Основы колористики и психологии восприятия цвета: выбираем цветовую гамму для вашего дома. Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Статья на тему: "колористика волос. техника смешивания красок и цветов. правила колорирования" от профессионалов.

Большинство женщин постоянно стремятся к переменам – стрижки, завивки, смена цвета волос. Последнее актуальней всего, ведь постоянный оттенок прядей надоедает, а со временем теряет свою глубину и блеск.

Однако имеются и такие модницы, которым надоедает даже классическое однотонное окрашивание либо же они сами не знают, чего хотят – светлые пряди или темные, или все сразу. Вот именно в этом случае и спасает колористика волос.

Соединив грамотно разные цвета, ваша шевелюра будет выглядеть стильно и гармонично

Основные понятия колористики

Вариаций колорирования масса

Колористика – это способ окрашивания волос, в котором используется несколько цветов и их оттенков, коих должно быть не менее двух.

Среди главных преимуществ, являются следующие:

  • Придает прическе ухоженность и свежесть.
  • Способна подчеркнуть характер волос, а обладательницу омолодить на пару лет.
  • Подчеркивает и освежает классическую стрижку, делая её завершенной.
  • Может скорректировать форму лица.
  • Визуально увеличивает объем укладки, особенно если шевелюра тонкая.
  • Скрывает недостатки лица и способна подчеркнуть выразительность глаз.
  • Подходит для прядей любой длины – короткие, средние или длинные локоны, при грамотно проведенном колорировании, будут смотреться потрясающе.

Теоретическая основа

Теория колористики волос в первую очередь основывается на изучении цветового круга и законов субстрактивного смешивания цветов. В основе лежат три первичных цвета -синий, желтый и красный, которые при смешивании дают дополнительные цвета.

Так, смешав:

  • красный и желтый можно получить оранжевый;
  • синий и красный – фиолетовый;
  • синий и желтый - зеленый – все это вторичные цвета.

Третичные же выходят при соединении вторичных с первичными и т.д.

Первичные цвета

При изучении основы колористики в окрашивании волос для упрощения работы и её понимания используют цветовой круг с ограниченным количеством цветов. В основном это первичные, вторичные и третичные цвета с 12 секторами самых разных способов исполнения.

Создание вторичных цветов

Так, если в равном количестве смешать 3 первичных тона, то в результате выходит нейтральный оттенок – серый или черный.

Важно! В колористике за нейтральную (ахроматическую) шкалу берется ряд натурального пигмента прядей. Поэтому все законы нейтрализации цвета сходятся к одной цели – получению нейтрального натурального пигмента.

Также нейтрализация происходит, если в равном количестве смешать оттенки, которые в цветовом круге находятся напротив друг друга.

Образование третичных оттенков

Прием нейтрализации используется для борьбы с нежелательными оттенками прядей. Но, как показывает практика, в равном количестве дополняющие цвета почти не используются. Их добавляют в небольшом количестве – так яркость нежелательного оттенка приглушается без образования серого тона.

Нейтрализация цвета

На заметку! Вообще инструкция для достижения хорошего результата проста как пять копеек и сводится к следующему уравнению: имеющийся пигмент прядей (фон осветления) + Искусственный пигмент = Конечный оттенок волос.

Но, чтобы задачу решить правильно очень важно:

  • Точно определить насколько глубоким является тон.
  • Выбрать желаемый оттенок.
  • Определить требуется ли осветление прядей.
  • Выяснить требуется ли нейтрализация, и определиться с нейтрализующим тоном.

Цветовая гамма

Колорист волос для достижения хорошего результата может использовать даже 15 оттенков. Шевелюру при этом делят на зоны, и каждую отдельную прядку окрашивают по заранее продуманному плану. Цена такой работы, достаточно высокая, поскольку это трудоемкий и достаточно сложный процесс.

Совет! При выборе колориста старайтесь обращать внимание на его опыт работы, ведь настоящий колорист должен обладать настоящим мастерством, только так можно добиться нужного визуального эффекта с плавным переходом цвета, а не нелепыми контрастными перепадами.

Омбре - самый модный в последнее время вариант колорирования

В том случае, если ваша цель – освежение тонких тусклых прядей, лучше проводить процедуру в рамках одного цвета. В основном берется натуральный пигмент и уже на основе его строится композиция – темная или светлая.

Интригующе смотрятся переходы от темного к светлому тону, которые сменяются, начиная от корня и заканчивая кончиками. Тем более сегодня очень популярны омбре и калифорнийское колорирование, создающие эффект выгоревших волос. Необычно выглядят также одиночные тонкие пряди, которые контрастируют с основным оттенком шевелюры.

Вообще при выборе оттенков необходимо учитывать цветотип внешности:

  • Светловолосым красавицам подойдут оттенки коричневой или рыжей палитры.
  • Шатенкам и брюнеткам больше всего подходят брюнеткам и шатенкам цикламеновые, коралловые и другие оттенки красного.
  • По-новому будут смотреться и рыжие локоны, если добавить кофейного, медного, золотого оттенка.

Художник-парикмахер на шевелюре может создавать целые картины

Важно учитывать и возраст женщины. Так, дамам в возрасте лучше подбирать оттенки в одной родственной гамме.

Здесь неуместны слишком яркие неестественные тона. Яркий плавный перелив цвета придаст женщине шарма и элегантности.

На разной длине прядей одно и тоже колорирование смотрится совершенно иначе. На коротких, окрашивание смотрится более четко, на длинных же будут проявляться узоры. Особенно привлекательно смотрится в самых разных плетениях – обычный колосок заиграет совершенно по-новому, если сделать такую покраску.

Способы проведения процедуры

Окрашивание волос и колористика производится различными красителями.

В основном их делят на пять основных групп:

Разные окрашивающие средства имеют различное воздействие и функции

  • Перманентные красители – агрессивные средства, которые полностью заменяют натуральный пигмент прядей.
  • Полуперманентные красители – по сравнению с перманентными действуют менее агрессивно, при этом не затрагивают природный оттенок шевелюры.
  • Осветляющие красители – их функция осветлить темные локоны, полностью удаляя натуральный пигмент. Очень травмируют волосы, делая их ломкими и сухими.
  • Оттеночные средства - замечательный вариант для всех, кто желает изменить оттенок на короткое время. Локоны при этом остаются в прежнем состоянии, а окрашиванию подвергается только верхняя оболочка волоса.
  • Натуральные красители – с их помощью можно добиться легких оттенков, а локоны при этом еще и подпитаются полезными веществами. К натуральным красителям относят ромашку, хну, чайный лист, басму, шалфей, кофе и др.

Если говорить о технике, то различают продольный и поперечный способ окрашивания.

  1. При продольном способе окрашивающее средство наносят по всей длине прядей.
  1. Поперечный способ считается более прогрессивным – прядь визуально делится на несколько частей и окрашивается в разные тона. Виртуозность и тонкость вкуса мастера здесь превыше всего.

Не проводите колорирование самостоятельно

Несмотря на то, что пользоваться современными окрашивающими средствами в домашних условиях удобно и просто, не стоит даже пытаться делать колорирование своими руками. Хоть на первый взгляд все кажется легко и просто и никаких сложностей нет, на деле же имеем совершенно иную ситуацию. Эксперименты приводят к нелепому и даже смешному внешнему виду.

Проводить колорирование собственноручно - рискованный шаг

Именно поэтому лучше доверить свои волосы профессионалам, которые сделают грамотный подбор оттенков, а окрашивание проведут согласно всем правилам. При этом учитывая массу тех тонкостей, о которых специально не обученный человек даже не может догадываться.

Что уж говорить о соответствии оттенков с цветом глаз, кожи, ресниц бровей, да и с общим типом внешности. Поэтому лучше даже не пытаться проводить колористику самостоятельно, ведь если вы не парикмахер - добиться того самого сногсшибательно эффекта вам вряд ли удастся, и хорошо, если ваши эксперименты можно будет исправить!

