Новое в пенсионной. Повышение пенсий по старости для работающих и неработающих пенсионеров. Московская мэрия продолжит поддержку пенсионеров

Средняя пенсия по старости в России не превышает 13 000 рублей, что составляет чуть более 40% средней заработной платы. Мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55, опережая своих западноевропейских сверстников на 5-10 лет.

На территории постсоветского пространства по размеру пенсий Россия является лидером, в абсолютных цифрах этому показателю соответствуют только страны Балтии при более дорогостоящей «коммуналке». Следовательно, прибалтийским пенсионерам на жизнь остается гораздо меньше средств, чем они могли бы сохранить в России.

Рост средних начислений в 2 раза опережает среднюю инфляцию, время от времени проводится индексация пенсий.

В заботе о добропорядочных налогоплательщиках, прекративших свою трудовую деятельность по достижении указанного выше возраста, государство субсидирует расходы на ЖКХ, превышающие 22% совокупного дохода.

После оплаты услуг ЖКХ по среднему тарифу у пенсионера остается примерно 7 тысяч рублей на прочие расходы. Если не предвидится кардинальное повышение пенсии, в ближайшие несколько лет сможет тратить на собственные нужды более 130% прожиточного минимума.

Современные технологии не обошли стороной и взрослое поколение страны. Пенсионеры освоили компьютеры и уверенно пользуются интернетом. Ввиду того, что пенсионная реформа в России – самая непредсказуемая и стремительно меняющаяся, целевая аудитория должна следить за ней в удобной для себя форме.

Журналисты данного сайта ежедневно размещают самые последние данные об изменениях в законодательстве по вопросам социальных выплат, чтобы держать в курсе событий своих читателей.

На нашем сайте можно ознакомиться с материалами различной направленности:

  • новости о пенсии от Пенсионного фонда России;
  • аналитическая информация о работающих пенсионерах;
  • особенности пенсионного обеспечения военных пенсионеров;
  • условия получения социальных льгот.

Кроме того, на портале множество сопутствующей информации о накопительной пенсионной программе, порядке назначения досрочных социальных выплат и определения трудовой пенсии. Читатели узнают, как формируется льготная пенсия, кто имеет право претендовать на нее. Отдельный подраздел касается вопросов защиты пенсионных прав граждан в суде.

На сайте собрано более 100 тематических публикаций, которые подаются в хронологическом порядке.

2017 год ознаменовался внесением изменений в пенсионное законодательство . Корректировки коснулись, в первую очередь, величины выплат и порядка их назначения для отдельных граждан. Рассмотрим далее новые изменения в пенсионном законодательстве.

Общие сведения

Первые изменения в в 2017 г. связаны с приостановленными положениями, относящимися к индексации сумм. Они снова начали действовать. Как обещал премьер-министр, величина социальных и страховых выплат будут проиндексированы в полном объеме.

Предусмотрены изменения в пенсионном законодательстве для военнослужащих . Выплаты этим гражданам также будут увеличены, однако точная величина повышения неизвестна.

С 1 января закон, устанавливающий увеличение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 - для мужчин, вступил в действие. Предполагалось, что эти коснутся только чиновников. Однако в связи с наличием дефицита бюджета, восполнение которого идет крайне медленно, активно обсуждается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию и для других граждан. Эта идея вызвала широкий резонанс в обществе. Правительство, однако, обещает, что активные действия в этом направлении не будут предприниматься до 2018 г.

Ситуация на практике

Среди ключевых изменений в пенсионнм законодательстве с начала 2017 г. можно отметить следующие:

  • Увеличение минимальной продолжительности трудового стажа.
  • Повышение пенсионных коэффициентов. Они используются для назначения пенсионного обеспечения по старости.

После реформы, проведенной в стране в 2015 г., изменился порядок расчета сумм. Соответственно, пенсионные взносы, перечисляемые в страховую часть, стали учитывать в виде индивидуальных коэффициентов (баллов). При выходе гражданина на пенсию их переводят в рубли.

Требования к стажу

Как устанавливает 8 статья ФЗ № 400, при гражданину нужно иметь не меньше 15 лет стажа и 30 баллов.

Данные требования, однако, Правительство решило вводить постепенно. Так, величина баллов с 6,6 будет увеличиваться ежегодно на 2,4. Необходимый стаж будет повышаться на год также ежегодно.

Ситуация с госслужащими

С 01.01.2017 вступил в действие ФЗ № 143. В нем существенно ужесточены требования к пенсионному возрасту. Как выше говорилось, для женщин он будет равен 63, для мужчин - 65 годам. При этом стаж госслужбы должен быть не меньше 20 лет.

