Семья́ социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями а также отношениями - Документ

Связь личностных особенностей супругов со сруктурой семьи

Семья, по определению Андреевой Т.В это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (Андреева Т.В,2004) . Из этого определения следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

Структура семьи включает число и состав семьи , а также совокупность взаимоотношений между ее членами.

Д. Леви предлагает следующую структуру:


  1. «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и детей;

  2. «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений);

  3. «смешанная семья» (образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей);

  4. «семья родителя-одиночки» (одна мать или один отец).

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А.Личко, его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1) Структурный состав:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

Гармоничная семья;

Дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяются следующие причины дисгармонии:

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой - только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера)(Е.А.Личко,1979).

По мнению Минухина С, семья выполняет свои функции благодаря наличию в ней подсистем.

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы: супружеская подсистема, функция которой заключается в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба для эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов; родительская подсистема, которая объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей; детская подсистема, основной функцией которой является - научиться общению со сверстниками (С. Минухин, 1967).

Представление о том, кто входит в состав семьи, задаёт границы семьи. Границы системы или подсистемы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии» (С.Минухин, 1974). Границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. В некоторых случаях границы чересчур ригидные (негибкие), что затрудняет адаптацию членов семьи к новой ситуации. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, что ведет к избыточному доступу (вмешательству) в семейную систему других членов общества. Границы (или четко определенные трансакционные паттерны) существуют не только вокруг самой семейной системы. Это способы взаимодействия между индивидами и подсистемами.

Н.Аккерман полагал, что необходимо учитывать специфику как отдельных личностей, так и контекста семейных взаимодействий. Он отмечал, что каждый член семьи является одновременно самостоятельной личностью, членом подгрупп семьи и семейной системы в целом (Н.Аккерман, 1982).
У каждой семьи есть жизненный цикл. Жизненный цикл российской семьи по мнению А.Я. Варги, выглядит следующим образом:

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни (по экономическим причинам).

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это кризисный период для всей системы. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было.

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли (кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка).

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми (А.Я. Варга, 2000).

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что семья, как правило, является не нуклеарной (как правило все американские семьи нуклеарны), а трехпоколенной; материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика; границы семейной системы не адекватны требованиям оптимальной организации; часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Индивидуальность и суверенность практически отсутствуют.
В каждой семье необходимый этап - сепарация детей от родителей. Каждый ребенок должен пройти процесс сепарации для того, чтобы стать взрослым, самостоятельным, ответственным, для того, чтобы быть способным создать собственную семью. Известно, что прохождение стадии сепарации есть одна из самых сложных задач развития семьи. Если это не удается с мамой и с папой, то должно осуществиться с мужем или женой. В этих случаях брак заключается для развода. Возможно это одна из причин отсутствия детей в семьях, живущих вместе более трех лет. Что касается других причин, то в некоторых семья осознано не желают иметь детей и причины, на которые они ссылаются следующие:


  1. Личный комфорт и возможность развития (нежелание перестраивать дом, распорядок дня, возможно рождение ребенка повредит карьере),

  2. Нежелание брать на себя дополнительную ответственность;

  3. Страх потери свободы;

  4. Неимение биологической тяги к родительству, презрение к маленьким детям (30% опрошенных были старшими детьми в многодетных семьях);

  5. Страх беременности, родов;

  6. Воспоминания об отсутствующих или оскорбляющих родителях, страх быть такими же;

  7. Вера в то, что приносить ребенка в этот мир безнравственно;
На мой взгляд, воспитание в дисгармоничных семьях может привести именно к этим результатам.
Семья это некий плацдарм с одной стороны для формирования, а другой стороны для проявления личностных особенностей человека.

«Личностные особенности» это определённые свойства личности, все ее своеобразие, уникальность, индивидуальность, которая проявляется в бытие человека, в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Вот, что по этому поводу писал А.Н.Леонтьев: «...исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую «структуру личности» установить невозможно; реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними».

