Очень плохо читающий ребенок что делать. Как узнать ребенка с дислексией в начальной школе. Почему ребенок плохо читает — причины и следствия

Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.

С проблемой плохого чтения сталкиваются многие родители не только учеников 1–2 классов, но даже и 10-летних школьников. Причем выражаться она может абсолютно по-разному: в низкой скорости чтения, путанице букв и звуков, отсутствии интереса к книгам. Но не спешите обвинять любимое чадо в лени и невнимательности. Все может быть куда более серьезно. Сегодня будем разбираться - что делать, если ребенок плохо читает.

Почему ребенок плохо читает?

Прежде чем приступить к коррекции проблем с чтением, нужно понимать природу их появления. Причин может быть много, но все они условно делятся на две большие группы: физиологические и психологические.

В первую категорию попадают проблемы со здоровьем: плохое зрение, сниженный слух, дислексия (сложности овладения чтением и письмом, обусловленные нейрофизиологическими нарушениями). К физиологическим причинам относятся и особенности строения речевого аппарата, нервной системы и темперамента. К примеру, как бы вы ни старались повысить скорость чтения у флегматика, он все равно будет читать медленнее своих сверстников-холериков.

Ко второй группе причин психологического характера можно отнести: протест, перенапряжение, отсутствие интереса, страх, стресс.

Что делать если ребенок плохо читает?

Во-первых, нужно понимать почему возникают трудности с чтением. Для этого лучше обратиться за помощью к специалистам: окулисту, лору, невропатологу, логопеду-дефектологу, психологу. Они ответят на вопрос, есть ли физиологические предпосылки для плохого чтения.

Во-вторых, нужно учитывать наследный фактор и возраст ребенка. Если вы сами или ваши ближайшие родственники испытывали трудности с овладением чтения, то, вполне возможно, что и ваш ребенок пройдет через это испытание. Не стоит забывать о таком понятии, как сензитивный период – оптимальный период в жизни для развития определенного навыка. Например, сензитивный период для чтения – 5–8 лет. В этом возрасте и активный словарный запас и зрелость нервной системы уже позволяют освоить алфавит и чтение. Поэтому если ребенок плохо читает в 3–4 года, то это не повод бить тревогу.

В-третьих, определитесь с методами коррекции. Если уровень ваших педагогических знаний позволяет, то можно пробовать освоить специальные методики по улучшению чтения в домашних условиях. В противном случае доверьтесь специалистам и школам развития, занимающимися подобной коррекцией.

Как помочь ребенку, если он плохо читает?

Для начала нужно понимать, что жесткий контроль и насилие не помогут. Максимум чего удастся добиться – это натренировать скорость чтения, которая по сути не является показателем интеллектуального развития. А вот отбить у ребенка охоту к чтению раз и навсегда подобными методами можно очень быстро.

Ваш главный козырь в улучшении чтения, при условии отсутствия физиологических проблем у ребенка, – правильная мотивация. Никто лучше вас не знает, что поможет вам мотивировать малыша на чтение: долгожданная игрушка, поход в зоопарк или любимый пирог. Главное, чтобы мотивация была позитивной: никаких наказаний и лишений за непрочитанную книгу.

Кроме того, важен и личный пример. Доказано, что дети, в чьих семьях регулярно читают сами родители, испытывают меньше трудностей с обучением. Ну и не забывайте про природное детское любопытство. Попробуйте не дочитать интересную сказку или купите новую книгу с любимыми героями, и не исключено, что ребенок сам потянется к чтению.

Ребенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей. Ведь чтение - главное умение человека в жизни. Навык чтения - залог успешного учения. Древнейшая пословица гласит: «На азбуке осёкся - и цифирь не далась». Как же помочь ребенку? Приведем ряд практических рекомендаций, описанных Н.Н.Светловской, В.Г.Горецким, В.Н.Зайцевым и учителями-практиками. Прежде всего, следует помнить, что навык чтения - сложнейшее психофизиологическое образование. Становление его - непростой и длительный процесс. А более легких источников получения информации сегодня очень много. Поэтому особенно важно развить у ребенка интерес к содержанию чтения и к самому процессу чтения.

