Средняя группа в детском индивидуальная. Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации. Методические приёмы, используемые в средней группе ДОУ

Руденок Вероника
Индивидуальная работа для средней группы на месяц по разделам.

Индивидуальная работа

1. Ребёнок в семье и сообществе.

Формировать у Тимофея Ч., образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу.

2. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Формировать у Димы К., умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Формировать у Даниила С., готовность к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формировать у Кононовича Е., первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4. Формирование основ безопасности.

Формировать у Алещенко М., Москалевой К., первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

5. Физическое развитие.

Развивать у Думанского Е., Шевцова К., умение перепрыгивать через препятствие не задевая его.

6. Формирование элементарных математических представлений.

Научить Полину Б. и Павла Ж. сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не

прибегая к счету).

7. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать у Анастасии В. И Гончарова А., познавательные интересы, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности.

8. Сенсорное развитие.

Продолжать развивать у Самвела К. и Вари Б., осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения : гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

9. Ознакомление с предметным окружением.

Расширять представления у Тимофея Л. И Захара Ч., о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина) .

10. Развитие речи.

Продолжать учить Настю В. И Вершило Н., определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там,туда, такой, этот) более точными выразительными словами;

Публикации по теме:

В нашем детском саду в утренние приёмные часы (в прочем как и других дошкольных организациях) с ребятами проводится индивидуальная работа.

"Динь - дон - северный город, динь - дон - наша семья, динь -дон - мама и папа, динь -дон - любим тебя! Динь - дон - солнечный лучик,.

Беседа по окружающему миру для средней группы «Весенний месяц май» Материал: иллюстрации с изображением весенних месяцев, птиц, лесных обитателей, календарь природы, цветные карандаши, листы бумаги А 4,.

Индивидуальная работа по аппликации «Солнышко» Тема: «Солнышко». Цель: создать условия для развития изобразительной деятельности детей - аппликации Задачи: закреплять умение вырезать.

Индивидуальная работа с детьми Я работаю в школе искусств им. А. И. Плотнова на отделении " Декоративно- прикладное творчество" по авторской программе, которая рассчитана.

Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения осанки Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет (по 6-8 человек в группе) 3 раза в неделю по 20 мин по рекомендации врача-терапевта (имеющие.

Индивидуальная работа с детьми. Подготовительная группа Индивидуальная работа с детьми День недели Развитие речи. Связная речь. Словарная работа. ФЭМП (формирование начальных математических.

Цель индивидуальной работы:Формирование творческого мышления детей двух,трех лет через знакомство с нетрадиционным способом рисования.

Опыт работы: Средняя группа.

«Пятый год жизни - самый ответственный. В этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, его физического и умственного развития» М.Я. Студеникин.

Пятый год - середина дошкольного периода. Все виды движения- одна из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Не зря 2,5 тысяч лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай» , Перед тем как планировать работу в средней группе, я изучила материалы ж. «Медработник» , ж. «Будь здоров» , ж. «Инструктор по физкультуре» , где для себя отобрала самый интересный материал, который я могу использовать с детьми средней группы.

Для сохранения и укрепления здоровья, совершенствования функций формирующего организма ребёнка использовала здоровьесберегающие компоненты

  1. Дыхательная гимнастика. Игрушки -свистки, мыльные пузыри, дыхательные тренажёры (специальные трубочки и из пенопласта шарики) , султанчики, бабочки на ниточках; специальные упражнения.
  2. Су Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек на руках и стопах

Для этого для каждого ребёнка приобрела шарики с колечками

Су- Джок, массажные мячики, валики, колючие дорожки, массажёр для стопы (колючие колёсики) для профилактики плоскостопия.

3. Пальчиковый тренинг.

Игры с предметами (палочки, бусы, шнуровка, разноцветные прищепки и т.п.)

Обводка шаблонов, штриховка.

Упражнения: «Ухо- нос» , «Кулак-ребро-ладонь» , «Колечко»

Сюжетные пальчиковые игры.

Артикуляционную гимнастику..

Игры с мозаикой.

4. Каждый день пели гласные звуки (кто дольше)

5. Сделала картотеку подвижных игр по средней группе.. При проведении игр учитывала пожелания детей, поддерживала их инициативу, старалась брать разные варианты.

6. Старшая медсестра Устинова Л.В., на собрании рассказала о пользе о пчёлодобывающей продукции, которая, несомненно. полезна для здоровья. Многие родители воспользовались советом

7. Гуляли в любую погоду.

