Древнерусская национальная одежда свадебная женская. Традиционные свадебные наряды из разных стран мира

Глава 6. Русские народные свадебные костюмы

Русский народный костюм жениха

В целом, свадебный костюм жениха почти не отличался от праздничного костюма женатого мужчины.

Шапка – интересный атрибут костюма жениха.

Раньше, выходя на улицу, головной убор обязательно надевали и женщины, и мужчины. Но в отличие от женщин, которые не имели права снимать головной убор даже дома (кроме своей комнаты), представителям сильного пола полагалось обнажать голову в любом помещении, и если какой-то мужчина этого не делал – считалось оскорблением дома. Однако жених вопреки этому правилу почти всю свадьбу носил шапку даже в помещении (за исключением венчания в церкви, да и то, во Владимирской губ. женихи венчались в шапках). Во многих регионах на застольях выводного и приводного стола жених сидел в головном уборе, и только после начала основного пира с него снимали шапку.

Кроме того, вопреки повседневному этикету, ни перед кем жених не снимал шапки и никому не кланялся, за редкими исключениями. В Домострое подчёркивается, что если жениху всё-таки нужно поклониться, он должен изловчиться сделать это, не уронив шапку с головы.

Обычно жених в любую погоду носил нагольную шапку (сшитую из шкуры кожей наружу). Либо шапку с меховой оторочкой, реже простую круглую шапку. А вот так хорошо знакомые всем картузы (головные уборы типа кепи с цветком), в которые так любили наряжаться колхозники из советских фильмов – это лишь дань моде тех времён.

В некоторых губерниях важной частью костюма жениха был красный плат (большой платок). Обычно его складывали по диагонали, накидывали на плечи, закрепляли булавкой (напоминает плащ).

Ко дню свадьбы жених получал в подарок от невесты детали костюма, которые она сама недавно сшила для него: рубаху и порты.

Рубахи в русской культуре можно разделить на два основных типа: с прямым либо косым разрезом на вырезе (косоворотки). Самым архаичным является туникообразный прямой покрой, ровный вырез горловины с разрезом посередине. При этом рубаха шьётся из трёх кусков ткани шириной около 40 см каждый – именно такую максимальную ширину выдавали древние ткацкие станки. У готового изделия получаются два вертикальных шва спереди и сзади, что делает мужчину статным и зрительно придаёт рост.

Белая ткань рубахи с обильной красной вышивкой, красная рубашка с вышивкой – это распространённые праздничные одеяния.

Под праздничную рубаху могли надевать нижнюю (нательную).

Порты делались не столь ярких расцветок, обычно они не орнаментировались.

Обязательным атрибутом костюма и оберегом был пояс, кожаный либо тканый широкий (кушак), который закреплялся поверх рубахи.

Знатные люди поверх рубахи надевали и верхнюю одежду (шуба, свита и др.).

Русский народный наряд невесты

Как мы говорили, на русской народной свадьбе женщина имела два наряда – девичий и женский. Последний мало чем отличался от праздничного наряда, а первый во многих случаях был похож на обычный девичий наряд, но не по цветовому решению, а по форме предметов.

Русский женский праздничный наряд – многослойная одежда, могла состоять из следующих частей.

Предметы одежды:

Нижняя рубаха (рубаха, сорочица). Сложенный пополам кусок ткани с отверстием для головы и широкими вшитыми рукавами – это простейший, базовый вариант. В этнографических коллекциях встречаются и более утончённые изделия со вставками, вытачками по фигуре и т. д. Часто рукава были очень длинными («долгорукавка»), до пола (важный атрибут обрядовой одежды). Ворот – гладкий с пуговицей или собранный на шнурке (это удобно, когда женщина станет кормящей матерью). По подолу, воротнику, рукавам рубашку украшали обережной вышивкой, значение которой огромно, ведь эта часть наряда была ближе всего к телу, а значит, защищала и душу новобрачной.

Вторая рубаха (необязательный атрибут). Некоторые женщины в дополнение к нижней одевали ещё одну рубаху из более дорогой ткани. Рукава любой верхней рубахи делали примерно на 20 см длиннее руки, чтобы потом присборить и зафиксировать обручьями (браслетами), либо (позднее явление) делали манжет с пуговицей.