Тексты для чтения должны быть близкими к субъективному опыту ребенка, личностно-значимыми для него, эмоционально насыщенными, познавательными. Следует предоставить малышу право выбора материала для чтения в зависимости от его увлечений, настроения, даже самочувствия.

Для развития интереса к процессу чтения, важно создать ситуацию успеха, поддержать в ребенке веру в то, что он справится. Этому способствует самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает текст, отмечает, до какого слова дочитал, пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник. И так изо дня в день. Сравнение результатов через неделю свидетельствует об увеличении скорости чтения. Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ребенка. И наоборот, именно успех рождает мотив: «Я хочу читать, у меня получается!».

Нельзя от ребенка только требовать: « Пока не прочтешь быстро и без ошибок, не встанешь с места! » Конечно, хочется, чтобы ребенок исправился буквально за неделю, а он не может. Не надо заставлять его дольше сидеть за книгой. Это утомляет. Не надо сердиться. Ведь физическая усталость, напряжение в сочетании с упреками и выговорами могут вообще отвернуть ребенка от книги. Пусть ребенок читает вслух недолго. Доказано, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому гораздо лучше, если домашняя тренировка будет проводиться ежедневно несколькими порциями по пять минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два снова пять минут чтения. А затем еще одна порция перед сном. В.Н.Зайцев отмечает, что чтение перед сном дает хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. И во время сна человек находится под их впечатлением.

Значительно облегчат формирование навыка чтения каждодневные упражнения в аудировании. Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, то скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения у него увеличиваются. Кроме того, его внимание обращено на интонационную выразительность, паузы, логические ударения. Полезно читать вместе с ребенком («хором»). Если ребенок сфальшивит, следует предложить вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Необходимо постоянно похваливать своего малыша, но делать это аргументированно.

Детей 1-2 классов не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение. Нужно учитывать и возможности ребенка.

Преодолению трудностей при чтении способствует режим щадящего чтения. Малыш читает 1-2 строчки и получает кратковременный отдых. Это возможно во время просмотра диафильма, чтения книг серии «Для маленьких», где 2-3 строки текста даны под соответствующей иллюстрацией. В этом случае иллюстрация всегда предваряет чтение, помогает школьнику передохнуть, подготовиться к восприятию тех 1-2 предложений, которые ярко выделяются на странице, кадре и их легко охватить взглядом.

Общеизвестно, что хорошо читает тот ребенок, который читает много. В воспитании любви к книгам у детей младшего школьного возраста положительную роль играет наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей. Их не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. К книгам из личной библиотеки надо постоянно обращаться. Все это вызывает подлинный интерес детей к книге.

Чтобы приучить детей самостоятельно читать, хорошо использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Увлеченный событиями и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжит чтение самостоятельно. Позже нужно обязательно спросить, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам. Можно рассказать ребенку занимательный эпизод из какого-нибудь произведения. И вместо ответа на вопрос: «А что же дальше?» - дать ему книгу.

Очень хорошо, если в семье практикуется домашнее чтение вслух, в том числе и книг из личной библиотеки. Читать надо всей семьей не для ребенка, а вместе с ребенком. Продолжительность такого чтения - 20-30 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интерес. О прочитанных книгах надо разговаривать - не контролировать ребенка, не требовать отчета: что прочитал, что понял, что запомнил, не навязывать своих взглядов, а вместе с ребенком на правах более опытного читателя размышлять над книгой. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят.

Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехе сына или дочери прибавят ребенку уверенности и воодушевления. Доброжелательная, ровная, спокойная обстановка дома благотворно влияет на самочувствие ребенка и помогает справиться с трудностями в учении.

Современные методики и способы подачи учебного материала на уроках предусматривают быстрое восприятие информации, ее переработку и запоминание. Но что делать детям, которые в силу каких-то особенностей плохо читают?

Почему ребенок плохо читает — причины и следствия

Школьная программа предусматривает обучение чтению на уроках вместе с педагогами в 1 классе начальной школы, но многие родители принимают решение самостоятельно обучить малыша азам грамоты, дабы на уроках ему было проще воспринимать материал.

Однако плохие навыки чтения могут стать следствием неправильной методики родителей, психологической и физической незрелости малыша и многих других факторов.

Как понять, что малыш готов учиться читать, и как организовать процесс?

