Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье. Плюсы и минусы воспитания и обучения детей дома

- 142.50 Кб

Введение

Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родными», - утверждал В.А. Сухомлинский. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», - советовал он родителям.

На сегодняшний днеь область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание – сложны е предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитание в семье всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А.В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Цель курсовой работы – изучить сущность домашнего воспитания и его проблемы.

Объект изучения – современная семья.

Предмет – проблемы домашнего воспитания детей.

  1. Изучить научно-теоретическую литературу по теме курсовой работы;
  2. Определить понятие и сущность домашнего воспитания;
  3. Рассмотреть положительные стороны и отрицательные стороны домашнего воспитания;
  4. Изучить проблемы домашнего воспитания детей на современном этапе.

1. Теоретические аспекты изучения проблем домашнего воспитания детей в современных условиях

1.1 Домашнее воспитание ребенка. Понятие, сущность

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обес печенность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Воспитание здорового ребенка – одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полноценное физическое развитие – своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей и подростков. Все активнее входит в профессиональную лексику понятие «децелерация», означающее, что поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад.

Казалось бы, что современные супруги должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. На деле это далеко не так. К услугам специалистов медико-генетической службы обращаются очень немного молодых людей, намеривающихся вступить в брак и испытывающих тревогу за физическое благополучие будущих наследников. А это благополучие может оказаться иллюзорным, если учесть груз наследственных и иных заболеваний, которыми отягощены супруги, особенности их образа жизни, приверженность к некоторым, мягко говоря, вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания). В результате значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и психическом развитии. Прибавьте к этому неблагополучную экологическую обстановку, сложившуюся во многих регионах страны, экономические трудности, переживаемые значительной частью семей, и вам станет ясно, почему сегодня, как никогда раньше, важно сосредоточиться на задачах физического воспитания детей. Между тем во многих семьях именно эта область воспитания «отодвинута» на последний план. Нет, родители бывают очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают специальных усилий для его укрепления, профилактики болезней, тем более уделяют недостаточно внимания развитию движений, физических (двигательных) качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщению к спорту.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи. Особо следует отметить связь охраны здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье – залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов.

В настоящее время немало семей во всем мире, в том числе и в нашей стране, где дети элементарно недоедают, пьют недоброкачественную воду, что ведет к ярко выраженной гипотрофии (дефицит веса). Чтобы решить эту проблему, недостаточно только желания и усилия родителей: нужны серьезные социально-экономические меры.

Опираясь на знания, усвоенные при изучении естественнонаучных учебных предметов, сформулируйте требования к организации рационального питания ребенка в семье. Объясните причины того, что в современных семьях часто нарушаются эти требования.

Одно из средств повышения защитных сил организма – закаливание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Известно, что за всю многовековую историю человечество выработало мораль, т.е. совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и межличностного общения, предъявляемых обществом каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений.

Ребенок начинает приобщаться к моральным ценностям человечества и конкретного общества с раннего возраста в процессе взаимодействия с членами семьи, которые составляют первую в его жизни референтную группу (А.В. Петровский). Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями – в детском саду, школе, в жизни.

Заключение 31
Список использованной литературы 33

Многие родители утверждают, что детский сад – первая ступень в развитии и воспитании дошкольников. Однако, некоторые психологи опровергают такое утверждение. Есть как отрицательные, так и положительные стороны дошкольного учреждения. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Минусы детского сада

Почему – то не все малыши посещают дошкольное учреждение. Когда провели опросы мамочек, специалисты смогли назвать отрицательные моменты детского сада:

