Что стимулирует развитие речи? Как стимулировать развитие ребенка

Каждой мамочке на заметку: 10 способов помочь малышу заговорить

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь - показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм - и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»

– «Меня зовут Маша»

– «Привет. Маша! А я мама Оля»

– «Привет, мама Оля! А это кто?»

– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки - речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,

Если только захочу!

Я и маленького братца

Обуваться научу!

Вот они сапожки –

Этот с правой ножки, этот с левой ножки!

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Эта – с левой ножки,

Эта – с правой ножки!

Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)

Рисование и письмо

Аппликация и лепка

Игры с пуговицами и петельками

Игры с ленточками

Игры-шнуровки

Игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)

Игра на клавишных инструментах

Простые пальчиковые игры (капает дождик - стучим пальчиками)

Игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!

Погулять выходят мыши!

А за ними рыжий кот,

Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

Читайте также:

Просмотрено

Вещи, которые нельзя запрещать маленьким детям

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

12 советов о жизни, которые мне дала бабушка

Все о воспитании, Детская психология

Просмотрено

Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Воспитание мальчиков: психологические особенности

Это интересно!

Просмотрено

Интересная генетика: насколько дети похожи на родителей в одном и том же возрасте

Это интересно!

Просмотрено

Несколько способов, как сделать лизуна в домашних условиях

Когда первые люди появились на земле, они ничем не отличались от животных. Постепенно их сознание эволюционировало, и они стали по-другому смотреть на окружающий мир, научились устной речи, освоили письмо, стали творить гениальные произведения искусства. На эти факторы повлияло развитие мозга, благодаря которому мышление перешло на новый уровень.

Ученым давно известно, что несмотря на все достижения человечества, мы используем свой мозг всего на 10 процентов. Трудно представить во что превратится мир, если людям удастся активизировать наш мыслительный орган и заставить его работать на полную катушку. Наша жизнь кардинально изменится, произойдет много новых открытий, которые сейчас кажутся сказкой.

Чтобы это произошло, надо задействовать все ресурсы для развития мозга, но прежде нужно понять, что собой представляет наш самый загадочный орган.

Основные упражнения для развития мозга

Одного правильного питания для стимуляции мозговой деятельности недостаточно.

  • Нужно постоянно находиться в движении. У малоподвижных людей кровь хуже снабжает органы кислородом, и это плохо влияет на мыслительный процесс.
  • Очень важен полноценный сон, отсутствие стрессов и умение расслабляться. Придерживаясь этих правил, вы заметите, что мозг стал работать быстрее и лучше.
  • Чтобы добиться успеха в жизни, нужно развивать оба полушария мозга. Тогда творческие способности будут использоваться наряду с логическим мышлением, и это сделает жизнь более насыщенной и яркой.

Начните тренировать мозг несложными упражнениями, и вы быстро почувствуете результат:

  • СПОСОБ 1

Станьте прямо, положите правую руку на живот и начните гладить его по часовой стрелке. Левую руку поместите на макушку головы и, несильно постукивая, медленно продвигайтесь ко лбу. Попытайтесь сделать оба движения одновременно.

Это просто только на первый взгляд. Почти у всех в первое время руки начинают путаться, и они гладят голову, вместо постукивания. Когда движение будет освоено, смените руки и сделайте упражнение снова.

  • СПОСОБ 2

Это упражнение благотворно влияет на оба полушария и стимулирует их работу:

Поднимите руки вверх и попытайтесь правой рукой изобразить в воздухе пятиконечную звезду, а левой - квадрат. Это нужно сделать одновременно. Когда все получится, смените руки, а потом усложните тренировку и придумайте другие, более сложные фигуры для воспроизведения.

  • Стимулировать развитие мозга может изучение чужого языка. Извилины с новой силой включатся в работу, и у них не будет времени скучать и расслабляться, пока цель не будет выполнена.
  • Чаще слушайте классическую музыку, под которую приятно полежать, закрыв глаза, читайте книги или займитесь рисованием. Эти действия хорошо развивают правое полушарие, потому что вызывают бурю чувств и эмоций.
  • Попробуйте взяться за работу, которая вам не совсем понятна, и постарайтесь досконально разобраться в ней. Вы быстро активизируете работу мозга, изучая новую информацию и применяя ее на практике.

Если тренировать мозг такими неординарными упражнениями постоянно, вы разовьете пространственную память, улучшите творческие способности и простимулируете нестандартное мышление.