Итоги

Подобрав удачно цвета и правильно проведя процедуру, вы сможете долгое время довольствоваться результатом

Колористика волос – это не просто окрашивание, это целая наука со своими правилами и тонкостями. Овладеть таким мастерством могут только действительно одаренные парикмахеры. Обратившись к таковым, ваша шевелюра заиграет новыми красками, а образ приобретет оживленность.

Если вы хотите поменять свой имидж, сделав колорирование, то подробнее об этом вы узнаете, просмотрев видео в этой статье.

Если вы хотите поблагодарить, добавить уточнение или возражение, задать вопрос автору – добавьте комментарий!

Колористика волос - модный способ изменения цвета локонов. При его проведении часто используют много оттенков, которые имеют одну гамму.

Колористику часто используют представительницы прекрасного пола. Ведь таким способом они стараются выглядеть привлекательными, яркими, не похожими на других.

В статье бы разберем это новое направление в парикмахерском искусстве, используя фото и видео материалы.

Колористика - что это такое?

Колористика имеет еще одно название - цветоведение. Она представляет собой науку, которую важно знать, чтобы выполнить правильно подбор красок.

Основой науки является круг Освальда. На нем основаны законы формирования оттенков, процесс создания цвета для окрашивания.

Круг подскажет принципы формирования нового цвета с учетом тона волос, поможет выбрать цвета, которые гармонируют друг с другом и с внешними данными клиента. Обучение можно пройти по видео.

Первичные колеры

Круг Освальда содержит в основе 3 главных тона, которые считаются первичными: красный, синий, желтый. Если эти цвета смешивать между собой, можно получить любой другой тон.

Из них сильным цветом считают синий. Если этот холодный тон примешивать в прочие оттенки, можно добиться темного, глубокого оттенка.

Красный цвет стоит вторым по силе после синего. Если его добавлять к синим оттенкам, цвета будут казаться светлее.

Если же его подмешать к цветам, выполненных на базе желтых тонов, то оттенок будет темный.

Наиболее слабый - желтый.

Его можно добавлять во все оттенки, благодаря чему тон становится светлее.

Вторичные цвета

Вторичные тона возможно составить, если смешивать в одинаковых частях первичные.

Так, оранжевый может получиться, соединяя желтый-красный.

Если смешать синий и красный - будет фиолетовый. Зеленый получается при смешивании желтого с синим.

Третичные тона

Третичный тон можно получить, смешав первичный-вторичный цвета. Таким образом, можно получить красно-оранжевый, желто-зеленый, желто-оранжевый, сине-зеленый, сине-фиолетовый.

Все остальные цвета считаются сложными. Их получают при соединении разнообразных цветов, оттенков.

Изучая науку колористику, применяют только часть красок, которые расположены на круге. Так можно быстрее понять принципы смешения оттенков.

Круг Освальда содержит первичные, вторичные, третичные тона, расположенные на секторах окружности.

Первичные оттенки располагаются на равном расстоянии друг от друга. Угол между ними составляет 120 градусов. Все другие цвета расположены между первичными.

Обучение на видео предполагает использование и умелое сочетание оттенков.

Об основных цветах стоит знать - если их смешать в равной пропорции, в результате можно получить нейтральный (ахроматический) тон, как на фото.

Насыщенность цветов влияет на тона черного или серого. Данное свойство основных цветов дает возможность убрать цвет, который не получился при окрашивании. Таким же образом можно вернуть локонам их натуральный цвет.

Чтобы получить нейтральный тон с помощью круга, можно воспользоваться не только основными цветами.

Те тона, которые располагаются противоположно друг другу относительно центра, также могут создать нейтральный тон.

Подобные оттенки имеют название комплементарные или дополняющие. Так, одинаковый тон можно получить, смешав зеленый-красный или синий-оранжевый.

Применение колористики

Знание науки колористики дает возможность проявить фантазию, создавая яркие образы, играя с тоном локонов. Смешивание цветов поможет выбрать индивидуальный стиль, непохожий на другие.

Окрашивание прядей различными оттенками можно применить на волосах любой длины. Короткие стрижки, средняя длина, длинные локоны обретут выразительность, яркость.

На фото представлен пример окрашивания локонов.

Но не только выделяют красоту волос или стрижки с помощью комбинации цветов.

Сочетая определенные тона, можно выполнить коррекцию формы головы, лица, выделить яркие черты лица, замаскировать недостатки.

Ведущую роль отводят основному цвету, он обязательно должен быть в гармонии с тоном кожи, цветом глаз.

Остальные тона будут дополнять и создавать модный образ.

Появилось еще одно модное направление в колористике. Оно называется «маникюр для волос». Несмотря на то, что пользуются им не так давно, направление получило большую популярность.

Суть метода окрашивания - в приготовлении красящего состава. Краска содержит только натуральные окрашивающие составляющие, смешанные с питательной маской.

Чтобы придать локонам различную окраску, применяются натуральные пигменты. Их получают из экстрактов продуктов.

После окрашивания локоны получают необходимый оттенок. Вместе с этим натуральные компоненты питают их полезными веществами.

После подобной процедуры пряди длительное время будут выглядеть эластичными, блестящими, здоровыми.

Выполняя такое окрашивание, нет необходимости часто посещать салон или парикмахерскую для обновления цветов.

Достаточно несколько раз в год поддержать окрашивание, и прическа всегда будет в отличном состоянии.

Несмотря на то, что колористика волос формирует стиль прическе с любой длиной, важно знать чувство меры, выбирая оттенки.

Палитра цветов должна соответствовать определенному типу, цвету, форме глаз, волос. В противном случае люди будут находить сходство с попугаем.

Он оценит внешний вид клиента, его физические параметры и в результате подберет оттенки, которые будут украшать человека. Все недостатки при этом будут умело замаскированы.

Посмотрев видео, можно самому пройти обучение и посмотреть, как искусно мастера изменяют образ, делают клиента модным, стильным.

Наносить красящие составы на пряди достаточно просто, но при колористике важно соблюдать все этапы окрашивания. Обучение этапам можно пройти по видео.

Только профессионал сможет выполнить все технологические условия, пройти все нужные этапы, чтобы качественно изменить стиль клиента.

В процессе колористики клиент может принимать активное участие. Ведь личное ощущение цвета немаловажно при выборе оттенков.

Клиент подскажет, какие оттенки он хотел бы видеть на своей шевелюре. Мастер проанализирует все данные и подскажет лучший вариант.

При проведении окрашивания, специалист делит все локоны на определенные зоны. В свою очередь, каждая зона делится на прядки, после чего подвергается воздействию красящего состава.

При окрашивании количество оттенков может достигать двенадцати, поэтому в этом окрашивании крайне важен профессионализм стилиста.

Цветотипы и колористика

Чтобы окрашенная прическа выглядела гармонично, при выборе цветов важно учитывать цветотип клиента:

  • светловолосым девушкам подойдут тона рыжих, коричневых оттенков;
  • шатенки, брюнетки будут привлекательно выглядеть, если их пряди будут окрашены в тона коралла, цикламена, другие оттенки красного;
  • рыжеволосым стоит выбрать кофейные, золотистые, медные тона.

При колористике локонов важно брать для учета и возраст клиента. От этого будет зависеть метод нанесения краски, выбор тонов.

А вот с неестественными цветами дама в возрасте будет выглядеть, по меньшей мере, странно.

Длина волос играет важную роль в колористике. Одинаковый вид окрашивания совершенно по-разному будет смотреться на короткой стрижке и на длинных прядях.

