Формы воспитательной работы. Формы и методы формирования коллектива младших школьников

Сущность и содержание воспитания

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания – самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека.

Достижения современной науки, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя. Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно, в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений.

К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных".

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека - "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Методические приемы – это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике.

Закономерности процесса воспитания. Принципы и метапринципы воспитания .

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение, прежде всего, объективных причинно­-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности.

Принципы воспитания– основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания – принцип его культуросообразности . Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов.

Личностный подход, персонализации педагогического взаимодействия, требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода, индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности.

Метапринципы гуманистического воспитания – это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования.

Все принципы определенным образом соподчинены. Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип эстетизации детской жизни, формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности.

Важнейший принцип организации детской деятельности – уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А.С. Макаренко: «…как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами , создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. – в психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации.

Принцип незавершимости воспитания. Принцип вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические П.в., например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная – семейного воспитания, социальная педагогика – социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания . В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив – важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику.

Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др). Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание). Такой педагог, как: - Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, встречи, практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Наиболее эффективными формами воспитания, мы считаем:

формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, классные часы;

словесно-логические формы - беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания;

трудовая форма положительно воздействует на воспитанников совместная работа. Это разные виды работ в школе: ежедневная уборка, разная помощь нуждающимся;

развлекательная форма - проведение игр;

эффективная форма - это урок. Урок как основная форма воспитания обладает колоссальными возможностями для формирования коллектива. Широкое распространение в начальной школе получили групповые формы учебной работы (класс делится на группы по 3 - 5 человек и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы). Вырабатывается коллективное мнение, учащиеся объединяются коллективной радостью от совместно достигнутого успеха. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей.

Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности (работах в парах по проверке домашнего задания, по работе с книгой при закреплении нового материала) ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.

Ребенка обычно влечет к другому человеку, к группе людей, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в игре, является основой для возникновения новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше играть.

В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

Устойчивой формой коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. является традиция. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые.

Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Малые, будничные, повседневные скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям.

Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Традиции - проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Помимо форм воспитания, важную роль в формировании коллектива, у учеников играют методы воспитания.

А.С. Макаренко, утверждая гуманистическую направленность методов воспитания, отмечал, что «метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности». Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод - тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: "Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога метод остается мертвой схемой».

Под понятием методы воспитания определяется - путь достижения заданной цели воспитания, а также способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них необходимых качеств. Также под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Как считает Ю. Бабанский, говоря о методах воспитания, что это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей" и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач.

Он считает, что назначение методов воспитания в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых.

В настоящее время наиболее эффективной и удобной для формирования коллектива является классификация Г.И. Щукиной: она включает в себя в единстве:

процессуальную стороны методов воспитания.

Выделяется 3 группы методов:

методы формирования сознания

методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

методы стимулирования поведения и деятельности.

Каждая группа методов и каждый метод имеет свою специфику в области применения.

Методы применяются в комплексе и требуют высокой квалификации.

Знание методов и приемов, умение правильно их применять - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.

Методы формирования сознания.

Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Чтобы выработать какое-либо качество, необходимо, чтобы воспитанник хорошо понимал значение этого качества, нравственно был уверен в общественной и личной полезности определенного типа поведения.

Рассказ на этическую тему - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов событий, имеющих нравственное содержание.

Функции: служит источником знаний

обогащает нравственный опыт

служит способом использования положительного примера

в воспитании.

Требования к применению рассказа:

должен соответствовать социальному опыту воспитанников,

сопровождаться наглядностью (иллюстрации, фото, изделия народных умельцев, произведения живописи),

должна быть создана соответствующая эмоциональная обстановка (костер, автобус, весенний сад, музыкальное сопровождение и т.д.),

профессионально изложен

не торопить воспитанников с ответом, дать почувствовать содержание,

должен быть коротким.

Могут быть использованы рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского, стихотворения А. Барто, Е. Воронковой и др.

Этическая беседа - это диалог учителя и детей, предметом обсуждения которого являются нравственные проблемы.

Цель беседы:

Углубление и упрочение нравственных понятий,

обобщение закрепление знаний,

формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Виды беседы: плановые и неплановые.

индивидуальные и групповые

Требования к групповой плановой беседе:

тема - исходя из общего содержания воспитательной работы («Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учится?», «Имя и прозвище»),

должна носить проблемный характер,

должна быть эмоционально близка воспитанникам,

заблаговременно продумать вопросы,

может быть предварительная подготовка по некоторым вопросам,

подбираются факты, примеры из жизни, наглядность,

примерный сценарий:

вступление,

сообщение конкретных фактов,

обсуждение, анализ с активным участием всех собеседников,

обсуждение аналогичных ситуаций,

обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств,

применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.

