От 0 до года растем и развиваемся. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Развитие ребенка 1 месяц (новорожденный).

Когда малыш рождается у него еще отсутствуют хорошо выраженные слуховые и зрительные реакции, но тем не менее он нормально слышит и видит. Новорожденный кроха замирает если слышит дыхание и голос мамы. А примерно через месяц ребенок по разному глядит на маму и на незнакомого человека. Если новорожденный смотрит на мать, его взгляд ожидающий, смотрит он неподвижно. А если крошка глядит в лицо незнакомству, его глазки изучают человека, «гуляют» по лицу.

Что любит ребенок 1месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха любит:

  • Нежное и плавное укачивание на руках у мамы. Когда мама укачивает малыша, он вспоминает о своей «прошлой жизни» у мамы в животике.
  • Любит всё предсказуемое, то есть он должен знать, что будет дальше. Например: своеобразный ритуал, когда мама наклонилась над ним, взяла к себе, открыла грудь – это знак – пора покушать!


Чего боится (не любит) ребенок 1 месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха не любит:

  • Когда слишком часто меняются ухаживающие лица. Это случается тогда, когда родители работают. В таком случае будет лучше если за маленьким ребенком будет ухаживать одна бабушка или нянечка.
  • Ненадежных рук взрослого человека. Если человек держит кроху одной рукой или неполной ладонью, малыш при этом чувствует тревогу и беспокойство. Всегда держите ребеночка плотно, обвалакивающе, но не сдавливайте его, это придаст ему уверенности.


Умения ребенка 1 месяц (новорожденный).

К концу 1 месяца должен уметь:

  • Хорошо реагировать на свет – должен жмурится от яркого освещения.
  • От сильного резкого звука должен вздрагивать и моргать, поворачивать голову в сторону источника звука.
  • Улыбается в ответ на ласковые слова взрослых.
  • Начинает ненадолго поднимать голову лёжа на животе.


Родители и малыш 1месяц (новорожденный).

Что делать родителям с новорожденным ребенком:

  • Если новорожденный малыш плачет, не нужно нервничать, тогда он сможет быстрее успокоиться. Ласка, терпение и любовь родителей творят чудеса. Если вы будете сами нервничать, ребенок это почувствует и не сможет успокоиться.
  • Не нужно бояться избаловать новорожденного малыша. Ласкайте его, качайте, носите на руках!
  • Если вам нравится то, что сделал малыш, одарите его улыбкой, и он это еще раз повторит.
  • Если вы устали, отдохните, попросите помощи близких.

Родители и малыш в 6 месяцев.

  • Применимы все правила, что и раньше.
  • Не старайтесь сажать или тем более ставить на ножки ребенка раньше, чем малыш начнет делать это сам. Лучше развивайте то, что ребенок пробует сам.
  • Родителям нужно научиться говорить «Можно вот тут, с этим предметом, так…», вместо слова «Нельзя»
  • Ребенок уже понимает разговоры родителей, поэтому необходимо следить за тем, какие разговоры вы ведете при ребенке.
  • В этом возрасте малыш осознанно начинает руководить родителями. Он может жалобно плакать или морщить носик, если вы не хотите взять его на руки. Если у вас есть дела, объясните ребенку, что сейчас вы сделаете то-то или то-то и обязательно возьмете его. Разговаривайте с ребенком. Он все понимает.

Чем живет новорожденный?

С каким интересом Вы вглядываетесь в своего недавно родившегося малыша! Ищете и находите похожие на Ваши или родных черты лица, а может и характера. Видит ли, слышит ли он Вас? Понимает ли?

Да, жизненные потребности новорожденного, казалось бы, просты и ограничены: поесть, поспать…, но уже с первых дней жизни он очень сильно нуждается в Вашей любви и общении с Вами . Более того - это становится залогом своевременного его психического и даже физического развития. Известно, что чем младше ребенок, тем более быстрыми темпами развивается его психика. Берите это на вооружение - и с первых дней жизни окружите ребенка своим теплом и вниманием.

И пусть потребность в общении у новорожденного не очевидна, ведь он в первые недели он практически на Вас не реагирует - она есть, просто он еще настолько мал, что не может этого показать.

Дефицит общения опасен для здоровья! Это факт: В период Второй мировой войны множество детей самого раннего возраста были разлучены с матерями и помещены в детдома и приюты. И, не смотря, на достаточно хорошее питание и медицинское обслуживание дети заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли жизнерадостность, аппетит, мало двигались, а из обычным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом дети отстраненно смотрели в одну точку, ритмично раскачивались всем телом. У детей до года это заболевание нередко заканчивалось смертельным исходом. Психологи поняли: все эти тревожные симптомы вызваны дефицитом общения. Постоянное ощущение близкого взрослого, его улыбка, голос и тепло - были жизненной необходимостью малышей, наряду с органическими потребностями: есть, пить и спать. Именно эти лекарства помогали вылечить больных детей.

Не бойтесь разбаловать малыша , часто беря его на руки, замечательно, если Вы вообще не будете с ним расставаться, нося его в слинге. Чем больше будет контактов «глаза-в-глаза», «кожа-к-коже», чем больше Вы будете разговаривать с крохой (пусть даже просто сюсюкаясь) - тем спокойнее и увереннее будет он себя чувствовать. Помните: именно сейчас и на протяжении всего первого года младенчества - закладывается фундамент гармонично развивающейся личности ребенка - привязанность к близкому взрослому (маме) - а на ее основе - чувство безопасности, активная позиция к окружающему миру и самому себе.

