винить кого-то или искать помощи.

15. Не надо делиться

Вам никогда не приходилось беспокоиться о том, что кто-то съест ваше любимое лакомство до того, как вы его попробуете. Разве что папа мог, но, к счастью, в нем можно было вызвать чувство вины щенячьими глазками — и тогда он купит еще.

16. Право выбора за вами

Вы всегда самостоятельно выбирали, какой фильм смотреть, потому что вы один его и смотрели. Третий раз за неделю «Аладдина»? Да без проблем!

17. Вы обладаете лучшими качествами интроверта и экстраверта

Вы хороши в общении с кем угодно, но в то же время отлично чувствуете себя в полном одиночестве.

«…Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое – то таинственное лицо стучится в нее – гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он – счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни!...»

(стр. 138 Герцен А.И. «Умом и сердцем. Мысли о воспитании» под ред.Монахов Н.И. Москва Издательство политической литературы 1986)

Введение

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Семья – клеточка социального организма, живущая в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толковании положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обыденной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития личности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может однозначного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единственным?»

Больше 60% всех российских семей, в которых есть дети, – это семьи с одним ребенком. Но еще в начале прошлого века такая ситуация была редкостью. И с тех времен за детьми, растущими без братьев и сестер, в нашем представлении традиционно закрепилась не лучшая репутация: избалованные, эгоисты, не приспособленные к жизни… Некоторые из этих стереотипов восходят к трудам австрийского психолога Альфреда Адлера. Еще в 1920-е годы он доказывал, что единственные дети в семье испытывают трудности в общении: не имея братьев и сестер, единственный ребенок «застревает» в своем психическом развитии на стадии, когда весь мир вращался вокруг него. Позже, в 1950-е годы, выступая в поддержку многодетных семей, французский психоаналитик Франсуаза Дольто утверждала, что единственные дети успешны в учебе, но с точки зрения взаимодействия с окружающими это совершенно неприспособленные люди. Работы современных психологов показывают, что единственные дети ни в чем не уступают тем, кто растет с братьями и сестрами, а по успехам в учебе, мотивации и самооценке даже имеют небольшое преимущество. (По материалам http://psychologies.ru )

И все же… Не самое простое испытание – быть единственным объектом любви своих родителей. Да, единственный ребенок в семье наслаждается ею и привыкает к особым привилегиям. Но как сделать, чтобы они не сослужили ему дурную службу в дальнейшей жизни? Очень многое здесь зависит от поведения родителей.

1. Единственный ребёнок в семье.

«Со времени появления «Книги для родителей» Антона Семеновича Макаренко стало привычным представление о некой неполноценности ребенка, выросшего в однодетной семье. Он или эгоист, или излишне заласкан, или несамостоятелен, привык «держаться за мамину юбку». Изменилось ли что – либо с тех пор?» (стр.148 Диалоги о воспитании под ред. Столетова В.Н. Москва «Педагогика» 1982)

Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках, многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители, делая выбор в пользу одного ребенка, выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток времени.

«Всякая истина, как известно, конкретна. Конкретность ее обусловлена временем. С середины тридцатых годов прошло много лет. И каких лет! Не только тяжелейшей в истории войны и невиданных темпов созидания, открытия атомной энергии и полетов в космос. Это были годы духовного становления народа. Его интеллектуального и нравственного повзросления. В сотни раз увеличилось число людей со средним и высшим образованием. Вместе в образованием выросла и культура, в том числе и педагогическая. Неизмеримо усилились средства прямой и косвенной педагогической пропаганды. Все это создало иной, отличительный от тридцатых годов психологический климат семьи. Сделало реальным то, что Антон Семёнович считал «исключительно трудной задачей» (стр.148 Диалоги о воспитании под ред. Столетова В.Н. Москва «Педагогика» 1982)

Да и в теоретическом идеале все так красиво и прекрасно: Указ Президента о материнском капитале, дотационные выплаты многодетным семьям, право воспользоваться строительством дома на выделяем земельном участке и т.д., демографические показатели рождаемости, к сожалению, не повышаются. В чем же причина такой ситуации? Ответов масса.

