Развитие ребенка в 10. Доктор Комаровский о развитии крохи в этот период. Дети должны уметь

Практические советы

Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.

К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия

Разговор через трубку: Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

Детские кубики: Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Коробочка с дырочками: Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Поищи и найди: Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки: Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки: Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

Хлопанье по столу: Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.

Поиграйте в телефон: Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Разорвем на кусочки: Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Развитие координации

Палочки и камешки: Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Стаскивание бумажной полоски со стола: Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

"Делай, как я": В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

Равновесие на надувном круге: Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.

До игрушки нужно дотянуться: Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Игрушка со стержнем: возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет".

Трижды герой: Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.

Новые решения

Какие предметы можно сложить один в другой: Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

Две и одна: Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.

Бельевые прищепки в бутылке: Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

Спрятанная фотография: Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.

Где игрушка: Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Бигуди: Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.

Игрушка на шнурке: Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Где сестра? Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления

Все в кучу: Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.

Склад стройматериалов: Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.

Сидение для малыша: Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.) Ресторанчик "Необходимый запас" : Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.

Время купания

Мыльные пузыри: Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.

Команды: В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.

Дождик, дождик: В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"

Сюрпризы: Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Время отдыха

Свет и тени: Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет стараться следить за передвижением света, а потом уснет.

Пластинка "Спокойной ночи": Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

Ребенок в любом возрасте должен развиваться гармонично. Современная педиатрия концентрирует внимание на умственном развитии малыша - этой концепции придерживаются зарубежные ученые, в то время как отечественные педиатры всегда считали более важными физические показатели ребенка. Истина лежит где-то посередине.

Каждый малыш растет по-своему, слегка отставая или опережая норму. Однако существуют показатели, характеризующие «золотую середину».

Навыки и умения малышей зависят в первую очередь от их индивидуальных темпов развития. Однако сравнить имеющиеся показатели с нормой все же стоит

Социальные умения и навыки

Ребенок 10 месяцев хорошо ползает, способен преодолевать препятствия. Некоторые малыши минуют стадию ползания, сразу становясь на ножки - в таком случае учить его ползать уже не стоит, ведь все это вписывается в существующие нормы развития. Малыш приобретает социальные навыки:

  1. Прислушивается к речи окружающих, повторяет звуки и простые слова. Ребенок знает смысл многих слов, соотносит их с предметами. Слово «мама» ассоциирует с мамой, знает, как зовут его самого.
  2. Мальчики становятся более самостоятельными и предприимчивыми. Они стараются все исследовать, не обращая внимания на недовольство старших. Девочки, напротив, стремятся заслужить похвалу, выполняя то, чему их учат.
  3. Ребенок активно копирует взрослых, повторяет их жесты и движения. В этот период надо быть очень внимательным, иначе ребенок может получить привычку, от которой его трудно будет отучить. Зато его можно научить новым играм - например, он будет охотно катать машинку или баюкать куклу, если увидит, как это делают родители. Но сам он так играть не научится, новую игру надо показать.
  4. Ребенка 10 месяцев больше интересуют мелкие игрушки и предметы, чем крупные. При этом развивается моторика рук, что положительно влияет на умственное развитие. За ребенком надо внимательно следить, так как он может засунуть игрушку себе в нос или в рот, проглотить ее.
  5. Малыш начинает интересоваться другими детьми, с удовольствием играет с ними на детской площадке, хотя для детского сада он еще маловат.

Прикосновения, улыбки и жесты - дополнительные способы общения 10-месячного карапуза с другими малышами и взрослыми

Физические параметры

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Возраст 10 месяцев - время закреплять полученные ранее знания, а также продвигаться вперед на пути развития. Для успешных занятий с малышом родителям стоит учесть некоторые особенности периода.

На 10-м месяце малыш немного медленнее развивается физически. Спит он по-прежнему 12–14 часов, прибавляет в месяц около 400 грамм. Все лучше делает то, чему научился раньше, а вот новых навыков приобретает меньше.

К началу 11 месяца малыш должен уверенно садиться без посторонней помощи, вставать и стоять, ходить, держась ручками за мебель и за стены. Он может легко переворачиваться со спинки на животик и ползти. Те детки, которые ползать не любят, все же могут добраться таким способом до интересующей их игрушки. Если ребенку ползать не нравится, не стоит настаивать - малышу может нравиться передвигаться на четвереньках, при этом он уже отрывает коленки от пола.

