"Томка". "Как Томка научился плавать". "Томка испугался". "Томкины сны". "Как Томка не показался глупым". "Никита-доктор". Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных


Урок литературного чтения в 1 классе, учитель: Колесень О.В.
Тема: Е.И. Чарушин «Томкины сны»
Цели урока: создать условия для раскрытия смысла художественного
произведения;
сформировать навыки правильного и выразительного чтения
закрепить умение прогнозировать и анализировать текст;
обогатить словарный запас учащихся;
воспитать бережное отношение к животным.

Ход урока.
I Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок!
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после зимы. У вас на партах есть изображения солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.

II Актуализация знаний.

Эмоциональная мотивация.
Чтобы настроение на уроке сохранилось или улучшилось, улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.

Целеполагание.

/ На доске запись: «Я и мои друзья» и выставка рисунков/

Прочитайте имя автора нашего рассказа. Посмотрите на его портрет.
- Знакомы ли вам его произведения?
- Обратите внимание на выставку книг, если они вас заинтересуют, вы можете взять эти книги в школьной библиотеке.
- А знаете ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине?

В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».
Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.

Прогнозирование содержания.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.
- Кто изображён на ней?
- Почему этот рисунок кажется необычным?
- Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?
- Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя? Это человек?

3) Словарная работа.

В этом рассказе есть трудночитаемые слова. У вас на парте тетрадь с этими словами. На с. 34. Прочитайте их про себя.
- А теперь читаем хором.
Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня
По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне
Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается
По-драть-ся – подраться – подраться с тигром
Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним
Физ. Минутка. Попрыгать – поиграть.
4)Чтение рассказа по частям.
Часть I
- Прочитайте первую часть про себя.
- Какие слова подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака.
(Повизгивает, лапки)

5) Повторное чтение I части вслух.
- А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок?

Кто же герои рассказа? А к кому Никита обращается с вопросами? Кто является рассказчиком истории?
- Здесь нет слов автора, потому что эти слова-связки говорит папа.
- Вы хотите узнать, что было дальше?
- Можно я вам прочитаю II часть? Я хотела бы вам помочь услышать, как при помощи изменения интонации правильно передать чувства и мысли героев.

6) Эталонное чтение учителем. Вопросы после чтения.
Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой
- Как мог Никита догадаться, что снится Томке? Для того, чтобы фантазии были интересными, нужно уметь наблюдать за повадками животного.
Физ. Минутка.
7) Жужжащее чтение.
- Почему Никита решил, что сначала Томка увидел во сне небольшого зайчонка? Изменился бы голос Томки, если бы во сне он увидел большого зайца?
- Почему Никита решил, что Томка убегает от козы?
- А потом Почему ему показалось, что Томка собирается драться с тигром?
- Зачем Никита решил разбудить спящего щенка?
- Испугался ли он за своего друга?

IV Закрепление изученного материала.

1) Беседа о характерах героев.
- Действительно ли Никита может читать Томкины сны?
- Можно ли что-то рассказать о характере Томки?
- А что можете сказать о характере папы, Никиты?

/Открыть доску с заданием/ У детей тетрадь.
ВЕСЁЛЫЕ
ЛЮБЯТ ЖИВОТНЫХ
НИКИТА И ПАПА СЕРЬЁЗНЫЕ
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ
ФАНТАЗЁРЫ

Как думаете, что общего в характерах Никиты и папы? Соедините.
2) Озаглавливание частей.

Как предлагаете озаглавить I часть?
- А II часть?
- Заголовки к частям текста могут быть в виде вопросов.
- Выберите наиболее точный заголовок к каждой части.

I часть.
О чём говорили папа с сыном?
Почему Томка лает во сне?

II часть.
Какие сны видит Томка?
Почему Никита хотел разбудить Томку?

V Подведение итога урока.

Чем понравился вам этот рассказ?
- Что показалось вам необычным в нём?
- Что можете сказать об авторе этого рассказа? А о героях?

VI Рефлексия.

В начале урока вы поделились со мной, какое у вас было настроение.
- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Спасибо за активную работу на уроке.

Главная / Библиотека / Чарушин Е. И.

Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.

Томка

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие -- только что научились ходить. "Который-то из них, -- думаю, -- мне будет помощник на охоте? Как узнать -- кто толковый, а кто не годится?"

