После трёх совсем не поздно. Мифы о раннем развитии

Интервью

Дошкольное образование

УМК Ступеньки к школе

Ступеньки к школе

Марьяна Безруких: «Не спешите отдавать детей в школу»

Начало обучения в первом классе - это резкое изменение всей жизни ребенка и его родителей.
Почему современные дети не хотят идти в школу? Что должны сделать педагоги и родители для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей? На эти и другие важные вопросы отвечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования.


- Какие дети сегодня приходят в первый класс?

Три года назад мы провели исследование 60 тыс. детей в возрасте 6-7 лет из 15 регионов, и оказалось, что в школу приходят до 60% детей с нарушениями речевого развития. Это значит, что они не могли нормально освоить навыки письма и чтения, и что они будут испытывать трудности обучения с первой минуты своего поступления в школу. Почему это происходит? Наши исследования показали, что словарный запас родителей составляет около 600 слов (вместо положенных 3500), и в таком случае лексикон их детей столь же скудный. Дети копируют то, что слышат вокруг себя, а взрослые в разговорах с детьми в основном употребляют глаголы повелительного наклонения: делай то-то, не делай того-то, убери, принеси, закрой рот... Только 10% родителей читают детям книжки и обсуждают прочитанное. Кроме того, в школу приходят до 60% детей с несформированной организацией деятельности. Из этого следует, что они не способны сосредоточиться, выслушать учителя, выполнить задания, и в конце концов элементарно высидеть 4 урока + 2 часа, отведенных на внеурочную деятельность, которые чаще всего проходят в стенах школы. По этой причине накапливается усталость от общения, от шума, от нерегулярного и часто не очень качественного питания. Еще один неутешительный вывод заключается в том, что 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970-1971 учебном году статистика была диаметрально противоположной - 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

- В чем причина столь резкой перемены, и каких ошибок следует избегать родителям будущих первоклассников?

Причин несколько. Во-первых, это сверхраннее обучение. Как только ребенка отдают в подготовительную группу, начинаются его первые неудачи в учебе, и родители проявляют свое недовольство по этому поводу. При этом взрослые не учитывают, что ребенок, который учится, не может не испытывать неудачи - зачастую он просто не успевает за темпом, который ему задает педагог. Во-вторых, многие родители торопятся отдать детей в школу, не принимая во внимание их индивидуальные особенности: нередко различия между биологическим и паспортным возрастом могут достигать полутора - двух лет. Например, «по паспорту» ребенку 6 лет, а его биологический возраст - 4 года. Поэтому если он пойдет в школу в 6 лет, у него возникнет целый комплекс проблем, от которых он не избавится в течение всей жизни. В-третьих, это неадекватный выбор школы. Родители выбирают школу в соответствии со своими амбициями, а надо - в соответствии с возможностями ребенка. Родители не понимают, что даже хорошо подготовленный и физически здоровый ребенок не всегда может справиться со школьной нагрузкой. Поэтому главный критерий выбора школы - программа обучения. В начальной школе используется несколько программ, которые различаются по темпу, объему и требованиям. Например, программа Л.В. Занкова рассчитана на интенсивное обучение. Она не подходит часто болеющим детям. Программа Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова - очень интересная, но сложная. Программа «Начальная школа 21 века» рассчитана на обычного ребенка, имеющего свои особенности. Наконец, четвертое и, пожалуй, главное - выбор педагога, от которого зависит значительная часть успешного обучения ребенка и его психологическое самочувствие.

- Каким должен быть современный учитель начальных классов?

Недостаточно только любить детей. Современный школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения.

- Мешает ли классно-урочная система применению индивидуального подхода?

Классно-урочная система сама по себе ничему не мешает. В свое время мне довелось побывать в США, где в классах муниципальных школ обучается по 20-25 человек - так же, как и у нас. Но у каждого учителя есть помощники - это студент педагогического колледжа, который приходит в один и тот же класс в течение 4 лет и хорошо знает учащихся, и мама-волонтер, которая прошла специальную подготовку. Наличие помощников позволяет учителю распределить обязанности и организовать индивидуальную работу с детьми. Это очень простая система, которая не требует дополнительных финансовых затрат. В то же время она обеспечивает хорошую практику для студентов и предотвращает конфликты между родителями и педагогами, так как они делают общее дело. Для родителей такой опыт гораздо эффективнее любых просветительских программ.

- Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа - карательный институт, и отметки чаще всего носят отрицательный характер. Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию. А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители.

- Недавно педагогическая общественность торжественно отметила 30 лет со дня подписания Манифеста педагогики сотрудничества. Прижились ли идеи авторов Манифеста в нашей школе?

Для того чтобы педагогика сотрудничества стала реальностью, надо изменить условия: организацию учебного процесса, технологии и методики обучения, требования к детям, к учителю со стороны общества. Иногда родители поддерживают авторитарную педагогику в силу своей неосведомленности. Правда, в последнее время наметились позитивные изменения: если раньше родители искали для своих детей строгого учителя, то в последние годы все чаще интересуются школой «с человеческим лицом». Но, как правило, такие предпочтения высказывают родители, которые уже «обожглись», отправив ребенка к требовательному, жесткому учителю.

- Современные дети с ранних лет начинают использовать гаджеты. Какое влияние этот фактор оказывает на их развитие?

У современных детей крайне ограничен круг общения. Коммуникативным навыкам надо учить, ценность общения воспитывается и формируется, а не возникает сама по себе Значительная часть детей не посещает дошкольные учреждения, но и в детских садах свободного общения очень мало. Порой соревновательность закладывается с ранних лет: например, мне стало известно, что в одном детском саду применяются тренинги формирования лидеров. Но это не самая главная задача, гораздо важнее, чтобы педагоги занимались речевым развитием детей и учили их общаться, играть, выражать свои эмоции.

- Что нового внесли ФГОС в практику дошкольного образования?

В стандартах дошкольного образования акцент сделан не на обучение, а на развитие ребенка, а в развитии главное - не темп (он разный у разных детей), не достижения в определенных баллах и цифрах, а постепенное, последовательное движение вперед. Остановка в развитии или регресс - вот что должно вызывать опасения у родителей и специалистов. Причины регресса могут быть разными - болезни, перегрузки, сильные стрессы. Все это может негативно сказаться на последующем обучении и осложнить адаптацию ребенка в первом классе.

- Как бы Вы сформулировали главное пожелание родителям, чьи дети скоро пойдут в первый класс?

Главное напутствие такое: не спешите отдавать детей в школу и при выборе образовательной организации руководствуйтесь не своими амбициями, а принимайте во внимание прежде всего возможности вашего ребенка.

Беседовала Ольга Дашковская

Сегодня были очень интересные доклады - Егор Бахотский рассказывал про игру, и про то, какие условия нужны для того, чтобы дети играли,
а Марьяна Михайловна Безруких, психофизиолог, доктор биологических наук, рассказывала про мифы о дошкольном обучении и образовании.

И первый - самый частый миф - о том, что после трёх уже поздно. На самом деле способность к обучению с возрастом увеличивается.
Как раз книжку Масары Ибуки "После трёх уже поздно" Марьяна Михайловна скорее хвалила, поскольку в ней призывают пробовать разные занятия, не сажать малышей за парты, учить не скучно, а в игровой форме, и идти за ребёнком и его желаниями.
А вот само название - провокативное, и современными исследованиями этот миф не подтверждается.
До трёх лет детям нужны в первую очередь не занятия, а спокойные и любящие взрослые, готовые играть, читать, отвечать на вопросы. И если уж что развивать, так это самые разнообразные движения, то есть крупную и мелкую моторику.
С точки зрения физиологов, в 2-3 года куда полезнее ползать, прыгать, играть в пальчиковые игры, скатываться с горки, залезать на лесенки, кататься на самокате, строить башни из кубиков и лепить куличики из песка. Всё это намного полезнее, чем учить буквы и цифры.

Второй миф - о том, что современные дети развиваются быстрее .
Увы.
Никакие исследования этот миф не подтверждают.

