Психология ребенка 3 х лет. Запреты во благо

Трехлетие приносит большие перемены в жизнь маленького человека. Ребенок делает большой скачок в развитии: становится ловким, сильным, активным и жизнерадостным. Он умеет испытывать и выражать яркие эмоции, освоил речь. Но вдруг у милого малыша резко портится характер, он становится неуправляемым, впадает в ярость, его поведение не поддается контролю. Этот период сложно переживается и детьми, и взрослыми, которым предстоит разобраться в вопросах воспитания ребенка 3 лет.

Кризис 3 лет

Педагоги-практики давно отметили неравномерность развития ребенка в разные периоды жизни, а также тот факт, что периоды бурного и быстрого развития сопровождаются осложнением взаимоотношений детей с окружающими. Очень часто третий год жизни становится кризисным – это первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей, когда даже самый покладистый ребенок может стать грубым, капризным, строптивым и истеричным.

Чтобы воспитание ребенка 3 лет проходило гладко, родителям нужно понять, что испытывает их малыш. В этом возрасте дети начинают осознавать свою личность, свои особенности и желания, и делают они это, противопоставляя их желаниям окружающим, в первую очередь родителей. Поэтому нередко на просьбы ребенок действует наоборот, упрямится, проявляет негативизм, впадает в истерику. Это не что иное, как попытки ребенка проявить свою самостоятельность.

Конечно, не все дети переживают кризис 3 лет так выражено. Исследования показывают, что около трети детей не имеют симптомов трудновоспитуемости. Тем не менее, направление развития для всех детей одно, миновать этот кризис не удается никому, различается лишь стиль поведения малыша. Это и является определяющим фактором того, как воспитывать ребенка в 3 года.

Родители по-разному реагируют на кризис 3 лет, некоторые становятся раздражительными, пытаются подавлять и ставить малыша на место, пользуясь своим физическим и психологическим превосходствам. В других семьях, наоборот, выбирая тактику, как воспитывать ребенка 3 лет, родители потакают всем капризам маленького тирана, лишь бы он не устраивал истерик. Оба эти подхода не верные.

Родители должны отнестись к заявке ребенка на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно позволить малышу иногда «одерживать победу», но в разумных пределах. Специалисты по детской психологии отмечают, что ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязание, вскоре становится истеричным и очень несчастным. Именно рамки и ограничения, которые устанавливают родители, помогают малышу ориентироваться в окружающем мире, а также собственных желаниях и ощущениях, без них он чувствует себя беспомощным и дезориентированным.

Напротив, дети, которым все запрещают, подавляя, таким образом, все первичные формы негативизма, в дальнейшем теряют инициативность. Они не способны занять себя или придумать игру, их воображение обеднено или, наоборот, слишком буйно и непродуктивно.

Если родители будут уделять достаточное внимание воспитанию ребенка в 3 года, ближе к его 4-летию это абсурдное противоборство родителям исчезнет, он научится формулировать свои замыслы и адекватно отстаивать их. Чтобы этого добиться, родителям предстоит набраться терпения и любую ситуацию оценивать трезво.

В первую очередь при воспитании ребенка в 3 года важна согласованность действий взрослых. Нельзя допускать, чтобы папа разрешал то, что мама запрещает и наоборот. Нужно установить определенные правила, которых будут придерживаться все, в том числе и сами родители. Чтобы погасить капризы и истерики нужно постоянно переключать внимание малыша на что-то другое, например, любимую игрушку. Важно помнить, что запретами, приказами и требованиями или, наоборот, постоянными потаканиями, добиться желаемого эффекта не получится. Только игнорируя и спокойно реагируя на выходки ребенка можно быстро его успокоить.

И самое главное в воспитании ребенка 3 лет – родительская любовь, малыш должен постоянно ее чувствовать. Для него важна искренняя похвала, поэтому каждый его правильный поступок нужно сопровождать приятными словами. Если же малыш совершает нежелательное действие, нужно объяснить, почему этого делать не стоит. Ни в коем случае нельзя предоставлять ребенка самому себе и ждать, когда этот период пройдет, так как это может повлечь более серьезные проблемы в будущем.

