Школа насилия

Журналисты узбекистанских СМИ впервые в истории собрались вместе, чтобы договориться об активном освещении проблемы насилия в образовательных учреждениях в Узбекистане. «Насилие - это не норма» - такой девиз решили продвигать участники конференции, организованной ЮНИСЕФ 6 сентября в Ташкенте.

5 сентября узбекистанские дети отправились в школу. Многие из них могут в классах с насилием со стороны педагогов, сверстников и с психологической травлей. По данным исследования ЮНИСЕФ, каждые пять минут на Земле погибает в результате насилия один ребенок. В школах всего мира насилию и травле подвергается 150 миллионов детей, это половина всех учащихся в возрасте от 13 до 15 лет на планете.

Насилие травмирует всех участников этого процесса - и организаторов травли, и жертву, и наблюдателей. Дети теряют самооценку, снижается их способность к обучению и посещаемость. Систематическая травля и насилие в школе калечат психологическое состояние ребенка и могут лишить его возможности успеха в будущем.

По оценкам специалистов ЮНИСЕФ, вся планета теряет 7 миллиардов долларов каждый год из-за того, что травмированные насилием и травлей дети не могут полностью реализовать себя после достижения зрелости.

На конференции выступили сотрудники ЮНИСЕФ, которые презентовали глобальные механизмы для борьбы с травлей и насилием, а также рассказали журналистам о методах освещения проблем детей. Педагог начальных классов и дефектолог Рано Макаренко рассказала об особенностях травли в узбекистанских школах и необходимых реформах.

«Нам необходимо донести до каждого родителя, что если вашего ребенка бьют и унижают в школе - это не нормально, с этим нельзя мириться. Побои и драки не сделают вашего ребенка сильнее и закаленнее, они только повредят ему. К сожалению, многие родители не только одобряют такое „воспитание“, но и сами занимаются насилием дома. Со всем этим нужно бороться с помощью просвещения», - сказала «Газете.uz» Рано Макаренко.

Она отметила, что в школах страны травля и насилие не поддаются огласке учениками и учителями, скрываются. Родители не получают информации о случаях насилия, процветает безразличие и непрофессионализм со стороны сотрудников школ.

В качестве эффективных норм борьбы с насилием Рано Макаренко предложила обучать педагогов конфликтологии, ввести ставку социального работника в школе, освободить психологов от ненужной нагрузки, создать протокол реагирования школы на насилие и обезопасить пространства школ повсеместной установкой камер наблюдения.

Участники конференции отметили, что в Узбекистане вопросы травли и школьного насилия раньше не освещались широко. Считалось, что этой проблемы не существует. Журналисты резюмировали, что необходимо постоянно поднимать вопрос школьного насилия в СМИ и призывать к реформам, а также просвещать педагогов и родителей.

Ранее мы сообщали, что систему управления народным образованием ожидает реформа. В частности, родители учеников будут больше в школьное управление через наблюдательные советы. Кроме того, включение в образовательный процесс занятий учеников с психологами.

Проблема воздействия на поведение человека волнует как специалистов, использующих СМИ с целью рекламы, пропаганды и т.п., так и психологов, озабоченных масштабным воздействием на личность человека со стороны информационных технологий. Можно ли изменить поведение людей с помощью средств массовых коммуникаций? Если ответ утвердительный – это открывает огромные возможности для манипуляций личностью, человек становится марионеткой в чьих-то руках. Однако, не все так однозначно, и существует множество факторов, опосредующих и ограничивающих воздействие массовых коммуникаций на поведение. Сколько усилий в виде рекламных и социальных кампаний затрачивается, например, на модификацию такого поведения, как курение, но множество людей продолжают курить! Пропаганда здорового образа жизни также не всегда оказывается эффективной. В то же время социально неодобряемые формы поведения усваиваются гораздо эффективнее.

С точки зрения воздействия на поведение зрителей можно выделить следующие проблемы:

  • проблему актуализации социально нежелательных форм поведения, в первую очередь насилия и сексуальных отклонений, а также суицида (аутоагрессии);
  • проблему формирования социально желательных форм поведения, таких как здоровый образ жизни, помогающее поведение, безопасный секс, построение крепкой семьи, рождение детей и т.п.

В силу ряда причин первая проблема получила более широкое освещение в исследованиях.

Механизмы воздействия СМК на поведение

Можно выделить следующие психологические механизмы воздействия массовых коммуникаций на поведение:

  • возбуждение; повышение уровня общего возбуждения вследствие наблюдения за поведением телегероя, особенно агрессивным или сексуальным;
  • имитация (подражание). Людям свойственно усваивать наблюдаемые модели поведения, и затем воспроизводить их в соответствующих ситуациях. Склонность к подражанию особенно сильна у детей, так как это один из древнейших способов передачи социального опыта новым поколениям;
  • подкрепление (оперантное обусловливание); подкрепляемое поведение воспроизводится с большей вероятностью. При этом подкреплением может быть вознаграждение героя, получение внимания со стороны других людей или лиц противоположного пола, а также одобрение наблюдаемого поведения со стороны ближайшего окружения самого зрителя;
  • дизингибиция (растормаживание) – в результате наблюдения за поведением телегероев могут освобождаться ранее табуированные или сдерживаемые формы поведения, например, склонность к насилию или суициду. Известно, что после телерепортажей о случае суицида увеличивается количество случаев суицида, особенно среди подростков;
  • десенсибилизация; т.е. потеря чувствительности в результате частого наблюдения к наблюдаемым формам поведения, например, к насилию, страданиям жертв, терактам;
  • сенсибилизация – эффект, обратный десенсибилизации; у некоторых людей возникает, наоборот, повышенная чувствительность к наблюдаемым страданиям, так что они не могут переносить наблюдение подобных сцен;
  • катарсис; этот термин связан с психоаналитическим подходом к пониманию воздействия СМИ на поведение и означает освобождение от возбуждения, и в первую очередь от агрессивных или сексуальных импульсов, в результате просмотра соответствующих сцен.