Относитесь к крохе с вниманием, только Ваши ответные реакции на его движения и крики установят настоящую психологическую связь и первые отношения между Вами, предпосылки общения. Ловя рассеянный взгляд малыша, пытайтесь задержать его на себе: оживленно разговаривайте и улыбайтесь ему (расстояние между Вашим лицом и глазами малыша - 25-50см.). На протяжении первых трех недель Вам все чаще и легче будет удаваться привлечь к себе внимание младенца. А что в награду? В конце третьей недели Ваш дорогой малыш самостоятельно Вам улыбнется! Она будет адресована именно Вам - кроха уже будет демонстрировать удовольствие от общения с Вами!

Из-за того, что малыш много спит, периоды активного бодрствования, когда он готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с младенцем, просто не упускайте удобный случай.
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Комплексное развитие ребенка на 1 месяце первого года жизни

В первую очередь новорожденному малышу нужно развивать зрение, способность сосредотачиваться на ярких стационарных и движущихся предметах. Так же важно - научить ребенка сосредотачиваться на негромком звуке.

Для этого Вашему ребенку пригодятся первые игрушки :

  • . Первое, что может различить новорожденный - это контрастные черно-белые полосы. Поэтому - хорошо подойдет погремушка зебра или полосатая рыбка. Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть, и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье -
  • Развивающие коврики

Развиваем зрение

Несколько советов для развития зрения:

  • Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки.
  • Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей. Используйте простые формы и естественные цвета игрушек - на них проще сосредотачиваться.
  • Перемещайте фонарик (светящуюся игрушку простой формы) взад и вперед, из стороны в сторону. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
  • Младенцев особенно привлекают контрастные сочетания, например - черного с белым. Для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!

Ленточки на «ветру»

Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.

Непродолжительный отдых

Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша. А малыш этим временем получит исключительно новую для него возможность - посмотреть на маму сверху.

Развиваем Слух:

  • Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
  • Танцуйте под музыку , держа младенца на руках.

Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык, когда "жил в животике". Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

  • Потрясите погремушкой рядом с малышом

Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. Нужно быть осторожнее со слишком звонкими погремушками, слуху малыша гораздо приятнее негромкое шуршание, негромкое потряхивание погремушкой.

Известно ли Вам, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука? Однако, несмотря на то, что новорожденный может воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы.

Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая младенцу, возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

  • Звук Вашего сердцебиения успокоит малыша - ведь он так привык к нему, находясь у Вас в животике. Возьмите его на руки и приложите его ухом к Вашей груди.

Развиваем Осязание:

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш сожмет ладошки и обхватит их пальчиками.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самого рождения можно и нужно воспитывать!

Воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии малыша

Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

Подробнее о двигательных навыках и их развитии, Вы можете прочитать в статье « ».

Что умеет малыш к концу первого месяца?

Первые реакции - движет ручками и ножками при виде человека, и издает звуки в такт речи говорящего;
. фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
. видит отличия в цвете - красный, желтый, черный и белый, контрастные линии и клетку;
. различает особенности звуков, интонацию человеческого голоса;
. начинает узнавать мамин голос, запах, прикосновение рук;
. уже сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и следит за ним при плавном его перемещении;
. лежа на животике, делает первые попытки поднять и удержать голову,

Одни родители задают на консультации вопросы о норме развития детей. А другим родителям я задаю вопросы:

Как вы могли не видеть это нарушение?

Почему не обратились к специалистам ранее?

И поверьте мне, уж лучше перестраховаться, чем упустить...

Помните, что ребенок - это индивидуальность. Каждый малыш развивается по-своему: кто-то в чем-то быстрее, кто-то помедленнее. Итак, разберем по месяцам:

Новорожденный

Движения новорожденного ребенка некоординированные. Ручки, согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе.

Если вы научитесь «читать» язык движений вашего малыша, то сможете ему во многом помочь. При вздутии животика ребенок может активно стучать ножками, выгибаться, а при неприятных ощущениях в ушке, активно крутить головой.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Первые 3-4 недели жизни плачут дети без слез.

Новорожденные слышат и могут легко определить голос мамы. По запаху может узнать маму с рождения и, почувствовав запах грудного молока, активнее искать губами сосок. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять её как чужого человека и отказаться от кормления.

1 месяц

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. И во сне ребенок воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, содрагаясь всем телом, морщит лоб, закрывает глаза. На лице появляется выражение испуга, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где взрослые постоянно разговаривают на повышенных тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Ласковый доброжелательный тон в семье формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

В начале 1-го месяца дети начинают уже "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на предметах. Первые "объекты" повышенного внимания у малыша - это лица самых близких людей - тех, кто ухаживает за ним.

К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей и поворачивать голову к источнику звука. За движущимся предметом следят недолго.

Если разведёте пальчики ребенка и положете ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

2 месяц

На 2-м месяце движения малыша становятся более разнообразными: он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, долго их рассматривает, задевает и толкает руками. Самостоятельно захватить ладонью игрушку еще не может. В вертикальном положении ребенок начинает держать голову, а лежа на животе ее поднимает. К концу 2 месяца, находясь на руках у мамы, малыш уже уверенно оглядывается по сторонам. Лежа на животике, ребенок должен сам удерживать головку до 15 секунд. И если вы, начиная с самого рождения, перед каждым кормлением, укладывали малыша на животик на несколько минут, то сейчас он может лежать до 15 минут. Тренируйте малыша!