Эти будут реализовываться постепенно. На 2017 год для выхода на пенсию женщины должны быть в возрасте 55,5, а мужчины - 60,5 лет. Стаж госслужбы должен быть 15,5 л.

Повышение возраста выхода на заслуженный отдых связано с постоянным увеличением прироста населения и продолжительности жизни граждан. В настоящее время в среднем продолжительность жизни составляет 72 года. Если экономическая ситуация в будущем будет складываться благоприятно, то этот показатель еще больше увеличится.

Тарифы для самозанятых лиц

Согласно изменениям в пенсионном законодательстве , взносы по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) для граждан, работающих "на себя", отчисляются в фиксированном размере. Он определяется ежегодно исходя из величины МРОТ.

С июля 2016 г. минимальный размер заработка составил 7500 р. Соответственно, нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие лица, а также ИП должны отчислить в ПФР 23 400 р. за 2017 г.

Величина прожиточного минимума

Определение этого показателя необходимо для приобретения права на получение социальной доплаты.

Как отмечал Минэкономразвития, предполагается снижение стоимости потребительской корзины. Соответственно, величина прожиточного минимума также уменьшится. Она, в свою очередь, тесно связана с размером пенсионного обеспечения. Социальные доплаты предназначены для приведения суммы пенсии в соответствии с прожиточным минимумом.

В законе о бюджете предусматривалась величина ПМ в сумме 8540 р. Между тем в регионах этот показатель существенно варьируется в зависимости от разных условий, в том числе климатических.

Стоит сказать, что , касающиеся размера прожиточного минимума, распространяются на граждан, которые начали получать пенсию в 2017 г. Для остальных лиц выплата будет прежней (более высокой).

Единовременная выплата

Она была введена в связи с отсутствием достаточного объема бюджетных средств для индексации. Действие некоторых принятых ранее положений было приостановлено. Вместе с тем Правительство решило провести частичную индексацию пенсий - на 4 %. Учитывая уровень инфляции, такая мера оказалось недостаточной. Но и средств в бюджете на пересчет в полном объеме не было.

Для компенсации потерь Правительством было решено осуществить фиксированную выплату в размере 5 тыс. р. Эта сумма полагалась всем лицам, являющимся на 31 декабря 2016 г. пенсионерами.

Реализация этих изменений в законодательстве Пенсионного фонда не сопровождалась какими-либо сложностями. Порядок получения доплаты гражданами был упрощен. Пенсионерам не нужно было обращаться в ПФР с заявлением. Выплаты были произведены по графику с 13 по 28 января. При этом в некоторых случаях выдача компенсации совпала с получением пенсии.

Если доставка пенсии на дом не производилась, пенсионеру направлялось уведомление, по которому выплату можно было получить в территориальном почтовом отделении.

Последние изменения в пенсионном законодательстве по индексации

Изначально было установлено, что социальные и пенсионные выплаты ПФР должны каждый год увеличиваться в связи со снижением покупательской способности, обусловленного повышением уровня инфляции. Порядок индексации устанавливается в зависимости от выплаты:

  • 1.02 - повышаются страховые пенсии на показатель инфляции за прошлый год.
  • 1.04 - увеличиваются социальные пенсии. Индексация зависит от темпов повышения прожиточного минимума за прошлый год.

Индексация в 2016 году была проведена только на 4 % при уровне инфляции за 2015 г. 12,9 %. Однако в конце 2016 г. Правительство пообещало восстановить порядок увеличения выплат. Для реализации обещания в проект бюджета были заложены необходимые средства.

Увеличение пенсии по старости

Трудовая (страховая) часть выплаты повышается посредством индексации стоимости одного пенсионного балла и фиксированной выплаты. На 01.02.2016 показатели были следующими:

  • Пенсионный коэффициент - 74,27 руб.
  • Фиксированная выплата - 4558,93.

По прогнозам Минэкономразвития и Минфина, уровень инфляции должен был составить 5,8 %. В этом случае величина индексации ИПК должна быть 1,058. Но, согласно опубликованным данным Федеральной службы госстатистики, индекс цен на 2016 г. составил 5,4 %.

Учитывая показатели, заявил, что пенсионного балла составит 1,054, размер стоимости ИПК - 78,28 руб., а фиксированной выплаты - 4805,11 руб.

В законе о бюджете ПФР отмечалось, однако, что на 01.04.2017 стоимость балла составит 78,58 руб. Соответственно, необходима вторая индексация пенсий. В совокупности, общее повышение должно составить 5,8 %. С первого апреля в результате страховую пенсию дополнительно увеличили на 0,38 %. Размер фиксированной выплаты остался при этом прежним - 4805,11 руб.