Проблема демонстрации насилия в СМК

Под "насилием" обычно понимается причинение намеренного физического ущерба другому человеку . Эпизоды случайного причинения боли, психологического насилия исследователи не принимают в расчет.

Исследования влияния демонстрации насилия обычно рассматриваются с точки зрения следующих теорий:

  • теории социального научения;
  • теории культивации;
  • психоанализа.

С точки зрения теории социального научения, демонстрация насилия в СМК приводит к моделированию аналогичного поведения в реальной жизни, особенно у детей и подростков. Эксперименты А. Бандуры с куклой Бобо наглядно продемонстрировали действенность моделирования. В этих экспериментах Бандура снял короткий фильм, в котором женщина ругает, пинает и даже бьет молотком большую резиновую куклу Бобо. Потом показал этот фильм группе детей дошкольного возраста. В контрольной группе показывалось видео без насилия, еще одна группа вообще не смотрела никакого видео. Затем каждая группа детей приводилась в помещение, в котором находилась кукла Бобо. Дети первой группы, которые наблюдали видео с агрессивным поведением, сразу начинали воспроизводить увиденные в фильме действия: лупить куклу, бить ее молотком и т.п. В контрольных группах дети не демонстрировали насильственного поведения, а спокойно играли (рис. 3.9).

Рис. 3.9. "Игры" детей с куклой Бобо (2-й, 3-й ряд фотографий) после просмотра фильма с насилием (1-й ряд фотографий)

Примечательно, что дети более активно подражали модели, если поведение модели вознаграждалось (например, конфетой), и в меньшей степени – если поведение модели наказывалось.

Пример из практики. Достаточно часто встречаются художественные фильмы с сюжетом, в котором главные герои – воры или гангстеры, тем не менее они показаны достаточно позитивно и зритель начинает им сопереживать, желает, чтобы им удалось скрыться от полиции... Если пожелания зрителя оправдываются и преступники успешно укрываются, например в Мексике, и живут там припеваючи на украденные деньги – мы получаем эффект моделирования с позитивным подкреплением. Особенно если процесс ограбления банка показан с мельчайшими подробностями. Это уже получается учебник по ограблению...

Естественно, у взрослого человека моделирование работает более опосредованно, чем у детей. Просмотр фильма со сценами каратэ не ведет к мгновенному их воспроизведению, как это бывает у детей. Однако А. Бандура продемонстрировал наличие когнитивных изменений в результате моделирования. Испытуемым давали посмотреть сцены изнасилования, причем до просмотра и после него просили оценить, какое наказание следует давать за изнасилование. После просмотра фильма предлагаемое испытуемыми наказание за совершение изнасилования уменьшалось, причем это касалось не только мужчин, но и испытуемых женщин. Таким образом, А. Бандура продемонстрировал, что просмотр сцен насилия и жестокости, которыми изобилует телевидение, способствует изменению установок зрителей и ведет к оценке насилия как естественной формы поведения.

Научение через наблюдение, согласно модели социального научения А. Бандуры, включает в себя четыре основных процесса:

  • 1) внимание – чтобы произошло моделирование, наблюдатель должен обратить внимание на данную форму поведения. Внимание зависит как от характеристик стимула (функциональная ценность поведения, привлекательность, отчетливость, пригодность), так и от характеристик самого наблюдателя (его прошлого опыта, привычек, мотивов, установок, сенсорных способностей и т.п.);
  • 2) сохранение – запоминание моделируемого поведения. Хранение информации о поведении может происходить в образной или вербальной форме. Сохранению способствуют: повторение поведения на практике; воображаемое повторение поведения; связь нового поведения с прошлым опытом наблюдателя; мотивация наблюдателя к обучению и др.;
  • 3) продуцирование – воплощение поведения в действии. Эффективность продуцирования зависит от способностей наблюдателя, а также от его способности к корректировке – чувствительности к обратной связи и умению корректировать поведение на ее основе;
  • 4) мотивация: не все смоделированные формы поведения реализуются в действии. Для реализации должна существовать адекватная мотивация. На мотивацию могут влиять подкрепления модели, а также внутренняя положительная оценка поведения самим человеком.

Таким образом, чтобы состоялось моделирование поведения, необходимо, чтобы зритель обратил внимание на поведение модели; запомнил этот способ поведения; имел соответствующую мотивацию к воспроизведению моделируемого поведения, а также имел способности, необходимые для сто воспроизведения.

В результате моделирования может сформироваться новая форма поведения, а могут растормаживаться уже существующие, но табуированные формы поведения. Так, просмотр фильмов с эпизодами насилия может привести к растормаживанию агрессивности человека и снятию табу на ее проявления.

Кроме того, может проявиться эффект генерализации в результате просмотра сцен со сценами насилия – распространения наблюдаемого поведения на другие ситуации или использование иных способов насильственного поведения, чем было показано в фильме. Например, после просмотра боевика, в котором герой стрелял из автомата, человек может ударить кого-то кулаком или ногой. К тому же, повышение общего уровня возбуждения после просмотра боевиков может способствовать более быстрой активации и более агрессивной реакции, чем в обычной ситуации. Поэтому доказать наличие связи между наблюдаемым в фильме эпизодом и последующим агрессивным поведением бывает не так легко.

Факторы эффективности моделирования. На эффективность моделирования влияют как особенности модели, так и характеристики личности наблюдателя.

