Математическое развлечение для детей старшей группы. Математическое развлечение в старшей группе тема: «загадочное путешествие. Включение нового знания в систему знаний

Цель :

· Закрепление знаний, умений и навыков у детей, полученных на занятиях по ФЭМП;

· Совершенствование умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

· Активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях по ФЭМП.

Задачи:

· Развивать познавательную активность детей;

· Способствовать развитию находчивости, сообразительности, взаимопомощи. Воспитывать у детей целеустремленность, настойчивость, желание думать, искать пути решения.

· Воспитывать интерес к математике.

Методы и приемы : игровой, рассказывание, показ, объяснение, помощь, поощрение.

Материал и оборудование: золотые ключики, ларец, карточки с цифрами, мяч, карточки с нарисованными предметами, геометрические фигуры, красивый цветок, монеты.

Действующие лица : команда «Веселые», команда «Находчивые», ведущий, Старец, жюри.

Работа с родителями : участие родителей в КВН в качестве героев, в качестве жюри.

Развивающая среда: Занимательные задачи, карточки с цифрами, магнитофонные записи, геометрические фигуры, призы.

Предварительная работа : выбор участников команд, подбор названия и девиз, изготовление эмблемы, повторение: загадок математического содержания, геометрических фигур, решение примеров, упражнение с ребусами, логических задач.

Правила игры: развлечение проводится в зале, оформленном в соответствии с темой. Дети предварительно поделены на две команды по 6 человек в каждой. Выбраны капитаны, подобрано название команд и девиз. Командам будут предложены задания разной сложности. Жюри будет оценивать выполнение заданий. Выполнять задания нужно только по сигналу ведущего. За каждый правильно выполненное задание, команда получает «Золотой ключик». В конце игры жюри подводит итог, объявляет победителя. Награждение команд.

Ход: В зал под музыку входят дети, которые разделены на команды и садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня вы все собрались на праздник смелости, находчивости и сообразительности - КВН. Что такое КВН? (ответы детей ).

Воспитатель: Мы сегодня отправляемся в «Крепость знаний» двумя командами.

Я представляю вам команды. Первая команда «Веселые», вторая команда » Находчивые«. Давайте все дружно поприветствуем Веселых и Находчивых! (представляет капитанов команд).

Воспитатель: У каждой команды есть своя группа поддержки - это родители. Если у команды возникнут затруднения с ответом, выполняя задания, то группа поддержки может помочь заработать очки своей команде. Соревнования будет оценивать справедливое жюри (представляе т жюри).

В зал под музыку входит старец .

Старец: Здравствуйте, ребята. Я рад приветствовать вас в крепости знаний. Задания будут трудные, но интересные. За каждый правильный ответ вы получите Золотой ключик. В конце игры вас ожидает приз - он находится в этом ларце. Открыть его вы сможете двумя большими ключами. Но эти ключи вы можете обменять только на шесть маленьких ключиков. Сейчас я хочу проверить, как вы умеете отгадывать загадки.

Первое задание: загадывание загадок.

Загадки команде «Веселые»:

1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

(книга)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает.

(ветер)

Загадки команде «Находчивые»:

1. Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит.

(речка)

2. Без рук, без ног, а мосты через речку строит один.

(мороз )

Старец: Молодцы! За правильно отгаданные загадки я награждаю вас первыми золотыми ключиками. (отдает ключики капитанам команды )

Удачи вам! Не забывайте пословицу: «Один за всех, все за одного». Повторите эту пословицу за мной. Буду ждать вас с ключами.

Уходит, садится в кресло. Рядом с ним на столе ларец .

Воспитател ь: Ну что, отправляемся дальше.

Второе задание: Игра «Живые числа »

(В этой игре участвуют по 10 человек. Каждый участник берет одну карточку с цифрой, на которых написаны цифры от 1 до 10. Пока музыка играет, игроки гуляют по залу. По сигналу (музыка закончилась), обе команды должны построится в последовательности от1 до 10. Какая команда построилась быстрее, та команда получает золотой ключик ).

Третье задание: Игра «Лови, бросай, дни недели называй »

(Обе команды стоят в кругу, воспитатель в середине круга с мячом. Задает вопрос, кидает мяч ребенку, ребенок отвечает и кидает обратно. Если кто-то из детей затрудняется ответит, то в этом случае помогают все.

  1. Назовите первый день недели?
  2. второй день недели?
  3. Пятый день недели?
  4. Средний день недели?
  5. Назовите выходные дни?
  6. Назовите четвертый день недели?
  7. Первый выходной день?
  8. Какой день после воскресенья?
  9. Какой день недели будет завтра? И т. д.

За этот конкурс обе команды получают по ключику)

Разминка «Зеркало»

(По несколько детей из каждой команды становятся друг против друга. Одна часть детей выполняет движения, а другая часть детей повторяют движения, как отражения в зеркале).