  • Переход из одного тона в другой должен выглядеть максимально естественным. Только так будет производиться необходимый эффект. Контрастные тона должны подбираться тщательно, чтобы прическа не выглядела безвкусной, кричащей;
  • При окрашивании тонких волос лучше выбирать для основы цвет, близкий «родному». Все остальные оттенки должны варьироваться в сторону затемнения или осветления от основного тона;
  • Если нужно создать дополнительный блеск, излучение от локонов, то рекомендуется проводить окрашивание от темных тонов к светлым, двигаясь к концам прядей. В этом приеме есть дополнительный плюс - отросшие корни не будут бросаться в глаза, поэтому новое окрашивание нужно будет проводить нескоро. Как провести подобное окрашивание, показано на видео;
  • После проведения процедуры важно правильно ухаживать за прядями.Для этого рекомендуется использовать специальные средства, действие которых направлено на оздоровление прядей и сохранение цвета. Чаще всего - это профессиональные составы, бережно очищающие и питающие локоны.

Когда смешивать можно, а когда нет

Колористика требует определенного опыта. Если вы никогда раньше не работали с профессиональными красителями в домашних условиях, лучше отложить сложный процесс смешивания и попрактиковаться с простыми цветами. Но даже, если вы давно делаете окрашивание своими руками, к процессу стоит подойти с осторожностью.

Смешение цветов допустимо далеко не всегда.

    Не следует смешивать краски разных серий. Дело в том, что разные красители имеют не одинаковый механизм действия и потому нельзя предсказать итоговый результат. Лучше всегда брать средства из одной серии – они гарантированно совместимы.

    Лучше не экспериментировать с готовыми тонами. Для каждой серии красок эстель есть таблица цветов, которые являются основными. Это могут быть оттенки коричневого, черного или русого. Их можно корректировать при помощи цветных пигментов, но не смешивать между собой.

    Не смешивайте тона, если вы не представляете себе результат. Существует множество готовых схем, которые дают гарантированный эффект.

Как подобрать цвета красок для смешивания?

Для коррекции тона в состав добавляют цветовые пигменты. Обычно они имеют необычные тона: красный, синий, фиолетовый и другие. Дело в том, что такие радикальные оттенки перебивают обратные им цвета.

    Чтобы избавиться от рыжины, в смесь для окрашивания нужно добавить синий пигмент.

    Медный отлив исчезнет при добавлении зеленой краски.

    Нежелательную желтизну у блондинок перекроет фиолетовый краситель.

    Если хочется, чтобы цвет был более теплым, стоит добавить желтый или оранжевый пигмент.

Чем больше корректора вы добавите в смесь для окрашивания, тем сильнее он скажется на результате. Например, чтобы получить холодный пепельный цвет, в краску нужно добавить фиолетовый и синий пигменты и чем ярче изначальная рыжина волос, тем больше их должно быть в составе.

В 60 грамм основной краски нужно добавить 4 грамма корректора для разбавления цвета. Если же вам хочется получить интересный отлив, например синий блеск на темных волосах, количество корректора увеличивается до 10 грамм.

Готовые схемы для приготовления краски с корректором можно взять из таблицы эстель. Чтобы найти необходимые средства в магазине, ориентируйтесь на цифры в каталоге красок и тюбиках.

Добавляем оксиген

После смешения основных красок их разбавляют оксигеном и добавляют активирующие капсулы. Оксиген нужен для осветления волос, которое гарантирует ровное окрашивание.

Понять, какой оксиген вам нужен, довольно просто: чем выше его процент, тем сильнее он осветлит волосы.

Помните, поскольку окрашивание всегда начинается с корней, они будут осветлены на 2-3 тона сильнее, чем остальная длина волос.

План Б: если что-то пошло не так

Если в результате смешивания красок вы получили не тот эффект, которого ожидали, ни в коем случае нельзя паниковать и хвататься за осветлитель. Вы сильнее повредите волосы и получите грязный цвет. Лучше обратиться к профессионалу для коррекции тона – он сможет объяснить вам ошибки в приготовлении смеси и вернет вашим волосам их природный цвет. Вам останется лишь организовать полноценный уход, который поддержит их здоровье.

Прислушайтесь к ответам мастера на ваши вопросы, чтобы не допустить оплошностей при следующей самостоятельной попытке.

Вы красите волосы самостоятельно или обращаетесь к мастеру? Какую краску предпочитаете использовать? Пробовали ли вы самостоятельно смешивать краски? Пожалуйста, поделитесь отзывами о результатах и советами для успешного смешивания!

С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Обращаясь к искусству прошедших столетий, мы видим, что человек находился в постоянном поиске утонченных цветовых решений. Цвет во все времена являлся способом художественного самовыражения того или иного народа. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.

Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: "Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный", - но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете создал огромный (1400 страниц) "Труд о природе цвета" и сам ценил его выше всех своих поэтических произведений. Гете рассматривал цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты.

Колористика (от лат. color - цвет, краска) - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета.

Колорит

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства (каким является и костюм) колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.

Цвет характеризует не только эстетический смысл одежды, но и его символическое значение, объединяющее людей. Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в костюме, дизайнер должен знать их основные характеристики.

Характеристики хроматических цветов

1. Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.

Пример
В малиновом цвете присутствует синий, а в красно-оранжевом - желтый. Таким образом, эти цвета получаются смешением двух цветов: в первом случае красного и синего, во втором - красного и желтого. Значит, тон у этих двух цветов различен.

2. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.).

3. Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.

Пример
Одни и те же цветовые тона, взятые в различных светлотных отношениях, производят разное эмоциональное впечатление. Добавление в цвет черного создает ощущение тяжести, а тот же цвет с добавлением белого кажется легким, радостным и нежным.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Теория цветоделения В. Оствальда

Все многообразие основных характеристик цвета было представлено немецким ученым В. Оствальдом в его теории цветоделения. Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)

Цветовой круг

На основе этой фигуры был разработан цветовой круг - одна из цветовых гармоний. Цветовой круг построен на контрастных парах (красный - зеленый, желтый - синий), или на четырех основных цветах, находящихся на концах диаметров круга. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Если мы разделим цветовой круг по основным цветам на четыре четверти, то внутри каждой будет находиться своя гармония родственных цветов. Обратимся к каждой их них.

Верхняя правая четверть (I). В ней желтый цвет постепенно переходит в красный.

Нижняя правая четверть (II). В ней красный цвет переходит в синий.

Нижняя левая четверть (III). Синий переходит в зеленый.

Верхняя левая четверть (IV). Зеленый переходит в желтый.

Если обратить внимание на каждую четверть, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны.

Сочетание родственных цветов

Сочетание родственно-контрастных цветов

Сочетания родственных цветов - это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений.

Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества.

Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.

Особой гармоничностью обладают сочетания двух цветов, которые в круге расположены на концах вертикальных и горизонтальных хорд.

Теперь условно разделим круг на верхнюю и нижнюю половины. В верхней половине находится вся теплая гамма, в нижней - вся холодная.

Гармоничные сочетания цветов

Как уже было сказано раньше, цветовой круг построен на двух контрастных парах, расположенных друг против друга (красный - зеленый, желтый - синий).

Cуществуют гармонии контрастных цветов. Если мы проведем диаметры через центр круга, продолжим от красных до зеленых, то мы увидим, что каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Но в дизайне сочетания двух цветов довольно редки. Наиболее выразительными считаются сочетания трех цветов.

1. Гармония равностороннего треугольника

2. Гармония прямоугольника треугольника

Рассмотрим несколько вариантов гармоничного сочетания трех цветов.

1. Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, у которого одна вершина - главный цвет, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.

2. Гармонию составляют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катеты - вертикальные или горизонтальные хорды.

3. Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах тупоугольных треугольников, у которых вершина тупого угла - один их главных цветов, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.

4. Кроме того, существуют еще и сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары - родственно-контрастны.