Как воспитывать ребенка 3 лет: мальчики

В этом возрасте дети начинают понимать свой пол и отличия от других, поэтому в 3 года пора формировать в ребенке понятие того, что он – мужчина. Нужно говорить малышу, какой он сильный и храбрый. Главным объектом для подражания ребенка должен стать отец, поэтому им стоит проводить больше времени вдвоем, что поможет ребенку в будущем нормально чувствовать себя в коллективе.

Мальчики более активны, чем девочки, поэтому нужно позволять им выплескивать энергию на улице: играть в подвижные игры, бегать, прыгать, лазать и исследовать все новое. Нужно поощрять самостоятельность малыша, предоставлять ему больше свободы, не переставая незаметно контролировать, чтобы его исследования были безопасными. Маме стоит иногда притвориться слабой и беспомощной, чтобы научить сына следовать мужским нормам поведения: пусть поможет нести сумку, открыть двери и т.п. 4.3 из 5 (7 голоса)

Как воспитывать трехлетнего ребенка в трудный период? Просто нужно понять, что испытывает ваш отпрыск. Он начинает осознавать свою личность, свои особенности и желания. Особо часто вы будете слышать “не хочу” от малыша, также он нередко будет действовать наоборот при ваших просьбах. Воспитание 3 летнего ребенка – это борьба с упрямством и негативизмом, но это многозначащий момент в развитии. Теперь, когда мальцу что-то не нравится, он начинает кричать, топать ногами, а иногда – замахиваться на родителя с очень злым выражением лица. Все это проявление самостоятельности, активности и настойчивости.

Пытаемся залезть в маленькую голову

Итак, первая характеристика кризиса – негативизм. Негативная реакция проявляется именно ко взрослому и к его просьбе. Действие тут ни при чем, иногда карапуз может идти наперекор своему желанию (например, отказаться от желанного мультика, предложенного родителем). Зачастую негативизм проявляется к одному члену семьи, а остальных он слушается. Упрямство и настойчивость – две разные вещи. С настойчивостью добиваются желаемого, а с упрямством ребенок настаивает на том, что ему давно уже не нужно или не хочется. Дитя протестует против норм воспитания, конфликтует со взрослыми, стремится все делать самостоятельно, даже то, что ему не под силу. Он пытается заставить родителей выполнять его требования, проявить свою власть. Вы можете наблюдать ругань и обзывания, ребенок обесценивает старые привычки и интересы, любимые игрушки. Воспитание трехлетнего ребенка в кризисный период, который может длиться несколько месяцев, протекает по-разному. Одни родители становятся раздражительными и пытаются ставить маленького тирана на место, превосходя физически и подавляя его. В другой семье проявляется повиновение, лишь бы он не ныл и отстал. Удачное воспитание – выбрать золотую середину. Сперва наберитесь терпения и любую ситуацию оценивайте трезво. Поймите малыша, ведь он сам от этого не в восторге. Используйте детские капризы против него же. Например, если на просьбу убрать игрушки малец начинает их раскидывать, просите наоборот никогда их не собирать. Погасить капризы запретами, приказами и требованиями у вас вряд ли получится, выход – постоянно переключать внимание отпрыска на что-то другое, интересное. Попросите его подойти, разыграйте спектакль с игрушками. Если чадо падает на пол, бьется в истерике, а вы потакаете ему, то это переходит в систему. Он видит, что на его действия отвечают и так будет поступать всегда. Достаточно переключить внимание истерика на любимую игрушку, или попросту отвлечь, как приступ закончится. Игнорируя и спокойно реагируя на выходки маленького деспота, можно их быстро погасить. Папа с мамой должны синхронно воспитывать своего ребенка. Не хорошо, когда один родитель разрешает то, что другой запрещает. Поэтому очень тяжело жить совместно с бабушками-дедушками, которые влезают и зачастую противоречат родительскому подходу к воспитанию. Установите правила, которых будут все придерживаться и следуйте им. Если вы сегодня позволите малышу прыгать на кровати, а завтра нет, то он придет в недоумение. Ребенок постоянно должен чувствовать любовь. Если он этого не чувствует, то начинает проявлять нехорошие качества, свойственные его возрасту. Хвалите дитя всегда, причем искренне. Если он совершает правильные поступки, сопровождайте его действия приятными словами. А если не правильно, то объясните, почему не стоит этого делать. Главное – не отмахивайтесь от него, предоставляя самому себе.

