Быт в семейной жизни. Философия в современной семье

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Сурменкова Кристина Юрьевна

Имихович Анастасия Олеговна

студент 1 курса, кафедра менеджмента СибГАУ, г. Красноярск

E - mail : kristina . surmenkova @ mail . ru

Валишина Ирина Ивановна

научный руководитель, старший преподаватель философии СибГАУ, г. Красноярск

Семья - малая группа, которая основана на кровном родстве или браке, в которой человек рождается, развивается и проводит значительную часть жизни. Все члены семьи связаны между собой моральной ответственностью, взаимопомощью и бытом. Отношения в семье обычно определяют поведение и психологию человека, и поэтому семья вызывает некий интерес для социально-психологического исследования. В развитых странах типичная семья состоит из 2―6 человек: жена, муж, дети и ближайшие родственники по материнской и отцовской линиям ― бабушки и дедушки. Основным назначением семьи является удовлетворение индивидуальных, групповых, а также общественных потребностей.

Семья как социальная ячейка общества, стремится удовлетворить ряд потребностей, в том числе и физиологические. Вместе с тем, она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, например в достижении самореализации, а также групповые (общесемейные) потребности. Таким образом, мы выделяем основополагающие функции семьи, такие как репродуктивная, коммуникативная, экономическая, воспитательная, организации досуга и отдыха.

Существует определенный ряд принципов сохранения единства в семье:

· Принцип всеобщего единства. В настоящее время семьи живут по ошибочному принципу «никто никому ничего не должен», хотя наиболее правильным будет формирование семьи как единого целого.

· Принцип самоопределения и всеобщего удовлетворение. Не стоит забывать, что у каждого человека есть свои потребности, так же не стоит ущемлять права человека в удовлетворении потребностей. Ошибочным считается, понимание семьи как ограничение прав партнера.

· Принцип примирения и согласия. Современные семьи часто конфликтуют, что является частой причиной развода. Чтобы этого избежать необходимо, пресекать его на начальной стадии, идти на компромисс, даже если ваши взгляды не совпадают.

Внутрисемейные отношения строятся на общности быта. Множество молодых пар, образовавших семью, допускают ошибку, ставя бытовые проблемы на первое место, нежели взаимоотношения. Вследствие этого мелкие бытовые проблемы перерастают в конфликт.

Следующий немаловажный аспект, взаимная помощь. Как следствие, помощь, которую оказывают друг другу молодые пары до свадьбы будучи такой естественной, после свадьбы превращается в обязанность.

Далее, моральная ответственность. Зачастую, моральной ответственностью беспринципно спекулируют, превращая ее в оружие против партнера, вследствие этого возникают конфликты, хотя моральная ответственность считается принципом взаимодействия супругов.

Для более точного понимания здоровой семьи, необходимо для начала изучить процесс ее роста. Рост человека заключается в полноте интеграции между компонентами личности интуиции и разума, в объединение в единое целое этих двух совершенно разных компонентов. Аналогичное приложимо и к семье.

Для легкого восприятия следует понимать рост в семье как диалектическую борьбу на некоторых уровнях. Основная диалектика состоит из синтеза и противостояния полюсов таких, как индивидуация и сопринадлежность. На одном полюсе рассматриваются поиски путей к целостности, к взрослению путем приобретения человеком индивидуальности. Тем не менее, такой человек изолируется от общества, отвергая свою потребность принадлежать.

С другой стороны, рассматривается попытка избежать тревоги посредством слияния с другими. Взрослый человек, который живет со своими родителями, глубоко в подсознании отвергает общество и возможность быть личностью. А это затрудняет процесс его развития.

Получается некий диалектический парадокс: чем больше человек следует путем индивидуации, тем у него больше возможностей соединяется во взаимодействии и общей радости с членами своей семьи, родственниками, с близкими и коллегами. Но когда человек имеет свободный выбор для перехода от слияния к индивидуации, то у него появляются новые возможности. И в таком случае он не теряет себя, своего «Я», и может свободно отделяться или присоединяться. Но к сожалению, современные семьи не вызывают особого оптимизма. Проблемы семьи порой кажутся запутанными, трудноразрешимыми. Из вышесказанного можно выделить одну закономерность, переход количественного в качественное. Количественным является огромное количество конфликтов, а качественное есть развод.

Какая же главная причина кризисных ситуаций в семье? Ответ прост ― ее нестабильность.

В современных семьях все чаще и чаще встречаются утверждения типа: «Лодка любви разбилась о быт», «Катастрофа семейной жизни». Нестабильность семьи также объясняется ее дезорганизацией. Супруги постоянно ссорятся, считая такое поведение абсолютно приемлемым, а дети, наблюдая за этим в детстве, также строят свои отношения будучи взрослыми. К сожалению, именно в таких семьях зарождаются будущие алкоголики, наркоманы и преступники. В результате возникают проблемы, страдают не только дети и родители, но и общество.

В семье существует такой социальный феномен как отчуждение, то есть потеря человеком контроля над результатами своей жизнедеятельности. Очевидно, это приводит к одному из законов диалектике, закон «отрицания отрицания». Тем не менее, когда от человека «отворачивается» общество, единственным убежищем является семья. В данный момент времени человека, семья помогает ему и поддерживает, обеспечивая духовной безопасностью и эмоциональной защищенностью.

Ранее мы никогда не задумывались об этом, ведь обеспечивая поддержку своим близким, мы обеспечиваем поддержку самому себе. Поэтому, даже не смотря на разрушение семьей, в большинстве случаев после развода остаются теплые отношения между детьми и родителями, между супругами. И все же важно сохранить семью, значение отца как кормильца и главы семьи имеет огромное значение, так как именно отец должен подготовить ребенка к новой социальной роли для него супруга и родителя. Источник авторитета в семье переходит от отца к матери причем, отец считает мать правой во всем и следует ее примеру подобно ребенку. Мать осуществляет контроль над ребенком во всех сферах его жизни, будь то учеба, спорт или личная жизнь.