В психологическом словаре: единственные дети (only children) - дети названные "единственными", с точки зрения порядка рождения, если они не имеют братьев и сестер и одни воспитываются родителями (родителем).

Толковый словарь Живого Русского языка - В. Даль так расшифровывает слово «единственный» - один или единый, чему нет ровни, ни дружки; несравненный; исключительный; одиночный, единичный, лишь один. (slovari.299.ru ›)

Родители единственного ребенка считают, что он не будет нуждаться ни в чем, будет лучше развиваться, и не лишен их внимания, как дети из многодетных семей. Они в чем-то правы, есть и другая сторона медали.

Интеллектуальное развитие единственного ребенка опережает ровесников, он не только раньше начинает говорить, но и читать, поскольку ему родители уделяют много внимания и стараются развить его способности.

Обычно, такой ребенок рано «взрослеет», умеет на равных общаться со взрослыми и выражать свое мнение. У таких детей довольно высокая самооценка. Также, считается, что единственный ребенок вырастет эмоционально устойчивым, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами. [ Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: «Мирт», 2007. – 240 с., c. 33].

Имея много возможностей он может полностью реализовать себя и занять достойное место в обществе.

«Я чувствовал, что меня направляет по жизни не слепой случай, а любящая рука и невидимое отцовское сердце бьется ради меня», – так начинает автобиографию великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным ребенком. Большинство единственных детей растут с глубинным чувством надежности мира и собственной защищенности. Знать, что сердца родителей бьются ради тебя, – что в детстве может быть более обнадеживающим и комфортным? (По материалам http://psychologies.ru )

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприятные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и образованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловажно в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высоким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Характерная черта именно единственных детей - стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). Поэтому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребенок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция. (сайт molodezh79.ru …v…vospitaniya…trudnosti-vzrosleniya )

Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обязательств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

2.Особенности воспитания единственного ребенка в семье.

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и, тем не менее, встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив еще одного ребенка, сразу можно добиться полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка [ Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с., c. 38-40].

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

3. Трудности семейного воспитания единственного ребенка

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблуждение. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родительской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родственниками, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единственного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами семейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любящих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает переживать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка заключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, поэтому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок - действительно сложная проблема воспитания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.

Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамотной профессиональной ориентации и т.п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспринимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единственный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему высокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Однако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отношений в детстве требует у единственного ребенка значительного времени, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.

Родители, у которых всего один ребенок, живут в сильном напряжении. Их ребенок одновременно и первый и последний, он - их единственный шанс проявить родительские способности, поэтому они стремятся выполнить все правильно.

Большинство единственных детей четко себя осознают (это относится и к первым детям, которые некоторое время тоже были единственными). Их самовыражение и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются [ Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2007. – 217 с., c. 185-187].

Пользуясь повышенным вниманием и поддержкой родителей, они могут быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто считаются со своим мнением в гораздо большей степени, чем с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды других.

4. Проблемы современной семьи с единственным ребенком.

В настоящее время, когда повысились требования к воспитанию подрастающего поколения, значительно возросла общая культура семьи, необходимо поднять научный уровень педагогики семейного воспитания школьников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогическую основу.

Семья, хотя и является ячейкой общества, отличается известной уединенностью, интимным характером жизни и отношений, индивидуальным укладом.

Семья, являясь своеобразным коллективом, должна сформировать у ребенка ко времени поступления его в школу коллективистскую направленность, не допустить развития эгоистических черт, позаботиться о реализации этой задачи в практике семейного воспитания.

В значительном числе семей взаимоотношения взрослых и детей в повседневной жизни и в разных видах деятельности складываются таким образом, что ребенок становится в положение пассивного объекта воспитывающих и обучающих воздействий взрослых, общение ребенка со взрослым бывает малосодержательным и однообразным. В этих условиях затрудняется формирование ребенка как члена семейного коллектива и коллектива детской группы, затрудняется установление близости между родителями и ребенком, что может иметь особенно пагубные последствия в недалеком для ребенка и родителей будущем. Создание нравственного микроклимата в семье, способствует эмоционально-нравственному развитию детей младшего школьного возраста (Л. В. Загик).

