Кто быстрее созревает девочки или мальчики. Кто развивается быстрее мальчик или девочка

Воспитатели детских садов и многодетные родители знают: мальчики дольше учатся читать и писать, чем девочки. И любой учитель начальной школы скажет: в младших классах лучше учатся девочки. Почему?

Они с самого начала развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают позже, чем девочки, примерно на 2-3 месяца, и на 4-6 месяцев - позже говорить. Все это видно родителям невооруженным глазом.

А вот санкт-петербургские нейропсихологи , записывая биотоки мозга новорожденных, обнаружили, что мозг у мальчиков и у девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола младенец.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, которые зато более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность - их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение они раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве: им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение : мальчишки бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет. Девочки заполняют альбомы "принцессами", цветами, автопортретами, а мальчики -машинами, военными сражениями, всевозможной техникой.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай, перестань..." А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?.."

Замысел природы

Чем же обусловлены различия в психике мальчиков и девочек?
В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.

Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола, поэтому природа их "бережет", а мужского пола ей "не жалко". На особях мужского пола как бы отрабатываются все новинки эволюции. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций. Есть данные, что на 100 глухих девочек рождаются 122 глухих мальчика. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним.
При всех изменениях - и природных, и социальных - мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением, чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Потому-то мужчины любого возраста от мала до велика склонны к освоению нового пространства, рискованным поступкам, они сообразительны и в сложных ситуациях умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти мужские особенности сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики, как правило, мыслят нестандартно и интересно.

В 1-м классе одной из гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор. Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: "Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести". Снова лес девчачьих рук - и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: "Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась". Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот - опять из уст мальчиков:"Можно положить на кирпич доску, и получатся качели", "Кирпичи можно бросать, как снаряды".

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получит двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь беглая, они быстрее читают и аккуратнее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов, судя по результатам исследований, лучше удаются мальчикам.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь - это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту, как правило, младше девочек-ровесниц на год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение: его мозг как бы отключается, и ребенок перестает вас слышать.