8. .Ароматерапия- во время сна дети дышали ароматами пихты, звкалипта.

9. Перед тем, как заходить в детский сад, пробежка вокруг детского сада.

10. Провела семейную игру «Мама, папа и я – спортивная семья»

11. Семинар- практикум для родителей с детьми. Родители пришли в форме, учились делать со своим ребёнком утреннюю гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия (детям было здорово выступать в роли учителя.) , массаж активных точек.

Среднюю группу детского сада посещают дети четырёхлетнего возраста. Такие воспитанники понимают отношения, которые существуют между предметами. В деятельности они пытаются изображать действия взрослых. При возникновении затруднительных ситуаций дети самостоятельно пытаются с ними справиться. Общение со сверстниками и взрослыми существенно обогащает их речь.

Особенности средней группы

В деятельности детей четырёхлетнего возраста важное место занимает обучение правильному поведению дома и в общественных местах. При этом у них формируется организованность и ответственность. Воспитатели объясняют детям, как поступать в определённых ситуациях и как делать нельзя. Во время занятий и в свободной деятельности воспитатель проводит работу по развитию воспитанников средней группы детского сада.

Средняя группа детского сада: образ воспитанника

В этом возрасте ребёнок полностью сформирован. Каждый отличается своим характером, определёнными предпочтениями и вкусами. Четырёхлетние дети очень активные, они желают завести много друзей. Часто их активность приводит в замешательство не только воспитателей, но и родителей. Дети четырёх лет практически покоряют одну высоту за другой. Сегодня была спинка дивана, завтра - подоконник, потом полотенцесушитель в ванной, компьютерный стол. Дети хотят исследовать всё подряд. Нередко подобные действия бывают разрушительны. Многие родители именно в такие моменты начинают отдавать своих детей в группы детского сада, где деятельность малышей наполняется общением со сверстниками и разнообразными занятиями, на которых они могут выпустить свою энергию.

Занятия по математике

Со всеми воспитанниками детского сада организуются разные занятия. Если говорить о математике, то можно отметить, что в младшей группе воспитатели дают детям базовые знания в этой области, тогда как усложнение задач по формированию элементарных математических представлений предполагает средняя группа. Занятия по математике включают в себя обучение в различении составляющих частей определённой группы предметов и формирование понятий сходства и различий между ними. Воспитатель формирует знания о том, что группа предметов больше, чем отдельная вещь, которая входит в её состав. Уже в этом возрасте детей учат считать до десяти.

Физкультура с детьми четырёхлетнего возраста

В средней группе детей учат бегать легко и ритмично. Внимание уделяется формированию правильной осанки. Программа для детского сада предполагает обучение детей прыжкам с небольшой высоты на мягкую поверхность. Также малышей учат перемещаться по шведской горке и прыгать через скакалку. Руководитель физической культуры даёт первые представления о метании, обучает строиться в шеренгу по росту и выполнять повороты в строю.

Развитие речи

Средняя группа детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы дать детям базовые знания о звуках и слогах, а также о предложениях. В рассказах из личного опыта детей побуждают использовать не только прямую, но и Внимание уделяется тому, чтобы дети активно использовали при общении разные Средняя группа детского сада предполагает формирование умений по пересказу несложных по сюжету литературных произведений.

Эмоциональное самочувствие воспитанников

Средняя группа планирует свою деятельность таким образом, чтобы сформировать в коллективе доброжелательные отношения не только между педагогом и детьми, но и между сверстниками. Воспитатель заботится о том, чтобы каждый ребёнок проявлял активность на протяжении всего времени пребывания в детском саду во всех видах деятельности. Он обеспечивает устойчивое эмоционально-положительное самочувствие каждого воспитанника.

Воспитательные, развивающие и обучающие задачи

Функции разнообразны. Среди главных хотелось бы отметить обеспечение физического развития детей. Педагог должен своевременно обучить детей выполнять основные движения. Особое внимание уделяется формированию элементарных культурно-гигиенических навыков. Средняя группа детского сада предполагает такой режим дня, в который гармонично вписываются задачи по развитию познавательной активности воспитанников. Работа педагога предполагает расширение знаний малышей о людях, явлениях и предметах. Также он обучает выделению особенностей предметов путём сенсорного обследования, элементарного анализа и сравнения.