Упражнения нейробики для мозга

Американский ученый Лоуренс Катц создал уникальную методику, которая стимулирует развитие мозга. Эта своеобразная зарядка для ума улучшает память, настроение и активизирует мозговую деятельность.

Нейробика основана на том, что мозг должен быть постоянно занят новой интересной работой. Если он будет простаивать или выполнять рутинные занятия, то заскучает, и от этого ослабеет внимание и снизится память.

Чтобы упражнения принесли пользу, их нужно делать регулярно, и каждый день удивлять себя новыми задачами и головоломками. С помощью этой методики тренировать свой мозг можно в любом месте, независимо от возраста. Зарядкой могут заниматься дети, подростки, студенты, люди средних лет и пенсионеры. Она поможет всем стимулировать работу мозга.

Упражнения нейробики:

  1. Начните тренироваться с утра. Попытайтесь подняться с постели, встав не на ту ногу, что обычно. Если вы правша, задействуйте для повседневной работы левую руку, если левша - правую. Например, почистите зубы не той рукой, попытайтесь за завтраком держать вилку непривычным способом.
  2. Для следующего упражнения необходимо привлечь близкого человека. Завяжите себе глаза плотной тканью и походите так в квартире под присмотром друга. Освоившись, можно выйти на улицу и погулять в парке, где нет автомобильного движения.

Закончив тренировку, ответьте на следующие вопросы:

  • Как вы пытались преодолеть неуверенность?
  • Какие органы чувств заработали острее?
  • Какие звуки казались пугающими?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Эта зарядка для мозга позволит разобраться в себе, избавит от многих страхов и неуверенности.

  1. Чтобы тренировать свой мозг, старайтесь каждый день возвращаться домой новым маршрутом, постоянно совершать покупки в разных магазинах, посещать места, в которых вы раньше не были, пробовать необычную еду и экзотические напитки.
  2. Для развития мозга полезно использовать разные ароматы. Часто приобретайте бутылочки с приятными эфирными маслами, туалетной водой, духами и по утрам наслаждайтесь новым запахом.
  3. Старайтесь всегда действовать нестандартно, давая мозгу новую пищу для размышления. Часто во время таких тренировок возникает небольшой дискомфорт или неуверенность. Это объясняется тем, что мозг активно приспосабливается, учится, развивается, создает новые нейронные клетки.

Полезные продукты для питания мозга

Чтобы полноценно работать, мозгу необходимы полезные вещества, которых много в натуральных продуктах:

  • Исключите из рациона химические добавки и искусственные ароматизаторы.
  • Самые полезные продукты для мозга - черника и грецкие орехи. Сочная черная ягода и очищает кровеносные сосуды. Орехи насыщены витаминами, минералами и кислотами, замедляющими процесс старения.
  • Не обойтись и без черного шоколада. Он очень полезен для развития мозга, так как стимулирует мозговую деятельность и обогащает его кислородом. При переутомлении полезно съесть кусочек шоколада. От него пропадает усталость, и мысли становятся четче.
  • Ешьте больше овощей и зелени. Сбалансируйте рацион так, чтобы в нем гармонично сочетались мясные, молочные и рыбные блюда. Больше отдыхайте на свежем воздухе и занимайтесь спортом. Эти нехитрые рекомендации помогут сделать работу мозга лучше.

Чего лучше не делать

В последнее время для улучшения мозговой деятельности стало модно принимать разные таблетки. Это ноотропы и психостимуляторы. Они улучшают ясность ума, усиливают работоспособность и обеспечивают прилив энергии. Но вместе с этим имеют побочные эффекты, такие как привыкание и тяжелая депрессия после прекращения употребления.

Несмотря на то что таблетки стимулируют способность к обучению, обостряют чувства и активизируют память, от их применения лучше отказаться или принимать только по назначению врача.

В аптеках можно купить БАДы, сделанные из натуральных растений и, по словам разработчиков, улучшающих деятельность мозга. Проблема в том, что такие препараты не проходят проверок и вместо нейростимулирующего эффекта можно сильно навредить здоровью.

Используйте для улучшения мозговой деятельности физические упражнения, правильно питайтесь и проводите тренировки по методу нейробики. Это обязательно даст положительный результат и не вызовет побочных эффектов.

Как устроен мозг

Человеческий мозг часто сравнивают с компьютером. Ведь на протяжении всей жизни мы впитываем нужную информацию и храним ее в дальних уголках мозга.

Этот орган отвечает за множество функций. Благодаря ему мы разговариваем, мыслим, чувствуем, координируем движения, способны погружаться в сон, заниматься творчеством.

