Советы в воспитании ребенка. Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Зоя Разумная
Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей»

Консультация для родителей

Детский состав учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района», в котором я работаю, неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию. Но, в основном, все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с искаженными личностными установками, с расшатанным психофизическим здоровьем…

Мы даем детям не только тепло, уют, еду, кров, защиту прав, но по возможности стараемся восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.

Семейное воспитание – это основа основ. Нельзя дать ребенку, вырванному из семьи полноценное воспитание, это просто невозможно! Поэтому крайне необходимо работать не только с ребенком, но и со всей семьей в целом.

Воспитатели, социальные педагоги нашего центра ведут активную работу в этом направлении в форме консультаций, бесед, родительских собраний, посещений родителей по месту жительства.

Воспитывает все – люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги А. С. Макаренко

1. Всегда разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, сюсюкать с ребенком не стоит.

2. Беседуя с ребенком, избегайте многословия, чтобы ребенок смог уяснить главный смысл вашего разговора.

3. Умейте слушать детей. Не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.

4. При общении с ребенком могут возникнуть споры. Вы взрослый человек и всегда сможете доказать свою правоту. Но стоит ли всегда стоять на своем?

Иногда в споре ребенку нужно уступить, пусть он не чувствует себя вечно неправым. Своим примером вы научите ребенка уступать, признавать поражения и ошибки.

5. Ваша беседа может стать внушением, но такое внушение должно носить характер тонкого, разнообразного и последовательного влияния на ребенка.

6. Разговаривая с ребенком, не ставьте ему ультиматум, даже если он провинился. Читать нотации, насмехаться и допускать сравнения не в пользу ребенка. Это значит унизить его, ранить и оттолкнуть от себя.

7. Воспитание будет иметь результат только при условии тесного контакта между взрослым и ребенком. Такой контакт может наладиться только при позитивном настрое в отношениях и позитивном, ярком общении друг с другом.

8. Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и обещание «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение ты заставил его пережить публично.

9. Стройте разговор с детьми в доверительном и спокойном тоне – так вы скорее донесете до него свои мысли и требования. Не бойтесь быть строгим, всегда будьте справедливым.

10. Разговаривайте с ребенком «глаза – в глаза». Так вы лучше поймете друг друга. Ребенок будет уверен, что его проблемы поняты и действительно вас интересуют.

11. Увидев, как ваш ребенок вздрагивает при внезапном громком звуке или при движении вашей руки – родитель, испугайся и задумайся!

12. Ваша тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку, ваша взрывоопасность заразительна.

13. Учите ребенка делать бескорыстные подарки, если хотите сами получать от него их старости.

14. Научите его умению высказывать суждения, задавать вопросы, отстаивать свои принципы путем диалога. Все это поможет ребенку при общении с другими людьми.

15. Помните, что вам нужно обязательно привить ребенку три самых важных навыка: слушать, слышать, и вступать в диалог с другим человеком.

Успешными людьми становятся те, кто обладает развитыми коммуникативными способностями.

На память приходят слова Сухомлинского: "Ребенок - это зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота родителей".

Дорогие, друзья и коллеги, благодарю за внимание. Желаю всего самого доброго!

Публикации по теме:

Консультация для родителей по фольклорному воспитанию Слово “фольклор”, в буквальном переводе с английского, означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных.

Консультация для родителей «Советы Винни-Пуха. Кто ходит в гости» КТО ХОДИТ В ГОСТИ (советы Винни Пуха) Если вы не хотите, чтобы поход в гости с вашим 3-5- летним малышом, вспоминался как кошмарный сон,.

Консультация для родителей по гендерному воспитанию «Откуда я взялся?» До недавних пор считалось совершенно справедливым отвечать на вопрос ребенка «Откуда я взялся?» следующим образом: «Купили в магазине»,.

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Важной задачей педагога является воспитание патриотических.