дать возможность высказать каждому свое суждение,

направлять беседу в нужное русло, помочь прийти к правильному решению,

временные границы беседы: с младшими школьниками -15-20 мин.

Требования к индивидуальной беседе:

обсуждаемый вопрос должен действительно беспокоить наставника,

тактично объяснить воспитаннику его ошибку,

беседа должна носить задушевный характер,

в присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии и высокомерия.

3. В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением.

Функции: проектирование в личности воспитанника положительное, вселение веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов.

Правила применения:

Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести.

Показать сущность негативного поступка и его последствий,

Создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению.

4. Внушение - это словесное воздействие одного лица на другого (или группу лиц), которое принимается на веру, не критически.

В.М. Бехтерев определил, что детская внушаемость связана с физиологическими и психологическими особенностями детей:

недостаточной опытностью,

отсутствием прочно сложившегося мировоззрения,

слаборазвитой критической способностью,

особую роль играет и привычное признание авторитетности взрослых, чьи слова и действия служат предметом подражательности и внушения.

Требования к применению внушения:

хорошо знать положительные и отрицательные качества личности ребенка;

распространять на все сферы поведения детей:

снять переживание по поводу взаимоотношений со сверстниками

снять чувство обиды («Он совсем не хотел тебя обидеть, просто так получилось. Вот увидишь, завтра он извинится, скажет, что был неправ»)

использовать только в том случае, когда требуется затормозить какое-либо нежелательное проявление ребенка или наоборот, стимулировать нравственно оправданное поведение;

Бехтерев советует во время внушения держать руку на голове ребенка (так устанавливается физический контакт, сближение с ребенком, это располагает ребенка к сближению).

Положение руки на голове ассоциируется у ребенка с поглаживанием, т.е. с добрым отношением взрослого к нему. Возникает чувство близости, доверия;

должна быть различная обстановка в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка:

мягкий, эмоциональный, чувствительный ребенок - более внушаем в сердечной обстановке

рассудительный, отрицательно настроенный ребенок - легче поддается внушению при волевом внушающем побуждении: «Хватит рассуждать. Садись делать уроки!»

упрямый - требуют косвенного внушения (когда идея, которую необходимо внушить ребенку, завуалирована (рассказ об образцовом поведении другого ребенка).

слова внушения следует произносить четко, убедительно, эмоционально выразительно;

внушающие воздействия следует повторить, но желательно, в новых формулировках;

должен быть контроль за впечатлением, которое произвело на ребенка внушение;

не злоупотреблять внушением, т.к. надо воспитать самостоятельную, творческую личность ребенка.

Методы организации деятельности.

Воспитанность личности характеризуют не понятия и убеждения, а конкретные дела и поступки.

Организация полезной деятельности способствует тому, что воспитанник включается во взаимодействие с большим количеством людей, отношения проявляются в поступках, решении, выборе линии поведения.

К данной группе методов относятся:

поручение,

метод воспитывающих ситуаций,

Метод поручений

приучение к положительным поступкам,

развитие необходимых качеств: ответственности, добросовестности, заботливости, аккуратности, пунктуальности и т.д.

Виды поручений:

посетить больного товарища,

помочь однокласснику в учении,

изготовить игрушки для подшефного детского садика,

украсить к празднику классную комнату и т.д.

Правила применения:

не надо детализировать: что и как,

дать простор самостоятельности, инициативе в выборе содержания, средств деятельности,

контроль с переходом в самоконтроль.

Метод воспитывающих ситуаций - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях

Условия успешного применения:

ситуации не надуманны: отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама она должна быть естественной;

ситуации неожиданны: воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если она для него неожиданна, в большинстве случаев соглашается с учителем.

Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при одном важном условии: они должны быть поняты именно как гуманные действия, а не как проявление слабости, неуверенности;

в отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации;

тесно связан со всеми другими методами воспитания.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

побуждающую,

закрепляющую,

контролирующую.

Метод поощрения. Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения.

Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, захваленные и обойденные общественным вниманием.

Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Метод наказания.

Метод наказания - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины.

Это психологическое состояние порождает у человека потребность изменить свое поведение. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Виды наказаний:

наложение дополнительных обязанностей,

лишение или ограничение определенных прав,

выражение морального порицания, осуждения.

Формы наказаний:

неодобрение, замечание, предупреждение, порицание, взыскание, отстранение, исключение.

Метод соревнования.