Таким образом, в детях может формироваться пассивность, а как следствие, появляется глубокая депрессия, уход в себя. Что заставляет ребенка задумываться о бытие, искать свою роль в мире.

Как разделить авторитет и власть? Указы стали бессмысленными, а какие-либо повеления и запреты ушли в далекое прошлое. Предпосылкой решения этой проблемы является ее осознание. По нашему мнению, наиболее подходящим решением данной проблемы является выработка и понимание основных принципов построения семьи, а также равенство и взаимоуважение в браке и не только между супругами, но и в отношении детей. А также имеет смысл, ставить потребности семьи превыше личностных. В сложившиеся ситуации у нас в России, женщина-мать следует этому принципу, а вот мужчины не всегда. Так как испокон веков, наивысшей ценностью для женщины было воспроизводство рода и сохранение семьи .

Принятие того или иного мировоззренческого принципа в качестве регулятивного членам семьи необходимо понять, что осознание его членами семьи и принятие ими уменьшает непонимание друг друга. Можно выработать общий принцип всем членам семьи следовать ему, меняясь в соответствие с ним, принимая друг друга. Нет хорошего или плохого принципа, вопрос в том принять или не принять поведение, отношение в соответствии с принципами членов семьи. В философском анализе семьи можно выделить диалектический подход рассмотрении проблем семьи на основе принципа единства мира. В семье действует этот принцип наиболее полно. Также не стоит забывать о принципе дуализма, материя (тело) и дух несвязны друг с другом, т. е. противопоставляются друг другу, могут относиться в определенном соподчинении, а именно, разум подчиняет тело, поступки, в соответствии какими-то общими или всеобщими правилами или идеей, например, муж ― глава семьи, следовательно, он всегда принимает решение за всю семью или каждый поступает, как хочет, выполняя по необходимости по отношению друг к другу общие требования на основе договора, подчиняясь всеобще принятым правилам общества. Возможно идеальная семья, это и есть некий договор или соглашение между всеми ее членами.

Кроме подчинения идеи «семьи» принцип дуализма способен сформировать мировоззренческую систему у человека, для которого семья это постоянно становящееся явление, не имеющих общих закономерностей, удовлетворение своих потребностей и поиск людей с такими же потребностями, например, однополые семьи. Для людей принявших принцип дуализма за основания своей мировоззренческой системы, «семья» может содержать сущность в идеи «семья», но никогда себя не реализует в полном объеме, важен долг перед семьей и семья как целое, все, что напрямую не касается семьи, то не важно. С позиции мировоззренческого принципа дуализма семья может приниматься как жизненный опыт отдельных людей, важна психофизиологическая совместимость, в экономическом или другом материальном достатке, т. к. сущность семьи содержится в материи, в ее материальных составляющих.

Делая вывод, можно отметить, что философия в современной семье определяется исходя из личных соображений и особых правил. Ведь каждый вправе жить, так как ему комфортно. Будь то ячейка общества, где глава семьи ― муж, или семья, живущая по особому негласному договору. Нужно не забывать основную роль семьи и всегда пытаться ее сохранить.

Список литературы:

  1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Семья: книга для чтения. ―М.: Политиздат, 1991. ―527 с.
  2. Ильиных О.В., Матюшина Н.И., Семенова Г.Л., Марьясис А.Я. Вестник Московского университета: научный журнал. 1994.
  3. Колташов В.Г. Диалектическая психология [Электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL: http://lit.lib.ru/k/koltashow_w_g/text_0020.shtml

Быт - сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле Быт -- уклад повседневной жизни.

Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение и поведение людей.

Дом, как взаимоотношение противоположных полов, поиск компромиссов

Дом -- это, прежде всего, населяющие его люди, семья. Семья является важной частью общественного бытия и развития.

Семья образуется по признаку пола. Половой диморфизм женщины и мужчины составляет основу гентильного воспроизводства человеческой жизни. Именно в семье человек получает реальную возможность обрести былую целостность.

Совершенно очевидно, что продуктивная социальная диагностика состояния семьи, а тем более обозначение и оценка ее перспектив возможны лишь при всестороннем анализе исторических этапов, типологизации становления и развития института семьи в общемировом, глобальном и региональном контекстах человеческой цивилизации, а также при выявлении характера и вектора эволюции статуса семьи, соотнесении его с тенденциями укрепления государства, с одновременным процессом возрастания прав и свобод личности (особенно женщин).

Исторический опыт свидетельствует: человечество еще не выработало универсального механизма, обеспечивающего оптимальное соотношение прав личности и статуса семьи.

Обозначенная дилемма «или свобода личности, или семья» со всей остротой встала и перед российским обществом, взявшим курс на модернизацию, демократизацию и либерализацию всех сфер общественной и личной жизни. Но решение этой проблемы в российских условиях сопровождается несравнимо большими потерями.

Если в развитых западных странах поиск компромиссной модели достижения социального гомеостаза (равновесия) интересов государства и личности (а значит -- семьи) имел «разбег» в сто-- двести лет и в конечном итоге с середины XX века воплотился в концепции социально ориентированной экономики и государства социального благоденствия то в России дело обстоит иначе.

Одной из предпосылок нормального существования семьи является экономическая общность. Чтобы жить, нужно удовлетворить витальные потребности. Психологи установили, что для нормальной, спокойной семейной жизни важно сбалансированное умелое ведение домашнего хозяйства, совпадение взглядов супругов на то, как вести хозяйство, тратить деньги, как экономить. Каждая семья осуществляет хозяйственную функцию, это: Покупка продуктов, приготовление пищи, уход за детьми, престарелыми, больными членами семьи, уборка помещений, ремонт, содержание в порядке одежды и т.п.

Семейная экономика требует планирования, учёта, бережливости, экономии, контроля. Каждая семья создаёт свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства, он диктует стиль жизни, содержание хозяйственной деятельности.

Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность.