Как воспитывать мальчика 3 лет

Пацаненок начинает понимать свой пол, отличия от других, поэтому в трехлетнем возрасте нужно начинать формировать любовь к себе и гордость, что он мужчина. Ни в коем случае не употребляйте слова “слабак”, ”трус” и прочие. Наоборот, говорите малышу, что он добрый, сильный и храбрый. Но это не значит, что нужно поощрять драки и ссоры с другими детьми, особенно с младшими. Теперь объектом подражания становится отец. Сын подражает ему, примеряет его вещи. Он должен комфортно чувствовать себя в обществе отца, что поможет ему в будущем нормально чувствовать себя в коллективе. Мать должна принять ситуацию и позволять любимым оставаться больше вдвоем, гулять. Мальчики по сути активнее девочек, поэтому им необходимо больше места. Если вы им это место не предоставите, то они сделают это сами. На улице обязательно играйте в подвижные игры, бегайте и лазайте. Вашему сыну горизонтальная поверхность уже менее интересна: столы, стулья и коробки гораздо интересней. Предоставляйте мальчику больше свободы, поощряйте его самостоятельность. Не подавая виду постоянно контролируйте маленького исследователя. Ему хочется все попробовать, разобрать, выдернуть вилку из розетки, например. Совет маме: иногда претворяйтесь слабой и беспомощной, чтобы научить сыночка следовать правилам поведения, характерным мужчине. Учите помогать нести сумку, открывать дверь и прочее. За вас это никто не сделает.

Как воспитывать девочку 3 лет

Девочки гораздо быстрей развиваются и осваивают окружающий мир. Они более чувственны и эмоциональны, более управляемы, но очень хитрые. Родители должны всегда говорить ребенку правду и выполнять свои обещания. Так воспитывается ответственность. Для девчушки, конечно же, эталоном является мама. Мать с дочерью, как две подружки, с легкостью находят общий язык, обсуждая красоту, наряды. Именно мама учит дитя одеваться и краситься, закладывая основы качеств, типа шарма, опрятности и чувства стиля. В отце доча видит мужчину, проявляя долю боязни, чувство смущения. Папа положительно повлияет на общение девочки в мужском коллективе, со своим мужем. В любом случае дети должны воспитываться в полноценной любящей семье. Дочь видит себя в роли матери, а своего будущего спутника в роли отца, а если в семье будет пробел, то он, возможно, передастся по наследству. Неуважение супруга и разводы – это отголоски детства. К девочке постоянно нужно подбирать ключики, чем должны заниматься родители на протяжении всей воспитательной деятельности. Следите за дочерью, ее желаниями и возможностями, максимально развивая их.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Трехлетний малыш проходит условный рубеж: в это время он пытается осознать себя как отдельную личность со своими желаниями, происходит формирование определяющих черт характера. Порой детская воля не совпадает с правилами и нормами взрослых, что вызывает истерики, капризы. Родителям необходимо выстроить доверительные отношения с крохой, чтобы он вырос уверенной и социально адаптированной личностью. В процессе воспитания ребенка 3-4 лет психология дает оптимальные советы .

Для определения верной методики воспитания необходимо выяснить причины дурного поведения крохи. Для обозначения психического состояния, при котором детские желания полностью не удовлетворяются, применяется термин «фрустрация». Малыш взрослеет, понимая, что невозможно получать все по желанию, ведь многие действия еще недоступны. В моменты такого осознания он капризничает, дабы удовлетворить желания.

Для защиты и воспитания крохи родители применяют запреты , которые выполняют воспитывающую функцию, формируя правильное восприятие действительности. Малыш должен понять, когда нужно прекращать капризничать и как себя вести в социуме. Несмотря на то, что дети злятся и раздражаются, родители должны проявлять настойчивость.

Парадоксально! Благодаря запретам у малыша возникает чувство безопасности, появляется дисциплинированность.

К факторам, провоцирующим плохое поведение детей 3-4 лет, относят:

  • Желание отомстить , вызывающее непослушание .
  • Потребность в большем внимании родителей. Кроха не знает правил конструктивного диалога со взрослыми, поэтому выбирает простой и доступный способ - истерику .
  • Чрезмерная опека. Даже дети двух лет жаждут самостоятельности, самоутверждения. А родители навязывают собственное мнение, инициируя негодование малыша.