Кроме того, необходимо отметить наличие во всех вариантах рассматриваемых структур такого понятия как «характер», который определяется (в узком смысле) как «совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагировании . Причем, «черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует» (А.Н.Леонтьев 1999, с. 185-195).

Рассматривая вопрос о соотношении характера и личности, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, оценивая характер как индивидное свойство человека, как теорию двух факторов: биологического и социального, (генотипического и средового), отмечая: «..типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности» (Гиппенрейтер Ю.Б.1998, с. 267-269).

А.Ф. Лазурский, считал одной из закономерностей характерообразования переход отношений в черты характера. Для него «...отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка» (Лазурский А.Ф., 1982, с.179-198.).

В русле психоаналитического направления личностные особенности представлены следующим образом:


  1. по Фрейду это результат фиксации на одном из психосоциальных этапов развития и взаимодействия импульсов и людей в окружающей сфере. Он использовал термин «характер» для описания организации личности и выделил некоторые характерные типы:

  2. оральный характер; личности с этим типом характера пассивны и зависимы; они слишком много едят и потребляют различные вещества:

  3. анальный характер; личности, относящиеся к этому типу, пунктуальны, точны, и упрямы;

  4. характеры с навязчивостями, которые ригидны и над которыми доминирует жесткое супер - эго;

  5. нарциссические характеры, агрессивные и думающие только о самих себе.

  6. Карл Юнг воспользовался термином «интроверт», чтобы описать обособленный интроспективный тип личностей, и «экстраверт», чтобы описать направленный вовне, ищущий ощущений тип.
3.трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца опирается на то, что для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим (Каплан Г.И.,1994).

Классификация, предложенная А.Е.Личко и Е.Г.Эйдемиллер, показывает как стиль воспитания влияет на личностные особенностей подростков:


  1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля.
Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность.

При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводят к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.


  1. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Результат-эмансипация, либо безинициативность, неумение постоять за себя.

  2. Потворствующая гиперпротекция. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат - высокий уровень притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

  3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Результат-нарушение межличностных отношений, инфантилизм.

  4. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

  5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких.
Также можно выделить три независимых направления исследований, где рассматриваются влияния на личностные особенности человека в разрезе модели мать-ребенок:

  1. выявление роли материнской депривации - матери нет или она не заботится о ребенке;

  2. выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье (в связи с отношением матери и отца, точнее - мужа и жены);

  3. анализ отношений матери и ребенка в неполной семье.
Отсутствие заботы о ребенке наиболее травмирующий фактор. Причины

могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание, отказ от ребенка и прочее. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности (Кондаков И.М.,Сухарев А.В.,1989).
Типология отношений мать-ребенок, предложенный С.Бреди:


  1. Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.

  2. Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.

  3. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно - за навыками опрятности.

  4. Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно
возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его

понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности (Bredy S.,1956).
Л. Ковар считает, что отношения «мать-ребенок» влияют на то, как в будущем будет самоутверждаться человек:


  1. ребенок обуза, мешающей социальному продвижению матери. Покинутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с другими людьми, у него поздно формируется речь, он остается инфантильным на всю жизнь с несформированной «я-концепцией».

  2. ребенок как «любовник», мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин-раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни, готова исполнять любое его желание и прихоть, что формирует в ребенке безответственность и беспомощность, поскольку она все делает за ребенка - ребенок зависит от капризов матери, а мать от капризов ребенка.

  3. «Отношения для двоих» создаются материями-одиночками, которые
контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков.

  1. «слабовольный» ребенок третируемый «волевой» матерью. Как следствие он недоволен собой и тем, что делает, поскольку судит о себе по критериям матери, чувствителен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занимаясь силовыми видами спорта.

  2. Мать считает ребенка недоразвитым. Она отворачивается от него, выражает лишь отрицательные эмоции или не выражает вообще и уделяет внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность. Он вырастает с комплексом неполноценности , предается фантазиям.