Если обратиться к рассмотрению проблем нетипичных семей, а также проанализировать опыт их становления, то можно обнаружить, что у них много общего с семьями, имеющими приемных детей. В неполных и смешанных семьях, как и в семьях, воспитывающих приемных детей, дети изолированы от родных матери или отца, а в смешанных семьях им, кроме того, приходится еще и приспосабливаться к новой семье и ее членам. Зачастую новые воспитатели ребенка вынуждены делить свои обязанности с его родителями. Очень часто родителям и детям из нетипичных семей нелегко преодолеть стереотипы, сложившиеся в той или иной общине, С которой они связаны по месту жительства.

Главное в воспитании маленького человека -- достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Хотя родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка -- то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования семейно-брачных отношений; причины разводов; формы быта; досуг, свободное время; образ жизни; здоровый образ жизни.

Семья – это основанная на браке или родственных связях общность людей, которую объединяет совместная деятельность и взаимная ответственность . Это важнейший социальный институт , выполняющий разнообразные общественно значимые функции, в первую очередь – рождение и воспитание детей, забота о больных и престарелых. Обязательным признаком семьи является общий быт .

Быт (в широком смысле слова) – это вся непроизводственная сфера человеческой деятельности. В более узкой трактовке быт – это сфера удовлетворения потребностей человека в различных сферах его жизнедеятельности. Сюда относятся: жилище, одежда, питание, уход за детьми и престарелыми, а также досуг – время, которое остается у индивида после вычета необходимых затрат времени на сон и трудовую деятельность.

Понятия семьи и брака

Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не только муж и жена , но и отношения между ними. Это социальная группа, в состав которой входят также родители и дети . В семье проходит воспитание подрастающего поколения, осуществляется забота о больных и престарелых.

Семья – малая социальная группа, в основе которой лежит кровное или юридически закрепленное родство , оформленный, в соответствии с принятыми в данном обществе нормами, брак , общий быт, а также совместная деятельность и взаимная ответственность.

Родство – представляет собой совокупность социальных отношений, основанных на генетических связях или правовых нормах, регулирующих вступление в брак, его расторжение (разводы), а также процедуры усыновления, попечительства и ряд других действий, связанных с семейно-брачными отношениями.

Брак – рассматривается как исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Принято выделять следующие основные формы брака :

моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной;

полигамия – брак, заключенный между одним мужчиной и несколькими женщинами;

полиандрия – брак, который объединяет несколько мужчина и одну женщину;

групповой брак - между несколькими мужчинами с одной стороны и несколькими женщинами – с другой.

В современном обществе наиболее популярная форма брака – моногамия. Полигамия не находит широкого распространения даже там, где она разрешается религиозными нормами (ислам), поскольку соотношение мужчин и женщин приблизительно в пропорции 1:1. Это связано с тем, что число неженатых мужчин стало бы больше, чем численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Еще реже встречается полиандрия. В горах Тибета, например, принадлежащая семье земля передается по наследству всем сыновьям вместе. Ее нельзя делить на отдельные участки, поскольку они слишком малы, чтобы прокормить несколько семей. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют одну общую жену.

Групповой брак в современных условиях – редкое явление. Эта форма брачных отношений встречается в обществах, находящихся на первобытнообщинной стадии развития.

Формы брака чаще связаны с экономическими причинами. Помимо экономических мотивов важную роль могут играть и другие (социальные, религиозные, психологические) факторы. Например, полигамия выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

Семью и брак как общественное явление изучают различные науки. В отличие от экономики, права, психологии, педагогики, социология семьи сосредоточивается не на экономических, правовых, психологических или педагогических проблемах семейных отношений, а на исследовании семьи как социального института , основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Исследуются типы отношений в семье, состав, связи с другими общностями и сферами социальной жизни. Социология семьи анализирует мотивы браков и разводов ; факторы, порождающие конфликты в семье ; тенденции и перспективы развития семьи и брака в современном обществе.

Социальные функции и типы современной семьи

Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи , которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, общества в целом. Среди основных функций выделяются:

1) репродуктивная функция – связана с деторождением, воспроизводством населения;

2) воспитательная функция – включает целенаправленное влияние родителей (или других членов семьи) на поведение детей;

3) хозяйственно-экономическая функция – в этой функции выражена необходимость в совместном ведении домашнего хозяйства;

4) рекреативная функция – связана с восстановлением жизненных сил, организацией досуга, укреплением здоровья;

5) коммуникативная функция – реализует потребность в общении;

6) регулятивная функция – включает первичный уровень социального контроля.

Семья – более сложная система отношений, чем брак. Она объединяет не только супругов, но и их детей и других близких родственников. В зависимости от структуры родственных связей выделяют типы семей:

1) простая (нуклеарная ) семья, – включает супругов и детей, не состоящих в браке и материально зависящих от родителей;

2) сложная (расширенная ) семья, – состоит из нескольких поколений (детей, внуков, правнуков, состоящих в браке), живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

В своем функционировании и развитии семья проходит определенные этапы, или, иначе, семейные циклы (фазы):

1) формирование семьи (вступление в первый брак);

2) начало деторождения (рождение первого ребенка);

3) окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

4) «пустое гнездо » (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка);

5) прекращение семьи (смерть одного из супругов или развод).

Современная семья регулируется рядом правовых норм, закрепленных в законе. Среди таких норм выделяют основные принципы создания и прекращения семьи:

1) добровольность заключения брака – каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению;

2) свобода расторжения брака – право супругов на развод, регулируемое государством.

Образование семьи порождает правовую и моральную ответственность супругов за воспитание детей и их здоровье. По данным ВОЗ, в развитых странах признаки олигофрении обнаруживаются у 10 – 12 детей, а в тяжелой форме эта болезнь поражает 4 – 5% будущих граждан. В 80% случаев причину этого заболевания связывают с пьянством родителей.

Ролевые отношения и структура семьи

В семье формируются различные социальные роли , складываются определенные ролевые отношения . Каждый член семьи выполняет специфические, присущие ему ролевые функции. Это роль мужа, жены; отца, матери; сына, дочери; тестя, тещи; невестки, зятя. Традиционно в семье роль главы чаще принадлежала мужчине. Женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время происходят изменения характера лидерства в семье, перераспределяются функции в ведении хозяйства и воспитании детей.