В нравственном воспитании ребенка родителей обычно затрудняет осуществление воспитания начал дисциплинированности, послушания. Н. А. Стародубова справедливо рассматривает послушание как эмоционально-осознанное активное поведение ребенка и на основе знакомства с достоинствами и ошибками семейного воспитания показывает, как необходимо в семейном воспитании, учитывая возрастные особенности, изменить положение ребенка в семье (от пассивного к активному участию в жизни семьи) и непременно способы воздействия на него [ Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания: Советы родителям // Воспитание школьников. – 2005. - №3. – С.46-48. , c. 47].

Организация совместных с родителями занятий с младшими школьниками, обогащает жизнь детей и положительно влияет на их нравственное и умственное развитие и способствует (при определенном педагогическом руководстве) воспитанию у него гуманных форм поведения и отношений.

Если в семье, часто с помощью детского сада, существенное внимание уделяется всесторонней и специальной подготовке дошкольников к школе (особенное семье), но их нравственно-волевая подготовка нередко явно недостаточна, что отрицательно сказывается на учении и поведении первоклассников в школе.

Зачастую каждый из родителей пытается сделать из своего единственного вундеркинда, загружая тем самым ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало. Напротив - принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может "застрять" в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, "мама лучше знает, что мне надо". На выходе - социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.

Практика показывает, что родители единственных детей по-разному относятся к необходимости устанавливать ребенку четкие границы-"рамочки". Некоторые так никогда и не научатся говорить своему единственному "нет", предупреждать различные детские "безобразия". Взрослому легче самому убрать за ребенком разбросанные игрушки, вытереть запачканный стол, тем самым вольно и невольно поддерживая ситуацию "избегания взросления". В результате родители единственных детей часто "валятся с ног" от любимого чада как от тяжелой работы, чувствуют себя замотанными и обескураженными.

Положение единственного ребенка способствует раннему психологическому созреванию: постоянно участвуя в жизни взрослых, он рано учится анализировать поступки других людей, начинает проявлять интерес к интеллектуальной деятельности, например к чтению. С другой стороны, ранняя психологическая зрелость может быть следствием моральной и психологической нагрузки, которую перекладывают на ребенка родители. Положение становится особенно деликатным, если он живет в неполной семье (чаще всего – с мамой). Мама, полностью поглощенная заботами о своем ребенке, склонна строить с ним эгоистичные отношения, что может привести к смещению ролей. «Если девочка становится маминой лучшей подружкой, то мальчик, которого мать чрезмерно окружает своей нежностью, бессознательно превращается в ее запретного любовника. И это результат естественной логики развития их отношений: чем сильнее самой маме не хватает любви, тем более страстными будут ее отношения с сыном. Какими могут быть последствия? Став взрослым, сын будет по-прежнему держаться за маму, бояться жизни и коллекционировать свои любовные неудачи: ведь ни одна женщина не сравнится с той, которая любила его так беззаветно! «В такой семье мальчик от рождения «женат» – на своей маме», – комментирует Анна Скавитина. У девочки могут возникнуть проблемы иного рода. Полностью идентифицируя себя с матерью, она становится ее зеркалом, отражением ее бессознательных желаний. «Нередко в подростковом возрасте дочь и мать превращаются в настоящих соперниц. Для того чтобы освободиться от влияния матери и обрести независимость в такой ситуации, подросток не может найти другого пути, кроме открытого конфликта» [ Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с., c. 160-161].

Чувствуя на себе такую ни с кем не разделенную ответственность, взрослея, ребенок будет либо яростно защищаться от других людей, либо, наоборот, постоянно обо всех заботиться, станет образцовой «жилеткой». Поэтому маме, которая воспитывает ребенка одна, стоит подумать, есть ли у нее в жизни собственные интересы, остается ли время лично для себя, продолжает ли она вести интимную жизнь. «Дело не только в интимной стороне: важно, чтобы мать жила полноценной жизнью, не замыкаясь исключительно на ребенке и не «посвящая ему всю свою жизнь», – поясняет Александр Венгер [ Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1991. - №4. – С. 17 – 29., c. 18-20].

