Что делать когда скучно ребёнку. Советы психолога: позвольте ребенку скучать дома

Очень важно, чтобы дети научились сами управлять своим временем и заполнять его

Наверняка Вы иногда слышите от своего ребёнка: «Маааам, мне скучно». Большинство из нас начинает чувствовать себя ответственным за то, что ребенку скучно, и мы хотим немедленно это исправить. Для этого мы используем какие-то технические развлечения, гаджеты, придумываем разные виды активности и т.д. Но фактически это неэффективно. Дети должны столкнуться с тем, что в жизни бывает ничем не заполненное, неструктурированное время.

Почему это важно?
Свободное, «скучное» время дает детям возможность исследовать свои внутренний и внешний миры, что является началом креативности. Таким образом, они учатся взаимодействовать с миром и собой, воображать, изобретать и создавать. При этом, неструктурированное время позволяет детям исследовать свои собственные страсти. Если мы будем заставлять их напряженно трудиться над уроками или занимать время какой-то другой полезной деятельностью, или же отвлекаем их на мониторы и экраны, они никогда не научатся следовать велению своего сердца, которое может привести их к открытиям. Они не построят замок на заднем дворе, не слепят монстра из глины, не напишут песню или рассказ, не соберут одноклассников для создания собственного фильма. Все это – веления нашего сердца, это те страсти, которые делают жизнь действительно значимой.

Также важно, чтобы дети обрели опыт принятия собственных решений, научились сами управлять своим временем и заполнять его, иначе этого не произойдет никогда, и во взрослом возрасте они будут испытывать большие проблемы с тайм-менеджментом.

Когда детям действительно нужна наша помощь в преодолении скуки?
Большую часть времени предоставлены сами себе и в конечном итоге они находят что-то интересное, но иногда они на самом деле нуждаются в нашей помощи. Особенно тогда, когда свободного времени неожиданно стало больше, или дома было ограничено время пользования телевизором или компьютером. Для таких случаев лучше сделать банку с идеями, из которой можно будет вытаскивать три бумажки, и действовать в соответствии с написанным на них. Вот несколько вариантов таких идей:

— Сделать сборник шуток.
— Построить крепость из одеял и подушек.
— Написать письмо бабушке.
— Вырезать бумажные куклы и костюмы для них.
— Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.
— Измерить все вещи в доме линейкой.
— Обежать вокруг дома три раза.
— Включить музыку и танцевать.
— Помыть зеркало губкой.
— Записать по десять вещей, за которые вы любите каждого члена семьи.
— Расчесать питомца.
— Нарисовать дерево.
— Сделать кукольный дом из картона.
— Выучить скороговорку.
— Сделать домашнее мороженое.
— Вырыть яму на заднем дворе.
— Рассмотреть, на что похожи облака.
— Сделать бумажный самолетик.
— Вырезать из картона гитару и добавить строк из резинок.
— Раскрасить картинку.
— Помыть машину.
— Сделать открытку на день рождения своими руками.
— Создать план поиска сокровищ с подсказками.
— Устроить кукольный театр в коробке.
— Начать вести дневник.
— Убраться в своей комнате.
— Написать рассказ.
— Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.
— Украсить свои канцелярские принадлежности.
— Удивить маму, приготовив обед.
— Сделать зоопарк из мягких игрушек.
— Отметить важные даты в календаре.
— Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.
— Приготовить десерт.
— Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.
— Устроить цирковое представление.
— Освоить новую карточную игру.
— Сделать волшебное зелье из красивой баночки, воды и краски.
— Написать автобиографию.
— Сделать что-то доброе.
— Создать полосу препятствий.
— Написать хокку.
— Украсить старую футболку при помощи пуговиц и фломастеров для ткани.
— Почитать книгу.
— Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.
— Нарисовать необитаемый остров.
— Поиграть в настольную игру.
— Сделать собственную настольную игру.
— Рисовать на тротуаре мелом.
— Играть в классики.
— Поиграть в ресторан.
— Посадить какие-нибудь семена.
— Накрасить ногти на ногах.
— Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т.д.
— Плести фенечки из бисера.
— Научиться отбивать футбольный мяч.
— Сделать и наполнить кормушку для птиц.
— Пускать мыльные пузыри.
— Устроить кукле ванну с пеной.