Совокупность различных ролей и видов отношений между членами семьи (родственных, духовных, нравственных, отношений власти, авторитета), нередко, определяются понятием – структура семьи. Бывают:

2) демократические структуры, – в них роли распределяются по взаимному согласованию, с учетом личностных особенностей и способностей каждого члена семьи.

По тому, как распределяются домашние обязанности , различают виды семей:

1) традиционные (обязанности делятся на «мужские» и «женские»);

2) коллективистские (обязанности распределяются демократически, по интересам и склонностям);

3) индивидуалистские (каждый занимается самообслуживанием, мало заботясь о других).

По числу детей семьи бывают:

1) многодетные (три ребенка и более);

2) среднедетные (двухдетные);

3) однодетные;

4) бездетные .

Средняя величина семьи в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси – 3,3. В республиках Средней Азии – свыше 6.

По данным социологических исследований только около 1/3 семей можно оценить как «благополучные». От 1/3 до 1/2 всех браков, по оценкам супругов, квалифицируются как «полуудачные». Остальные – «неудачные».

Более 2/3 разводов возбуждается по инициативе женщин. Вероятность создания новой семьи для женщины с детьми не превышает 10-15%. Наиболее часты разводы в первые годы жизни супругов.

Среди основных причин разводов , по данным социологических исследований, выделяются:

● супружеская неверность;

● пьянство одного или нескольких членов семьи;

● нравственно-психологическая несовместимость в семье;

● высокие притязания друг к другу;

● социально-бытовая неустроенность и ряд других.

В основе причин разводов часто лежат завышенные ожидания будущих супругов по отношению к будущим семейным отношениям. Эти ожидания начинают формироваться еще до вступления в брак. Семейные отношения часто рассматриваются как продолжение развлечений, характерных для периода ухаживания. Семейные проблемы, особенно часто возникающие после рождения ребенка, оказываются неожиданными для многих молодоженов, психологически неподготовленных к противоречиям совместной жизни.

В преодолении семейных конфликтов в последнее время заметный эффект стали давать службы психологической помощи молодым семьям. За счет вмешательства психологов нередко удается компенсировать пробелы в подготовленности молодоженов к семейным трудностям, ослабить отрицательное влияние субъективных факторов на прочность семейных отношений.

Быт и образ жизни в современном обществе

Можно выделить три основные формы быта , наиболее часто исследуемые социологами:

1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, организация досуга) – характеризуется индивидуальными и групповыми способами удовлетворения потребностей в рамках семьи.

2. Производственный быт (связан с медпунктами, столовыми, бытовками на производстве ) – это медицинское обслуживание, общественное питание, отдых непосредственно по месту работы; сюда же можно отнести и детские дошкольные учреждения.

3. Общественный быт (реализуется в парках культуры и отдыха, на предприятиях общественного питания, бытового обслуживания) – охватывает способы удовлетворения потребностей людей в рамках государственно-общественных организаций.

Понятие «быт» содержит в себя две стороны: бытовой труд и досуг . Границу между двумя последними терминами часто трудно четко провести: например, собирать грибы в лесу – это и труд (заготовка продуктов) и досуг (хобби).

Мы часто в своем языке используем слово «быт» в самых разных значениях. Бытовые потребности, бытовое обслуживание, бытовая обстановка, бытовое помещение, бытовая нагрузка, бытовые инструменты, бытовая неустроенность, бытовое пьянство, бытовое разложение, бытовой сифилис и многие другие выражения стали неотъемлемой составной частью нашего лексикона.

Термин «быт», очевидно, происходит от корня «быть», «существовать». Для многих эти слова отождествляются холодом и неустроенностью. Однако уже в молдавском, армянском, грузинском языке слово «быт» этимологически связано с корнем – «жизнь». У народов Северного Кавказа значение этого слова несколько иное – «иметь дом, иметь семью». Далее на восток, у тюркских народов «быт», ассоциируется со словами «свет, радость, удовольствие».

В западноевропейских языках, как это не покажется странным, слово «быт» отсутствует вообще. В словарях оно обычно отождествляется со словосочетаниями «способ жизни» или «образ жизни». В нашей научной литературе эти понятия имеют несколько иное значение.

Понятие «способ жизни » отражает специфику деятельности в различных сферах жизни (трудовой, общественно-политической, семейной). Употребляется этот термин в социологической науке не часто.

Образ жизни – это формы индивидуальной, или групповой жизнедеятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных условий. В понятие образа жизни вкладывают особенности поведения, общения, склада мышления (менталитет).

Иначе говоря, «образ жизни» – более широкое понятие, чем «быт» Оно объясняет, в какой социальной среде живет человек, как развиваются его индивидуальные способности и творческие силы, его отношение к окружающей социальной среде.

При анализе такого сложного явления как образ жизни учитываются социальные проблемы личности, воспитания, культуры, образования. Сюда же можно причислить вопросы, связанные с трудовой деятельностью, семьей, бытом, досугом. Можно сказать, что практически все сферы общественной жизни так или иначе связаны с понятием образа жизни.

Досуг как составная часть быта и образа жизни соответствует той части свободного времени, которое не связано с выполнением официальных служебных, общественных, семейных и других обязанностей. Он адекватен затратам времени «на себя», в соответствии с индивидуальными интересами конкретных индивидов.

Термин «досуг » нередко отождествляют с понятием «свободное время », считая их синонимами. Свободное время – это то время, которое остается у индивида после вычета всех необходимых затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством). В белорусских словарях «досуг» переводится как «вольны час», то есть свободное время. Однако чаще свободное время по своему содержанию приближается к понятию внерабочего времени. Внерабочее время – это все то время, которое остается у человека за пределами его основной работы.

Изучая проблемы досуга, социология соотносит его с рабочим временем, увязывает с деятельностью различных социальных институтов (семья, образование, здравоохранение), с социальными процессами (например, урбанизация).