Подводя итог нельзя сказать, что быть единственным ребенком это хорошо или плохо – главное родителям воспитать ребенка «правильно», способствовать его общению с другими детьми и сверстниками. Иногда бывает тяжелей воспитать одного ребенка, чем двоих или троих детей. Если родители понимают своего ребенка, он растет не хуже других детей и может быть более развитым, ответственным и внимательным к родителям.

Определяя задачи на будущее, следует отметить ряд важнейших вопросов, решение которых направлено на значительное совершенствование воспитания детей в семье.

Продолжая систематическую работу с родителями в плане умственного развития детей и подготовки их к школе, необходимо активизировать поиски специфики этой работы, не допускать имеющего место в практике копирования, повторения в семейных условиях форм и методов обучения, практикуемых в школе.

В нравственном воспитании представляется важным больше уделить внимания вооружению родителей знаниями и умениями в области воспитания у детей привычек культурного поведения, формирования гуманных, коллективистических проявлений, воспитания начал патриотических и интернациональных чувств, шире используя для этого специфические условия жизни семьи (совместный труд, досуг, игры и др.).

Необходимы комплексные исследования педагогов, психологов, социологов и врачей в области всестороннего - физического, нравственного, умственного и эстетического - воспитания детей дошкольного возраста при решении стержневой задачи - тесного единства начал идейного, нравственного и трудового воспитания.

Итак, единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно – в силу возраста – относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают не способны на смелые, решительные поступки.

Ребенку вообще вредно чувствовать себя центром Вселенной, вокруг которого вращаются планеты-спутники - его семья.

А в однодетных семьях это почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.

Далеко не последняя причина подростковой инфантильности, воспитание единственного ребенка в семьях, когда гиперопека взрослых не дает ему нормально повзрослеть. И он, будучи эгоистом, уверен, что быть взрослым значит иметь массу прав и почти никаких обязанностей.

В связи с этим родители должны задуматься о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка, а именно цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём.

Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.

1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

3. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.

4. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

5. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

6. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан.

7.Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

8. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

9. Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

10. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

11. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

12. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

13. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.

14. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

15. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

Один ребенок в семье

Интервью с Ириной Яковлевной Медведевей, практиком психологом, вице - президентом Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, публицистом, членом Союза писателей России.

Ирина Яковлевна, как влияет на психику ребенка то, что он растет в семье один. Какие плюсы и минусы у этой ситуации?

Я не согласна с общепринятым мнением, что для ребенка это обязательно очень вредно. У меня есть знакомые, которые воспитывались в многодетной семье и выросли эгоистами, и друзья, которые были единственными детьми, но стали очень отзывчивыми и общительными людьми. Я хорошо знаю одну семью, где растет трое мальчиков. Так вот, старший привык во всем помогать матери, средний равнодушен к делам семьи, а младший - законченный эгоист. Поэтому, мне кажется, что та жесткость, которая существует в этом вопросе, не соответствует истине. Совсем не обязательно, если ребенок растет один в семье, он станет эгоистом. Хотя, конечно, если мы рассмотрим по-настоящему многодетную семью, где четверо-пятеро и больше детей, то в таких семьях почти никогда не вырастает детей, замкнутых на себе.
Если говорить о плюсах и минусах воспитания единственного ребенка, то дети, у которых есть братья и сестры, совершенно по-иному воспринимают жизнь. Во-первых, у таких детей выше "уровень защиты", чем у ребенка, который растет один. Малышей защищают братья и сестры. И даже в том случае, если старшие реально не могут защитить младшего, поскольку сами еще малыши, младший все равно ощущает защиту, он чувствует, что не один. Ребенок уже не боится, что его могут обидеть хулиганы. Да и таких детей, как правило, не обижают. Задиры обычно не пристают к малышам, у которых есть братья или сестры, поскольку знают, что последние обязательно вступятся.
Кроме того, сегодня детей крайне редко отпускают на улицу, поэтому братья и сестры обеспечивают ребенку необходимое детское общество, становятся товарищами по играм.

Отсюда вытекает следующий вопрос: не возникает ли у единственных детей чувства одиночества?