Соревнование - это метод направления естественной потребности обучающихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь, человек быстрее осваивает предмет, идет мощная мобилизация всех его сил и умений. Важно правильно организовывать соревнование (цели, задачи, программа, критерии оценок, подведения итогов). Эффективность соревнования повышается, если сама деятельность имеет значимый для личности и группы смысл, если подведение итогов справедливо и победителей чествуют открыто. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии. Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия. Однако формы и методы воспитания нельзя выбирать произвольно. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности форма и, метод воспитания всегда обращены к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности. Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом - это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда - совсем другое. Это означает, что выбор методов подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее. Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организационных форм.

Таким образом, подводя итог, делаем вывод, что коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов. Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания ". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей .

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты , круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.). Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность (Виноградова М.Д., 1977; аннотация).

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

3. Создание общественного мнения.

4. Общение, деятельность организованные воспитателем.

5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

6. Погружение в мир искусства и творчества.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.


Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности школы.

8. Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

По целевой направленности;

По позиции участников воспитательного процесса;

По объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

Когда нужно решить просветительские задачи;

Когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности ;

Когда организаторские функции слишком сложны для детей;

Когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

Когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

Дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

Творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

Коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они :

Предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

Обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

Способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

Эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия - > Игры - > Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения :

Относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации :

Организуемые одним человеком;

Организуемые группой участников;

Организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность :

Обязательное участие;

Добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми :

- «открытые» (для других, совместно с другими);

- «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания :

Словесные (конференции);

Практические (походы);

Наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности :

Организация познавательно-развивающей деятельности;

Переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур. От молодого человека в современной культуре требуются знания о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умения, навыки изменения и переформирования навыков;

Школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли. В школе диалога культур углубленное понимание диалогизма мышления развернуто через идею диалога культур;

Процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в школе диалога культур. Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопросы: почему возможно это бытие? почему возможны число, слово, осознание своего Я?

Основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Процесс воспитания в школе диалога культур - процесс культуроемкого развития личности. В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания образования в школе диалога культур.

I - II классы. Зарождаются "узелки" понимания, которые станут основными предметами освоения, диалогов в последующих классах. Этими узелками ("точки удивления") являются идеи, слова, числа, явления природы, моменты истории, загадки сознания и предметного орудия. Узелки построены по схеме народных загадок.

В них, во-первых, развертывается первоначальный анализ тех проблем, которые являются общими, едиными для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики) и для исходных детских удивлений, вопросов, обычно возникающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления. Во-вторых, в таких узелках исходного удивления сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (но дополнительных) наук о жизни, о времени, о слове. В-третьих, такие узлы будут предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. В-четвертых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.

III - IV классы. Античная культура как единый предмет изучения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

V - VI классы. Культура средневековья . Общее построение обучения аналогично обучению в III - IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Однако нельзя превращать уроки в V - VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековым конфессиональным реалиям необходима особая активность (и вместе с тем тактичность) культурного и школьного осмысления.

VII - VIII классы. Культура Нового времени (XVII - XIXвв.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневековья) классические курсы обычных школьных занятий по рекомендованным учебникам, соотнесенные с основными авторскими текстами - первоисточниками XVII - XIX вв.

IX - X классы. Культура современности . Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления, знания и умения) загадки и отгадки, наработанные во всех остальных учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий (например, спор Бора и Эйнштейна) и современных образов культуры ставит ученика в условия "напряжения" между знанием и незнанием, характерным для современного периода. Существенными узлами, объединяющими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, экологическая и космологическая проблемы и т.д.

Компьютерная революция, революция информации, современная структура автоматизированного производства - венец всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятельности, усвоенных в более ранних классах школы диалога культур.

XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, придумывают методы общения и совместной деятельности.

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе.

И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих четырех сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.

Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В. А. Караковского и многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Школа-комплекс - одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Школа-комплекс - образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Причем не может быть единообразия - обязательного варианта школы-комплекса. Все зависит от конкретных социально-педагогических условий, материально-технических и кадровых возможностей. Примером школы-комплекса может служить школа № 18 г. Йошкар-Олы.

В процессе перехода школы в режим работы школы-комплекса были решены сложные, многоплановые задачи:

Создана единая целевая комплексная программа воспитания и обучения, ведущей идеей которой является ориентация наличность ребенка, на ее полноценное развитие и самочувствие в школе;

Выстроены организационная структура и система управления школой-комплексом, которая сложнее, чем в обычной образовательной школе.

Анализ различных зарубежных и российских современных воспитательных систем показывает, что в их основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.