В 10 месяцев самое время начать учить ребенка ходить, однако лучше всего поддерживать его при этом под мышки. Ножки малыша достаточно окрепли, и он может сделать свои первые шаги. В это время пора подумать о покупке удобных ботиночек. Обувь должна быть чуть-чуть больше реального размера ножки - так, чтобы большой пальчик не упирался в стенку. Обувь без задника приобретать не стоит, она не может фиксировать неустойчивую еще ножку. Правильный выбор поможет малышу выработать здоровую походку, от чего зависит будущее состояние позвоночника.


Первая пара обуви малыша должна быть не только умилительной, но еще и практичной, удобной, мягкой

Психическое и речевое развитие

Малыш в 10 месяцев не только копирует взрослых, подражая их жестам и мимике, он проявляет свой собственный вкус, особенно в еде, настаивает на своем. Часто родители видят в этом только каприз ребенка, а ведь он учится отстаивать собственную независимость.

  • Малыш знает названия большинства предметов в доме, может показывать на них в ответ на произнесенное слово. Он узнает на картинках игрушки, машинки, зверей, с удовольствием рассматривает книжки.
  • Часто детки в этом возрасте реагируют на музыку. Им нравится, держась за опору и стоя на ножках, «приплясывать» в такт мелодии - одни раскачиваются, другие пытаются приседать или просто кивают головкой. Полезно развивать эту склонность, а еще можно выбрать мелодию, которая нравится ребенку, и давать ему ее слушать.
  • К 11 месяцу ребенок начинает произносить осмысленные звуки, например, «ма», «дай», «ам». С малышом уже можно разговаривать «по-настоящему», получать ответы на простые вопросы. Ребенок может показать, какое ведерко или какую лопатку он хочет взять на прогулку, какую надеть ему кофточку. Очень важно дать ребенку возможность сделать выбор, принять решение.

В свой 11 месяц ребенок вступит, уже умея есть и пить из посуды, хлопать в ладошки, махать ручкой маме или папе, собирать пирамидку и складывать кубики один на другой (см. также: ). Он способен выполнить простейшую просьбу взрослого: дать игрушку, поднять ручку или ножку при одевании.

Малыш умеет не только это. Он может уже заниматься сразу с двумя предметами: ложечкой набирает кашу в тарелке, палочкой подвигает кубик, собирает пальчиками мелкие предметы со стола. Родителям стоит помочь крохе познать окружающий мир, придумывая интересные игры и тренировки.

Маленький исследователь

Детки в этом возрасте становятся не такими неуклюжими, лучше владеют своим телом. Ребенок 10 месяцев легко хватает игрушку, подвешенную над кроваткой. Малышу нравится обследовать все доступные места, находить разные предметы и играть ими - находки нравятся ему гораздо больше, чем собственные игрушки.

Для нормального психического развития ребенка важно время от времени совершать такие открытия. Поэтому лучше подготовить для малыша будущие находки, положив в удобных местах яркие книжки, нарядные полотенчики или просто красивые коробочки. Пусть ребенок найдет то, что подготовит мама, а опасные предметы стоит убрать повыше, чтобы уберечь малыша от травм. Желательно не забывать и об электрических розетках - на них стоит поставить заглушки, чтобы малыш не мог с ними играть.

Если крохе попадет в руки сложная игрушка, он будет стараться открыть ее, чтобы посмотреть, что внутри. То же относится и к предметам, не предназначенным для игр.

Не стоит забывать, что 10-месячный ребенок тянет в рот все, что найдет. Следовательно, если малыш играет мелкими предметами, нельзя оставлять его без присмотра, зато можно дать ему яблоко или морковку, которые он с удовольствием будет грызть.

Так что же ребенок должен уметь?