Изменения в военном пенсионном законодательстве

Новости из Госдумы особой надежды на повышение пенсий для граждан, завершивших службу, не внушают. Стоит сказать, что увеличение обеспечения для этих лиц не осуществлялось надлежащим образом довольно давно.

Повышение пенсии происходит за счет увеличения оклада, понижающего коэффициента и индексации страховой части на показатель прошлогодней инфляции. Такой порядок действует для пенсионеров МВД, МЧС, ФСИН и ряда других ведомств.

В 43 статье ФЗ № 4468-1 предусмотрен к ДД (денежному довольствию) в размере 54 %. Он применяется при начислении пенсии и должен каждый код повышаться на несколько процентов до достижения 100 %. Предполагалось, что такая величина будет установлена в 2035 г. В течение последних 2-х лет, таким образом, этот коэффициент был равен:

  • С 1 янв. 2015 г. - 62,12 %.
  • С 1 окт. 2015 г. - 66,78 %.
  • С 1 февраля 2016 г. - 69,45 %.

Однако, по заявлению Антона Силуанова, федеральный бюджет может не выдержать такого повышения, следовательно, вопрос индексации нужно решать аккуратно. Тем не менее в 2017 г. военные пенсии были все же повышены за счет коэффициента, которых достиг 72,23 %.

Новые изменения в пенсионном законодательстве 2017 коснулись многих вопросов, и большинство из нововведений не вызвали положительных эмоций у населения.

О пенсионном возрасте и страховом стаже

В первую очередь внесены изменения в пенсионное законодательство: с 2017 года скорректирован минимальный страховой стаж и возраст выхода на заслуженный отдых для некоторых категорий служащих.

На основании ФЗ-143, вступившего в силу 1 января 2017 г., увеличен возраст выхода на пенсию для госслужащих: женщины – 63, мужчины – 65 (при стаже госслужбы от 20 лет).

С повышением возраста для остальных граждан пока решено повременить, хотя Минфин регулярно настаивает. Последнее предложение – увеличить возраст до 65 для граждан обоих полов с постепенным «шагом» в полгода-год. Но в Кремле ответ пока традиционен – решение не принято. Откладывать обсуждение и принятие непопулярного решения будут как минимум до президентских выборов .

На заметку! Демографы предупреждают, что если затягивать с решением вопроса о повышении возраста выхода на пенсию , то с 2030 г. количество работающих и пенсионеров сравняется, и тогда «придется забыть» не только про накопительные, но и про пособия по старости.

О баллах

Действующий механизм предполагает, что пенсионные отчисления работающих граждан на страховую пенсию пересчитываются в баллы (коэффициенты). При выходе на отдых делают обратный перерасчет: баллы – в рубли.

Если пенсионное законодательство с 1 января 2017 года позволяет получить страховую пенсию с 11,4 баллами, то к 2025 году минимальные накопления должны составлять 30 баллов.

На заметку! Ежегодное увеличение будет составлять 2,4 балла.

Однако в октябре законопроект о заморозке ФЗ-400 прошел первое чтение. Если он будет принят, то до 1 января 2019 г. действующие положения будут приостановлены, а вместо них будут установлены:

    одна индексация пенсии по старости на фиксированный коэффициент – 1,037;

    единая стоимость 1 балла – 81,49 руб.;

    фиксированная выплата – 4 982,9 руб.

Фиксированная доплата дополняет страховую часть пособия по старости и по инвалидности. Но инвалидам 3 группы и потерявшим кормильца эта доплата выплачивается в размере 50% от зафиксированной суммы. Вдвое ее увеличивают пенсионерам после 80 лет , а повышенный коэффициент используют при расчете фиксированной доплаты для пенсионеров с иждивенцами и проработавшим на Крайнем Севере не менее 15 лет.

На заметку! Расходы бюджета на эти цели, в случае утверждения законопроекта, составят почти 183,5 млрд.рублей.

О самозанятых

Расчет отчислений на старость для самозанятых граждан , как и прежде, исходит из минимального размера оплаты труда.

На 2017 г. он составляет 7500 руб., поэтому индивидуальным предпринимателям необходимо перечислить за период-2017 сумму в размере 23,4 тыс.руб. Рассчитывается сумма по следующей формуле: 7500 (МРОТ) х 26% (налоговая ставка) х 12 месяцев.

Если размер МРОТ поднимут, то и платить "ипэшникам" придется больше.