Проблема в том, что секреты мозга практически не разгаданы. Ученые знают, что орган состоит из 2 полушарий, соединенных друг с другом мозговой «прослойкой».

Каждое полушарие выполняет определенные функции:

  1. Левое полушарие скрупулезно и последовательно обрабатывает информацию, глубоко анализируя ее. Оно работает с цифрами, числами и отвечает за логическое мышление.
  2. Правое полушарие считывает информацию из органов чувств. С его помощью мы различаем цвета, фантазируем, воспринимаем литературу и музыку. Правое полушарие объединяет разрозненную информацию в одно целое, и именно поэтому мы способны решать сложные задачи и находить нестандартные решения.

Не так давно учеными было доказано, что мозг способен выращивать новые нервные клетки, которые называются нейронами, в любом возрасте. Это дает возможность ему восстанавливать свою работу после болезней и стрессов. Чтобы сделать этот процесс быстрее, необходима зарядка для мозга, которая поможет тренировать мозговую деятельность, и правильное питание.

Как правильно стимулировать развитие одаренного ребенка дома

Не только в школе, но и дома многие родители встают перед вопросом, как подобрать правильный подход к своему одаренному ребенку. Дома ребенку необходимы как условия для отдыха, так и обогащенная окружающая среда. Под обогащенной средой подразумевается наличие в доме достаточного количества интересных предметов, способных спровоцировать у ребенка познавательный интерес и возникновение новых идей. Ребенку также должна быть предоставлена возможность воплотить эти идеи в жизнь. Несомненно, самую главную роль в этом играют родители, ведь они должны обеспечить наличие дома всяких интересных предметов, а также продемонстрировать ребенку, как их нужно использовать: что-нибудь вырезать или наклеить, почитать вслух книжку, включить музыку, собрать шкаф из Икеи, связать свитер или заклеить дырку в велосипедной шине. Взаимодействие между ребенком и родителями (или опекунами) закладывает важный фундамент для его последующего развития.

Окружающая среда имеет большое влияние

С самого рождения ребенок постоянно растет и развивается. Уровень его развития в существенной степени зависит от того, насколько хорошо он взаимодействует со своей окружающей средой. Случаи, описанные в предыдущей главе, являются тому наглядными примерами. Если ребенок растет в детдоме, где ему не уделяют должного внимания, не реагируют на звуки, которые он издает, не обращают внимания на его гримасы, то его развитие будет протекать медленнее, чем у ребенка, растущего в любящей семье, с родителями, которые с самого рождения с ним по-настоящему общаются. У детей, которым не уделяют должного внимания, уже к четырем или пяти годам наблюдается значительное отставание от сверстников, а шанс наверстать упущенное весьма невелик.

В первые два года человек усваивает такое огромное количество информации, как ни в какой другой период жизни. Уже в первые два месяца в мозгу младенца происходят наиважнейшие изменения и формируются основные нейронные связи. Этот процесс замедляется после десятого года жизни и практически прекращается после восемнадцати лет (Riksen-Walraven, 2002; см.: Ypenburg, 2009, р. 21).

Невролог Лиз Элиот (Eliot, 2000) пишет: «Наш опыт в буквальном смысле формирует наш мозг. ‹…› Каждый образ, каждый звук и каждая мысль оставляет свой след в наших нейронных связях. Это меняет восприятие всех наших последующих звуков, образов и мыслей». Главным источником знаний для младенца являются контакты с окружающими его людьми, в первую очередь, контакт с родителями или людьми, которые о нем заботятся. Согласно психологу Марианне Риксен-Валравен, «правильно налаженное активное взаимодействие с родителями» имеет решающее значение для развития мозговых структур, ответственных за поведенческое и эмоциональное регулирование. «Самый ранний опыт оказывает гораздо большее влияние на развитие детей, чем какой-либо другой последующий опыт, – считает она. – Это можно объяснить тем, что именно в это время устанавливается огромное количество связей между нервными клетками головного мозга, больше, чем в какой-либо другой период развития» (Riksen-Walraven, 2002; см.: Ypenburg, 2009, р. 23). Таким образом, формирование психики ребенка начинается уже с самого момента его рождения, и решающее значение в этом процессе имеет взаимодействие с родителями.

Слишком много, слишком мало или в самый раз!