Малыш может:

  • садиться и сидеть без посторонней помощи, играть в игрушки;
  • может сидеть на горшке и знает, для чего он предназначен;
  • ползать, ползти в выбранном направлении;
  • держась за что-нибудь, вставать на ножки;
  • ходить, когда его держат;
  • подражать жестам и мимике, произносить осмысленные звуки;
  • играть с игрушками, выполняя несложные действия: качать куклу, надевать кольца на пирамидку, складывать кубики;
  • залезать на невысокую кровать и слезать с нее;
  • выполнять простые просьбы взрослых: показывать маму, делать «ладушки»;
  • пить из чашки, набирать в ложку кашу из тарелки;
  • знать названия домашних предметов, узнавать на картинках игрушки и животных;
  • поднимать игрушки двумя руками и бросать их, выкидывать из кроватки;
  • понимать, что ему говорят, в том числе слова «нет» и «нельзя», если взрослые употребляли их в разговорах с ним;
  • смеяться вместе со взрослыми;
  • откликаться на свое имя, издавая звуки или поворачивая головку;
  • брать пальчиками мелкие предметы, вкладывать мелкое в крупное;
  • играть с другими детьми;
  • осуществлять несложный выбор – какую лопатку взять на прогулку.

Если родителей беспокоит, правильно ли развивается их ребенок, имеет смысл посмотреть видео школы доктора Комаровского. Этот популярнейший в наши дни специалист ответит на многие вопросы, волнующие мам и пап.

В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.

К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.

Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.

10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.

Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.

В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.

В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.

Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.

Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.

В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:

  • Самостоятельно садится, сидеть без поддержки и сидя, играть с игрушками;
  • Ползать или передвигаться вперед, опираясь на руки;
  • Вставать, держась за опору;
  • Ходить, когда его держат подмышками;
  • Подражать жестам и звукам, которые издают взрослые и другие дети – он уже может «общаться» жестами и звуками с окружающими;
  • Выполнять простейшие игровые действия – качает куклу, пьет из чашки, катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку;
  • Умеет слезать и залезать на диван, кровать и другие невысокие предметы;
  • Выполняет просьбы окружающих: «дай ручку», «покажи, где глазки», «поиграй в ладушки» и т.д;
  • Узнает по картинкам и знает названия животных, предметов обихода и т.д;
  • Умеет собирать пирамидку, строить башенку из кубиков, вкладывать мелкие детали в крупные;
  • Двумя руками хватает игрушки и может их выбросить из кроватки или манежа;
  • Понимает обращенную к нему речь, смеется, когда слышит смех взрослых;
  • Откликается, начинает крутить головой, когда слышит свое имя;
  • Пытается захватывать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный» захват;
  • Обращает внимание на других детей и взрослых – если до этого в центре внимания малыша находилась мама, теперь его начинают интересовать и другие люди.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

Как играть с ребенком в 10 месяцев? В этот период у крохи уже резко расширяются возможности, а главное, желание познакомиться с окружающим его миром - он уже неплохо ползает и начинает делать свои первые шаги Во время таких передвижений малыш «отрабатывает маршруты», узнавая о расположении в пространстве различных предметов. В моменты своих путешествий по квартире перед ним встают серьезные задачи - оценить расстояние между разными вещами, выбрать подходящую последовательность действий (как передвинуть ручку, куда шагнуть). Именно сейчас ваше чадо начинает активно имитировать те действия, которые показываете ему вы, используя предметы по их назначению. И на этом моменте как раз можно хорошо и полезно сыграть.


Новые занятия со старыми игрушками

Вспомните, как еще недавно ребенок реагировал на все свои игрушки одинаково - он их хватал, рассматривал, тряс, ударял об пол, тянул в рот. Теперь ваша задача - расширить знания малыша об уже известных ему вещах.

Играем с мячиком

Возьмите не один, а несколько ярких мячиков. Покажите, что если мячик подтолкнуть, он укатится. Малыш увидит направление, в которой двигается игрушка. Это задаст ему стимул для передвижения по данному маршруту. Еще мячики можно прятать в разные места, развивая тем самым в ребенке навыки поиска.


Звоним в колокольчик

Несколько месяцев назад ваше чадо только и могло, что с восторгом смотреть, как вы при помощи колокольчика воспроизводите очень мелодичные и приятные звуки. Пусть теперь он сам попробует себя в роли «музыканта». Придумайте занятие, которое ребенку будет приятно. К примеру, начинайте щекотать его, как только он позвонит в колокольчик.

