Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья

Для достижения поставленных целей по формированию знаний, умений и навыков к концу дошкольного возраста воспитателями активно используются комплексные занятия по различным темам. Были проанализированы 3 комплексных занятия во второй младшей, средней и старшей группах.

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе, тема «Забавные мышата».

Программное содержание:

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука П, звукоподражаний и слов с этим звуком; закрепить произношение звука П во фразовой речи. Учить детей отгадывать загадки, выполнять поделку из природного материала и пластилина. Упражнять в количественном счете. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук. Ввести в словарь детей слово «портфель», речевые формы вежливого общения «приятно познакомиться, «спрашивайте, пожалуйста», «до свидания, приходите еще». Воспитывать вежливость, интонационную выразительность речи. Оборудование:

Три игрушечных мышонка и кошка, заводная игрушка «мышь», муляжи помидора, апельсина, перца, а также печенье, капуста, портфель, ключик, округлые морские или речные камни (окатыши), пластилин, сухие сосновые иголки.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Показывает портфель). Такая сумка называется «портфель». Повторите это слово. Портфель. (Дети повторяют). Но портфель наш не пустой. А вот что же скрывается внутри, нам подскажет загадка:

Загадка о мышке

Серые крошки,

боятся кошки.

Под полом живут,

Все туда несут:

Хлеб, сахар, сало и даже ватку

Деткам на кроватку.

О ком эта загадка? (Ответы детей). Правильно, о мышке. (Открывает портфель и достает игрушечных мышат). Вот они, мышата. Ой, сколько же их здесь! Помогите сосчитать мышат. (Воспитатель расставляет мышат в ряд, а дети считают). Так сколько же мышат пожаловали к нам в гости? (Ответы детей). Верно, три мышонка.

Мышата очень любят играть в разные игры. А вы, ребята, любите играть? (Ответы детей). Тогда давайте поиграем. Артикуляционная гимнастика.

Представьте, что ваш язычок, это мышонок. Спрячьте его в норке-ротике. Вот наш мышонок-язычок чуть-чуть выглянул из норки. Смелее, мышонок, выглядывай! Посмотрел мышонок вверх, нет ли тучек на небе. Посмотрел вниз - нет ли луж на земле.

И от радости забегал туда-сюда. А потом вокруг норки (вокруг губ). Ай да мышонок! А какие песенки он умеет петь! Был у мышонка игрушечный пистолет и стрелял он так:

«п-п-п» (произнесение изолированного звука).

А теперь давайте познакомимся с мышатами. Их имена Пи, Па и По. Вежливые люди при знакомстве говорят: «Приятно познакомиться». Мы с вами вежливые люди? (Ответы детей). Тогда давайте скажем мышатам: «Приятно познакомиться». (Дети говорят).

Послушайте песенку мышат:

Мы веселые мышата - Пи, Па, По!

Никого мы не боимся, Пи, Па, По!

Даже кошки не боимся, Пи, Па, По!

(Появляется игрушка-кошка)

Ой, спасите, помогите! Пи, Па, По!

Вам понравилась песенка мышат? (Ответы детей). Давайте повторим ее еще раз. А вы, ребята, помогайте мне - подсказывайте имена мышат. (Дети выполняют задание).

Что закричали мышата, когда увидели кошку? (Ответы детей).

А как пищат мышки? (Ответы детей). Пи-пи-пи! У нас в группе есть игрушка - заводная мышка. Вы много раз играли с нею. А сейчас поиграем по-другому. Вы будете заводными мышками в магазине игрушек. Каждого из вас я буду «заводить» вот этим ключиком (показ), а вы после этого будете бегать и пищать «пи-пи-пи, мышонка купи».

Подвижная игра «Заводные мышата»

(Воспитатель следит за тем, что бы дети не толкали друг друга).

Наши гости мышата трусливые ребята. У них в портфеле есть много разных предметов. Но мышата не знают их названий, а спросить у вас боятся. Давайте сами вежливо предложим им свою помощь. Для этого достаточно сказать: «Спрашивайте, пожалуйста». (Воспитатель предлагает детям по очереди произнести эту фразу, после чего достает из портфеля по одному предмету). Дидактическая игра «Назови предмет» (Помидор, апельсин, капуста, перец, печенье).