Конечно, возникает. Именно поэтому подавляющее большинство детей просят родителей подарить им братика или сестричку. Но, конечно, если уж так получилось, что ребенок в семье один, взрослые просто обязаны компенсировать ребенку отсутствие братьев и сестер, организовав какое-то детское общество. Я уже сказала, что сегодня детей мало отпускают на улицу, поэтому родители должны разрешить ребенку принимать гостей. И важно, чтобы инициатива исходила от самих мам и пап, поскольку ребенок не может приглашать к себе других детей без их разрешения. А сейчас, к сожалению, есть родители, которые не любят приглашать друзей ребенка к себе домой, притом, что прекрасно знают о чувстве одиночества у малыша. Взрослые предпочитают включить ребенку телевизор, видеомагнитофон, компьютер, лишь бы не принимать у себя чужих детей.

Существует мнение, что единственные дети более развиты по сравнению с детьми из многодетных семей, поскольку им больше уделяется внимания, ими больше занимаются, усиленно развивают. Насколько оправдано такое мнение?

Думаю, что это тоже все очень индивидуально. В многодетных семьях дети сами развивают друг друга, младшие тянутся за старшими. Да и потом сейчас так много родителей, которые и об одном-то ребенке почти не заботятся. И, наоборот, я знаю многодетную семью, где 8 детей, и все дети очень развиты, играют на музыкальных инструментах, изучают языки, живопись, танцы. Сейчас вообще очень много мифов о воспитании детей. В том числе и миф о том, что ребенок, который растет один, якобы получает больше: больше внимания, тепла, общения.
Видите ли, зачастую одного ребенка рожают эгоистичные родители, которые не склонны дарить собственные силы, время кому-то, даже собственному ребенку. Так что, как раз очень может быть, что такой ребенок не дополучит от родителей любви и внимания. А ведь любовь очень тесно связана с развитием души, эмоциональной сферы.

Бытует мнение, что единственного ребенка легко избаловать. Это так?

Обычно, да. Особенно, если это поздний ребенок. Вокруг малыша начинают крутиться все родственники, не только отец и мать, но и бабушки, дедушки. Если так получилось, что ребенок в семье один, родители обязательно должны корректировать эту ситуацию, понимая, что есть опасность детоцентризма. Родители должны особое внимание обращать на то, чтобы ребенок охотнее делился. Ребенку из многодетной семьи волей-неволей приходится делиться, а ребенок из однодетной семьи может вырасти жадным. Поэтому необходимо усилить внимание в этом вопросе.
Единственный ребенок может часто жаловаться на свое самочувствие, постоянно требовать игрушки, а когда подрастет - модные вещи. В таком случае родители должны в буквальном смысле искать ситуации, когда ребенок мог бы о ком-то позаботиться, чем-то поступиться, от чего-то отказаться. Иными словами, взрослые должны искусственно создавать те ситуации, которые в многодетных семьях возникают естественно.

Какие проблемы могут возникнуть у такого ребенка в коллективе?

Проблемы, связанные с тем, что единственному ребенку обычно трудно делиться и уступать. Ведь малыш привык к тому, что его окружают взрослые, которые во всем уступают маленькому. И вот когда ребенок попадает в детский коллектив, он по привычке ведет себя так, будто его окружают взрослые. Тут-то и начинаются конфликты, столкновения. Однако у ребенка, родители которого с самого начала корректируют воспитание, таких проблем не возникает - ребенок уже умеет общаться со сверстниками и понимает, что дружба во многом строится на компромиссах.

Многие мамы и папы полагают, что единственные дети конкурентные, поэтому у них сильнее развиты лидерские качества.

Это скорее качества псевдолидерства. Лидерские качества как раз лучше развиваются в многодетной семье, поскольку лидерство всегда связано с умением выслушать других, уступить и всех расставить на свои места. А это скорее умеют дети, у которых есть братья и сестры. Поэтому если говорить о лидерстве, думаю, что в многодетной семье больше вероятности формирования лидерских черт у ребенка. А вот если ребенок привыкает, что мир крутится вокруг него, у него могут появиться качества выскочки, псевдолидера: малыш во всем должен быть первым, главным, всегда выигрывать, занимать ведущие места в играх и т.д.