Понёва либо сарафан – что надеть на свадьбу, зависело от местных традиций.

Сарафан в русских источниках впервые упоминается в XIV веке – тогда он был и женской, и мужской одеждой. До XVII века его носили с рукавами. Позже зачастую верх делался на бретелях, но иногда и просто как безрукавка.

Понёва – архаичная, старославянская деталь одежды. Она состоит из трёх тёплых полотнищ, прикреплённых к шнурку-гашнику. В отличие от повседневной, праздничная понёва часто украшалась орнаментом.

В тех регионах, где сарафаны не носили, до замужества женщины одевались в подпоясанные рубахи с передниками, после замужества к этому набору добавлялась понёва.

Передник (занавеска) – напоминает фартук. Его часто вышивали теми символами, что были приняты в данной местности.

Пояс – важный элемент костюма и оберег. Женщины носили неширокие тканые пояса.

Шуба (тулуп).

Для невесты предусматривались вышеперечисленные предметы одежды в двух комплектах. За исключением сорочки, которая должна быть единственной; носить её невеста должна во время всей свадьбы, да ещё и потом на всех праздниках.

Первый комплект – для «печальной» части свадьбы. Цвета – белый или чёрный, допустимы небольшие вкрапления других цветов. Другой – для весёлой части свадьбы. Он ярких цветов (красный, жёлтый), бытовали варианты с набивными рисунками.

Обувь – закрытая.

Головной убор.

Для девушек: головной убор с открытой маковкой (венец, повязка). Один из видов венца, коруна, наверное, самый эффектный девичий головной убор, она напоминает корону, но некоторые модели похожи на кокошник. К убору полагался плат (покрывало, дымка, фата) – аналог современной фаты.

Для жён: закрытый головной убор (кичка, сорока, кокошник). Кичка была древним и повсеместно распространённым на Руси головным убором. Её подвид – сорока (характерная для центральных областей России). Кокошник намного моложе кички, зато за четыре века своего существования он пережил бурный расцвет.

Ювелирные украшения: серьги, бусы, браслеты, подвески на пояс.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». Г. С. Седов. Фрагмент. Здесь мы видим девичьи головные уборы. Они представляют один из типов венцов – «коруны».

Образ русской невесты дополняла причёска:

до свадьбы – коса;

в первую половину свадьбы – распущенные волосы, укрытые под фатой-покрывалом;

после повивания – две косы, завитые в пучки, спрятанные под закрытым головным убором.

Подробнее поговорим о женских головных уборах. Изначально кокошником назывались только головные уборы с «дном», в которое замужние дамы прятали свои косы. Те, что мы видим на рисунках предыдущей страницы, в старину назывались не кокошники, а венцы. Известно два основных вида венца: первый имел в своей основе обруч, проходивший от лба до темечка, а второй был похож на нимб, окружающий лицо. Если у венца были «терема», т. е. возвышения, лучи, зубчики, то его называли «коруна».

По словам Р. М. Кирсановой, с течением времени кокошником также стали называть и венцы, если у них был высокий гребень38. Точно также поступают и современные люди: если видят головной убор в форме полукруга на голове, сразу говорят, что это кокошник.

В начале XX века кокошник пережил яркую вспышку славы. Его стали носить даже заграницей – это были светские леди, которые прониклись стилем «а-ля рюс» благодаря волне русской иммиграции. Историк моды А. Васильев пишет, что кокошник в 20-30-е XX в. был в арсенале модниц всего мира, в том числе, им дополняли свадебный костюм (см. фото Пегги Фиш, стр. 235). Эта вспышка славы кокошника, наверное, была последней, потому что вскоре он, как и другие сложные старорусские уборы, перестали надевать даже по праздникам в деревнях.

Магические символы

Какими символами было принято украшать костюмы?

Ощущение себя подобным миру позволяло древнему человеку быть в гармонии. Помогал наряд, в котором головной убор символизировал верхний мир (небо), средний (воздушное пространство между землёй и небом), подол – землю. Опасный нижний мир (подземный) в костюме не показывали, т. к. живой человек ему не принадлежал.