Более того, по крайней мере в нашей стране многие дети к первому классу не готовы ещё учиться, им бывает сложно удерживать внимание, надолго концентрироваться на чём-то.
Они зачастую знают много разрозненных фактов, но при этом плохо умеют коммуницировать с детьми и со взрослыми, не всегда умеют ждать своей очереди, просить о помощи.
Кстати, именно психологические аспекты подготовки к школе обсуждает с родителями моя сестра на своих детско-родительских группах "Золотой ключик" .

Третий миф:
обучение чтению и письму надо начинать как можно раньше .

Марьяна Михайловна показывала отличные слайды - про то, как ребёнок, уверенно читающий, следит глазами и ведёт глазами по строчкам.
И как этот же процесс выглядит у того, кто читает в первом классе с трудом.
Ребёнок возвращается по много раз к каждой букве, водит глазами туда-сюда, застревает и пытается понять, что же там написано.

Некоторые родители, чьи дети в 2-3 года начинают активно спрашивать про буквы, думают, что это интерес к чтению.
-А это какая буква?
Но обычно ребёнку хватает знания 2-3 букв, и остальные ему уже не нужны.
Впрочем, если он видит, как мама воодушевляется, видя его интерес к буквам, он понимает, что это способ порадовать маму - и спрашивает снова и снова.
Но знание букв не равно умению читать,
равно как знание скороговорки с числами - ещё не счёт.
Опять же, умение прочитать 2-3 слова - далеко от умения взять книжку и прочитать её самостоятельно.

А какие мифы вы встречали про дошкольников и обучение?

Безруких Марьяна Михайловна

Безруких Марьяна Михайловна — академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (с 1996 г.), научный руководитель лаборатории возрастной психофизиологии ИВФ РАО.


С 1973 года Марьяна Михайловна Безруких работает в Институте возрастной физиологии РАО. С 1996 года по настоящее время - директор Института возрастной физиологии Российской Академии Образования.

Безруких М. М. - автор более 300 научных работ, монографий по возрастной физиологии, учебников и учебных пособий, программ для вузов, в том числе "Возрастная физиология", "Психофизиология ребенка", "Словарь по психофизиологии".

Научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность Безруких М. М. успешно сочетает с педагогической работой по подготовке и переподготовке педагогических кадров, заведует кафедрой возрастной физиологии и психофизиологии УРАО. Безруких М. М. - автор и научный редактор пособий и книг для учителей и родителей. Среди них: «Знаете ли вы своего ученика?», «Ребенок идет в школу», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Ступеньки к школе», «Азбука», «Обучение письму», «Прописи», "Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь" и т.д.

Безруких М. М. ведет большую общественную работу как сопредседатель Координационного Совета РАО и РАМН «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи».

Безруких М. М. является членом Президиума РАО, членом ВАК (отделение педагогики и психологии), Федерального Координационного Совета по образованию МО и науки РФ, членом ряда координационных советов МО и науки РФ, главным редактором альманаха «Новые исследования», членом редколлегии журнала «Физиология человека».