В сфере досуга работник восстанавливает способности к производительному труду, развивает свои личностные качества, воспринимает в общении с окружающими жизненный опыт, повышает свой образовательный уровень, приобщается к культуре.

Продолжительность досуга можно увеличить за счет развития служб быта, совершенствования системы транспорта, более рационального расселения людей и др.

Досуг (свободное время) реализуется людьми в разных формах :

- индивидуальный досуг;

- групповой досуг – вмалых группах (в семье, компаниях друзья);

- коллективный досуг – в трудовых коллективах (после работы), в рамках культурно-массовых мероприятий.

В исследовании социологических проблем досуга могут быть использованы различные показатели. Среди них:

1) интересы, потребности, ценностные ориентации, нравственные установки индивидов, относящихся к различным социальным группам;

2) материально–технические возможности (число кинотеатров, наличие стадионов, спортплощадок; тиражи газет и журналов; количество телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов на душу населения и т.п.);

3) уровень социокультурной активности людей (например, посещаемость мероприятий, степень участия в их организации).

Здоровый образ жизни

Социокультурная активность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.

Выделяют, например, такие уровни участия в досуговой деятельности:

1) участвуют в различных формах культурного досуга и стремятся расширить это участие (это тип, наиболее ориентированных на активный культурный досуг, их не трудно вовлечь в различные виды досуга);

2) участвуют, но не ориентируются на расширение этого участия;

3) не участвуют, но хотят участвовать;

4) не участвуют и не хотят участвовать.

Четвертый уровень участия, в противоположность первому, отличается отказом от участия в процессе освоения культурных ценностей. Для него характерно простое, бесполезное времяпрепровождение и неразвитые культурные потребности. Среди этого типа часто обнаруживаются лица с антиобщественным поведением (пьянство, азартные игры, хулиганство, аморальные поступки, неоднократные нарушения дисциплины труда). Что касается второго и третьего типа, они являются промежуточными по отношению к первому и четвертому. В реальной жизни именно эти два уровня участия являются наиболее распространенными.

С возрастом, с созданием семьи уровень социокультурной активности индивидов, как правило, снижается. Это сказывается на формировании здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни – это способы жизнедеятельности людей, совместимые с устойчивым здоровьем и активным, общественно-полезным поведением. Это сложное, интегральное образование, которое включает в себя, по меньшей мере, три стороны :

1) физиологические и экологические элементы (отсутствие болезней, благоприятная среда обитания, социальное благополучие);

2) духовные составляющие, способствующие процессу культурной социализации личности;

3) социально-психологическое положение личности, характер его взаимодействия с окружающими людьми.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является социальная среда , а также умение индивидов оптимально с ней взаимодействовать. Поэтому в состав здорового образа жизни можно включать способность самого человека создать устойчивую гармонию внутри себя на основе единства физического и психического, а также умение позитивно реагировать на внешние социальные раздражители.

В процессе формирования здорового образа жизни населения, особенно молодых людей возникают самые разнообразные проблемы . Среди них:

1. Отклонения в режиме дня и гигиенических ориентациях.

2. Частые конфликты и стрессовые ситуации.

3. Половая распущенность и угроза репродуктивному здоровью.

4. Гиподинамия и респираторная нестабильность.

5. Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (то есть, склонность к психоактивным средствам).

Многофакторность феномена здорового образа жизни требует комплексного, системного подхода к его исследованию. При этом необходимо учитывать многообразие способов поведения молодых людей в современном динамичном и плюралистичном мире. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает заинтересованное участие в этом процессе государственных учреждений и общественных организаций.

Полезными для молодежи могут стать групповые лекции и беседы о здоровом образе жизни (их поддерживают около 23% опрошенных школьников старших классов), статьи о здоровье в газетах и журналах (23%), специальные кинофильмы и видеофильмы (21%), индивидуальные советы врачей и педагогов (20%). Слушают подростки и радиопередачи на медицинские темы (13%), читают памятки, листовки , плакаты , буклеты (8%), смотрят диафильмы и слайды на эти темы (3%).

К перечисленным выше способам формирования здорового образа жизни проявляют интерес далеко не все молодые люди. Тем не менее, если комплексно использовать все разнообразие форм и средств убеждения молодежи в необходимости следить за своим здоровьем, есть шанс значительно уменьшить их влечение к вредным привычкам и девиантному поведению, опасному для собственного здоровья и окружающих людей.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Определите основные признаки понятия «семья».

2. Что такое родство. В каких формах оно может выражаться?

3. Понятие «брак». Какими причинами обусловлено многообразие форм брака?

4. Перечислите важнейшие социальные функции семьи:

4.1 . Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее существенны для современного общества?

4.2. Какую из функций Вы бы назвали главной при заключении брака? Что является основным мотивом создания семьи?

4.3. Приведите примеры реализации регулятивной функции семьи.

5. Назовите основные типы семей.

6. Дайте краткую характеристику важнейшим этапам (фазам) развития семьи.

7. Какие, на Ваш взгляд, структуры семьи (авторитарные или демократические) больше способствуют сплочению семьи и сокращению количества разводов?

8. Назовите виды семей в зависимости от способа распределения домашних обязанностей.

9. Дайте классификацию семей в зависимости от численности их состава (количества детей).

10 . Правовые принципы регулирования семейно-брачных отношений.

11 . Перечислите основные причины разводов в современных семьях.

12 . Проведите мини исследование причин разводов:

12.1. Составьте краткий вопросник, направленный на выяснение мотивов распада семей.

12.2. Используя вопросник в качестве плана интервью, проведите опрос в своей группе.

12.3. Обобщите и обсудите в группе результаты Вашего исследования.

13 . Какое место среди причин развода занимают завышенные ожидания молодоженов?

14 . Попробуйте проанализировать причины более быстрого увеличения количества разводов в городских семьях в сравнении с сельскими жителями.

15 . Ознакомьтесь с вариантом рекомендаций по профилактике вредных привычек сред молодежи (см. п. 8.2 в главе 8):

15.1. Какую роль в формировании здорового образа жизни детей может сыграть семья?