Молодцы, ребята! Вы уже большие, воспитанные дети, и умеете не только играть, но и трудиться. Давайте покажем малышам-мышатам, как мы умеем делать поделки! Вот из этих камешков и пластилина сделаем… мышек! А чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них разминку.

Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

А мизинцы, как мышата

Тоже вздумали играть.

Что за ловкие ребята!

Как же можно их ругать!

(Дети по образцу воспитателя сцепляют мизинцы и тянут руки в разные стороны влево-вправо, меняя руки местами).

Наш мышонок хочет спать,

Ищет он себе кровать.

Ну и соня, что за соня,

Он улегся на ладони.

(Дети растопыривают пальцы, а затем сгибают большой палец, прижимая его к ладони. Остальные пальцы соединяют и сгибают их, как бы «укрывая» одеялом). Ручной труд «Мышка»

Выполняется из: округлых морских или речных камней (туловище); пластилина, путем налепливания (нос, глаза, уши, хвост); сосновых сухих иголок (усики). Положительная оценка работ.

Ребята, а как вежливо попрощаться с мышатами? (Ответы детей) До свидания! Приходите еще! А наше занятие окончено.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе по теме урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

Использовать мазки, точки, дуги. Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма - рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их».

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо третье: Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой. Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется».

Воспитатель: «Слово «нельзя» - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок - крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок - это как будто лодки, а крестики - спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи «В заколдованном лесу»

Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».

Активизация словаря определений.

Упражнение в употреблении слов - антонимов.

Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов

Развитие логического мышления.

Развития мелкой моторики рук.

Воспитание доброго отношения друг другу.

Приветствие

Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные и я хочу с вами поздороваться.

Здравствуйте, котята!

Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)

Здравствуйте, утята!

Кря-кря-кря! (Показывают клювики)

Здравствуйте, гусята!

Га-га-га! (Хлопают крылышками)

Здравствуйте, лягушата!

Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони расжать вперед, качают руками вправо-влево)

Здравствуйте, коровки!

Му-му-му! (Выставляют рожки)

Солнце давно встало!

Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)

Здравствуйте, барашки!

Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)

А я сварила кашку. Ешьте все!

Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

большой - маленький;

громко - тихо;

грустный - радостный;

высокий - низкий;

открыть - закрыть;

пустой - полный;

вежливый - грубый;

легко - трудно;

тепло - холодно;

сильный - слабый;

солнечный - пасмурный;

чистый - грязный.

Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:

«Курьи ножки у избушки,

А в избе живет старушка,

Пол метлою подметает,

В ступе над землей летает».

Кто это? (Баба Яга)

Звучит музыка, появляется Баба -Яга.

Баба Яга: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают, свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. (Декорации: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает, дети открывают глаза.

Ребята! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво. Поворачиваем голову вправо-влево,

И снова вправо-влево.

А теперь подняли голову вверх,

Опустим вниз, посмотрим под ноги,

И опять вверх, вниз.

А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?

Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)

Тропинка в лесу какая? (Лесная)

Как называется маленький лес? (Лесок)

Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)

Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)

Тогда давайте позовем Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)

Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на ковер)

Если дождь идет - дождливая;

дует ветер - ветреная;

холодно - холодная;

если пасмурно - пасмурная;

если хмуро - хмурая;

если сыро - сырая;

если солнечно - солнечная;

если ясно - ясная;

если мороз - морозная.

А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом осенний»

Небо какое? - Осеннее.

Ветер какой? - Осенний.

Аллея какая? - Осенняя.

Солнце какое? - Осеннее.

Туча какая? - Осенняя.

Дождь какой? - Осенний.

Цветы какие? - Осенние.

Лес какой? - Осенний.

Погода какая? - Осенняя.

Сапоги какие? - Осенние.

Утро какое? - Осеннее.

Пальто какое? - Осеннее.

Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!

Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)

Покажите, как вы замерзли.

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом! (Стучат ладонями по спинкам друг друга)

По веселой звонкой крыше

Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите

Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

Никуда не выходите

Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте

Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)

На какую полянку? (Грибную)

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама. Папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя («крыша» из ладошек)

Лесовичок: Давайте, ребята соберем в корзину грибы.