Четвертое задание: Игра » Выбери карточку с количеством предметов «.

(На полу карточки с разным количеством предметов от1 до 10. Воспитатель вызывает любого из детей из любой команды задает вопрос.

  1. Найди карточку с самым большим количеством предметов?
  2. С самым меньшим количеством?
  3. Где три предмета? И т. д.

За этот конкурс обе команды зарабатывают золотые ключики).

Пятое задание: Игра «Назовите геометрические фигуры »

(Воспитатель показывает геометрические фигуры и спрашивает детей из команды по очереди. В этом конкурсе обе команды выигрывают и зарабатывают ключики).

Игра «Красивые слова»

(дети в кругу передают красивый цветок со словами » Ты,(имя ребенка), такая умница,………«, Алина передает цветок дальше тоже с добрыми словами о друге рядом).

Шестое задание: Игра «Назови соседей цифры»

(Воспитатель показывает цифры от 1 до 10, а дети должны назвать предыдущую и последующую цифру. Выигрывает та команда, которая справилась лучше ).

Седьмое задание: Игра «много-мало». Конкурс капитанов .

(Воспитатель говорит слова в единственном числе, а капитаны по очереди во множественном числе. Ключики зарабатывают обе команды).

Воспитатель после седьмого задания с детьми подсчитывает количество ключиков у каждой команды. Если не хватает ключиков команде, то группа поддержки - родители помогают заработать еще ключики.

  1. Какие бывают углы?
  2. Что есть у треугольника?
  3. Какие линии вы знаете?

Капитаны команд меняют шесть заработанных золотых ключиков на один большой Золотой ключ и воспитатель предлагает отправиться к Старцу.

Старец: Вы играли замечательно, поэтому сумели одолеть крепость Знаний. А теперь мы откроем ларец этими ключами и вы увидите приз.

(В ларце золотые монеты. Старец раздает монеты детям).

Молодцы! Вы победили потому, что были в игре дружными, веселыми, находчивыми и не бросали друзей в беде. Выиграли приз. Но не забывайте пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Я и на следующий год вас буду ждать в Крепости Знаний, только с более трудными и интересными заданиями, так как вы перейдете в подготовительную группу детского сада. До скорой встречи.

« Девочка Маша в гостях у ребят»

Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством используя их математические знания, доставить удовольствие от полученных знаний на занятии. Формировать дружеские взаимоотношения и коллективизм.

Задачи:

Образовательные:


  • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

  • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объединять их в группы по общему признаку.

  • Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

  • Повторить прямой и обратный счет.

  • Формировать навык полных ответов на вопросы.

  • Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, трапеция, овал, цилиндр)
Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

  • Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

  • Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.

Развивающая среда:

Посылка; конверт с текстом письма от Маши; мольберт; шапочки на каждого ребенка с днями неделями; картинки (утро, день, вечер, ночь); геометрические фигуры формата А4;образец построения дорожки; ленты разной длины; следы с цифрами; дерево с конвертами; коробка с угощениями; аудио записи фоновой музыки; магнитофон.
Ход занятия

Зал украшен. Дети заходят в зал под музыку. В зале стоит гость, почтальон Печкин и держит в руках посылку.

Печкин: Здравствуйте ребята, вы из детского сада? (ответ детей) Ну значит я не чего не напутал, правильно ваш адрес прочитал. А я не просто так к вам пришел, я вам принес посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нет, вы еще маленькие.

Воспитатель : Печкин а мне посылку вы дадите?

Печкин : А паспорт у вас есть?

Воспитатель : Конечно есть (показывает паспорт)

Печкин : Ну, тогда вам надо в квитанции расписаться (воспитатель расписывается, Печкин отдает посылку и уходит)

Воспитатель: Ребята давайте мы посылочку с вами быстренько откроем!

Воспитатель с детьми открывают посылку , а там письмо:
Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Маша.

На будущий год я иду в первый класс, и я хотела бы проверить свои знания.

Мне нужна ваша помощь, и я еду к вам в детский сад.

Игра “Соберём цветок”

Цель: доставить детям удовольствие.

Задачи:

Образовательные: Формировать нравственные чувства и качества личности;

Воспитательные: Побуждать детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни; Закреплять умение последовательно высказывать свои мысли.

Развивающие: Упражнять в связной речи, обогащать словарный запас детей;

Игровое правило:

Играть могут 6-8 человек

Найти цвета

Игровые действия: собрать лепестки в определенном порядке

Материал: цветик-семицветик, сделанный из бумаги (лепестки, серединка), фишки красного и желтого цвета

Воспитатель: Полюбуйтесь, как повеселел наш ковер, на нем столько много разноцветных лепестков. А скажите пожалуйста, что можно сделать из этих лепестков?

Дети: цветочек.

Воспитатель: правильно цветочек?