Факторы, повышающие эффективность моделирования со стороны модели (композиции продукции СМК):

  • привлекательность персонажа, демонстрирующего модель; привлекательность героя усиливает идентификацию и склонность подражать ему у зрителя. Непривлекательный персонаж, напротив, снижает вероятность подражания и, тем самым, эффективность моделирования;
  • насилие представляется оправданным с точки зрения сюжета;
  • за насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раскаяния, не осуждаются, не наказываются);
  • преступные действия героя вознаграждаются (например, герой, проявляющий жестокость, получает власть, деньги, любовь женщин и т.п.). Часто в фильмах насилие со стороны положительного героя показывается оправданным и вознаграждается, тогда как насилие со стороны отрицательного героя наказывается, поэтому насилие "хорошего парня" еще более опасно, чем насилие "злодея";
  • демонстрация ценности применения силы – разновидность подкрепления насилия. Когда человек, особенно ребенок, видит, что разногласия наиболее эффективно разрешаются силовыми методами, он решает, что насилие – вполне эффективный способ решения конфликтов в реальной жизни;
  • негативные последствия для жертвы минимальны (во многих фильмах персонажи после жестоких избиений оказываются целы и невредимы), что создаст иллюзию "безопасности" насилия;
  • сцена насилия кажется зрителю реалистичной. Особенно это характерно для маленьких детей, которые еще не научились отличать реальность и вымышленные сцены, поэтому на них сцены жестокости могут произвести чрезвычайно негативное воздействие.

Личностные факторы – особенности реципиента. Следующие особенности личности зрителя могут снижать или повышать эффективность моделирования насилия:

  • эмпатия (отрицательно коррелирует с пристрастием к насилию). Люди с высоким уровнем эмпатии склонны к сенсибилизации при восприятии насилия;
  • стремление к новизне и поиску острых ощущений (позитивно коррелирует с пристрастием к насилию);
  • уровень агрессивности (положительно коррелирует с пристрастием к насилию);
  • возраст: наиболее сильный эффект моделирования проявляется в возрасте от 8 до 12 лет;
  • исходный уровень возбуждения человека, который мог возникнуть по какой-либо другой причине, может усилить эффективность моделирования и привести к воспроизведению насильственного поведения.

Согласно теории культивации, демонстрация насилия изменяет установки человека, и его представления о мире и отношениях людей строятся на телевизионной реальности. В отличие от теории социального научения, сторонники теории культивации акцентируют взаимодействие зрителя с воспринимаемой реальностью, а не пассивное научение. Тем не менее, чем чаще человек подвергается воздействию массовых коммуникаций, тем больше его представления о мире начинают приближаться к тому образу мира, который демонстрируют СМИ, даже если его первоначальные убеждения были отличны. Исследования Гербнера и его коллег показали, что чем чаще люди смотрят телевизор, тем в большей степени они воспринимают мир как опасное место, а людей – как преступников. Однако в исследованиях не доказано, происходит ли изменение установок вследствие частого потребление телевизионной продукции, или, возможно, люди тревожные, подверженные страхам, более склонны смотреть телевизор, чтобы подтвердить свои представления о мире.

Психоаналитический подход к проблеме демонстрации насилия в СМИ отличается от теорий социального научения и культивации, так как отстаивает точку зрения о наличии пользы от просмотра сцен, содержащих насилие. С точки зрения психоаналитической теории, человек постоянно испытывает воздействие вытесненных инстинктов – Эроса и Танатоса – т.е. сексуальных и агрессивных импульсов. Эти импульсы способны накапливаться и, в конце концов, прорвать защиту эго. Наблюдая за насилием по телевидению, человек испытывает освобождение от этих импульсов – переживает катарсис. Таким образом, у него снижается напряжение и склонность к проявлению агрессии в реальной жизни.

Если теория социального научения предполагает рост насилия после просмотра передач, содержащих цены с насилием и жестокостью, то психоаналитический подход, наоборот, предсказывает ослабление агрессивности и жестоких форм поведения поле просмотра подобных передач. Однако в экспериментальных исследованиях чаще подтверждается теория социального научения. В некоторых случаях делается вывод, что в отношении детей и подростков скорее применима теория социального моделирования, тогда как в отношении взрослых людей, особенно мужчин с высоким уровнем агрессивности, иногда может оказаться верной теория катарсиса.

Копинг-стратегии и защита от телевизионного насилия. Полностью защитить себя или ребенка от восприятия насилия в СМИ очень сложно. В основном, конечно, ставится вопрос о защите детей от восприятия насилия по телевидению. Введение законодательства, ограничивающее время демонстрации определенных фильмов, не снимает проблему, так как, во-первых, дети часто в обход всех запретов смотрят телевизор в "недетское" время; во-вторых, многие фильмы и передачи, даже новостные, демонстрирующиеся в дневное время, также содержат достаточное количество сцен насилия.

Проблема насилия в СМК сложна еще и потому, что насилие не всегда явно присутствует в некоторых продуктах массовых коммуникаций. Например, насилие может встречаться в популярных песнях, компьютерных играх, развлекательных передачах, и даже трансляциях спортивных матчей. Поэтому полностью исключить насилие из СМИ – нереальная задача, скорее, надо научить людей справляться с последствиями его восприятия.

Для снижения негативных эффектов могут использоваться следующие подходы:

  • видеоограничитель насилия (V-chip) – специальный прибор, выключающий телевизор при демонстрации сцен насилия. Однако любые запреты, как известно, только усиливают желание, и смышленые дети наверняка смогут обойти хитроумные приспособления;
  • дискуссии но поводу просмотренных фильмов, насилия в них, могут снизить склонность воспроизводить увиденное поведение. Особенно эффективным оказалось сочетание дискуссий с написанием эссе. По-видимому, осмысление собственного опыта и переживаний усиливает эмпатию и снижает склонность к агрессии;
  • систематическая десенсибилизация – известный метод психотерапии в случае фобий, может также применяться для терапии страхов, возникших под воздействием СМИ у детей;
  • культивация эмпатии. Так как люди с высокой степенью эмпатии менее склонны к насилию, развитие эмпатии является своего рода копинг-стратегией при борьбе с моделированием насилия. Некоторые приемы позволяют усилить эмпатию зрителя к телегероям, например, показ лица жертвы крупным планом; стимуляция идентификации с жертвой, а не с насильником;
  • тренинговые программы, сочетающие перечисленные выше методы (дискуссии, десенсибилизацию, развитие эмпатии) могут также успешно применяться для терапии детей и подростков.
  • Харрис Р. Указ. соч.
  • Gerbner G„ Gross L, Morgan M., Signorielli N. Living with television: The dynamics of the cultivation process // Perspectives on media effects. Hillsdale, N. J.: Lawrence Eribaum Associates, 1986. P. 17–40.