Какие грибы мы собрали? (Съедобные)

А какие остались на полянке? (Несъедобные: мухомор, поганки)

А теперь, ребята садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу Ягу считать поиграем в игру «Мы считаем»: одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек (тоже проводится со словами: масленок, пенек, подберезовик, подосиновик).

Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.

На какую полынку мы прискакали? (Птичью)

Какие птицы на поляне? (Перелетные)

Почему их так называют? (Улетают в теплые края)

Почему улетают? (Трудно найти зимой корм)

Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края.

Соловей - соловушка;

Жаворонок - жаворонушек;

Скворец - скворушка;

Ласточка - ласточка;

Стриж - стрижонок;

Журавль - журавушка;

Лебедь - лебедушка;

Утка - уточка;

Кукушка - кукушечка;

Трясогузка - трясогузочка;

Птенец - птенчик;

Гнездо - гнездышко.

Молодцы, ребята! А кто же здесь спрятался? (Птенцы)

Какие? (Зимующие)

Дыхательное упражнение «Ветер»

Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)

Подул маленький ветер у-у-у

Подул сильный ветер У-У-У

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый - а-а-а

Рябиновый - и-и-и

Березовый - о-о-о

Дубовый - e-e-e

Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?

Лист дуба - дубовый;

Лист березы - березовый;

Лист рябины - рябиновый;

Лист осины - осиновый;

Лист клена - кленовый;

Шишка сосны - сосновая;

Шишка ели - еловая.

Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил? (Баба Яга)

А почему? (Она на нас обиделась)

Я предлагаю, ребята, пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.

На какую полянку мы пришли? (На овощную)

Какие овощи здесь лежат? (Морковь, помидоры, огурцы, тыква, капуста…)

Давайте приготовим из них сок.

сок из помидоров - томатный;

сок из огурцов - огуречный;

сок из моркови - морковный;

сок из свеклы - свекольный;

сок из капусты - капустный;

сок из тыквы - тыквенный.

Так, какой мы сок приготовили? (Овощной)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Баба Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свидания!

Спасибо, Лесовичок, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.

Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!

(Звучит музыка)

Ну что ж, ребята и нам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад - покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся - скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?

Какая Баба Яга стала?

А теперь, ребята. Расскажем нашим гостям. Как вы живете?

Физминутка «Как ты живешь»

Как живешь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Как стоишь? - Вот так!

Как шалишь? - Вот так!

Как смешишь? - Вот так!

Как дружишь? - Вот так!

Молодцы!

Чтобы сделать вывод, что данные комплексные занятия способствуют развитию речи дошкольников, необходимо провести диагностику уровня речевого развития детей в подготовительной группе.

Тема: «Мы потешки распеваем и немного поиграем».

Программное содержание:

  1. Связная речь. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Вспомнить с детьми знакомые потешки, проговаривать их с разной силой голоса.
  2. Звуковая культура речи. Упражнять в звукоподражании (чёткоё произношение).
  3. Грамматическая структура речи. Поупражнять в употреблении существительных, обозначающих детёнышей, в родительном падеже, множественного числа.

Цель: Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал: игрушки (петушок, утка с утятами, зайчик, медведь, кошка, кот), оформленные зоны (озеро, лес, полянка)

Ход занятия

Вход. (Друг за другом, остановились в ряд, повернулись к гостям.)

Ребята, сегодня у нас гости, вижу, что узнали их. Подарим свои улыбки и поприветствуем. (Здравствуйте!)

Гости пришли посмотреть, как вы громко и правильно говорите, как внимательно смотрите и слушаете, как научились вести себя. Вы внимательные ребята? Знаете учебные правила? Предлагаю пройти на рабочие места. Спина к спинке стула, ноги прямые, вместе. Готовы?

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на солнечный лужок. Давайте запряжем лошадку в тележку, крепко держим вожжи и поехали!

Дети сидят на стульях имитируя движение, покачиваются вперёд-назад.

Едем-едем на тележке, распевать в лесу потешки,
Ручеёк журчит: буль-буль-буль,
вместе: буль-буль-буль,
В речку бежит: буль-буль-буль,
звонко: буль-буль-буль.
Едем-едем на тележке, распевать в лесу потешки
Белочка на веточке орешки грызёт:
Цок-цок-цок,
чётко: цок-цок-цок.
Рыжая лисичка зайчишку стережёт:
Ух!
(громко: ух!)
Долго-долго ехали, наконец приехали!
В ямку-ух. А там- ....петух!

