Эксплуатация детского труда: законодательство, особенности и требования. Эксплуатация, использование детского труда

Универсальных мер по решению проблемы детского труда не существует. Более того, следует отметить, что программы по борь­бе с наихудшими формами детского труда в основном содержат элементы, необходимые для борьбы со всеми формами детского труда. Первостепенное внимание следует уделять детям, подвер­гающимся наибольшему риску, а также реабилитации тех детей, которые страдают от наиболее тяжелых и опасных форм эксплуа­тации.

Для достижения этих целей необходимо действовать в пяти ос­новных направлениях:

привлечение общественного мнения;

законодательная деятельность;

исполнительная деятельность;

образование;

оказание поддержки детям и их семьям.

Для успешной борьбы с детским трудом необходимо в первую очередь изменить отношение самого общества к этой проблеме. .

Привлечение общественного мнения к этой проблеме играет ог­ромную роль. Все, кто имеет отношение к данному вопросу, на­чиная с самих детей и их родителей, а также политики, полити­ческие партии, местные власти, работодатели, профсоюзы и ра­ботники сферы образования прежде всего должны признать существование такой проблемы, как использование детского тру­да. Зачастую ее рассматривают лишь в качестве источника дохода малоимущих семей или же в качестве средства обучения навыкам самостоятельного труда.

Даже если людей удастся убедить в том, что дети не должны взрослеть раньше времени или бросать учебу ради работы, им при­дется доказать еще и то, что действительно существует ачьтернати-ва такому труду. Для малоимущих семей любые аргументы о пользе образования для их детей неизбежно звучат как нечто гипотети­ческое, поскольку они никак не согласуются с необходимостью изо дня в день бороться за выживание.

Невозможно обойтись без законодательных мер в искоренении наихудших форм детского труда. Любая законодательная програм­ма по искоренению наихудших форм детского труда должна ос­новываться на:

четком юридическом определении минимального возраста для приема на работу, не достигнув которого ребенка запрещено на­нимать для выполнения какого-либо вида трудовой деятельности;

четком определении риска, которому запрещено подвергать детей, не достигших 18-летнего возраста;

законах, запрещающих неприемлемые формы труда, такие как долговая кабала и принудительный труд; продажа детей и торговля ими; использование, вербовка детей для занятия проститу­цией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

законах, предусматривающих наказание за осуществление такой деятельности, пособничество при ее осуществлении или по­пустительство.

Необходимо, чтобы существующие законы либо затрагивали все аспекты данной проблемы, либо допускали внесение попра­вок. Но прежде всего важно предусмотреть санкции против на­рушителей, использующих недопустимые формы эксплуатации детей. Эти санкции должны быть достаточно суровы, для того чтобы предотвратить подобные действия и в то же время предо­ставить возможность получения жертвами соответствующей ком­пенсации и защиты.

Проблема серьезно усложняется тем, что во многих государ­ствах трудовые законодательства, включая законы о минималь­ном возрасте для приема на работу, никак не затрагивают некото­рые сферы трудовой деятельности, такие как сельское хозяйство, бытовое обслуживание и деятельность небольших негосударствен­ных предприятий. Данные сферы относятся как раз к тем отрас­лям, где работает большинство детей и где они подвергаются по­тенциальной опасности, а иногда и жестокому обращению. Даже в тех случаях, когда законодательство затрагивает эти отрасли, со­блюдение законов на практике чрезвычайно усложняется.

Тесное сотрудничество и партнерство между официальными исполнительными и правоохранительными органами и другими государственными и негосударственными организациями, вклю­чая коммерческие организации, профсоюзы, социальные служ­бы, местные органы управления, помогут достичь хороших ре­зультатов.

Очевидной альтернативой детскому труду является образо­вание, как и определено международными стандартами труда о минимальном возрасте для приема на работу. Должное соблю­дение законов и нормативов, предписывающих обязательное посещение школ всеми детьми, не достигшими минимального возраста, позволяющего начать трудовую деятельность, вносит значительный вклад в дело искоренения многих наихудших форм детского труда. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации де­тей абсолютно невозможными. Оно также исключило бы воз­можность работы детей на предприятиях, во многих опасных про­мышленных отраслях и на местах, требующих полной занятости. Помимо этих очевидных преимуществ качественное образова­ние в дальнейшем может дать как детям, так и обществу в целом множество положительных результатов. В свое время оно, воз­можно, позволит навсегда покончить со всеми формами дет­ского труда.

Для достижения желаемых результатов необходимо оказание поддержки детям и их семьям. Дети, которые подверглись наиболее неприемлемым формам эксплуатации, нуждаются в реабилита­ции прежде, чем будут способны извлечь пользу из получения регулярного образования, а именно им должны быть предостав­лены медицинская помощь и психологическая поддержка, а так­же создано безопасное окружение, а иногда правовая поддержка и защита правоохранительных органов. В некоторых случаях воз­можность получения образования такими детьми должна быть подкреплена материально, включая предоставление различных субсидий, например стипендий, бесплатного питания, учебных пособий и медицинского обслуживания или предоставление дет­ской одежды, а также обучающих программ или иных источни­ков дохода их родителям. Такие программы должны быть ориен­тированы как на необходимость повышения уровня дохода для взрослых, так и на образование для детей, с тем чтобы предотв­ратить найм детей на работу наряду со взрослыми или вместо взрослых.

Важно понять, кто из детей подвергается наибольшей опасно­сти быть вовлеченным в неприемлемые формы детского труда, и * мотивировать этих детей остаться в школе, пока не стало слиш­ком поздно. Профилактические меры включают программы мо­тивации детей (и их родителей) начиная с раннего возраста, ори­ентированные на повышение осознания пользы образования и разъяснение им их прав, а также опасностей, связанных с ран­ним началом трудовой деятельности.

Необходим контроль в областях, на рабочих местах и в про­мышленных сферах, где ранее применялся детский труд и исполь­зование его прекратилось, так как крайне важно, чтобы новые дети не заняли место тех, кто здесь когда-то работал. Для достижения этой цели необходимо активное участие работодателей, руково­дителей, подрядных и субподрядных организаций, а также проф­союзов, местных властей и общин в создании механизмов по мо­ниторингу рабочих мест и ситуации в сообществах.

Анализ мнений детей о своем жизненном обустройстве позволя­ет сделать вывод о том, что ребенку сейчас очень легко оказаться на улице и вовлечься в уличный труд, но значительно сложнее потом его увести оттуда. Дети, вкусившие уличной жизни, трудно поддаются обратной адаптации. Поэтому решение проблемы улич­ных детей надо сосредоточить на профилактической работе с деть­ми группы риска и их семьями, на создании условий, изначально препятствующих вовлечению детей в подобный образ жизни.

1. Эксплуатация детей, не достигших возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство, путем использования их труда с целью получения

прибыли наказывается арестом на срок до шести месяцев или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, совершенные в отношении нескольких детей или если они причинили существенный вред

здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка, или соединенные с использованием

детского труда во вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до

пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет.

1. Объектом данного преступления является здоровье, физическое развитие, образовательный уровень ребенка и др.