Символика верхнего мира хорошо видна в женских головных уборах. На них можно увидеть солярные знаки (схематичное изображение солнца).

К головным уборам нередко крепили височные подвески («рясны»). А также изящные сеточки, сплетённые из ниток с бисером или жемчугом (поднизь, обнизь, ряска). И то, и другое – символы дождя.

Некоторые формы кокошников и венцов напоминают солнечный ореол вокруг женского лица.

Венок из живых или искусственных цветов – один из вариантов русского свадебного убора. В некоторых песнях поётся, что венок светится, и становится понятно, что этот убор в форме круга считали символом солнца.

Отдельно стоит сказать о «рогатых» головных уборах. Их происхождение уходит корнями в древность, знакомы они всем восточным славянам. Первое упоминание о кичке датируется ещё 1328 г. Кичка бывает двурогая, а кокошник – однорогим, реже двурогим (либо безрогим разной формы). Рогатые головные уборы носили только замужние женщины – старожилы говорили, что это изображение рогов коровы – символа богатства. Однако, согласно воззрениям выдающегося учёного А. Н. Афанасьева, корова является вторичной ассоциацией, в то время как символика Месяца является первичной: «Луна названа коровою под влиянием старинного уподобления серпа молодого месяца золотым рогам. Рога месяца влекли за собою мысль о рогатом животном». Если кичку считать символом месяца рогами вверх, то кокошник в форме полумесяца изображает его рогами вниз.

Рогатая кичка из костюма Рязанской обл. 1900-е гг.

Кроме того, к верху костюма относятся плечевые вышивки, в которых часто изображали звёзды (иногда они принимали форму цветков). А также коловраты (свастики) – это один из способов изобразить солнце или огонь.

На костюмах вышивали коньков, деревья – благоприятные символы.

Подол рубах украшали символами плодородия. Например, ромбами – это схематичное изображение поля.

В середине наряда располагался пояс – оберег, на котором могли изобразить самый важный для хозяина одежды символ. Если ткань верхнего предмета одежды была очень дорогой, стремились предохранить её от истирания, и пояс надевали под неё.

Что интересно, все эти правила неизменно верны для женской одежды. Однако мужской наряд часто был «перевёртышем» по сравнению с женским: наверху костюма (у горловины, на плечах) изображали символы земли, а верхний мир оказывался внизу. Так было не всегда. Возможно, это показывало противоположную природу мужчины и женщины.

В XIX–XX вв. в некоторых районах появляется новое поверье: якобы свадебный наряд лучше шить из однотонных тканей без рисунков и вышивки, чтобы жизнь была «ровной», обручальные кольца тоже выбирали гладкие. Новое суеверие на какое-то время даже потеснило традицию, и дошло до того, что в моду вошли свадебные платья не только без рисунков, но ещё и неярких, спокойных цветов, чтобы супружество было «спокойным».

Из книги У них что-то с головой, у этих русских автора Лаурен Анна-Лена

Глава 7. РУССКИЕ ИМЕНА «Тебя зовут Анна или Лена?»Этот вопрос я часто слышу от озадаченных русских. И Анна и Лена - русские имена, тут ничего сложного. А вот когда они вместе - это непонятно. Двойных имен в России не существует, здесь людей зовут по одному образцу: имя,

Из книги Чего не видит зритель. Футбольный лекарь №1 в диалогах, историях и рецептах автора Карапетян Гагик

Глава 12. РУССКИЕ И АЛКОГОЛЬ Руси есть веселие пить, не можем без того быть. Повесть временных лет, под 986 годом «Завтра годовщина папиной смерти. Надо съездить на могилу», - сказала Валентина своему сыну.Мы были в Апатитах на Кольском полуострове, навещали Валентину, маму

Из книги Корсары глубин автора Ловелль Томас

Из книги Суеверия викторианской Англии автора Коути Кэтрин

Глава III. Набег «U-9» на русские порты Иоганн Шписс, который передал нам драматический рассказ о том, как маленький сигарообразный корабль «U-9» добился первой большой победы в мировой войне на море, продолжает историю своих приключений.«4 февраля 1915 года, за шесть недель до