Чему обучает педагог четырёхлетних детей

У воспитанников средней группы формируют навыки самостоятельности. Проводятся занятия по обучению их разным способам деятельности. Постепенно формируют у детей навыки самообслуживания. Особое внимание уделяется обучению игровым действиям. Все задачи можно найти в программе, найдя там раздел "Средняя группа". Игры представлены блоками. Указано, какие из них необходимо планировать на физкультурных занятиях, какие - на прогулке и во время свободной деятельности. Ручной труд в средней группе детского сада также занимает важное место. Во время его организации воспитатель решает многие образовательные, развивающие и Такие занятия способствуют формированию в коллективе доброжелательной атмосферы. Ручной труд в средней группе привлекателен для детей тем, что даёт возможность проявить индивидуальность и творческие способности. Занятия по развитию речи организуются по программе, соответствующей данной Также воспитатели формируют у детей представления о здоровом образе жизни. Программа для детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы она способствовала полноценному развитию каждого воспитанника. Это удаётся благодаря соблюдению режима, который составлен для средней группы с учётом особенностей её воспитанников.

Атмосфера в средней группе детского сада

Среди задач, которые решает воспитатель, особое место занимает развитие взаимоотношений между детьми четырёхлетнего возраста. Он учит их согласовывать действия, принимать общую цель и строго следовать ей. Педагог заботится о том, чтобы каждый ребёнок умел переживать радость от результатов совместной деятельности и доброжелательно относиться ко всему окружающему. Он учит малышей эмоционально отзываться на состояния других людей и проявлять добрые чувства к растениям и животным. В ходе совместной деятельности педагог развивает творческие проявления детей, воспитывает интерес к участию в разных играх. Также он побуждает воспитанников к занятиям художественной деятельностью, учит переживать успех и радость от того, что им удалось реализовать свои планы.

Как организуется развивающая среда

Для полноценного развития четырёхлетних детей оснащаются социально-бытовая, общественная, духовная и материальная обстановка. Правильное оборудование необходимо для того, чтобы побудить детей к игровым действиям и развить их воображение. Предметную среду можно сравнить с мыслительной деятельностью, поэтому она так важна для всестороннего развития личности каждого ребёнка. Предметная среда представляет собой внешние условия педагогического процесса, дает возможность правильно организовать самостоятельную деятельность воспитанников и способствует их саморазвитию под наблюдением педагога.

Режимные процессы

в первую половину дня

Прием детей

1. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей.

2. Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически.
4. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Утренняя гимнастика

Гигиенические процедуры

Завтрак
1. Сервировка стола: беседа с дежурными; привлечение детей в посильной помощи в сервировке стола (раскладывание салфеток, столовой посуды и приборов), привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.

Подготовка к занятиям

Занятия

Подготовка к прогулке
1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке.

Прогулка
1. Наблюдение на прогулке.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей.
3. Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности.
4. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.
5. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
6. Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Обед
1. Сервировка стола: определение дежурных; ознакомление с меню; выбор столовых принадлежностей; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка аккуратности детей.

Подготовка ко сну
Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.

Дневной сон

Режимные процессы во вторую половину дня

Подъем детей
1. Постепенный подъем, общение воспитателя с детьми.
2. Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности.
3. Корригирующая гимнастика: подготовка к корригирующей гимнастике, привлечение внимания детей.
4. Закаливающие мероприятия: закаливание, массаж.
5. Формирование культурно-гигиенических навыков: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; гигиенические процедуры; закрепление правил мытья рук; рассказ воспитателя о чистоте; приемы самоконтроля; оценка деятельности детей; последовательность мытья рук; последовательность одевания; контроль за внешним видом, аккуратность прически.
6. Формирование культуры поведения; доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.

Организация самостоятельной игровой деятельности детей
Общение с детьми, индивидуальная работа, игры.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Полдник
1. Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды; правила этикета; оценка деятельности детей; уборка столов.

Подготовка к занятиям

Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Занятия

Свободная игровая деятельность детей
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Подготовка к прогулке
1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке.
2. Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка
1. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; на выбор детей.
2. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств: самостоятельная игровая деятельность; создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи; театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
3. Возвращение с прогулки; игра; самоконтроль; контроль и оценка деятельности детей; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Чему научатся дети к концу года

Физическое воспитание

Лазать по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой.
. Ползать разными способами: опираясь на руки, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
. Ловить мяч двумя руками.

Метать предметы разными способами правой и левой рукой.
. Отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
. Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
. Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
. Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Ребенок и окружающий мир

Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях и на улице.
. Знать назначение окружающих предметов, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.

Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имеют возможности видеть.
. Рассказывать о семье, семейном быте, традициях.
. Уметь рассказывать о своем родном городе.
. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.)
. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Развитие речи

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

Понимать и употреблять слова-антонимы.
. Образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
. Выделять первый звук в слове.
. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Трудовое воспитание

Воспитываем у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
. Учим выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
. Формируем ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
. Разъясняем детям значимость их труда. Поощряем инициативу в оказании помощи.

Самообслуживание

Совершенствуем умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучаем аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок - чистить, просушивать.
. Воспитываем у детей стремление быть аккуратными и опрятными.

Хозяйственно-бытовой труд

Приучаем детей самостоятельно поддерживать порядок в комнате.
. Учим детей самостоятельно расставлять чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницу, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе

Продолжаем учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии взрослого).
. Привлекаем детей к подкормке зимующих птиц.

Ознакомление с художественной литературой

Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
. С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
. Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

Детский сад - это место, в которое счастливые родители с радостью ведут своего ребенка за новыми знаниями и умениями, новыми знакомствами со сверстниками и воспитателями, новыми впечатлениями и эмоциями. Здесь малыш познает мир вне круга своих близких, в то время, пока родители трудятся на благо семьи на работе и могут не волноваться о том, как проходит времяпрепровождение их взрослеющего комочка счастья. На разных этапах дошкольного развития дети проходят разные образовательные моменты. И немаловажным аспектом в их взрослении и воспитании является проведение индивидуальных работ в средней группе квалифицированными педагогами. Как они проходят? Как планируются и организовываются? В чем заключаются особенности проведения таких работ?

Цели

Посещение детского дошкольного учреждения (ДОУ) детьми является неотъемлемой частью их психологического и нравственного развития. В этот момент ребенок познает мир в окружении очень важной для него группы людей - сверстников. И если роль воспитателя прекрасно может заменить мама, в случае, конечно же, если у нее есть на это время и она освобождена от работы, то заменить общение с малышами такого же возраста ребенку не смогут окружающие его дома игрушки и игровые приспособления. Поэтому умалять значение и важность посещения ребенком детского сада не стоит: игнорировать положенную ребенку среду обитания в этот период нельзя. Мамам, которые в силу каких-то индивидуальных причин и предпочтений не желают отдавать деток в садик, стоит взять этот момент на заметку и учесть потребности их малышей, поставив их приоритеты выше своих.

Как известно, средняя группа предполагает воспитание ребят в возрасте 4-5 лет. Индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает массу всевозможных направлений развития. Какие цели и задачи стоят перед воспитателями в процессе обучения и прививания детям новых навыков и умений в этот период?

  • Поддержание здоровья малышей, закаливание и совершенствование функций их организма.
  • Повышение самостоятельной двигательной и творческой активности.
  • Формирование умений и навыков в правильном ориентировании двигательного аппарата - предполагает наблюдение за осанкой детей при любых движениях, а также воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Развитие у детей наблюдательности и любознательности - осуществляется посредством знакомства с различными предметами, с их цветом, формой, величиной, а также с другими явлениями жизни и природы. В этот момент ребята учатся сравнивать разные вещи по этим признакам, а также группировать их и уметь устанавливать простые связи между ними.
  • Воспитание любви к отчему дому, к родине, к детсаду, к родному краю.
  • Углубление работы в плане обогащения и уточнения словарного запаса, совершенствования разговорной культуры, а также помощь активного участия в беседе по определенной тематике, составление рассказов, исходя из созерцаемых изображений, игрушек или личного опыта.
  • Развитие у детей понятия о множестве - о группе различных предметов, как целого, состоящего из частей.
  • Обучение детей счету до пяти - предусматривает формирование представлений у них о равенствах и неравенствах, исходя из умений считать и сравнивать количество предметов.
  • Прививание детям интереса ко всевозможным видам игр, побуждение к активному движению, возможности выбирать конкретную игру.
  • Обучение детей в процессе игры следованию правилам поведения.
  • Первое знакомство с существующими профессиями на примере их родных и близких, с упором на значение их труда, а также совершенствование на этом фоне у детей собственного умения трудиться.
  • Воспитание в ребятах исполнительности, стремления приводить свои действия к какому-то результату, участвовать в коллективном труде, понимать то, для чего осуществляется этот труд.
  • Нравственная работа с малышами - воспитание в них таких качеств, как доброжелательность, справедливость, скромность.
  • Прививание бережного отношения к предметам, вещам, книгам, игрушкам.
  • Ознакомление с эстетическим восприятием окружающего, выработка нравственно-эстетических чувств ввиду общения с природой, в бытовых условиях, во всевозможных играх.
  • Формирование у детей понимания о том, что хочет показать автор в своем произведении - в музыке, в пении, в художестве, в рассказе.
  • Воспитание интереса к творчеству - проведение различных занятий по рисованию, постановок с ролевыми участиями, организация работ с лепкой из пластилина, обучение выразительному чтению стихов, движениям под музыку и прочее.
  • Приобщение детей к культурным ценностям и формирование у них опыта социального общения с окружающими.