Основной список трудов за 2005-2009 годы

  1. Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. - 2-е изд., дополненное М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  2. Методика социально-педагогического анализа ситуации, связанной с распространением различных форм наркотизма несовершеннолетних в образовательной среде. Пособие для работников системы образования: Издательство УРАО.- М.,2005
  3. Безруких М. М. Фарбер Д. А. Методологические подходы к проблеме возрастного развития. Монография: Физиология роста и развития детей и подростков: Институт педиатрии,2005
  4. Безруких М. М. Возрастные особенности развития произвольных движений у детей и подростков. Монография: Физиология роста и развития детей и подростков: Институт педиатрии,2005
  5. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., Вентана-Граф, 2005, 230 с.
  6. Безруких М. М. Леворукий ребенок. Изд. 2-е, доработанное. М., Вентана-Граф, 2005, 63с.
  7. Безруких М. М. Готов ли ребенок к школе? Изд-ние 2-е, доработанное. М., Вентана-Граф, 2005, 62с.
  8. Безруких М. М. Дети с трудностями обучения письму и чтению //Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати (Серия «Психология детства») Екатеринбург, «У-Фактория», 2006, Часть II, стр.307-371
  9. Безруких М. М. 30 ответов на вопросы родителей. М., Вентана-Граф, 2006, 32с
  10. Безруких М. М. Ребенок-непоседа. М., Вентана-Граф, 2006, 63с
  11. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Учебно-методический комплект для учащихся.- М.: ОЛМА - ПРЕСС Инвест, 2006.
  12. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Учебно-методический комплект для учащихся 3 - 4 классов.- М.: ОЛМА - ПРЕСС Инвест, 2006.
  13. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  14. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  15. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  16. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  17. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Азбука счета: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  18. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  19. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  20. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить противоположности: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  21. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста.- М.: Дрофа, 2006.
  22. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Часы.- М.: Издательство «Ювента», 2005.
  23. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Времена года. Дни недели.- М.: Издательство «Ювента», 2006.
  24. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Одежда и головные уборы.- М.: Издательство «Ювента», 2006.
  25. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Праздники.- М.: Издательство «Ювента», 2005.
  26. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Познаю свои способности: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2006.
  27. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Учусь Владеть собой и сотрудничать с людьми: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2006.
  28. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья// Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  29. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди учащихся 5-6 классов. Пособие для педагогов и родителей.- М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2006.
  30. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. и др. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 5. Приложение 1/ Школа и здоровье. С. 31-36.
  31. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №5 (От Ш до Я) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 64с.
  32. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №4 (От Т до Ч) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 64с.
  33. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №3 (От М до С) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 64с.
  34. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №2 (От Ё до Л) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 63с.
  35. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Рабочая тетрадь №1 (От А до Е) для обучения детей старшего дошкольного возраста. М.:Дрофа, 2007.- 63с.
  36. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников: Методическое пособие. М.: МПГИ, 2007. - 124 с.
  37. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению: Рабочая тетрадь №2 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. М: Вентана-Граф, 2007.- 40 с.
  38. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению: Рабочая тетрадь №1 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. М: Вентана-Граф, 2007.- 40 с.
  39. Безруких М.М., Макеева М.Г., Филиппова Т.А. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2007. – 48с.
  40. Безруких М.М., Макеева М.Г., Филиппова Т.А. Познаю свои способности: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2007. – 56с.
  41. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева М.Г. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. – 80 с.
  42. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева М.Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. – 72 с.
  43. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Познаем мир. Развивающие игры с карточками для детей 4-5 лет. М.: Вентана-Граф, 2007. – 28 л.
  44. Безруких М.М., Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  45. Безруких М.М., Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  46. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников // Классный руководитель. 2007. № 5. С. 5-18.
  47. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. Слово, предложение, рассказ. Рабочая тетрадь по формированию творческих и познавательных способностей у детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2008. - 48 с.
  48. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Филиппова Т.А. СДВГ у детей: диагностика, психолого-педагогическая помощь. В сборнике Ученые записки т. 6 М. МГПИ, 2008 - С. 139-153.
  49. Безруких М.М., Демидов А.А., Иванов В.В. Движение глаз в процессе чтения: основные направления и результаты исследований. В сборнике Познание в структуре общения М. Издательство «Институт психологии РАН 2008 - С. 39-44.
  50. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5-7 лет // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2008, № 1 С. 13-26.
  51. Безруких М.М., Комкова Ю.Н. Анализ опыта работы за компьютером школьников 14-16 лет // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2008, № 2 С. 22-30.
  52. Безруких М.М., Иванов В.В. Движение глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2008, № 3 С. 84-102.
  53. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа - М.: МГПИ, 2008 г. - 222 с.Безруких М.М. Обучение письму. - Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. - 608 с.
  54. Безруких М.М. Прописи 1: Линии и буквы к книге Обучению письму - Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. - 32 с.
  55. Безруких М.М. Прописи 2: Буквы и слоги к книге Обучению письму - Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. - 32 с.
  56. Безруких М.М. Прописи 3: Слоги и слова к книге Обучению письму - Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. - 32 с.
  57. Безруких М.М. Прописи 4: Слова и фразы к книге Обучению письму - Екатеринбург, Рама Паблишинг 2009 г. - 32 с.
  58. Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. М.М. Безруких Д.А.Фарбер М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Индательство НПО. - «МОДЭК», 2009. - 432 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
  59. Безруких М.М. Возрастные особенности произвольной регуляции движений. В книге «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» / Под ред. М.М. Безруких Д.А.Фарбер М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:Индательство НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с.
  60. Безруких М.М. Механизмы организации произвольной регуляции движений в процессе формирования навыка письма. В книге «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» / Под ред. М.М. Безруких Д.А.Фарбер М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Индательство НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с.
  61. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. Учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Индательство НПО «МОДЭК», 2009. - 248 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
  62. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Ребенок от 3 до 7 лет: особенности развития. // Медработник ДОУ ООО «ТЦ Сфера» 2009, № 3 С. 68-76.
  63. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе // Медработник ДОУ ООО «ТЦ Сфера» 2009, № 3 С. 106-112.
  64. Безруких М.М., Морозова Л.В., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегральная характеристика психофизиологического развития детей 6-7 лет // Физиология человека 2009 том 35 № 2 С. 132-135.
  65. Безруких М.М. Функциональное развитие мозга. Познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2009, № 2 С. 8-9.Безруких М.М. Опыт решения проблемы «школа и здоровье» в России за 100 лет. // Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: ЗАО «МЦФЭР» 2009. № 7 С. 10-19.