  3. Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец - свою «любимицу» дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарования и т.д.
Возможны различные результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях матери:

  1. «Социальный неудачник» («социализированный» преступник).
Такой ребенок в детстве признавался как личность родителями, но считался непослушным. Был с ними близок, но очень недолго.

  1. «Несоциализированный преступник» - получает очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный, для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.

  2. «Социальная неудачница» - любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением, любовные связи для нее заменяют связь с матерью.
Мать может покинуть ребенка рано (до трех лет), и в этом случае у него наблюдаются все признаки материнской депривации: задержка в развитии, принятие навязанных группой ролей и пр.

Л.Ковар считает идеальной для ребенка среду, когда все его непосредственные проявления оцениваются как значимые и приемлемые для взрослого, когда родители развивают у него личностную автономию и чувство защищенности (Л. Ковар, 1979).
Работа Е.Т.Соколовой проделана на базе психологической консультации и также посвящена проблеме стилей отношений «мать-ребенок».

Она выделяет следующие стили воспитания:

1) Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2) Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3) Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4) Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т.Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды» и рассматривает два варианта отношений «матери и ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка и дает следующие психологические характеристики этим типам отношений.

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие "психологические выгоды": мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию "жертвы" (Е.Т.Соколова, 1989).

Классификация типов неадекватного отношения к ребенку:


  1. Ребенок, «замещающий мужа». Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка , быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

  2. Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.

  3. Воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви.
Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка игнорируют, обесценивают его «я».

  1. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1989).
Также есть исследования родительского отношения и поведения связанного с особенностями личности родителя. Так А. Адлер гиперопекающее поведение и жесткий контроль за поведением ребенка, связывает с тревожностью матери. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, то есть гиперопека, порожденная виной (А. Адлер, 1998).

Шизофреногенная мать - это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Некоторые исследователи считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты (Боулби Д., 1979).

Клинико–психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

На основании клинических наблюдений и экспериментальных психологических исследований А. И. Захаров описывает изменения личности родителей, которые относятся главным образом к сфере «Я». Они не резко выражены и не ведут к грубым нарушениям социальной адаптации, расторможенным и асоциальным формам поведения. У матери и отца есть ряд общих изменений личности, которые можно сгруппировать следующим образом.

«Слабость личности» - повышенная ранимость, затруднения в принятии решений , мнительность, застреваемость на переживаниях.

«Ригидность личности» - болезненно заостренное чувство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.

«Закрытость личности» - недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

«Конфликтность личности» - постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм (Захаров А.И.,1998).
Проанализировав литературу в области стиля воспитания и его влияния на личностные особенности ребенка, можно уверенно говорить о том, что родительская семья влияет на личностные особенности человека. Также можно говорить о влияние личностных особенностей родителей на стиль воспитания детей. А также, что совокупность определенных параметров (тип семьи, личностные особенности и стиль воспитания, сепарирование новой семьи) влияет на структуру семьи в целом.
Вывод

Гармоничная семья и семейное благополучие является одним из важнейших условий развития личности ребенка. Нарушение семейного функционирования, дисфункции члена семьи, различные травмирующие ситуации приводят к социально – личностным расстройствам, затрудняют межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Что порождает у ребенка определенные личностные особенности, которые в свою очередь влияют на его сепарацию и формирование структуры своей семьи.

Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.Первой И.Ф.О. людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только в период развития первобытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди многих народов Азии, Латинской Америки и Африки.

Исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к разрушению родо-племенных отношений. Разложение первобытного и появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских и т.д.



Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

Но история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

· Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

· Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными. Существует такое понятие как глобализация.

В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье , как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие факторы природного порядка: удовлетворение потребностей в продолжения рода. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и др.

Семья это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

Для более точного понимания семейно-брачных отношений необходимо рассмотреть понятия семья и брак в отдельности.