Словом, индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает обширный спектр поставленных перед воспитателями задач на прививание детям азов восприятия окружающего мира и обучения новым навыкам.

Картотека с целями

Помимо глобальных целевых направлений, в деятельности воспитательного коллектива детского сада существуют еще и частные, так сказать, ежедневные. Они оформляются в так называемую картотеку с целями в индивидуальной работе средней группы, как, собственно, и старшей, и младшей, и подготовительной. Это своеобразный документ дошкольного учебного учреждения, в котором специалисты воспитательного процесса расписывают план дидактических и активных игр с детками, развивающих их мозговую и физическую деятельность. Он включает перечень игровых заданий конкретной направленности. В содержании картотеки обязательно присутствует название игры, цель, ход игры и необходимый для ее выполнения инвентарь, если таковой присутствует по ее условиям.

Картотеки индивидуальной работы в средней группе имеют свойство разделяться по тематическим, эрудированным и предметным направлениям. Основу подобных воспитательных процедур составляют следующие варианты картотек с заданиями:

  • дидактические игры по речевому развитию;
  • дидактические игры по познавательному развитию;
  • игровые задания, направленные на физическое развитие;
  • игровые задания на социально-коммуникативное развитие;
  • игры по художественно-эстетическому развитию;
  • летние прогулки на территории сада.

Каждая из перечисленных картотек преследует выполнение конкретных целей в индивидуальной работе средней группы детсада. Они имеют очень важное значение в общем комплексе образовательных мероприятий для детей дошкольного возраста и предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Планирование работы воспитателей в соответствии с ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты распространяют свою деятельность на все уровни образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением. Необходимость следовать общеустановленным стандартам обусловлена тем, что все воспитательные и обучающие работы должны проводиться квалифицированными воспитателями, учителями, педагогами по единому установленному действующим законодательством принципу. Специально разработанные для каждого этапа познания и просвещения плановые работы в комплексе мероприятий с конкретными направлениями и сроками их выполнения образуют планирование образовательного процесса на перспективу. Соответственно, дошкольные образовательные учреждения не являются исключением, и индивидуальная работа со средней группой по ФГОС также имеет свои особенности планирования работы воспитателей.

На основании ФГОС дошкольного образования разрабатывается программа работы воспитательского коллегиума, которая направлена на:

  • планирование социально-коммуникативного развития - предполагает, что дети средней группы подвергаются ежедневным занятиям, включающим прививание им понимания того, что они являются частью окружающего их мира;
  • познавательное планирование - определяет перечень воспитательных программ, направленных на познание детьми предметов и явлений природы, а также формирование детского к ним отношения;
  • планирование речевого развития - предусматривает конкретные задания для детей, способствующие улучшению их речевого аппарата и пополнению словарного запаса;
  • художественно-эстетическое планирование - способствует прививанию детям любви и интереса к искусству и творчеству;
  • планирование физического развития - занимает особое место в комплексной программе обучения детей в тренировке их координации и гибкости.

Примерно так и организовывается планирование индивидуальной работы в средней группе. Любое ДОУ подчиняется ведомственным централизованным представительствам, которые следят за неукоснительным следованием педагогов официально установленной федеральным стандартом программе дошкольного воспитания детей. Единая система планового обучающего процесса работает в установленном формате по всей территории Российской Федерации для моделирования общей системы дошкольного образования.

Работы по областям

Исходя из целевых приоритетов и следуя нормам ФГОС, индивидуальная работа в средней группе детского сада предусматривает довольно-таки широкопрофильный спектр направлений деятельности воспитателей. Здесь нельзя выделить какую-то одну конкретную направленность, ведь дети должны развиваться всесторонне. Ввиду этого предусмотрено распределение индивидуальных работ средней группы по областям. Что предполагает собой каждая отдельная область? Имеется в виду отдельный сегмент воспитательного процесса, который направлен на закрепление педагогами конкретного навыка, умения, развития определенной способности у детей средней группы. Индивидуальная работа по областям включает в себя массу разветвлений воспитательного процесса.

