Непослушные: почему иногда наши дети так любят не слушаться. Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются

Большинство молодых родителей мечтают, что их малыш будет расти счастливым, спокойным, дружелюбным. Взрослые представляют, каким должен быть идеальный ребёнок, пытаются воплотить мечты в жизнь.

Но почему вместо слов любви, искренней улыбки в ответ взрослые нередко получают капризы, грубые слова, истерики, злость, неадекватное поведение? Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Важно разобраться в причинах, понять, как справиться с проблемой. Узнайте мнение психологов по поводу воспитания детей.

Почему малыш не слушается

Известно немало факторов, провоцирующих капризы, плохое поведение. Психологи выделяют несколько основных причин, чаще всего влияющих на бурное выражение эмоций у деток разного возраста.

Попытки привлечь внимание

Проблема сегодняшних детей – недостаток времени, которое родители уделяют подрастающему чаду. Зачастую причина кроется в загруженности на работе, ворохе материальных и бытовых проблем.

Иногда взрослые слишком заняты своими мыслями, чтобы вникать в жизнь малыша не формально, а с искренним участием. Маленькие личности не знают, как привлечь внимание другим способом, выбирают плач, истерики, непослушание.

Борьба за лидерство в семье

Детки часто «топают ножкой», делают по-своему (даже неправильно), если взрослые всё время навязывают своё мнение, не признают маленькую личность в сыне или дочке. Приказной тон – не лучший помощник для воспитания спокойного, счастливого ребёнка.

Потеря уверенности в себе

Постоянные запреты, унижение, отсутствие похвалы, придирки к мелочам понижают самооценку. Малышу часто говорят, что он «тупица», «неумеха», «хуже Васи со второго этажа» и так далее. Ребёнок капризничает, огрызается, пытается создать защитный «кокон».

Помните! Чем дольше длится подобное обращение, тем сложнее вернуть мальчику или девочке уверенность в своих силах, тяжелее воспитать самодостаточную личность.

Желание отомстить взрослым

Дело не в дурном воспитании или плохом характере. Детки не прощают обмана, обижаются за невыполненные обещания, страдают из-за ревности к сверстникам, которых родители постоянно ставят в пример.

Психологи советуют родителям подумать, чем они обидели дочку или сына, если внезапно поведение испортилось, малыш стал огрызаться, делать всё назло, капризничать. Если сложно найти причину в себе, спокойно, доверительно поговорите с сыном или дочкой. Возможно, вы узнаете, что спровоцировало душевную рану у дошкольника или подростка.

Проявления детского непослушания:

  • дошкольник впадает в детство. Основная причина – появление младшего братика или сестрёнки, постоянное напоминание «ты уже взрослый». Но малышу в 3–4 года не всегда хочется быть старше. Непосильный груз давит на психику, маленький «взрослый» ведётся себя, как кроха: начинает писаться, просит покормить с ложечки, не хочет самостоятельно одеваться, разбрасывает игрушки. Часто «внезапно повзрослевший» малыш не желает ухаживать за тем, кто отобрал у него привилегии детского возраста;
  • ребёнок делает всё назло. Основная причина – недостаток внимания. Ещё один фактор – желание быть главным в семье. Иногда мысль о собственной «взрослости» и значимости лишает малыша здравого смысла. В 3–4 годика деткам сложно выразить словами своё стремление к лидерству, они решают проблемы криками, истериками, некрасивыми сценами в людных местах.
  • ребёнок делает запрещённые вещи, зная, что его вновь ждёт наказание. После подобных сцен родители часто срываются, кричат, ставят в угол. Но через день всё повторяется вновь: игрушки не сложены, вещи валяются на диване, в углу – гора обёрток от конфет вперемешку с кубиками и машинками. Причина – недостаточное доверие в отношениях между взрослыми и малышом, слабая психоэмоциональная связь. Детки хорошо чувствуют недостаток привязанности, отсутствие искреннего интереса к своей личности. Вывод: лучше полчаса доверительного, искреннего общения, чем полдня фальши и притворства;
  • ребёнок провоцирует скандалы. Причина та же, что и при действиях назло родителям. Нехватка внимания заставляет идти на крайние меры. А что может маленький человечек (даже подростки в душе ранимые и беззащитные), если попытки поговорить ни к чему не приводят? Правильно, приходится бунтовать. Как? Проявления зависят от возраста: малыши истерят, плачут, устраивают сцены, кричат на весь магазин или автобус. Подростки постоянно спорят, поступают наперекор правилам, игнорируют родителей.