Воздействие цветов

Мы уже говорили о том, что цвет имеет символическое значение и служит средством самовыражения. Кроме того, цвет обладает и сильнейшим психологическим воздействием. Еще Гете заметил, что различные цвета вызывают определенное душевное состояние: желтый вызывает радость, синий навевает грусть, зеленый успокаивает.

Уже в античные времена цвета имели символическое значение. Так, белый цвет был закреплен за аристократией, а зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый выражали печаль.

Проектируя костюм, дизайнер всегда должен помнить о том, что костюм - это самый "близкий" человеку предмет быта. Надевая на себя одежду, мы часто неосознанно формируем у себя определенное настроение.

Безусловно, цвет - это неотъемлемый элемент формы костюма. С помощью цвета мы способны получить дополнительную эстетическую информацию о функции костюма, о его предназначенности для той или иной социальной или возрастной группы и т.д.

Кроме того, цвет - это сигнал нашей личности, отражающий наше мироощущение, образ жизни и темперамент.

Пример
Люди, предпочитающие яркие цвета, чувствительны, эмоциональны. Если предпочтение отдается нейтральным цветам, то такой человек характеризуется строгим самоконтролем, педантичностью и малоэмоциональным отношением к миру.

Психическое воздействие цвета формировалось и развивалось вместе с эволюцией человека. В течение тысячелетий в сознании людей сформировались определенные взаимосвязи цветов с жизненными условиями.

Цвета являлись символами жизни и смерти, радости и горя. Но у разных народов один и тот же цвет служил выражением различных эмоций.

Пример
У европейцев белый цвет олицетворяет чистоту и невинность, а в Японии белая одежда - символ траура.

Восприятие цветов

Эмоциональное восприятие столь же сложно и многогранно. Так, цвета огня и солнца (красный и оранжевый) мы воспринимаем как теплые, а цвета воды и льда (голубые и синие) - холодные. Все светлые цвета кажутся нам легкими и воздушными, а темные - тяжелыми и основательными.

Выбирая цвет костюма для вечеринки, помните о том, что при искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так, при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, "гаснут", а синие и сине-зеленые становятся более активными и яркими, при плохом сумеречном освещении красные и оранжевые становятся глубже и как бы уходят на второй план, а зеленые и синие наоборот светлеют и выходят на первый план.

Теплые, свежие, чистые цвета вызывают ощущение радости, бодрости и благополучия (это золотистый, желтый, оранжевый, и розовый), холодные и малонасыщенные цвета кажутся грустными, печальными и унылыми.

Давно известно, что реакции людей на цвет очень схожи и что цвета обладают вполне объективными свойствами, знание которых поможет правильно подбирать и гармонично сочетать цвета друг с другом, добиваясь создания с помощью одежды желаемого имиджа.

Значения цветов

Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет не более 50% всего внешнего облика.Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и приверженность традициям.Желтый вносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. В больших количествах утомляет. В сочетании с серым и синим создает эффект интеллектуальности.Темно-зеленый цвет - это стабильность, кредитоспособность, консерватизм.Одежда в коричневых тонах вызывает ощущение доверия, стабильности, предсказуемости.Светло-серый костюм - это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым - элегантность.Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно.

Конечно же, у человека существует огромное количество оттенков настроения, и столь же велико и количество цветовых оттенков. Многие художники обращались к проблеме воздействия цвета на психику и даже пытались построить теории, как с помощью колористического решения создать определенные эмоциональные состояния.

Советы

Еcли Вы создаете ансамбль из двух или более светлых оттенков, позаботьтесь о том, чтобы один из них был доминирующим, иначе Ваш образ будет расплывчатым.Белый считается цветом-хамелеоном: он легко сочетается со всеми остальными цветами.Следует помнить, что розовый цвет полнит. Его лучше использовать для отделки, а в качестве основного тона выбрать более темный.Не допускайте границ между цветом, фактурой или рисунком ткани в том месте, которое Вы хотели бы скрыть.

Завершая урок, отметим, что современная мода очень демократична и не оказывает предпочтения какому-либо цвету. Появляется огромное количество новых цветов: цвет металла, серебра, золота, старой бронзы, мыльных пузырей, блестящих поверхностей и светящихся "кислотных" цветов. Каждый дизайнер отдает предпочтение тому или иному цвету и имеет свою стратегию цвета.

Пример
Японский дизайнер И. Мияке использует только "радостные" цвета. Он считает, что одежда должна вызывать положительные эмоции и радость. Французский кутюрье К. Лакруа обладает редким колористическим даром. В своих моделях он применяет неожиданные сочетания тканей, рисунков и фактур.

Выбирая отдельные цвета, оттенки и сочетания, дизайнер придает костюму определенную эмоциональную окраску: праздничную, деловую, грустную или трагичную. Как мы уже неоднократно говорили, современная мода не диктует, а рекомендует. Поэтому, выбирая цветовую гамму, советуйтесь с модным направлением, но предпочтение отдавайте той цветовой гамме, которая Вам наиболее симпатична.

Цвет является неотъемлемой частью предметно-пространственной среды, которая окружает каждого человека. Цвет обладает огромными выразительными возможностями, способствующими выработке определенных эмоций и зрительных ощущений, что делает его отличным инструментом в руках профессиональных дизайнеров, архитекторов и художников. Такая наука, как колористика, изучает природу и основные характеристики цвета, психофизиологические и культурные особенности его восприятия, а также цветовые контрасты, предпочтения и цветовую гармонию. Именно цвет и разнообразные цветовые сочетания помогают дизайнерам передать определенный эмоционально-смысловой подтекст, либо вызвать у человека нужные эмоции.

Психологические особенности восприятия цвета

Под цветом мы имеем в виду свойства светового потока вызывать у нас некоторое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом излучения. К видимой человеческому глазу части спектра принято относить излучения с длиной волны от 380 до 780 нанометров, хотя в определенных ситуациях наши глаза способны различать световые лучи и в более широких пределах. Это является свидетельством того, какими высокими адаптивными возможностями обладают наши органы зрения.

Известно, что человеческий глаз по-разному воспринимает световые волны различной длины. Например, наибольшей видимостью для человека обладают зеленые лучи с длиной волны 555 нанометров. В зависимости от характеристик освещения (времени суток) и психофизиологического состояния человека восприятие цветов и оттенков заметно меняется.

Почему цвет так важен в дизайне, рекламе, графике и во многих других областях деятельности человека? По сути, первым, кто обратил внимание на два возможных аспекта цветов – художественный и физический, был Леонардо да Винчи. Именно он первым определил стройную систему цветов и выделил шесть простых цветов (зеленый, желтый, белый, черный, синий и красный). Художественные возможности цвета действительно очень сильные, ведь цвет оказывает воздействие на психологическое состояние человека и даже на отдельные физиологические процессы.

Но самое главное, что цвет является настоящим генератором эмоций у человека, способным формировать определенные ассоциации и образы, стимулировать к определенным действиям или акцентировать наше внимание на важной информации. Одним словом, цвет является мощным фактором манипуляции человеческими эмоциями. Недаром психология уже давно занимается проблемами влияния цветового излучения на психическое и душевное состояние людей.

Профессионалам из мира дизайна, полиграфии, рекламы и маркетинга прекрасно известно, что цвет играет важную роль в принятии потребителем решения о покупке того или иного продукта. Он способен стимулировать продажи практически любого потребительского товара. Любой продукт прикладного искусства или промышленного производства, будь то декоративные ткани, автомобиль, рабочие инструменты, одежда или предметы быта, так или иначе создают определенную среду, которая непосредственным образом формирует психологическое состояние человека, влияя на его работоспособность и строй мыслей. Кроме того, цветовые сочетания и обеспечение цветовой гармонии выступают важным фактором при дизайнерском оформлении помещений, помогая создать атмосферу, в которой человеку комфортно и приятно находиться.

