Интересные игры на слова про рождество. Лети, мой шарик! Чего на елке не бывает

Екатерина Шутова
Рождественские игры для дошкольников

Цель : поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.

Задачи :

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны. Активизировать речь через устное народное творчество.

Воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом, любовь к ближнему, создание позитивного настроения.

Сделать праздник незабываемым и веселым для детей помогут рождественские игры . В старину играм уделяли много времени, многие из которых, к сожалению, забыты нашим поколением. Вспомним некоторые из них.

Добрый день, веселый час!

Рады снова видеть вас!

Всех поздравить с торжеством –

С новым Годом, с Рождеством !

Пришли веселые деньки,

Горят на елке огоньки,

Повсюду слышно звонкий смех –

Настало время для потех!

Для шуток и веселья,

Крутого настроения,

Для забавных колядок,

Таков рождественский порядок !

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Игра «Ты катись, катись снежок» .

Ребята становятся по кругу, предают снежок друг другу со словами :

Встанем вместе мы в кружок,

Будем мы катить снежок,

У кого снежок замрет

Тот для нас плясать пойдет.

У кого оказывается снежок, тот выходит и танцует.

«Тpынцы-бpынцы, бубенцы».

Одному участнику завязываем глаза. Встаем вокруг него. Произносим :

Тpынцы-бpынцы, бубенцы.

Раззвонились удальцы :

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой» , а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая : когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать : “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко : кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться :

Вот и праздник наступает,

Каждый елку наряжает.

Кто, ребята, подтвердит :

На ветвях ее висит :

Мягкая игрушка,

Звонкая хлопушка,

Петенька-петрушка,

Старая кадушка,

Белые снежинки,

Яркие картинки,

Рваные ботинки,

Плитки-шоколадки,

Кони и лошадки,

Зайчики из ватки,

Зимние палатки,

Красные фонарики,

Хлебные сухарики,

Яркие флажки,

Шапки и платки,

Яблоки и шишки,

Колины штанишки,

Вкусные конфеты,

Свежие газеты?.

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку) . Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры . После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры . Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание : в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать : “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят : какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз, как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно : в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары , вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем : “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

(Из народных игр, записанных В. И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу :

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок : “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок. ” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще) .

По окончании разыгрываются залоги : вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Эстафета «Собери снеговика» с родителями

В эстафете участвуют две команды «СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА» , строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга – большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда , которая быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.

Молодцы-озорники,

В глазах сияют огоньки.

Чтобы год прошел на славу,

Вспомним зимние забавы!

(говорит и показывает движения и просит детей повторять)

Тихо падают снежинки (Дети тихо хлопают в ладошки )

Дед Мороз морозит льдинки (Хлопают громко)

Намело большой сугроб.

В него – прыг-да-скок! (Прыгают)

Приготовили коньки,

Сделать «ласточку» смогли… (Показывают)

А теперь встаем на лыжи.

Можем мчаться до Парижа. (Двигаются к елке и обратно)

Продолжаем веселиться,

Нужно с горки прокатиться. (Встали паровозиком и побежали)

У кого замерзли ножки?

Разомните их немножко! (Прыжки на месте)

«Золотые ворота»

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики» . Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят :

Все вместе :

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками» . Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами» .

Называется забава –

«Раньше мы пойдем направо…»

Встанем дружно в хоровод,

Повторяй за мной, народ!

Все встают в хоровод и повторяют движения за словами.

Все вместе :

Раньше мы пойдем направо. Раз, два, три!

А потом пойдем налево. Раз, два, три!

Все в кружочек соберемся. Раз, два, три!

А потом мы разойдемся. Раз, два, три!

Все тихонечко присядем. Раз, два, три!

И немножечко приляжем. Раз, два, три!

Все похлопаем в ладошки . Раз, два, три!

Попляшите наши ножки. Раз, два, три!

(Здесь звучит любая веселая музыка и все пляшут.)

Свет рождественской звезды

Дарит праздник снова,

Поздравляем от души

С Рождеством Христовым !

Участники по очереди подходят к ведущему и достают из мешка записку. ней указан один из признаков зимы или зимних праздников. К примеру, снег, лыжи, санки, елка, Снегурочка, снеговик и так далее. Без слов, только жестами участник должен объяснить остальным, что написано в его записке. Побеждает тот, чью загадку отгадали быстрее.