Тема жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края

Бессарабова Александра, учащаяся 8 класса

Научный руководитель: Вишнякова Наталья Николаевна

КГБОУ «Краевой педагогический лицей – интернат»,

Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов

(Алтайский край, г. Барнаул)

Актуальность проблемы

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных. Ребенку легко причинить вред. Дети не могут защитить себя физически, само их выживание зависит от взрослых.

Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

Распространенность жестокого обращения с детьми в семье, несмотря на скрытый характер отдельных его форм, довольно значительна, о чем могут свидетельствовать данные статистики. Около 2 тыс. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, что для многих заканчивается смертью, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. - из детских домов и интернатов. В общей сложности 25-26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения.

В современном обществе средства массовой информации играют важную роль в формировании представлений людей о социальных проблемах, о социальных явлениях и процессах. Чаще всего люди узнаюто случаях жестокого обращения с детьми, преступлениях, террористических актах и т. д. из телевизионных новостей, газет, радиопередач и сообщений интернет-сайтов.

С одной стороны СМИ является одним из источников (своеобразным транслятором) необходимой информации для просвещения и образования общества. С другой стороны, СМИ отражают существующую ситуацию в мире, в России, в Алтайском крае в вопросе защиты детей от жестокого обращения.

При освещении проблемы жестокого обращения с детьми СМИ акцентируют внимание общества на драматические случаи насилия над детьми. Из этого возникают стереотипы и предрассудки, появляются отрицательные эмоции.

Мы видим, что в газетах, новостных сюжетах, ток – шоу, в интернет - пространстве используют темы, касающихся агрессии, насилия и жестокости над разными людьми.

Специалисты говорят, что в обществе на самом деле мало знают о жестоком обращении с детьми в семье, о его распространенности.

Объект исследования : жестокое обращение с детьми

Предмет : отражение проблемы жестокого обращения с детьми в СМИ

Цель работы : изучить, как средства массовой информации преподносят проблему жестокого обращения с детьми

Задача : выявить характерные представления при освещении проблемы жестокого обращения с детьми в СМИ

Основу работы составляют результаты проведенного анализа сайтов информационных агентств и региональных печатных СМИ, освещающих тему жестокого обращения с детьми в Алтайском крае за январь – сентябрь 2015 г. Использовался анализ интернет - публикаций краевых газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда на Алтае», а также сайты информационных агентств: Официальный сайт Алтайского края, Амик – ру, НКО 22, Инфодом – Алтай. Помимо этих СМИ анализировались передачи краевого ТВ канала Катунь – 24.

Как показывают исследования, социальная проблема жестокого обращения с детьми не является важной проблемой с точки зрения российских средств массовой информации. При освещении проблемы жестокого обращения с детьми средства массовой информации делают акцент на драматические, жестокие случаи.

В связи этим мы решили провести исследование на тему отражения проблемы жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края.

Основные термины данного исследования :

Жестокое обращение над детьми - любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья.

Насилие над детьми - любое умышленное действие против ребенка, которое ущемляет его конституционные права и свободы, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию.

СМИ (Средства массовой информации) – канал распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, интернет сайты звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Социальные представления общества о жестоком обращении с детьми.

В последние годы защита детства является одним из важных вопросов социальной политики Российской Федерации. Президентом и Правительством Российской Федерации, поставлены задачи, принять системные меры в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, профилактики социального сиротства и обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Результаты исследования «Семья и родительство в современной России», которое провел институт социологии РАН по просьбе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, говорят о том, что физические наказания являются нормой в российских семьях. Норма, запрещающая физическое наказание, либо игнорируется, либо рассматривается как гуманитарная, но больше как ориентир на будущее. До настоящего времени жестокое обращение с детьми, включающее физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение основными потребностями ребенка широко распространено и не встречает должного противодействия и осуждения в обществе. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях .

Около половины опрошенных (46,0%) заявили, что в детстве подвергались физическому наказанию. 51,8% современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях; 1,8% утверждает, что делали это часто, 17,8% – иногда, а 31,4% – редко. Только 36,9% опрошенных уверены в том, что физические наказания вредны и должны быть исключены из практик воспитания; почти треть опрошенных (33,6%), хотя и признают вред физических наказаний, полагают, что в некоторых случаях они могут применяться. Около пятой части опрошенных полагают, что в некоторых случаях физические наказания даже могут быть полезны для ребенка, а 5,6% убеждены в том, что обойтись без них нельзя.

Это исследование показало, что в России люди придерживаются разных точек зрения по вопросу о физических наказаниях в воспитательных целях: одни признают этот метод, другие считают, что физическое наказание должно быть в семье до определенного возраста ребенка, третьи говорят о том, что физическое наказание нельзя допускать.