Если кажется, что делать совсем нечего, можно ли решить проблему при помощи ТВ ?
Проблема с использованием телевизора, компьютера и гаджетов состоит в том, что если бороться со скукой с их помощью, то это только все усугубит. Исследования показывают, что дети, которые постоянно пользуются гаджетами, с большей вероятностью будут часто испытывать скуку, в то время как другие дети будут находить, чем себя занять. И от этой привычки они будут с трудом отучаться на протяжении нескольких месяцев. Но сдаваться не нужно – в конечном итоге это принесет огромную пользу.
Если ребенок умеет читать, то никогда не будет «нечего делать». В книгах существует целый мир, который их ждет.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Какой должна быть реакция родителей на упрямство крохи

Это интересно!

Просмотрено

Существуют ли на самом деле дети-гении?

Советы родителям

Просмотрено

Родители должны быть очень осторожны с этим веществом, которое есть почти в каждом доме!

Все о воспитании

Просмотрено

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком

Советы родителям

Просмотрено

Родители с застенчивыми, привередливыми, плаксивыми детьми должны знать эту «мантру»!

Вы часто видите такую картину? Ребёнок слоняется по дому, берется за одно дело – бросает, за другое – тоже бросает. У него плохое настроение. Ему ничего не интересно и ничего не хочется. Ему скучно.

Выдержать приступы детской скуки не так-то просто. Особенно, когда нам, взрослым, надо куда-то бежать или быстро что-то делать. Куда проще включить ребенку мультик, отправить за компьютер или подкинуть идею, чем заняться. Это отличное средство, работает безотказно.

Но понимаем ли мы, что делаем, избавляя ребёнка от скуки? И вообще, скука - о чем она? Почему начинают иногда отчаянно скучать, хотя вокруг полно игрушек, интересных занятий, друзей? И как реагировать на скучающего ребёнка? Вот об этом мы и поговорим.

Почему детям становится скучно?

Причин, если глобально, всего две.

1. Ребёнок не понимает и не чувствует чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени.

Почему так происходит? А есть ли у ребёнка возможность почувствовать и разобраться, чего же ему хочется? Как часто мы, родители, стремимся к тому, чтобы время ребёнка было структурировано, регламентировано, под завязку расписано. С утра - садик, а потом еще рисование, танцы, бассейн. Весь день распланирован, скучать некогда. Да и не нужно ему скучать, мало ли с кем от скуки свяжется и чего наберётся!

А когда же ребёнку учиться прислушиваться к себе? По дороге от садика до бассейна? И когда реализовывать свои желания? Остается ли на это достаточно времени?

И действительно ли ребёнок не скучает, если день его так насыщенно спланирован? Замечали ли вы, что когда у такого вот загруженного ребёнка вдруг появляется свободная минутка, он часто теряется от внезапно нахлынувшей на него свободы и не знает, что с ней делать. Ему дискомфортно, пусто, скучно . Но, главное, ребёнок не может услышать себя и не понимает, что ему нужно.

И кто же первый спешит на помощь? Конечно же, мы, родители. Как часто мы берем инициативу в свои руки и предлагаем ребёнку массу «полезных» и «интересных» занятий. «Ты пойди, порисуй или полепи, или построй что-нибудь, или мультик посмотри, а я пока обед приготовлю». Такой заботой мы так и не даем ребёнку возможности разобраться с тем, чего хочет он.

Ребенок, конечно, порисует и полепит, да вряд ли долго и с удовольствием. Потому что не его это желание, цели не его (не нужны ему рисунки и вылепленные зайцы и медведи).

И поэтому снова ребёнку скучно, и чем бы время занять, и когда уже следующее занятие, которое так вовремя спасает от внутренней пустоты…

На мой взгляд, идея постоянно занимать и развлекать ребёнка возникает у тех родителей, которые и свою жизнь стремятся заполнить до отказа. Лишь бы всегда в движении и ни минуты без дела. Потому что, если остановиться, с головой накрывает пустота и вязкая, липкая скука, от которой тошно, и снова хочется завертеться в бесконечном колесе нужных и ненужных дел.

Эту проблему, на мой взгляд, усугубляют готовые развлечения и их доступность. Я имею в виду планшеты, телефоны, телевизоры, компьютерные . Нынче они главные спасатели и взрослых и детей от скуки в любое время и в любом месте. И тем самым они все дальше и дальше уводят нас от самих себя.