У ребенка улучшается работа слухового и зрительного анализаторов. В связи с особенностями строения зрительного аппарата, первое время внимание малыша привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Затем он начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. Если взять погремушку и водить над кроваткой влево, вправо, по кругу, вы увидите, что малыш следит за ней глазами. Делайте это упражнение на расстоянии не ниже 52 см.

На втором месяце можно подвешивать игрушку над кроваткой ребенка на высоте 25-35 см. Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами. Лучше подвесить 1 или 2, потом чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.

Раньше, когда ребенок слышал звуки, он содрогался всем тельцем. Теперь он не только умеет их различать, но и поворачивать головку в сторону звука, прислушиваться к вашему разговору, к приятной музыке, которая звучит в комнате.

Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от купания. Ребенок может радостно плескаться ручками, бултыхать ножками под водой.

В этот период у детей преобладают положительные эмоции: улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминой улыбки, в ответ на ласковое обращение. Даже, если мама с улыбкой, нежным голосом ругает ребенка.

Ребенок пробует выкрикивать отдельные звуки «у», «а», «э». В конце месяца он попробует объединить гласные с согласными («ха», «хе»).

3 месяц

На 3-м месяце ребенок становится еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот и уверенно держать голову. Малышу очень нравится лежать на животе, при этом он, опираясь руками, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянуться до них. Лежа на животе, может держать голову в течении 10-20 секунд. Если его потянуть за ручки, пробует сесть. Движения руками разнообразны.

Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. Будьте внимательны, ребенок все тянет в рот. У него уже появляются свои предпочтения. Чаще всего это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удерживать в руке.

Многим деткам нравится «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. В этом возрасте дети любят «разговаривать» сами с собой.

Играя своими ручками, дети «выдают» разные звуки.

4 месяц

Вашему малышу уже 4 месяца. И, возможно, у него изменился цвет глаз и цвет волос.

Малыш активнее поворачивается со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. На смену хватательного рефлекса приходит произвольное захватывание предметов. Он берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой из стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Пальчики на ручках уже не сжаты.

Ребенок начинает познавать мир тактильных ощущений: ощупывает руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки. Внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения выбранный объект. Рассматривая руки, ребенок долго удерживает их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц, и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата.

Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Во время купания кроха проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит и даже кричит из-за того, что у него не получается это сделать.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет уже наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Детям очень нравится сидеть. Он может сам удерживать головку вертикально, но делать этого пока не стоит, так как мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Не торопите события.

В четырехмесячном возрасте ребенок стремится к общению с вами и уже умеет громко смеяться, если его пощекотать.

5 месяц

При общении со взрослыми у пятимесячного ребенка развивается комплекс оживления. Малыш эмоционален, двигает активно ручками и ножками и гулит со множеством гласных звуков. Выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, э, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги.

Кроха гулит и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру. Радость подтверждает эмоциями: визжит, смеется, гулит, пищит. Возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку.

Ваш ребенок может уже сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых. Становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки. Ребенок уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания, оказывается во рту. Не стоит по этому поводу переживать, так как младенец, исследующий мир, помимо зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых очень важно для процесса познания в этом возрасте. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Следите только за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов - опасных для малыша.

Учитывая, что малыш умеет уже активно переворачиваться и осваивать пространство вокруг себя, ему необходимо больше места. И это место должно быть абсолютно безопасным. Будьте аккуратны - в этом возрасте дети часто совершают “полеты” с дивана и получают травмы от ударов во время падения. Постелите на пол теплое одеяльце, огородите его подушками и положите много разных игрушек - это станет лучшей игровой площадкой вашего малыша. Или воспользуйтесь переносным манежем. Ребенок будет находиться возле вас, и не придется бегать в другую комнату и смотреть, что он делает.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.......


Рождение долгожданного малыша наполняет дом сразу многим: плачем и криком, радостью и безмерным счастьем, светом. Жизнь семьи кардинально меняется - теперь главным жильцом становится не кто-то из родителей, а младенец. Конечно, все уже построенные планы в связи с его рождением придётся пересмотреть, подстраиваясь под его интересы.

Первый год развития

Для малыша первый год жизни самый важный и даже критический. За 12 месяцев ему нужно научиться держать головку, переворачиваться, сидеть, хватать предметы и удерживать их. А кроме того, смеяться, улыбаться, произносить первые слова и делать первые шаги. То есть ребёнок учится самостоятельно жить. Также с первых дней он пытается определять эмоциональное состояние окружающих людей. Ниже приведены ориентировочные примеры развития, поскольку у каждого маленького человечка собственный темп развития.
Физическое и психологическое развитие по месяцам:

1-й месяц

Малыш учится останавливать взгляд на ярких предметах и лицах окружающих. Близким он уже дарит свою беззубую улыбку. Лёжа на животе, пытается приподнимать голову и поворачивать её в направлении доносящегося звука. Сейчас он признаёт лишь маму, поскольку чувствует знакомый запах, голос и биение сердца. Мама - это его первый объект познания мира.

2-й месяц

У крошки тормозятся некоторые движения, зато он начинает быстрее реагировать на голосовое обращение к нему. Малыш способен, лёжа спокойно, рассматривать подвижные предметы, причём он уже может сопровождать их взглядом. Он уже пытается управлять движением конечностей, хотя пока это у него плохо получается, и движения остаются ещё очень хаотичными.

3-й месяц

Малыш уже способен несколько минут удерживать головку, а к концу месяца делает это уверенно. Когда взрослый держит его за подмышки, малыш пытается отталкиваться ножками. Он уже способен эмоционально реагировать не только на голоса родственников, но и просто пребывая в хорошем настроении, выражая его с помощью звуков. Малыш может в полный голос смеяться. При кормлении ручонками стремится «правильно» поддерживать грудь мамы или бутылочку.