Люди так же не знают, что насилие, это не только физическое воздействие. Многие считают, что насилие – это угроза предметом, угроза изгнания из дома или держание впроголодь. И лишь немногие считают, что шлепок ниже пояса – это тоже насилие. Часть людей думает, что подзатыльник, запирание ребенка одного в комнате, заставлять ребенка заниматься дополнительными занятиями или физическими упражнениями – это тоже жестокое обращение. Другая часть признает насилием отказ разговаривать или ругань. Из полученных результатов вытекают следующие выводы:

  1. Население полагает, что некоторые «мягкие» формы физического воздействия такие, как пощечина или таскание за уши, хотя и являются насилием, но допустимы и могут использоваться в целях воспитания.
  2. Политика запретов не рассматривается населением как насилие. Таковым не считается, к примеру, запрет на гуляние, хотя он и чреват насильственным удержанием дома. Большинство не считает насилием запрет на смотрение телевизионных передач или отказ в карманных деньгах.
  3. Значительная часть населения не рассматривает некоторые формы физического воздействия как насилие. О шлепках уже говорилось выше, к этой же «противоречивой» категории относится подзатыльник, который около половины населения насилием не считает.
  4. С точки зрения большинства населения, выругивание ребенка грубым бранным словом или отказ с ним общаться также не могут быть квалифицированы как насилие. Если подытожить, то получается, что вербальная агрессия рассматривается большинством как насилие только в том случае, если она содержит в себе угрозы радикального действия – изгнания из дома, применения какого-то острого предмета, например, ножа. Если же подобные угрозы не звучат, то отчитывание, брань насилием не считаются.

Современные родители считают, что они воспитывают своих детей лучше, чем их воспитывали дедушки и бабушки. Можно сказать, что отношение общества к насилию и жестокости медленно меняется.

Освещение социальной проблемы жестокого обращения с детьми средствами массовой информации на примере изданий Алтайского края

Средствами массовой информации являются газеты, журналы, теле и радиопередачи, интернет сайты. В рамках данного исследования был использован метод анализа интернет - публикаций краевых газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда на Алтае», а также сайты информационных агентств: Официальный сайт Алтайского края, Амик – ру, НКО 22, Инфодом – Алтай. Помимо этих СМИ анализировались передачи краевого ТВ канала Катунь – 24.

Критерием поиска анализируемых публикаций были словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми».

Всего было проанализировано 42 материала (общее количество, где употребляется словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми»).

Количество материалов, посвященных теме жестокого обращения с детьми в СМИ Алтайского края распределилось следующим образом: «Алтайская правда» - 3 публикации, «Вечерний Барнаул» - 2 публикации, «Комсомольская правда на Алтае» - 6 публикации, Официальный сайт Алтайского края – 4 статьи, Амик – ру – 10 статей, НКО 22 – 6 статей, Инфодом – Алтай – 9 статей, ТВ Катунь – 24 – 2 сюжета. В лидерах оказались сайт Амик – ру, Инфодом – Алтай и интернет – портал газеты «Комсомольская правда на Алтае».

Нами рассматривались, сколько и какие статьи, опубликованные в указанных СМИ, были посвящены теме жестокого обращения с детьми. Они группировались по 4 темам: насилие над детьми в семье, преступления против детей, законы в сфере жестокого обращения с детьми, профилактика жестокого обращения с детьми (мероприятия).

СМИ (средство массовой информации)

Насилие над детьми в семье

Преступления против детей

Законы в сфере жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми (мероприятия)

Официальный сайт Алтайского края

«Вечерний Барнаул»

Комсомольская правда на Алтае

«Алтайская правда»

Наибольшее внимание прессы было уделено трем темам: преступлениям против детей (10 публикаций), насилию над детьми в семье (9 публикаций) и профилактике жестокого обращения с детьми (21 публикация).

В публикациях газеты «Алтайская правда» освещается больше преступления против детей, живущих в Алтайском крае – 4 публикации. Не отражается совсем законодательство и меры профилактики.

В газете «Вечерний Барнаул» всего 2 публикации – одна из них про работу Всероссийского детского телефона доверия и одна про преступление против ребенка. Там обсуждались вопросы, связанные с формированием нетерпимого отношения к физическим наказаниям, приводятся положительные примеры изменения ситуации в семье, где основным методом воспитания были физические меры воздействия на ребенка

Как показало исследование, лучше всего с задачей освещения всех сторон проблемы жестокого обращения с детьми справляются журналисты краевого информационного агентства Амик – ру. Они являются настоящей общественной трибуной, с которой могут выступить любые люди, выразив свое мнение относительно проблемы жестокого обращения с детьми. При освещении сложных, спорных проблем и явлений, практически всегда приводятся различные точки зрения. В 1 из публикаций читателю рассказывают о законопроектах в области жестокого обращения с детьми, а также комментария к ним.

В отличие от публикаций газет «Алтайской правды» и «Вечерний Барнаул» в газете «Комсомольская правда на Алтае» отражена информация не только касающиеся видов насилия над детьми, статистики преступлений против детей, действия социальных служб по профилактике этой проблемы, но и целых 4 публикации посвящены преступлениям против детей. Так же журналисты в материалах, посвященных жестокому обращению с детьми, относятся критически к наказаниям лицам, совершившим преступления против детей. Поскольку, по их мнению, на сегодняшний день правовая система несовершенна и родители или лица, замещающие их, могут в лучшем случае отделаться «штрафом» или лишиться родительских прав. В статьях этой газеты прослеживается мысль о том, что общество относится терпимо к проявлениям жестокости по отношению к детям.

Информационное агентство «Инфодом - Алтай» при освещении проблемы жестокого обращения с детьми уделяет внимание мероприятиям по профилактике жестокого обращения с детьми. Но есть 3 материала, в которых говорится о физическом насилии. Практически в каждой статье описываются: «избивание», «прижигание окурками сигарет», «стегание шнуром от кипятильника», «запирание на длительное время в погребе дома» и т.д. В основном эти действия совершали родители с алкогольной зависимостью, матери-одиночки. Журналисты отметили, что в большинстве случаях проблема жестокого обращения с детьми происходит в неблагополучных семьях.

При освещении проблемы жестокого обращения Официальный сайт Алтайского края освещает как можно больше сторон профилактики этой проблемы.