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза .

Сегодня мы поговорим о раннем развитии детей. Многие родители считают, что, чем раньше начать обучение ребёнка разным наукам, тем лучше. Так ли это? И не приносит ли раннее развитие вред вместо пользы?

Гостья в студии - директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких .

Мода на раннее развитие детей возникла относительно недавно - пару десятков лет назад. Нет?

М. Безруких: В нашей стране недавно, а, например, в Америке этим отличались 60-е годы. Тогда там можно было купить за доллар книжечку "Сделайте своего ребёнка гением". И это был пик интереса к раннему развитию ребёнка.

Родители, вообще, падки на слова вроде "гений".

М. Безруких: Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был особенным. На самом деле каждый ребёнок действительно особенный. И чем больше внимания мы уделяем ребёнку, тем выше эффект развития. Но на каждом этапе развития ребёнка есть так называемые "актуальные задачи". То есть, то, что, правда, очень необходимо ребёнку, то, что очень хорошо его развивает, то, без чего дальнейшее развитие ребёнка будет неполноценным.

Например, если мы говорим о первых двух годах жизни, то это движение и речь. Но это вовсе не значит, что не нужно ничего другого. Однако акцент на эти задачи даёт наибольший эффект.

С развитием ребёнка меняются актуальные задачи. Но вот это желание родителей, как можно быстрее и как можно больше. Плюс обучение разным наукам, потому что наши родители обращают больше внимания на интеллектуальное развитие ребёнка или, как сейчас говорят, на когнитивное, познавательное развитие ребёнка. Кстати, модное слово "когнитивное развитие" - это, собственно, и есть познавательное развитие ребёнка. Речь, внимание, память, восприятие, моторика - всё это и есть "когнитивное развитие". Конечно, нужно уделять внимание этому развитию. Но это не значит, что мы должны посадить ребёнка, заставить его учить длинное стихотворение, запоминать звёзды нашей галактики, учить числа от единицы до ста. Собственно, этим и занимается большинство родителей.

А ребёнку нужно понимать, где он живёт, что его окружает, что он чувствует? Он должен это понимать. Он должен общаться со сверстниками. Он должен учиться коммуникации. А это как раз в нынешнем мире очень ограничено. То есть, чаще всего у родителей, которые уделяют очень большое внимание развитию ребёнка, ребёнок растёт со взрослыми, его не отдают в детский сад, у него есть педагоги, няни и даже репетиторы для дошкольников.

Несколько недель назад я узнала про принципиально новую ситуацию в Москве. Оказывается, есть репетиторы, которые готовят ребёнка к поступлению в группу предшкольной подготовки. Одни из них занимаются математикой, а другие - речью и окружающим миром.