15.2. Как можно, на Ваш взгляд, активизировать действия родителей по валеологическому воспитанию подростков?

У кого-то нет дома, кто-то живет у свекрови, кто-то в съемном жилье, а есть и такие, у которых есть своя квартира, а чувства дома нет!

Да и многие читательницы давно ждут от меня обещанную статью об отсутствии жилья. Не хотела я об этом писать, но, видимо, пришло время.

У любого человека, а в особенности у женщины, должен быть дом, чувство своего дома. Без этого чувства человек заболевает, без чувства дома не может быть никакой внутренней гармонии, которая всегда связана с глубинным чувством дома.

Такой человек как будто и не живет; жизнь откладывается на потом, включен режим ожидания. Вот перееду, вот сделаю ремонт, вот увеличу площадь…

ДОМ — это место, пространство, где чувствуешь безопасность, комфорт и восстанавливаешь силы.

Я ДОМА!

В доме всегда можно отдохнуть, расслабиться, набраться сил, принять важные решения.

Дом — это место, где лечатся любые душевные раны, место, где тебя принимают таким, какой ты есть.

Из дома не хочется уезжать, его не хочется надолго оставлять, потому что он живой и он для нас место силы.

Дом многое говорит о нас: о наших желаниях, чаяниях, отношениях, куда направлена наша энергия, что происходит с нами внутри.

Дом - основа, на которой строится ВСЯ НАША ЖИЗНЬ. Ваша взрослая и осознанная жизнь.

Часто мы ищем развития и личностного роста за порогом нашего дома. А дома - рваные треники, плохая еда, приготовленная на скорую руку, все запущенно и неухожено! Не уложенные волосы, скандалы и ругань.

Дом для многих становится ночлежкой. Но ведь все самые важные моменты жизни разворачиваются дома. В доме мы строим отношения, растим детей, отдаем им что-то важное, то, с чем они пойдут по жизни.

Именно дома проходит настоящая жизнь. Какая она у вас? Или у вас жизнь только на работе?

Когда мы не можем организовать повседневную жизнь, быт, мы бежим из дома в путешествия, ищем там отдыха и счастья. Но если в доме нет счастья и отдыха, в путешествии вы его тоже не найдете. А по приезду еще очень долго вам придется включаться в свою жизнь! Часто путешествующая женщина скрывает свой внутренний дискомфорт, усталость от жизни, и отсутствие ощущения покоя и внутренней гармонии.

Когда женщина не укоренена - это плохо, на ее психику это действует разрушающе.

НЕТ ЧУВСТВА ДОМА :

— когда вы подолгу задерживаетесь на работе;

— когда вам лучше быть где угодно, но не дома;

— вы много путешествуете и переезжаете;

— когда дома вы чувствуете себе неуютно и неудобно;

— когда вы не чувствуете себя комфортно и безопасно в пространстве, в котором живете;

— и вам все время хочется что-то изменить, переехать, увеличить площадь.

КАК ВЕРНУТЬ ЧУВСТВО ДОМА?

Дом появляется тогда, когда мы в ладу с собой, с жизнью, когда хотим жить, строить, создавать, рожать детей, пускать корни!

Чтобы иметь свой дом, нужно взрослеть. У «детей» нет домов! Они вечно скитаются по чужим домам! И съемному жилью! Оставаясь ребенком, человек подсознательно хочет вернуться туда, где было легко, спокойно и защищенно. Зачем свой дом, если у него уже есть дом родительский, и он всеми фибрами души стремиться туда попасть снова.

Дом или его отсутствие полностью отражает то, что у вас происходит внутри.

Неплохо бы осознать свои страхи.

Возможно, некоторые в детстве боялись идти домой, боялись непредсказуемости, боялись вспышек родительского гнева, претензий и замечаний. Почему не сделала это? Опоздала? Не убралась?

Было везде спокойнее - у подруг, на улице, но не дома, возможно дома были скандалы, пьянство.

Дом был чем-то опасным! И вы боялись идти домой. Поэтому сегодня так тяжело укореняться, так тяжело обживаться и создавать свое пространство, нет такого опыта! Но осознавая эти моменты, двигаться вперед гораздо проще, чем когда мы живем в неведении.

Чтобы построить семью, нужно построить дом, иметь общее пространство, без этого семьи не будет.

Когда есть семья, но нет дома длительное время, это сигнал. Возможно, женщина не выбрала мужчину, желает подсознательно вернуться в родительский дом, поэтому общий дом не складывается. Отсутствие жилья - это сигнал: включен режим ожидания. Вопрос - чего вы ждете?

Когда женщина выбирает мужчину, то у нее появляется желание иметь свой дом. Мужчина это всегда чувствует и начинает действовать, женщине нужно лишь поддержать его в этом.

ДЕЛО НЕ В ДЕНЬГАХ. Денег нет, когда дом не нужен. Нет семьи в энергетическом смысле, нет дома. Решение квартирного вопроса зависит от взаимоотношений в паре: если они есть, то и с домом не будет проблем!

СЪЕМНОЕ ЖИЛЬЕ - это психологическая незрелость, особенно, когда такое проживание растянуто на годы. Квартиродатели - это «родители», строгие и ответственные. Они решают за вас, что сделать, какую мебель купить, какую плату вам назначить. Вы зависимы в том, где мы обычно должны быть свободны. Как дети. Вы должны спрашивать, можно ли завести собаку или кошку, развести цветы, даже родить ребенка. Квартиродатели несут всю ответственность за свое жилье и его сохранность. Не вы.

Поэтому, если вы живете в съемном жилье, нужно взрослеть. И понять, что в основе отсутствия жилья лежит не денежный вопрос, а нежелание создавать свой дом и отрываться от родителей.

Это как проснуться, отряхнуться от сна и медленно, но верно начать двигаться в правильном направлении. Осознание того, что с вами происходит — это путь к собственному дому.