Методы и формы воспитания по содержанию немного близки между собой, но имеют некоторые отличия. С помощью методов происходит своеобразное воздействие на . Это средства, которые помогают развить нравственные убеждения у ребенка.

Факторы, действующие на выбор средств воздействия:

  • возможности школы;
  • особенности традиций и коллектива;
  • возраст воспитанников;
  • социальный уровень и опыт;
  • цель и содержание воспитательных задач;
  • профессионализм преподавателей.

Учитывая эти условия, возможно определить основные формы воспитания. Их список не является исчерпывающим. Поэтому каждый преподаватель должен найти свой подход.

Формы воспитания в педагогике предусматривают взаимосвязь и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Коллективная.

Индивидуальная форма воспитания

Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.

Групповое воспитание

Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.

Коллективное воспитание

Концерты, коллективные походы, экскурсионные поездки, спортивные соревнования – это все способы коллективной формы воспитания детей. Тут учитель выступает как участником, так и организатором и помощником.

Формы обучения и воспитания определяются видом деятельности, способом влияния учителя, временем проведения и подготовки, количеством субъектов. Лучше всего, когда средства воздействия определяются в самом процессе обучения.

Особенности воспитания детей дошкольного и школьного возраста

Форма воспитания дошкольника должна максимально привлекать слушателя, ведь от этого зависит конечный результат.Следует правильно заинтересовать воспитанника, чтоб он не смог отвлечься на что-то другое. Главные условия в процессе :

  • дети должны получать удовольствие;
  • формы должны меняться в зависимости от обстоятельств.

Более разнообразна форма воспитания младших школьников. Тут, помимо заинтересованности первоклашек, необходимо создать дружную обстановку в коллективе, помочь деткам сотрудничать между собой и стараться найти компромиссы в разных ситуациях. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте ученик усвоил сущность людей и научился чувству ответственности перед окружающими и самим собой.

Модернизация в воспитании

В практике очень часто используются и нетрадиционные формы воспитания. Они помогают внести разнообразие в саму систему обучения, улучшают атмосферу и делают ребят активными. Это всевозможные тренинги, КВНы, игры, конкурсы. Некоторые педагоги вовлекают в проведение этих мероприятий и родителей.

Именно современные формы воспитания вносят в саму систему свою «изюминку». В них не дается оценка непосредственно индивидууму, тут оценивается именно поступок, который совершен. Мнение приверженцев современного обучения сводится к тому, что кричать на ребенка нельзя. Дети слушают взрослых только тогда, когда те прислушиваются к ним. На этом должны основываться и формы воспитания в семье. Если сын или дочь окружены заботой, вниманием, уважением со стороны родителей, то и они научатся уважать. С детства наблюдая насилие в семье, ребенок и сам в будущем будет добиваться своих целей негативным путем.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

Цель воспитания.

Возраст учащихся.

Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

Особенности детского коллектива и его традиций.

Особенности и традиции региона.

Технические и материальные возможности школы.

Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

  • - по целевой направленности;
  • - по позиции участников воспитательного процесса;
  • - по объективным воспитательным возможностям.

Традиционно в педагогике понятие формы воспитания и формы организации воспитательного процесса отождествляются и определяются как варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия.

Если исходить из сущностной характеристики воспитания как саморазвития, самостановления, самореализации человека, то вряд ли такое отождествление будет разумным. По всей вероятности, формами воспитания будут выступать формы естественного бытия человека, формы самой жизни. Например, Отто Больнов причислял к таким формам кризис, встречу, пробуждение и др. Действительно, момент самовыбора не заложен в мероприятии, он осуществляется в формах бытия. Но есть люди, для которых мероприятия являются в определенной степени формой их совместного бытия, они стремятся к активному участию в них, это является для них формой жизни. Из этого следует, что воспитателю необходимо учитывать отношение детей к организуемым делам, которые, в свою очередь, проводятся с учетом потребностей и интересов детей.

Несколько иной взгляд на форму воспитания выражает И.П. Иванов, он определяет три формы воспитания, в основе которых формы отношений.

К первой группе относятся формы отношений творческого обучения - творческие занятия всех видов, личные и коллективные поручения учебного характера и т.п.

Ко второй группе относятся формы отношений творческого содружества - коллективные творческие дела, творческие игры, личные и коллективные поручения жизненно практического характера, творческие праздники и т.д.

К третье группе относятся синтетические формы этих отношений - повседневное творческое общение, творческие встречи разных видов.

В практической деятельности, помимо форм организации воспитательного процесса широко распространено понятие формы воспитательной работы, воспитательной деятельности, которые предполагают определенный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса. На наш взгляд, формы воспитательной работы выступают инструментом педагогической деятельности и ориентируют педагога на формотворчество, которое в некоторой степени предполагает отрыв от целей и содержания воспитания. Эти явления известны в школьной практике воспитания, в одно время занятой поисками новых нестандартных форм воспитательной работы, которые подчас не имели воспитательной ценности.