Специалисты выделяют ряд особенностей:

  • обучать малыша буквам, последующему составлению их в слоги и слова можно с 4-5 лет. В этом возрасте дети уже имеют сформированную картину мира, понимают абстрактные понятия, хорошо ориентируются в пространстве и открыты к изучению нового;
  • перед началом занятий необходимо подобрать методику и пособия для освоения знаний. Большинство педагогов рекомендует комплексное изучение чтения и письма. На таком принципе и построен набор развивающих книг из набора . Благодаря этому пособию ребенок будет последовательно овладевать навыками устной и письменной речи;

Кстати, материалы разработаны в соответствии с образовательными стандартами и адаптированы для младшего школьного возраста. В книге много интересных и веселых заданий, благодаря которым ребенку не будет скучно в процессе обучения.

  • дитя должно хотеть учиться читать, проявлять интерес к печатной продукции. Осваивать чтение с принуждением не стоит, ведь именно это может стать причиной сложностей с этим процессом в будущем.

Еще одной причиной проблем с чтением может служить дислексия — особый вид развития ребенка, при котором он не очень хорошо воспринимает письменность.

Основными ее признаками может служить то, что малыш коверкает слова, заменяет буквы, угадывает слова, плохо узнает их в 3-4 классе.

Ученые говорят, что это связано с тем, что такие дети мыслят не понятиями, а образами, отличаются высоким уровнем творчества. Они умеют хорошо излагать мысли в устной форме, но со всем, что имеет отношение к написанным буквам, у них возникают сложности.

Плохое восприятие письменности может быть связано и с физиологическими нарушениями слуха, зрения, осанки. Посетите с малышом доктора, получите грамотную и исчерпывающую консультацию по поводу состояния его здоровья. Уделите внимание культуре питания, ведь недостача витаминов также влияет на скорость работы мозга.

Узнайте, нет ли психологических травм у маленького школьника. Возможно, у него конфликт с кем-то из ребят или он не может найти друзей, его дразнят или не принимают в компании — все это также сказывается на уровне успеваемости малыша.

Выявить основную причину и истоки проблем могут только опытные педагоги и психологи, они же и подберут специальную методику, которая позволит самым лучшим способом решить ее.

Ребенок плохо читает: что делать?

Именно с таким вопросом очень часто обращаются родители к учителям, ища способ улучшить навыки грамотности во 2 или 3 классе. Если же сложности с чтением наблюдаются в возрасте 10 лет (примерно 4 класс), то это вызывает у всех закономерный ужас.

В первую очередь сохраняйте спокойствие. Ссоры, нервная обстановка и принуждение еще никогда не приносили хорошего результата. Чтобы добиться успеха на этом простом пути, желательно соблюдать такие правила:


Работа с плохо читающими детьми

Кроме того, что малыш плохо читает, делает это по слогам и медленно, основной проблемой может стать то, что он не воспринимает написанное, не понимает его значения. Такая ситуация может стать причиной отставания на уроках, пробелов в школьном материале, снижения успеваемости в период с 1 по 3-4 класс.

Для того чтобы это изменить, попросите малыша пересказать то, что он прочитал, ответить на несколько вопросов. В начале выбирайте небольшие отрезки текста, абзацы и работайте с ними, со временем увеличивайте объемы материала. Если с первого раза дитя не смогло воспроизвести информацию, прочитайте текст еще один или несколько раз — до тех пор, пока ребенок не сможет передать суть написанного.

Хвалите малыша за все успехи и достижения, демонстрируйте поддержку и гордость, не относитесь с пренебрежением даже к самой маленькой победе. Но и не ставьте слишком высоких планок, которых будет очень сложно достичь.

Хорошим решением проблемы будет посещения групповых занятий при развивающих центрах, на которых школьники младшего возраста могут в небольших группах читать детские рассказы, ставить сценки, учить стихи и помогать друг другу.

Выбирайте группу так, чтобы в ней были дети примерно одного возраста и уровня знаний, с четким планом работы педагога и проверенными методами. Посещайте занятия 2-3 раза в неделю и не пропускайте их, чтобы выработать систему, структурировать полученную информацию.

Подобные дополнительные уроки может проводить учительница в вашей школе для группы ребят или индивидуально для вашего малыша (за отдельную плату). Подобный вариант хорош тем, что педагог уделяет максимум внимания вашему чаду, знает к нему подход и слабые стороны, над которыми нужно поработать.