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Народные средства Согласно статистике 1860-х, жители сельской местности были более здоровыми, чем горожане, а южане жили дольше северян. Это неудивительно, учитывая, что на севере располагался так называемый «Черный край» - местность вокруг Бирмингема, прозванная так за

Из книги Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-XX веков автора Андреевский Георгий Васильевич

Свадебные обычаи Горянки всегда славились красотой и грациозностью. Не случайно понятие «черкешенка» стало общепризнанным эталоном красоты. Описание прекрасных черкешенок мы находим даже у Вольтера. О черкешенках говорили: «Капля ее крови очищает целое поколение». На

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Народные празднества Кроме упомянутых выше, у горцев были праздники, связанные с циклами сельскохозяйственного года. О некоторых из них уже шла речь в предыдущих главах. Поэтому приведем здесь лишь несколько примеров.Сельскохозяйственные обрядовые праздники горцев

Из книги У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен р автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава третья НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ И ПРАЗДНИКИ Пасха и катание на Масленицу. - Кулачные бои, блины, гулянья, балы и банкеты Пасха и катание на МасленицуЕсли бы мы с вами оказались в 1885 году на Пасху в Москве и к одиннадцати часам ночи пришли в Кремль, то застали бы там массу

Из книги Русско-еврейский Берлин (1920-1941) автора Будницкий Олег Витальевич

Глава 2 Русские понятия Немного экономической географии Российская империя, а потом и ее наследник СССР были расположены в центре материка, окружены другими государствами и почти нигде не имели с ними естественных границ. Последнее время СССР занимал самую большую

Из книги Лермонтов и другие автора Эльдар Ахадов

Документ № 1 «Национальный состав – русские, много сибиряков было, процентов 70 было русских, процентов 10 украинцев, а остальные националы. Лучше всего дерутся русские». Из беседы (сотрудников Комиссии) с генерал-лейтенантом Василием Ивановичем Чуйковым – командующим

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Глава 7 РУССКИЕ ЕВРЕИ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ (1933 – 1941) В биографических справках о русских эмигрантах в Германии, в особенности эмигрантах еврейского происхождения, часто встречается формула – «после 1933». Что-нибудь вроде – «с 1933 года» или «после 1933 года» – во Франции,

Из книги автора

Почему русские – русские? Живут в Швеции шведы, во Франции – французы, в Англии – англичане. В Белой Руси – белорусы. А значит, на Руси – русы или русские, а в устной речи – руськие. Что это значит? Почему для народов других стран названия – существительные, а для

Из книги автора

Свадебные чины Свадебный чин – это должность, которая обязывала человека выполнять определённые функции на свадьбе. Наименование чина, а также функции конкретного персонажа варьировались в зависимости от локальных свадебных традиций.Представим вариант обобщённого

Из книги автора

«Работают» ли народные свадебные обряды? Да, народные обряды «работают»!Однако нужно понимать, что есть пара ограничений.Во-первых, сила обрядов зависит от правильности проведения, от затраченных усилий и даже от личных способностей проводящего ритуал. Спрогнозировать

Из книги автора

Регистрация в ЗАГСе и народные традиции Они как будто хорошо известны каждому человеку: при выходе молодых осыпают монетами, зёрнами, муж выносит жену из ЗАГСа на руках. Всё это делать можно, но необязательно.Нести жену на руках русская традиция предусматривает только

Из книги автора

Старорусские свадебные игры для застолья Большинство старинных свадебных игр выполняли практическую функцию: передать гостям заряд плодородия, исходящий от новобрачных. Поэтому в конкурсах применялись предметы, которые только что участвовали в обрядах скрепления

Традиционное белое платье невесты — это, на самом деле, дань упрощению. У народных свадебных нарядов всё гораздо богаче и разнообразнее.

Белое платье вошло в моду и стало неотъемлемым символом свадебной церемонии лишь в XIX веке благодаря королеве Виктории. Она стала первой женщиной, которая на свою свадьбу надела платье белого цвета. До этого знаменательного момента женщины выбирали наряд, который соответствовал моде той эпохи.

Но национальный свадебный костюм — такая же часть культуры, как песни, сказания и язык. И у каждого самодостаточного народа он отличается от других.