Загадай желание

Всем игрокам предлагают написать на одном листочке свое имя, а на другом - желание. Имена складывают в одну шляпу, шуточные желания - в другую. Затем ведущий по очереди достает листочек из первой и из второй шляпы и зачитывает вслух предсказание для участника. Побеждает тот, кому попадется собственное желание.

Весёлые Солохи

Вспомним старую добрую рождественскую сказку и устроим конкурс Солох. Участвуют по два конкурсанта одновременно. Понадобится компьютерный стул на колёсиках и метла. По команде «старт» наши Солохи только с помощью метлы должны добраться до цели быстрее остальных. Для красоты и веселья Солохам можно повязать платки на голову. Самой быстрой и ловкой ведьме вручают приз, но только не черта в мешке.

В поисках рождественской вкусняшки

Рождество - это чудесный праздник, когда все близкие собираются вместе и каждый из них заслуживает особого внимания, подарка. Для этого конкурса ответственный за проведение праздника должен подготовить вкусняшку для каждого гостя, к примеру, рождественские пряники или печенье с именем каждого гостя из глазури. Вкусняшки прячутся по комнате, в разных её уголках. В начале конкурса объявляется, что нужно найти рождественскую вкусняшку со своим именем, и, кто первый справится с заданием, тот победит. Также существует правило: если нашёл вкусняшку не свою, говорить о ней ничего никому не надо, просто пусть лежит на том же месте. Кто первым найдёт свой пряник или печенье, тот ещё и приз получит.

Здесь был ангел

Для этого конкурса нужно запастись перьями (с подушки или купить в любом магазине декоративных украшений для рукоделия). Перья раскладывают в различных уголках комнаты. По команде «старт» все участники приступают собирать перья «ангела». Кто из участников сможет собрать больше остальных перьев за одну минуту, тот победит и получит приз, например, брелок с ангелком на счастье.

На Рождество должен быть снег

Рождество - праздник чуда и добра, и так радостно, когда в этот день за окошком идёт снег, так красиво, когда кружатся в воздухе искристые снежинки. Но, чтобы снега стало больше, каждый участник должен нарисовать ровную и красивую снежинку, но не просто это будет сделать, ведь, прежде чем приступить к рисованию, участники закружатся в своём танце. Итак, участники становятся в круг и по команде ведущего начинают вращаться вокруг себя до тех пор, пока ведущий их не остановит. Как только ведущий скажет: всё! - участники бегут к своим листикам, берут карандаши и рисуют снежинки (на весь лист). Участник, который быстрее и ровнее нарисует снежинку (4 скрещенные палочки), победит и получи приз.

Рождественский паровоз

Гости делятся на две равные команды. Участники команд становятся в ряды. Каждый из участников получает ложку, а первым участникам вручают по миске с кутьёй (в одинаковом количестве). По команде «старт» первые участники набирают ложку кутьи и кушают, после чего передают миску вторым участникам, вторые также набирают полные ложки и кушают, а потом передают третьим и так до последних участников. Последним участникам предстоит доесть всё до конца и быстро оббежать свою команду, став перед первыми участниками и показав ведущему пустую миску. Команда, которая справится первой, победит и будет признана самым быстрым и ловким рождественским паровозиком.

Собери в сугроб снежинки

Каждому участнику дают пластиковую бутылку и одинаковое количество вырезанных заранее снежинок. По команде ведущего участники начинают по одной снежинке засовывать в бутылку. Кто из гостей быстрее остальных соберёт все снежинки в сугроб, то есть засунет в пластиковую бутылку, тот и победил.

А кто ещё родился в этот день?

Ведущий по очереди зачитывает варианты знаменитостей из различных областей и сфер деятельности, среди которых есть человек, которому посчастливилось родиться в этот светлый и радостный день - 7 января, например: Кто родился в этот день?
А) Кристиан Диор
Б) Джанни Версаче
В) Кристиан Лубутен (верный ответ - в) или
А) Джон Траволта
Б) Джимм Керри
В) Николас Кейдж (верный ответ - в).
Гость, который первый поднимает руку и правильно отвечает - получает балл, а за самое большое количество баллов полагается приз.

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли? Навряд ли на эти и подобные вопросы смогут ответить все. Большинство, наверное, скажет, что так, мол принято, такова традиция.