1. Область социально-коммуникативного развития:

  • индивидуальные занятия воспитателя с ребенком тет-а-тет;
  • совместная деятельность взрослых и детей посредством постановок, сценок, драматизации конкретных ситуаций;
  • беседа воспитателя с детьми;
  • познавательные экскурсии;
  • обобщенные тренинги;
  • чтение художественной литературы;
  • наблюдение за явлениями;
  • совместный детский труд;
  • сюжетно-ролевые игры.

2. Область познавательного развития:

  • формирование элементарных математических представлений;
  • интерактивное экспериментирование;
  • организация клуба веселых и находчивых;
  • игры на сообразительность;
  • дидактические занятия;
  • расширение кругозора;
  • исследовательская деятельность;
  • интерактивное конструирование;
  • моделирование ситуаций;
  • работа в уголке природы.

3. Область речевого развития:

  • беседы между детьми и с воспитателями;
  • чтение соответствующих книг;
  • пересказ эпизодов;
  • заучивание стихотворений;
  • инсценировочные постановки;
  • хороводные игры;
  • творческие занятия;
  • групповые ролевые игры;
  • проговаривание и повторное проговаривание;
  • театрализованные инсценировки;
  • режиссерские постановочные игры;
  • подвижные игры с текстом.

4. Область художественно-эстетического развития:

  • занятия по ИЗО;
  • занятия по музыке;
  • занятия с пением;
  • лепка из пластилина;
  • всевозможные виды конструирования;
  • моделирование поделок;
  • оформление аппликаций;
  • танцевально-игровое творчество;
  • инсценировки концертов в актовых залах;
  • игры в праздничные утренники и концертные программы.

5. Область физического развития:

  • игры с мячом;
  • занятия со скакалкой;
  • упражнения с обручем;
  • игры на силу и ловкость;
  • упражнения на координацию и пространственное ориентирование;
  • утренняя гимнастика;
  • процедуры закаливания;
  • физкультминутка;
  • спортивные соревнования;
  • упражнения на прогулке;
  • спортивные кружки и секции.

Так, в средней группе индивидуальная работа по областям включает различные задания, упражнения, задачи и игры, которые предусматривают конкретную ориентированность на конкретное направление развития малышей.

Работы по ИЗО

Занятия творческого характера занимают особое место в образовательной сфере ДОУ. Детям максимально доходчиво и удобно для их восприятия объясняется та или иная закономерность ввиду визуализации предметов и отражения их на бумаге при помощи рисования. Так, индивидуальной работе по ИЗО в средней группе выделяется немалое количество времени. Для этого воспитателями в детсадах разрабатываются картотеки дидактических игр по рисованию в разных группах, в том числе и средней. Какими основными занятиями и упражнениями характеризуются организационные моменты воспитания у детей любви и интереса к изобразительному искусству?

1) Работа с карточками - является наиболее распространенным вариантом визуализации предметов и дидактическим методом познания детьми цветов, оттенков, форм различных вещей, изображенных в карточках, раздаваемых им воспитателем. Ребята учатся отличать теплые оттенки от холодных, видеть переход от более темного к более светлому, смешивать два цвета краски и получать третий, отличать на розданных карточках кружки от квадратов, прямоугольники от овалов, разделять их на крупные и мелкие по размерам.

2) Работа с шаблонами - предполагает использование различных, уже готовых элементов рисования, которые детям предлагается собрать правильным образом воедино. Это могут быть отдельные части лица, которые необходимо выложить на лист бумаги с заранее прорисованным овалом, или же элементы природы, которые нужно собрать таким образом на отдельном листе, чтобы это было органично и соответствовало возможному пейзажу.

3) Работа с раскрасками - дает возможность детям проявить свои художественные способности в плане подбора правильного сочетания цветов, воли в выражении мыслей на бумаге. Зачастую проявляется в вариациях картинок, где нужно разрисовать, к примеру, матрешку или подобрать одежду для фигурок человечков.

4) Работа с визуализацией - предполагает в основном подачу воспитателем задания для детей, проявляемого в возможности изобразить пору года так, как они себе ее представляют. Подобного рода занятия предполагают развитие ассоциативного мышления у детей: то, с чем у них ассоциируется, например, осень, то они и изображают в своем рисунке - листву, деревья, тучи, дождик.