Пользователи сайта Bored Panda выбрали лучшие, на их взгляд, традиционные свадебные наряды народов мира. Тут, конечно, многое зависело от конкретной фотографии платья невесты или жениха, но тем не менее? вот вам Топ-20 традиционных свадебных нарядов народов мира.

1.Индия

2. Нигерийская невеста

3. Гуцульские (Карпаты, Западная Украина и Молдавия) молодые

4. Молодожены в Гане

5. Казахская невеста

6. Япония

7. Монгольская невеста

8. Шотландская свадьба

9. Румынская невеста

10. Китай

11. Яканская невеста

Яканцы — этнолингвистическая группа, населяющая в основном остров Басилане на Филиппинах.

12. Горанская невеста

Горанцы (также горане ; горанци, горани , горани ; самоназвание: нашинци , нашинские ) - одна из малых народностей Балкан. В переписях населения указывают свою национальность в основном как горанскую или боснийскую, реже идентифицируют себя как сербов или даже как турков и албанцев с родным славянским языком.

13. Норвегия

14. Индонезия

15. Венгерская невеста

16. Невеста из Перу

17. Россия

В России живет более 185 различных этнических групп, и у многих из них свои отдельные свадебные традиции. То есть тут можно было поместить примерно 180 фотографий.

18. Корея

19. Узбекская невеста

20. Хамарская (народ в Эфиопии) невеста

Выбор свадебного наряда для представительниц многих народов уже определено религиозными убеждениями или древними обычаями, от которых девушки и их семьи не хотят отступать. Проявление наследия прошлого запечатляется в расцветке, фасоне или дополнительных атрибутах к одежде. Традиционные свадебные платья отдельных народов представлены в паблике Познавательно.

1.Болгария, Родопские горы.

Девушка, проживающая на территории Родопских гор, облачается в длинный наряд. Свадебное платье украшено орнаментом, вышитым вручную.

Болгарская невеста.

2. Индонезия.

На разных индонезийских островах у девушек свои предпочтения при выборе подвенечного наряда. Многие одеваются в яркие цветные платья, украшенные объёмной вышивкой.

Индонезийский свадебный наряд.

Рисунки птиц и цветов на основе хны – важный элемент образа индонезийской невесты.

Рисунки из хны.

В традиционном нубийском наряде присутствуют сразу 3 детали головного убора: платок с цветочным принтом, белая фата и прозрачная вуаль.

Нубийская невеста.

Выбор свадебного платья и украшений – удел тибетского жениха. Именно он за день до знаменательного события обязан принести своей любимой одежду для предстоящей церемонии.

Традиционное свадебное платье в Тибете.

Индийская невеста отдаёт предпочтение традиционному платью лехенга-чоли. Ярко красный цвет и 16 украшений – главные предписания канонов Солах Шрингар.

Лехенга-чоли — индийский подвенечный наряд.

В Тувинском национальном костюме отображается образ жизни кочевников. Церемониальную одежду отличает свобода действий – молодожёны могут в ней спокойно прокатиться на лошади.

Тувинский свадебный национальный костюм.

7. Турция.

Талию турецкой невесты перед началом церемонии перевязывают красной лентой, что является символом невинности, счастья и удачи. Данную роль отводят отцу, брату или дяде девушки.

Турция.

8. Болгария – Рибново.

Больше всего внимания девушки из Рибново уделяют своему лицу, которое разрисовывают специальной белой краской, а поверх неё приклеивают десятки блестящих страз. Вуаль делают из серебристых нитей. Обычай уходит корнями в многовековое прошлое.

Невеста из Рыбново, Болгария.

9. Шри-Ланка.

В наряде невесты из Шри-Ланки – отражено влияние востока и запада: традиционное свадебное платье, сари из шёлка, дополняет фата в европейском стиле. Аксессуары в виде нечётного количества камней обязательно должны присутствовать в подвенечном наряде.

Шри-Ланка.

10. Израиль.

Ультраортодоксальных евреек-невест выделяет их скромность. Длинное платье белого цвета скрывает её тело полностью. Только лицо и кисти рук девушки остаются в поле зрения.

Израиль.

11. Таджикистан.

Традиционный наряд невесты из Таджикистана – платье поверх брюк.