О неумении ребёнка самому чувствовать, чем ему хочется заняться, о перегруженности детей, о недостатке личного времени у ребёнка, как о причине скуки, педагоги и психологи говорят часто. Эти причины лежат на поверхности.

Но есть еще одна причина, более глубокая и более серьёзная на мой взгляд.

2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко . Ему не хватает близости с родными ему людьми. С родителями в первую очередь. Вспомните себя. Бывали ли вы когда-то НЕ уверены в своей значимости, ценности и важности для любимого вами человека? Разве хочется в такие моменты творить, узнавать, исследовать, радоваться? Как правило, нет. Вся энергия сводится к острой потребности, увидеть подтверждение своей значимости и любимости для того, кто вам так дорог.

С детьми все то же самое. Пока ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, его любят, и его привязанности с родителями ничего не угрожает, ему будет неинтересно и строить, и лепить, и рисовать, и учиться и развиваться.

Почему? Потому что потребность в собственной значимости у людей сильнее, чем потребность в развитии. И у больших, и у маленьких. Потому что энергия творчества, желание познавать и совершенствоваться рождаются из базового ощущения «я нужен, я есть, я любим».

Что же делать, если ребёнку скучно?

Первое и главное, дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он нужен и дорог вам. Что вы рядом и не важно, в каком настроении сейчас ваш ребёнок. Для этого не нужно ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, погладьте, скажите о том, как любите его, посмотрите ему в глаза. Именно через глаза быстрее всего устанавливается эмоциональный контакт.

И не стремитесь подкидывать ребёнку идеи, чем ему заняться и как себя развлечь. Пусть ищет сам, слушает себя. Да, сначала ему будет нелегко. Первый этап – встреча с пустотой внутри себя. В ней нужно побыть, и это может вызывать сопротивление, которое у детей выражается нытьем, криками, а иногда агрессией. Но ощущение пустоты пройдет, ребёнок справится, вы же с ним.

Следующий этап – тишина. И лишь в ней возможно услышать свои желания, свой внутренний голос, себя. Лишь в ней рождаются идеи и стремления, а вместе с ними и огромный заряд энергии, чтобы идти к своей цели.

Закончить статью хочется словами одного батюшки, которые он произнес на крещении моей дочки. «У каждого человека у ворот сердца его стоит Господь Бог и стучится в них. Но стук его очень тих. Чтобы услышать его, нужно остановиться и прислушаться. И услышав, открыть сердце свое. И тогда Бог войдет в него».

Так что о чем же сука наших детей? О том, что пора нам остановиться в потоке наших дел, покрепче обнять наших детей, сказать им о том, как мы любим их. И тихонечко прислушаться. Им – к себе, нам – к себе.

Все родители периодически сталкиваются с проблемой, что ребенку скучно дома. Вы продумываете миллион идей, как развлечь ребенка. Тем не менее, скука полезна для развития личности малыша. К таком выводу пришел знаменитый психолог Еспер Юуль. Соображениями по этому поводу специалист поделился в интервью австрийскому изданию DerStandart.

Приводим отрывок письма, с которым обратилась к Есперу Юулю одна из читательниц. Мы уверены, многие из вас узнают себя в этих строках.

Нашему ребенку 4 года. Он радостный, счастливый и подвижный малыш. В детском садике он принимает участие во всех занятиях. Он легко находит друзей. Но когда мы его забираем, он спрашивает: “А что мы будем делать, когда придем домой?”. Сначала мы думали, что все замечательно. Но со временем мы стали чувствовать себя аниматорами, которые должны постоянно придумывать новые занятия для сына. А если мы однажды ничего не придумаем, он жалуется. Тогда нашему ребенку скучно дома. Мне кажется, что наш малыш утратил способность выдумывать что-то новое или играть в одиночестве. Что же нам теперь делать?

Ребенок дома скучает. Как выйти из ситуации?

Эксперт рассказал, что из-за разных развлечений в виде садиков, спортивных лагерей, кружков или продленок родителям самим очень сложно понять, чем дома занять ребенка, какие идеи и стратегии воплотить в жизнь, чтобы ребенок был при деле. В то же время Юуль озвучил главный тезис, что скука - это совсем не плохо.