Кризисные периоды

Специалисты по детской психологии выделяют несколько опасных периодов, когда равновесие в отношениях часто нарушается:

  • от года до полутора лет. Проявляется яркое несоответствие потребностей и возможностей у маленькой личности;
  • от 2,5 до 3 лет. Детки стремятся стать самостоятельными, но в силу возраста не всё удаётся, их всегда ставят в рамки «ты ещё маленький»;
  • с 6 до 7 лет. Ребёнок идёт в школу, часто возникает кризис первоклассника. От родителей требуется максимальное внимание, понимание стрессовой ситуации, в которой находится первоклашка;
  • с 10 лет. Первые проявления подросткового максимализма. Нет серого, есть только «чёрное» и «белое». Дети требуют искренности в отношениях, уважения к себе, не прощают фальши. Зачастую плохим поведением подростки протестуют против морального/физического насилия.

Как справиться с непослушными и нервными детьми

Полезные советы:

  • важно сохранять спокойствие, учитывать интересы маленькой личности во время принятия некоторых решений, связанных с жизнью семьи;
  • нельзя срываться на крик, унижать, тем более, бить деток любого возраста: вы только вызовете противодействие, слёзы (или молчаливый протест + затаённую обиду). Верните доверие к вам, покажите, что любите сына или дочку такими, какие они есть;
  • отнеситесь к негативным проявлениям по-философски. Психологи советуют понять, что при правильном поведении родителей буря постепенно уляжется. Терпение – одно из главных качеств хороших родителей;
  • не позволяйте «садиться на голову», объясняйте свою позицию, показывайте личным примером уважительное отношение к другим членам семьи. Если вы сами действуете неправильно, унижаете мужа/жену, других деток, воспитать счастливого, спокойного ребёнка вряд ли получится;
  • с раннего возраста не воспитывайте тирана. Нельзя объявлять всем, что главный в семье – ребёнок. Часто детки капризничают, отстаивают криком, плохим поведением свою значимость, если у них пытаются отобрать титул «царя» или «принцессы»;
  • учтите сложные периоды в жизни сына или дочки. Возрастные кризисы неизбежны, главное: достойно пережить их. Поймите: юный бунтарь не испытывает радости от удовлетворения своих неприемлемых требований. Всё равно ему придётся придумывать новые уловки, с которыми родители вряд ли согласятся. И так до бесконечности. Терпение, доброжелательное отношение, искренний интерес к личности – залог сохранения хороших отношений.

По адресу узнайте правила применения детского сиропа Лазолван от кашля.

  • чаще предоставляйте деткам право выбора. Пусть даже трёхлетний малыш почувствует свою значимость. Кукла та или другая, пижама в горошек или цветочек, сегодня шапка с бубончиком или с ушками – детки иногда должны выбирать. Важный момент: не превращайтесь в раба, спрашивая у малыша совета каждую минуту по любому поводу;
  • не поддавайтесь на провокации, когда капризуля провоцирует вас на скандал. Не тратьте эмоциональные силы зря. Если родители ведут себя доброжелательно, уверенно, ваша твёрдость, спокойствие непременно перейдут к ребёнку. А от взрывной, яростно кричащей мамы (или злого папы с ремнём) чего ожидать? Юный проказник не знает, ещё больше теряется, нервничает;
  • разговаривайте с детками на их уровне, глядя в глаза. Неправильное положение – «поза превосходства»: малыш сидит, взрослый смотрит сверху, подчёркивая свою значимость. Правильное положение: детки и родители сидят на диване, скамейке и так далее, разговаривают, глядя в глаза. Можно присесть, опуститься на колени, посадить к себе маленького человечка, попытаться спокойно поговорить. Главное: глаза на одном уровне плюс доверительный, спокойный тон;
  • снизит нервное напряжение отвар мелиссы, мяты, трава пустырника, валериана в таблетках, ванны с чередой и ромашкой. Нельзя увлекаться успокаивающими таблетками, применять препараты без рекомендации врача.