Отечественные и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами семьи и брака (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, В.И. Зацепин, Д.Я. Райгородский, Л.Б. Шнейдер и др.) большое внимание уделяют мотивам вступления в брак, функциям семьи, причинами семейных конфликтов, разводам, методам диагностики и коррекции семейных отношений.

Н. Аккерман в работе "Семейный подход к супружеским расстройствам" отмечает, что

брак нельзя свести исключительно к сексу; он предопределяет весь образ жизни.

Термины "брак" и "семья" - не одно и тоже, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Более того, на сегодняшний день отечественными специалистами предложена модель многоуровневой структуры семейно-брачных отношений - «уровни совместимости ». Выделено четыре уровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный.

Итак, семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни, пишет Л.Б. Шнейдер. Н.Я. Соловьев дает следующее определение семьи: "Семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство".



Семья как сложное образование становится предметом изучения различных наук и разделов психологии: социологии, философии, социальной, возрастной, педагогической, клинической психологии и др., в связи с чем, имеет различные трактовки, определения:

Семья - определенный вид нравственно-психологической общности людей.

Семья - это древнее образование, социальная единица, существующая во всех частях света.

Семья - естественная малая социальная группа.

Семья - это малая социально-психологическая группа, в которой присутствуют два вида отношений: брачные и родственные.

Семья - социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

А.И. Антонов говорит о семье, " как основанной на единой общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений". Следует отметить, что из этого "логического" ряда выпадают: молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей. Таким образом, переплетение и не совпадение содержания понятий "брак" и "семья" не позволяют внешне похожие отношения назвать "брачными".

А.Г. Харчев определяет брак "как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности". Так в первобытном человеческом обществе имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Вайри отмечал, что если такая полная общность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших наподобие дикарей, дарами богатой, девственной природы, т.е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и конечно вполне основательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать".

Таким образом, общество пришло к осозанию устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекающие самцов, они не исчезали совсем, а становились индивидуализированными и направленными только на "своего" самца.

В истории человечества сменилось немало форм организации между полами, как правило соответствующих определенному уровню социально-экономического развития.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений : 1) неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы; 2) сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев - общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей; 3) индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности, пишет Л.Б. Шнейдер, расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины начинает сводиться к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отмечено различие детей на законных и незаконных.

На сегодняшний день семейно-брачные отношения носят динамичный характер, постоянно меняются. Возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Таким образом, понятия семъи и брака имеют общие и отличительные особенности. Так, одно из мнений свидетельствует, если отношения подкреплены законными брачными союзами, то к данному союзу применимо понятие семьи. В случае гражданского брака (не подтвержденного законом; незарегистрированное сожительство), как показывают проведенные отечественными психологами исследования, отношения семейными назвать сложно, так как зачастую партнеры действуют независимо и не берут на себя ответственность за «близких» (жену, ребенка), что подразумевают семейные отношения. Позиция христианства в данном случае следующая: брак заключается на небесах и благословляется Богом, всё остальное сожительство и блуд. Также сложно назвать семью семьёй, в которой отсутствует ребенок, правильней такой союз называть браком.

Литература:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи //Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Зацепин В.И. Брак и семья /Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

Понятие семьи и брака

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Неотделимо от семьи понятие брака.

Брак – санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, она сохранилась, выступала и выступает социальной единицей общества с момента появления и до нашего времени. Социология семьи зародилась в конце 17 в., когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи.

I . Историческое развитие семьи

Семья в любом обществе имеет двойственный характер. С одной стороны это социальный институт, являющийся предметом государственной политики, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности существования и развития. Для семьи характерна зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и в то же время относительная самостоятельность.

Существуют два направления в развитии социологии семьи. Первое направление связано с изучением истории семьи, ее происхождением и развитием по мере совершенствования производительных сил и перехода общества от одной формации к другой. Второе направление предполагает изучение состояния современной семьи как социального института, взаимодействие семьи и общества, изучение внутрисемейных отношений.