Как часто приходится слышать "факты" о том, что психологический возраст девушки выше на 2 года, чем возраст парня. И вроде бы что с того? Но поэтому и именно поэтому, именно благодаря подобной дезинформации мы с горечью наблюдаем, как девушки впадают в иллюзию по поводу выбора партнера, поддаваясь собственным амбициям: "Парень должен быть старше!" и всё тут.
В школах у нас, хвала богам, смешанное обучение: парни и девушки одного возраста учатся вместе, абсолютно на равных правах. И что же? Да, наслышаны мы о сказочках про "девочек-отличниц" и "мальчиков-двоечников". Если присмотреться внимательнее, есть немало отличников среди мальчиков, есть и двоечницы-девушки, и вовсе не является это причиной назвать таких мальчиков "акселератами". В целом, наблюдаются гендерные отличия в IQ (сам способ определения которого весьма и весьма сомнителен: очень большой разброс результатов для одного человека при разных условиях), в общей успеваемости, в соотношении "гуманитарий/технарь" (которое само по себе является также сомнительным, так как следует скорее не из способностей, а личных предпочтений: кому-то нравится математика, кому-то - иностранные языки, разница в результатах по этим предметам не заставит себя ждать). Но отличия эти настолько ничтожны (менее 10%), что вряд ли можно говорить о генетической предрасположенности к "интеллектуальному превосходству" девочек над мальчиками своего возраста.
Оставим интеллект в покое. Ведь зачастую апеллируют именно в психологической зрелости, а это вопрос более тонкий. Весьма и весьма сложно сделать здесь какие-либо подсчеты социометрическими методами. Психология человека очень туманна, проявляется по-разному от личности к личности. В данном случае, если говорить о психологическом деморфизме групп, выделенных по гендеру, то мы не можем не принимать во внимание социальные факторы.
Так, пресловутая "зрелость" имеет весьма простое объяснение. Причина кроется в различных социальных стандартах, принятых для мужчин и женщин. Ни для кого не секрет, что традиционные требования для мужчин значительно выше, чем для женщин. Мужчина должен быть во всём лучше: умнее, сильнее, успешнее, богаче. Когда речь идет о браке, подразумевается как бы по умолчанию, что муж старше жены как минимум на несколько нет. 18-летняя невеста - это норма. 18-летний жених - существенная редкость. Как правило, и парни, и девушки, в 18-летнем возрасте не имеют высшего образования (вернее всегда его не имеют в 18 лет, за крайне редкими исключениями, которые не имеет смысла брать во внимание), не имеют работы, способной их прокормить, зависят материально от родителей. Пара, в которой обоим по 18 лет, обычно не имеет перспектив в ближайшее время стать четой. Даже если такое и происходит, то зачастую из непредвиденных обстоятельств и сопровождается различными конфликтами, по той причине, что как правило, эта новоявленная чета продолжает целиком и полностью зависеть от родителей.
Другое дело, если 18-летняя девушка выходит замуж за парня, например, 23-х лет. К этому моменту парень уже успевает закончить ВУЗ, обзавестись более-менее престижной работой, позволяющей ему прокормить хотя бы себя, грубо говоря, "встать на ноги", а говоря научным языком - стать личностью с т. з. социологии . В то же время, его молодая невеста еще личностью не является. Она не может себя содержать, но умеет готовить, смотреть за домом, хочет иметь детей (по крайней мере, в будущем). Но она не является личностью (с т. з. социологии), так как не содержит себя самостоятельно. Переходя в замужество, девушка передается из рук родителей в руки мужа, в обязанности которого входит ее не только защищать физически, но и обеспечивать материально, в то время как сама девушка в традиционном обществе обеспечивать себя не должна.
Весьма удручают амбиции, которые проявляют девушки, заявляя, что они "не встречаются с парнями меньше чем на 3 года старше", мотивируя это тем, что парни ее возраста, а тем более - младше, еще "не доросли" до нее. На самом же деле, как раз доросли! Но и не переросли, поэтому не могут пока еще справляться с должностью "настоящего мужчины", в которую входит быть на одну ступеньку выше, чем "настоящая женщина".
В школе же довольно умные молодые люди не пользуются успехом у ровесниц, которые обычно предпочитают парней старше их самих, причем весьма кичатся этим, бывает чуть ли не до хвастовства на тему "У кого парень старше". При этом имеют такие личности наглость утверждать, что их ровесники "еще дети по сравнению с ними". Жаль, что девушки не отдают себе отчет в том, что еще сами являются детьми! По их "наблюдениям", им легче найти "общий язык" с парнем старше их по возрасту и совсем не о чем поговорить с ровесниками, которых якобы интересуют только войнушки, комьютерные игры и прочие "мальчишеские вещи". Но, к сожалению, их "наблюдения" имеют одну интересную особенность, точнее говоря - погрешность, которая и позволяет нам писать это слово в кавычках. Девушки общаются с ровесниками внутри школьного класса, академической группы, то есть, фактически не выбирают сами себе объекты для наблюдения. При этом они по общей массе выносят усредненные суждения о "среднестатистическом парне моего возраста", которые "по умолчанию" навешивают на любого парня-ровесника. С другой стороны, легче складывается их общения со "старшенькими". И дело совсем не в том, что "старшенькие" умеют ухаживать, умеют обращаться с девушкой, знают, чего девушка хочет, и даже не в том, что не проявляют робости при знакомстве. Девушки зачастую сами обращают на себя внимание "старшеньких", а часто и сами с ними знакомятся, полностью игнорируя ровесников, воспринимая их как людей более низшего сорта. Вот и получается, что "старшенькие" умнее, сильнее, взрослее. А дело как раз в выборке: "старшеньких" выбирают сами, а ровесников сталкивает судьба в школе и университете.