Родным языком занимаются или уже иностранным?

М. Безруких: Нет, родным, а параллельно изучается два иностранных. И это притом, что у ребёнка не очень хорошо развита родная речь. А в том случае, если родная речь не сформирована, а для формирования родной речи критический период - это три года, в три года ребёнок должен владеть связной речью, у него должен быть достаточно большой запас слов. Вообще, по литературе запас слов ребёнка к полутора годам - от 1500 до 3000 слов. Но здесь я хочу вам открыть маленький секрет. Мы два года назад закончили большое исследование детей 6-7 лет в 15 регионах России. И оказывается, что до 60 процентов детей, это зависит даже не столько от региона, сколько от дошкольного образовательного учреждения, в котором находится этот ребёнок, то есть, как работают с ребёнком: хорошо или не очень, имеют не сформированную родную речь. А в прошлом году я в одном из городов России, где у меня есть родительский клуб, я попросила родителей в течение недели зафиксировать актуальный словарь ребёнка. И оказалось, что в нём всего 600 слов. И это дети 6-6,5 лет, то есть дети перед самой школой.

Актуальный словарь - это те слова, которые дети используют? А может быть, есть те слова, которые они знают, но не используют? Ругательства ведь мы знаем, но не говорим.

М. Безруких: Актуальный словарь даёт представление об общем словаре ребёнка. Но при этом практически все дети занимаются дополнительно иностранным языком. Такова ситуация сегодняшнего дня. И разубедить родителей бывает чрезвычайно сложно. Потому что каждый второй родитель точно убеждён, что ребёнок должен научиться читать и считать к четырём годам. В пределах до десяти вообще нет вопросов. Но родители хотят большего - десятки.

А откуда взялись эти критерии? Почему к четырём годам? Есть этому какое-то объяснение? Почему не к семи годам, когда надо идти в школу, а где-то на полпути?

М. Безруких: Объяснение достаточно простое. На полпути именно потому, что родители понимают, что в три года ещё это невозможно. И что бы они ни делали, ничего не получится. В четыре года тоже очень плохо получается. Я как физиолог могу объяснить, почему. Потому что ещё не сформированы, ещё не созрели те функции, которые лежат в основе сложных когнитивных навыков.

То есть, ребёнку предлагают непосильную задачу?

М. Безруких: Да. Это то, что я называю "неадекватными требованиями". Это то, что больше всего вредит ребёнку. То есть, не то, что ребёнок не освоил и не может освоить, что плохо само по себе. Нет, дело не в том, что он не может освоить, а дело в том, как родители на это реагируют. Современные дети, есть такие исследования, больше чем на 90 процентов не хотят идти в школу. То есть, у них убита мотивация. А убита чем? Убита неудачами, убита тем, что не получается, убита тем, что родители недовольны. А бывает пресс с двух сторон. Потому что недовольны и родители, недоволен и воспитатель или педагог в группе подготовки. И у ребёнка нет выхода из этой ситуации. Это то, что убивает вообще желание потом учиться.

То есть, для детской психики это катастрофа?

М. Безруких: Да, психологический стресс, который дети переживают очень тяжело. Но есть разные дети, нужно заметить. Есть дети, которым всё нипочём. У него не получается, ему сто раз говорят, что он балбес, а ребёнок на это не реагирует. Но таких детей мало. Иногда родители говорят, что вот ребёнок не реагирует, и хотят, чтобы он реагировал. На что я вынуждена сказать, что это их счастье, что не реагирует. Потому что, если он будет зацикливаться на неудачах, у него ничего не получится никогда. И вот то, что родители предъявляют к ребёнку неадекватные требования, - это главная беда сверхраннего образования.

Но эти требования произрастают из желания победить в некой конкурентной борьбе за хорошую школу, например. Я тоже удивлён: в моё время детей отдавали в школу для того, чтобы они там учились писать, читать, считать и т.д. До этого момента никто этим не занимался. И знать алфавит к какому-то возрасту не было самоцелью. Сегодня ребёнка, которого отдают в первый класс, во многих школах, несмотря на то, что запрещены всевозможные тестирования при поступлении в первый класс, тестируют, и дети там должны показать навыки чтения, письма, счёта и т.д. Поэтому родители вынуждены вставать на эту стезю. Может быть, кто-то из них и хотел бы сохранить детство своим детям, но они вынуждены идти на это.