Возьмите на заметку:

  • многие «идеальные детки» часто имеют психологические проблемы. Непослушный, нервный ребёнок выплёскивает наружу своё несогласие с правилами, проявляет бурные эмоции;
  • идеальные, послушные детки, молча, выполняют все просьбы, никогда не конфликтуют, не пытаются проявить своё «я». Отсутствуют как отрицательные, так и положительные эмоции;
  • помните: ребёнок не робот, полное послушание, безоговорочное выполнение любых требований должно насторожить;
  • посетите психолога, получите консультацию. Возможно, вы слишком давите на маленькую личность своим авторитетом? Малышу с заниженной самооценкой, подавленным «я» проще подчиниться, чем затевать бесполезный спор;
  • чем раньше вы обратите внимание на подобное поведение, тем проще исправить ситуацию, научить малыша проявлять эмоции. В противном случае вы воспитаете безвольного, слабого человека, не умеющего отстаивать свои принципы.

Тип темперамента ребенка

Учтите темперамент сына или дочки:

  • флегматик. Обязательно объясняйте своё мнение, уважайте деток, спокойно предлагайте план действий;
  • холерик. Отличный вариант – аппеляция к справедливости;
  • меланхолик. Обязательно хвалите деток даже за незначительные достижения (без фальши), мягко подталкивайте к действию;
  • сангвиник. Приглашайте к совместному выполнению заданий: детки этого типа легко увлекаются, их нужно заинтересовывать, а не заставлять.

Сложно сохранять спокойствие, когда внутри всё бурлит от негодования, но ради хороших отношений придётся постараться. Воспитание детей – не только радость и приятные эмоции, но и ежедневный труд. С этим утверждением сложно спорить. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, подумайте, что можно сделать, если ребёнок непослушный и нервный. Поможет ваше терпение, доброжелательное отношение, любовь к сыну и дочке.

Выражения «послушный ребенок» и «хороший ребенок» многие часто употребляют как синонимы. А зря, тем более что абсолютно послушными, увы, бывают разве что не совсем здоровые дети. Хотя никто не спорит, что ребенок, повинующийся с первого слова (а еще лучше, если он будет сразу реагировать на недовольно поднятую бровь взрослого), – это очень удобно. Но полезна ли детям такая «шелковость»? Вряд ли.

Бесспорно, есть ситуации, когда родителей без лишних разговоров. Их должно быть немного, 2–3, и хорошо бы, чтобы ребенок с 3–4 лет четко понимал, где и как он обязан подчиняться сразу. Это прежде всего вещи, касающиеся безопасности жизни

  • нельзя играть рядом с проезжей частью и тем более выбегать на нее,
  • нельзя зимой идти гулять в гольфах и сандалиях и др.
  • нельзя без разрешения принимать лекарства.

Свою строгость в соблюдении данных правил родители должны объяснить спокойно и доходчиво.

Совет! Проиграйте проиграть ситуацию с игрушками или в рисунках, чтобы ребенок лучше усвоил, что обязательные правила родители установили не из вредности, а для его блага. А вообще вдумчивые, заботливые и любящие родители должны знать причины непослушания своих малышей.

5 причин непослушания ребенка

1. Борьба за внимание старших членов семьи. Своим непослушанием ребенок хочет добиться большего количества их внимания, столь необходимого ему для нормального развития и благополучия. Ведь именно из-за его «взбрыков» старшие (и в первую очередь родители) то и дело отрываются от своих дел, вспомнив о его существовании...