У вас должен быть образ дома. Начните создавать образ своего дома и качество жизни уже в чужих стенах и в том пространстве, где вы находитесь. Начните взрослеть! Вы должны иметь свои вещи. А то как мы живем в съемном жилье? Чужая посуда, чужие шторы, все чужое.

ДОМ - ЭТО БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВЗРОСЛАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ!

А для женщины - это и ее место силы! Поэтому все в вашем доме должно вас радовать, все должно быть вашим энергетически!

И если нет сегодня своего дома, нужно создавать свое пространство, прототип «СВОЕГО ДОМА», покупать вещи, которые возьмешь в свой дом! А не жить так: вот будет дом - буду покупать, а пока на старых диванах и на облезлых табуретках, со старыми обоями:))

Если быть честной до конца, то в съемной квартире вы никогда не будете, как у себя дома. Там нет возможности пускать корни, в любой момент вас могут попросить, нужно будет сгребать свой мир в мешки и перевозить его на новое место, снова обустраиваться, обживаться и снова разочаровываться. Чем страшно съемное жилье? Мы ничего не даем этому дому, и дом ничего не дает нам. У нас нет места силы!

Нужно закончить с этим внутренне. Что заставляет вас скитаться и быть неприкаянной? Что страшного произойдет, когда у вас появится свой дом?

А ЭТОТ ВОПРОС ДЛЯ НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН: Почему вы оказались в съемном жилье, почему не замуж вышли, а съехали на съемную квартиру? Ведь это тоже произошло не случайно?

Эти вопросы позволяют задуматься, осознать очень важные, глубокие и корневые мотивы, которые лежат в основе всей вашей жизни!

ВОТ ТАКИЕ НЕДОСТАТКИ ОБЛАДАНИЯ СОБСТВЕННЫМ ДОМОМ мы нашли вместе с участницей Женской Школы (сейчас она живет с мужем в доме у свекрови):

— Дом надо содержать;

— Сейчас часть расходов несут родители, а придется самостоятельно;

— Окончательно оторвемся оба от родителей;

— В собственном доме всегда много дел;

— Нельзя будет оставить ребенка и уйти по делам;

— Чувство одиночества;

— Это твоя ответственность, которая лежит только на тебе;

— Из своего дома не уйдешь, даже если очень поругаться.

ДОМ (КВАРТИРА) - это что-то основательное и завершенное! Это ваш выбор, в том числе и с кем вы будете жить! И этой основательности и завершенности мы боимся, поэтому и скитаемся 40 лет по чужим домам, потому что выбор не сделан!

СОВЕТЫ:

НАШ ДОМ - ЭТО НАШЕ ОТРАЖЕНИЕ. И если мы хотим что-то менять в доме, то изменения нужно начать в собственной душе.

ДОМ - ЭТО МЕСТО СИЛЫ, к нему относятся с уважением и почитанием, поэтому бойтесь осквернять свой дом скандалами, руганью и бранью, ведь весь этот негатив оседает на стенах и еще долго сосет из вас силы. А дом должен давать силы.

Пусть ваш дом будет полной чашей, начните с еды. Она должна всегда готовиться осознанно и привлекать благополучие и семейное счастье.

Приглашайте гостей и будьте готовы принять нежданных гостей! Пусть будет порядок и уют! Порядок - это не когда все вымыто и вычищенно, а когда чувствуется, что в доме есть хозяйка, есть ее быт, ее порядок, ее правила!

Каждый день в вашем доме может быть радостным и наполненным, приносить удовлетворение, а не проживаться наспех и налету.

Начните встречать и провожать своих домочадцев. Встречайте мужа и детей, не выкривая из комнаты, а на пороге, не засыпая вопросами, а просто покажите, что вы рады встрече, что вы ждали! Сначала накормите, напоите, спать уложите, а уж потом и вопросы задавайте!

Плохо, когда женщину встречает муж! Что-то в вашей жизни пошло неверно!

Подумайте, как вы можете порадовать, удивить, дать ощущение комфорта и уюта всем членам семьи и гостям в том числе?

На Кавказе есть такая поговорка: Гость в дом - Бог в дом! Приглашая гостей, вы приглашаете в дом благополучие, отдавая вы получаете! Не экономьте на этом, не будьте скупой на добрые жесты, на свою энергию, на свое внимание.

Я уже не раз писала про красивые чайные пары, купите фруктовницу, столовый сервиз и начните им пользоваться, а так же соусниками и супницей.

Ведь чтобы все это делать, придется налаживать отношения в семье, становиться доброй, внимательной, гостеприимной, щедрой, нарядной! Вот где ваш личностный рост. В доме. А не вне его.

Именно дома создается пространство любви и понимания между мужчиной и женщиной! Если нет этого пространства, нет и будущего у отношений! Уберите, выкиньте все, что кажется чужим, ненужным и некрасивым! Все должно вас радовать, все должно быть вашим.

Мы должны учиться создавать свою повседневную жизнь в своем собственном доме. Создать свой мир! А какой вы хотите создать мир?

И если у вас нет дома, то у вас должен быть опыт по созданию собственного мира!

Живите хорошо уже сегодня, не откладывайте жизнь на потом! И у вас появится этот счастливый опыт. Без него и в новой квартире вы будете чувствовать себя неудовлетворенной.

А счастье притянет и необходимые средства на собственные метры или дополнительные.

КОГДА ВЫ НАЧНЕТЕ ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ ЧУВСТВО ДОМА, ВСЕ НАЧНЕТ МЕНЯТЬСЯ - ВАШИ МЫСЛИ, ПОСТУПКИ И САМОЕ ГЛАВНОЕ - ВАША ЖИЗНЬ!

Попробуйте, вам понравится!


Семья: быт и проблема образа жизни

Введение 2

1. Семья и функции семьи в современном обществе. 5

2. Быт семьи 6

2.1 Дом как взаимоотношение противоположных полов, поиск компромиссов. 6

7

3. Проблемы в семье 9

3.1 Насилие в семье 9

3.2 Пьянство и алкоголизм 13

3.3 Бесплодие в браке 15

4. Решение проблем семейного неблагополучия 18

Вывод 20

Список литературы 22

Введение

Семья во все времена переживала кризис и неблагополучие, счастье и процветание. По своей природе семья наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальными изменениям и переменам, поэтому дестабилизация обстановки заметнее всего на его функционировании.