Верно. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие.

Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. В единое целое слились языческие праздники и христианские, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.

Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.

Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.

Святки – это от слова "святой".

Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Первый святочный праздник – Рождество.

Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было "вкушать скоромную пищу", но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.

Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.

Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.

После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь,

Будем ждать,

У ворот стоять!

Золотая голова

Шёлкова борода!

Ты подай пирожка,

Ради праздника Христова

Пирожка-то хоть пресного

Хоть кисленького,

Да пшеничненького!

Отрежь потолще,

Подай побольше!

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.

За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.

Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.

Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.

Войдя в избу, дети сначала исполняли тропарь, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.

Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев: овсень. Название это идет от слова "овсень". Это слово связано с древним названием у русских людей января – "просинец", что значит "светлеющий".

Мы ходили, подходили по проулочкам,

Эй, Овсеня, эй, овсень!

Мы искали, уж искали

И Сергевнин двор.

Мы нашли её двор посередь Москвы,

Посередь Москвы – ворота красны.

На Новый год были специальные поздравления.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеница, колос, чечевица,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.

С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.

Черти, лешие,

Бесы, дьяволы,

Приходите ворожить!

Суженый, ряженый,

Приди меня разувать,

Умой меня, причеши меня.

Гадали и взрослые, но вопросы духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…

Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.

Крещение – третий праздник Святок.

Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".

Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.

Девушки гадали на судьбу свою:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; представляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникло споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества.

Считалки

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйдет вон!

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

Сговорки

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Сено косить

Или хомут золотой?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Игра - "Баба Яга"

Водящий - Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В тёмном лесу

Избушка стоит задом-наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Игра - "Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.

Игра - "Краской"

Играющие выбирают "мамку", "ангела" и "чёрта". Сами становятся в ряд, в конце ряда "мамка".

Всем играющим даются имена – название какой-либо краски: красная, зеленая, и так далее. "Ангел" ходит с одной стороны, "чёрт" – с другой.

"Ангел" произносит:

Стук, стук под окном.

"Мама" спрашивает:

Кто тут? По что пришёл?

За краской.

За какой?

За белой.

Названный выходит и становится на сторону "ангела". "Чёрт" со своей стороны также стучит под окном и на вопрос "Кто тут?", отвечает: "Я – чёрт с рогами, с горячими пирогами". Затем также называет краску. Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне "ангела" или "чёрта".

Игра - "Салки"

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова "Раз, два, три, смотри" дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: "Я салка". Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка". Игра повторяется.

Правила игры:

  1. Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге.
  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
  3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Игра «Рождественский калейдоскоп» для младших школьников с презентацией

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вам интерактивную познавательную игру – путешествие в православное Рождество для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе; для организации праздничных новогодних мероприятий; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «Патриот». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 7 - 8 лет.
Цель: приобщение к духовно – нравственным традициям и ценностям русского народа.
Задачи:
- дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
- формировать познавательный интерес к истории праздника;
- обобщить и расширить полученные знания о православном Рождестве;
- воспитывать нравственные качества;
- развивать творческий потенциал детей;

Аннотация материала
Рождество Христово - христианский, государственный праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, отмечается в России 7 января по Григорианскому календарю.
На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах российских императоров, и в избах крестьян.
До нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам и поют славословия Христу или колядки - пожелания, а в ответ обычно получают всякие сладости, деньги или конфеты. Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения(19 января). Святки или святочная неделя было посвящена всенародным гуляниям и игрищам, в которых участвовали все: от мала до велика.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, палатки с горячими напитками. Знатные вельможи устраивали балы.
Сегодня православное Рождество – великий, популярный и почитаемый православными россиянами праздник. И с каждым годом смысл светлого праздника Рождества Христова понимает все большее количество россиян.
А основы православной культуры лучше всего закладывать с детства.
Предварительная работа
Чтобы ребята успешно прошли все этапы игры, мы на внеурочных занятиях знакомились с толкованием слов и понятий, связанных с Рождеством Христовым.
Толковый словарь
Калейдоскоп – (переносное значение) быстрая смена событий, явлений;
Рождество - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа;
Святки - промежуток времени от Рождества до Крещения;
Колядки – рождественские обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период;
Рождественский вертеп - модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри;
Иисус Христос - Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель;
Дева Мария - ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа, в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых;
Иосиф – плотник, благочестивый муж девы Марии;
Архангел Гавриил – ангел, небесный вестник, избранник Бога, который принес всем людям великую радость о рождения Сына Божия;
Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком);
Волхвы - мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу;
Вифлеемская звезда - загадочное небесное явление, особый знак Небес человечеству о рождении Иисуса Христа;
Дары волхвов - великая христианская святыня –
Золото - классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Оно указывало на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.
Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при рождении, являлся подарком Христу-Богу.
Смирна – дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение»;
Пещера Рождества - величайшая христианская святыня,православный престол над местом рождения Спасителя.
Хлев - помещение для скота;
Ясли - кормушка для скота в виде решётки;
Описание игры