Что делать? В данной ситуации для взрослых главное – сдерживать появляющееся раздражение и тем более гнев. И, конечно же, если явно идет борьба за внимание, старшие должны начать оказывать такому ребенку «позитивное внимание», то есть внимание, не связанное с реакцией на плохое поведение. Как? Лучше всего, придумывая какие-то совместные занятия, игры, оправляясь с ребенком на прогулку в сквер, во двор, на детскую площадку…

2. Стремление ребенка самоутвердиться. Так дети протестуют против чрезмерной родительской опеки. Им бывает особенно тяжело, когда взрослые общаются с ними в основном в форме замечаний, указаний, а тем более угроз. И многие из них начинают восставать против такого «стиля общения», отвечая упрямством, действиями наперекор. Такое поведение ребенка обусловливается его желанием и стремлением отстоять право самому решать свои дела, показать, что он – личность.

Что делать? В подобных случаях родителям нужно обратить внимание на собственные чувства и свое поведение. И если источником непослушания ребенка является его борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка, предоставляя ему возможность хоть в чем-то накапливать опыт собственных решений и даже неудач (конечно, это больше касается детей уже в возрасте после 2 лет). И если ребенок пока не может сам с чем-то справляться, нельзя его критиковать и ругать – лучше находить любой повод, чтобы его похвалить, отметить даже самый маленький его успех. В то же время следует тактично, осторожно подстраховывать его, избавляя от серьезных провалов.

3. Желание отомстить. Например, непослушный ребенок хочет взять реванш за то, что кто-то из родителей или старших его обидел резким замечанием или несправедливым наказанием. Глубинным смыслом такого его плохого поведения является: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

Что делать? В этих случаях следует изменять свое отношение к ребенку, стать терпимее, ласковее, ни в коем случае не срывая на нем свое раздражение. Нужно найти интересные (лучше всего совместные) занятия для того, чтобы переключить его внимание с возникшей психотравмирующей ситуации.

4. Потеря веры в себя, в собственный успех. Такая причина непослушания чаще всего проявляется у более старших детей (после 3 лет). Постоянная критика в их адрес за промахи и неудачи приводит к тому, что дети теряют уверенность в себе, у них начинает развиваться низкая самооценка. И потому вместо того, чтобы «исправляться», показывать, что и они «на что-то годны», такие дети сдаются и всем своим поведением начинают показывать, что им все равно, что о них думают старшие.

Что делать? В таких случаях родителям нужно проявлять особое терпение и мудрость, дабы перестроить отношение ребенка к самому себе и вдохнуть в него веру в собственные силы и возможности, не прибегая к истерикам, обижающим понуканиям, а тем более к физическим наказаниям. Надо поместить его в ситуацию успешности, то есть дать ему проявиться в том деле, которое у него всегда получалось хорошо (допустим, строительство из лего, плетение из резиночек, рисование на асфальте и др.). И тогда малыш внутренне успокоится.

5. Синдром гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, а не просто «плохое поведение». Ребенок, обладающий от природы чрезмерной активностью, не может ни на чем сосредоточиться (из-за дефицита внимания), он нередко импульсивен, настроение его часто колеблется, он находится в постоянном движении, а окончательно выбившись из сил, начинает плакать и «истерить». Его очень трудно уложить спать, а если он и спит, то беспокойно, урывками. Такой ребенок обычно просто неуправляем, он не реагирует на ограничения или запреты, причем ведет себя так в любых условиях (дома, в детском саду, на площадке, в магазине, в поликлинике). Он часто провоцирует конфликты, не контролируя при этом свою агрессивность, толкается, кусается, дерется, пуская в ход любые подручные средства (камни, палки, игрушки, бутылки…). «Гиперактива» достаточно легко определить и по тому, как он много и быстро говорит, глотая слова, не дослушивая, перебивая, задавая множество вопросов и при этом редко выслушивая ответы.