Ребята, посмотрите, какой петушок нарядный и важный. А что это у петушка? (...гребешок...)
- Оля, скажи грамотно. (Это у петушка гребешок.)
- Скажем все вместе. (Хором: Это гребешок.)
- Какой гребешок по цвету? (...красный гребешок...)
- А кто знает, что это такое? (Я знаю, что это у петушка бородушка.)
- Ещё люди говорят “шёлкова бородушка”
- Девочки, скажите петушку. (Девочки: «Петушок, у тебя шелкова бородушка.)
- Посмотрите, что это такое красивое? (Это у петушка хвост.)
- Что про него можно сказать? (Дети говорят, что знают про хвост, воспитатель следит за грамотным построением предложений.)
- Слышишь, петушок, у тебя разноцветный хвост. А теперь мальчики скажут петушку, какой у него хвост? (Мальчики: Петушок, у тебя разноцветный хвост.)
- Девочки, скажите петушку про хвост сами, без меня.
- Ребята, а как поёт петушок? (Хором: ку-ка-ре-ку!)
- Как вы думаете, по утрам, когда всех будит, он тихо поёт, или громко? (Ответы детей.)
- Давайте, все вместе громко споём.
- А ещё говорят: “голосисто” поёт. Дильназ, как поёт петушок? (Голосисто) , Катя..., Саша... Скажите это новое слово друг другу. (Дети проговаривают слово «голосисто» на ушко друг другу.)

А я вспомнила потешку про петушка. И вижу, что вы все вспомнили, и ты, Даша, тоже? Ну иди расскажи.

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь?
Деткам спать не даёшь?

Понравилось, как Даша рассказала? Спросите у петушка понравилась ли ему потешка? ( Хором: «Петушок, тебе понравилась потешка?». Петушок «отвечает» на ушко воспитателю.)

- «Спасибо» -, сказал петушок, - «Очень понравилось».
- Ну а мы отправляемся дальше в путь.

Смотрите впереди озеро. А на озере кто-то плавает. Давайте подойдём тихо-тихо, на носочках, чтобы не спугнуть, и подойдём не близко. Вот так.

Кого вы увидели? (Утку.) А кто рядом? (Утята.)
- Ребята, мы про уточку знаем потешку, расскажем её, только шёпотом.

Чья отважная семья
Не выходит из ручья?
Говорит им мама: “Кря!”
Мы купаемся не зря!

Ну что ж, пусть уточка плавает, не будем мешать. А мы отправляемся дальше. Посмотрите, чьи-то ушки длинные выглядывают. Кто бы это мог быть? (Может быть это зайка?)
- Давайте позовём его: «Зайка, выходи!»
- Лиза, позови зайку.
- Костя, позови зайку.
- Ребята, зайка приглашает вас превратиться в зайчат и сделать с ним зарядку.

Физминутка.

Итак, мы с вами зарядились энергией, превратились в ребят и отправляемся дальше. Посмотрите, какой лужок. Кого же вы видите? (...медведя...)
- А медведь на ушко мне сказал, что хочет послушать про него потешку.
- И я вижу, кто хочет рассказать,и Лиза, и Саша. Что же делать? А давайте все вместе громко раскажем мишке потешку.

Машет лапами медведь
Обучает деток петь:
“Громче пойте медвежата,
Открывайте шире рот
Очень песня хороша-то:
Пусть послушает народ!”
Медвежата так запели,
Что попрятались все звери.

Медведь кивает головой, ему понравилась потешка.
- Ой, а что это выглядывает из-за кустов? (Думаю, что это чей – то хвост.)
- Как вы думаете, чей же это хвост? Может это лев спрятался? А может зайка? (Ответы детей.)
- Почему так решили? (Ответы детей.)
- Да это же кошечка! А у неё есть друг, и вы наверное уже догадались, кто? (...кот...)
- Так вот куда ты спрятался!

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.