Воспитатель: Дети, давайте соберем цветы, каждый должен собрать свой цветок одного цвета. (дети собирают цветы) . Смотрите, а у меня осталась только одна серединка! Что нужно сделать, если лепестков больше нет , а серединка одна осталась? (Ответы детей). (Дети предлагают отдать по одному лепестку от своего цветка, для того чтобы получился ещё один цветок). Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать цветок!

Воспитатель: Спасибо, вам, ребята! Посмотрите, какой необыкновенный цветок у нас получился. Это же настоящий цветик-семицветик! А ведь цветик-семицветик цветок необыкновенный, волшебный. Почему? (Ответы детей).(Он исполняет любое желание)

Хотите с ним поиграть?

Проводится игра

Игра “Цветик-семицветик”

Воспитатель : Каждый из вас, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток “облетит весь свет”. Для этого вы должны сказать волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!
Воспитатель: А сейчас закройте глаза и подумайте, какое желание у вас самое заветное! (дети по очереди отрывают лепестки и говорят своё желание). Каждому ребёнку цветик-семицветик дарит фишку красную или жёлтую.

Воспитатель: Все ваши желания были хорошими, но все они были разными. Поэтому цветик-семицветик подарил вам разные фишки по цвету (вспомнить желания некоторых детей).

Как вы думаете, почему цветик-семицветик подарил ребятам разные фишки (ответы детей).

Жёлтая фишка – если ваше желание делает добро только вам, а красные фишки получили те ребята, чьё желание приносит пользу и добро кому-то ещё (друзьям, родным).

Ведь недаром есть народная мудрость “Жизнь дана на добрые дела”!

Воспитатель: Ребята, а я загадала желание, чтобы наша гостья Маша приехала к нам поскорее.

Стук в дверь заходит Маша

Маша: Здравствуйте ребята!

Маша: Как я вам уже писала, что скоро иду в школу. И знаю что вы идете в подготовительную группу, давайте проверим готовы ли вы пойти в подготовительную группу?

Воспитатель: давайте проверим, ребята вы готовы (ответы детей)

Проводится игра

«Неделькины друзья»

Задача: Учить детей запоминать последовательность дней недели.

Материал: шапочки на каждого ребенка с названием дни недели

Игровое правило:

1. играть могут только 7 человек.

2. Проанализировать

Дети стоят по кругу, у семерых детей на головах шапочки с цифрами. Воспитатель читает стихотворение, а дети по порядку выходят в середину круга.
Первый мальчик к нам пришёл-это понедельник.

Вот второй спешит дружок-это вторник -малышок.

К середине подошли-третий день недели. Вот бежит сюда среда . Молодец успела.

А четвёртый день недели четвергом зовётся. Выходи скорей сюда за руки возьмёмся.

Вот и пятый день недели, он придёт к нам непременно. Пятница -красавица мы тебя встречаем, руки поднимаем.

День шестой уже пришёл бабушка-суббота . Будут пышки, пироги на обед сегодня.

День седьмой скорей прийди мы хотим в кино идти. Воскресенье выходи.

Вот неделя вся пришла, дружная компания. Мы сейчас всё повторим без напоминания.
(Дети перечисляют все дни недели. Игра повторяется, шапочки одеваю другим детям.

Маша : Ой, какие вы все молодцы ребята, знаете все дни недели.

Ну что, немножко вы размялись, а теперь задание будет немного посложнее.

(Маша читает пословицу)

Маша: «День да ночь - сутки прочь».

О чем это я?

Дети: О времени суток

Проводится игра

Игра «Части суток»

Задача : уточнение представлений о частях суток , закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка загадок-стихотворений.
Игровое правило:

1.Играть могут 4 человека

2.Проанализировать.

Ход

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает загадки-стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении загадки-стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Загадки про время суток

Маша: Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи -

Наступает темный... (вечер)

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)
Маша: Ну молодцы и про время суток вы все знаете, с вами и не проспишь на урок.

Проводится игра

Игра «Геометрические фигуры»

Задача: развивать геометрическую зоркость при составлении дорожки из разных геометрических форм.

Материал: Геометрические фигуры формата А4,образец построения дорожки.

Игровое правило:

1.Играть могут от 1-10 человек.

2.Рассмотреть, запомнить, разложить.

Игровое действие: Подобрать нужные геометрические фигуры.

Воспитатель предлагает рассмотреть образцы дорожки, затем отобрать фигуры и на память восстановить образец дорожки.

Воспитатель:

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял мужик дуду.
Шарик, шарик, не нашел,
Взял заплакал и пошел.
- Пошел он дети по дорожке. А дорожка не простая, из геометрических фигур.

Воспитатель выносит образцы расположения элементов на дорожке (приложение 1)

Вот для вас образец дорожки на мольберте. Рассмотрите его.

Какая первая фигура?

Как она называется?

Запомнили образец?

Я его уберу, а вы на память должны воспроизвести дорожку.

Сложили дорожку, прошли по ней и нашли дудочку.