Выбирая способ достижения нужного уровня знаний, исходите из интересов дочки или сына, спрашивайте их мнение, не принуждайте и не навязывайте свое видение ситуации, чтобы ваши благие намерения не привели к худшему результату: потере интереса и желания учиться, страхам и комплексам.

  • читать целыми словами и словосочетаниями со скоростью до 60 единиц в минуту,
  • владеть начальными знаниями о синтагматическом членении текста,
  • передавать интонацию в соответствии со знаками препинания,
  • осознавать смысл прочитанного текста.

Что делать, если ваш ребенок читает плохо? Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дислексия и как можно ее скорректировать.

Дислексия – это нарушение процесса чтения и понимания слов и текстов при нормальном зрении, слухе, памяти, интеллекте. Ребенок заметно отстает от своих одноклассников по уровню овладения чтением и письмом, но является полностью обучаемым.

Как правило, дислексию можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок читает очень медленно – по слогам или даже по буквам;
  • читает наугад, пропускает и переставляет буквы, заменяет их на похожие по звучанию;
  • пропускает слова и целые строчки;
  • не понимает смысл текста, не может его пересказать;
  • быстро утомляется при чтении, может жаловаться на головную боль;
  • поворачивает текст так, чтобы читать одним глазом, держит учебник близко к лицу.

Дети с дислексией плохо различают геометрические фигуры, не всегда уверенно ориентируются в пространстве, путают понятия лево и право, верх и низ, имеют проблемы с мелкой моторикой.

Почему у ребенка развивается дислексия?

Данное нарушение чаще всего диагностируется у младших школьников, когда происходит активное овладение письменной речью. Оно обусловлено неправильным функционированием некоторых участков головного мозга.

Логопеды центра развития «Каркуша» выделяют следующие причины возникновения дислексии:

  • тяжелая беременность, сложные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • наследственность;
  • поражения ЦНС;
  • перенесенные травмы и инфекции головного мозга;
  • общее недоразвитие речи, задержка психического развития.

В первом классе определить дислексию невозможно, поскольку ребенок только начинает овладевать чтением и письмом, и ошибки на данном этапе совершенно естественны.

Виды дислексии

Нарушение овладения чтением проявляется по-разному, и от этого зависит выбор способа коррекции. Логопеды различают следующие виды дислексии:

  • фонематическая, когда ребенок с трудом различает звуки. Головной мозг не может воспринимать и анализировать фонемы, поэтому ребенок читает по буквам и взаимозаменяет звуки, близкие по месту и способу образования;
  • семантическая – при этой форме ребенок не может понять, о чем текст, не узнает даже хорошо знакомые слова, так как читает их по слогам и не может соединить отдельные части в одно целое. Серьезную проблему для ребенка представляет соединение слов в предложение;
  • аграмматическая форма проявляется в ошибочных окончаниях числа и падежа, неправильном согласовании разных частей речи, образовании глагольных форм (время, спряжение, число), образования местоимений и т. д. Эта форма наблюдается у детей с системным недоразвитием речи;
  • мнестическая форма возникает из-за нарушения речевой памяти и звукобуквенных связей. Дети смешивают графически похожие буквы, пропускают слоги, которые не могут «опознать»;
  • оптическая форма возникает из-за нарушения зрительно-пространственного восприятия. Таким детям сложно создавать даже очень простые рисунки. Они могут не дописывать буквы, с трудом различают буквы, которые похожи по написанию, например, О и С.

Для коррекции данных видов дислексии используются следующие методы:

  • развитие артикуляции и формирование представлений о звукобуквенном составе – при фонематической форме;
  • развитие навыка соединения слогов и обучение основам грамматики языка – при семантической форме;
  • создание и отработка постоянных грамматических схем-шаблонов – при аграмматической форме;
  • развитие речевой, слуховой и зрительной памяти – при мнестической форме;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия – при оптической дислексии.

Коррекция дислексии должна проходить строго по индивидуальной программе под контролем опытного логопеда.

Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?

Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».

1. Развивайте мелкую моторику

Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.

2. Диктанты

Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.

3. Работайте над произношением

Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании. Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.

4. Изучайте грамматику, играя

Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.

5. Найди слово

Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», и наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.