  1. Плохое влияние. Не все дети растут в благополучных и культурных семьях. Отсюда и происходит негативное влияние. У детей появляется нецензурная речь, начинают драться, грубить, проявлять агрессию. Если ребёнок растёт в такой атмосфере, его потом тяжело переучить.
  2. Заболевания. «Куда же без этого?» – Скажете вы. Однако, вы должны учитывать, что дома ребёнок будет болеть значительно реже, чем в коллективе. Такая проблема есть практически в каждом детском саде. Какая – то мамочка не может оставить малыша дома на больничном и приводит его в группу с насморком и кашлем. Как итог, начинают болеть и остальные дети. Поэтому такой круговорот будет до тех пор, пока медсестра сама лично не начнёт принимать ребят в группу.
  3. Нехватка внимания. Да, это есть в каждом государственном детском садике. В группах много детей, а воспитательница одна. Конечно же, она при всё своём желании не сможет уделить каждому ребёнку должного внимания. Именно поэтому малыши вечером капризничают. Ведь они так хотят, чтобы наконец – то в семье обратили на них внимание.
  4. Травмируется психика. Ну а как вы думаете? Да, возможно, ребёнок любит детский сад, свою группу, друзей и воспитателя, но в глубине души, в далёком своём подсознании, малыш ждёт маму или папу с работы. Он хочет в семью, только не может ещё выразить словами свои истинные чувства.

Плюсы детского сада

Есть не только отрицательные стороны дошкольного учреждения, положительных моментов тоже хватает:

  1. Развитие. В детском саду по программе предусмотрены такие предметы: аппликация, лепка, рисование, математика, развитие речи, окружающий мир и многое другое. Всё это необходимо малышу для развития как мелкой, так и крупной моторики; для умственного и логического развития, активной деятельности.
  2. Общение. Дети чаще всего играют сами по себе. Настоящие друзья у них появляются ближе к школе. Однако, малышам иногда полезно коллективное общение. Они должны учиться разрешать споры, улаживать конфликты или просто играться.
  3. Режим. Дети, которые приучены в одно и тоже время ложиться или вставать, принимать пищу и играть, в будущем становятся более организованными и собранными.
  4. Самостоятельность. Ещё одна важная ступень в развитии. Дети, которые посещают детский сад, умеют за собой поухаживать. Они одеваются самостоятельно, завязывают шнурки, ходят на горшок. Домашние дети не приучены к такой самостоятельности. Знают, что мама вещи достанет, поможет их надеть и покормит с ложечки в любую минуту.

Заключение

Только родители смогут ответить на вопрос: «нужен ли нам детский сад?». Ни один психолог не поможет и не подскажет. Ведь это дело каждого человека. Просто родители должны задать себе следующие вопросы:

  1. Зачем нам нужен детский сад?
  2. С какой целью будем в него ходить?
  3. Кто сможет вовремя забирать малыша?
  4. Каким я хочу видеть наше дошкольное учреждение?

Только после того, как ответите на свои вопросы легко и быстро, тогда точно определились, что вам нужно и для чего. Удачи вам и не пропустите важные и счастливые годы своего крохи.

Вечер Елена

Все хорошо знают, что у каждого воспитательного метода есть свои сильные и слабые стороны. Но часто ли мы задумываемся о том, какое воспитание, на самом деле, подходит нашему ребенку? Что окажет на маленького человечка самое благополучное влияние и поможет вырастить из него честного, доброго и порядочного человека с твердыми моральными убеждениями? Как способна воздействовать на него религия и что это принесет ребенку в его будущем?

Положительные стороны религиозного воспитания

Помимо выражения «про опиум», справедливости ради, не помешает вспомнить еще одно: «Если религия – это наркотик, то атеизм можно назвать газовой камерой». И в этом есть своя огромная доля истины. Что дает религиозное воспитание ребенку?

  • Прежде всего, такое воспитание прививает уважение.

Ваш ребенок научится уважать свою семью, родителей, а также других родственников и окружающих его людей, а если повезет, окружающий мир – природу, животных, а также тех, кто от него отличается.