4-й месяц

Малыш почти всё может слышать и видеть, а его зрение уже почти равно по полноценности зрению взрослого человека. Может различать основные цвета и различает родственников по голосам. Но родителям, начиная с этого возраста, нужно быть бдительными: раньше они могли спокойно оставить малыша на ровной поверхности, например, дивана или кровати. Теперь же, когда малыш научился легко переворачиваться со спины на живот и обратно, без ограничителей может запросто свалиться на пол. Также он пытается самостоятельно сесть.

5-й месяц

У малыша хорошо развитые хватательные рефлексы, позволяющие уверенно держать в руках небольшие предметы. В этом возрасте у детей начинает рефлекторно развиваться крупная и мелкая моторика пальцев, когда он перехватывает из рук взрослого заинтересовавший его предмет. Малыш уверенно держится вертикально. В этом возрасте начинает развиваться речь, первыми он пытается произносить простые гласные звуки. Родители ужасно радуются, когда в этом возрасте чадо вдруг произносит «мама» или «папа», хотя это ещё не осознанная речь, поскольку дитя само не понимает значения произнесённого слова.

У некоторых мам после рождения малыша не оказывается помощников, и им сразу же приходится ломать голову над тем, как не впасть в депрессию и справитьс...

6-й месяц

Развитие речи продолжается, уже произносятся первые слоги. Малыш с ложки ест уверенно, пытается ползать, переставляя ручонки. Уверенно сидит в окружении подушек.

7-й месяц

Умственная деятельность продолжает активно развиваться. Если постоянно упражняться, то кроха на вопрос «где?» укажет на предмет глазами или потянется к нему. Он всё увереннее ползает, а его опорно-двигательная система начинает стремительно развиваться.

8-й месяц

Малыш уже во многом самостоятельный: сам ложится и садится, и даже встаёт с опорой. С удовольствием повторяет за взрослым слоги и выполняет простейшие просьбы (покажи ручки и т. п.). Очень любит игру в ладушки.

9-10 месяцы

Достигнув этого возраста, дети пытаются делать первые самостоятельные шаги. Иногда они и вовсе начинают ходить, но только до первого падения и шишки, после чего относятся к хождению более осторожно.

11-12 месяцы

Малыш уже способен хорошо играть с предметами и осознанно произносить первые слоги и слова, обозначающие знакомые предметы.

Развитие малыша во второй год жизни

На протяжении второго года у ребёнка должно развиться мышление, память и внимание. Для этого придумано много пособий, но и они не заменят простые игры руками и различные прибаутки, на которых выросли многие поколения детей.

Речь

Малыш называет по именам всех членов своей семьи и может выговаривать простые слова. Пришла пора разучивать с ним простенькие четверостишия вне зависимости от степени успешности этого занятия.

Мышление и интерес к познанию

Ребёнок превращается в маленького неутомимого исследователя: простые вещи пытается разобрать, чтобы изнутри их рассмотреть. Ему нужно давать играть с кубиками, показывая, как из них можно сложить фигуры и пирамидки. Малыш с интересом изучает строение своего лица и тела. Ему нужно помочь научиться распознавать, где находится нос, рот, глаза и т. д.

Важные навыки

Малыш должен научиться проситься на горшок, понимать простые просьбы взрослых и выполнять их. Мячом должен уметь пользоваться по назначению, пиная его ногой или пытаться кинуть его. Ребенок уже может самостоятельно и достаточно уверенно пить из чашки, делает попытки есть с помощью приборов. Родителям нужно быть начеку, поскольку в этом возрасте малыша начинает интересовать содержимое шкафчиков, скрытое от глаз.

Развитие ребёнка в третий год жизни

Двухгодовалый малыш почему-то думает, что взрослые читают его мысли. Но к трём годам это проходит, стоит ему чуть лучше узнать окружающий мир. На третьем году жизни малыш с простыми навыками справляется самостоятельно. Но взрослым важно должно быть то, что в этом возрасте у ребенка обостряются развивающиеся эмоциональные ощущения. Крошка впервые оказывается в социальной среде (игры с детьми во дворе, детский сад). В этом возрасте формирующаяся детская психика ещё очень неустойчива. Малыша переполняют эмоции, с которыми ему трудно справиться. Поэтому между карапузами нередко вспыхивают и тут же утихают конфликты. Поэтому взрослые должны обращаться с малышами очень тактично и внимательно.
Малыш не способен ещё адекватно оценивать сказанные взрослым слова, поэтому они могут больно его ранить. А свою растерянность или неудовольствие малыш не всегда ещё может показать. Родители ни в коем случае не должны считать переживания своего чада чем-то пустяшным и не пытаться в них разобраться, ссылаясь на отсутствие времени.
Ближе к трём годам у ребёнка начинает проявляться собственное эго, он уже начинает замечать, что люди вокруг могут думать иначе, чем он.

Когда мамы признаются, что срываются на своих детей, то это звучит неприятно и грустно. Речь идёт не о простой злости, а о пересечении линии невозврат...

Методика раннего развития ребёнка в первые три года

Родители всегда могут подметить, к чему тянется их ребёнок и, зная это, должны выбрать для раннего развития ту или иную методику. Для грудничка внимание родителей играет огромную роль. Это то самое время, когда в него проще всего вложить навыки и знания, необходимые для формирования волевого, сильного характера. Долгое время среди педагогов бытовало мнение, что начинать развитие малыша рациональней незадолго до отправки его в детский сад, хотя за последние пару десятилетий эти взгляды существенно изменились. Современные крошки проявляют большую активность, легко вовлекаются в интересные занятия и проводимые в игровой форме обучающие программы.