О военных

Военные пенсии худо-бедно растут за счет специального коэффициента, который ежегодно повышается таким образом, чтобы к 2035 г. его размер составил 100%.

Проиндексировать пособия по старости для военных планировали 1 февраля 2018 г., но Владимир Путин поручил сделать это «синхронно» с повышением содержания для военных, то есть с 1 января, при этом деньги на руки люди должны получить в декабре.

Радостная новость коснется не только военных российской армии, но и сотрудников полиции, а также военнослужащих Росгвардии .

О единовременной выплате и индексации

Из-за финансовых трудностей и нехватки бюджета пенсионное законодательство РФ 2017 года было скорректировано: полагающуюся законом индексацию заменили на разовую выплату в размере 5000 рублей. Ее получили все граждане, вышедшие на пенсию на конец 2016 г.

В октябре правительство разместило проект постановления, который предусматривает индексацию пособия по старости и ряда других выплат 1 февраля 2018 г. на 3,2% (размер ожидаемой инфляции). Размер надбавки будет уточнен после того, как Росстат опубликует официальную информацию о потребительской корзине-2017.

На заметку! Ранее руководитель Минтруда Максим Топилин обещал, что страховые пенсии неработающим увеличат на 3,7%, при этом из бюджета на эти цели направят 200 млрд.рублей.

Об отложенном уходе

В 2017 г. собравшиеся уйти на отдых могут увеличить размер пособий по старости, если продолжат работу и не станут обращаться за назначением пособия. Зато когда через 5 лет они воспользуются конституционным правом, то:

    страховая пенсия вырастет на 45%;

    а фиксированная выплата – на 36%.

О работающих пенсионерах

Индексировать пенсии работающим пенсионерам перестали с января 2016 . Но новости в пенсионном законодательстве в 2017 году дают хоть и шаткую, но надежду на изменение ситуации. В октябре в очередной раз внесено предложение возобновить традицию, чтобы не отбивать у работающих желание трудиться.

Впрочем, после отмены индексации пенсий работающим к вопросу возвращались неоднократно, и министр труда и соцзащиты Максим Топилин уверял, что «тема не закрыта». Но на возврат к старой практике потребуются из бюджета более 207 млрд.рублей, и к таким расходам правительство, похоже, не готово.

О заморозке накопительной пенсии

Осенью одобрен Госдумой в первом чтении и проект дальнейшей заморозки накопительной пенсии , который действует вот уже 5 лет. Оставить прежние условия решено до 2020 г.

В законопроекте также указаны средние размеры пенсионных пособий, актуальные на конец 2017 г.:

    по старости – 14872 руб.;

    социальной – 9658 руб.

О слухах

Кому не хочется получать на пенсии чуть больше?! А потому в сети то и дело появляются сообщения об увеличениях пенсионных выплат. Какие же из них оказались всего лишь «уткой»?

Пенсионный фонд и Минтруда опровергли следующую информацию, которая появлялась в новостях пенсионного законодательства в 2017 году:

    пособие будет повышено тем, кто долго прожил в браке;

    его увеличат пенсионерам, имеющим детей с высшим образованием;

    одному супругу-пенсионеру разово доплатят за другого, если последний получает меньше;

    минимальный страховой стаж будет изменен.

Какие новости в пенсионном законодательстве в 2017 году успеют появиться до конца декабря, узнаем совсем скоро.

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

  • от периода непрерывного стажа работы, в течение которого в ПФР отчислялись страховые взносы;
  • от индексации;
  • от дополнительных обстоятельств, позволяющих сделать перерасчет общего размера выплаты (повышающим коэффициентом служили, например, награды и звания).

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

  • из длительности общего страхового стажа;
  • на основе пенсионных баллов.

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

Развитие экономического кризиса вынуждает чиновников сокращать расходы. Оптимизации подлежат практически все статьи расходов, в том числе направленные на пенсионное обеспечение. Последние новости свидетельствуют о масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году, которые обсуждаются в правительстве.

Кризисная пенсия

Падение нефтяных котировок привело к снижению доходов от экспорта «черного золота». В результате проявились структурные проблемы отечественной экономики. Когда стоимость барреля удерживалась выше 100 долларов, с выполнением социальных обязательств не возникало трудностей. В нынешних условиях проблемы пенсионной системы выходят на первый план. Без кардинальных реформ сбалансировать бюджет Пенсионного фонда будет крайне проблематично.