Родители одаренных детей часто опасаются перегрузить своего ребенка, и их часто предупреждают о рисках, связанных с опережающим развитием. С другой стороны, их ребенка все интересует, он полон кипучей энергии, и ему становится скучно, если оказывается, что ему вдруг нечего делать. В каком случае вы обделяете вашего ребенка информацией и ограничиваете его возможности, а в каком слишком его перегружаете?

Марисса – девочка, растущая в отзывчивой, любящей семье, в богатой на разнообразные предметы среде. Ее родители – очень образованные люди с широкими интересами, они не впадают в панику, столкнувшись с любопытством своего ребенка. Но довольно скоро даже они не в состоянии за ней угнаться. Еще в возрасте три года Марисса, увидев плакат с изображением вселенной, указала на Луну и Землю и спросила: «А как далеко от сюда до сюда?» Ответ, который дал отец, ее не удовлетворил. «Нет! От сюда до сюда!» – показала она: к полному удивлению отца, его дочь хотела знать точное расстояние от центра Земли до центра Луны. Мало того, оказывается, она поняла, что ответ отца неточен, что он указал неправильную цифру.

Мариссу уже не остановить, она все время хочет учиться новому, и каждый раз, проходя мимо окон своей районной начальной школы, она тянет свою мать заглянуть вовнутрь. «Я там хочу сидеть! – указывает она внутрь школы. – На этих стульях!» Она настаивает так сильно, что ее родителям приходится узнавать, может ли школа принять Мариссу, но ни одна начальная школа в их районе не хочет принимать ребенка, которому только исполнилось три года. В единственной школе, где ее согласны принять, преподавание ведется на французском языке. «Она может прийти, но я не буду специально для нее вести уроки на голландском языке», – говорит учитель. Марисса настолько рада, что языковой барьер ее нисколько не пугает. Она умна, и к тому же очень молода, что помогает ей быстро овладеть французским языком. Французский оказывается ей полезен, когда она в пятнадцать лет заканчивает школу и собирается поступать в университет. Она уезжает в Женеву, чтобы изучать там русский и испанский. Когда Марисса приезжает на каникулы домой, ее отец заранее думает о том, как организовать ее свободное время. «Я тебе нашел работу в банке, и ты можешь там делать вот это и это…»

«Он просто не может остановиться, – говорит, улыбаясь, Марисса, которой уже семнадцать. – Раньше мне все время было так скучно! Родители просто с ума сходили от меня, когда мне нечего было делать. Отец по-прежнему боится, что мне станет скучно, поэтому он до сих пор считает, что должен меня занимать». Пройдет еще несколько лет, прежде чем ее родители смогут расслабиться, наконец осознав, что у Мариссы теперь достаточно насыщенная жизнь и она в состоянии сама найти себе занятие.

Родители Мариссы никогда не стремились каким-то особенным образом стимулировать ее развитие, ни, тем более, его сдерживать. Дома у них говорили на арабском и на голландском, и у них была достаточно хорошая подборка книг, произведений искусства, ковров и музыки. Все это давало Мариссе массу впечатлений. Она с интересом относилась к разным культурам. Говорить на более чем одном языке ей также казалось само собой разумеющимся. Таким образом, в доме, где росла Марисса, одаренному ребенку было чем заняться. Тем не менее ее родителям было сложно за ней угнаться. Они часто недоумевали, когда оказывалось, что их дочь хотела бы сделать или узнать даже больше, чем они могли себе представить.

Как узнать, когда вы уделяете ребенку недостаточно внимания, или же наоборот, заходите слишком далеко в своем стремлении поддержать ребенка в его занятиях и интересах? Нужно ли удовлетворять любопытство малыша, которому всего 2–3 года, или же это еще слишком рано? На эти вопросы мы постараемся ответить ниже.

Необходимо реагировать на потребности ребенка в развитии

Чуткость родителей является очень важным фактором в развитии ребенка. Родители должны быть восприимчивы к сигналам, которые посылает им ребенок, и серьезно вникать в его познавательные потребности. Для большинства родителей этот процесс протекает естественно. Если ваша дочь еще не говорит, но уже на все показывает пальчиком и при этом вопросительно на вас смотрит, то, скорее всего, вы сами начнете называть вслух те вещи, на которые она показывает: стол, мячик, кошка, собака, книжка, кукла. Именно таким образом ребенок и узнает, как эти вещи называются. Но если вдруг ребенок двух или трех лет спрашивает вас, как называются те или иные буквы или цифры, как, например, спрашивала Сюзанна в самолете, то в таких случаях и родителям, и педагогам становится не по себе, ведь, согласно основным представлениям о развитии ребенка, такие вопросы совершенно не по возрасту. Некоторые эксперты даже считают, что поощрение такого поведения является «информационной перегрузкой» и советуют родителям этого не делать. Данный «совет» можно считать полностью необоснованным, даже не принимая во внимание тот факт, что хронологический возраст мало что говорит об уровне психического развития. В конце концов, взрослый всего лишь реагирует на вопросы ребенка. О стимулировании здесь не может быть и речи, а уж тем более о «перегрузке». В психологии развития под «стимулированием» понимают обычное, естественное общение взрослого с ребенком. Общение считается основным двигателем развития ребенка. Правильное стимулирование – это не занятие устным счетом с младенцем в колыбельке.