Котик предлагает вам поиграть вместе с ним. Он пришёл не один. Отгадайте с кем?
- У мамы зайчихи много... (зайчат)
- Умамы собаки много... (щенят)
- У мамы лошадки много... (жеребят)
- У мамы утки много... (утят)

Какие вы у меня все умные, отгадали все загадки. Котик хочет попрощаться. Что скажем ему? (До свидания, котик .)
- И с гостями попрощаемся.
- До свидания, котик. Приходите к нам ещё.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

«Дружная семья»

Цель:

Формирование у детей младшего возраста понятие «семья»;

Задачи:

Продолжать воспитывать у детей добрые отношения ко всем членам своей семьи; продолжать формировать доброжелательные отношения друг к другу, потому что группа это тоже семья.

Помочь каждому ребенку осознать, что в жизни их группы «Колосок» принимают участие не только воспитатели и дети, но и члены их семей.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: «колосок», «семья»;

Обогащать словарный запас детей

Учить детей слышать и понимать вопросы педагога и осознанно отвечать на них;

Вызвать у детей желание рассказывать другим детям о своей семье (по фотографии)

Оборудование:

Колосок;

Корзина с мячом;

Шапочки цыплят;

Костюм петушка;

Цыплята из пряжи;

Семейные фотографии.

Ход занятия.

Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром.

Воспитатель: Рассаживайтесь, ребята, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель: А сейчас я вам, ребята, загадаю загадку, отгадайте, пожалуйста,

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?

Дети: Это петушок.

Стук в дверь залетает петушок (школьник в костюме петушка)

Петушок: ко-ко-ко-ко.

Воспитатель: Какой красивый петушок! А вы знаете стихотворения про петушка? Прочитайте пожалуйста. А петушок послушает.

С небольшой помощью педагога дети рассказывают знакомые стихи и потешки про петушка.

1.«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Детям спать не даешь.»

(Русская народная песенка)

2.«Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!»

(Русская народная песенка)

3.Петушки

«Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.»

(В. Берестов)

  1. «На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха»

  1. «Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он «Здравствуй»,

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке, гребешок

Вот какой он, петушок!»

Воспитатель: А еще мы споем вместе с Петей петушком нашу любимую песенку. Одевайте скорее шапочки.

Дети исполняют песню « Вышел Петушок гулять свежей травки пощипать….»

Воспитатель: А что такое принес нам Петушок.

Дети: Это колосок.

Воспитатель: а где вы еще видели такой же колосок?

Дети: на двери нашей группы.

Воспитатель: Правильно. Такой колосок нарисован на дверях нашей группы. И все, кто к нам приходит, сразу может догадаться. Что наша группа называется « Колосок».

Посмотрите на колосок, который несет петя - Петушок. Он не простой на нем расположились фотографии. Узнали себя на фотографиях.

Воспитатель проходит по ряду и спрашивает, ты себя узнал, нашел себя? Ребенок берет фотографию и вместе с воспитателем ставит на мольберт

Воспитатель: Молодцы все себя узнали, ребята хотите поиграть с петушком?

Проводится игра «Ласковые слова».

Воспитатель: а теперь, ребята, садитесь. И посмотрите еще на колосок, здесь были не только ваши фотографии, но и ваших родителей

Воспитатель: Сашенька иди найди свою семью.

Воспитатель: А это кто рядом с тобой?

Ребенок: Мама и папа.

Воспитатель: Как зовут твоя маму?

Ребенок отвечает.

Как зовут твоего папу?

Ребенок отвечает.

Воспитатель: На фотографии вся Сашина семья: он сам, его мама и папа. Они улыбаются, потому что им хорошо вместе, они любят друг друга. Мама и папа заботятся о своем сыночке.

Ребята, а вы знаете, Сашину маму?

Воспитатель: Где вы ее видели?

Дети: У нас в группе.

Воспитатель: Сашина мама умеет аккуратно шить, она сшила для нашей группы красивую салфетку. Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?

Дети по желанию показывают фотографию своей семьи и по вопросам воспитателя рассказывают, кто на ней изображен, как зовут членов семьи. Воспитатель напоминает детям, какое участие в жизни группы принимают члены их семей: Саши Карповой папа сделал песочницу, Женина мама подарила нам в уголок природы попугая, Ульянина мама покрасила стены в приемной, Лерочкина мама подарила красивый цветок.