Воспитатель:

Эта дудочка-дуда
Развеселая была,
Развеселая была
Веселила меня
В хоровод завела
Ай люли, люли
В хоровод завела.
Девочкам раздаются ленточки разной длины. Под музыку заводят хоровод.

Воспитатель: Далеко ли собрались?

Девочка: Собрались на ярмарку. На посиделки, да ленточки потеряли.

Проводится игра

Ира «Найди ленточку»

Задача: Упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине, используя образец.

Материал: Ленты разной длины.

Игровое правило:

1.Играть могут от 1-5 чел.

2.Приложить ленточки.

Игровое действие: Найти свою ленточку.

Воспитатель раздает ленточки, девочки заводят хоровод, дается задание найти ленточку такой же длины , что у вас в руке, путем приложения одной на другую.

Воспитатель: Вот ваши ленточки.

Найдите ленточку такой же длины как у вас.

Как вы нашли свою ленточку? (Приложили одну, ленточку на другую ).

Воспитатель: Ленточки нашли, дудочку нашли. Давайте в дудочку заиграем. Вдруг она волшебная.

Давайте поиграем на дудочке.

Воспитатель: Маша, а мы знаем физминутку про тебя! Вот послушай.

Проводится физминутка
«Маша-растеряша»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет, (руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!

Маша обидчиво: -И вовсе я не растеряша.

Воспитатель обращается к Маше: Да ты не обижайся, ребята просто хотели тебя немножко развеселить, а то ты такая серьезная.

Маша обрадовалась и заулыбалась

Маша: Хорошо, а сейчас я вам дам задание еще посложнее, давайте сядем за стол.

Воспитатель: Дети, смотрите, у нас на ковре появились какие-то странные следы интересно, чьи они?

Ответы детей: (зайца, медведя, птицы, человека)

Воспитатель: Посмотрите, что на них изображено?

Ответы детей: цифры

Воспитатель: А какие цифры вы видите на этих следах?

Ответы детей: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Воспитатель: давайте, разложим их по порядку. (дети выкладывают цифры по порядку).

Воспитатель: Посмотрите дети на цифры, правильно мы их выложили, давайте проверим.

(дети считают от одного до десяти)

Воспитатель: Посмотрите, какая получилась у нас дорожка, пойдемте по этим следам.

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы с вами дошли до дерева, оно необычное вместо листочков у него конверты. Давайте посмотрим что там?

Маша: вот , давайте я их вам прочту, а вы их отгадаете.
Маша раскрывает конверты и читает загадки.
Проживают в умной книжке Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете.
Цифры

С хитрым носиком сестрица Счёт откроет...
Единица

Лебедь плавает в тетрадке, Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка, Цифру эту получай-ка.
Двойка

Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавай-ка.

Единицу сложишь с двойкой, И получишь цифру...
Тройка

Кто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире Стал он цифрою...
Четыре

Если 2 перевернуть И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять, То получим цифру...
Пять

Если навесной замок Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь Не замок, а цифру...
Шесть

На косу она похожа, Но косить траву не может -

Не наточена совсем И не косит цифра...
Семь

Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва, Где в ней ноги, голова.
Восьмерка

Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась!
Девять

Нолик, стань за единицей, За своей родной сестрицей.

Только так, когда вы вместе, Называть вас будут...
Десять

Он похож на колобок, Он пузат и круглобок.

На него похожа Кошка, Если сложится в клубок.
Ноль


Маша: Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь поиграем в молчанку.

Проводится игра

Молчанка

Все играющие произносят:

Первенчики, первенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

При последнем слове все замолкают и становятся серьезными. Ведущий старается рассмешить играющих нелепыми движениями, шуточными потешками и песенками. Тот, кто засмеется или что – нибудь скажет, тот проиграл.

В этой игре можно использовать и такую припевку:

Мы сидели на балконе,

Чай пили, блюдца били,

По -турецки говорили.

Мы набрали в рот воды

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Оп!
Маша: Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности, и теперь я точно уверена в том , что я готова идти в первый класс.
Ребятки, а у меня в коробке для вас есть подарки. Вот они какие. (Машенька угощает детей пирожками и благодарит детей за помощь.) Дети благодарят Машу и она уходит.

Воспитатель : Ребята, наше занятие подходит к концу. Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Цветик-семицветик», играли в Молчанку. Давайте мы с вами еще раз вспомним какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.

Самоанализ

Цель . Познакомить детей с русским народным творчеством используя их математические знания, доставить удовольствие от проведения занятий.
В начале занятия был сюрпризный момент, нас в зале встретил почтальон Печкин и принес посылку, в посылке было письмо от девочки Маши, она просила помощи у ребят.
Далее на занятие к нам приходит гостья Маша. Она очень веселая и умная. Она хочет, чтобы мы помогли ей подготовиться к школе, дети вспомнили, дни недели, части суток. Поиграли в игру «Цветик-семицветик», тем самым мы вспомнили все цвета которые знали. Дети повторили счет от 1 до 10. Провели задание в фольклорной форме о геометрических фигурах, играли в игру «Найди ленточку», измеряя и сравнивая длину каждой ленточке путем прикладывания. Дети очень охотно отгадывали загадки-стихотворения.