Что такое правильное стимулирование?

Сесилия растет в трущобах на окраине Лимы (Перу). Ее поселок находится на голой песчаной равнине. Дома особо делать нечего. Вся семья спит вместе в одной большой кровати. В материальном плане они не имеют практически ничего, но и в духовном плане семья мало что может предложить Сесилии. Ее родители настолько поглощены своей борьбой за существование, что они счастливы, если могут накормить своих детей досыта. И дома, и в округе очень мало интересных предметов. Ее родители часто уходят из дома, а в те редкие моменты, когда они дома, у них нет сил для занятий с детьми.

Винсенту повезло гораздо больше. Его отец – художник, а мать – учитель географии. Их дом наполнен книгами по самым разнообразным темам, а также картинами и материалами для занятий живописью и рисованием. Кроме того, дома есть фортепиано и бас-гитара. Отец работает на дому, да и мать довольно много времени проводит дома, у них часть бывают гости, с которыми ведутся интересные для Винсента беседы. В их районе много всего интересного, и на свои вопросы Винсент часто получает подробный ответ.

Окружающая среда может быть скудной или насыщенной как в материальном, так и в образовательном плане. Дома у Сесилии в материальном плане нет практически ничего, да и в образовательном плане у ее родителей нет возможности стимулировать ее развитие. У родителей Винсента есть на это время, и материально они достаточно благополучны. Короче говоря, у Сесилии нет ничего, а у Винсента есть все. Таким образом, получается, что Винсенту гораздо проще, чем Сесилии, развить свои врожденные таланты и интеллект. Предположим, что по своему уровню одаренности они одинаковы, как две капли воды. Тем не менее очень высока вероятность того, что, когда они станут взрослыми, Винсент будет гораздо более здоровым, более социально успешным и, следовательно, более беззаботным, чем Сесилия.

Эти два относительно крайних, но не вымышленных примера, показывают, что дома должны быть вещи, которые способны вызывать у ребенка любопытство и которые он сам захочет опробовать. Активная педагогическая стимуляция частично строится на этом. Это может быть все что угодно: книги, музыкальные инструменты, художественные принадлежности, коньки или игрушки. Но одного наличия разнообразных вещей в доме недостаточно. Родители должны также время от времени подталкивать детей к тем или иным идеям, помогать им (если ребенок этого хочет) и реализовывать с ребенком совместные проекты.

Правильное стимулирование развития подразумевает использование имеющихся ресурсов, но без навязывания ребенку вещей, к которым он не имеет никакого интереса, без перегрузки его информацией, идеями и занятиями. Перегрузка приводит к тому, что у ребенка практически нет возможности сделать собственный выбор и нет времени для того, чтобы иногда просто ничего не делать, что тоже иногда бывает полезно. Таким образом, правильное стимулирование развития подразумевает, что даже если в доме есть достаточно интересных вещей, не нужно рассчитывать, что развитие ребенка будет протекать само собой, автоматически. Каждый ребенок нуждается во взаимодействии со своими родителями. Даже воробей учится летать, подражая своей маме. Поэтому время от времени вы тоже должны заниматься со своим ребенком. Движущей силой для этого должны быть не только ваши собственные интересы и интересы вашего ребенка, но и то удовольствие, которое приносит вам общение с вашим ребенком.

Что такое излишнее стимулирование?

Излишнее стимулирование происходит, когда вы постоянно подталкиваете ребенка ко все большим достижениям или же когда вы предлагаете ему такое количество информации, что она превращается для него в хаотичный поток импульсов, или когда вы не даете ребенку ни времени, ни шанса для того, чтобы разобраться, чего же он хочет сам. Если для вас больше важна собственная потребность выделиться, нежели удовлетворение любопытства вашего ребенка в той степени, в какой он сам об этом просит, то можно констатировать, что вы слишком давите на своего ребенка. Неправильно, например, заранее учить свою дочь читать, чтобы у нее потом в школе было преимущество перед другими детьми. Если буквы ей пока не интересны, то в таком случае вы ставите для своего ребенка слишком высокую планку. Если же, наоборот, он сам в юном возрасте уже спрашивает вас о значении букв, то в этом случае как раз правильно начать заниматься с ним чтением.