Индивидуальные работы в средней группе по ИЗО достаточно важны для развития детского воображения и углубления творческих навыков в этой сфере. Они предусматривают формирование сенсорных способностей, целенаправленного аналитико-синтетического восприятия, обобщенных представлений о явлениях и предметах, о технических приемах и способах изображения в разных видах изобразительной творческой деятельности, о возможности создавать и преобразовывать предметы на рисунках.

Работы по ФИЗО

Не менее важную роль в развитии ребят играет физическая культура, воспитание в детях любви и тяги к спорту, двигательной активности, здоровому образу жизни. Индивидуальные работы в средней группе по ФИЗО (физкультурное образование), разумеется, направлены не на процессы мыслительного и нравственного просвещения, а именно на физиологическое развитие малышей. Они не только закладывают в сознании детей важность физической активности, но и поддерживают понимание того, что физические упражнения способствуют поддержанию здоровой жизнедеятельности. Какие задачи стоят перед работниками детского сада, ответственными за физическое развитие и здоровье малышей средней группы?

  1. Прививание детям устойчивого комплекса интересов к занятиям по физкультуре при помощи различных двигательных игр и активных упражнений.
  2. Оказание помощи в развитии силовых качеств, а также в разработке и укреплении ловкости, смелости, выносливости.
  3. Благоприятствование отличному самочувствию детей и стабильному состоянию активности у каждого из них, развитие адаптационных способностей.
  4. Обязательное присутствие на свежем воздухе за времяпрепровождением в играх двигательного характера - особенно актуально для индивидуальных работ в средней группе летом.
  5. Оздоровление в виде закаливания, солнечных и воздушных ванн, ходьбы босиком, обливаний водой, витаминизации питания.
  6. Регулярный контроль за развитием и поддержанием у детей корректной осанки, правильной координации движений.

Выполнение воспитателями всех этих задач в индивидуальной работе в средней группе осуществляются при помощи всевозможных занятий и упражнений. Сюда относятся отдельные элементы спортивной деятельности, утренней гимнастики, игр на свежем воздухе, закаливающих мероприятий, спортивных праздников, развлечений, досуга, а также совместной работы детсада с семьей по воспитанию здоровых и счастливых детей.

Работы по ФЭМП

На этапе осуществления воспитателями индивидуальных работ по формируются задатки логического мышления с математическим уклоном или приверженностью к занятиям более гуманитарного характера. Упражнения по ФЭМП, как основа формирования элементарных математических представлений у ребенка, имеют серьезное значение для познания им окружающего мира со всеми его закономерностями в дошкольном образовательном процессе. Какие цели стоят перед педагогами, воспитывающими и прививающими математические навыки у детей средней группы?

  • Закрепление умений ребят определять размер и форму вещей и предметов на фоне их сопоставления с различными геометрическими фигурами.
  • Сравнение предметов по величине, ширине, высоте.
  • Формирование навыков количественного счета в пределах пяти с соблюдением порядковой нумерации.
  • Упражнения со сравнениями множеств.
  • Развитие умений пространственного ориентирования - реакция на происходящее впереди, сзади, с левой стороны, с правой стороны, по центру.
  • Соотношение определенных видов деятельности с конкретными промежутками времени - в утренние, дневные, вечерние, ночные часы.
  • Развитие памяти, внимательности, логического мышления.

Картотека индивидуальных работ по ФЭМП в средней группе предусматривает всевозможные занятия, которые помогают воспитателям этих целей добиться. Вот примерный перечень возможных игр, которые развивают элементарные математические представления у ребенка на 4-5 году жизни:

1) «Какие бывают фигуры» - воспитатель демонстрирует различные простые геометрические фигуры, вырезанные из картона и выкрашенные в разные цвета, и акцентирует внимание детей на их особенности (количество углов, форму, продолговатость).

2) «Соберем бусы» - в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок.

3) «У кого хвост длиннее» - игра ориентирована на понимание понятия длины; ребята перебирают различные игрушки в виде зверушек и методом сравнительного анализа выявляют, чей хвост длиннее.

4) «Правильный счет» - основывается на выработке у детей умения считать до пяти, при этом детишки становятся в кружок и перебрасывают друг другу мяч, называя цифру от одного до пяти, а поймавший продолжает счет, бросая мячик следующему.

И таких игр в картотеках индивидуальной работы по ФЭМП средней группы очень и очень много. Все они направлены на знакомство ребят с элементарными математическими принципами.