В этой связи реакцию людей на тот или иной продукт, разрабатываемый дизайнерами, можно предугадать или даже сформировать в нужном направлении. Для этого от дизайнера лишь требуется использовать цвет как инструмент создания зрительных ощущений и эмоций. Обычно специалисты в своей работе оперируют самыми распространенными эмоциональными откликами на цвета:

— Красный цвет: действует возбуждающе на нервную систему человека, вызывает чувство страсти, азарта и желания. В то же время красный цвет так силен, что может ассоциироваться с чувством опасности и тревоги.

— Синий/голубой цвет: уменьшает чувство тревоги у человека и настраивает на спокойствие, ассоциируется со стабильностью, гармонией, доверием и безопасностью. С помощью голубого или синего цвета можно вызывать большее доверие к определенному продукту.

— Зеленый: действует успокаивающе на нервную систему, способствует концентрации внимания у человека и нормализации кровяного давления. Зеленый цвет традиционно ассоциируется с природой, здоровой окружающей средой, молодостью, плодородием и исцелением. Ему симпатизируют люди со спокойным, уравновешенным характером.

— Желтый: цвет положительного настроения, объединяющий свойства красного и зеленого цветов. Это яркий цвет светового спектра, который ассоциируется у человека с оптимизмом, надеждой, солнечным светом и счастьем. Желтый цвет расширяет горизонты восприятия и стимулирует мозг, способствуя решению любых задач.

Оранжевый цвет: это динамичный, молодежный цвет, который создает чувство благополучия и способствует большей работоспособности человека. Оранжевый цвет вызывает энтузиазм, также он ассоциируется с теплом или энергией.

— Фиолетовый: воздействует на кровеносные сосуды и психику человека. Этот цвет традиционно связан с образами власти, роскошью и определенной магией. Притягивает людей с неустойчивым психологическим состоянием.

— Коричневый: создает чувство стабильности, долговечности, комфорта и надежности. Ассоциируется с землей, домашним очагом, домом и удобством. Коричневый цвет предпочитают консервативные люди, которые не хотят ничего менять.

— Серый цвет также нравится консерваторам и традиционалистам. Он ассоциируется с интеллектом, чистотой, надежностью, практичностью, скромностью и чувством собственного достоинства.

— Розовый цвет в большей степени ассоциируется с такими женскими чертами, как слабость, привязанность, легкость и романтичность. Он отличается деликатностью и отсутствием агрессивности.

— Белый: это нейтральный цвет, который ассоциируется у человека с чистотой, равенством, невинностью, добротой, смиренностью и простотой. Белый редко используется как самостоятельный или доминирующий цвет, он лучше всего демонстрирует свои положительные качества в сочетании с другими красками, делая их более красивыми и в то же время уравновешивая контрастные оттенки.

— Черный цвет: символизирует власть, разрушительность, скрытые богатства, сексуальность, тайну и содержательность. Человек, предпочитающий черную цветовую гамму, зачастую стремиться скрыть свой внутренний мир от окружающих. В то же время черный цвет связан с элегантностью.

Колористическая теория в дизайне

Профессиональные дизайнеры используют эти психологические особенности восприятия цветов человеком при разработке дизайна продуктов и оформлении помещений. При этом они также стремятся создать различные цветовые комбинации, которые основываются наколористической теоретике, а именно на так называемом цветовом круге Исаака Ньютона. Этот цветовой круг был получен физиком в ходе работы над разделением белого цвета на отдельные составляющие. Хроматический круг показывает три базовых цвета (красный, желтый и синий) и три производных от них, которые получаются путем смешивания базовых цветов (фиолетовый, зеленый и оранжевый).

Резкие цветовые комбинации образуются путем смешивания базового цвета с цветом, который в этом кругу располагается напротив. Такие цвета еще называются контрастными. Например, красный и зеленый, фиолетовый и желтый. Правильные, гармоничные комбинации в соответствии с колористической теорией определяются следующим образом: два цвета, стоящие напротив друг друга, три цвета, располагающихся на равных расстояниях, и четыре цвета, образующиеся двумя парами, расположенных напротив друг друга. Впрочем, комбинаций здесь может быть огромное множество.

Благодаря цветовому кругу Ньютона можно подбирать цветовые оттенки, которые будут идеально гармонировать друг с другом. В частности, если дизайнер стремится к гармоничному и спокойному восприятию создаваемого продукта, он оперирует исключительно теми цветами, которые располагаются в хроматическом кругу рядом друг с другом. Например, теплые цвета (желтый, красный и оранжевый) или, наоборот, цвета холодной гаммы (синий, фиолетовый, голубой). Если же требуется привлечь внимание человека к какому-либо отдельному элементу или продукту, применяются цвета, располагающиеся на противоположных сторонах цветового круга.

Нужно отметить, что при оформлении интерьеров и разработке продукции различного назначения принимаются в расчет еще и этнокультурные цветовые предпочтения людей. К примеру, в Китае красный цвет ассоциируется с удачей, в западных странах – со страстью, в Японии – с жизнью, а в Южной Африке красный цвет означает траур. В свою очередь, голубой цвет на востоке говорит о бессмертии, в европейский странах символизирует спокойствие, во многих других культурах – это цвет безопасности и защиты. Таким образом, каждый регион или даже нация характеризуется своими культурными предпочтениями и особенностями в области восприятия цветов. Причем эти цветовые предпочтения могут меняться с течением времени, изучением этого явления также занимается колористика.

Кстати, проведенные исследования показывают, что собственные цветовые предпочтения имеются и у россиян. Синий цвет у россиян ассоциируется с доверием, надежностью и прохладой, розовый цвет связан с питанием, сладостями и мягкостью, черный в глазах российских потребителей подчеркивает изящность, соблазнительность и тайну, а фиолетовый — духовность и достоинство.

Знание цветовые предпочтений, особенностей психологического восприятия, а также грамотный выбор цветовых комбинаций позволяет дизайнеру создать продукцию, привлекающую к себе повышенное внимание. С помощью подобных приемов также можно оформить помещение, стиль которого будет способствовать комфортному отдыху, либо высокой работоспособности человека.

Цвета воздействуют на наши эмоциональные реакции, особенно если это касается окружающего нас интерьера. Изучая основы цветоведения, полезно знать, какие эмоции у человека вызывают различные цвета.

Еще в 1810 году в работе «Учение о цвете» великий немецкий поэт и философ И.В. Гете писал: «цвет - продукт света, вызывающий эмоции».

Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения «эмоция – цвет», является то, что оно не носит случайного произвольного характера: эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Для ряда ощущений характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия. Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к этому ощущению.

Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.

Было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением - к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях.

Цветовой код ряда эмоций, носит достаточно простой характер. Они выражаются либо одним цветом, либо однородной цветовой комбинацией. Прежде всего, это относится к «страху» (черный), «грусти» (серый, синий и черный), «утомлению» (серый, черный и коричневый) и «радости» (красный и желтый). Что касается таких эмоций как «интерес», «удивление», «отвращение», «стыд», то их цветовые профили далеко не так однозначны и психологически понятны.

Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой:

– во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением;

– во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);

– в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - вот ее главные аспекты.

Можно выделить три основных типа цветовой символики.

1. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью.

2. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов.

3. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

1. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

2.Желтый - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

3. Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.

4. Синий - замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.

Считается, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой - дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.

Вопросов психоэмоционального воздействия цвета касается и Василий Кандинский в работе «О духовном в искусстве» В. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и... психическое воздействие».

Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух шкалах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате сочетания этих факторов рождаются четыре возможных «звука» красок. Краска «…или она: I) теплая и при этом 1) светлая или 2) темная, или же она: II) холодная и 1) светлая или 2) темная».

Как и Гете, Кандинский связывает с красками «активной стороны» (желтым, красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит желтому. Однако, если к желтому прибавить синий и сделать его «холоднее», рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво.

Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость. В нем отсутствует безумие желтого. Углубление красного приводит к снижению его активности.

Оранжевый, полученный смешением теплого красного с родственным желтым, превращает «внутренне движение красного цвета» в движение «излучения, излияния в окружающее». Однако доминанта красного сохраняет в оранжевой краске «оттенок серьезности».

Фиолетовый, как охлажденный красный, Кандинский сравнивает с болезненным звуком, в основе которого лежит печаль.

Синий - «небесная краска», зовет человека к бесконечному. Углубленный синий выражает покой, а в сочетании с черным - печаль. Чем светлее синий, тем он беззвучнее и равнодушнее к человеку.

Из смешения желтой и синей красок рождается зеленый. Зеленый цвет – самый спокойный и бесстрастный: в нем отсутствуют движение и звук. Он благотворно действует на уставшего человека, поскольку никуда не зовет, но, вместе с тем, может и быстро прискучить. Абсолютное значение зеленого - пассивность. Будучи главным цветом лета, зеленый символизирует природу, погруженную в самодовольный покой. При добавлении желтого он оживляется, становится «моложе, веселее». И, наоборот, в сочетании с синим приобретает серьезность, вдумчивость.

Белый для Кандинского - символ бесконечности, молчания, холода, отсутствия материального мира. Однако это молчание не бездушное, но полное возможностей и предшествующее началу миру красок.

В отличие от белого, черный - это мертвое «ничто», олицетворяющее конец: без возможностей, без развития, без движения. Черный, по Кандинскому, - самая беззвучная краска.

Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый «безутешной неподвижностью». Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.

Если ваша цель – отделка помещения, предназначенного для отдыха, расслабления и умиротворения, например ванная комната или спальня, скорей всего вам подойдут голубой или зеленый. Если вам нужна активная энергетика, покрасьте комнату в желтые или красные тона. Но, при всем этом, не следует забывать, что у каждого из нас есть собственные цветовые предпочтения. Некоторые, например, воспринимают синий цвет как депрессивный, а другим, напротив, он напоминает океан. Что касается зеленого, то у кого-то этот цвет может ассоциироваться с завистью или ревностью, тогда как для большинства – это цвет живой природы и естественности. Кроме того, нужно еще учитывать свойства каждого конкретного помещения. К примеру, вы хотите иметь веселую, яркую кухню в желтых тонах, но она уже и так сильно освещается солнцем и/или флуоресцентными лампами – если вы покрасите стены желтой краской, то света станет слишком много, и он будет утомлять.

Цветовой круг

Базовым инструментом колористики служит цветовой круг.

Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Открытие Ньютона заключалось в том, что солнечный спектр содержит семь цветов. Ньютон создал объективную физическую основу систематики цвета, расположив семь спектральных цветов по кругу: : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Он установил, что любой цвет можно получить из этих семи. Ньютон описал модель цветового круга при помощи цветомузыкальной аналогии: он делил окружность «…на семь частей … пропорциональных семи музыкальным тонам, или интервалам восьми звуков: соль, ля, фа, соль, ля, ми, фа, соль, содержащихся в октаве, т.е. пропорциональных числам: 1/9, 1/16, 1/10, 1/9, 1/10, 1/16, 1/9» (см. рисунок слева).

Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча. В конце XVIII века ярый противник Ньютона, И.В. Гeтe, дал классификацию цветов по физиологическо му принципу, на основе гармонии цвета и закономерностей цветового зрения. Он создал цветовой круг из шести частей (трех пар контрастных цветов) и вписал в него треугольник, в вершинах которого лежат три самых употребляемых художниками цвета: красный, желтый и синий. Гете предложил три вида цветовых сочетаний.

1 . «Гармоничные» - это сочетания дополнительных (контрастных) цветов, расположенных в круге напротив. Например, С и О, К и 3, Ф и Ж.

2. «Характерные» - это сочетания цветов, расположенных через один в круге. Например, К и Ж, О и 3.

3. «Нехарактерные» - это сочетания родственных цветов, расположенных в круге рядом друге другом. Например, К и О, О и Ж.

Цветовой круг Гете помогает увидеть, какие цвета усиливают друг друга, какие цвета получаются при смешении красок.

Сегодня используется двенадцатичастный цветовой круг, состоящий из 12 цветов: основных и составных второго и третьего порядка. Как известно, человек с нормальным зрением может определить три чистых цвета, не имеющих оттенков: чистый красный (не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка), чистый жёлтый (не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона), и чистый синий (не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенков). Каждый цвет следует рассматривать на нейтральном сером фоне.

Основные цвета ( Primary ): Основной цвет – это цвет, который не может быть получен путем смешения других цветов. Таких цветов три. Их часто называют чистыми, поскольку все остальные цвета получают на их основе. К основным цветам относятся:

  1. Красный
  2. Синий
  3. Желтый

Составные цвета второго порядка (Secondary): получают смешением основных цветов. Их 4:

  1. Оранжевый
  2. Желтый
  3. Зеленый
  4. Фиолетовый

Составные цвета третьего порядка ( Tertiary ): получаются путем смешения основных цветов с составными цветами второго порядка. Их 6:

  1. желто-оранжевый
  2. красно-оранжевый
  3. красно-фиолетовый
  4. сине-фиолетовый
  5. сине-зеленый
  6. желто-зеленый

Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике: жёлтый – у вершины, красный – справа внизу, синий – внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники помещают три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получают цвета второго порядка: жёлтый + красный = оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий = фиолетовый. Все цвета второго порядка должны быть смешаны в равной пропорции и не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый – ни слишком красным, ни слишком синим.

Затем на некотором расстоянии от первого чертится второй круг, и полученное между ними кольцо делится на двенадцать равных частей. Основные и составные цвета размещаются по месту их расположения. При этом между каждыми двумя цветами оставляют пустой сектор. В эти пустые сектора вводятся цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка: жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зелёный = сине-зелёный; жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный. Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

В двенадцатичастном круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными. Такая система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.

Месторасположение цвета на цветовом круге может подсказать, какие цвета сочетаются друг с другом.

Комплементарные цвета

Комплементарными называют цвета, расположенные на цветовом круге диаметрально противоположно друг другу. Эти цвета обычно хорошо сочетаются друг с другом. Например, синий и оранжевый.

Аналоговые цвета

Это цвета, расположенные на цветовом круге рядом. Они тоже хорошо сочетаются друг с другом, но не дают контраста комплементарных цветов. Обычно один цвет выбирается в качестве основного, а другой – в качестве дополнительного.

Триадные цвета

Триадные – это три любые цвета, составляющие на цветовом круге равносторонний треугольник. Воплотить цветовое решение, в основе которого лежит использование триадных цветов, обычно довольно сложно, но результат обычно получается очень сбалансированным.

Нейтральные цвета

Нейтральные цвета часто используются в домашних интерьерах, поскольку они очень хорошо сочетаются друг с другом и работать с ними легко. К нейтральным относятся:

  1. белый
  2. коричневый
  3. серый
  4. черный

Температура

Температура – это характеристика цвета по шкале «холодный – теплый». В общем и целом, синие и зеленые оттенки считаются холодными, а желтые и красные – теплыми. Опытным путем было установлено, что субъективное ощущение температуры в помещениях, окрашенных в сине-зеленые и красно-оранжевые тона, различается на 3–4 градуса. В сине-зелёном помещении люди начинают жаловаться на холод при температуре 15°, в то время как в красно-оранжевом помещении – лишь при температуре 11–12°.

Суть контрастного воздействия холодных и теплых цветов можно понять при помощи следующей сравнительной аналогии:

холодный – тёплый = теневой – солнечный;

прозрачный – непрозрачный;

успокаивающий – возбуждающий;

жидкий – густой;

воздушный – земной;

далёкий – близкий;

лёгкий – тяжёлый;

влажный – сухой.