Если родители во всем делают акцент на «достижения», то все удовольствие, которое дети получают от занятий, куда-то быстро исчезает. Так, например, воскресная поездка на велосипеде для семилетнего Ремко является не отдыхом, а достижением: «Мы проехали семь километров! Какое фантастическое достижение!» – кричат его родители вместо того, чтобы подчеркнуть наслаждение, которое они получили от поездки: «Как мы здорово прокатились по лесу и погода была просто замечательная!».

О пользе праздношатания

«Иди-ка ты чулки вязать», – говорила прабабушка нашей бабушке. Шататься без дела, надоедать окружающим и пялиться в окно было в ее глазах недопустимым времяпрепровождением. Вот так и сидели бабушка и три ее сестры в один ряд и вязали длинные шерстяные чулки, если им, конечно, не надо было быть в школе, таскать уголь или делать какие-нибудь другие полезные дела. Если вы хорошо умеете вязать, то вы можете одновременно с вязанием думать о чем-то другом. К счастью, бабушка хорошо умела вязать, и благодаря этому ее свободный дух не был полностью задавлен утилитарными устремлениями ее матери.

Существуют родители, которые чересчур перегружают своих детей, и это принимает форму, так сказать, «интеллектуального вязания чулок»: они считают, что ни одна минута не должна быть потрачена зря. С урока игры на фортепиано их ребенок идет на балет, затем он делает домашнюю работу по фортепиано, затем он делает школьную домашнюю работа, и все это сопровождается постоянными комментариями и разъяснениями со стороны родителей. Если ребенок вдруг увидел в небе звезду, то его сразу же ведут на урок астрономии, если ребенок что-нибудь купил на карманные деньги, то его ведут на урок математики: его просто пичкают информацией. Родители часто попадают в эту ловушку. Дети задают так много вопросов, что у родителей иногда возникает желание дать хоть какой-нибудь, может быть, даже самый бессмысленный ответ. Но очень умные дети задают очень умные вопросы, да еще и в большом количестве. Родители привыкают выкладывать, как на конвейере, факты и объяснения или, например, придумывать, какие книги и фильмы лучше помогут новому увлечению ребенка. Иногда это заходит слишком далеко. Стремление родителей понять и принять своего ребенка заслуживает уважения. Но каждому человеку, каким бы одаренным он ни был, необходимо время для того, чтобы переработать и упорядочить полученную информацию. Мы имеем в виду информацию в широком смысле слова, например, все, что вы видите и слышите на улице по дороге в школу: тротуарные плитки, пение птицы, шум транспорта, щелканье светофора, человека, который преграждает вам путь, человека, вызывающего у вас страх, или же соседку, машущую вам рукой. А иногда бывает полезно просто тихо посидеть и ничего не делать. Именно в эти моменты полученная информация ищет себе место в вашем сознании. Каждому человеку важно время от времени прислушаться к самому себе: понять, что его раздражает, волнует, возбуждает, в каких ситуациях он чувствует себя комфортно. Эти чувства можно осознать, даже когда у вас нет на это свободного времени. Но наличие свободного времени увеличивает шанс правильно оценить, какие люди, места и занятия вам подходят. Самопознание необходимо для того, чтобы делать правильные выборы в течение всей жизни.

Из книги Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку автора Соболева Александра Евгеньевна

2. Ветер перемен, или Как правильно выбрать школу для ребенка Трудности учебного года позади, а «неуды» в дневнике по-прежнему не дают вам уснуть… Если и вас, и учителей не устраивают отметки вашего ребенка – пора всерьез задуматься. Нет, не об успеваемости, а о школе,

Из книги Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я автора Миллер Алис

I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами Все, что угодно, кроме правды Мы знаем на собственном опыте, что для излечения душевных заболеваний есть очень действенное и весьма эффективное средство: правдиво рассказать себе историю своего

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

Глава 4. РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Глава 3 Садимся за стол: научить ребенка правильно питаться Двенадцатилетний сын Кэти ест всего несколько продуктов. Любой завтрак, обед или ужин в семье проходит с боем. Как ответственная мать, Кэти перепробовала практически все. Когда Робби был маленьким, он упорно