Немного о физиологическом взрослении. 18-летняя девушка - это уже женщина. Ее физическое развитие практически завершено. Она способна выполнить свою биологическую функцию: выносить и родить ребенка. Что же касается 18-летнего парня, ему предстоит за ближайшие несколько лет еще существенно измениться - "возмужать". Это совсем не означает, что парень физически на эти несколько лет отстает в развитии от девушки. Напротив, физическое развитие женского организма завершается на более раннем этапе, чем развитие мужского. Мужской организм накапливает больше мышечной массы, является в целом более крепким и физически развитым, а на это, как известно, требуется больше времени. Выходит, что в 20 лет парень выглядит старше, чем в 18, а девушку в 20 лет практически и не отличить от 18-летней.

Почему-то в нашем обществе нормально для девушки не только проявлять слабость, но и хотеть защиты и покровительства, а порой даже требовать. Абстрагируясь же от суждений моральности, мы вполне можем заметить, что такое же желание присуще и парням, только лишь они не так активно его обсуждают и конечно же не смеют и надеяться на его исполнение. 16-летний парень влюбляется не столько в 14-летних "ровесниц" (с горькой иронией...), сколько в 16-18-летних девушек, а то и постарше. И кто из парней 16-летнего возраста был бы против иметь серьезные отношения со взрослой 20-летней девушкой, с которой и поговорить есть о чем, с которой и интересно, и которая во всех аспектах жизни на порядок опытней? Да вот только не смотрят 20-летние девушки на старшеклассников, разве что только свысока, увы!
И, скажу я вам, зачастую весьма многое теряют, принимая во внимание возраст как первоочередный фактор. Сколько бы ни говорили они: "Для меня возраст не главное!", на самом деле при знакомстве после "как тебя зовут" следует отнюдь не "чем ты увлекаешься", "какую музыку любишь", "где учишься/работаешь", а.... "сколько тебе лет". Стоит отметить, что в зависимости от ответа на данный вопрос может зависеть тон всего последующего общения. Если парень занизит свой возраст, то упадет в глазах девушки, она будет смотреть на него свысока и обращать внимание больше на его неопытность в некоторых вопросах, чем на достоинства и опытность в других, для того лишь, чтобы еще раз укрепить у себя критикуемый нами стереотип (есть такое у нас свойство - убеждать себя в собственной правоте, а точнее - в правоте того, кто нам эту "правоту" навязал). Но если парень свой возраст завысит (особенно если позволяет внешность), то ему будет гораздо легче добиться расположения девушки. Некоторые рассказывают, как таким образом у них выходило затащить в постель девушку старше себя. Отметим, что речь идет именно о завышенном или заниженном возрасте, который меняет отношение в первый же день знакомства, в первые же минуты. Какая здесь может быть речь о социальном положении парня, о его зрелости, взрослости? Так ли оно на самом деле важно, как такая мелочь, как возраст?

Мальчики и девочки уже рождаются разными, и с каждым годом эти отличия становятся все более заметны. Но действительно ли дело в том, что мальчики развиваются медленнее своих сверстниц, или они просто другие – с иными интересами, образом мыслей и способностями? Детский психолог подскажет, как воспитывать сыновей и дочерей с учетом их гендерных особенностей.

Мы такие разные

В старом анекдоте трехлетний мальчик просит родителей подать соль, а те в восторге восклицают: «Сашенька, ты наконец-то заговорил! Три года ведь молчал!» Юное дарование в ответ произносит: «А о чем с вами разговаривать-то?» Примерно по такой же схеме и в реальной жизни происходит развитие мальчиков и девочек раннего возраста.

Считается, что юные леди раньше начинают говорить, и делают это бегло, безостановочно, порой – сразу воспроизводят фразы и предложения. И это действительно имеет место быть. Но дело здесь не в отсталости представителей сильного пола, а в том, что мозг женщин заточен на освоение социальных навыков, общение, получение информации, распознавание эмоций.