На занятии дети чувствовали себя комфортно, передвигаясь на залу свободно, отвечая на вопросы не затрудняясь , настроение у детей было хорошее. Все дети справились с заданием.
Чтобы дети не устали провела физкультминутку, игру Молчанка.

Считаю поставленные цели достигнуты.

Цель: Развивать у детей математические способности и познавательные интересы.

1.Развивать у детей логическое мышление, воображение, фантазию, поисковую активность, умение проявлять свою индивидуальность при выкладывании различных рисунков, стремление к новизне.

2.Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

3.Закрепить у детей знание основных цветов и их оттенков.

4.Закрепить навыки порядкового счета в пределах 5.

5.Закрепить с детьми понятие «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

6.Закрепить у детей умение ориентироваться в пространстве.

7.Воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, умение преодолевать трудности для достижения цели.

Индивидуальная работа: по мере необходимости.

Материал и оборудование: · посылка, диск с записью голоса Карабаса Барабаса, · шаблоны бабочек из картона, · ткань синего и зеленого цветов, · макеты бревен из картона, · макеты цветов (лепестки в форме геометрических фигур), · макеты 3-х домиков из картона, · костюмы для персонажей: Буратино, кота Базилио, лисы Алисы, · телефон, · макет золотого ключика. Предварительная работа: · игры в дидактические игры «Сколько», «Соберем фигуру», «Укрась посуду», «Добавь слово». · Чтение и инсценировка р.н.с. «Рукавичка», «Гуси лебеди»; чтение сказки А.Толстого «Буратино»; рассматривание иллюстраций.

Ход занятий : Дети входят в зал, раздается стук в двери. Воспитатель находит за дверью посылку. -

Ребята, смотрите, что нам принесли: Как вы думаете, что это (ответы детей).

На посылке написано, что она адресована детям группы №11,а вот от кого эта посылка неизвестно. -Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит. (в посылке находят диск). -Ребята, как вы думаете, что же нам нужно сделать с диском? (ответы детей).

Я согласна, давайте поставим в магнитофон и послушаем. Слышится грубый голос: «Ха-ха-ха!» Что испугались? Надеюсь вы меня узнали! Нет? Я –Карабас Барабас! У меня для вас есть новость. Я похитил и спрятал в надежном месте Буратино. Ах, бедненький Буратино! Он больше никогда не увидит своих друзей! Впрочем, если захотите, вы можете его освободить! Позвоните мне по телефону 1-2-3-3-2-1.(воспитатель набирает номер). «Я так и знал, что вы захотите помочь Буратино». Мои помощники: кот Базилио и лиса Алиса дадут вам все указания. Ну все! Пока).

И где же эти помощники Карабаса Барабаса? (Звучит музыка из мультфильма «Приключение Буратино». Появляются кот Базилио и лиса Алиса) Кот Базилио: Ну, что заждались нас? А вот и мы. Лиса Алиса: Вы действительно хотите помочь Буратино? (ответы детей). А вы справитесь? Вам не страшно? (ответы детей). Кот Базилио: Ну решили, так слушайте первое задание. Лиса Алиса: «Вы должны добраться вон до той полянки (показывают). Мы там уже побывали (смеются). Кот Базилио: Но чтобы до неё дойти вы должны перебраться вот через этот ручеек и реку.

Ребята прежде всего давайте подумаем, чем отличается ручеек от реки. -

Ручеёк какой? (узкий, мелкий) - А река какая? (широкая, глубокая) -Ребята, как вы думаете, как можно перейти через ручеек (перейти, перепрыгнуть).

А через реку можно перешагнуть или перепрыгнуть? (ответы детей)

Ребята, давайте подумаем, как можно переправиться на другой берег реки (ответы детей).

А ещё я заметила, что бабочки испуганы. Ребята, мне кажется, я догадалась, что случилось с бабочками , Кот и Лиса украли их наряд (воспитатель предлагает помочь бабочкам).

Ребята, я предлагаю придумать для бабочек новый наряд (звучит музыка Шумона «Бабочки», дети украшают крылья бабочек).

Какой формы крылья у бабочек?

Какого цвета крылья у твоей бабочки?

Какие геометрические фигуры вы использовали при украшении крыльев? (слышатся голоса бабочек «Спасибо, мы стали ещё краше»).

Появляются Кот Базилио и Лиса Алиса.

Кот Базилио: что неужели справились?

Лиса Алиса: Ну следующее задание вы точно не выполните?

Кот Базилио: Вам нужно найти ещё одну полянку. Лиса Алиса: Но найти её нелегко. Слушайте внимательно. Вам нужно сделать пять больших шагов вперед, повернуть налево и сделать ещё три (4) маленьких шагов вперед.