  • Религия прививает ребенку семейные ценности. Это, очень важно. Человек, имеющий семью, понимает всю ответственность за нее перед Богом. Во многих религиях не допустимы разводы.
  • Человек, воспитанный в религии, никогда не будет одинок . Потому что у него есть Бог. По статистике, среди религиозных людей, очень низкий процент самоубийств. Религия формирует ощущение принадлежности человека к семье, религии, народу.
  • Религиозное воспитание дает уравновешенность . Ежедневное чтение молитв помогает расслабиться, успокоиться и формирует здоровый оптимизм и веру в чудо, которых очень не хватает в современной жизни.
  • Терпимость. Осознание того, что все в мире – «творения Божьи», а это значит, что окружающие люди, животные, а также растения, заслуживают, как минимум, понимания их значимости перед Богом.
  • Целомудренность – одна из самых положительных сторон воспитания в религии. Это касается не только физического тела. В религиозном воспитании очень много внимания уделяется целомудренности и чистоте мыслей, что способно уберечь от разных проявлений моральной неустойчивости и эгоизма – «гордыни».
  • Понятие греха . Детям, воспитанным в религии, с рождения прививаются моральные ценности, очень четко разграничивается плохое и хорошее, внушается мысль, что за плохой поступок всегда нужно ответить, как минимум, перед Богом.
  • Религия учит умеренности. Это касается всех сфер жизни человека. Умеренность и воздержанность в еде, личных отношениях, отсутствие проявлений фанатизма, способного привести к страшной беде.

Отрицательные стороны религиозного воспитания

Как известно, в любом воспитательном методе имеются и отрицательные стороны. Есть ли они в религиозном воспитании? Давайте разберемся.

  • Прихожан церкви, «божьих рабов», на церковном языке называют «паствой». То есть, говоря по иному, ведомыми «овцами», где роль ведущего отведена священнику. А кому нравится быть «овцой» и «рабом»? Лично меня, эти сравнения всегда коробили и я бы не хотела прививать такое «смирение перед Богом» своему ребенку.
  • Религия разделяет мир на «черное» и «белое», четко обозначая, что такое грех. Это, конечно же, не принесет вреда, даже наоборот, поможет сформировать моральные принципы. Однако не стоит забывать о том, что мир многоцветен и когда-нибудь придется рассказать ребенку о его оттенках. Главное, не сломать при этом уже сложившуюся систему ценностей.
  • Одна из ведущих религиозных установок – «…мы все под Всевышним…», а также: «Бог воздаст, направит и поможет». Это, в свою очередь, учит перекладывать ответственность за свою жизнь на «Бога», а не брать ее на себя.
  • В религии много разных мифов, легенд и неподтвержденной фактами «мистической установки», утверждающей присутствие в жизни невидимого Бога, от которого зависит практически все. И эти истины считаются аксиомой и они не подвергаются сомнениям. Все остальное «инакомыслие» недопустимо. Религии, требующей бездоказательного принятия всех постулатов, не нужна пытливая «паства рабов», которая может подвергнуть сомнению «непреложные истины» и будет искать свои ответы.

Так нужно ли ребенку религиозное воспитание? Возможно, оно не помешает, но без фанатизма.

Во всем нужно соблюдать равновесие, особенно в воспитании детей.

Думаю, было бы разумным оставить ребенка в покое, но при этом прививать ему моральные ценности и воспитывать уважение к окружающему миру. А нужно ли смешивать это с религией или нет, пусть ваш ребенок решит сам, когда вырастет.

А как считаете вы?

Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания. Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый изсоциальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами». Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Консультация на тему «Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье»

Подготовила воспитатель: Гапоненко Е.В.

Вопрос воспитывать ребенка дома или отдать в дошкольное учреждение, каждый решает по-своему. Для одних важен тот факт, что они не могут быть уверены в качестве присмотра и бдительности посторонних людей. Другие же считают, что такой подход к воспитанию, даст ребенку больше возможностей для развития, как личностных качеств, так и их гармоничного существования в обществе. Но, как и в любом вопросе, есть и положительные и отрицательные стороны.