С эволюционной точки зрения мальчикам такие способности нужны в значительно меньшей степени. Зато мальчик лучше развивается физически и находит нестандартные решения поставленных задач. По этой же причине мальчишки менее успешны в школе, среди них чаще встречаются троечники.

Система образования во многом ориентирована на девчачий стиль мышления – освоение правил, действие по шаблону, монотонное повторение задачи до полного овладения навыком ее решения. Но если способным мальчикам повезет с учителями, способными увлечь их неординарными задачами, для которых нужно придумать ответ, то обучение протекает ничуть не хуже, чем у девочек.

Самые большие различия во взрослении разнополых детей наблюдаются в подростковом возрасте. Если раньше на первом плане была учеба и познание, то в 9-12 лет происходит смена ведущего вида деятельности – главенствовать начинает общение.

Переходный возраст – это почти всегда гормональная буря и кризис в самоощущении и самовосприятии. Но у мальчиков сложный период может продолжаться от 12 до 18 лет, а у девочек – с 9-10 до 15-16 лет.

По сути, старшеклассница уже практически сформировавшаяся девушка, в то время как ее одноклассник – почти ребенок.

Психологи отмечают, что в этот период ровесники перестают ими быть в психологическом плане. И когда родители мальчика еще могут жить как прежде, ничего не меняя в своем поведении и стратегиях общения с сыном, родители девочек уже находятся в совершенно другой жизненной ситуации.

И мальчики, и девочки в период взросления задаются вопросом «Кто я?», перестраивают систему отношений. Поэтому потерять доверие ребенка, которое раньше было безоговорочным, становится крайне просто.

Раньше можно было сказать сыну или дочери, как поступить, что делать, отдать приказание или прочитать нравоучение. Теперь любая попытка родителей действовать по старому сценарию, с нравоучениями, приказами и советами, воспринимается ребенком в штыки и только накаляет обстановку.

Даже мальчики, больше склонные к логическому мышлению, в подростковом возрасте перестают слушать доводы, доказательства, советы и предложения готовых решений. Строить отношения с детьми в период перехода из детства в юность можно на основе новых форм общения.

Демонстрация понимания, использование «я-высказываний» («я беспокоюсь, когда не знаю где ты», «я испугалась», «я устала», «я в растерянности») поможет сблизиться с ребенком и понять, что он чувствует и о чем думает. Фразы «я тебя понимаю», «ты злишься», «тебе обидно», «тебе плохо», «ты расстроен», «тебе ничего не хочется делать» дадут понять, что мама и папа действительно стремятся быть рядом, сопереживать, значит, им можно доверять, делиться переживаниями и прислушиваться к их мнению.

Девочки в период становления особое внимание уделяют собственной внешности и привлекательности. Для них «я красивая» означает «красивая в целом, как личность», то есть внешняя оболочка становится неотделима от содержимого – навыков и умений, талантов и способностей. Это же касается и негативной оценки, поэтому психолог Мария Ломакина советует родителям помнить о данной особенности: «Важно воздержаться от критических замечаний по поводу фигуры, одежды и привлекательности дочери. Чтобы уберечь девочку от необдуманных поступков, необходимо заслужить доверие подростка. Если юная девушка доверяет родителям, то расскажет о волнующих ее вещах, примет решение, учитывая информацию, которую получила от родителей».

Мальчик, в отличие от девочки, не воспринимает себя только как внешнюю оболочку. Ему важно быть успешным в разных областях, обладать полезными умениями и навыками. В свою очередь родители могут помочь ему развить ответственность и способность решать проблемы, а эти навыки пригодятся в будущем.

Психолог Мария Ломакина отмечает: «Особенно важным в этот период становится общение с отцом или другим мужчиной, на примере которого подросток учится себя вести. Ему важно доверие и авторитет вместо давления и диктата родителей» .