Катаем машинку

В таком возрасте машинки еще одинаково нравятся и мальчикам, и девочкам. Развивающие игры для 10-месячного ребенка с участием этой игрушки происходят по разным сценариям. Для начала покажите крохе, как катать транспорт вперед-назад, произнося при этом звук «би-би» или «дрр». Используя в игре сразу две машинки, вы добьетесь того, что малыш вскоре станет за вами повторять. Далее покажите своему чаду, что игрушка используется и для того чтобы катать в ней какие-нибудь предметы или любимого зайку. Привяжите к «бибике» веревочку и покатайте, открыв для ребенка еще один способ игры с машинкой.



Разучиваем новые действия и программы

Обучите кроху новым действиям, используя не только игрушки, но и безопасные предметы домашнего обихода. Непременно сопровождайте все игры подробными «инструкциями» по поводу того, что, как и зачем вы делаете.

Собираем пирамидку и башенку

Купите простейшую пирамидку из 4-5 цветных колечек. Медленно показывайте крохе, как разбирается и собирается игрушка. Поначалу ребенок научится разбирать предмет на составляющие элементы, но не настраивайтесь - ваше терпение вскоре будет вознаграждено, а сын или дочка научится составлять колечки сначала в разнобой, а затем по порядку. Аналогичные занятия устраивайте и с использованием кубиков.

Наряжаемся

Возьмите какие-нибудь бусы с крупными бусинами, но такие, которые точно не порвутся (а то малыши этого возраста порой проявляют поистине богатырскую силу). Покажите, как надеваются бусы на шею кукле или другой игрушке. Позвольте ребенку самому повторить ваши действия, а также «нарядить» себя самого. Для другого упражнения используйте браслет на резинке. Наденьте украшение на ручку дитя, а затем протяните свою руку, чтобы малыш попробовал сам надеть на нее бижутерию.



Раскладываем по местам

Во что поиграть с 10-месячным ребенком? В порядок! Начинайте с малого. Для этого вооружитесь пустыми емкостями разного размера (пластиковым контейнером, жестяной банкой из-под чая, баночкой от крема и т.п.) и предметами, которые туда будете убирать. По очереди учитесь складывать «на место» те же бусы, катушки ниток, клубочки, пластмассовые крышечки. Покажите малышу, как кладутся предметы в пустое ведерко. Ребенок поймет, что, когда он бросает туда разные вещи, в ответ слышит разные звуки. Такое занятие особенно полезно для тех деток, которые любят разбрасывать свое «имущество» по полу. Затем приступайте к обучению складывания игрушек в пустой ящик или специальный контейнер.

Играем в сыщика

Продолжаем развивать навыки поиска следующими упражнениями. На глазах у малыша спрячьте его любимую игрушку за спину или за диванную подушку. Крохе не составит труда ее отыскать. Не забудьте похвалить малолетнего сыщика. Накрывайте тот же предмет коробкой, миской, пеленкой и т.п. и наблюдайте, как чадо будет пытаться всевозможными способами добыть нужное.


Узнавалки


Сказки в картинках

Читая ребенку его любимые сказки, показывайте пальцем на тех или иных героев, упоминаемых в тексте. К примеру, при произнесении фразу «Жили дед и бабка», укажите на дедушку, а затем на бабушку. Вскоре вам достаточно будет только сказать малышу: «Покажи деда», и он будет выполнять эту задачу.

Занимательная анатомия

Купая, умывая, одевая ребенка, всегда проговаривайте свои действия, называя части его тела: «одеваем ножки», «умываем щечки», «расчесываем голову» и пр. После таких уроков малыш сможет показывать пальчиком ответы на ваши вопросы, по поводу того, где у него носик, ушки, пальчики…

В мире животных

Показывая картинки, озвучивайте речь тех или иных животных простыми словами (лошадка - «иго-го», собака - «ав-ав», кошка - «мяу», свинка - «хрю» и т.д). Со временем малыш научится обозначать существ именно этими простыми для произношения слогами. Упражнение важно для понимания и развития речи.

Большая разница

Потихоньку начитайте озадачивать кроху тем вопросом, что предметы бывают разные - большие и маленькие, мягкие и твердые, гладкие и колючие (в качестве такого примера хорош резиновый игрушечный ежик).