Игра состоит из 5 этапов
За каждый правильный ответ ребенок получает звезду с указанием заработанных баллов

Ход занятия

1 этап «Что? Где? Когда?»
Включает в себя 4 вопроса:
- Что волхвы принесли в дар Иисусу? 1 балл за каждый названный дар


- Где родился Иисус Христос? 1 балл


- Когда празднуют рождество в России? 1 балл


- Название какого детского учреждения напоминает нам о Рождестве? * 2 балла


2 этап «Подскажи слово»


В целом Мире торжество,
Наступило … (Рождество) 1 балл
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки … (Марии) 1 балл
К ней посланник приходил -
Ангел Божий … (Гавриил) 1 балл


Этот Ангел весть принес,
Что родится в ночь … (Христос) 1 балл
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт … (Иосиф) 1 балл
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать в... (хлеву) 1 балл


Не в дворцах, и не в шатрах,
Спит малыш Христос в… (яслях) 1 балл
И с восточной стороны
К малышу идут… (волхвы) 1 балл
Как же им найти Христа?
Путь укажет им… (звезда) 1 балл


Есть еще для вас вопрос:
Кто для нас Иисус Христос?*
(Господь Иисус Христос – Спаситель Мира) 3 балла
3 этап «Рождественский вертеп»


В течении 1 – 2 минут ребята рассматривают персонажей Рождественского вертепа и запоминают, кто под какой цифрой изображен.


Затем по памяти вписывают всех персонажей в клетки Рождественского кроссворда. За каждый правильно угаданный ответ ребенок получает 2 балла.


4 этап «Книгочеи»
Ребятам предлагается прочитать отрывок из Евангелие от Луки
2, 1-3 - 19 и вставить подходящие по смыслу слова.


За каждое правильное слово дети получают 2 балла.


5 этап «Кто лишний?»
На экране герои известных рождественских сказок. Ребятам надо внимательно прочитать название сказки, имя автора и назвать героя, который не является персонажем представленного произведения.
Повесть-сказка Э.Т. А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 2 балла


Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 2 балла


С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» 2 балла


Из какого произведения строки?
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки той камешки посыпались.
Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие».*
(Павел Бажов «Серебряное копытце») 3 балла


6. Музыкальная пауза «Рождественские колядки»


За угаданное слово и прочтение ребенок получает 2 балла, за музыкальное исполнение – 3 балла.
1.К нам приходит коляда
Накануне … (Рождества)
Просит, просит коляда
Хоть кусочек … (пирога)
2.Напечем мы … (пироги)
В час Великой Коляды,
И семьей к семье пойдем,
Радость людям … (понесем)


3.Открывайте …(ворота)
Коляде идущей,
Накануне … (Рождества)
Счастье вам несущей.
4.Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом …, (трескучим)
Со стужей …, (колючей)
Со снегами …, (белыми)
С вьюгами, с … (метелями)
7. Работа в мастерской


Учимся рисовать Рождественскую елочку


Вот какие красавицы получились у ребят!

А создать праздничную веселую атмосферу для детей помогут рождественские игры, сценарии и конкурсы Ведь детки никогда не могут усидеть на одном месте, они постоянно нуждаются в движении и, как правило, без развлечений им бывает весьма скучно. Так, пусть всем будет весело в новогодние и рождественские праздники!

Разновидности подвижных рождественских игр для детей:

Игра «Подарок»

Каждый из игроков придумывает «подарок», который он бы сделал для своего соседа. Затем используя жесты и мимику, каждый из играющих, по очереди начинает показывать свой «подарок». Как только сосед угадал, он может загадывать свой «подарок» следующему игроку. В игре запрещается произносить слова.