Своеобразным предметом преступления и одновременно потерпевшим выступает ребенок.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в эксплуатации детей, которые не достигли возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство.

Эксплуатация детей заключается в использовании детского труда на любого вида работах с целью получения

3. Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Лицо осознает, что эксплуатирует ребенка с целью получения прибыли и желает

4. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Квалифицирующими признаками данного преступления по ч.2 являются:

Эксплуатация нескольких детей;

Причинение существенного вреда здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка;

Эксплуатация детей с использованием детского

труда во вредном производстве.

Эксплуатация нескольких детей заключается в противозаконном использовании труда двух и более детей.

Под существенным вредом здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка следует понимать получение ребенком различной степени тяжести

телесных повреждений, различных хронических заболеваний, ненормальное физическое развитие ребенка и отклонение в образовательном уровне ребенка, наступивших в результате противоправной эксплуатации детского труда7^\

Под использованием детского труда во вредном производстве следует понимать труд ребенка на производствах, которые отнесены законодателем к вредным.

Еще по теме Статья 150. Эксплуатация детей:

  1. 60. Преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Правовой анализ нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

День защиты детей ежегодно отмечается 1 июня начиная с 1950-ого года. Его основная цель - привлечь внимание к проблемам детства, которое далеко не у всех в мире бывает безоблачным и счастливым. Весьма жестокое выражение «проще, чем отнять конфету у ребёнка» хорошо описывает ситуацию с правами несовершеннолетних. Лишить ребёнка чего-то или, напротив, навязать ему обязанности не по возрасту - легко, ведь дети не могут отстаивать свои интересы перед взрослыми. И дело не только в недостатке жизненного опыта и физической слабости, но и в том, что критическому мышлению и навыкам противостояния насилию дети могут научиться только у взрослых. Конечно, если взрослые ставят цель защитить их, а не использовать в своих интересах.

Эксплуатацией называют присвоение результатов труда другого человека. То есть, ситуацию, когда в обмен на свою работу человек не получает ничего или получает куда меньше, чем заслуживает.

Такое поведение незаконно и несправедливо по отношению к людям любого возраста, однако в случае с детьми приобретает особую значимость. Наиболее социально незащищённые члены общества не могут за себя постоять, не знают, куда обратиться за помощью, и легко становятся жертвами манипуляций и запугивания. Работа не по возрасту, особенно во вредных условиях, ставит под угрозу здоровье детей, лишает их возможности гармонично развиваться и получать образование.

Документы, закрепляющие недопустимость эксплуатации

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята международная Конвенция по правам детей , которая предусматривает, в частности, защиту ребёнка от эксплуатации. Кроме того, в документе сказано, что каждый ребёнок должен быть защищён от выполнения работы, которая «может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».

Государства, участвующие в Конвенции, в том числе и Россия, принимают меры, направленные на соблюдение этих положений. Такими мерами могут установление минимального возраста при приёме на работу и регулирование условий труда и длительности рабочего дня для несовершеннолетних.

Главный российский документ о правах ребёнка - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» . Там, в частности, упоминается, что ребёнок должен быть защищен «от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Детский труд в истории

Само собой, угнетение детей и навязывание им «недетских» занятий изобрели не сегодня. Напротив, за последние 50 лет ситуация в этой сфере значительно улучшилась. Частичным извинением нашим предкам, которые позволяли детям работать в шахтах или командовать армиями, может послужить совершенно . Чтобы понять это, достаточно взглянуть на классические парадные портреты , где у малышей не только одежда как у взрослых, но и взрослые лица.

Ребёнок был «маленьким взрослым», а осознанность и разумность считались лучшими детскими достоинствами.

Дети из бедных семей начинали работать рано: им приходилось помогать родителям в ремесленных мастерских, убирать богатые дома, продавать товары с лотков, чистить ботинки. В этой статье мы уже , с какими трудностями сталкивались небогатые юные жители крупных городов.

Сиротам и вовсе не на кого было положиться. Типичная «карьера» уличного мальчика описана в «Оливере Твисте» - щипание пакли в приюте, работа в конторе гробовщика, воровство с шайкой карманников. Диккенс даровал своему герою чудесное спасение, как это часто бывало с героями романов о «детях сложной судьбы». Однако реальным Оливерам Твистам, Козеттам и Леди Джейн (героиня детской книги «Леди Джейн или голубая цапля» Сесилии Джемисон) везло, как правило, куда меньше.

Не сильно легче было и детям из деревень, которые помогали родителям на подённых работах (сбор урожая, строительство, заготовка леса), занимались домашним трудом, нянчили младших сестёр и братьев.

О тяжёлых условиях труда детей писал историк Генри Джиббингс, автор книги «Промышленная история Англии». Вклад в изучение истории детства внёс в 60-е годы XX века историк Филипп Арьес . По его представлению, то, каким было отношение к детству при «старом порядке» и то, как оно изменилось впоследствии, - важный ключ для понимания исторических процессов и развития гуманизма. А специалист по психоистории Ллойд деМос сделал большой вклад в представление о том, как воспитание влияет на формирование личности, и описал несколько моделей отношения к детям, каждая из которых соответствует своей исторической парадигме.

Эксплуатация детей сегодня

Трудовая эксплуатация

По данным Международной организации труда , в развивающихся странах на сегодняшний день работают 250 миллионов детей от 5 до 14 лет. По большей части это жители Азии, далее, по убыванию, Африки и Латинской Америки. Дети до сих пор вносят существенный вклад в экономику этих стран. С одной стороны, нарушаются международные соглашения о приемлемых для несовершеннолетних нормах труда. С другой стороны, выполнение запрета на труд будет означать ухудшение условий жизни и голод для многих из этих детей. В связи с этим ситуация остаётся сложной, а изменения идут медленно.

В Индии количество работающих детей существенно снизилось в промежуток с 1993 по 2005 год, однако множество несовершеннолетних и малолетних работают до сих пор. Преимущественно речь идёт о сельских районах. Кроме того, дети по сей день заняты в промышленности. Законодательство, существующее с 1986 года, позволяло детям работать на неопасном производстве. В 2013 году в Индии был принят закон, запрещающий детям до 14 лет работать, будь то опасная или неопасная промышленность. Тем не менее, суд постановил, что дети могут работать вместе со своей семьёй или в семейном деле, чтобы изучать основы профессии и мастерства. На практике это означает, что множество детей всё еще трудятся в качестве домашней и гостиничной прислуги, работают официантами и поварами, мастерят различные вещи и занимаются их продажей.

Согласно докладу ЮНИСЕФ от 1990 года, качество школ в сельских районах Индии оставляет желать лучшего. 50% государственных финансируемых начальных школ не имеют своего здания, 40% не имеют доски, и лишь в немногих есть книги и учебные пособия. У детей часто не хватает времени на учёбу, а школьному образованию нечем их привлечь. Между тем, детский труд - одна из причин бедности. Ведь, не получив образование, труднее найти работу с достойной зарплатой.

На примере Индии можно судить об основных социальных обстоятельствах, из-за которых существует детский труд: недостатки экономики, дешевизна и востребованность рабочего труда, низкое качество школьного образования, авторитет традиционного уклада.