Различные аспекты восприятия контраста «холод – тепло» говорят о его огромных выразительных возможностях. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными, поэтому контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения, превращаясь, тем самым в важнейшее изобразительное средство при передаче перспективы и пластических ощущений.

Поэтапный выбор цветового решения вашего интерьера

1. Спросите себя, какие цвета вам больше всего нравятся. Скорее всего, вам захочется декорировать комнату именно любимыми цветами.

2. Попытайтесь определить, что для вас означает каждый цвет. Нравится ли вам пурпурный, или он кажется вам вульгарным. А как насчет более темных или более светлых оттенков? Может быть, пойдет темно-пурпурный, или лучше взять светло-фиолетовый?

3. Вспомните свои любимые предметы искусства, декоративные украшения или безделушки. Есть ли в вашем доме картина или ваза, которые вам очень нравятся? Если так, то позаимствуйте цветовое решение у них.

4. С помощью цветового круга выясните, какие из выбранных вами цветов сочетаются друг с другом.

5. Начните постепенно. Не стоит сразу красить все комнаты в синий цвет, а то через неделю можно обнаружить, что вы ненавидите этот оттенок. Экспериментируйте и будьте готовы к ошибкам. Запомните, большинство из того, что вы натворите, можно будет переделать.

Выбрать подходящий колер краски порой бывает очень сложно. Существует десятки оттенков белого, не говоря уж о других цветах спектра. Кроме того, оценить, как на самом деле будет выглядеть ваша комната по пробному покрашенному вами участку стены площадью 2"x2" практически невозможно. Ниже предлагается несколько рекомендаций, которые помогут вам сдвинуть ремонт с мертвой точки. И помните, не бойтесь, добавить в интерьер немного красок!

Профессиональные дизайнеры подбирают сочетающиеся друг с другом краски с помощью цветового веера (см. на рис. выше). Вам тоже полезно будет его приобрести.

  1. Комплементарные цвета добавят в интерьер комнаты контраст и драматизм. Хорошо будут смотреться комбинации фиолетового и желтого, розового и зеленого.
  2. Монохроматические цвета, то есть оттенки одного цвета, такие как сливовый, фиолетовый и сиреневый, будут хорошо смотреться вместе, если вы подберете их в одной цветовой модели. Берите цвета, которые лежат на цветовом веере рядом.
  3. Аналоговые цвета, например, желтый и оранжевый или синий и пурпурный, создают более тонкий контраст, чем комплементарные цвета.

В дополнение можно привести еще несколько фактов, знание которых может помочь вам в выборе краски:

1) светлее и пастельные тона визуально делают помещение больше и создают ощущение воздуха;

2) темные и интенсивные цвета создают интимность и уют, но заставляют комнату казаться меньше;

3) холодные оттенки – синие, зеленые, мягкий пурпур – создают атмосферу спокойствия и расслабленности;

4) теплые оттенки – желтые, красные, оранжевые – делают комнату солнечной и веселой.

Современная парикмахерская колористика - это искусство моделирования цвета. Цвет волос может добавить пикантности и усовершенствовать многие прически. Восхитительно и приятно, если желанный цвет выходит точным. Наше удобное руководство для парикмахеров по изменению тона волос, несомненно, поможет избежать многочисленных погрешностей.

Основная система цвета

Все без исключения тона, встречающиеся в природе, представляют собою соединение из 3-х ключевых цветов: синего, красного и желтого. Из данных пигментов делают все без исключения знакомые тона, не считая черного и белого.

Тон нашей кожи и волос состоит из разных комбинаций и соотношений синего, красного и желтого цветов.

Синий — это один-единственный холодный основной тон, а красный и желтый — теплые.

При тонирование волос немаловажно понимать то, что ключевые пигменты отличаются по молекулярным объемам и имеют различный вес. Теория колористики для парикмахеров говорит о том, что самый большой молекулярный объем и вес пигмента у синего, потом идет красный и желтый.

Хоть синий и самый большой, все же при окрашивании удалить его несложно. Молекулы синего расположены ближе к кутикуле, а вот красные молекулы находятся глубже в коре, и их сложнее удалить. Сложнее всего уйти от желтого, который располагается глубоко в коре волоса. Вот вследствие чего красный и желтый тона сложнее убрать во время осветления.

Как соединить цвета

Цвета спектра отображены в круге, который применяется в основной теории колористики для парикмахеров. На нем продемонстрировано, как один тон перетекает в другой. Его можно применять для того, чтобы установить, как тон волос будет смотреться, а также как откорректировать ненужные тона и безупречно затонировать локоны. С поддержкой круга можно достичь оптимальных цветовых комбинаций и мягко перейти от одного нюанса к другому.

  • Красный, синий, желтый - это ключевые тона.
  • Фиолетовый, зеленый, оранжевый - второстепенные.
  • Красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленоватый, желто-зеленоватый, желто-оранжевый - третичные тона.
  • Желтый и фиолетовый, синий и оранжевый, красный и зеленый - нейтрализующие друг друга.

Вторичные тона состоят из комбинации двух ключевых цветов. Теория колористики для парикмахеров отмечает, что для того, чтобы создать второстепенные тона, необходимо выяснить среднюю точку между двумя главными расцветками на цветном колесе. Таким образом, к примеру, тон между красным и индиговым в цветном круге - фиолетовый. Колор между красным и золотым - ярко-оранжевый, а между янтарным и голубым - зеленый.

Третичные тона выходят из комбинаций первичного и вторичного цветов. Смотря на цветное колесо, можно понять, что желто-оранжевый считается третичным цветом, так как он располагается между главным цветом (желтым) и второстепенным цветом (оранжевым).

Теория колористики для парикмахеров показывает, что нейтрализующие цвета при комбинировании, как правило, формируют бурые. Они находятся в парах противоположностей на цветовом колесе, таким образом - красный и зеленый, синий и ярко-оранжевый, желтый и сиреневый. Эти тона уравновешивают друг друга и могут применяться для корректировки погрешностей окрашивания. К примеру, в случае если тон содержит ненужные пунцовые тона, то зеленый может быть использован с целью его нейтрализации. Подобным образом действуют и сиреневые тоники для нейтрализации желтизны на выбеленных волосах. Очень важно принимать во внимание глубину тона. Так, 2 тона должны быть одной и той же насыщенности и балансировать друг друга.

Для примера возьмем фиолетовый тонер для осветленных волос. Если применять слишком глубокий тон, то локоны станут окрашены сиреневым, а в случае если тон будет очень легким, то локоны будут иметь желтоватый оттенок. Как правило, лучше промахнуться во вторую сторону, так как проще дополнить тон, нежели забрать его.

Также смешивание двух нейтрализующих цветов, таких как красный и зеленый, дает коричневый.

Переход от одного цвета к другому, или Теория колористики для начинающих парикмахеров

Для примера возьмем ярко-красные волосы, которые необходимо закрасить в зеленый. И если сделать это резко зеленым красителем, то результат может быть коричневым или зеленовато-коричневым. Поэтому постепенное изменение быстрее приведет к окончательному полному цвету. Значительно легче компенсировать один тон другим, который располагается рядом с ним на разноцветном колесе.

Первоначальный тон красного и ожидаемый цвет зеленого леса практически противоположны. В случае если понемногу переключаться от алого на зеленоватый, то есть 2 пути:

  1. Красный - красно-оранжевый - ярко-оранжевый - оранжевый - желтый - желто-зеленоватый - зеленый.
  2. Красный - Красно-сиреневый - сине-лиловый - синий - голубо-зеленоватый - зеленый.