Сегодня нередко возникает ситуация, когда родители фактически оставляют ребенка на воспитание бабушки и дедушки, и таким образом теряют авторитет в глазах ребенка. Как родителям выстраивать отношения с ребенком, если малыш начинает относиться к маме и папе, как к братьям и сестрам?

В любой ситуации, связанной с воспитанием, с проблемами ребенка, виноваты, прежде всего, сами родители. Если родителям нравится быть юношами и девушками, то они обычно и играют с ребенком в равенство, просят называть их по именам, встают "на одну доску" с малышом. Соответственно начинают себя вести бабушки и дедушки. Когда они видят, что молодые мама и папа не хотят занимать место родителей, то они очень часто берут на себя главенствующую роль. А если новоиспеченные мама и папа желают сразу перейти в ранг родителей, то это видят и чувствуют бабушка с дедушкой, и начинают иначе относиться к своим детям, перешедшим в другую категорию. В таком случае авторитет родителей не бывает задет в глазах ребенка.

Отличается ли поведение единственного ребенка, попавшего в какую-то экстремальную ситуацию, например, в агрессивный коллектив, от поведения детей из многодетных семей?

Думаю, дети из многодетных семей скорее встанут на защиту слабого, обижаемого. Поскольку у них есть такой навык. Дети, у которых есть братья и сестры, легче уступают, не "лезут в бутылку", поэтому им проще находить выход из сложных, спорных ситуаций. Такие ребятишки в силу жизненных обстоятельств привыкают быть более терпимыми, снисходительными к инакости других детей, к неприятным выходкам братьев и сестер, к тому, что у них могут отнять игрушку, съесть их кусок шоколадки и т.д. Так что, конечно, детям из больших семей легче уживаться в любом коллективе.

А как в данном случае можно подготовить ребенка, чтобы он не пострадал?

Подготовить ребенка можно, обеспечив ему детский коллектив. И лучше, чтобы это были не только сверстники, но и младшие, и старшие дети. Кроме того, отличным подспорьем для родителей может стать хорошая детская литература, в которой рассматриваются самые разные ситуации. Ведь детская литература существует, в том числе, и для того, чтобы ребенок усваивал самые разнообразные модели поведения. Если же у ребенка какие-то серьезные проблемы в общении с детьми, стоит прибегнуть к ролевым играм, к сценкам с куклами. Родители вместе с ребенком могут разыгрывать сценки подобные тем, которые вызывают трудности у малыша, и предлагать наиболее безболезненные выходы из конфликтных ситуаций.

Будет ли ребенок переносит положение однодетности на свою будущую семью?

По-разному может быть. Я, например, знаю несколько людей, которые выросли в однодетной семье, и именно поэтому стремились иметь большую семью, так как всегда мечтали о большом количестве родственников. И, наоборот, у меня есть знакомая, выросшая с шестью братьями и сестрами, которая призналась мне, что она могла бы иметь много детей, но родила лишь одного малыша, потому что устала быть старшей сестрой. Думаю, здесь нет жесткого правила.
Но, по моему мнению, многодетная семья - это огромное счастье. И если родители правильно строят отношения, это радость и для детей.

Интервью взяла: Кристина Сандалова

Семьи бывают полные и неполные, однодетные и двудетные, нуклеарные и трехпоколенные, основанные на повторном браке родителя… Сегодня давайте посмотрим на особенности воспитания единственного ребенка в полной двухпоколенной (нуклеарной) семье, состоящей из папы, мамы и ребенка.

Какие плюсы и минусы

Однодетные семьи преобладают в российской жизни (в особенности в больших городах) уже на протяжении нескольких десятилетий. Конечно, единственные дети могут рассчитывать на большее внимание и заботу, обожание, уступчивость и любовь. Родители могут быть ближе к ребенку, активно развивать его способности и природные задатки, водить в художественные студии, творческие и спортивные центры, учить своего единственного языкам… Но велик и соблазн «перегнуть палку» по части любви и заботы. По мнению специалистов, в однодетной семье чаще наблюдается культ ребенка, когда вся жизнь взрослых сосредоточена вокруг единственного «сокровища», и в семьях с единственными детьми промахи и ошибки родителей оставляют более яркий след в их личности.