На территории бывшего Советского Союза особенную обеспокоенность у мировых экспертов вызывает Узбекистан, где дети традиционно заняты в сборе урожая хлопка, который отвлекает их от учёбы осенью и весной. Впрочем, в начале 2017 года Международная организация труда сообщила о реформах, проведённых правительством государства, и заявила, что практика организованного детского труда в Узбекистане запрещена.

Сексуальная эксплуатация

К сексуальной эксплуатации относится принуждение к занятиям проституцией и к съёмкам в порнографии. О декриминализации проституции идут дискуссии, однако в случае с детьми разночтений быть не должно - любая форма их вовлечения в секс-работу неприемлема. Тем не менее, по данным ООН , ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции. Также на сайте ООН рассказывается о современных формах рабства, в том числе сексуального.

Там можно прочитать историю девочки по имени Анита Хадка : в 12 лет она попала в бомбейский бордель, став жертвой торговцев людьми. Таких детей в мире множество.

Кроме того, в ряде стран существует практика ранних браков, когда девочки ещё социально, эмоционально и физически не готовы к вступлению в брак - решения за них принимают их семьи. В принудительные браки, продажу и наследование жён вовлечены и взрослые девушки, и девочки. «Причиной детских браков является неравное гендерное положение и соотношение сил, которые могут привести к пожизненному подчинению девочек и женщин», - отмечает заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Флавия Пансиери.

Медийная эксплуатация

Иногда эксплуатацию легко изобличить - например, если ребёнок занимается тяжёлым и опасным физическим трудом за еду. В других случаях всё не так очевидно - например, когда родители принуждают ребёнка к слишком жёстким спортивным тренировкам, водят по кастингам или часами снимают для Youtube. Иногда такими родителями руководят их собственные амбиции, а также желание заработать с помощью ребёнка, пусть даже в ущерб его настоящим интересам. При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения.

Конкурсам красоты для малышей было посвящено шоу Toddlers & Tiaras , отменённое совсем недавно. Подобные зрелища не только грешат против хорошего вкуса, но и могут серьёзно повредить ребёнку. Часами неподвижно сидеть в кресле, пока тебе делают причёску, носить неудобную одежду и много раз повторять одни и те же действия - трудные задачи для маленького человека. Усталость, утомление, возможные раздражения от косметики, нарушение режима питания - факторы физического вреда. Кроме того, существует вред моральный. Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек, объективация - плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе.

В конце XV века случилась известная многим трагедия с «золотым мальчиком» . Сыну пекаря предстояло участвовать в шествии при дворе миланского герцога и олицетворять пришествие Золотого века - с этой целью его тело полностью покрыли золотой краской. В результате ребёнок скончался, поскольку нормальная терморегуляция была нарушена в течение долгого времени. Нечто близкое по духу происходит и сегодня с детьми, которых принуждают приносить здоровье в жертву популярности.

Интерес детей к взрослым занятиям - естественное явление. Однако подражательные практики хороши, когда идут на пользу самим детям, развивают любознательность, имеют игровой характер и не вредят здоровью, моральному состоянию и жизни. Ситуации, когда дети служат корыстным интересам взрослых, должны пресекаться. Привлечь внимание общественных организаций к проблеме может каждый, кто имеет дело с детьми и замечает, когда происходит что-то неладное.

На сайте ООН можно познакомиться с книгой «Наше право на защиту от насилия» - она ориентирована на тех, кто работает с подростками. Там приведены примеры опросников, которые позволяют выявить случаи насилия и разобраться, не нарушаются ли права несовершеннолетних; предлагаются идеи для ролевых игр , помогающих детям отказаться от работы, которую им не следует выполнять, и планы бесед, посвящённых выявлению насилия в отношении детей.


12 июня отмечается Всемирный день борьбы с детским трудом. Эта дата была объявлена в 2002 году Международной организацией труда (МОТ) с целью привлечь внимание к проблеме эксплуатации детей, которая наблюдается во многих странах мира.

«Дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты» — эти слова из Манифеста Коммунистической партии, опубликованные более 120 лет назад, остаются актуальными по сей день. Пожалуй, они приобрели даже более страшный смысл, поскольку сегодня дети являются предметами и инструментами в проституции и при изготовлении порнографических материалов в таких масштабах, каких не знала вся предыдущая история человечества.

Проблема эксплуатации детского труда обострилась с развитием капитализма. К. Маркс писал: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!»

Сегодня лишь 7% несовершеннолетних работников заняты в промышленности, 26% — в сфере услуг, 60% — в сельском хозяйстве. Однако, как и на ранних стадиях развития капитализма, современный труд детей, особенно его наихудшие формы (проституция, порнобизнес, торговля детьми, принудительный призыв детей в армию, работа на вредных производствах) приводит к физической и моральной деградации детей и подростков, к высокому уровню детской смертности.

Кампания по искоренению наихудших форм детского труда, начатая МОТ в 2002 году, призвана решить проблему к 2016 году. Обеспокоенность и усилия мирового сообщества понятны. Однако ещё Маркс отмечал, что полное запрещение детского труда при капитализме является пустым благочестивым пожеланием. И с этим трудно не согласиться. По последним оценкам МОТ, число работающих детей в мире составляет 215 миллионов человек, причём более половины из них работают в опасных условиях. В 1997 году работающих детей было не намного больше – около 250 миллионов. Это дети в возрасте от 5 до 14 лет.

Да, ООН и МОТ рассматривают детский труд как эксплуатацию. В 1999 году была принята Конвенция о запрещении детского труда и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. 171 страна ратифицировала эту Конвенцию (Россия в 2003 году). МОТ оказывает поддержку работающим детям и отмечает положительные глобальные тенденции. Но можно ли полностью искоренить детский труд в условиях капитализма? О невозможности решить другую серьёзную социальную проблему – наркоманию – в ООН уже заявили. 2016 год не за горами. Есть ли какой-то прогресс в решении этой проблемы за последние годы?

Международная организация труда была создана в 1919 году. Среди причин её создания, кроме ухудшения условий труда в мире, была и революция в России. Мировое сообщество вознамерилось доказать, что социальные проблемы можно решить не революционным, а эволюционным путём. Прошёл уже почти век. Детский труд, борьбу с которым МОТ начала с момента своего образования, приобрёл за это время лишь новые страшные формы, что и вынудило принимать дополнительные конвенции и объявлять о необходимости срочных мер.

Кое-кто пытается припомнить эксплуатацию детей при социализме в СССР. Но все воспоминания сводятся к использованию детского труда на хлопковых плантациях в Узбекистане и к трудовым лагерям пионеров и комсомольцев. Никто не отрицает, что это было, и стоит даже подтвердить, что труд детей при социализме был воспитательным фактором. Зачастую, колхозы и предприятия, где дети и подростки получали трудовые навыки, терпели убытки от «помощи» подрастающего поколения, но несли на себе такую нагрузку (работа детей в годы Великой Отечественной войны, понятно, здесь даже и не рассматривается). Кроме того, воспоминания об участии в трудовых детских десантах обычно заканчиваются признанием, что время это было чудесное и замечательное – больше было общения и коллективных мероприятий, чем собственно самого труда.