Следует помнить и о том, что мальчишки не могут долго выдерживать эмоциональное напряжение, поэтому иногда бывает, что при длительном выяснении отношений они просто выключаются из разговора, перестают слушать морализаторства родителей. Разговаривать с ними лучше коротко и обстоятельно, чтобы сознание успело уловить важную информацию.

Что же касается причин «торможения» во взрослении мальчиков, то существует мнение, что их детство затягивается, потому что исторически активная жизнь мужчин была гораздо дольше женской.

Период действия, взрослого существования, появления детей у женщин проходил с 17-18 до 35-36 лет, а у мужчин этот процесс начинался на пару лет позже, но и заканчивался далеко после сорока.

Возможно, связано это и с тем, что молодому юноше, которому предстоит оберегать семью и отвечать за благополучие своих близких, нужно набраться опыта, стать ответственным, самостоятельным и независимым. Иными словами – повзрослеть. И происходит это гораздо позже, чем в 18 лет. При этом для юной женщины важно родить здоровых детей, и природа позаботилась о том, чтобы они появлялись как можно раньше, пока организм молод и полон сил.

Другая теория выдвинута генетиками, которые утверждают, что в организме мальчика гормоны, стимулирующие физическое развитие, борются с теми, что отвечают за взросление и половое созревание. А поскольку древнему мужчине, да и мужчине современному, важнее навык добывания пищи, психологическое развитие мальчиков чуть запаздывает и начинается тогда, когда ребенок уже подготовлен физически.

Но в любом случае, несмотря на гендерные отличия, к 20-23 годам и мальчики, и девочки превращаются в юношей и девушек. Этот процесс чаще всего не нуждается в корректировке, а скорее заслуживает наблюдения и поддержки, которую могут дать только любящие и заботливые родители.

Создается впечатление, что девочки более подготовлены к сексуальной жизни. Этому способствует, прежде всего, наступление менструального цикла и необходимость объяснения этого явления. Если девочка не подготовлена, она может испугаться, что в дальнейшем, несомненно, повлияет на ее половую социализацию.

Основная роль в такой подготовке исторически принадлежит матери. Поскольку приход менструации венчает кризис развития девочки, необходимо помочь ей менее болезненно пережить физиологические изме-нения, которые с ней произошли. Надо понимать, что ребенок испытывает дискомфорт, выраженный в смене настроений, в подавленности, или, наоборот, в гиперактивности.

Происходит огромный гормональный сдвиг, что, несомненно, влияет на психику ребенка. С приходом менструации девочка переходит на качественно новый социальный уровень, у нее формируется новый тип сексуально-ролевых отношений со сверстниками. Она начинает себя ощущать «маленькой женщиной». Не зря же исследователи замечают значительное взросление де-вочек по сравнению с мальчиками на границе младшего школьного и подросткового возрастов.

Девочка уже при рождении более зрелая. Она, как правило, раньше мальчика начинает ходить, а к периоду половой зрелости разница в биологическом созревании достигает двух лет. Вспомним начальную, да и среднюю школу. Высокие, женственные, развитые девочки и субтильные, невысокие в основе своей мальчики. Разница ощущается не только в физическом, но и в поведенческом аспектах. Девочки уже более взрослые, они легче социализируются, тем более, что школы изобилуют женским учительским влиянием.

Мне кажется, что важен не вопрос, кто именно созревает раньше: девочки или мальчики, а как мы, взрослые, подготовим детей к освоению половых ролей. В этой связи мне хотелось бы привести в качестве примера, а может быть и цели полового воспитания некий кодекс половой уравновешенности, составленный американским педиатром Алланом Фроммом. Текст приведен в сокращении. (Алан Фромм. Азбука для родителей, Ленинград, 1991. С. 200-201):

1. Нормальный человек получает удовольствие от половой близости. Это значит, что он не испытывает при этом ни стыда или страха, ни отвращения или неприязни. Он смотрит на половую жизнь как на совершенно естественное явление, как на проявление здоровой жизнедеятельности, от которой получает удовлетворение.