Свадебное платье в Таджикистане.

12. Пакистан.

Красный, розовый и фиолетовый цвета предпочитают пакистанские девушки. Вуаль из красочных бусинок – обязательный элемент подвенечного платья.

Пакистан.

13. Эритрея.

Одежда эритрейской молодой полностью идентична облачению жениха: бархатное пальто, украшенное золотистой вышивкой, и шляпа в виде короны.

Подвенечный костюм из Эритреи.

14. Палестина.

На официальную церемонию девушка надевает белоснежное платье. В свадебном гардеробе новобрачной обязательно присутствует одежда, сшитая вручную её матерю.

Палестина.

Традиционные платья красно-чёрного цвета выбирают столичные перуанки. Многослойная хлопковая юбка и декорированный подол – неотъемлемый элемент свадебного облачения.

Лима, Перу.

Европейскую моду на белые платья и золотые украшения позаимствовали иорданцы. Единственное отличие – шёлковая шаль, скрывающая лицо новобрачной.

Подвенечное платье, кафтан, должно совпадать по цветовой гамме с костюмом жениха. Лавандовый и фиолетовый оттенок часто преобладают в одеянии молодожёнов.

Мали.

У традиционного свадебного костюма ханбок очень древняя история – его носили несколько сотен лет назад. С тех пор он практически не изменился: шёлковая или хлопковая блуза в сочетании с юбкой с завышенной талией.

Корейское традиционное свадебное платье.

19. Япония.

Белоснежное кимоно с капюшоном – свадебная одежда японской девушки.

Японское кимоно.

Красивая брошь и пояс на талии – важный атрибут наряда чеченской невесты. Закрытое белое платье и платок подчёркивают её скромность.

Чеченский свадебный наряд.

Традиционно иракским невестам приходится переодеваться до семи раз. Каждый наряд символизирует определённый цвет радуги.

Ирак.

22. Нигерия.

Яркие кружевные блузы и узорчатые кафтаны вместе с коралловыми бусами и объёмным головным убором – традиционный нигерийский свадебный наряд.

Нигерия.

23. Италия.

Итальянки часто останавливают свой выбор на платье или ожерелье зелёного цвета, который приносит достаток и удачу.

Итальянская невеста.

24. Марокко.

Во время торжества марокканка переодевается трижды. Для официальной церемонии подобран белый кафтан или платье.

Марокканские свадебные традиции.

25. США, ХIX в.

Традиционное свадебное платье американской невесты 19-го века больше походило на обычный праздничный наряд из её гардероба. Действительно, небогатые девушки не могли себе позволить белую одежду, ведь она часто пачкалась. Именно поэтому американки выбирали лучшее, что было у них в шкафу.

США, 19-й в.

Другие посты

Девичий «печальный» костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX - начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX - начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор - «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда - сарафан - менялась на «бабью» - поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Во многих странах свадебное платье сохранило признаки национальных традиций. Это проявляется в цвете, фасоне и деталях, которые соответствуют обычаям и религиозным убеждениям. К примеру, в Турции вокруг пояса невесты повязывают красную ленту, символизирующую невинность, а в Эритрее обязателен венец из тёмного бархата и фиолетово-золотистый наряд. Конечно, в разных регионах невесты отличаются. Давайте взглянем, какие свадебные платья носят девушки по всему миру:

Болгарская девушка в традиционном свадебном платье в Родопских горах.


Когда турецкая невеста выходит из родительского дома на свадебную церемонию, её отец, брат или дядя повязывает красную ленту вкруг талии девушки. Эта лента символизирует невинность, приносит удачу и счастье.


На свадьбе в Рибново, Болгария, ближайшие родственницы невесты окрашивают её лицо в белый цвет и украшают красочными стразами, затем лицо прикрывают серебристыми нитями. Этот обычай имеет многовековую историю.


В Шри-Ланке наряд невесты сочетает восточные и западные традиции. Здесь надевают богато расшитые шёлковые сари и фату по европейской моде. Украшения должны включать нечетное количество камней, так как нечетные числа считаются благоприятными.