Сегодня в том же Узбекистане дети сами сбегают из школ на хлопковые плантации, чтобы заработать лишние деньги и помочь семье. В России уже 10-11-летние дети предпочитают работу ради денег учёбе, спорту и познавательным развлечениям.

Ф. Энгельс писал: «… в первый же день после взятия им политической власти рабочему классу предстоит принять для охраны женского и детского труда еще гораздо более решительные меры, чем билль о десятичасовом или даже о восьмичасовом рабочем дне». Так оно и было в России, когда МОТ ещё не существовала. Одним из первых декретов Советской власти был декрет о 8-часовом рабочем дне, запретивший детский труд и регламентировавший труд подростков. Эти же положения были включены в Кодексы законов о труде РСФСР и СССР последующих лет. СССР присоединился к Конвенции о минимальном возрасте приёма на работу (16 лет) в 1974 году. О наихудших формах детского труда тогда у нас и речи не было…

Транскрипт

1 ОДИН ЧАС ПРОТИВ ДЕТСКОГО ТРУДА 12 июня расскажите о детском труде в вашей школе или профсоюзе Каждый год 12 июня Международная организация образования (МОО) и страны-члены МОО отмечают Всемирный день борьбы с детским трудом. Всемирный день рассматривается как возможность осветить глобальные масштабы распространенности детского труда и повысить общую информированность о ситуации, в которой находятся миллионы работающих мальчиков и девочек в мире. В этот день Международная организация образования, в составе которой представлены и профсоюзы учителей, в очередной раз напоминает о праве каждого ребенка на получение бесплатного качественного государственного образования. Имея весьма успешный опыт использования концепции «Один час о СПИДе» во Всемирный день борьбы со СПИДом, МОО при поддержке Международной программы МОТ по искоренению детского труда (МОТ-ИПЕК), предлагает данный ресурсный пакет «Один час против детского труда» учителям и профсоюзам учителей для использования 12 июня в школах, на уроках, на совещаниях учителей или заседаниях профсоюзных работников. Данный ресурсный пакет поможет учителям, работникам образования и их профсоюзам провести предлагаемое одночасовое мероприятие о детском труде на основе доступных и адаптированных материалов. Данный пакет включает краткую информацию о детском труде в целом, а также описание предлагаемого мероприятия, карандаши и информационный плакат с основными идеями относительно того, как учителя, профсоюзы учителей и учащиеся могут внести вклад в предотвращение детского труда и продвижения принципов образования для всех. Основная цель кампании повысить информированность учителей и учащихся о детском труде и призвать их к принятию соответствующих действий на всех уровнях на протяжении всего года. Ресурсный пакет «Один час против детского труда» доступен на английском, французском и испанском языках на следующем интернет-сайте: http//. Содержание: 12 июня говорите о детском труде в своей школе или в профсоюзе 1 Введение и основная информация о детском труде 2 Одночасовое мероприятие против детского труда 3 Утверждения для обсуждений 4 Задание для работы в группах 5 1 / 9

2 Введение и основная информация о детском труде По данным МОТ, около 125 миллионов детей во всем мире вовлечены в детский труд, из которых более половины вовлечены в наихудшие формы детского труда. Детский труд, прежде всего, влияет на образование детей. Так, многие дети не посещают школу из-за работы или бросают школу в раннем возрасте, пропускают школу, остаются на второй год или имеют плохую успеваемость в школе. Стандарты МОТ в сфере труда Достижение целей образования для всех и искоренение детского труда тесно взаимосвязаны. С одной стороны, бесплатное и обязательное качественное образование рассматривается в качестве основного элемента в профилактике детского труда. Дети, не имеющие доступа к качественному образованию, не имеют других альтернатив кроме, как выйти на рынок труда, где зачастую они вынуждены работать в опасных и принудительных условиях. С другой стороны, детский труд является одним из основных препятствий в получении образования, когда работающие дети не могут пойти в школу и соответственно не получают должного образования. Конвенции МОТ по детскому труду направлены на защиту детей. Вкупе с другими международными инструментами, связанными с правами детей, они формируют правовые рамки национального законодательства и программ, реализуемые странами. Принципы и права, заложенные в основополагающих Конвенциях МОТ, также рассматриваются в качестве основных прав человека, которые должны уважать, соблюдать и продвигать все страны-члены МОТ. «Основополагающие принципы и права в сфере труда» включают свободу ассоциаций и право на ведение коллективных переговоров, ликвидацию всех форм принудительного или обязательного труда, упразднение детского труда и искоренение дискриминации в отношении занятости и профессий. Конвенция МОТ 138 (1973 г.) обязывает страны - члены МОТ установить минимальный возраст приема на работу, который не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Тенденции в области детского труда: В глобальном масштабе распространенность детского труда снижается, но в меньшей степени, чем прежде; Численность детей, вовлеченных в опасные виды работ, подсчет которых зачастую используют для оценки масштабов распространенности наихудших форм детского труда, снизилась и, в особенности, среди детей младше 15 лет. Однако, общее количество детей, вовлеченных в опасные виды работ, остается высоким и составляет 115 миллионов детей. Детский труд продолжает сокращаться в Азиатско-тихоокеанском регионе и в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, тогда как в Африке южнее Сахары численность работающих детей возросла; Заметно сократилась численность работающих девочек; Большинство работающих детей вовлечено в сельское хозяйство. Только каждый пятый ребенок работает на оплачиваемой работе. Подавляющее большинство детей работают как неоплачиваемые семейные работники. Источник: Ускорение усилий по упразднению детского труда, Глобальный отчет МОТ, / 9

3 Конвенция МОТ 182 о наихудших формах детского труда (1999) призывает принять «незамедлительные и эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда». Несмотря на практически глобальную ратификацию Конвенции МОТ 182 о наихудших формах детского труда, Конвенции 182 и 138 о минимальном возрасте приема на работу не ратифицировали еще 14 стран. В этих странах проживает значительная доля детей от общего количества детей в мире. В данном случае, профсоюзам следует продолжать проводить кампании по ратификации этих конвенций в рамках своих информационных стратегий. Другие ключевые международные стандарты и Декларации На протяжении нескольких лет возрастающая информированность о необходимости обеспечения детей образованием и защитой послужило толчком для разработки свода международных стандартов для оказания содействия странам-участницам в гармонизации национальных законодательств. Всеобщая декларация прав человека особо выделяет право на образование, заявляя, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, а высшее образование должно быть одинаково доступным для тех, кто достиг необходимых успехов...» Дакарские рамки действий выражают коллективную приверженность международного сообщества придерживаться масштабной стратегии для обеспечения каждого ребенка, молодежи и взрослых необходимым соответствующим и устойчивым образованием. Дакарские рамки действий обязывают правительства стран обеспечить полный охват всех качественным основным образованием к 2015 г или к более раннему сроку, уделяя особое внимание образованию девочек. Документ также включает заявление стран-доноров и институтов о том, что «ни одна страна, серьезно решающая проблему базового образования, не будет иметь недостатка в ресурсах для достижения поставленных целей». Цели развития тысячелетия (ЦРТ) определяют восемь основных глобальных целей, которые все 193 странычлены ООН должны достичь до 2015 года. Они включают и обеспечение всеобщего начального образования (ЦРТ 2). Что вы можете сделать во Всемирный день борьбы с детским трудом? Профсоюзы и учителя могут поддержать Всемирный день различными способами. С конкретными идеями по профилактике детского труда и продвижению права ребенка на получение бесплатного качественного образования вы можете ознакомиться из описанного ниже «Одночасового мероприятия по детскому труду» и из информационного плаката. Описание мероприятия разработано и представлено таким образом, чтобы вы могли с легкостью его адаптировать с учетом потребностей целевой группы (ваши коллеги или учащиеся), а также местного контекста и культуры. Для получения более подробной информации о масштабности и продвижении Всемирного дня борьбы с детским трудом мы призываем вас к сотрудничеству с местными офисами МОТ, гражданским обществом, ассоциациями родителей, местными и национальными органами власти и СМИ. 3 / 9