Вот видите, дети, у каждого из вас есть своя семья, в которой все друг друга любят, уважают, взрослые заботятся о маленьких. А дети должны быть послушными, не капризными, должны радовать маму, папу, дедушку, бабушку.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем с пальчиками и расскажем про дружную семью. Проводится пальчиковая игра « Моя семья»

Этот пальчик-дедушка, (Большой пальчик.)

Этот пальчик-бабушка, (Указательный пальчик.)

Этот пальчик-папочка, (Средний пальчик)

Этот пальчик-мамочка, (Безымянный пальчик)

Этот пальчик - я, (Мизинчик)

Вот и вся моя семья! (Поднимаем левую ручку и распрямляем все пальчики)

Чьи фотографии, кроме ваших семейных есть в колоске?

Дети: Елены Александровны, Марины Викторовны, Веры Гавриловны.

Воспитатель: взрослые в нашей группе «Колосок» тоже заботятся о вас: кормят, укладывают спать, читают вам книги, рисуют с вами, учат дружно играть. Мы тоже любим вас. А ваши мамы, папы, бабушки и дедушки, помогают сделать нашу группу красивее и уютнее. Поэтому Петушок несет все наши фотографии в одном колоске. Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась большая дружная семья.

Воспитатель: А Петя - петушок вместе с друзьями школьниками приготовил для вас сюрприз, вы молодцы сегодня очень постарались, посмотрите что он принес в корзиночке.

Петушок достает цыплят из пряжи, сделанных руками школьников.

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;

Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;

Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

Упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи;

Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественной интонацией;

Развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие, речевой слух;

Продолжать учить детей после игры наводить порядок в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: звуки м, мь»

Воспитатель: Балдина Е.Ю.

Задачи:

Упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи;

Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественной интонацией;

Развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие, речевой слух;

Продолжать учить детей после игры наводить порядок в группе.

1. Дидактическая игра «Заводные игрушки»

  • К нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, Маша!».

Это говорящая кукла, - Она умеет говорить: «Ма – ма».

Теперь вы будете говорящими куклами. Любого из вас я могу завести ключиком – вот так. Тот, кого я завела, должен чётко сказать: «Ма – ма».

(усложнение: «Ма-ма! Я тебя люблю!»)

  • А теперь вы будете изображать животных. Помните, что голоса взрослых животных грубее, а голоса детёнышей тоньше.

Заведу-ка я вот этого беленького котёнка.

Сейчас заведу большого чёрного кота.

А теперь заведу большую пятнистую корову.

Сейчас заведу маленького телёнка.

2. Чтение рассказа без наглядного сопровождения

(отработка звука «м»).

У куклы Маши есть кошка. Она очень любит играть с ней.

(показать игрушку)

Сейчас я вам расскажу про неё.

Жила-была Мурка. Как звали кошку? Она очень любила молоко. Что любила Мурка? Быстро, быстро лакала молоко мурка. Покажите, как она это делала? Покажите, какое было вкусное молоко? (арт. гимнастика). А ещё Мурка любила мыться. Что она любила делать? Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шёрстку язычком. Как мылась Мурка?

Динамическая пауза

А ещё наша Мурка любила играть с мячиком.

Поиграйте с мячиками как котята.

(корзина с мячиками)

3.Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка»

Сейчас я прочитаю вам интересное стихотворение про кошку. Я буду вам читать его, а вы отвечайте за кошку.

(дети участвуют в диалоге от лица кошки при повторном чтении)

Кошка, как тебя зовут?

Мяу,

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу,

Мяу, хочешь молочка?

Мяу,

А в приятели – щенка?

Фр-р.

4. Дидактическая игра «Наведём порядок в комнате».

Наша кошка очень любила играть с клубком. Вот однажды она так заигралась, что опрокинула все игрушки. Давайте поможем кукле Маше положить все игрушки на место.

Мяч в корзину.

Мыло в мыльницу.

Машину на полку.

Молоко поставим на стол.

Мишку посадим на стул.

Матрёшку на полку.

Мышку в норку.

Молодцы! Кукла Маша благодарит вас за помощь и прощается с вами. А кошку Мурку оставляет вам в подарок.

(До свидания! До встречи! Счастливого пути!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема: «Составление рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе.Пронина С.Л., воспитатель, МБУ СОШ № 89 СП детский сад «Радужка», г.о. Тольятти. Тема: «Составление рассказа об игрушке» Цель: формирова...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....