Дети находят полянку, на ней находятся макеты цветов без лепестков, лепестки разбросаны по поляне.

Кот Базилио и Лиса Алиса: - Да! (смеются).

Зачем вы испортили все цветы? Кот Базилио и Лиса Алиса:

Какими цветы были до этого, мы не знаем, поэтому я предлагаю вам пофантазировать и придумать свои цветы (звучит музыка Чайковского П.И. «Вальс цветов», дети собирают цветы). -Какие необыкновенны цветы у вас получились!

Как ты назвал(а) свой цветок? -На что похожи лепестки у твоего цветка?

Какой формы лепестки в твоем цветке?

А сколько цветов на нашей поляне?

Молодцы! И с этим заданием вы справились! У вас получилось очень красивая поляна! Вы очень много сегодня трудились и наверное, устали и я предлагаю вам отдохнуть. Представьте себе, что вы красивые бабочки, которые прилетели полюбоваться необыкновенными цветами.

Физминутка: · Бабочки летали, над цветком порхали (медленный бег на носочках, руками делают взмах вверх-вниз). · Сели посидели и нектар поели (присесть, покачать головой вниз -вверх). · Два своих больших крыла опустили и подняли (встать, опустить и поднять выпрямленные руки). · Полетели дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмах вверх – вниз).

Кот Базилио: Смотрите на них, радуются! Рано радуетесь!

Лиса Алиса дала вам легкое

задание. Вот попробуйте, выполните моё задание. Не сумеете выполнить, тогда никогда не увидите Буратино (смеется).

Смотрите, здесь три домика. В одном из этих домиков я спрятал Буратино. Вы должны показать мне этот домик и сказать, почему вы думаете, что именно в этом домике спрятан Буратино. Из-за домика выходит Буратино, благодарит детей за помощь и предлагает потанцевать под музыку. -Ребята, посмотрите на кота Базилио и лису Алису, что-то они совсем грустные стали. Что с вами случилось? Кот Базилио: Мы больше не хотим быть злыми.

Нам хочется быть такими же смелыми.

Лиса Алиса: Добрыми. Кот Базилио: Дружными, как ребята.

Лиса Алиса: И мы хотим у Буратино и ребят попросить прощение (просят прощение «Простите нас, пожалуйста»). Лиса Алиса: А что бы порадовать вас мы дарим вам золотой ключик. Кот Базилио: Он не только золотой, но и волшебный (отдают ключ). -Ой, ребята, какой ключик тяжелый и что- то в нем шуршит. Как вы думаете, что бы это могло быть? Лиса Алиса: А вы откройте его и посмотрите (в ключике угощенье). -Ребята, давайте пригласим лису Алису и кота Базилио к нам в группу. Пусть они поучатся ещё и играть дружно.

Автор: Царева Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования.
Место работы: МБОУ ДОД ДДТ «Планета»

Описание: Конспект занятий по математике для детей дошкольного возраста, предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Цель :
Закрепление знаний о счёте, проверка умений самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.
Задачи:
Закреплять понятие о порядковом счёте в пределах 10.
Формировать знания о количественном составе числа из единиц в пределах 10.
Определять независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения.
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. .
Формировать коммуникативные навыки
Развивать память и абстрактные формы мышления.
Формировать внимание, самостоятельность, активность.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Применять приобретённые на занятиях знания в быту при выполнении соответствующих операций.
Форма организации деятельности: групповая
Методы: беседа, игра, инсценированное представление, загадки.
Оборудование и инструменты : доска, ТВ-панель.
Материально-техническое оснащение: демонстрационный материал: игрушки, кубики, плоскостные фигуры ёлочек, гусей; раздаточный материал: конверты с цифровыми карточками, билеты с номерами рядов и мест, фишки; интерактивная презентация слайдов с изображением хода занятия.

Ход образовательной деятельности

1.Организационный момент .
Создание эмоционально-психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания:
Приветствие друг друга и гостей в стихотворной форме: «Здравствуй, небо! Здравствуй, солнце!
Здравствуй, Земля! Здравствуй, наша
большая семья!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!»

Игровое упражнение «Настроение»: «Улыбнись товарищу,
Улыбнись весне,
Улыбнись прохожему,
Улыбнись мечте,
Солнышку лучистому,
Утру золотистому,
Улыбнись зиме."