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Одаренные дети автора Монкс Франц

Глава 8 Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка? Важно сделать это как можно раньше Безусловно, об одаренности ребенка лучше всего узнать как можно раньше. Одаренность важно распознать еще до того, как ребенок начал отставать в школе и потерял всякую мотивацию,

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Как правильно должно происходить отделение ребенка от матери? Ребенок растет… И первые проблески осознавания у ребенка о том, что он и мать отдельные существа появляются примерно в 8–9 месяцев. Дети в это время начинают играть в такую игру: уронил игрушку, ее подняли -

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Глава 11. Индивидуально-личностные свойства в развитии одаренного человека Анализ индивидуально-личностных свойств будет проводиться в контексте вопросов о «психологических мишенях» деятельности по образованию одаренной молодежи. Можно фокусироваться на развитии

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Глава 3 Как стимулировать позитивные чувства и стать счастливее «Счастье состоит из мгновений. Нежный поцелуй или улыбка, добрый взгляд, сердечный комплимент – бессчетные капельки удовольствия и доброжелательности». Сэмюель Тейлор Кольридж (1772–1834) В этой главе мы

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Как научить ребенка правильно относиться к деньгам? Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. К. Хаббард Прежде всего доверять и не придираться по поводу и без. Вы выдаете ребенку деньги на карманные расходы. Сразу же обсудите, что

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка.

Этапы развития собственной речи ребенка:
Крики - возникают с рождения
Гуление - протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет - многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
Появление слов взрослого лексикона (молоко -моко, мами - возьми, мака - маленькая, титики -часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше
1год -5-9 слов
1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
3,5 года - 1100
4 года 1600 - 1900
5 лет 1900 - 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений - с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
***
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н", к, г, х, с, -йот;
б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л";
в) позднего онтогенеза речи: р, р", ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
***
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
***
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
***
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.

Звукопроизношение

Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей.
Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит "тутите мутити" или
" дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.
Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака"
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас дам"

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук "С" обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.
Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.

О диагнозе ЗРР - задержка речевого развития.
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка - есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.
Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.
Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку "разговориться"

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.

Стимуляция гуления
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову - это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Стимуляция лепета
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.

От лепета к лепетным словам
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.
ШАГ1
Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -

Шаг 2. стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет

Шаг 3.
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. имеющиеся лепетухи (различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан бам-бам-бам
Упал бах, бабах
Качаться, качели кач-кач
Дождик кап-кап
Гусь га-га-га
лягушка ква-ква
Дай, дать? дай
Собака ав-ав
Ворона кар-кар
Спать а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года

Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами . Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
. Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
. Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
. Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
. Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
. Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
. Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
. Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. новый слог
3. новый слог (тот же)
4. знакомый слог
5. Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи.

__________________

ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи

Поняла, что нужно поговорить еще об одном важном аспекте развития речи.
О нем часто забывают, считая его само собой разумеющимся, по этой же причине не сразу написала и я. Это так называемая прагматика речи или ее социально-психологический аспект. Все это в полной мере относится и ко взрослым, но говорить мы будем только о начале формирования речи.

Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами.
Внимание: когда один просит другого повторить за ним что-то - это уже не диалог!!!

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил:
У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке.
Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. (я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос )
То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе ) сортирует предметы.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.
Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение.
Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.
Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.

Все, о чем я написала, можно коротко охарактеризовать, как наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и АДЕКВАТНОЙ ситуации.

Понимание речи/ развитие импрессивной речи

Уважаемые родители. Появилось много вопросов по развитию понимания обращенной речи.
Что такое понимание речи?
Это соотнесение субъекта, объекта, качества, действия итд со словами их обозначающими.

Последовательность работы над пониманием речи

Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.
Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова -существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.
Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту.
Самая удобная и интересная игра - это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет/члена семьи/ домашнего любимца.

Опишу последовательность накопления словаря :
Существительные
. Предмет предъявляется и называется.
. Ребенка знакомят с назначением предмета.
. Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)
. Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.
. Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
. Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
. Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Глаголы
. Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
. Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест) .
. Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест - мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам.
. Выбор из большего количества вариантов.
. Включение слова в быт и игры.
. Включение слова в активный словарь.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Предложения

Виды простых предложений :
Инструкции: Дай мне мишку.
Описания: Дай мне большого мишку.
Вопросы: Ты хочешь мишку?
Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)

Примеры возможных вопросов :
. Хочешь...?
. Что ты хочешь? (выбор из двух)
. Где...?
. Какой...? (большой или маленький)
. Кто не спит?