Методика Монтессори

Существуют методики, основанные на тактильном, эмоциональном и визуальном восприятии. В последние годы большой популярностью пользуется методика доктора Марии Монтессори, предназначенная для раннего развития малышей. В её основу положено визуальное и тактильное восприятие окружающего мира. Монтессори полагает, что крошке нужно предоставить полную свободу действий. Он должен самостоятельно выполнять все упражнения, обучаясь в игре. Данная программа, конечно, предполагает помощь родителей, но она должна быть ненавязчивой, не сковывающей малыша. К ребёнку-дошкольнику нужно проявлять индивидуальный подход, с учётом всех его особенностей. Для занятий по системе Монтессори подошёл бы такой принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Детские сады, работающие на основе методики Монтессори, существуют уже во многих городах. Здесь для каждого малыша разрабатывается индивидуальный план развития в социальной среде. Задача воспитателя состоит в такой организации деятельности ребёнка, в которой полнее раскроется его потенциал. Среду Монтессори можно создать и в семье, тогда карапуз в возрасте до трёх лет будет прямо на глазах у родителей раскрывать свои способности, у него будет прогрессировать логическое и творческое мышление, концентрация внимания, память, фантазия и воображение, моторика. Методику Монтессори можно начинать использовать с 8-10-месячными малышами.

Методика Дьенеша

Многие педагоги добиваются заметных успехов в развитии у ребёнка визуального восприятия с помощью методики Дьенеша. Он предложил использовать целый набор предметов, различающихся по цвету и форме. Эти предметы соответствуют различным условиям окружающей среды, родители могут быстрее найти общий язык с малышом, пользуясь списком заданий.

Методика Воскобовича и Никитиных

Традиционным способом развития у маленьких детей аналитических способностей является работа с разнообразными конструкторами, заставляющая их просчитывать собственные действия и мыслить творчески. В начале 90-х годов прошлого века российский инженер Воскобович разработал собственную методику и предложил множество разновидностей сказочных конструкторов для крошек старше двух лет. Сюда же можно отнести и разработанные многодетными родителями Никитиными развивающие игрушки: круги, кубики, пазлы и конструкторы различных форм, фактур и цветов. Предлагаемые обучающие программы позволяют быстрее сформировать у крошки представление об окружающем мире.

Дети чувствуют своих родителей интуитивно, это качество у них от природы, поскольку нужно для выживания. Но вместе с тем они также испытывают родных н...

Методика Зайцева и Чаплыгиной

Благодаря следующей группе обучающих программ у малыша можно развить интерес к чтению, математике и музыке. Сегодняшние дошкольники уже должны обучаться чтению, в помощь этому имеются две довольно интересные программы, разработанные Зайцевым и Чаплыгиной. Обе программы за основу берут чтение по слогам. В любом наборе есть специальный блок, в котором формируются слоги и набор кубиков с буквами. Малыши легче запоминают буквы, представленные в виде кубиков, поскольку здесь им ещё помогает ассоциация букв с разными цветами.

Методика Железновых

Семья Железновых предложила интересную методику для развития у малышей музыкальных талантов. В обучающую программу здесь входит прослушивание детьми современной и классической музыки, игры, связанные с танцами и забавные жесты, которые отлично тренируют как слух, так и визуальное восприятие.

Методика Кюизинера

Кюизинер считает, что обучать детей счёту и простейшим арифметическим действиям можно в раннем возрасте. Он внёс в обучение палочки, имеющие разную длину и окраску, которые должны ассоциироваться в детской голове с цифрами. С помощью этих палочек крошку можно быстро научить отличать большее число от меньшего. Цифры и буквы довольно сложно воспринимаются даже взрослыми детьми, но когда это происходит в игровой форме, да ещё с привлекательными цветами, то процесс обучения становится лёгким и весёлым.
Упомянутые методики предназначены для детей старше года, но есть также метод Ибука и теория Тюленева, согласно которым малыша только до трёх лет можно всему научить с помощью специальных пособий и игрушек. Несмотря на противоречивость, эти методики доказали эффективность, поэтому они могут также быть небезынтересными для родителей. Важно учитывать, что малыш всю информацию воспринимает зрительно. В начальной стадии обучения необходимо следить, как малыш воспринимает поступающую информацию.

1 0

Органы чувств малыша понемногу развиваются: кроха уже способен задерживать взгляд на лице мамы или подвесной игрушке. К концу 2-го месяца ребенок плавно следит взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, чуть позже – по вертикали, а затем и по кругу. Ненадолго сосредоточиться младенец может и на звуковых картинах: он прислушивается к голосу мамы или музыкальной мелодии, но пока его внимания не хватит и на полминуты.

СОВЕТ . Одна из первых игрушек в жизни малыша – музыкальный мобиль. Повесьте его на уровне груди ребенка (а не прямо над головой) и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился.

Оказавшись на животе, младенец поднимает голову и старается удержать ее в этом положении. Такие тренировки стоит поощрять: любая двигательная активность способствует укреплению мышц. У всех детей развитие мышечной системы происходит сверху вниз: сначала крепнут мышцы шеи (это позволяет удерживать, а потом и поворачивать голову), затем – спины, рук и, наконец, ног.

Как развивать зрение малыша?

Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости (+3-4 диоптрии) и нечетко видят предметы, находящиеся ближе чем на расстоянии 20–30 см от глаз. Оптимальная дистанция, с которой стоит показывать ребенку игрушки, составляет от 30 до 70 см. Первый цвет, который воспринимает малыш, – красный, чуть позже – синий и зеленый, затем – желтый. Хорошо, если игрушки будут разноцветными, а не однотонными – зрение тренируют контрастные сочетания (например, красного и зеленого, желтого и синего – эти противопоставления дети различают первыми). Для правильного развития глаз кроха должен смотреть и на близкие, и на удаленные от себя предметы. Развесьте на стенах детской яркие картинки и показывайте их ребенку с разного расстояния; почаще подносите его к окну и рассматривайте предметы во дворе. Зрение развивается вместе с моторикой, а потому ребенку важно не только рассматривать предметы, но и трогать их, хватать, бросать, тянуть в рот. Со второго полугодия у малыша должны появиться кубики и пирамидки: с их помощью кроха научится соотносить внешний вид предмета с его размером и объемом, почувствует разницу между частью и целым.

Малыш следит взглядом за крупными движущимися объектами и с удовольствием рассматривает лицо мамы. Кроха узнает близких с расстояния 2–3 метров и радуется, завидев их, а при виде маминой груди или бутылочки с молоком может нетерпеливо чмокать и вытягивать губы. Такое поведение специалисты называют комплексом оживления: в ответ на ласковое обращение взрослого маленький начинает улыбаться, энергично двигать ручками и ножками, гулить, издавая звуки «а», «у», «ы» или слоги «га», «кха», «ма».

У двухмесячного ребенка уже неплохой слух: он способен расслышать даже негромкий звук примерно с 3-метрового расстояния и повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится.

Лежа на животе, маленький хорошо держит голову: он может находиться в таком положении целую минуту и даже дольше. Ладошки малыша уже не так крепко сжаты в кулачки, как раньше. Теперь, если вы вложите ему в ручку игрушку, он подержит ее немного, прежде чем уронить.

СОВЕТ . Взрослым кажется, что, глядя по сторонам, младенец мало что понимает, - но воспринимает он многое, и этот опыт очень важен для его развития. Например, гуляя с малышом, вынимайте его из коляски, давайте осмотреться, прикоснуться к чему-нибудь, прислушаться к окружающим звукам – и обязательно комментируйте все, что происходит вокруг.

Кроха проявляет все больше интереса к окружающему миру: если положить его на животик, он попытается приподняться повыше, опираясь на предплечья. В этом положении малыш любит наблюдать за движениями мамы или мельканием картинок на экране телевизора.

СОВЕТ . Чтобы зрение и нервная система ребенка не получали лишней нагрузки, просмотр фильмов или баталии с героями компьютерных игр лучше устраивать в отсутствие малыша. Даже если он в это время спокойно спит, фоновый шум создает подспудное возбуждение нервной системы.

Кроха пробует хватать рукой игрушки – теперь ему придутся очень кстати игровые коврики и дуги. Но его любимой забавой становятся… собственные ручки: он с интересом изучает их, ощупывает, тянет в рот.

Если раньше, чтобы рассмотреть новую игрушку, кроха поворачивался к ней всем корпусом, то теперь ему достаточно просто перевести взгляд в ее сторону. Малыш учится оценивать расстояние на глаз и заранее определять, как далеко нужно протянуть руку.

Четырехмесячный ребенок понимает, что взрослые обращаются именно к нему, даже если их не видит. Секрет в том, что в этот момент тон вашего голоса становится выше, гласные растягиваются, а слова повторяются по несколько раз. Эта манера действительно ласкает слух ребенка – исследования показывают, что на такое обращение малыши реагируют охотнее.

Маленький гимнаст по-прежнему тренируется удерживать свое тело, опираясь на ручки и вытягивая вперед голову. Сейчас он выходит на новый уровень, выпрямляя руки и опираясь на кисти. Лежа на животе, кроха теперь может ловко перевернуться на спину.

СОВЕТ . Пришло время, когда малыша буквально ни на секунду нельзя оставлять без присмотра в опасных местах вроде пеленального столика. Даже если вам надо просто отвернуться, придерживайте ребенка рукой.

За развитием малышей до 1 года следят врачи самых разных специальностей. Работу нервной системы, контролирующей основные функции организма, оценивает невролог, созревание опорно-двигательного аппарата – ортопед. Хирург проверяет, нет ли у ребенка проблем, требующих оперативного вмешательства; офтальмолог и отоларинголог следят за зрением и слухом, а стоматолог – за появлением первых зубов. Но главное звено этой цепи – педиатр. Именно он оценивает рост и развитие малыша «в динамике» во время регулярных осмотров: до 6 месяцев они происходят ежемесячно, затем – 1 раз в 2 месяца вплоть до года. А как часто нужно показывать малыша другим специалистам?

  • 1 месяц – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 3 месяца – отоларинголог
  • 6 месяцев – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 12 месяцев - хирург, невролог, ортопед, окулист, стоматолог

5 месяцев

Кроха уже знает, кто свой, а кто чужой, и при виде незнакомого человека может расплакаться. Он различает не только голоса родных, но и их интонации: строгий тон заставляет его насторожиться, а ласковый – улыбнуться. В его личном вокальном репертуаре появляется новая партия – визг. И хотя он не слишком приятен для взрослого уха, это важный этап в развитии речи малыша, голосовые связки которого пока умеют производить только высокие звуки.

Малыш уверенно берет игрушки и правой, и левой рукой, захватывая предмет ладошкой, а большой палец оставляя вытянутым. Правда, все, что попадает к нему в ручки, немедленно оказывается на полу.