Дети могут разочароваться, что вызовет «бурю» неадекватных реакций.

Кризис трех лет

Дети не осознают, что можно, а что нельзя. Поэтому в ответ на запреты взрослых у них проявляется упрямство, истеричность. Малыш хочет выбирать, принимать решения, но не понимает, почему нельзя следовать своим желаниям.

  • избегать принуждения, категоричности;
  • не реагировать на истерики, плач;
  • уделять больше внимания малышу;
  • проявлять ласку, любовь, заботу;
  • прекратить требовать, начать терпеливо объяснять.

Примечание! Кризис трех лет содействует обновлению личностных качеств. Меняется мировоззрение малыша, отношение к окружающим и к самому себе.

Важно заинтересовать кроху, правильно организовав времяпрепровождение. В воспитательную программу необходимо включить занятия по развитию речи для детей 3-4 лет, физическое воспитание детей от 3 до 6 лет , уроки эстетической направленности.

Как правильно воспитывать детей 3-4 лет

Психология воспитания детей 2-6 лет должна учитывать изменения, происходящие с детской психикой на этапе взросления. Кроха переживает незнакомые эмоции и чувства , не зная, как реагировать на них. Нужно научить его выражать чувства с помощью слов, а не дурных поступков.

Следует чаще хвалить малыша даже за незначительные достижения: самостоятельно собрал игрушки , почистил зубы.

Необходимо применять наказания в серьезных провинностях, объясняя, почему он наказан.

Важно! Даже при неадекватном поведении ребенок должен знать, что его любят.

Не следует реагировать на истеричное поведение, капризы. Разговаривайте с малышом после прекращения плача. Умиротворенное состояние взрослого содействует скорейшему успокоению чада.

При детском нежелании следовать настоянию родителей используйте маленькие хитрости, идите на компромисс. Пускай он польет цветы, после чего посмотрит желаемый мультфильм. Параллельно будет развиваться бережное отношение к природе . Просьба собрать игрушки поможет малышу приучаться к трудовому воспитанию, порядку.

С 3 лет начинает формироваться тяга к имитации поведения и поступков взрослых. Психологи рекомендуют приобрести игрушечные наборы для уборки, комплект инструментов, посуду соответственно гендерной идентификации.

Значение детского коллектива

Социальный опыт, приобретаемый в детском саду, неоценим для маленького человечка , поскольку задатки личностного формирования закладываются до 5 лет. Не находящийся в детском коллективе малыш тяжело адаптируется к незнакомым условиям, испытывает страх и неуверенность при знакомстве с людьми. Так появляются фобии, агрессивность, замкнутость.

Многие дети готовы ходить в садик уже с 2 лет. Родители могут быть уверены в правильном развитии малыша, поскольку учреждение дошкольного образования имеет четкую программу воспитания детей. Решаются разносторонние задачи:

  • Развитие речи. Занятия для детей 3-4 лет способствуют активному росту словарного запаса, появлению новых лексических единиц.
  • Занятия по развитию мелкой моторики , которые подразумевают координированные движения мышц рук и пальцев. Упражнения такого типа стимулируют развитие мозга, внимания, памяти, речевого центра детей.
  • Нравственное воспитание. Детям 3-4 лет важно прививать доброту, сострадание, сочувствие, умение прощать.
  • Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет. Развитие крохи физически напрямую влияет на интеллектуальные умения. Физкультура улучшает настроение.
  • Музыкальные занятия. Эстетическое воспитание содействует всестороннему развитию детей, побуждает к нравственным переживаниям.

Задачи воспитания и обучения ребенка 2-6 лет сводятся к направлению чада в правильное русло. Не каждая мама способна целенаправленно и систематически заниматься с малышом по описанным направлениям. Развитие детской психологии должно быть грамотным.

Ошибки в воспитании

Характер формируется на основе темперамента, который заложен генетически. Психологическая обстановка в семье, готовность мамы правильно реагировать на капризы влияют на приобретенные черты характера. ценностей продолжается при воспитании детей от 3 до 6 лет.

Часто родители допускают типичные ошибки при воспитании детей, не учитывая их темперамент . Каждый маленький человечек индивидуален, нельзя применять одинаковые механизмы в качестве воспитательного метода. При неправильном воспитании без учета темперамента возникают психологические проблемы , негативно влияющие на развитие личности.