Итак, в каждом маршруте существует 6 шагов. Как подобрать верный? Все зависит от нюанса зеленого, который нужен. Таким образом, если нужен темно-зеленый тон, который содержит голубые тона, то проще проделать путь через сиреневый и синий. А в случае если необходим бледно-зеленый, то первый путь будет успешнее.

С помощью цветного колеса возможно сделать красивые и точные композиции. Максимальный контраст достигается с помощью расцветок на обратных гранях круга:

  • зеленый и красный;
  • фиолетовый и желтый;
  • оранжевый и синий;
  • сине-зеленый и красно-оранжевый;
  • желто-зеленый и красно-фиолетовый;
  • желто-оранжевый и сине-фиолетовый.

В то же время при смешивании эти цвета будут производить коричневый, который тоже относится и к вторичным.

Чтобы избежать нежелательных грязных связок, нужно использовать общий цвет. Он определяется на их пересечении. Например, фиолетовый состоит из синего и красного, а зеленый - из синего и желтого, и их общий цвет синий - это идеальный цвет для использования в качестве буфера между зеленым и фиолетовым. Прокладывая этот цвет между ними, можно получить идеальный результат, который поможет плавному переходу.

Это основные принципы колористики для парикмахеров, и теории «Лонды», «Эстель» и «Матрикс» основываются на этих общих разделах.

Использование цветов для создания глубины

Выбрав 4 или 5 цветов из одного диапазона, можно создать глубину тона для полос и кусков. Начнем с одного цвета, для этого примера выберем фиолетовый.

Смешивая его в различных пропорциях с цветом рядом с ним на цветовом круге, синим или красным, можно получить хороший диапазон для создания ярких и тусклых мерцаний. Для более авантюрного варианта выбираются оттенки с обеих сторон от базового цвета и смешиваются в различных пропорциях. Так, фиолетовый можно смешать с синим и с красным для получения сине-фиолетового. И в то же время, если добавить голубые и красные полосы, то это разрушит эффект.

«Эстель»

Теория колористики для парикмахеров, пользующихся продукцией этого бренда, сводится к следующему:

  • Для окрашивания расход краски на волосы средней густоты и длины до 15 см - 60 г.

Соотношения:

  • темные нюансы (1-7 ур.) - 1 ч. красителя «Эстель Сенсе де Люкс» + 2 ч. 3 % активатора «Де Люкс».
  • светлые нюансы (8-10 ур.) - 1 ч. красителя «Эстель Сенсе де Люкс» + 2 ч. 1,5 % активатора «Де Люкс».

Цветные корректоры используются для удаления ненужного нюанса, ослабления тона и увеличения цветного аспекта. Аммиачный корректор используется для осветления красителя и косметической основы. Промежуточный корректор растягивает пигмент по световой линии; возможно использовать его для активного тонирования с разноцветными корректорами. Для углубления цветного аспекта прибавлять до 13 ч. на 30 г краски.

Уровень глубины тона

  • Брюнет - 1, 2.
  • Шатен - 3, 4.
  • Светлый шатен - 5, 6.
  • Блондин - 7, 8.
  • Светлый блондин - 9, 10.

Окислитель:

  • Осветление на 1 тон - 3 %.
  • Тон в тон - 3 %.
  • Для темных тонов - 3 %.
  • Блонд-тонирование - 3 %.
  • На 2 тона - 6 %.
  • Красные и медные цвета - 6 %.
  • Седина - 6 %.
  • Осветление на 3 тона - 9 %.
  • Седина на жестких волосах и стеклянная проседь - 9 %.
  • Осветление на 4 тона - 12 %.

Компания проводит семинары и обучающие курсы, где углубленно преподаются основы работы с продуктами «Эстель», теория колористики для начинающих парикмахеров. Также есть множество бесплатных видео по этой теме в интернете.

Matrix

3аслуживает внимания и краткая теория «Матрикс» (колористика для парикмахеров). Matrix оказывает щадящее влияние и является безаммиачным красителем. Применяют данную линейку для формирования свежего тона на натуральных и неосветленных прядях. А еще ею можно исправлять тон. Она содержит керамиды, которые реконструируют губчатую текстуру, что дает возможность однородно покрасить пряди и добавить естественный блеск.

Существует несколько групп продуктов:

  • Extra - полустойкий краситель, который используют для углубленного закрашивания седых волос. Цветовая гамма состоит из шести тонов и окислителя. Держится краситель довольно долгое время. Пряди уже после окрашивания станут нежными и сияющими.
  • Beauty - изготавливается для окрашивания натурального оттенка и седины. Ухаживающий ансамбль с маслами и новейшая формула не дают текстуре повреждаться. Цветовая гамма этой серии складывается из 58 нюансов. Их допускается совмещать, получая свежие решения. Тон волос делается эффектным, смотрится непринужденно, интенсивно. Цвет краски можно подобрать в соответствии своему цветотипу.
  • Matrix SoRED - серия презентует красочные творческие цвета. Краской разрешено мелировать локоны. Цветовой результат держится вплоть до 20 смываний.
  • V-light - обесцвечивающий порошок. Группа хорошо подойдет для глубокого осветления, а кроме того, для мелирования. Локоны возможно отбелить за 7 шагов. Невзирая на то, что порошок усиленно влияет на локоны, в нем находится пантенол, который защищает от пересушивания. Результат от его использования будет зависеть от начального оттенка.
  • Master - ускоренный отбеливающий пигмент. С помощью данного средства локоны можно отбелить за 8 шагов.

«Матрикс» создала раздельную палитру, которая включает более 50 цветов.

Руководство по цвету

Согласно теории и основам колористики для парикмахеров, прежде чем приступать к какой-либо химической обработке, нужно убедиться, что волосы в хорошем состоянии. Также будет лучше, если окрашивать локоны на два тона светлее или темнее от естественного цвета.

Semi permanent (полупостоянный) цвет волос — это простой способ создать незначительные изменения. Таким способом легко заполнить нежелательные цветовые пятна, увеличить блеск и текстуру без агрессивного вмешательства. Такой цвет постепенно смывается, и его время носки - около 4-6 недель. Semi permanent может только затемнить волосы и будет только временно тонировать седые. Эта методика позволяет укротить вьющиеся пряди, сделать их более здоровыми и, безусловно, является самой нежной и щадящей процедурой.

Постоянный цвет волос поможет получить стойкая краска. Она разрушает кутикулу и отложения пигмента в стержне. В отличие от полупостоянной, такой способ может использоваться, чтобы осветлить волосы. Это достигается с помощью обесцвечивания волос и внесения цвета в один этап. Постоянный цвет волос является более эффективным для покрытия седых волос. Хотя цвет будет вымываться с течением времени, но он не может быть смыт или удален полностью. Постоянный цвет может быть разрушительным, и длительное применение стойких красителей может привести к необратимому вредному процессу. Тщательный уход и витаминизация помогут максимально защитить волосы от повреждений.

Обесцвечивание волос

Отбеливание волос почти всегда происходит в два этапа. Вначале волосы отбеливают, чтобы убрать природный пигмент, а затем используют тоник для достижения желаемого оттенка. Этот двойной процесс довольно грубо влияет на волосы и является очень вредным.

Это трудоемкий процесс. После процедуры волосы становятся настолько хрупкими, что нужно быть особо осторожными при выборе средств для укладки и использовать защитные масла и кремы. Такие волосы не рекомендуется сушить феном, завивать плойкой или использовать выпрямитель. После обработки волос осветлителями лучший способ их восстановления - это постоянное удаление поврежденных или секущихся концов.

Мастера не советуют проводить опыты с окрашиванием локонов в области колористики самостоятельно. Эту операцию следует поручить специалисту с навыком. Согласно теории колористики для парикмахеров, в задачу мастера входит оценка внешнего вида и образ клиента, после которой начнется окрашивание. Мастер искусно выберет цвета, которые будут украшать человека, а все минусы при этом будут максимально замаскированы.