Уровни сложности предложений .
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).

1 уровень:
Оборудование: мишка и зайка.
Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка»
Примечание: здесь и далее подчеркнуты слова несущие информацию.

2 уровень:
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

3 уровень:
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».

4 уровень:
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.

Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.

1 уровень:
Предъявляются картинки: "Мишка -собачка",
ребенку постарше можно предлагать эти слова в предложении
« Мишка ест», «Зайка ест».
Вопросы: «Покажи: Мишка ест».

2 уровень предполагает два ключевых слова.
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».
Инструкции направлены на выбор ожной картинки, например, «Мальчик ест»

3 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».
Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».

4 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки»,
« Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».
Инструкция предлагает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

Принадлежность: «Помой папину тарелку».
. Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».
. Передача предмета: «Дай мяч Коле»
. Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».
. Вопросы: «Где стоит сумка?»
. Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

__________________

Активное доречевое развитие

Относительно других навыков, которые осваивает малыш в раннем возрасте, речь развивается довольно долго. Малыш уже умеет ходить и даже бегать, но полноценно разговаривать ему еще не удается. Однако уже с первых месяцев жизни происходит активное доречевое развитие, которое специалисты разделяют на несколько групп по возрастам малышей.

Общение с малышом до года

С самого рождения родителям необходимо ласково разговаривать с малышом, петь колыбельные. Произносите слова с разного расстояния, обходите кроватку во время пения, чтобы малютка следил за источником звука. С 3 месяцев стимулируйте ответный лепет, общайтесь эмоционально, поддерживайте улыбку и радость малыша. После 6 месяцев вы можете вести диалог с ребенком, только вместо слов он будет лепетать, повторять слоги и пытаться повторить простейшие слова типа «мама», «киса», «дай» и прочие. Задержку развития речи по физиологическим причинам можно заподозрить примерно после 4 месяцев, если кроха не реагирует на громкие звуки, не проявляет комплекс оживления при виде родителей, не гулит и не улыбается.

Этапы развития речи первого года

2 месяца - пребывая в хорошем расположении духа, младенец произносит короткие однотипные звуки. 3-4 месяца - малыш начинает гулить, растягивать гласные звуки. 5 месяцев - гуление становится разнообразнее, появляются согласные звуки. 6 месяцев - младенец пытается вести диалог, произносит звуки в ответ на обращение к нему, имитирует интонацию. Начинает понимать значение простых фраз, может замолкать, следя за реакцией взрослого. 7 месяцев - малыш говорит слоги, иногда они даже складываются в слова, пусть еще и не осознанно. 8 месяцев - пытается повторять слова из двух слогов, которые слышит от взрослых, но еще не понимает их значение. 9 месяцев - произносит первые осознанные слова (обычно «мама», «папа», «дай» и т. п.). 10 месяцев - внимательно прислушивается к речи взрослых, пытаясь понять значение слов. Появляются новые слоги в лексиконе, может показывать пальчиком на носик, ищет глазами родителей при вопросе типа «Где мама?». 11-12 месяцев - ребенок знает около 10 слов, понимает около 20 слов. Может повторить простое, только что услышанное слово.

От года до двух

Правильному развитию речи в этом возрасте способствуют не только беседы с взрослыми, но и определенные задачи. Научите малыша выполнять ваши короткие и простые просьбы - «принеси мяч», «возьми игрушку», «пойди на кухню» и т. п. Учите кроху названиям окружающих предметов, блюд, которые он кушает, животных, частей тела. На развитие речи оказывает влияние мелкая моторика. Центры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику рук тесно взаимосвязаны, поэтому выполняя упражнения на развитие пальчиков, можно положительно влиять и на речь малыша. Предлагайте игры, где необходимо щупать, перебирать, выполнять какие-либо действия с небольшими предметами различной фактуры и формы. Чаще лепите фигурки из теста, раскладывайте по баночкам бусины, пересыпайте крупу - подобные занятия способствуют развитию моторики, а значит, и речи.

С двух до трех

Обучайте кроху свойствам предметов, их назначению. Показывайте картинки и просите провести ассоциативные связи (дождик-зонтик, тарелка-ложка и т. п.). Читайте малышу рассказы и стихи, чтобы научить воспринимать устную речь без сопровождения зрительными объектами. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые не нужно долго обдумывать, стимулируйте высказывания, учите характеризовать его эмоции и впечатления. А как вы стимулируете развитие речи у малыша?