Рассмотрим первое направление социологии семьи. Существуют следующие исторические формы семьи:

1. Кровнородственная – это низшая форма группового брака, в которой брачные группы были разделены по поколениям. Кровнородственная семья – семья, где мужьями и женами считались все родственники данного поколения. Эта форма семьи соответствовала уровню развития производительных сил низшей ступени дикости, когда люди занимались в основном присвоением готовых продуктов питания, преимущественно растительной пищей.
2. Пуналуальная семья, которая развилась и пришла на смену кровнородственной семье. Это последняя форма семьи периода группового брака. Это семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, родными братьями и сестрами.

Однако двоюродные и троюродные сёстры были общими женами своих общих мужей. Эти мужья называли друг друга не братьями, а «пуналуа» – близкими товарищами. Пуналуальная семья соответствовала уровню развития производительных сил средней ступени дикости, когда люди располагали большим количеством неотшлифованных каменных орудий, широко пользовались огнем и употребляли в пищу рыбу. Это способствовало уменьшению зависимости людей от климата и местности. Люди стали расселяться по большей части земной суши. Из пуналуальной семьи на средней ступени дикости возник род. Род – это группа людей, которые связаны кровнородственными и хозяйственными узами. В родовом строе высшей формой организации, объединения людей является племя.

Единственным способом принуждения в этом доклассовом обществе было общественное мнение. Во главе рода на первом этапе развития родового строя находилась женщина. Весь этот период в истории первобытного строя известен как матриархат. Причины матриархата кроются в экономическом господстве женщины. Это господство было связано с тем, что женский труд (собирательство) в этот период был экономически более эффективным, чем мужской (охота). Используя свое экономическое и социальное господство, женщины осуществляли переход от группового брака к парному.
3. Парная семья пришла на смену пуналуальной семье. Она вытеснила присущий дикости групповой брак. При парной семье мужчина живет с одной женой. Однако брачные узы здесь легко расторжимы, а дети, как и при групповых формах семьи, принадлежат матери. Вместе с парным браком и на основе его внутри рода возникает отдельная малоустойчивая семья. Однако основной ячейкой общества остаётся род. Хозяйство и воспитание детей носит общеродовый характер. Парная семья возникла между дикостью и варварством,на высшей стадии дикости и была в эпоху варварства.
4. Моногамная семья возникла с развитием производительных сил, скотоводства, появлением частной собственности. Окончательно сложилась моногамная семья в эпоху цивилизации, с отделением ремесла от земледелия, появлением купечества. Моногамная семья отличается от парной тем, что главной ее целью являлось не взаимопомощь мужчины и женщины, а рождение и воспитание наследника имущества отца.

II . Классификация браков, типы семьи.

По характеру распределения семейных общностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, в социологии отмечают три основные типа семьи:
1. Традиционная (или патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально-четкое распределение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья, где сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей традиционных без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, потому что наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает исключительное право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных), для которой характерны: а) справедливое пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем и совместное принятие важнейших для семьи решений: в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, чем их фактическое поведение, или, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В любом обществе семья формируется, как правило, через брак, санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Брак – это ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья охватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является кроме того и социальной организацией. Брак – это институт, регулирующий отношения между супругами, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом, материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен комплекс норм, регулирующих расторжение брака: характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писанных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределение власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом. А вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от образования индивида.

Типы браков

Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников.

Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности в Китае и Японии перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны или согласиться на брак, или отказаться. На долю браков по сговору родственников приходится 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%. По личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.

Гостевой брак . Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.
Эндогамный брак . Эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же группы (род, племя, сословие, касты, класс, нация). Например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиционные эндогамные браки. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркско- язычной общности. Брак внутри этой общности считается допустимым, а за её пределами – нежелательным. Ещё сильнее влияет на выбор брачного партнёра религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с не мусульманином – осуждается.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значительному признаку – общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака.

Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. Количество неравных браков растет. Но это никак не связано с "мельчанием" мужчин, или, например, с возрастающей социальной ролью женщины. Потому что неравный брак (в браке по расчету) – это не столько психологический, сколько экономический феномен. Люди вступают в брачные отношения потому, что им это выгодно. Как две фирмы, которые заключают контракт.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно условно. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака являлся распространенным. Цель священного брака – откупиться от богов, вызвать плодородие земли, спасти страну от беды.
Типы семьи: моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия брак одной женщины с несколькими мужчинами; патриархальные семьи , где отец является главой семьи; матриархальные семьи , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений; автономные семьи , где решения принимаются одним из супругов; гетерогенные семьи , где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов; гомогенные семьи , где супруги примерно из одной социальной группы.

Выделяются патрилинеальные и матрилинеальные семьи , где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу или матери: матрилокальные семьи , где молодожены живут у родителей жены и патрилокальные, где молодожены переходят жить в дом мужа; унилокальные , когда молодожены горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище; неолокальные семьи , имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме; нуклеарные семьи , состоящие из родителей и детей; повторные семьи , основанные на повторном браке; репродуктивная семья , состоящая из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи; однодетные, двухдетные, многодетные .

В современных условиях семью характеризуют, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства фермера, арендатора, кооператора, представителя интеллектуального труда ит.д.; во-вторых, городская, сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов; молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; пожилые супружески семьи и т.д.). По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи: студенческая семья, дистантная семья (семья моряков, полярников, артистов, геологов, крупных спортсменов, космонавтов и др.)
По качеству отношений в семье выделяют множество типов. В зависимости от распространения в семье демократических традиций:
а) авторитарная семья – основана на жестком подчинении одного супруга другому.
б) демократическая семья – роли распределены по взаимному согласованию, с учетом личности и способности члена семьи.

Но четкого различия между ними не установлено. В частности выделяют семьи; во-первых, благополучные, счастливые ; во-вторых, проблемные (нет взаимоотношения сотрудничества между членами семьи, и оттого нередко царит холодная психологическая атмосфера, вспыхивают ссоры и конфликты); в-третьих, конфликтные , где члены семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого такие семьи не стабильны; в-четвертых, социально неблагополучные семьи , в которых обычно культурный уровень супругов достаточно низкий, распространено пьянство, выходящие из таких семей дети часто составляют основной контингент трудновоспитуемых, педагогически запущенных подростков.

III . Тенденции развития современной семьи. Демографическая политика.
Для современной семьи характерны тенденции роста разводов и сокращение прироста населения, превышение смертности над рождаемостью. Это присуще практически всем развитым странам мира.
Рост разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин; научно-технической революцией; причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи претерпевает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабилизации брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Социологические исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев, лежит конфликт между супругами. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты: а) психофизиологический – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни; б) психологический – в семье постоянные ссоры, взаимные придирки, раздражительность; в) социально-ролевой – неправильное, неравномерное распределение семейно – бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада; г) социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважение; отсутствие интереса или неудовлетворенность общения с партнером, неприятие его жизненных ценностей и идеалов.
Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К ним относятся: а) большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если старше женщина); б) склонность к алкоголизму одного из супругов; в) легкомысленное отношение к браку, к семье вообще; г) слишком ранний возраст вступления в брак; д) вероятность скорого рождения ребенка; е) слишком малый срок знакомства; е) резкое несогласие родителей на заключение брака; ж) брак по принуждению, без взаимного согласия.
Эти факторы дают о себе знать в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет. Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие детей в семье прямым образом влияет на прочность брака. При разводе ведущими группами причин являются: а) межличностные конфликты (утрата чувства любви, грубость, ревность и т.д.; б) бытовые (жилищные условия, материальная необеспеченность и т.д.); внешние факторы (измена, появление новой семьи, вмешательство родителей и других лиц). Необходимо отметить три основные «горячие точки» в современных брачно-семейных отношениях: а) проблема стабильности семьи; б) проблема рождаемости; в) проблема напряженности в сфере быта.