Экономия на пенсионном обеспечении началась еще в прошлом году, когда правительство отказалось идти на полноценную индексацию страховых пенсий. В результате в феврале текущего года выплаты были повышены на 4%. При этом инфляция по итогам 2015 года достигла отметки 12%. В правительстве допускают повторную индексацию пенсий в 2016 году, при условии улучшению экономической ситуации.

Кроме того, индексация не коснулась работающих пенсионеров. Еще на год продлена заморозка пенсий, что вызывает обоснованную критику со стороны экспертов.

С 1 января 2017 года стартует повышение пенсионного возраста для госслужащих – выход на пенсию для мужчин и женщин возможен соответственно с 65 и 63 лет. Данная мера затронет свыше 70 тыс. граждан.

Неизбежность реформ

Реформирование действующей пенсионной системы необходимо осуществить до конца года, считает экс-глава Минфина Алексей Кудрин. Власти должны определиться с ключевыми параметрами и пересмотреть принципы социального обеспечения.

Действующие принципы пенсионного обеспечения не соответствуют экономическим реалиям, что вынуждает чиновников каждый год вносить очередные изменения. Подобная практика увеличивает уровень неопределенности, что оказывает негативное воздействие на российскую экономику.

Ежегодная заморозка добровольных накоплений может подорвать доверие к данному инструменту. Общий объем накопленных средств достигает 3,7 трлн руб. Данные ресурсы инвестируются в развитие экономики, однако неопределенность с дальнейшей судьбой накоплений приведет к последующему оттоку средств.

Кроме того, в нынешних условиях правительство не сможет обеспечить стабильное повышение пенсий. Количество пенсионеров на одного рабочего продолжает увеличиваться, что в среднесрочной перспективе угрожает устойчивости выбранной модели пенсионного обеспечения.

Профильные министерства продолжают обсуждать возможные варианты изменений существующих механизмов выплаты пенсий.

Инициативы Минфина и Минтруда

Проект реформы, предложенный профильными министерствами, отразится сразу на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Чиновники предлагают пересмотреть основные подходы: действующие тарифы, правила индексации, добровольные взносы и компенсации из бюджета.

Минфин рассчитывает повысить эффективность администрирования страховых взносов. Для этой цели сбором платежей будут заниматься представители Федеральной налоговой службы. Кроме того, чиновники планируют перейти на единый страховой тариф, по которому будет облагаться вся заработная плата.

В нынешних условиях, когда девальвация ускорила рост цен, ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции является проблематичной. Чиновники продолжают обсуждение возможных вариантов изменения принципов индексации, однако окончательное решение еще не принято.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость проведения полной индексации пенсий в 2017 году. При этом многое будет зависеть от темпов восстановления российской экономики. Ранее подобную идею озвучивали представители Минэкономразвития.

Изменения с 2017 года приведут к отмене пенсий для работающих пенсионеров. Также в Минфине предлагают пересмотреть принципы оформления досрочных пенсий. В частности учителя и медики лишатся права выходить на пенсию раньше установленного срока.

Минтруда выступает с инициативой изменения страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы (в 2016 году 796 тыс. руб.) и 10% от суммы превышения. Разрабатывается два варианта повышения тарифов:

  1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тариф от суммы превышения до 8,75%. В таком случае поступления в Пенсионный фонд увеличатся на 56,4 млрд руб. в следующем году и более чем на 125 млрд в 2018 году.
  2. Сохранить базовый тариф на уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). В результате поступления в 2017-2018 гг. увеличатся соответственно на 53 и 107 млрд руб.

Тариф для работников, занятых на опасном производстве, планируют повысить с 8 до 15%. Для сотрудников, работающих на вредном производстве, данный показатель будет увеличен с 2-7% до 5-11%.

Повышение страховых тарифов осложнит и без того трудное положение представителей бизнеса, считают в Минэкономразвития. Кроме того, данная инициатива ухудшит инвестиционную привлекательность российской экономики.

В свою очередь представители Минтруда предлагают повысить минимальный стаж для получения страховой пенсии до 30 лет. Данное нововведение позволит сэкономить до 60 млрд руб. бюджетных средств в течение трех лет.

Отдельным вопросом, на котором настаивают представители экономического блока, является тема повышения пенсионного возраста. В частности необходимость данной меры подчеркивает глава МЭР Алексей Улюкаев. Однако представители Минтруда считают подобную инициативу преждевременной и не соответствующей принципам социальной справедливости.

Данные предложения будут обсуждаться на правительственном уровне, после чего будет сформирован итоговый список изменений механизмов выплаты пенсий в России, вступающих в действие в 2017 году. С учетом непопулярности некоторых мер, окончательное решение будет принято после выборов в Госдуму, считают эксперты.