Вот один щенок -- ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок -- сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму -- не люблю злых.

А вот еще хуже -- он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал -- не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет -- уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. "Ну, -- думаю, -- вот это охотник! От такого и дичь не спрячется". Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду -- кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.
- Иди, Томка, иди -- не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.

Повозился, повозился да вдруг как выскочит -- и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал -- вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, -- это была его любимая игрушка.

Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу. Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел -- побежал в воду.

Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы -- и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

Томка испугался

Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал -- так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял -- никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка -- с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

Спрашивают у меня ребята:
- Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
- Он сны видит, -- отвечаю.
- А какие?
- Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, -- про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
- Вот интересно-то! -- говорят ребята.

Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
- Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
- Понятно, -- говорят ребята. -- Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.
- Вот, -- говорят ребята, -- это Томка побежал.
- За кем побежал?
- Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял.
- Проснись! -- закричали ребята. -- Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
- Кто, -- спрашиваю, -- съест?
- Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

Как Томка не показался глупым

Томка не любит, когда над ним смеются, -- обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе -- хочет понюхать. А курочка как закричит, как прыгнет на Томку -- и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: "Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!"

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.

И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

Никита-доктор

Говорит Никита Томке:
- Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания -- дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался -- это доктор пришел. Потом утерся полотенцем -- это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:
- Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет -- не умеет говорить.
- Ложитесь, молодой человек, -- говорит доктор Никита, -- я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!
- Ты что кусаешься! -- закричал Никита. -- Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш. А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:
- Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.
- Я пропишу вам лекарство, -- говорит доктор Никита, -- и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить. Взял Никита свою зубную щетку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щетку и разгрыз ее на мелкие кусочки.
- Ты глупый, Томка! -- кричит Никита. -- Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие - только что научились ходить. "Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится?"

Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму - не люблю злых.

А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. "Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется". Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

Иди, Томка, иди - не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.

Повозился, повозился да вдруг как выскочит - и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал - вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, - это была его любимая игрушка.

Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел - побежал в воду.

Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы - и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

Томка испугался

Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял - никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

Спрашивают у меня ребята:

Почему это Томка лает? Ведь он же спит!

Он сны видит, - отвечаю.

А какие?

Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.

Вот интересно-то! - говорят ребята.

Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:

Чего же это он во сне видит? Вам понятно?

Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.

Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал.

За кем побежал?

Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял.

Проснись! - закричали ребята. - Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!

Кто, - спрашиваю, - съест?

Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

Как Томка не показался глупым

Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе - хочет понюхать.

А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: "Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!"

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.

И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

Никита-доктор

Говорит Никита Томке:

Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришел. Потом утерся полотенцем - это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет - не умеет говорить.

Ложитесь, молодой человек, - говорит доктор Никита, - я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

Ты что кусаешься! - закричал Никита. - Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

Я пропишу вам лекарство, - говорит доктор Никита, - и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить. Взял Никита свою зубную щетку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щетку и разгрыз ее на мелкие кусочки.

Ты глупый, Томка! - кричит Никита. - Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.

Москва, "Детская литература", 1979 г.

Аудио книга Чарушина Евгения Ивановича "Томкины сны" - рассказы о животных для детей младшего школьного возраста. Тюпа, Томка и другие многие животные, герои рассказов Евгения Чарушина, жили у него дома. Автор любил и хорошо знал своих питомцев. Поэтому у всех зверюшек в его рассказах свой характер: немного упрямый, или диковатый и угрюмый, или ласковый и нежный.
Предлагаем вам познакомиться с героями рассказов Евгения Ивановича Чарушина в новом, современном формате - аудио книги. Вам представляется возможность прочитать краткое содержание аудио рассказа, а также слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио книгу "Томкины сны", 8 коротеньких аудио рассказов: "Почему Тюпу прозвали Тюпой", "Тюпа маленький", "Лисята", "Томка", Томкины сны", "Никита - доктор", "Мишки", "Захочешь есть - говорить научишься".

Аудио рассказ о животных для маленьких детей Евгения Ивановича Чарушина "Почему Тюпу прозвали Тюпой". Тюпа - котёнок. "Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: "Тюп - тюп - тюп - тюп..." Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и...