Советы для родителей по подготовке детей к детскому саду. Уважаемые родители! Вы приняли решение, что вашему малышу пора в детский сад. Помните, именно от Вас во многом зависит то, как пройдет адаптация.

Советы родителям по физическому воспитанию Советы родителям по физическому воспитанию. Совет1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической Культурой,ни в коем случае не высказывайте.

Советы родителям по физическому воспитанию детей СОВЕТ 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как Вы относитесь.

Мы публикуем подборку высказываний семейного психолога с тридцатилетним стажем Михаила Лабковского. На своих лекциях психолог рассказывает о , казалось бы, простые вещи, но часто именно их мы упускаем из виду, пытаясь «вырастить из ребенка человека».

1. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить , чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

2. Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

3. Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

4. Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

5. Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

6. Чрезмерные переживания ребенка из-за — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

7. Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаясь догнать программу, составленную педагогами. В первом классе на подготовку должно уходить от 15 до 45 минут.

8. Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребенка вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь». А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов .

9. должны быть у ребенка уже лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

10. Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

11. Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?..

12. Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

13. Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

14. Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка вываливаются за пределы его комнаты.

(8 голосов : 5 из 5 )

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.

♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!

♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.

♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, - так вам будет легче понять друг друга.

♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.

♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую воз­можность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.

♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.

♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, - и покажите, как именно (ОСВК).

♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.

♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.

♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.

♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вме­шаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.

♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине, используя принципы ОСВК.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.

♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.

♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.

♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.

♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.

♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.

♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он мо­жет это изменить.

♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.

♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания - самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.

♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!

Инна Силенок, психолог

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

1. Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра - естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

2. Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать - показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

3. Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, —

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы - раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко - если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра - лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство - в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) - это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

5. Поддерживайте ребенка

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов - это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача - активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.

6. Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

8. Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия - это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин - «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.

Советы родителям по воспитанию ребенка - это продолжение статьи « ». К чему стремимся мы, родители, когда хотим воспитать послушного ребенка? Послушный – значит покорный, охотно повинующийся. Мы даже не задумываемся, что неосознанно стремимся к тому, чтобы наш ребенок всю жизнь подчинялся нашему родительскому диктату, чтобы он делал то, что нам хочется, делал так, как нам хочется и даже чтобы думал также, как и мы. И при этом, мы частенько даже не задумываемся, кого же мы вырастим в результате нашего воспитания...

А это будет человек, не умеющий принимать решения и делать выбор; человек, который не будет иметь своей точки зрения и который ни за что не берет на себя никакой ответственности. Однако, воспитав такого человека, в скором будущем мы же сами начнем пожинать плоды нашего воспитания и предъявлять ему претензии. Нельзя жить вместо ребенка, он должен прожить свою жизнь сам, а наша задача – передать ему базовые ценности и научить его жить самостоятельно, без нас. Благо дело, что дети не предоставляют нам такой возможности, они нас не слушаются и отстаивают свое право на собственный выбор.

Но тут нас подстерегает другая опасность – если мы не сможем справиться с капризами наших детей, то можем сами стать жертвами, орудиями их манипуляций. Маленькие человечки слезами, криками и непослушанием могут выдавить из нас все что угодно, потому что в ответ на подобное поведение ребенка мы готовы сделать все что угодно, лишь бы он замолчал. Однако, нам тоже не хочется установления в доме подобной диктатуры ребенка и мы начинаем подавлять ребенка и ломать его характер.

Итак, мы должны осознать, что любые крайности в воспитании ребенка вредны! Ни подавление, ни вседозволенность не помогут нам вырастить в ребенке полноценную личность, поэтому не стоит ни капризам потакать, ни игнорировать его маленькое «Я».


Советы родителям по воспитанию детей

Самая главная ошибка родителей заключается в том, что ругая трудного ребенка за его поведение, мы и самого ребенка оцениваем отрицательно - «плохое поведение - плохой ребенок». Поэтому первое, что мы должны сделать, чтобы правильно воспитывать ребенка - это отделить поведение от личности.