Игра «Электрический ток»

Все ребята рассаживаются и берутся за руки под столом. Далее выбирается ведущий и первый игрок, с которого и будет начинаться игра. Этот первый игрок сжимает руку своего соседа, а тот в свою очередь передает пожатие следующему игроку и так далее по цепочке. Ведущий дает команду «Стоп» и игра останавливается. В это время задача ведущего заключается в том, чтобы отгадать на ком остановилось пожатие. В случае, если ведущему удалось угадать того человека, на котором остановилось пожатие, то они меняются между собой ролями. А если нет, то ведущий остается прежним.


Игра «Передай апельсин»

Все ребята выстраиваются в одну шеренгу. Суть игры заключается в том, чтобы передать по цепочки апельсин при условии, что его нельзя касаться руками (то есть передавать можно плечом или подбородком). В случае если апельсин падает на пол, то игра начинается заново.

Игра «Утка-гусь»

Все ребята становятся в круг и кладут руки на плечи друг другу. Ведущий каждому игроку говорит на ухо, кем он будет: «гусем» или «уткой». Далее он объясняет детям правила игры: тех игроков, которых он назвал «гусями» должны поджать одну ногу, а тех, кого он назвал «утками» - садятся на пол и поджимают обе ноги.

Игра «Елочка»

Ведущий выбирает одно игрока, завязывает ему глаза и ставит в центр круга. Остальные ребята, взявшись за руки, начинают водить вокруг этого игрока хоровод, при этом напевая песенку: «В лесу родилась елочка». По команде ведущего «Стоп», все игроки останавливаются. А задача того игрока, который находится в центре, отгадать, кто из ребят стоит перед ним. В случае если он отгадал, то ребята меняются местами и игра продолжается.


Рождественские игры в детском саду

Игра «Удержи снежинку»

Игра развивает ловкость и выносливость

Воспитатель раздает каждому ребенку по маленькому комочку ваты, который он обозначает «снежинкой». Далее дети разрыхляют свои комочки, и по команде ведущего подбрасывают их вверх и начинают дуть, так чтобы как можно дольше удержать свои «снежинки» в воздухе. Победителем становится тот игрок, который самый последний смог удержать свою «снежинку» в воздухе.

Игра «Собери снеговика»

Игра развивает сообразительность и ловкость.

Для данной игры заранее подготавливаются следующие фигурки: шляпка, нос-морковка, метла и кружочки разных диаметров.


Эта игра является парной, то есть в ней принимают участие 2 игрока. Далее по команде ведущего каждый из игроков начинает собирать своего «снеговика». Победителем становится тот игрок, кто первым соберет свою фигурку.

Рождественские игры и конкурсы:

Конкурс «Елочки бывают»

Ведущий (Дед Мороз) объясняет ребятам правила конкурса: те игроки, которых он назвал высокими - должны поднять руки вверх; низкие - опустить руки и сеть на корточки; тонкие - сделать уже круг; широкие - сделать шире круг. А теперь поиграем. Задача ведущего как можно больше запутать детей.

Конкурс «Кто самый ловкий?»

Ведущий раскладывает на полу новогодние игрушки. Все дети ходят под музыку по кругу за ведущим и по его команде или свитку стараются взять игрушку с пола. Тот, кому не досталось игрушки, выбывает из игры. Далее игра снова продолжается.


Конкурс «Прыжки в мешках»

Ребята делятся между собой на две команды по равному количеству человек. Первый участник соревнования получает в руки мешок. Далее задача игрока заключается в том, чтобы допрыгать в мешке до елочки и вернуться обратно в команду. Далее в порядке эстафеты передается мешок каждому из игроков. Победителем становится так команда, которая первая пришла к финишу.

Конкурс «Воздушный шарик»

Каждый игрок получает по одному воздушному шарику. Дети подбрасывают шарик в воздух и стараются не дать ему упасть на пол. При этом не разрешается касаться шарика руками.

Игра «В теплых варежках»

Для данной игры заранее подготавливается мешок с игрушками и варежки. Ребенок получает толстые варежки, которые он одевает, и уже потом опускает руки в мешок с игрушками. Его задача состоит в том, чтобы на ощупь определить то, что ему попалось.