Аудио рассказ Евгения Чарушина о животных, для маленьких детей - "Тюпа маленький". Котёнок Тюпа подрос, а у его мамы-кошки появились маленькие котята. У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у кошки Непуньки новых котят отобрали. Искала она искала своих маленьких котят, увидела Тюпу и решила, что он и есть её маленький котёнок....

Аудио рассказ о животных для детей младшего школьного возраста Евгения Ивановича Чарушина "Лисята". "У охотника жили в комнате два лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра. Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по...

Аудио рассказ для детей Евгения Ивановича Чарушина о животных, о том как выбирать щенка "Томка". "У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий. Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого пёсика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли. Щенки...

Аудио рассказ для младших школьников Евгения Чарушина "Томкины сны". Томка лает во сне, повизгивает, а иногда и лапами шевелит, будто бежит. Ребята спросили, почему Томка так делает во сне?. А охотник ответил им, что Томка видит во сне собачьи сны. Ребята стали угадывать какие же сны видит Томка. Когда Томка залаял тоненьким голоском, ребята...

Аудио рассказ для дошкольников Евгения Чарушина "Как Томка не показался глупым". "Томка не любил, когда над ним смеются, - обидится, отвернётся. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим. Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе - хочет понюхать. А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и...

Аудио рассказ Евгения Ивановича Чарушина "Как Томка научился плавать" для детей дошкольного возраста. "Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал. Пришли к озеру, сели на берегу и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидел, как...

Аудио рассказ для детей советского писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина "Захочешь есть - говорить научишься" о скворчонке. "Аня - художник и очень любит пичужек. Все это знают и несут к ней разную живность: то галчонка, то сорочонка. Принесли как-то и скворку... Аня его кормит и приговаривает: - Кушать! Кушать! - Накормит и пойдёт...

Аудио рассказ для детей Евгения Чарушина "Никита - доктор". Захотел Никита с Томкой играть. Он понарошку будет доктором, а Томка - больным. "...Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем -...

Аудио рассказ для детей Евгения Чарушина о животных "Мишки". "Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были маленькие... Отдали Прасковье Ивановне - её муж отыскал берлогу... Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпками заткнула. Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают...

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку.

Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошёл до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

Иди, Томка, иди - не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился да вдруг как выскочит - и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал - вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро.

Томка любил играть с мячиком, - это была его любимая игрушка. Шлёпнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел - побежал в воду. Бежит, повизгивает.

Но теперь носом в воду не суётся.

Шёл, шёл да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы - и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

ТОМКА ИСПУГАЛСЯ

Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком, я взял его с собой на охоту.

Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький ещё. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом.

Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает?

Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней. А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял - никогда он ещё коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется.

Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла.

Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - её, наверно, кто-то укусил.

И побежал от неё Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

ТОМКИНЫ СНЫ

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Спрашивают у меня ребята:

Почему это Томка лает? Ведь он же спит!

Он сны видит, - отвечаю.

А какие?

Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.

Вот интересно-то! - говорят ребята. Обступили они Томку, глядят, как он спит.

Чего же это он во сне видит? Вам понятно?

Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал ещё немного и лапками пошевелил.

Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал.

За кем побежал?

Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял.

Проснись! - закричали ребята. - Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!

Кто, - спрашиваю, - съест?

Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

КАК ТОМКА НЕ ПОКАЗАЛСЯ ГЛУПЫМ

Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернётся.

А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе - хочет понюхать.

А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и поехала на нём.

Едет, клюёт Томку и кричит.

Так и слышно, как она выговаривает:

«Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюёт, никто на него не кричит. И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

НИКИТА-ДОКТОР

Говорит Никита Томке: - Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем - это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет - не умеет говорить.

Ложитесь, молодой человек, - говорит доктор Никита, - я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

Ты что кусаешься! - закричал Никита. - Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

Я пропишу вам лекарство, - говорит доктор Никита, - и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить.

Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.

Ты глупый, Томка! - кричит Никита. - Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.

Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были маленькие: не то кутёнки, не то щенки.

Отдали Ивановне - её муж отыскал берлогу.

Принесли медвежат в избу, сунули под лавку, на тулуп. Тут им тепло и не дует.

Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпками заткнула.

Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься - всё подальше да подальше.

Благополучно растут мишки, ничего себе.

Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу - кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали; вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежиш-ко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И клювом бил, и шпорами.