Объектом изучения в данном реферате является семья с ее проблемами и устройством семейного быта.

Актуальность: Каждая семья имеет свои, свойственные только ей порядки и моральные устои. Ценности семьи во многом зависят от бытовых условий проживания. Ведение семейного быта супругами это очень хлопотное и тяжелое дело, но в жизни любой семьи настают и светлые полосы.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность.

Современная семья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами и проблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваются специалистами далеко не однозначно. Одни из них констатируют «кризис и разрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации и модернизма».

Целью данного реферата является показ и анализ семейных ценностей и проблем супружеского образа жизни.

При написание этого реферата я хотел бы подчеркнуть некоторые моменты жизни людей состоявших в браке и постараться объяснить следующее:

Что такое семья и как отношения в браке влияют на людей.

Значение ведения семейного быта для общества и государства.

С какими проблемами сталкивается среднестатистическая семья нашего времени: насилие, алкоголизм и бесплодие семейных пар.

Решение проблем связанных с семейной жизнью на примере социальной обстановки отдельного района Российской Федерации.

1. Семья и функции семьи в современном обществе

Понятие семьи в разных источниках сформулировано по разному, но суть у этого понятия одна. Так например словарь Ожегова дает такое понятие слову «семья»: семья – это группа живущих вместе близких родственников.

Еще одно более развернутое понятие дает современный Интернет источник – Wikipedia :

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Выполнение всех функций сохраняет семью как целостную систему. У семьи, кроме репродуктивной функции, решающей проблему воспроизводства нового поколения, удовлетворения сексуально эротических потребностей, существуют многие другие. Одной из важнейших является функция социализации личности. Она включает многие аспекты:

    Воспитание (сохранение, развитие и передача следующим поколениям ценностей, традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала).

    Создание психологического комфорта и эмоциональной поддержки, чувства любви, безопасности, ощущения ценности и значимости своего «Я».

    Создание условий для развития личности всех членов семьи.

    Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

    Хозяйственные функции (организация совместного владения домашним хозяйством, разделение труда, взаимопомощь).

    Коммуникативные функции (необходимость научить общаться с членами семьи и окружающим социумом).

    Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

    Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

    Рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи,

организация их отдыха, снятие стрессов.

2. Быт семьи

Быт - сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле Быт - уклад повседневной жизни.

Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение и поведение людей.

2.1 Дом, как взаимоотношение противоположных полов, поиск компромиссов

Дом - это, прежде всего, населяющие его люди, семья. Семья является важной частью общественного бытия и развития.

Семья образуется по признаку пола. Половой диморфизм женщины и мужчины составляет основу гентильного воспроизводства человеческой жизни. Именно в семье человек получает реальную возможность обрести былую целостность.

Совершенно очевидно, что продуктивная социальная диагностика состояния семьи, а тем более обозначение и оценка ее перспектив возможны лишь при всестороннем анализе исторических этапов, типологизации становления и развития института семьи в общемировом, глобальном и региональном контекстах человеческой цивилизации, а также при выявлении характера и вектора эволюции статуса семьи, соотнесении его с тенденциями укрепления государства, с одновременным процессом возрастания прав и свобод личности (особенно женщин).

Исторический опыт свидетельствует: человечество еще не выработало универсального механизма, обеспечивающего оптимальное соотношение прав личности и статуса семьи.

Обозначенная дилемма «или свобода личности, или семья» со всей остротой встала и перед российским обществом, взявшим курс на модернизацию, демократизацию и либерализацию всех сфер общественной и личной жизни. Но решение этой проблемы в российских условиях сопровождается несравнимо большими потерями.

Если в развитых западных странах поиск компромиссной модели достижения социального гомеостаза (равновесия) интересов государства и личности (а значит - семьи) имел «разбег» в сто- двести лет и в конечном итоге с середины XX века воплотился в концепции социально ориентированной экономики и государства социального благоденствия то в России дело обстоит иначе.

Одной из предпосылок нормального существования семьи является экономическая общность. Чтобы жить, нужно удовлетворить витальные потребности. Психологи установили, что для нормальной, спокойной семейной жизни важно сбалансированное умелое ведение домашнего хозяйства, совпадение взглядов супругов на то, как вести хозяйство, тратить деньги, как экономить. Каждая семья осуществляет хозяйственную функцию, это: Покупка продуктов, приготовление пищи, уход за детьми, престарелыми, больными членами семьи, уборка помещений, ремонт, содержание в порядке одежды и т.п.

Семейная экономика требует планирования, учёта, бережливости, экономии, контроля. Каждая семья создаёт свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства, он диктует стиль жизни, содержание хозяйственной деятельности.

2.2 Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность.

Если обратиться к рассмотрению проблем нетипичных семей, а также проанализировать опыт их становления, то можно обнаружить, что у них много общего с семьями, имеющими приемных детей. В неполных и смешанных семьях, как и в семьях, воспитывающих приемных детей, дети изолированы от родных матери или отца, а в смешанных семьях им, кроме того, приходится еще и приспосабливаться к новой семье и ее членам. Зачастую новые воспитатели ребенка вынуждены делить свои обязанности с его родителями. Очень часто родителям и детям из нетипичных семей нелегко преодолеть стереотипы, сложившиеся в той или иной общине, С которой они связаны по месту жительства.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Хотя родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой.семьи прививаются основы здорового образа жизни , зарождаются пищевые... , состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, ... нормальному образу жизни . Физически и психически здоровый человек может быть нравственным...

  • Физическая культура как компонент здорового образа жизни

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Выходит за рамки чисто медицинской проблемы . Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной... создаваемых заново бытового режима, повседневного быта семьи , обычного распределения затрат времени на...