Музыкальная пауза

Музыка имеет огромное значение в гармоничном развитии малыша. Пойте ему песенки или включайте диск и уже известными ему мелодиями. Сопровождайте тексты песен мимикой, жестами, простыми движениями рук и ног. Также помогайте с освоением таких инструментов, как барабан, ксилофон, металлофон.

В 10 месяцев ребёнок может подолгу играть самостоятельно, но как и в любом другом возрасте игры с мамой и папой остаются важной составляющей его полноценного развития.

Играя с малюткой, сопровождайте свои действия стишками, сказочными историями или песенками. Потешки и пестушки – разновидность детского фольклора, корни которого уходят в глубину веков. Ещё в древности этот способ коммуникации при игре с малышом использовали для обучения ритму, развития памяти и концентрации внимания. Лёгкие касания детских ладошек и пальчиков (потешки «сорока-белобока», «мальчик-пальчик, где ты был?») развивают мелкую моторику ребёнка. «Идёт коза рогатая» заставляет малыша смеяться, когда ему щекотят животик и часто эта потешка помогает быстро отвлечь расстроенного карапуза.

Десятимесячный ребёнок ещё не способен долго удерживать внимание при чтении сказки. Но если во время повествования вы будете сопровождать текст маленькими игрушками, надетыми на пальцы, изображать, как они кланяются, прыгают и разговаривают, то надолго заинтересуете маленького слушателя.

Купите готовый набор пальчиковых игрушек в магазине либо сшейте их самостоятельно. Сказка на ночь с их использованием поможет малышу снять нервное возбуждение и настроиться на крепкий сон.

Ролевые сценарии для детей в 10 месяцев

Дети в этом возрасте начинают подражать взрослым и с удовольствием изображают заботу о подопечном. Возьмите любимую игрушку ребёнка, ложку и тарелочку и предложите крохе повторить за вами, показывая, будто кормите игрушечного гостя: «Кашку повари-повари, зайчика покорми-покорми». Малыш с важным видом будет болтать ложкой в тарелке, а потом совать игрушке, угощая её.

Простейшие ролевые игры помогают развить у десятимесячных детей первые навыки общения, укрепляют самооценку через воздействие на персонажа.

Юла

Заводной волчок в движении – картинка завораживающая, но позвольте крохе не только следить за кружением, пусть он попытается завести юлу сам. Управление волчком стимулирует развитие чувства опоры, учит координации движений.

Догонялки

Даже если ребёнок в 10 месяцев ещё не умеет ходить, он уже достаточно быстро ползает. Усадите его на пол, отойдите на несколько шагов и, повторяя «догоню-догоню!», слегка потопайте ногами. Малыш бросится наутек! Когда вы его догоните, встаньте рядом на четвереньки, произнесите «догони-догони!» и сделайте вид, что убегаете. Маленький преследователь с восторгом помчится за вами.

Догонялки – отличный способ для развития скорости реакции. Активное ползание укрепляет мышцы рук, ног и спины.

Фитбол

Какой кроха не любит, когда его качают? Положите десятимесячного ребёнка на фитбол животиком вниз. Придерживая за бока, аккуратно покачивайте малыша вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке и против, приговаривая что-нибудь весёлое.

Упражнения на мяче - не только развлечение, но и прекрасная гимнастика для укрепления мышц брюшного пресса, спины и косых мышц живота. Врачи-ортопеды очень рекомендуют занятия на фитболе при лечении грыжи у детей.

Воздушный гимнаст

Когда держите ребёнка на руках, не бойтесь кружить его или слегка подбрасывать вверх. Конечно, здесь следует не перестараться, обязательно следите за реакцией крохи. Скорость вращения и высота полета должны быть небольшими, а сама игра непродолжительной. Кружась, шипите и жужжите, имитируя звук летящей пчелы или самолета, а подбрасывание сопровождайте ободряющим «ура!». Физическая нагрузка в такой форме укрепляет вестибулярный аппарат растущего человечка.

Каким бы ни были ваши игры с ребёнком в 10 месяцев, помните, что они должны приносить удовольствие вам обоим. Радость общения с родителями и телесный контакт с ними – бесценны в мире детей и никакая, даже самая дорогая игрушка не заменит маминых любящих рук.