Что делать? Таким детям нужна уже специализированная помощь. Даже самые заботливые и терпеливые родители не смогут справиться с проявлениями такого расстройства. Так что желательно не закрывать глаза на очевидные признаки синдрома гиперактивности, чтобы потом не запустить ситуацию.

О пользе непослушания ребенка

Непослушание присуще большинству детей, которые постепенно входят в мир взрослых «методом проб и ошибок». Да, это немалому числу родителей в тягость; да, многие мечтают иметь «идеально послушных» детей. Вот только «чересчур правильные» детишки, боясь или не умея выражать негативные эмоции, накапливают их в себе, а это может вести и к различным заболеваниям (не только нервным). К тому же не будем забывать об опасностях окружающего мира. Допустим, малыш, привыкший безропотно слушаться старших, с большей вероятностью попадет в беду (ответит незнакомцу, сядет в машину, пойдет «смотреть котика или кролика» и др.). Тогда как ребенок, который имеет опыт остаивания своих желаний, критичности к взрослым, может такого несчастья избежать. В общем, во всем важна мера, в том числе и в послушании.

Умные и заботливые родители должны помнить о том, что даже маленький ребенок – это личность, а значит, он имеет право:

  • Говорить (хотя бы иногда) «НЕТ».
  • Ошибаться.
  • Не уметь или не хотеть что-то делать.
  • Быть не похожим на вас или на других детей.
  • Проявлять негативные эмоции.

В том, почему ребенок ведет себя не так, как хочется взрослым, и как в этом случае правильно вести себя родителям, с детским непослушанием разбирался ProstoBaby.

Плохой, непослушный или ребенок с характером?

Проблема детского непослушания существует столько же, сколько и само человечество. Говорят, что ученые-археологи нашли надпись, нацарапанную на своде доисторической пещеры, с таким содержанием: «Ну и детки сейчас! Не то, что были раньше!».

Правда это или вымысел – вопрос второстепенный. Главное, что факт остается фактом: детям свойственно быть непослушными. Но детское непослушание – понятие настолько широкое, что совершенно невозможно объяснить все его причины и дать универсальные советы. Ведь есть огромная разница между ситуацией непослушания, когда ребенок, скажем, один раз отказался кушать кашу, и проблемой, когда он хронически не слушается, доводя родителей до нервного истощения.

Можно ли назвать ребенка «плохим» или «непослушным», если его поступки идут вразрез с представлениями мамы, папы или бабушек-дедушек о том, как должны вести себя «хорошие» дети? А может, у него просто такой характер? Попробуем разобраться.

Родители, а тем более бабушки и дедушки современных детей, были воспитаны в ином духе. Лет 25-30 назад любое непослушание ребенка строго осуждалось. Причем не было особых отличий – будь то обычная шалость, каприз физически уставшего ребенка или манипулирующая истерика в магазине. Отказался по первому зову завтракать – неблагодарный. Не убрал вовремя за собой постель – ленивый. Нечаянно сломал подаренную бабушкой игрушку – вообще хулиган. «Нехорошее» поведение осуждалось повсюду: начиная от детского сада и заканчивая октябрятскими и пионерскими собраниями в школе. При этом на ребенка, даже единожды «оступившегося», могли повесить ярлык «непослушного», унизить его при других детях. Поэтому, когда это поколение выросло, и наступила другая эпоха, бывшие озорники, ставшие папами и мамами, твердо решили: у нас всё будет по-другому. Нам запрещали рисовать на обоях? А мы своим детям разрешим! Нельзя было перебивать старших и громко разговаривать в общественных местах? Теперь можно! Тем более, есть положительные примеры. Скажем, система воспитания в Японии, где детям разрешено практически всё. А ведь какая развитая нация! Правда, никто не вникает в то, что в той же Японии целые поколения детей, растущих во вседозволенности, теперь не хотят работать и от скуки придумывают себе всё новые экстремальные развлечения: от катания на крышах электричек до закачивания солевого раствора под кожу.