Карапуз научился переворачиваться со спины на живот и теперь вертится во все стороны. Он приближается к умению сидеть, но пока удержаться в этом положении может, только если его поддерживают под спинку. Горизонтальное положение его устраивает все меньше: например, полулежа у мамы на коленях, он изо всех сил тянется вверх.

СОВЕТ . К концу первого полугодия жизни многим родителям приходится менять коляску-люльку на прогулочную модель. Для развития зрения важно, чтобы кроха смотрел не только на близкие к нему предметы, но и вдаль (а это удается ему главным образом на прогулке), так что в коляске сажайте его спиной к себе или выбирайте модели с перекидной ручкой.

6 месяцев

Малыш уже знает, что звуки различаются, а значит, и реагировать на них нужно по-разному. А у родных к этому времени появляется твердое убеждение, что их чадо уже все понимает. Ребенок осваивает язык жестов, и разучивать его вам предстоит вместе: попробуйте подкреплять движениями простые обращения и просьбы («пока», «иди ко мне», «дай»).

Шестимесячный малыш пробует сидеть, опираясь на руки. Такое умение – второй после способности удерживать голову серьезный шаг маленького к тому, чтобы принять вертикальное положение. Важно, чтобы кроха сидел с ровной спиной: если малыш начинает сутулиться, значит, он устал и его положение надо изменить. Иначе кровоток в позвоночнике может нарушиться, и это замедлит дальнейшее развитие навыков движения.

Начинается эра больших путешествий – маленький пробует ползать по-пластунски. У каждого из его маршрутов есть конкретная цель: например, мама, бутылочка или любимая погремушка. Кстати, теперь проблема выбора – какой из игрушек заняться в первую очередь – уже не поставит малыша в тупик. Он возьмет по игрушке в каждую ручку и сможет перекладывать их из одной в другую, если захочет.

Пришло время учиться есть с ложки, и ребенок будет тренироваться снимать с нее пищу губами.

СОВЕТ . Для первых экспериментов лучше всего подойдет плоская ложка, а чтобы она не повредила чувствительные беззубые десны малыша, выбирайте специальные детские изделия из силикона или мягкого пластика.

В 6 месяцев многие малыши могут похвастаться первыми зубками. Правда, сроки их появления индивидуальны: у кого-то молочные «жемчужинки» появляются уже в 5 месяцев, а у кого-то – ближе к году. У большинства детей сначала прорезываются нижние, а потом верхние передние резцы. Чаще всего к году во рту ребенка набирается 8 зубов.

7 месяцев

Картина мира становится для ребенка объемной: кроха уже может оценить на глаз размер игрушки и понять, поместится ли она в одной руке или понадобятся обе. С этого времени можно учить малыша различать формы: вкладывайте в его ручку шарик, кубик, конус и показывайте, что первый может катиться, второй – стоять то на одной грани, то на другой, третий отличается гладким основанием и острой верхушкой.

Семимесячный малыш умеет сидеть самостоятельно или с опорой на одну руку, а ползание для него уже и вовсе занятие привычное.

СОВЕТ . Направить энергию ребенка «в мирное русло» и заодно развить его умение двигаться поможет простая игра: просите малыша находить предметы, которые лежат в стороне, и самостоятельно добираться до них. Для таких упражнений лучше всего подойдут яркие и простые игрушки: мячик, пирамидка и т. п.

8 месяцев

Взгляд малыша очень привлекают незнакомые предметы: при виде чего-то нового он оживляется или удивляется. А хорошо знакомые вещи он не только сумеет найти по вашей просьбе, но и покажет взглядом и сопроводит радостным «гыы».

Восьмимесячный кроха уверенно сидит без поддержки. Он встает на четвереньки и, оторвав руки, пробудет стоять на коленях. Если в этот момент рядом будет опора (например, бортик кроватки), он может попробовать подтянуться и встать на ноги.

Мелкая моторика ребенка (движения кистей и пальцев рук) развивается, и малыш уже может помахать вам «до свидания», похлопать в ладоши или стянуть с ноги носок. А еще он умеет крепко держать в кулачке и грызть сушку или печеньице, окунать пальцы в тарелку и с упоением их обсасывать или размазывать пюре по столу.

СОВЕТ . Как бы вас ни огорчала перспектива уборки, позволяйте малышу устраивать беспорядок, а еще лучше – предложите ему пальчиковые краски. С их помощью будет развиваться не только моторика, но и осязание, цветовое восприятие, творческое начало.

Маленький продолжает осваивать «взрослую» посуду: промежуточным этапом на пути к чашке может стать поильник с мягким резиновым носиком. Практичные многофункциональные модели-непроливайки со съемной крышкой и ручками будут удобны как для начинающих, так и для деток постарше.

9 месяцев

Любознательный малыш внимательно наблюдает за взрослыми: он сразу замечает, в каком настроении мама, с кем разговаривает бабушка и что несет папа.

Кроха по-прежнему много ползает, но если раньше он подтягивался на руках, волоча за собой ноги, то теперь он поочередно передвигает то правую пару конечностей, то левую.

Большое достижение этого периода: маленький наконец принял вертикальное положение и теперь уверенно стоит, опираясь на стену или мамину руку, и даже пробует двигаться вдоль опоры. В малыше просыпается стремление ввысь, и он начинает осваивать «верхние ярусы» квартиры. Любопытный кроха тянется к предметам, которые находятся выше его роста, пытается забраться на невысокие диваны или кресла.