Психология родителей очень отличается. Если одни родители сами в восторге от того, что придумывают игры и проводят время с малышами, другие могут ощущать на себе давление из-за того, что надо придумывать развлекательную программу. А когда что-то не получилось и ребенок скучает, они чувствуют себя виноватыми.

Внешние стимулы скуки

Еспер Юуль отмечает, что все мы: и дети, и родители, стали потребителями, напрямую завися от планшетов, телефонов и тд. То есть, без внешнего стимула ребята сразу же ощущают скуку. А когда ребенок посещает садик, там он тоже использует внешние стимулы, в данном случае это игрушки, качели и общение со сверстниками.

Поэтому, вернувшись домой, дети требуют продолжения развлечений. А часто замученные после рабочего дня родители просто усаживают ребенка перед телевизором или дают в руки планшет. Вот что говорит по этому поводу эксперт.

Мой совет: если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести.

В такой ситуации большинство детей почувствуют внутреннее спокойствие. Ощущение, которое будет для них в начале непривычным и не приятным. Причина - дети попытаются найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом.

Скука поможет найти источник внутреннего равновесия

Семейный терапевт абсолютно уверен, что скука помогает найти себя в любом возрасте, ведь свободное время дает возможность для креатива и полета фантазии.

Скука - ключ ко внутреннему равновесию в любом возрасте.

Те, кто дождался, когда беспокойство пройдет, вступают в контакт с внутренним творческим началом. Наше творчество - это место, в котором мы учимся ощущать себя, самовыражаться и самореализоваться. То, что еще час назад было неприятной тишиной, вызывает внутреннее успокоение и подзаряжает энергией.

Безумно важно дать ребенку возможность, чтобы он следовал за своим творческим потенциалом, поскольку именно творчество лежит в основе формирования самооценки. Так ребенок становится независимым от чужого мнения или одобрения. Более того, в моменты скуки родителям и детям приходится общаться и затрагивать темы, которых раньше не касались. Так формируются семейные узы.

Если к вам придет ребенок и скажет “Мне так скучно”, просто обнимите его и скажите: “Я очень рад, я с удовольствием посмотрю, чем ты теперь займешься”.

Вы можете сказать это, не испытывая никаких угрызений совести. Еще лучше будет, если вы станете скучать вместе. Тогда вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которые никогда не говорили. В такие моменты возникает настоящая близость.

А как вы относитесь к данной проблеме? Вы по первому зову развлекаете малыша или даете ему пространство для собственного креатива?

«Мам, поиграй со мной, а то мне скучно!», «Я не пойду гулять, там скучно!» - как часто родителям приходится слушать эти слова. Если ребенку скучно, первый порыв взрослых уделить ему время, развеселить, избавить от хандры. Но не спешите. Если такие «приступы» у дошкольника появляются часто, это повод задуматься: а в чем причина?

Причины скуки

Ребенок может скучать по разным причинам:

То, чем он занимается, придумано взрослыми: родителями, воспитателями, учителями. Если ребенок при этом внутренне не замотивирован, то через некоторое время ему действительно станет скучно
. Он чувствует нехватку вашего внимания и таким образом хочет привлечь его
. Ваш ребенок много времени проводит за компьютерными играми. Из-за этого он привык к готовым решениям, его познавательная активность снижена. Ему, скорее всего, действительно не интересны те задачи, которые требуют умственного напряжения.

Если вдуматься, то все причины объединяет одно: ребенок не умеет распределять и использовать свободное время, ему скучно наедине с собой. И это педагогическая проблема, которую вы можете решить.

Как побороть скуку

Что обычно делают взрослые, если ребенку скучно? Правильно, все силы бросают на то, чтобы выбрать ему занятие по душе. И в 99% случаев ошибаются!

Отправляя скучающее чадо в различные кружки и секции, переплачивая репетиторам, призванным еще до школы пробудить в нем интерес к различным предметам, родители руководствуются убийственной логикой: чем меньше у ребенка свободного времени, тем реже он будет скучать. Что происходит на самом деле? Через какой-то период они слышат те же слова: «Скучно!» Психологи советуют, прежде чем выбирать ребенку занятие, постараться ненавязчиво вызвать интерес к нему, чтобы инициатива исходила не от вас, а от ребенка.