2.Подготовительный этап.
Актуализация пройденного материала. Объявление темы деятельности: ««Экскурсия в цирк»
Перед началом игры дети и педагог строят цирк-арену: ставят полукругом в два ряда стульчики, ширму.
Беседа с детьми:
- Ребята, вы можете догадаться по оформлению группы, куда мы сегодня отправимся?
-Вы были когда-нибудь в цирке?
-Кто из артистов или дрессированных зверей вам запомнился особенно?
-Понравилось ли вам представление?
3. Основной этап.
Закрепление знаний о счёте, умение самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.
Слово педагога: Дети, у нас сегодня открылся цирк
-Вы хотите пойти в цирк?
Перед входом в цирк у нас располагается касса, в которой кассиром работает Анна. Давайте купим билеты. (Дети покупают билеты, на которых красным карандашом написан номер ряда, а синим номер места). Все зрители проходят в красиво оформленную групповую комнату-это цирк. Оживлённо разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители определяют по билету своё место в зале.
Задание 1-Порядковый счёт.
Педагог, выполняя роль контролёра, проходит между рядами и выясняет, правильно ли дети нашли свои места.
-На котором месте ты сидишь, Алёша? Как ты считал?
-Почему ты думаешь, что сел на шестое место?
Тем, кто правильно нашёл ряд и место, вручает фишки. Появляется Петрушка (кукла в руках педагога).
Слово педагога (голосом Петрушки):
«Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие!
Не один я к вам пришёл, а гостей с собой привёл.
Не простых гостей - дрессированных зверей.
Кого я не скажу, а загадку расскажу:
«В будке спит, дом сторожит,
Кто к хозяину идёт, она знать даёт».
-Кто это?
Педагог: « Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда собачке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Появляется Жучка, зовёт детей поиграть.
Физкультминутка. Игра «Вот сидит лохматый пёс»
Задание 2-Количественный счёт до 10.
Жучка решает задачи, дети её проверяют.
- Жучка, сосчитай, сколько здесь кубиков? (Стоят 7
кубиков, Жучка лает 6 раз).
-Правильно? Нет. Дети исправляют Жучку.
-Покажите Жучке, сколько здесь кубиков?(с цифрой 7).
-А сколько Жучка насчитала кубиков?
Слово педагога (голосом Петрушки): « Молодцы! Хорошо умеете считать! (раздаёт всем фишки)»
Задание 3- Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10.
Слово педагога (голосом Петрушки): « Сейчас я буду изучать числа, а вы вместе с Жучкой определите,
-Какое число больше: 7 или 6? Покажите
карточку.
-Какое число меньше 7 или 6? Покажите карточку. (Дети показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем, где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот).
Жучка, все дети показали правильно, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе дам другое задание.
Петрушка расставляет 4 ёлочки, Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши. Дети, скажите Жучке:
-Какое число больше числа 4 на 1?(Дети
показывают соответствующую карточку)
-Какое число меньше числа 4 на 1?
(Показывают карточки).
Умницы! (Раздаёт всем фишки).
Задание 4- определение независимости числа предметов от их величины.
Педагог расставляет на ступеньках лесенки 7 больших гусей и 8 маленьких гусят, а за ними лиса.
Педагог (голосом Петрушки): «Спрятались гуси с гусятами от лисы.
-А кого больше, гусей или гусят? (Дети
отвечают, что гусят, а Жучка - гусей).
-Кто же прав, дети или Жучка? Как
узнать?
Считают все хором и показывают карточку. Правильно сосчитали гусей.
-А сколько гусят? (Считают).
-Кого больше (меньше): 7 больших гусей
или 8 маленьких гусят?
-Какое число больше (меньше) 7 или8?
Дети показывают карточки, Петрушка-фишки

Физкультминутка. Подвижная игра « Лиса и гуси»
Задание 5-состав числа из единиц в пределах 10.
Слово педагога: « К нам едут артисты, чтобы показать сказку «Репка»
Дети, переодетые в костюмы персонажей сказки, появляются перед зрителями. Инсценировка сказки « Репка».
-Кто тянул репку?
-Сколько всего собралось участников
(персонажей) чтобы вытянуть репку?
-По сколько их было?
-На котором месте внучка? Жучка? Мышка?
-Как считали? (Дети показывают карточки
и отвечают на заданные вопросы).
Молодцы!
-А теперь посчитайте, сколько у каждого
из вас фишек?

4.Итоговый этап.
Подведение итогов занятия
Беседа педагога и детей: - Понравилось ли вам занятие?

Что нового узнали
-За что можем себя похвалить?
Литература, используемая при составлении плана занятия:
1. Н.И.Касабуцкий «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет,М, 1999г.
2.Метлина Л.С. Математика в детском саду. М, 2001г.
3. Е.Е.Зубарева.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста (загадки)М, 1998г.
4 А.И..Сорокина «Дидактические игры в детском саду» М, 2000г.

Конспект развлечения для старшей и подготовительной группы. «В поисках клада в стране математики»

Программное содержание:
Образовательная область ""Познание"":
Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно.
Продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги и двигаться в заданном направлении (вперед, налево, направо).
Развивать умение правильно использовать названия частей суток.
Способствовать развитию логического, пространственного мышления, внимания.

Интегрируемые области:
""Социализация"" - воспитывать у детей взаимовыручку и желание помочь другим.
""Коммуникация"" - совершенствовать диалогическую форму речи.