Если нам не нравятся какие-то действия ребенка, то и говорить нужно не о нем самом, а о его поступке и поведении. Мы должны показать, что мы любим и ценим его, а нам не нравятся только его действия. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя таким же членом семьи, как и все остальные. Обращаться с ним необходимо также, как с взрослым, естественно, с поправкой на его возраст, выслушивать его мнение, не скрывать от ребенка семейных проблем, особенно финансовых.

По мере возможности нужно предоставлять ему возможность принимать участие в семейных советах. Ребенок изменит свое поведение только в том случае, если он будет чувствовать, что родители поддерживают и одобряют его поступки, и когда отношения с ним строятся на откровенности и доверии. Никакие наказания и упреки не приводят к нужному результату. Ребенок не станет более послушным, даже если мы будем жестко и часто его наказывать. Если ребенок и уступит нам после какого-нибудь наказания или из страха получить это наказание - это лишь временно, и в дальнейшем его поведение может стать еще хуже.

Ему необходимо осознать, почему именно он должен поступать по-другому, проще говоря, он должен переубедить себя в этом. В противном случае он всё равно будет «делать своё дело», но уже не в открытую, а «исподтишка», что приводит к еще худшему варианту. Поэтому родителям, вместо того, чтобы кричать на ребенка, обзывать его бестолковым, бесконечно повторять слово нельзя, не лезь, не трогай и т.д. нужно почаще спрашивать у ребенка, а как он сам относится к своему поступку, тем самым вынуждая его задуматься о своем поведении.

Воспитываем детей правильно!


Воспитываем детей правильно!

Как же правильно воспитывать детей и как передать им базовые и общечеловеческие ценности? Каким странным нам это не покажется, родителям следует пореже или вообще не говорить ребенку выражений «ты должен», «ты обязан». Эти выражения сразу блокируют восприятия ребенка - ему этого не хочется и он этого не слышит!

Ну, посудите сами, а мы с радостью выслушиваем своего работодателя, когда он навешивает нам дополнительные обязанности? Или когда муж или жена в приказном тоне требуют от нас выполнения каких-то обязанностей? Уверена, что нет! Мы начинаем защищаться и отстаивать свои права. И наш ребенок делает тоже самое!

Внимание! Это очень важно! Воспитывать трудного ребенка нужно не в лоб, а со стороны! Что это значит? Нам нужно всегда передавать свое отношение и свою оценку всего происходящего во внешнем мире ребенка, акцентируя внимание ребенка на самом важном: на причинах происходящего и последствиях. Последствие : «Почему не поверили люди пастуху, когда волки загрызли стадо овец?» Причина : «Потому что пастух перед этим 3 раза обманул людей, что на стадо напали волки. И люди ему больше не поверили. И теперь пастух остался без овец». Нам нужно не упускать ни одной возможности повлиять на формирование мировоззрения у ребенка ЗАРАНЕЕ, на примере других людей, героев сказок, мультфильмов, членов семьи.

Важно, чтобы ребенок не просто прослушал сказку, а понял, что пастух сам виноват в том, что ему не помогли спасти овец. И что из-за плохого поступка пастуха пострадали ни в чем не виноватые овечки! А когда мы заметим, что наш ребенок начинает обманывать, то вместо нравоучений мы всегда можем ему подсказать, что у него может получиться также, как и у пастуха из сказки. И если он будет обманывать, то ему тоже никто не будет верить. Такой прием гораздо эффективнее.

Кроме того, такой прием оказывается полезен и самим родителям, потому что далеко не всегда мы сами разыскиваем причину происходящих в нашей жизни событий. По своему опыту знаю, что мы с мужем не только стали лучше понимать друг друга, но и предугадывать развитие многих жизненных ситуаций. Но, у такого подхода есть одно «Но»! Чтобы наши дети верили нам и нашим интерпретациям жизненных процессов, мы должны у них пользоваться авторитетом. Как же не проиграть ребенку и не пойти у него на поводу? Об этом подробнее - .