Работы на прогулке

Одним из самых любимых воспитателями и детьми направлений в образовательном процессе считаются индивидуальные работы в средней группе на прогулке. Ребятам очень нравится собирать и рассматривать разноцветную листву осенью и лепить снеговиков зимой. Но особую любовь они питают к занятиям во дворе детсада летом. Индивидуальные работы в средней группе детей в этом возрасте также многогранны и широкопрофильны по своему содержанию и тематической направленности. Дети могут наблюдать за изменением погоды, за восходом и закатом солнца, за такими явлениями, как облака, тучи и дожди, а также любоваться красотами зелени природы, предаваться слушанью птичьего пения, наблюдать за мелкими животными и насекомыми.

Особой любовью и популярностью в индивидуальных работах с детьми средней группы летом пользуется песочница. Лепка всевозможных пирамидок и башен из песка, групповые соревнования по моделированию песочных сооружений на скорость, наполнение емкости в виде детских ведерочек наполовину или дополна - все это формирует у детей представления о различных пространственных фигурах, об их форме и размерах, о понимании равенства, неравенства и половинного значения соответственно. А еще больше ребятам нравятся прогулки. Индивидуальные работы в средней группе на уличных экскурсиях и вылазках в парк предусматривают расширение детского кругозора, выработку дисциплины в ходе строем, прививание командного духа, перемену обстановки. Многие детишки бесконечно радуются подобного рода мероприятиям, которые позволяют увидеть что-то новое не в стенах привычного сада, а за его пределами. И не с родителями, как это обычно бывает, а со сверстниками.

Работы по развитию речи

План индивидуальной работы в средней группе предусматривает обращение особого внимания на занятия по развитию речи. Умение правильно разговаривать и пополнение словарного запаса у ребят в этом возрасте не менее важно, чем на более ранних этапах. Это требует постоянного и регулярного совершенствования, ведь чем старше ребенок, тем корректнее и грамотнее он должен уметь разговаривать. Поэтому индивидуальная работа по развитию речи в средней группе имеет очень важное значение в общем воспитательном и образовательном процессе. Посредством каких методик она реализуется?

  • Упражнения на проговаривание. Здесь за основу берется изучение простых поговорок, скороговорок, народного фольклора, способствующего расширению разговорных возможностей детишек.
  • Задания с выборочной постановкой. Предполагают обращение воспитателей особого внимания на разговорные особенности конкретных деток, зачастую это буквы «р», «л», «ш», «щ», «ж». Подбираются определенные комбинации предложений с содержанием этих проблемных букв, которые ребята должны выговаривать.
  • Целевые задачи на восстановление предложений и дополнение реплик. В индивидуальной работе в средней группе воспитатель проговаривает конкретный кусочек текста, после чего повторяет его наполовину, а дети должны дополнить оставшийся кусок текста, восстановив его по памяти, либо дополнив своими собственными импровизированными словами по смыслу.
  • Тестовые задания в виде ответов на вопросы. Это могут быть устные опросы, а могут быть письменные с использованием картинок, подсказок, простейших ребусов для расширения мыслительных возможностей в дополнение к разговорному развитию детей.
  • Упражнения на пересказ. Это один из наиболее распространенных и эффективных методов активации разговорного речевого аппарата ребенка в индивидуальной работе в средней группе.

Работа с родителями

Исключительное общение детей со сверстниками и воспитателями в дошкольном образовательном учреждении не заканчивается на этих двух ключевых направлениях коммуникаций. Немаловажным аспектом воспитания детей является также индивидуальная работа в средней группе с родителями. Они должны взять на себя роль помощников своим детям в выполнении конкретных занятий и в общем распорядке дня своих детей. Темы индивидуальных работ в средней группе с родителями могут включать вопросы о:

  • распорядке дня - родители помогают ребенку составить режим и контролируют его соблюдение малышом;
  • воспоминаниях о лете - папа и мама помогают крохе выбрать и оформить информацию о том, как он провел свое лето для предоставления воспитателю и ребятам в группе;
  • сезонных выставках - к примеру, педагогический коллектив проводит конкурс на лучшую аппликацию на тему «Дары осени», и дома ребенок вместе с родителями учится творческой работе;
  • тематических творческих работах по случаю праздников - к Новому году, ко Дню матери, к Масленице, ко Дню защитника отечества и многим другим торжественным дням ребята учат стихотворения, моделируют поделки, представляют номера художественной самодеятельности и театрализованные постановки.