К явным плюсам воспитания в домашних условиях можно с уверенностью отнести:

1. Домашняя обстановка положительно влияет не только на умственное развитие, но и на психику в целом. Ведь у многих детей зачастую отсутствует желание идти в детсад. Да и болеют дети дома намного реже, в отличие от детского сада, что немаловажно.

2. Родителям не нужно переживать, насколько хорошо организовано питание и уход за ребенком, ведь это контролируется лично.

3. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход и лучше родителей никто не сможет организовать режим и проведение занятий.

4. Личность ребенка развивается спокойно и планомерно, благодаря получению воспитания от родителей.

5. Дети учатся контактировать с взрослыми, помогают и участвуют в повседневных делах.

Но, домашнее воспитание не только сплошные положительные моменты. Минусы, все же есть:

1. Не все родители способны выдерживать ребенка, а тем более несколких 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Когда ребенок в садике или школе, родители психологически отдыхают и даже скучают по ребенку. А когда они постоянно вместе, может накапливаться усталость, раздражение и желание побыть в одиночестве. При чем это касается не только родителей, но и детей. Поэтому, если вы решились на домашнее воспитание, вам необходимо обоначить личные границы, находить время для себя и научить ребенка самозанятости. И это не должен быть планшет, компьютер или телевизор.

2. В некоторых ситуациях, родители вынужденно остаются с ребенком, и воспитание превращается из приятных обязанностей в невыносимые. В таком случае стоит нанять гувернатнку для ребенку дошкольного возраста и репетитора (или нескольких) для школьника, обучающегося дистанционно или вне школы.

3. Основная масса детей все же ходит в детсад или школу довольно, поэтому может быть сложно организовать общение со сверстниками в первой половине дня. Но если водить ребенка на разыне кружки, секции (плавание, йога, танцы, шахматы, восточные единоборства и т.п.), то обшение со сверстниками легко восполняется. Кроме того, гуляние вечером на площадке также восполняет пробел в общении. Более того, обучаяь в школе или садике, ребенок общается только со своими одногруппниками или одноклассниками, а "домашний "ребенок имеет больший выбор.

4. В первое вреся родителям бывает непросто настроить ркебенка на систематическое обучение, ребенок может отвлекаться, не слушаться, отказываться заниматься. Это происходит и в садике, и в школе, но там с ребенком не будут церемонится, а вот дома вы можете подобрать индивидуальный подход, правильную мотивацию и нужные слова.

5. В финансовом плане восптание и обучение также может быть весьма затратным, но вы всегда вольны выбирать, чему и как обучать свлего ребенка.

Итак, как вы видите, в домашнем воспитании есть свои плюсы и минусы, нюансы, оторые нужно учитывать. Для кого-то садик и школа это ад, где детей ломают, уравнивают и портят, для других - это возможность ребенку быть как все. В любом случае, выбор остается только за родителями. Не нужно слушать советы других людей, ведь это не их ребенок, они его не знают. Все дети разные и один тип воспитания для всех применить невозможно. Тем более что одни дети быстро адаптируются и доверяют и другим взрослым, не только маме, папе и членам своей семьи. А вот другие, после того, как их определили в детский сад, замыкаются и считают, что они не нужны родителям, их не любят, их бросили. В таких случаях последствия могут быть очень серьезными.

Подходить к такому ответственному решению следует исходя не только из соображений удобства. Стоит серьезно взвесить все возможные последствия. Но, самый лучший выход – обсудить с ребенком, ведь это его жизнь. И, несмотря на то, что родители принимают решение, мнение ребенка должно учитываться. Когда ребенок понимает, что так же имеет право высказать свое мнение, он чувствует себя взрослее, а это еще одна ступень в развитии его личности. И такой подход к воспитанию вызывает доверие со стороны детей и учит их ценить согласие в семье.