Следует отметить, что далеко не все материалы, где встречались словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми» были посвящены теме жестокого обращения с детьми. Часто эти словосочетания упоминались в списке других проблем детства - безнадзорность и беспризорность, заброшенность, социальное сиротство, профилактика семейного неблагополучия и т.д. Как показал анализ количество публикаций по проблеме жестокого обращения с детьми незначительное. Основные темы публикаций касаются жестоких случаев насилия над детьми в семье, о помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, а также действий полиции в отношении граждан, совершивших преступления против детей. В материалах, где описываются случаи жестокого обращения с детьми, журналисты выделяют наиболее драматические ситуации.

Отрицательным нам кажется и то, что практически во всех статьях, затрагивающих эту тематику, авторы откровенно демонстрируют результаты насильственного воздействия (фотографии, показывающие видимые повреждения ребенка, или подробное словесное их описание).

Итак, просмотрев и проанализировав за 2008-2011гг. наиболее известные газеты и информационные агентства Алтайского края, можно сделать выводы:

  1. Внимание в СМИ Алтайского края больше всего тем: с семейным насилием над детьми, преступлениями против детей, профилактикой жестокого обращения с детьми.
  2. СМИ, говоря о жестоком обращении с детьми, уделяют внимание драматическим, сенсационным репортажам и статьям.
  3. Проблема жестокого обращения с детьми ограничивается физическим насилием. Тем самым население обладает не полной информацией.
  4. Нет совсем информации по таким вопросам: что делать при жестоком обращении с детьми, у кого просить помощи в случаях, об ответственности граждан за действия, направленные против детей, о правилах безопасного поведения.

Проблема жестокого обращения с детьми в современном обществе воспринимается по-разному. Восприятие социальной проблемы жестокого обращения с детьми зависит от сложившихся стереотипов, социальных представлений в обществе, влияния средств массовой информации. На сегодняшний день результаты исследований говорят о том, что в российских семьях физические наказания являются устойчивыми практиками воздействия на детей. Поэтому многие авторы пишут о том, что необходимо менять отношение общества к проблеме жестокого обращения с детьми и формировать нетерпимое отношение к телесным наказаниям.

СМИ должны работать не для уменьшения жестокого обращения с детьми, а для того, чтобы люди понимали, что это такое и делали все, чтобы прекратить это!

Литература:

  1. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления/Под ред. Е.Н. Волковой - М.: Изд-во Питер, 2008.-144с.
  2. Отчет о результатах исследования "Семья и родительство в современной России " [Электронный ресурс]: Режим доступа: http – Загл. с экрана.
  3. Отчет о результатах исследования "Культура воспитания, поощрения и наказания детей в российских семьях" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http //www.fond-detyam.ru/?node=21&lang=ru – Загл. с экрана.

Журналисты узбекистанских СМИ впервые в истории собрались вместе, чтобы договориться об активном освещении проблемы насилия в образовательных учреждениях в Узбекистане. «Насилие - это не норма» - такой девиз решили продвигать участники конференции, организованной ЮНИСЕФ 6 сентября в Ташкенте.

5 сентября узбекистанские дети отправились в школу. Многие из них могут столкнуться в классах с насилием со стороны педагогов, сверстников и с психологической травлей. По данным исследования ЮНИСЕФ, каждые пять минут на Земле погибает в результате насилия один ребенок. В школах всего мира насилию и травле подвергается 150 миллионов детей, это половина всех учащихся в возрасте от 13 до 15 лет на планете.

Школьное насилие травмирует всех участников этого процесса - и организаторов травли, и жертву, и наблюдателей. Дети теряют самооценку, снижается их способность к обучению и посещаемость. Систематическая травля и насилие в школе калечат психологическое состояние ребенка и могут лишить его возможности успеха в будущем.

По оценкам специалистов ЮНИСЕФ, вся планета теряет 7 миллиардов долларов каждый год из-за того, что травмированные насилием и травлей дети не могут полностью реализовать себя после достижения зрелости.

На конференции выступили сотрудники ЮНИСЕФ, которые презентовали глобальные механизмы для борьбы с травлей и насилием, а также рассказали журналистам о методах освещения проблем детей. Педагог начальных классов и дефектолог Рано Макаренко рассказала об особенностях травли в узбекистанских школах и необходимых реформах. «Нам необходимо донести до каждого родителя, что если вашего ребенка бьют и унижают в школе - это не нормально, с этим нельзя мириться. Побои и драки не сделают вашего ребенка сильнее и закаленнее, они только повредят ему. К сожалению, многие родители не только одобряют такое „воспитание“, но и сами занимаются насилием дома. Со всем этим нужно бороться с помощью просвещения», - сказала «Газете.uz» Рано Макаренко. Она отметила, что в школах страны травля и насилие не поддаются огласке учениками и учителями, скрываются. Родители не получают информации о случаях насилия, процветает безразличие и непрофессионализм со стороны сотрудников школ.

В качестве эффективных норм борьбы с насилием Рано Макаренко предложила обучать педагогов конфликтологии, ввести ставку социального работника в школе, освободить психологов от ненужной нагрузки, создать протокол реагирования школы на насилие и обезопасить пространства школ повсеместной установкой камер наблюдения.

Участники конференции отметили, что в Узбекистане вопросы травли и школьного насилия раньше не освещались широко. Считалось, что этой проблемы не существует. Журналисты резюмировали, что необходимо постоянно поднимать вопрос школьного насилия в СМИ и призывать к реформам, а также просвещать педагогов и родителей.

«Всякое телевидение - образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит».
Н. Джонсон, председатель Федеральной комиссия США по коммуникациям, 1978.

Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди детей и подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к этому.Возможно, росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе? Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности? А может, назойливое смакование сцен насилия в «поделках» массовой культуры ведет к такому результату? Последнее предположение возникает потому, что всплеск физического насилия по времени совпал с учащением появления в СМИ, особенно на телевидении, кровавых сцен. Является ли наблюдаемая связь просто случайным стечением обстоятельств? Каковы результаты натуралистического изображения насилия в кино и на телевидении?Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура (Albert Bandura) в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Другими словами, наблюдая образец, обучаемые приобретают символические образы моделируемой деятельности, которая является прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение», регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами:

  • внимание (понимание модели): человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение;
  • процессы сохранения (запоминание модели): поведение модели, наблюдаемое ранее, сохраняется человеком в долговременной памяти;
  • моторно-репродуктивные процессы (перевод памяти в поведение): человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму своего поведения;
  • мотивационные процессы: если потенциально присутствует позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление), человек усваивает моделируемое поведение.
Очевидно, что не все «научение» через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, человек может научиться нежелательным и даже антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые способствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий.Вот описание одного из экспериментов А. Бандуры, проводившегося в 1961 году. Воспитанник дошкольного учреждения Станфорда сидит на полу большой комнаты и мастерит что-то из бумаги и пластилина. В другой части комнаты находится экспериментатор в окружении игрушек. Поиграв несколько минут с машинками, женщина-экспериментатор встает и начинает бить молотком надувную куклу по имени Бобо, выкрикивая при этом ругательства. После того как ребенок несколько минут наблюдает этот взрыв, он идет в другую комнату, где видит много интересных игрушек. Минуты через две экспериментатор говорит, что эти игрушки предназначены для других детей. Фрустрированного ребенка отправляют в следующую комнату, где также много разных игрушек и среди них - кукла Бобо и деревянный молоток.Если детям перед этим не демонстрировалась взрослая модель агрессивного поведения, они редко проявляли агрессию и, несмотря на фрустрацию, играли спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, очень часто брали молоток и начинали вымещать на Бобо свое недовольство. То есть наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабляло у них процесс торможения. Более того, дети часто в точности воспроизводили действия и слова экспериментатора. Таким образом, увиденное ими агрессивное поведение не только снизило торможение, но и научило их определенному способу проявления агрессии.В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса (Richard Walters) наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром этих же действий взрослого, снятых на кинопленку. Это давало во многом тот же самый эффект.Сейчас телевизор прочно вошел в быт наших современников. В среднестатистической семье он работает до семи часов в день. Какие типы социального поведения моделируются в эти часы?Американский психолог Джордж Гербнер (George Gerbner) из Пенсильванского университета начиная с 1967 года изучал сетку вещания телевидения США. Что же было обнаружено? Две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). Таким образом, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8 тыс. сцен с убийствами и 100 тыс. других действий с применением насилия.Размышляя по поводу своих исследований, Дж. Гербнер замечает:

«В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости».
Имитируют ли, зрители экранные модели поведения? В опросе, проведенном среди заключенных тюрем США, каждые девять из десяти допускали, что телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам, а каждые четверо из десяти признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора.К каким же выводам приходят ученые, занимающиеся изучением этой проблемы?Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А. Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может: увеличивать агрессивность поведения зрителей; уменьшать факторы, сдерживающие агрессию; притуплять чувствительность к агрессии; формировать у зрителей образ социальной реальности, не вполне адекватный действительности. Остановимся более подробно на этих влияниях.Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое на экране, способствует агрессивному поведению, получено в результате лабораторных исследований. Обычно испытуемым предлагали для просмотра фрагменты программ либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающих, но без показа насилия. Затем им предоставляли возможность выразить агрессию в отношении другого человека. Чаще всего это делалось при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Обычно исследователи обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел просто возбуждающую программу.Хотя такое исследование очень наглядно, оно имеет и некоторые ограничения. Так, ученые отмечают, что воздействие на испытуемых увиденной сцены насилия сохраняется в течение короткого промежутка времени. Кроме того, действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместен вопрос, насколько существенна для повседневной жизни информация о влиянии телевидения и «агрессивных» фильмов, полученная при помощи этих исследований?Ответом на этот вопрос может служить лонгитюдное статистическое исследование, проведенное Ироном (Егоn) и его коллегами, которые в 1960 году обследовали школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в небольшом городке северной части штата Нью-Йорк. Были изучены некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собраны данные об их родителях и домашнем окружении. На этом начальном этапе исследования было установлено, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы с элементами насилия, числились в школе среди наиболее агрессивных.Спустя десять лет ученые повторно обследовали 427 детей этой группы с целью обнаружить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивными они стали. Было обнаружено, что частое наблюдение насилия в детстве предопределило агрессивность в возрасте 18 лет, другими словами, наблюдалось стабильное агрессивное поведение на протяжении десяти лет. Фактически единственным предвестником мужской агрессии в возрасте 18 лет (даже после контроля на враждебность по другим факторам) была степень насилия в тех телевизионных программах, которые любили смотреть дети.В 1987 году Ирон и его коллеги обнародовали данные еще одного исследования - 400 индивидуумов из той же группы, которым к тому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего прошедшего времени. Те, кто был агрессивен в детстве, к 30 годам имели не только неприятности с законом, но и проявляли жестокость в отношении своих жен и детей. Более того, учеными была обнаружена устойчивая связь между количеством программ с элементами насилия, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они совершат серьезные преступления, став взрослыми.Проведенные эксперименты вызвали озабоченность общественности и заставили обратить внимание на эту проблему Главное медицинское управление США. Была проведена серия новых исследований, которые подтвердили предыдущий вывод: наблюдение насилия вызывает агрессию.При изучении влияния телевидения на повседневное поведение использовались разнообразные методы, в разработке которых принимали участие множество людей. В 1986 и 1991 годах были проведены сравнительные анализы результатов корреляционных и экспериментальных исследований, на основании которых исследователи пришли к заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением. Экспериментальные работы свидетельствуют о наличии именно такой причинно-следственной связи. «Мы не можем не прийти к выводу, - заключила в 1993 году комиссия Американской психологической ассоциации по насилию среди молодежи, - что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия.» Вывод, сделанный в результате проведенных исследований, состоит не в том, что телевидение является определяющей причиной социального насилия, скорее можно говорить о том, что телевидение - лишь одна из причин.Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия оказывает такое влияние на поведение индивидуума. Можно предложить три объяснения. Во-первых, социальное насилие вызывается не наблюдением самого насилия, а возбуждением, которое возникает в результате такого наблюдения. Возбуждение же обычно нарастает лавинообразно, последовательно заряжая энергией различные виды поведения. Во-вторых, наблюдение насилия растормаживает. Еще в эксперименте А. Бандуры взрослый, ударив куклу, продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у последнего. Наблюдение насилия активизирует мысли, связанные с ним, программируя зрителя на агрессивное поведение. В-третьих, отображение насилия в средствах массовой культуры вызывает подражание. Дети в экспериментах А. Бандуры повторяли специфическое поведение взрослых, будучи его свидетелями. Коммерческая телеиндустрия рекламирует модель для употребления. Какова же эта модель? Уместно привести пример. В боевиках полицейские палят из пистолетов почти в каждом эпизоде, в то время как исследования, проведенные в Чикаго в 1989 году, свидетельствуют; что настоящие полицейские стреляют из личного оружия в среднем один раз в 27 лет.Рассмотрев влияние телевидения на поведение, необходимо коснуться вопросов, связанных с мышлением. Каковы когнитивные влияния наблюдения сцен насилия? Снижает ли чувствительность к жестокости продолжительное наблюдение таких сцен? Искажает ли это восприятие реальности? Что произойдет, если несколько раз повторить какой-либо эмоционально возбуждающий стимул, например неприличное слово? Согласно законам психики, в последнем случае эмоциональная реакция со временем будет «затухать». Есть все основания полагать, что неоднократный просмотр насилия делает наблюдателей безразличными к нему в будущем.В экспериментах Рональда Дребмена (Ronald Drabman) и Маргарет Томас (Margaret Thomas) у испытуемых регистрировали (по кожно-гальванической реакции) изменение эмоционального состояния во время просмотра видеозаписи либо телевизионной программы с элементами насилия, либо захватывающего чемпионата по волейболу. Было установлено, что обе записи в равной степени вызывают эмоциональный подъем. Затем, во время второго этапа исследования, испытуемые становились наблюдателями реальной ситуации, которая выглядела как явная конфронтация, угрожающая физическим насилием ее участникам. Как и предполагали исследователи, те испытуемые, которые смотрели телевизионную программу с элементами насилия, реагировали на агрессию менее эмоционально, чем остальные. Очевидно, просмотр телевизионных программ, демонстрирующих насилие, сделал этих испытуемых менее восприимчивыми к случаям насилия в «реальной» жизни.Наконец, стоит задаться следующим вопросом: каким образом воображаемый телевизионный мир влияет на представления человека о мире реальном? Дж. Гербнер полагает, что в этом отношении влияние телевидения весьма мощно, потенциально любые передачи могут оказывать такое действие.Наблюдение за подростками и взрослыми показало, что люди, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше.Несомненным фактом является то, что сообщения о насилии оказывают большое влияние на возникновение у людей страхов. Так, в ходе своих исследований Хит (Heath) классифицировал газетные отчеты о разбойных нападениях по таким категориям, как случайность (отсутствие очевидной мотивации), сенсационность (странные и жуткие подробности) и местоположение (около дома или далеко). Затем у читателей газет выясняли, какие чувства вызывают у них сообщения. В результате оказалось, что когда люди читают о местных преступлениях, они пугаются больше в том случае, если преступление классифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приводятся сенсационные подробности, чем в том случае, когда ни один из этих факторов не выделен в газетном отчете.Исследования, проведенные в США в 1988 году, показали, что средний десятилетний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе, и это положение не меняется уже более 20 лет. Фактически средний американский ребенок смотрит телевизионные передачи около 30 часов в неделю. Какое же социальное поведение моделируется в результате такого поглощения телевизионных программ? Отчет Национального института психического здоровья (1982) свидетельствуют, что к шестнадцатилетнему возрасту средний телезритель, вероятно, уже видел около 13 тыс. убийств и множество других актов насилия. Так, согласно данным Д. Ж. Гербнера, который с 1967 года проводил оценку развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время, в среднем в них показывается пять актов насилия в час, а в утренних субботних программах для детей - около двадцати в час. Исходя из этой статистики можно сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению содействует агрессии, по крайней мере косвенно, а напрямую ведет к межличностным проблемам. Кроме того, статистические и экспериментальные исследования позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению снижает чувствительность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие внутренние силы и изменяет восприятие действительности.Почему сейчас назрела необходимость обратить серьезное внимание на вопрос демонстрации насилия в средствах массовой информации нашей страны?После того как в России рухнул «железный занавес», что, бесспорно, является благом, на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Российский кинематограф поспешил откликнуться на новые веяния созданием фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости. Информационные программы соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя: Компьютерные игры, которые становятся доступными все большему числу детей и подростков, зачастую тоже пропагандируют жестокость. Может быть, в этом заключается одна из причин роста преступности в России на протяжении последних десяти лет? Ведь, как показывают исследования, проведенные в Соединенных Штатах, Канаде и Южной Африке с 1957 по 1989 год, всегда и везде с появлением телевидения возрастает количество совершенных убийств.На наш взгляд, сегодня представляется целесообразным провести новые исследования влияния демонстрации сцен насилия на психику человека, особенно детей и подростков, с учетом возникновения таких факторов воздействия, как компьютерные игры. Результаты этих исследований должны быть доведены до широкой общественности с тем, чтобы защитить подрастающее поколение от излишней и неоправданной демонстрации жестокости. В этой связи очень актуально звучит вопрос, заданный согражданам Платоном еще в IV веке до нашей эры: «Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?».Литература
  1. Гриншпуя И. Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.
  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997
  4. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.