В психологии различают 4 темпераментных типа: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. Ребята с различными по-разному относятся к идентичным ситуациям, что ярко выражается в случае отказов.

Обратите внимание! Если на детей регулярно кричать и раздражаться, то в будущем они будут подвержены пагубным привычкам и иметь трудности в общении.

Дети-сангвиники легко поддаются воспитанию, редко капризничают. Однако они хитрые. При нежелании слушаться заставить их невозможно. Главная ошибка общения с такими малышами - беспрекословная вера, которая заставляет взрослых идти на поводу у своего чада.

Меланхолики обидчивы, эгоистичны, требуют много внимания. У таких деток большой коллектив вызывает страх, стресс. Поэтому, отдавая кроху в детский сад, следует уделить внимание его адаптации к незнакомым условиям.

Малыши-флегматики уравновешены, медлительны, долго спят. Их нужно занимать активными видами деятельности, дабы избежать инертности в будущем. Ошибкой станет объяснение требований, а не демонстрация.

Холерики эмоциональны, беспокойны. Требуется уйма терпения для воспитания, поскольку подавить их нереально. Нельзя проявлять агрессию, раздражительность, потакать капризам. Необходимо сразу устанавливать правила поведения.

Зная тонкости психологической организации личности, можно избежать проблем в воспитании крохи.

Отношения родителей и детей - непрерывный воспитательный процесс. Взрослые должны проявлять мудрость и спокойствие при детских истериках, капризах, находя верный выход из ситуации. Доброжелательная атмосфера способствует воспитанию гармоничной личности.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Еще вчера рядом с Вами радостно шел на прогулку Ваш послушный, милый, любящий двухлетний малыш, а сегодня он на все Ваши предложения отвечает резким отказом, не хочет выходить на улицу, разбрасывает игрушки, грубит и вообще, кажется, делает все специально наоборот... Что же случилось?

Не пугайтесь - у Вашего сынишки или дочурки, скорее всего, начался так называемый кризис 3-х лет... Возможно, многие слышали об этом знаменитом кризисе, но не все знают, в чем его суть и как вести себя в этот период.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы - кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменения не только в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов), но и в психическом. У малыша начинает формироваться новообразование «Я сам!» Порой нам бывает удобнее сделать что-то за ребенка, например, одеть, накормить и т.д., ведь так быстрее и наверняка. Но ребенок, который начинает чувствовать себя отдельным человеком, хочет все пробовать делать сам. Теперь Вашему малышу очень нужно все делать самому и важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. Кризис 3 лет - это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели - ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Первый признак - появление в словарном запасе малыша слова «Я» - появляется после 2 лет. Сам кризис «правит балом» обычно с 2,5 до 3,5 лет. Детские психологи описывают семь основных проявлений кризиса 3 лет, т.н. «Семизвездие» симптомов.

Признаки кризиса 3 лет

УПРЯМСТВО

Упрямство- первая черта «семизвездия» кризиса 3 лет. Она пронизывает практически все поведение ребенка. Когда малыш упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «сказал не встану, значит, не встану!».

Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

НЕГАТИВИЗМ

Негативизм- вторая составляющая «семизвездия». Именно он вынуждает ребенка поступить вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Бывают просто абсурдные ситуации, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» - «Нет, горячее», «Иди домой» - «Не пойду» (хотя только что сам просился).

Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого.

Негативизм часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы. С остальными - он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!»

Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

СТРОПТИВОСТЬ

Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека, это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа - другое, а бабушка вообще все разрешает).

Совет: Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

Я САМ (СВОЕВОЛИЕ)

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трехлетних малышей.

Совет: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.

Совет: существует множество развивающих занятий для ребенка. Запишите малыша в секцию, займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

ПРОТЕСТ-БУНТ

Протест-бунт - пятая особенность «семизвездия» кризиса 3 лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто сорится с родителями.

Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда Вы уверены в своей правоте

ДЕСПОТИЗМ

Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что Ваше внимание можно получить без истерик и капризов.

Памятка для родителей - «Поведение в период кризиса 3 лет»

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года.

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.

Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много, не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку Вы видели на прогулке.

Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать не хорошо. Отложите это дело до тех пор, пока малыш не успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание...

Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Статью подготовила Евстратова А.В. (психолог детского сада «Лучик» на Соколе)