М. Безруких: Знаете, это отголосок начала 90-х годов. Как это бывает всегда у нас во всех областях нашей жизни, сначала запрещали, а потом маятник качнулся в другую сторону, и тогда разрешено всё. И вот тогда, когда маятник качнулся в другую сторону, стало разрешено каждой школе определять, каких детей она себе будет отбирать, по каким критериям она будет их отбирать, как она будет их учить. Конечно, это вариативность, но эта вариативность стихийная. Эдакая вольница, которая и привела к тому, что повысились очень сильно требования школы к ребёнку, и родители в какой-то мере вынуждены были соответствовать этим требованиям.

Борьба с этим велась не на жизнь, а на смерть. Осенью прошлого года были приняты стандарты дошкольного образования. И теперь в этих стандартах строго-настрого запрещено учить детей читать, писать, считать и т.д. Есть только направления развития.

Ещё я должна сказать, чем лучше развит ребёнок, тем пассивнее у него происходит освоение всех наук, тем пассивнее он переносит нагрузки. А когда ещё не сформирован ребёнок, когда ещё не сформированы у него основные функции, заставлять его, а иначе не получится, ломать его, требовать от него то, что у него не получается, - это порочный путь, который ухудшает физическое и психическое здоровье ребёнка.

А самое главное - формирует неэффективный механизм письма и чтения. Четыре года назад мы получили новую техническую возможность (появилась возможность использовать прибор ай-треккер), которая позволяет анализировать движение глаз в процессе чтения. И вот теперь мы очень хорошо видим этот механизм неэффективного чтения, когда начинают очень рано учить чтению и когда в четвёртом классе ребёнок все равно не умеет читать. То есть, конечно, он читает. Но либо это чтение угадывающее, и все педагоги знают, что это такое. Когда ребёнок первые три буквы схватывает, а потом либо угадывает слово, либо не угадывает. А это неэффективный механизм, потому что, когда не угадал, ему приходится возвращаться, смысла он не понимает, получается, что смысл текста уходит. Или ребёнок его не воспринимает. Это один вариант .

Второй вариант , когда просто взгляд ребёнка убегает по строке механически. Он произносит эти слова, не понимая смысла. И вот это сегодня основная беда.

Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.

Профессор Марьяна Безруких уже более 20 лет отстаивает права детей на нормальную жизнь — с любящими и принимающими родителями, адекватными учебными нагрузками. Пишет книги и статьи для учителей и родителей, обучает будущих педагогов. В интервью для книги «Главные правила жизни» она рассказала, что мешает нам и нашим детям быть ответственными и счастливыми.

Марьяна Михайловна Безруких — ученый-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО. Лауреат Премии президента РФ в области образования. Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

Думаю, что состояние счастья человек испытывает редко: для этого он должен быть свободен от тревог, забот, внутренней неудовлетворенности. Это очень редкие моменты в жизни.

Фиксация «я не чувствую счастья» приводит к депрессии, и это характерно для современного мира. Для того чтобы почувствовать счастье, нужно уметь остановиться. Возможно, оглянуться. А бешеный темп сегодняшней жизни редко позволяет это сделать.

Вовлеченность в дела семьи порой заменяет нам собственную жизнь, и это беда . Но мы как-то даже гордимся, что живем жизнью детей, потом внуков: у нас так принято. А в результате оказывается, что не живем своей жизнью.

У нас в стране домостроевское воспитание : ребенка не уважают, не ценят, он принадлежит взрослому, и взрослый имеет право решать за него. Под насилием понимают только применение грубой физической силы, хотя по характеристике Всемирной организации здравоохранения насилие — это и речевые атаки, и унижения, и неадекватные требования, то, что родители используют всегда.