4 Одночасовое мероприятия по детскому труду Проведение мероприятия Мероприятие по детскому труду с учителями и учащимися может провести любой заинтересованный человек. Вам не обязательно быть экспертом по детскому труду. Ваша основная роль будет заключаться в организации и проведении открытой дискуссии и создании такой атмосферы, в которой учителя и учащиеся смогут открыто выражать свои мнения и идеи. Рекомендации по проведению мероприятия Цель: Целевая группа: Время: вовлечь участников в обсуждение проблемы детского труда и побудить их к принятию конкретных действий для решениия проблемы детского труда. учителя и учащиеся (рекомендации по возрасту представлены ниже) 1 час Раздаточные материалы: копии заданий с одним тезисом для обсуждения в каждом из заданий (страница 9) Ручки и карандаши Информационный плакат «Один час против детского труда» Описание процесса проведения мероприятия: 1. Введение (5 минут) Откройте сессию (урок, мероприятие), рассказывая участникам о том, что 12 июня это Всемирный день борьбы с детским трудом и о том, что тысячи учителей и учащихся будут принимать участие в подобных мероприятиях во всем мире. Разделите участников на группы (4-8 человек) для обсуждения в малых группах Раздайте задания группам Выберите несколько следующих тезисов для обсуждения: - Детский труд невозможно искоренить до тех пор, пока не будет решена проблема бедности (участники старше 10 лет) - Дети подходят для некоторых видов работ лучше, чем взрослые (участники старше 10 лет) - Образование имеет решающее значение в искоренении детского труда (участники старше 10 лет) - Ответственный потребитель может помочь остановить детский труд (участники старше 10 лет) - Труд детей стоит дешевле и их выгоднее нанимать (участники старше 12 лет) - Детский труд является неотъемемой частью детского дошкольного образования (участники старше 14 лет) - Очень важно, чтобы государства ратифицировали основополагающие конвенции МОТ (взрослые участники) - Учителя и их профсоюзы являются ключевыми партнерами в борьбе с детским трудом (взрослые участники). Распределите выбранные утверждения по группам для обсуждения. 4 / 9

5 2. Обсуждение в группах (20 минут) Объясните участникам, что что в группе им нужно будет выбрать 1 участника, который будет фиксировать и затем презентовать все наработки группы. Попросите группы записать их утверждения на ранее розданных заданиях. Затем попросите каждого участника в каждой группе высказать свое мнение о соответствующем утверждении. Попросите также участников обсудить следующие три вопроса из задания: Какие аспекты все участники единогласно поддержали в отношении данного утверждения? Какие противоречивые мнения были высказаны в отношении данного утверждения? Какие действия необходимо предпринять для решения всех тех вопросов, которые были затронуты в вашем обсуждении? Делегированный участник из каждой группы должен будет резюмировать все наработки и подготовить информацию для презентации. 3. Пленарное обсуждение (20 минут) Закончите обсуждение в малых группах и попросите всех собраться для пленарного обсуждения и заслушать краткие презентации групп. После презентаций, резюмируйте дискуссию следующими тезисами, касающимися детского труда: Детский труд это глобальная проблема. Миллионы детей во все мире лишены возможности получить образование. Каждый ребенок имеет право на образование. Тема Всемирного дня борьбы с детским трудом в 2012 г «За права человека и социальную справедливость. Искореним детский труд». Для того, чтобы эффективно решить проблему детского труда, люди на всех уровнях должны принять соответствующие действия и почувствовать собственную ответственность. Действия могут быть предприняты как взрослыми, так и детьми. 4. Информационный плакат «Один час против детского труда» (15 минут) Объясните, что мы можем предпринять различные меры как на личном, местном, так и на национальном уровнях. Информационный плакат «Один час против детского труда» предлагает ряд действий, которые могут быть предприняты на разных уровнях: «начни с себя»: учащиеся и учителя могут начать действовать в своем личном качестве. Так, к примеру, вы можете вести себя как ответственный потребитель, покупая только те товары, которые произведены в соответствии с установленными трудовыми стандартами или вы можете лоббировать через местные органы власти или лица подписание какихлибо петиций или поддержку определенных кампаний. На уровне ваших социальных связей: вы можете предпринять различные действия как в самой школе, так и непосредственно на вашем рабочем месте. Основная цель ваших действий помочь людям узнать больше о детском труде. Вы можете повысить информированность, к примеру, через написание статьи в журнал вашего профсоюза или в местную газету; или обсуждение проблемы детского труда с вашими коллегами, призывая их принять участие во Всемирном дне борьбы с детским трудом или через организацию какоголибо мероприятия, посвященного цели Образования для всех для того, чтобы обсудить, как качественное образование влияет на искоренение детского труда. На уровне вашей школы или рабочего места: вовлеките вашу школу и коллег в обсуждение проблемы детского труда. К примеру, попробуйте организовать в вашей школе или 5 / 9