Ход занятия

Дети в группе читают письмо от королевы математики, которая приглашает в своё царство найти клад.
Дети с воспитателем приходят в музыкальный зал и перед ними стоит ширма похожая на замок, украшена цифрами и геометрическими фигурами.
Воспитатель. Ребята посмотрите перед нами какой то замок, давайте постучим. Стучат. Голос из за ширмы. Кто там?
Дети. Это мы дети группы вишенка ищем клад.
Голос из за ширмы. Здравствуйте меня зовут Математика, я помогу вам найти клад, но вы должны выполнить математические задания. Согласны.
Дети. Да.
1 ЗАДАНИЕ. МАТЕМАТИКА. Оденьте мои амулеты с цифрами дружно без споров, потому, что в моей математической семье любят порядок. (амулеты с цифрами висят на ширме). Дети одевают амулеты с цифрой от 1 до 10.
Математика хвалит детей. Молодцы справились с моим заданием.
2 ЗАДАНИЕ. МАТЕМАТИКА. Мои амулеты помогут вам поиграть в игру «Живые цифры».
Воспитатель. Я знаю эту игру, объясняет детям, как в нее играть.Игра «Живые цифры» -, под музыку дети бегают по залу, затем строятся по порядку (от меньшего к большему)
от 1 до 10 (По цифрам амулета) , потом наоборот от 10 до 1.(от большего к меньшему)
Воспитатель спрашивает у математики, Математика мы справились с твоим заданием.
Математика. Молодцы.
3 ЗАДАНИЕ. Математика. А сейчас ответьте на вопросы от моего квадрата.
Вопросы.
1. Сколько солнышек на небе?
2. Сколько глаз у слона?
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько лапок у двух утяток?
5. Что легче мешок ваты или мешок сахара?
6. Сколько пальчиков у двух мальчиков?
7. Сколько ушей у трёх малышей?
8. Сколько цветов у радуги?
9. Сколько хвостов у семи котов?
Математика хвалит детей.
4 ЗАДАНИЕ. Математика. Игра скажи на оборот. Бросает из за ширмы мяч. Вот вам математический мяч.
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.

Математика хвалит детей.
5 ЗАДАНИЕ, математика. А сейчас задачи от моей сестры арифметики.
Воспитатель читает задачи.
1. На столе лежало два яблока и семь груш. Сколько овощей лежало на столе?
2. На одном берегу – цыпленок, на другом – утенок, посередине ост-ров. Кто быстрее доплывет до острова?
3. . Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?
(Шесть)
4. . Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек?
(Три)
5. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (семь)
6. Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца?
(Пять)
7... Леший собрал 10 мухоморов, а Баба – Яга на 8 мухоморов меньше. Сколько всего полезных грибов собрали Леший и Баба – Яга?
8.. У бабушки есть внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Воспитатель. математики наши ребята с правились с заданием.
Математика хвалит детей.
6 ЗАДАНИЕ Математика, а сейчас вам нужно сесть за столы и вы-полнить геометрический диктант.
«Геометрический диктант. (дети садятся за столы) (Перед каждым ребёнком квадратный лист бумаги). Воспитатель.
-Покажите у листа верх, низ, левую сторону, правую. Положите круг в правом верхнем углу.
В левый нижний угол – прямоугольник.
В верхний левый угол – овал.
В правый нижний угол – квадрат.
А теперь возьмите правильно карандаш и в середине нарисуйте – свою любимую фигуру.
Математика хвалит детей.
7 Задание. Математика ну а сейчас я вас приглашаю на рыбалку. Игра «Рыбалка» (нужно поймать рыбку, на которой цифра меньше вашего амулета на один)
От заданного ориентира дети бегут к месту озеро находят свою рыбку и возвращаются на место.
Математика хвалит детей.
8 ЗАДАНИЕ. Математика, игра найди брата, а ваш брат на 1-н больше вашей цифры на амулете.
На полу лежат 11 обручей. В центр каждого обруча воспитатель кладет карточку с цифрой от 1 до 11. Дети танцуют под музыку между обручами. Когда музыка стихает, дети занимают места в обручах с цифрой на один больше чем их амулет с цифрой..
Математика хвалит детей.
9 задание. Геометрическая семья.
Дети разбирают геометрические фигуры, квадрат, треугольник и круг. Раз два три покружись и по цвету соберись (получается 3 цвета фиолетовых, 4 цвета желтых, 3 цвета голубых).
Раз два три покружись и форме фигуры соберись (3 квадрата 4 круга 3 треугольника)
Раз два три покружись и по размеру соберись. Должны быть одни большие другие маленькие.
Математика выходит из за ширмы замка, Хвалит детей.
Математика молодцы ребята, вы заслужили свой клад так вот и последние задание Встаньте спиной к окну 4 шага вперед, 2 шага вправо вот и ваш клад (дети находят сундучок с угощением и про-щаются с математикой).