Поэтому говоря о воспитании как специально организованном воспитательном процессе целесообразнее говорить о формах организации этого процесса, которые предполагают совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитания, а также порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса направленных на достижение целей воспитания. Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания детей. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.

В педагогической теории и практике создано огромное количество форм организации воспитательного процесса, попытка их перечисления бессмысленна и нецелесообразна.

В последнее время большинство педагогов ссылаются на классификацию Е.В. Титовой, которая считает, что все формы воспитательной работы следует разделить на 3 группы мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемое педагогами или воспитанниками с целью непосредственного воспитательного влияния на них.

Характерными признаками этой формы является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. К ним относятся: беседы, лекции, дисциплины, диспуты, дискуссии, экскурсии и т.д.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этой формы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. К ним относятся творческие дела или просто организованная, продуктивная общая работа: концерт, посадка деревьев и т.д.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Игры не несут в себе ярко выраженной общественно полезной направленности, но они способствуют развитию и воспитанию их участников.

К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.

Но наряду с этим мнением в педагогической литературе высказывается и другое, суть его в том, что понятие «мероприятие» предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических влияний, не соответствует комплексному подходу к воспитанию.

Процесс воспитания, состоящий из набора мероприятий, кампаний, не может быть успешным. Появилось выражение «педагогика мероприятий».В связи с этим многие педагоги предпочитают говорить о воспитательном деле (ВД) как форме организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные признаки ВД - необходимость, целесообразность, полезность, осуществимость.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД).

В основе воспитательных дел два подхода - деятельностный и комплексный. Первый предполагает организацию различных видов деятельности школьников: познавательный, трудовой, нравственный, ценностно-ориентировочный и свободного общения.

Второй подход содержит в себе органичное «слияние» всех видов деятельности, их влияние в едином процессе. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

Такой подход к формам организации, воспитательного процесса предполагает, что основной формой организации воспитательного процесса выступает воспитательного дела и есть смысл говорить о видах воспитательных дел, выделяя их существенные признаки.

Такими признаками могут быть протяженность во времени, количество участников, открытость ВД, результативность ВД.

По времени подготовки и проведения могут быть экспромтные и длительно готовящиеся воспитательные дела.

При удачном воплощении экспромтные формы несут в себе сильный эмоциональный заряд, обычно надолго запоминаются, а значит имеют определенную личностную значимость для участников. Дефицит времени при медленной подготовке мобилизует творческие силы и способности детей. Интересную точку зрения высказывает известный специалист в области воспитания Н.Е. Щуркова, которая считает что любое воспитательное дело должно поднять человека на более высокий уровень ценностных отношений, не требует длительных затрат времени и усилий его участников, несет максимум воспитательной эффективности, за счет насыщения и актуализации духовно-нравственных ценностей.

Воспитательные дела с предварительной подготовкой полнее реализуют развивающую и воспитательную функцию, причем именно подготовка дела более значима для всех его участников.

По количеству участников воспитательные дела могут быть групповые (воспитатель-группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп).

По субъекту организации классификация воспитательных дел может быть следующей:

  • - организаторами выступают педагоги, родители, взрослые;
  • - деятельность организуется на основе сотрудничества детей и взрослых;
  • - инициатива и ее реализация принадлежит детям.
  • - По результатам воспитательные дела делятся на следующие:
  • - результатом является информационный обмен;
  • - выработка общего решения;
  • - общественно значимый продукт.

Воспитательные дела могут быть «открытыми» и «закрытыми». «Открытость» предполагает проведение дела или вместе с кем-то и для кого-то, «закрытость» - для самих себя.

В основе организации и проведения любого воспитательного дела, на наш взгляд, должны лежать подходы, разработанные И.П. Ивановым. Воспитательное дело ценно тогда, когда оно носит характер коллективной творческой деятельности взрослых и детей и проходит три этапа:

I этап коллективной подготовки (включает в себя поиск дела, планирование и собственно подготовку);

II этап проведения дела;

III этап анализа дела.

Выбор вида воспитательного дела зависит от многих факторов. Но в основе этого выбора должна находиться педагогическая целесообразность, которая определяется целями воспитания; возрастом учащихся; уровнем их воспитанности и личного социального опыта; особенностями детского коллектива, его традициями; учетом социальной ситуации; уровнем профессионализма учителя. При выборе форм организации воспитательного процесса надо опираться на актуальные потребности и интересы дете