6 непосредственно на рабочем месте встречу 12 июня, на которой вы могли бы обсудить проблематику Всемирного дня борьбы с детским трудом и важность профилактики отсева детей из школы, а в особенности девочек, через повышение информированности о важности образования и включение вопросов детского труда в стратегические планы развития/действий профсоюзов учителей. На уровне сообщества: вы можете предпринять широкий спектр действий, которые должны быть интегрированы в само сообщество. К примеру, вы можете работать с семьями и местными организациями в рамках мониторинга детского труда или работать волонтером в местной организации по профилактике детского труда. Вы также можете принимать участие или организовывать различные митинги и т.д. На национальном уровне: действия должны быть направлены на работу с правительством по принятию мер по борьбе с детским трудом. Вы, к примеру, можете встретиться с местными органами власти с требованием разработать политику, конкретные действия и программы, направленные на упразднение детского труда. Вы также можете призывать свое правительство ратифицировать основные Конвенции МОТ по детскому труду и обеспечить применение норм национального законодательства, касающихся защиты детей. После приведенных примеров, побудите участников к тому, чтобы они запланировали проведение соответствующего мероприятия/действия. Раздайте участникам лист бумаги и попросите их записать свои имена и напротив каждого имени указать запланированное мероприятие или действие. Скажите, что через определенное время вы попросите их предоставить краткий отчет о проведенном мероприятии. В качестве альтернативы, участники могут отметить планируемые мероприятия на информационном плакате. Данный плакат следует затем вывесить в вашем классе. Впоследствии, вы можете всегда ссылаться на данный плакат. Тезисы для обсуждения Памятка для модератора: В качестве примеров, ниже представлены варианты обсуждений тех или иных тезисов для того, чтобы у вас были идеи об аспектах, которые можно обсудить. Вы и ваши участники можете добавить больше информации и примеров в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов группы. Вы также можете выбрать и другие тезисы для обсуждения, которые не включены в предложенный список, но являются актуальными для вашей местности. Источник: МОТ, ЮНИСЕФ, Глобальный марш против детского труда, Кампания против детского труда. 1. Детский труд невозможно искоренить до тех пор, пока не будет решена проблема бедности Не согласен: Опасный детский труд может и должен быть упразднен независимо от сокращения бедности. В случае даже если большинство работающих детей из бедных семей, бедность это не основная причина, по которой дети вынуждены работать. Последние исследования о роли бедности в распространенности детского труда показали, что существуют другие факторы, которые в равной степени способствуют появлению детского труда. Это, к примеру, низкая заинтересованность родителей в образовании своих детей, в особенности девочек, или проблемы в системе образования в целом и т.п. Очень часто, бедность рассматривается как оправдание детскому труду. Проблема бедности не будет решена до тех пор, пока работающие дети не будут возвращены в школы. В долгосрочной перспективе семьям выгоднее вернуть работающих детей в школы, чем поощрять их занятость. Работающие дети страдают от психологических и физических последствий тяжелой работы, которые, как следствие, становятся безработными, вынужденными полагаться на труд своих детей. 6 / 9

7 2. Дети подходят для некоторых видов работ лучше, чем взрослые Не согласен: Данный аргумент зачастую используется в качестве предлога для использования детского труда в промышленности по плетению ковра. Кроме того, реальность породила большие сомнения того, что дети лучше приспособлены к конкретной работе, чем взрослые, из-за того, что они наделены специальными атрибутами. Специальное исследование, проведенное МОТ, подтвердило, что этот аргумент зачастую неоправдан. Аргумент Ловкие пальцы совершенно не оправдывается на таких опасных производствах, как ковроткачество, производство стекла, в горной промышленности и полировки драгоценных камней. Даже в ручном плетении ковров занятии, в котором детский труд считается незаменимым обследование 2000 ткачей выявило, что дети не более умелы, чем взрослые. Несколько лучших ковров с наибольшей плотностью мелких узелков были сплетены взрослыми. Если ловкие пальцы ребенка не оправдываются на таких работах, то трудно представить, на каких видах производства они потребуются. 3. Образование имеет решающее значение в искоренении детского труда. Согласен: Достижение целей образования для всех и цель по упразднению детского труда взаимосвязаны. С одной стороны, образование рассматривается в качестве основного элемента в профилактике детского труда. Дети, не имеющие доступа к качественному образованию, не имеют других альтернатив кроме, как выйти на рынок труда, где зачастую они вынуждены работать в опасных и принудительных условиях. С другой стороны, детский труд является одним из основных препятствий в достижении целей «образования для всех», когда работающие дети не могут пойти в школу и соответственно не получают должного образования. Прредотвращение и ликвидация детского труда должны быть неотъемлемой частью политики образования во всем мире. Обеспечение доступа к бесплатному, обязательному и качественному образованию для всех детей является ключевой стратегией и первым шагом в искоренении всех форм эксплуатации детского труда. 4. Ответственный потребитель может помочь остановить детский труд. Согласен: очень важно быть ответственным социальным потребителем. Это означает, что вы тот человек, который думает прежде, чем покупать. Вы всегда можете проверить политику компаний в сфере труда и узнать используют ли они детский труд, соблюдают ли они правовые стандарты в сфере труда, есть ли у них специальные коды на этикетках для посещения веб-сайтов сети организаций потребителей, таких как Clean Clothes Campaign, Make it fair, «PlayFair, Asia Floor Wage etc. Важно знать, что в случае отсутствия у произведенной продукции универсального сертификата свободные от детского труда, существуют группы, которые осуществляют регулярный мониторинг конкретных отраслей (к примеру, Rugmark Foundation) и подтверждают, что эти виды промышленности придерживаются строгим стандартам в сфере труда. Вы можете также не приобретать определенный товар, участвуя в бойкотах или в кампаниях против продукции, при производстве которой используется детский труд. 5. Труд детей стоит дешевле и их выгоднее нанимать. Не согласен: Экономический аргумент того, что использование труда детей стоит гораздо дешевле, чем использование труда взрослого работника разрушается при более тщательном изучении. Детям обыно платят меньше чем взрослым. Тем не менее, МОТ установила, что экономия при использовании детского труда очень маленькая: к примеру, экономия составляет менее чем 5% по сранению с окончательными розничными ценами на браслеты, и меннее 5-10% по сравнению с окончательными 7 / 9

8 ценами на ковры. Иностранные розничные торговцы обычно поднимают цены на ковры до 200%. Ковры могут стоить в четыре раза дороже для потребителей, что аналогично индийской экспортной цене. 6. Детский труд является неотъемемой частью детского дошкольного образования. Не согласен: Миллионы работающих детей, работая день и ночь пропускают критически важный момент в своем физическом и психическом развитии. Начальное и среднее образование обеспечивает детей не только знаниями и навыками, необходимыми для получения адекватной работы в будущем, но и предоставляет возможности строить социальные отношения с людьми. Кроме того, образование предоставляет детям возможность получить знания о своих основных правах и также реализовать свой потенциал. Дети, имеющие недостаточное образование или не имеющие образования совсем, вырастают менее здоровыми и меннее производительными чем взрослые, которые, в свою очередь, не работали до своего совершеннолетия. 7. Очень важно, чтобы государства ратифицировали основополагающие конвенции МОТ. Согласен: Конвенции МОТ о детском труде направлены на защиту детей. Существуют две основных конвенций МОТ: Конвенция МОТ о минимальном возрасте приема на работу, 1973 (138) обязывает страны - члены МОТ установить минимальный возраст приема на работу, который не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет.и Конвенция МОТ о наихудших формах детского труда 182 (1999), которая призывает принять эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда. Конвенция МОТ 138 ратифицирована 80% государствами-членами МОТ в то время как ратификация Конвенции 182 была самой быстрой в истории МОТ (конвенцию ратифицировали 171 странычлены МОТ из 183 стран-членов). Ратификация Конвенции является важным шагом, но реализация принятых объязательств является более сложной задачей. Применение Конвенций контролируется надзорным механизмом МОТ, а именно Комитетом экспертов по по применению конвенций и рекомендаций и Комитетом по применению стандартов Международной трудовой конференции, где проблема детского труда часто обсуждается для оценки прогресса в соответствующих странах. 8. Учителя и их профсоюзы являются ключевыми партнерами в борьбе с детским трудом. Согласен: Учителя и их профсоюзы находятся в наиболее выгодном положении для осуществления деятельности по профилактике детского труда, в особенности в сфере повышения осведомленности и мониторинга детского труда, так как они ежедневно взаимодействуют с работающими и уязвимыми детьми. Они также могут могут способствовать предотвращению детского труда путем принятия мер в школах и на увроне сообщества. Это позволяет им регулярно выявлять детей, часто пропускающих школу или вообще не посещающих школу. Профсоюзы учителей могут лоббировать как ратификацию, так и реализацию основных конвенций МОТ по детскому труду. Учителя и их профсоюзы также являются лучшими в деле продвижения бесплатного и качественного образования для всех. 8 / 9