Чем жестче закручивать пружину страха, тем больнее она распрямляется. Родители боятся, что ребенок сядет на голову, не будет послушным, но на самом деле получают обратную ситуацию: в 10-11 лет он просто уходит из-под влияния, и образуется непреодолимый разрыв между ребенком и взрослыми.

Родители хотят воспитать роботов или солдат, хотя сами не отдают себе в этом отчета. Просто так легче — подчинять детей под угрозой страха или наказания. А потом сами жалуются: «Он уже заканчивает школу, но не знает, куда идти». Он и не может знать: ему не позволяли выбирать никогда.

В семьях с высоким образовательным цензом и материальным достатком жесткость требований к детям гораздо выше. Они должны соответствовать уровню притязаний родителей, как соответствуют часы, дорогой автомобиль или квартира. Но не все дети это могут.

Неопределенность — самая тяжелая ситуация в жизни человека . Психологически, физиологически она самая стрессовая. Сегодня дети в полной мере испытывают ее на себе. Раньше все было четко: ребенок сначала октябренок, потом пионер, потом комсомолец, потом молодой специалист. Жизнь как бы расписана. Сейчас риски будущего непонятны.

Очень часто родители используют самую неэффективную методику отлучения от себя — «я с тобой не разговариваю». А это сильнейший стресс, как правило, из пушек по воробьям. У ребенка появляется ужасное ощущение ненужности.

Не было бы такого количества суицидов у подростков, если бы взрослые хотели понять детей . Но, к сожалению, чтобы понять, надо о ребенке много знать. А система просвещения родителей у нас фактически отсутствует. И эти знания нельзя дать никаким учебным курсом: это формируют среда и общество.

Никогда не поздно учиться: процесс формирования мозга не прерывается всю жизнь. Очень активное развитие идет до 25 лет, а о пластичности мозга говорят на протяжении всей жизни человека.

Плач ребенка — это всегда крик о помощи. И когда родители говорят «пусть наплачется, приставать не будет», это первый сигнал ребенку, что он не нужен. Не стоит думать, что малыш ничего не понимает. Трехмесячный ребенок уже реагирует на выражение лица и прекрасно считывает эмоции взрослого.

Винить за свои поступки, за свою жизнь, за своего ребенка можно только себя. Это выбор взрослого человека, осознанный выбор. Отсутствие же ответственности приводит к тому, что все вокруг виноваты.

До сих пор в России есть детские дома, поэтому мы не можем назвать себя цивилизованной страной . Кроме того, многие дети рождаются в семьях, где нет ответственности за них. Все это повторяется и автоматически передается из поколения в поколение.

Успешный человек — это всегда человек организованный и осознанный. Он понимает, что он делает, знает, как это делать, и готов взять ответственность на себя.

Человек может выбрать дело своей жизни к 10-12 годам . Как нейрофизиолог скажу: это этап, когда созревают механизмы произвольной регуляции деятельности. Ребенок может уже осознанно направить волевые усилия на реализацию какой-то деятельности.

Для успеха нужна поддержка. Родители, которые говорят своим детям «у тебя все получится», делают благое дело. Очень важно многое попробовать, для того чтобы к возрасту девять-десять лет найти свой интерес. Задача родителей — не запрещать.

Ответственность приходит, только если родители доверяют ребенку, знают, что он не будет этим злоупотреблять. Мои родители мало интересовались моими оценками: они больше заботились о комфорте моего существования, моих ощущениях — что мне нравится, а что не нравится, что я люблю, а что нет. Ответственный ребенок сам регулирует ситуацию.

Если не давать ребенку свободу, он не вырастет активным, творческим, ответственным, успешным человеком. Все начинается с мелочей. Уже в школьном возрасте нужно забыть «будешь есть вот это, наденешь вот эту рубашку». Пусть сам поставит себе будильник, сам выберет одежду. Опоздал, не так выглядит — его ответственность. Родителям надо позволить себе положиться на ребенка.

Нашему обществу не хватает любви и желания понять друг друга. Люди не могут быть одинаковыми: кто-то левша , кто-то раскосый, а кто-то рыжий. У нас непохожесть рождает настороженное отношение или агрессию, а доброжелательность, спокойствие и уважение — это большая редкость.