2. Он способен сексуально выразить свою любовь. Это значит, он довольствуется не только романтическими представлениями и нежными чувствами, но и использует свое тело для проявления любви.

3. Он понимает свою сексуальную функцию в жизни. Хотя в каждом мужчине имеются какие-то женские черты, а в каждой женщине — мужские, хорошо адап-тированный к жизни человек отличается своей ярко выраженной половой принадлежностью и не изменяет ее.

4. Он по-разному держится с мужчинами и женщинами. Не обращается с мужчинами, как с женщинами и наоборот. Половая адаптация — существенная часть общей адаптации, приспособленности к условиям жизни, по-этому мы не можем рассчитывать на сексуальную уравновешенность, если не научимся любить своего ближнего и жить с ним в согласии.

5. Он не нуждается в особых сведениях о биологическом устройстве половых органов, даже если нередко, особенно еще до достижения совершеннолетия, осведомлен в этом смысле недостаточно. Это значит, что теоретическое представление о половой жизни или практический опыт не столь уж существенны для нашей общей половой уравновешенности. Гораздо важнее другое — то, что мы представляем о ней и как относимся к этой стороне жизни.

Пришлось заново изучить биологическую сторону вопроса подробнее, так как что-то подзабылось. В общем, с точки зрения биологии девочки действительно "взрослеют" быстрее, чем мальчики, но проявляется это только в половом созревании. Пубертат у девочек начинается в среднем в 12 лет и завершается к 17 годам, а у мальчиков этот процесс в среднем занимает период с 13 до 18 лет. Не могу точно сказать, чем именно это вызвано, но, предполагаю, что природа таким образом хотела увеличить время, в которое женщина может дать потомство.

Если же мы говорим о взрослении, то есть психологическом развитии личности, которое хоть и сопряжено с физиологическим развитием, но в большей степени все же социально. По ссылке внизу есть хорошая статья на википедии по этой теме.

Если мы говорим о том, что взросление - это процесс прежде всего социальный, то мы непременно приходим к тому, что он главным образом культурно детерминирован и зависит от тех социальных условий, в которых растет и развивается человек. У Эльконина Д.Б. есть замечательная книга "Психология игры", в которой он описывает взросление ребенка в северных племенах. Одной из ключевых особенностей описываемой культуры является простота. Мужчины занимаются рыболовством, а женщины "хранением очага". Так вот, в таком обществе ребенок становится взрослым уже в 8-10 лет, когда может самостоятельно ловить рыбу или следить за домом. То есть становится полноценным членом племени.

Быть взрослым в нашем социальном мире это готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности. Проще говоря, автономия, самообеспечение и целостность.

Если исходя из всего вышесказанного посмотреть на наше общество (под нашим я понимаю в данном случае большую часть развитого мира, от США до Германии), то и у тут ведущая деятельность женщин, которая задается как культурная норма, несколько проще в освоении, нежели деятельность мужчин. В том смысле, что среднестатистической девушке легче достичь рождения ребенка, нежели среднестатистическому мужчине найти работу с высокооплачиваемой зарплатой, которая сможет обеспечить всю семью. Поэтому женщины и взрослеют раньше, ведь они быстрее достигают зрелости с точки зрения требований соответствия социальной роли, которая дана им обществом.

Однако если посмотреть на тенденции последних лет, которые главным образом связаны с размытием границ между социальными ролями (и даже гендерами) мужчин и женщин. Мужчины начинают следить за домом, а женщины заниматься карьерой, всё это успешно совмещается. В результате вскрывается условность деления по половому признаку, ставятся под вопрос результаты многих исследований, и, в том числе, устоявшееся мнение, что женщины взрослеют раньше.

В общем, нет, девочки не взрослеют быстрее, это миф.