9 ЛИСТ С УПРАЖНЕНИЯМИ Тезис для обсуждения Инструкции в группе вам нужно будет выбрать одного участника, который будет фиксировать и затем презентовать все наработки группы, попросите каждого участника в вашей группе высказать свое мнение о соответствующем тезисе попросите каждого участника в вашей группе ответить наследующие три вопроса в данном задании. Постарайтесь собрать ключевые моменты, чтобы делегированный участник из каждой группы смог резюмировать все наработки и подготовить информацию для презентации. Вопросы 1. Какие аспекты все участники единогласно поддержали в отношении данного утверждения? 2. Какие противоречивые мнения были высказаны в отношении данного утверждения? 3. Какие действия необходимо предпринять для решения всех тех вопросов, которые были затронуты в вашем обсуждении? 9 / 9


Renault, Ноябрь 2004 Renault Publipole Impression ref. 4939 213 568 ДЕКЛАРАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ГРУППЫ RENAULT Декларация основных прав работников была подписана высшим руководством группы Renault,

Совет по Правам Человека Резолюция 6/29. Право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Совет по правам человека, признавая, что для миллионов людей во всем

ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ WHA64.28 Пункт 13.16 повестки дня 24 мая 2011 г. Молодежь 1 и риски для здоровья Шестьдесят четвертая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения,

Стратегическая сессия для молодежи по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа Стратегическая сессия (мозговой штурм) специальный формат коллективной работы для производства и гибридизации новых идей по определенным

ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ WHA67.1 Пункт 12.1 повестки дня 24 мая 2014 г. Глобальная стратегия и цели в области профилактики, лечения и борьбы с туберкулезом на период

Организация Объединенных Наций A/RES/67/164 Генеральная Ассамблея Distr.: General 13 March 2013 Шестьдесят седьмая сессия Пункт 69 b повестки дня Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [по докладу

Глобальное рамочное соглашение между ICEM и ЛУКОЙЛ СОГЛАШЕНИЕ между МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКОВ, ГОРНЯКОВ И РАЗНОРАБОЧИХ, ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ

ПРЕКРАТИТЬ ЭПИДЕМИИ СПИДа, ТУБЕРКУЛЕЗА И МАЛЯРИИ РАЗУМНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В 2000 году казалось, что СПИД, туберкулез и малярию невозможно остановить. Во многих странах СПИД уничтожил целое поколение, оставив

Организация Объединенных Наций A/RES/65/4 Генеральная Ассамблея Distr.: General 23 November 2010 Шестьдесят пятая сессия Пункт 11 повестки дня Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [без передачи в

Организация Объединенных Наций E/RES/2015/27 Экономический и Социальный Совет Distr.: General 16 September 2015 Сессия 2015 года Пункт 18 b повестки дня Резолюция, принятая Экономическим и Социальным Советом

Kazakhstan Monitoring the Sustainable Development Goals: Meeting to identify Asia-Pacific regional and subregional priorities 21-23 September, UNCC Bangkok 1. National SDGs consultation Национальные консультации

Межрегиональный форум ЮНИДО Предпринимательская деятельность женщин проблемы и решения в Европе и арабских странах ЮНИДО Главной задачей Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Цели развития тысячелетия в контексте формирования стратегии развития харьковского региона В.Б. РОДЧЕНКО канд. экон. наук; Д.А. СЕРЕГИНА Харьковская национальная академия городского хозяйства 61002 Украина,

ПРОГРАММА ПО БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО НЕДОПУЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ ЭТО ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА,

Все против туберкулеза EUR/07/5061622/5 Европейский министерский форум ВОЗ 74418 22 октября 2007 г. Берлин, 22 октября 2007 г. Оригинал: английский Берлинская декларация по туберкулезу 1. Мы, министры

Организация Объединенных Наций Генеральная Ассамблея Distr.: General 15 April 2010 Russian Original: English A/HRC/RES/13/27 Совет по правам человека Тринадцатая сессия Пункт 9 повестки дня Расизм, расовая

Организация Объединенных Наций Экономический и Социальный Совет Distr.: General 16 December 2008 Russian Original: English E/CN.3/2009/23 Статистическая комиссия Сороковая сессия 24 27 февраля 2009 года

Организация Объединенных Наций A/RES/69/156 Генеральная Ассамблея Distr.: General 22 January 2015 Шестьдесят девятая сессия Пункт 64 повестки дня Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 18 декабря 2014

ДЕКЛАРАЦИЯ МОТ ОБ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПАХ И ПРАВАХ В СФЕРЕ ТРУДА ЕЖЕГОДНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КАСАЮЩАЯСЯ НЕРАТИФИЦИРОВАННЫХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОНВЕНЦИЙ ФОРМА ДОКЛАДА Упразднение всех форм принудительного

Часто задаваемые вопросы Европейский союз и Организация Объединенных Наций создали новое партнерство в целях ликвидации всех форм насилия в отношении женщин и девочек, деятельность которого будет финансироваться

Организация Объединенных Наций Экономический и Социальный Совет Distr.: Limited 8 March 2007 Russian Original: English E/CN.6/2007/L.4/Rev.1 Комиссия по положению женщин Пятьдесят первая сессия 26 февраля

В рамках образовательных проектов Министерство образования, науки и молодежной политики при поддержке ЮНИСЕФ внедрило Концепцию «школы доброжелательного отношения к ребенку». Она ставит акцент на обучении,

Генеральная конференция 38-я сессия, Париж 2015 г. 38 C 38 C/70 4 ноября 2015 г. Оригинал: английский Пункт 4.23 повестки дня Провозглашение 28 сентября Международным днем доступа к информации Источник:

ЗАЩИТА ЖУРНАЛИСТИКИ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ Кратко Платформа собирает и распространяет информацию, связанную с угрозами свободы СМИ, а также в отношении действий со стороны государств-членов и Совета

ГЛАВА 1 6 Глава 1: Введение ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОКЛАД 2010 1 ВВЕДЕНИЕ На пороге четвертого десятилетия развития эпидемии СПИДа мир начинает выходить из кризиса распространение ВИЧ удалось остановить и начать работу,

Организация Объединенных Наций A/RES/69/183 Генеральная Ассамблея Distr.: General 6 February 2015 Шестьдесят девятая сессия Пункт 68 b повестки дня Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 18 декабря

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ СЕССИЯ A56/13 ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5 марта 2003 г. Пункт 14.5 предварительной повестки дня Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому

Организация Объединенных Наций Экономический и Социальный Совет Distr.: General 14 December 2005 Russian Original: English E/CN.3/2006/29 Статистическая комиссия Тридцать седьмая сессия 7 10 марта 2006