Ультраортодоксальные еврейки-невесты из скромности наряжаются в длинные платья, которые скрывают всё, кроме лица и кистей рук. Как правило, кружевные струящиеся юбки достают до пола.


Традиционно невесты в Таджикистане носят белые платья поверх брюк.


Индонезия состоит из около 8000 населённых островов и на каждом из них своя мода на подвенечные наряды. Чаще всего девушки одеваются в платья ярких цветов с тяжёлой вышивкой.


За три дня до свадьбы индонезийки могут раскрасить хной ногти, руки и ноги. Они рисуют птиц и цветы.


Пакистанские невесты для церемонии выбирают наряды глубокого красного, розового и фиолетового цвета.


Индийские невесты выбирают традиционный наряд лехенга-чоли чаще всего красного цвета и дополняют его шестнадцатью украшениями с головы до пят по канонам Солах Шрингар.


В Нубии невеста носит цветной платок на голове, прозрачную вуаль на лице и ещё белую фату, покрывающую голову.


В традиционных эритрейских свадебных нарядах есть короны из тёмного бархата и фиолетовые платья с золотистой вышивкой. Одеяние невесты сочетается с костюмом жениха.


Тувинский национальный костюм отражает кочевой образ жизни народа. Церемониальная одежда не стесняет движений даже во время верховой езды, сшита из ткани светлых тонов и богато декорирована.


Накануне тибетской свадьбы жених приносит невесте свадебное платье и украшения. В наряде может быть головной убор, серебряные монеты для украшения кос или амулет с небольшой металлической статуей Будды.


Для официальной церемонии палестинская невеста надевает пышное белое платье, но у неё обязательно должно быть платье, которое вручную вышила мать новобрачной специально для свадьбы.


В перуанской столице Лиме традиционно невесты наряжаются в красно-чёрные платья с многослойными хлопковыми юбками и декорированным подолом.


Западная мода просочилась в Иорданию, где невесты носят белые платья и ювелирные украшения из золота или серебра. Часто голову новобрачной покрывает зелёная шёлковая ткань. Цвет символизирует рост, гармонию и безопасность.


В Мали одеяние невесты называется кафтан и совпадает по цвету с дашики, костюмом жениха. Пара чаще всего выбирает белый цвет, но иногда встречаются наряды лавандового или фиолетового оттенка.


На протяжении тысяч лет невесты Кореи носят традиционный костюм ханбок. Он состоит из блузы с длинными рукавами и юбки с завышенной талией из хлопка или шёлка.


Японские невесты наряжаются в белоснежное кимоно и надевают специальный шёлковый головной убор tsunokakushi, который скрывает «рожки ревности» и символизирует её намерение стать послушной женой.


Марокканская невеста трижды меняет наряд на свадьбе. На приёме появляется в белом кафтане или платье. Её одежда отражает признаки региона, из которого она родом.


Нигерийские невесты выделяются яркими кружевными блузками и узорчатыми кафтанами, которые часто шьют из индийских тканей. Коралловые бусы и головной убор довершают образ.


В Чечне белое платье невесты украшают брошью и поясом на талии. Оно должно скрывать все её тело, подчеркивая скромность новобрачной. Голову покрывают белым платком.


Традиционные иракские невесты устанавливают рекорд по количеству переодеваний. Каждое из семи платьев разного цвета радуги. Красный символизирует любовь и романтику.


Итальянские невесты верят, что зелёный цвет приносит удачу и изобилие, поэтому могут надеть зелёное платье или зелёное украшение. Однако чаще всего выбирают белый наряд.



Адриан Муту, который ранее играл за итальянский футбольный клуб «Эллас Верона», и его невеста Александра во время свадебной церемонии в Бухаресте, Румыния.

Американские невесты не всегда носили белое. В 19-ом веке девушки наряжались в то платье, которое считали лучшим в своём гардеробе, а белую ткань невозможно было очистить вручную, поэтому её могла позволить себе лишь богатая прослойка.


Королева Виктория, выходя замуж в 1840 году, выбрала подвенечное платье из белого шёлка с кружевами, хотя до неё для свадебного платья традиционным считался красный цвет. Тогда женские журналы описали её образ как чистый и непорочный, а белый цвет стали выбирать невесты по всему миру.