Ответьте себе честно на вопрос, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку? Попробуйте чаще бывать с ним в парке, выезжать на экскурсии, выставки, разговаривать перед сном, читать вслух книги. Возможно, вскоре он перестанет жаловаться на скуку.

Уменьшайте время, которое ребенок проводит за компьютером или игровыми приставками. Это непродуктивное занятие, которое ничего не дает для его развития. Дети быстро утомляются, становятся нервными, раздражительными. А самое главное - они перестают активно мыслить, так как компьютерные игры - иллюзия самостоятельно принятых решений. На самом деле, это суррогат, к которому формируется быстрое привыкание. Ваша задача найти как можно быстрее альтернативную замену и предложить ее ребенку, заинтересовать его тем, что действительно доставит ему удовольствие самостоятельных открытий.

Дайте ему время

Взрослым тоже бывает скучно. Это чувство знакомо каждому из нас. Скука, хандра, сплин - как бы мы ни называли это состояние, психологи утверждают, что оно посещает человека в то время, когда ему пора что-то изменить в своей жизни. Это «нулевая точка отсчета», возможность погрузиться в себя и переосмыслить свою действительность.

Нечто подобное чувствует и ребенок, только не может выразить. Если вы дадите ему немного времени, то вскоре поймете, к чему стремятся ваш сын или дочь, какие у них интересы, что им нравится так, что способно по-настоящему увлечь. Это и будет в дальнейшем средством от скуки. Так что, если ребенку скучно, не надо отчаиваться: пришло время ему научиться быть самостоятельным, в том числе и в выборе занятий по душе.

Что делать детям, когда скучно, выбирайте по ситуации. В арсенале мамы есть тысячи способов развлечь тоскующее дитя.

Когда скучно дома

Обычная ситуация, когда мама хлопочет по хозяйству, а малыш стоит на кухне и стонет от скуки. В детской полно игрушек, но малыш тянет маму за рукав и хнычет. Порой так бывает, когда кроха недополучает внимания. Если выделить время на совместный досуг в течение 2-3 часов, то малыш не будет чувствовать себя брошенным.

Что делать детям когда скучно - строить крепость из подушек

Если времени катастрофически не хватает, маме приходится хитрить. Отвлекитесь от домашних забот и навестите комнату малыша. Оглядев брошеные игрушки, дайте карапузу задание:

  • уложи куклу спать, расскажи ей сказку на ночь;
  • припаркуй все машинки по размеру;
  • нарисуй, как мама моет посуду.

Эти задания как бы вовлекут вас в игру и займут малыша на время. Обязательно проверьте рисунок и расположение машин на парковке. Попросите рассказать, как быстро уснула кукла, понравилась ли ей сказка.

Если чувствуете, что возиться с играми дитя по-прежнему не хочет, можно занять его хозяйственными делами. Поручите девочке вытереть посуду или перебрать крупу. Ребятишкам нравится выполнять взрослые дела, возможно, они сделают это элементом игры с куклами.

В запасе у мамы могут быть новые настольные игры или интересные книги. Малыша нужно научить играть, потом он сможет делать это самостоятельно. Разложите по квартире сладости в укромных углах и нарисуйте схему «острова сокровищ». Пусть карапуз почувствует себя охотником за сокровищами.

Малыши 3–7 лет в пути

Ожидания в пути изводят живого энергичного карапуза. Он устаёт на остановках, в транспорте и общественных учреждениях. В этом случае надо брать «развлечения» с собой. Составьте список того, что можно делать на улице, возьмите с собой игрушки, которые могут занять дитя. Если под рукой ничего не оказалось, попробуйте развить его воображение: «Представь, что ты на острове, в лесу, в детском саду…, что ты видишь, расскажи».

Выездные мероприятия для ребенка

Если вы у кабинета врача, то малыш, скорее всего, боится, а не скучает — поддержите его.

В гости к друзьям, где есть малыши, нужно брать настольные игры. Прежде чем увлечься «взрослыми» разговорами, объясните карапузам правила игры.

Музеи и выставки вряд ли заинтересуют кроху, если не провести с ним ознакомительную беседу. Попробуйте объяснить карапузу, для чего нужны музеи, посмотрите предварительно фотографии. Он может скучать от деятельности и информации, которые не соответствуют его возрасту или интересам.

Даже утомительное мероприятие можно разнообразить, внеся в него яркие детали. Скучные обязанности можно провести «наперегонки».