Ребенок увлеченно возится с мелкими предметами и легко управляется с несколькими сразу. Он уже умеет собирать их с пола, причем хватает мелочовку не всей ладошкой, а двумя или тремя пальцами (так называемый пинцетный захват). Будущий помощник по-своему наводит в доме порядок: вынимает из коробок вещи, разбирает простые игрушки типа пирамидки и разбрасывает все по комнате.

СОВЕТ . Как только малыш начнет вставать, максимально опустите днище кроватки, чтобы он не мог перевалиться через край.

10 месяцев

Малыш уже может быстро переводить взгляд с птичек за окном на собственные пальчики – такая способность называется зрительной аккомодацией. Но зрение крохи по-прежнему несовершенно, и когда мама отходит хотя бы в дальний угол комнаты, она кажется ему очень далекой (кстати, это одна из причин, почему дети буквально ни на шаг не любят отпускать от себя взрослых).

Оттолкнувшись от маминых рук, малыш учится стоять сам, а иногда и усложняет себе задачу: стоит, потом приседает и неуклюже поднимается. Родителям теперь не удастся спокойно посидеть, ведь кроха уже с удовольствием ходит за ручки и тянет маму туда, куда хочет сам.

Теперь малыш понимает, для чего нужны разные игрушки, и использует их по назначению: машинку катает, мячик бросает, книжку листает. Ребенок наконец-то может занять себя сам и без труда находит себе развлечение минут на двадцать.

СОВЕТ . Десятимесячный кроха различает, как «поют» разные предметы: тикают часы, звонит телефон, капает вода из крана. Почаще устраивайте ему домашние «концерты»!

Развитие каждого ребенка, с одной стороны, происходит в своем собственном ритме, а с другой – подчинено единой для всех детей схеме. Зная, в какой последовательности и в какие сроки малыши обычно осваивают те или иные навыки, родители смогут лучше понять своего кроху и помочь ему, если возникают сложности. Сформулированные врачами нормативы развития – это ориентиры, которые помогают оценить физическое и умственное здоровье ребенка. Следование им особенно важно на этапе освоения самых простых умений (например, удерживать голову или переворачиваться): если отклонение составляет больше 2 месяцев, стоит проконсультироваться с врачом. А вот чем сложнее навык, тем больше времени требуется на то, чтобы им овладеть: например, первые шаги малыш может сделать и в 10, и в 15 месяцев. Но если заметны предпосылки для освоения новых умений, значит, настоящие успехи – всего лишь вопрос времени.

11 месяцев

Внимание и любознательность малыша растут день ото дня. Теперь в гостях он больше не пускается в плач от страха, а пристально рассматривает новую обстановку.

Чтобы твердо стоять на ногах, карапузу больше не нужна мамина поддержка – он гордо стоит сам. Кроха настойчиво учится наклоняться и поднимать с пола игрушки, но пока для этого ему приходится приседать или падать на четвереньки.

СОВЕТ . Путь к долгожданным первым шагам не бывает гладким: не нужно каждый раз кидаться к своему чаду, чтобы помочь ему сесть или встать. Ребенок должен совершать самостоятельные попытки – так он быстрее научится и стоять, и ходить.

У 11-месячного малыша много интересных занятий. Он находит спрятанные игрушки, катает мячик, уверенно разбирает пирамидку и пытается, хотя по большей части безуспешно, снова надеть кольца на стержень (сделать это легче, когда кольца одинакового размера). Он складывает предметы в емкость, с удовольствием и «на публику» показывает «пока-пока», «фонарики» и т. д.

12 месяцев

К году маленький акробат умеет очень многое: он сидит, стоит, ползает, лазает и наконец-то ходит сам – пока неустойчиво, но настойчиво. Непоседа ходит, широко и неуклюже расставив ноги, часто падает, но эти падения неопасны и даже необходимы, поскольку учат малыша группироваться и развивают чувство равновесия. Неугомонный малыш постоянно в движении, и теперь ему особенно нравятся игрушки, которые могут двигаться вместе с ним: игрушечные коляски, каталки, мячи, машинки.

Теперь крохе под силу выполнять два разных действия одновременно: например, он может идти и нести в руке игрушку. Он не только копирует поведение взрослых, но и сам изобретает новые способы использования предметов, многие из которых даже не пришли бы в голову старшим. Тем не менее на шалуна уже можно воздействовать словом: он послушается, если вы скажете «нельзя», «отдай», «положи».

Активное желание малыша подражать старшим сейчас можно использовать, чтобы учить кроху простейшим навыкам самообслуживания. Годовалому ребенку уже под силу самостоятельно съесть несколько ложек пюре, пить из поильника или чашки, умываться и причесываться (в меру сил), по вечерам убирать в коробку свои игрушки. Играя, маленький хочет походить на взрослых, поэтому с удовольствием включается в повседневные дела старших: елозит тряпкой по полу, полощет белье в тазике, трет щеткой обувь.

СОВЕТ . Поощряйте ребенка участвовать в «хозяйственной деятельности», а вместе с тем предлагайте подходящие по возрасту развивающие игры: плотные паззлы из двух частей, пирамидки с кольцами одинакового диаметра, рамки-вкладыши простой формы (например, с фигурками животных).

Ближе к году малыш начинает интересоваться своим телом и с удовольствием изучает анатомию. В этом возрасте ребенок уже способен запомнить, где у него носик, ротик, животик, и показать их по просьбе старших на себе или на кукле (такую игрушку стоит иметь малышам обоих полов). Замечено, что девочки ориентируются в своем теле лучше, чем мальчики.