Однако даже высокий уровень разводов не означает распада брака как социального института и кризиса семьи вообще. По-прежнему, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования. Государство же совершенствует демографическую политику.

Демографическая политика

– это система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества осознанного демографического поведения. Демографическая политика предполагает и систему мероприятий по регулированию рождаемости, заботу обо всех половозрастных категориях (детях, женщинах, мужчинах, престарелых и т.д.). Демографическая политика направлена на укрепление семьи. Семья, как и вся окружающая действительность, развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать:

– сокращение рождаемости и падение прироста населения;

– увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;

– уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;

– падение производительности труда в домашнем хозяйстве;

– возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
– легкомысленное отношение к браку и семье;

– отсутствие самодисциплины и половая распущенность;

– высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).
Государственная поддержка семей многообразна. Она предполагает комплекс социальных, экономических и правовых гарантий: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии). Законодательные новации последних лет, в значительной мере изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства, потребовали и новых подходов к разработке концепции семейной политики в России. В первую очередь были изменены и дополнены основные документы, регулирующие семейные отношения. Один из них - Семейный кодекс РФ . «Постатейный комментарий к Семейному кодексу», вышедший в московском издательстве «ГроссМедиа» в 2009 году, издан с учетом всех последних изменений.

Государство взяло на себя серьезные обязательства по созданию надлежащих условий и стимулов для укрепления института семьи, роста рождаемости в России, приняв эффективные программы поддержки материнства и детства. Значительное увеличение размера денежных выплат и компенсаций за рождение и воспитание детей, сохранение за женщиной места на производстве, прибавки к пенсии, возможность дальше продолжать карьеру или воспитывать детей - все эти меры, озвученные Президентом РФ, являются замечательным подарком семье и женщине.

Значительное внимание государство уделяет многодетным семьям. Согласно действующему законодательству многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находится трое и более детей.
На численность семьи влияет нравственно-психологический фактор как определенный стереотип – распространенная определенная модель семьи, идеи об ее численности и составе. Корни стереотипа однодетной семьи в нашей стране заложены в реальной жизни: а) бурный рост урбанизации; б) высокая миграция населения; в) трудности экономики; г) большая женская занятость. А вот что такое однодетная и двухдетная семья для демографии? Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.
Заключение
Семья - базовый элемент общества. Она - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. А значит - фактор стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
Семья, как важнейший институт общества, отвечающий за социализацию новых поколений, в процессе приоритетного экономического развития страны в конце прошлого века несколько утратила свою значимость как основа и опора государства. Сегодня в шкале приоритетов для многих молодых людей на первом месте не традиционные духовно-нравственные ценности, не семья, не супружеская верность, не рождение и воспитание детей, а свобода, вседозволенность и жажда наживы. Процессы, происходящие в настоящее время в этом важнейшем институте, по мнению многих специалистов, катастрофичны и разрушительны. Сегодня семейных проблем в стране накопилось настолько много, что их решение приобрело государственный статус. По инициативе Президента России В.В. Путина 2008 год был объявлен в нашей стране Годом семьи. В своем Послании Федеральному Собранию Президент заявил: "Рассчитываю, что проведение Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых семейных ценностей". Основная цель проведения Года семьи - возрождение авторитета российской семьи, укреплению базовых семейных ценностей и традиций. Достичь это возможно путем совершенствования семейной политики, духовно-нравственного воспитания населения, совершенствования социальных отношений, приобщения детей и молодежи к семейным ценностям, через сохранение культурных традиций и изучение родословия. Поэтому именно сейчас приобретает особую значимость понимание человеком своего места в связке «я - семья - род - народ».

В заключение необходимо отметить, что изучение семьи предполагает не регламентацию жизни отдельных семей, а рассмотрение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимулирования социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха, улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи. В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

    Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.

    Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.

    Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

    Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков, 2004.

    Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.

    Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Волгоград: Учитель, 2008.

    Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.

    Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

    Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2009.

    Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.

    Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.

    Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.

    Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского// Пер. с англ. – М., 1992.

    Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.

    Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.