Выявлять и широко распространять передовую практику. Вести оценку действенности усилий, предпринимаемых в целях вовлечения мужчин и мальчиков в работу по обеспечению равенства между мужчинами и женщинами;

Региональная конференция проекта Улучшение доступа женщин к правосудию в пяти странах Восточного партнерства (Aрмения, Aзербайджан, Грузия, Республика Молдова и Украина) Укрепление потенциала судебной

ED/EFA/2010/ME/1 Девятое совещание Группы высокого уровня по образованию для всех 23-25 февраля 2010 г. Аддис-Абебa, Эфиопия Аддис-Абебская декларация Девятое совещание Группы высокого уровня по образованию

08w Пункт 6 повестки дн Химическая безопасность в уязвимом мире Язык оригинала: английский 23 апреля 2003 г. ФОРУМ IV Четвертая сессия Межправительственного форума по химической безопасности Бангкок, Таиланд

Неофициальный перевод Совещание Сторон Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды Рабочая группа

Апрель 2009 года R СОВМЕСТНОЕ СОВЕЩАНИЕ Совместное совещание 101-й сессии Комитета по программе и 126-й сессии Комитета по финансам Рим, 13 мая 2009 года КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ, СОПРОВОЖДАЕМОЙ РОСТОМ I. История

Белфастская декларация С 27 августа по 1 сентября 2006 года Международная Ассоциация судей и магистратов по делам семьи и молодежи провела XVII Всемирный Конгресс в Белфасте, Северная Ирландия. В наших

5 August 2004 Russian Original: English Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Предсессионная рабочая группа тридцать второй сессии 10 28 января 2005 года Перечень тем и вопросов в связи

Подготовка На осуществление кампаний, направленных на изменение политики и законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, могут уйти многие годы. По мере реализации мероприятий

Всемирная организация здравоохранения СЕМИДЕСЯТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ A70/A/CONF./5 Пункт 13.1 повестки дня 24 мая 2017 г. Кадровые ресурсы для здравоохранения и выполнение итоговых

R ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ ДАТА: 13 МАЯ 2016 Г. Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам Тридцать вторая сессия Женева, 9 13 мая 2016 г. РЕЗЮМЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ стр. 2 ПУНКТ 1 ПОВЕСТКИ ДНЯ: ОТКРЫТИЕ

ЮНИСЕФ В ТАДЖИКИСТАНЕ Страновая програма на - 2005-2009 г.г. 1 9 4 6-2 0 0 6 Unite for Children Пр е д и с л о в и е Горный Таджикистан своей поразительной природной красотой вызывает восторг и вместе

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА Distr. LIMITED FCCC/SBI/2007/L.29/Add.1 10 December 2007 RUSSIAN Original: ENGLISH ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ Двадцать

Организация Объединенных Наций A/RES/67/216 Генеральная Ассамблея Distr.: General 20 March 2013 Шестьдесят седьмая сессия Пункт 21 повестки дня Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [по докладу Второго

Исполнительный совет Сто семьдесят седьмая сессия 177 EX/35 Partie I Париж, 17 июля 2007 г. Оригинал: французский Пункт 35 предварительной повестки дня Мониторинг выполнения нормативных актов ЮНЕСКО ЧАСТЬ

Региональная конференция «Укрепление национальных механизмов в сфере защиты детей от пренебрежительного и жестокого обращения, насилия и эксплуатации» Минск, Беларусь, 12-13 ноября 2014 года Концептуальная

Ноль самоуспокоенности: Ускорение действий для достижения ЦРТ-6 в Восточной Европе и Центральной Азии Совместное заявление от имени международных сопредседателей Форум по ЦРТ-6 в Восточной Европе и Центральной

26. «Права, уважение, ответственность»: общешкольный подход Название организации: Совет графства Гемпшир Права, уважение, ответственность Что такое «Права, уважение, ответственность»? Эта инициатива графства

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА КАК УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ Кравцова Л.А., Магомедова У.Ю. Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия REGULATORY

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ E ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ Distr. GENERAL ECE/CEP/AC.13/2009/9 27 January 2009 RUSSIAN Original: ENGLISH ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ КОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Этот документ относится к пункту 6.1 предварительной повестки дня. Пятая сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, 12-17 ноября 2012 года, Сеул, Южная Корея Аналитический

ORGANIC Устойчивое развитие невозможно без образования «Экологические, экономические и социальные показатели свидетельствуют о том, что нынешняя модель прогресса является несостоятельной. Изменение климата

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТОРОН A/FCTC/COP/1/INF.DOC./3 РАМОЧНОЙ КОНВЕНЦИИ ВОЗ 5 января 2006 г. ПО БОРЬБЕ ПРОТИВ ТАБАКА Первая сессия Пункты 5.2 и 5.3 предварительной повестки

Всемирная организация здравоохранения ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ CЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ A69/A/CONF./8 Пункт 13.4 повестки дня 24 мая 2016 г. Глобальная стратегия и план действий по проблеме

Конвенция по oхране и использованию трансграничных водотоков и международных озер Целевая группа по водным ресурсам и климату Третье Совещание Женева, Швейцария, 12 Мая 2010 г. Пункт 4 предварительной

Часть I Женщины в СЕЛьСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Устранение гендерного разрыва в интересах развития Часть I Ж е н щ и н ы в с е Л Ь С К О М х о з я й С Т В е: у С Т Р А н е н и е г е н д е р н О Г О р а з Р Ы В А

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ СЕССИЯ A58/38 ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 7 апреля 2005 г. Пункт 20 предварительной повестки дня Предложение об учреждении Всемирного дня

Организация Объединенных Наций Экономический и Социальный Совет ECE/TRANS/2014/3 Distr.: General 17 December 2013 Russian Original: English Европейская экономическая комиссия Комитет по внутреннему транспорту

Всемирная организация здравоохранения ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ A67/14 Add.3 Rev.1 Пункт 13.1 повестки дня 23 мая 2014 г. Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба

Краткая информация об основных выводах исследования: «Развивающийся мир беднее, чем мы думали, но борьба с бедностью успешно продолжается» * Это первое важное уточнение оценок Банка, учитывающее результаты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, КАСАЮЩИХСЯ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

1 Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ) Пять новых основных экспертных отчетов МПБЭУ: Общее разъяснение Биоразнообразие окружающего мира сокращается,

Табак Информационный бюллетень N 339 Май 2013 г. Основные факты Табак убивает до половины употребляющих его людей. Ежегодно табак приводит почти к шести миллионам случаев смерти, из которых более пяти

КОМИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЯ-ЕС 13-е заседание 15-16 декабря 2010 года СТРАСБУРГ Сопредседатели: А.А. Климов и К. Флекенштайн Итоговое заявление и рекомендации 15-16 декабря 2010 года в

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ вместе построим мир, свободный от химического оружия Содействие экономическому и техническому развитию при помощи химии ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ 9 С реди основных

На пути к Евразийскому почвенному партнерству для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития 1. Что такое Глобальное почвенное партнерство? Глобальное почвенное партнерство (ГПП/GSP)

}