Проблемы единственного ребенка семье

Вот ребенок старается сделать что-то самостоятельно - но помощь уже идет, всегда найдется кто-нибудь, кто избавит «маленького лорда» от трудов. Вот ваш единственный пытается выяснить отношения со сверстником на детской площадке - они бы и сами договорились, однако взрослые уже спешат на помощь. Нередко родители единственных детей не дают им принимать решения и воплощать свои намерения - во всем, начиная от выбора еды и одежды и заканчивая самостоятельным решением регулярно возникающих мелких проблем. А ведь все это помогает растущим людям обретать опыт «вставания на собственные ноги».

Зачастую каждый из родителей пытается сделать из своего единственного вундеркинда, загружая тем самым ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало. Напротив - принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может «застрять» в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, «мама лучше знает, что мне надо». На выходе - социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.

Практика показывает, что родители единственных детей по-разному относятся к необходимости устанавливать ребенку четкие границы-«рамочки». Некоторые так никогда и не научатся говорить своему единственному «нет», предупреждать различные детские «безобразия». Взрослому легче самому убрать за ребенком разбросанные игрушки, вытереть запачканный стол, тем самым вольно и невольно поддерживая ситуацию «избегания взросления». В результате родители единственных детей часто «валятся с ног» от любимого чада как от тяжелой работы, чувствуют себя замотанными и обескураженными.

Если единственный ребенок с рождения окружен лишь взрослыми, в детский сад или в школу он приходит с низким потенциалом социальной адаптации в обществе ровесников. А если к тому же привыкший к своей исключительности человечек пытается «построить» и сверстников, горькое разочарование может наложить серьезный отпечаток на его дальнейшую «карьеру». Дети, наверное, инстинктивно предчувствуют что-то в таком роде. Думаете, случайно единственные дети часто настойчиво просят «купить» им братика, сестричку, собаку?.. Им часто отчаянно не хватает общества равных.

Проблемы воспитания единственного ребенка в семье

Жизнь единственного ребенка не так и легка в нынешнем мире стрессов и эмоциональных нагрузок. Часто они оказываются вовлеченными в сложные взаимоотношения собственных родителей. В результате - закладываются основы серьезной эмоциональной и психологической травмы. Поэтому так важны широкие социальные связи однодетной семьи - бабушки, дедушки, двоюродные и троюродные братья и сестры, семейные друзья для устранения проблем в воспитании ребёнка…

Единственным детям труднее адаптироваться к любым изменениям эмоционального баланса в семье. И здесь незаменимы ролевые игры - в том числе классическая «Игра в дом». Кстати говоря, при правильно найденном подходе мальчики строят собственную «семью в семье» не менее охотно, чем девочки. На вкладке к следующему номеру мы разместим набор бумажных фигурок - членов «игрушечной» семьи для самодеятельных игр с ребенком: «Семья дома», «День рождения», «Поездка в отпуск» и т.п. Играя вместе со своим ребенком, вы узнаете много нового о его представлениях об устройстве семьи и семейном взаимодействии.

Если ребенок обладает некоторым игровым опытом, скорее всего, он сам выберет сюжет для «игрушечной» семьи, будет пытаться реализовать свой замысел, создаст игровые ситуации с фигурами. Взрослый же может стать равным партнером ребенка - не сомневайтесь, он это оценит!

Какими домашними делами займутся члены «игрушечной» семьи? Может, игрушки отправятся в отпуск к морю или станут готовиться к дню рождения? Следуйте за развитием сюжетной линии, задаваемой ребенком, а свои идеи к развитию сюжета предлагайте исключительно из игровой роли. К примеру, семья собралась было в гости, а у игрушки-ребенка, чья роль досталась вам, поднялась температура. Ребенок сам разовьет ход игры в связи с новыми сюжетными подсказками. Объедините сразу несколько игровых сюжетов… и играйте на здоровье!