Вывод напрашивается один: как чрезмерная строгость, так и неоправданная либеральность в воспитании приносят ребенку вред. Значит, нужно искать золотую середину.

Не слушается – значит, развивается

Далеко не всякое непослушание – отрицательное явление. Если оно вызвано возрастными кризисами развития, то ребенок просто обязан их «пережить», чтобы в итоге научится правильному поведению. Тут очень важна роль его воспитателей – в первую очередь, родителей. Если же молодая семья живет со старшим поколением, то бабушкам и дедушкам тоже необходимо знать, как себя правильно вести с ребенком.

Выделяют такие основные кризисы возрастного развития:

  • кризис 1 года . У ребенка появляются новые потребности и увеличиваются возможности их удовлетворения. В этом возрасте малыш стремится к самостоятельности, склонен ко вспышкам гнева. У него еще нет внутреннего барьера, который удерживает от потенциально опасных действий, да и речь еще недостаточно развита. Поэтому слово «нельзя» для ребенка не всегда понятно. Конечно, мама и папа всё равно должны объяснять малышу, «что такое хорошо и что такое плохо», но главное их действие – обеспечить ему максимальную безопасность и просто переждать это нелегкое время;
  • кризис 3 лет . Может начаться в 2 года, а может и в 4. Это один из самых сложных этапов в жизни ребенка и его семьи. Малыш начинает осознавать себя отдельно от мамы, появляется знаменитое «Я сам!». Главная черта этого периода развития – негативизм. То есть, ребенок на все предложения взрослого чаще всего отвечает «нет», даже если это противоречит его собственным желаниям. Парадокс? Скорее, закономерность. Ведь так маленький человек учится управлять своими желаниями и взаимодействовать со взрослыми. Он делает настоящее открытие: а ведь, оказывается, с его мнением тоже можно считаться! Основной мотив всех действий 3-летнего ребенка – сделать наоборот. Причем негативная реакция у него происходит не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на просьбу взрослого;
  • кризис 7 лет . Как правило, начинается с 6 лет – когда ребенок осознает себя в роли школьника. Характерные внешние реакции в этот период – склонность к капризам, конфликтам, манерность, кривляние, искусственная натянутость поведения. Эти кризисные проявления скрывают внутренние глубокие переживания маленького ученика – как положительные, так и отрицательные. Кризис заканчивается, когда действия ребенка становятся произвольными и осознанными. При этом исчезает детская непосредственность;
  • подростковый (пубертатный) кризис – 11-15 лет . Появляется чувство взрослости, которое подросший ребенок старается всячески подчеркивать. Он может провоцировать конфликты с родителями, стремясь к независимости и равноправию.

Родителям следует учитывать, что, несмотря на трудности всех кризисных периодов, они неизбежны и очень полезны. Причем не только для детей, которые благодаря им развиваются, но и для взрослых-воспитателей. Ведь они тоже учатся взаимодействовать с ребенком и получают возможность проявить свои творческие педагогические способности.

Непослушание как крик о помощи

Но кроме «полезного» непослушания бывает и «вредное», которое порой делает жизнь всей семьи просто невыносимой. Взрослые при этом уверены, что растят маленького монстра, а ребенок, в свою очередь, страдает от непонимания. Он сам хочет быть послушным и хорошим для папы и мамы, ведь он их очень любит. Так что же заставляет его так себя вести?

Существует простой, но действенный метод определить причины детского непослушания. Родителям следует прислушаться к себе и на основании этих наблюдений сделать выводы.

Ребенок плохо себя ведёт, в связи с этим у родителей возникают различные по своему характеру чувства.

  • Отчаяние и безнадёжность. Возникают тогда, когда ребенок становится непослушным из-за потери веры в себя и свои силы. Это, в свою очередь, происходит из-за частой и необоснованной родительской критики. У малыша формируется заниженная самооценка, а мотива вести себя хорошо нет. Ведь как бы он ни старался, его не похвалят.

Что делать? Поменьше критиковать, побольше хвалить. Уверенный в себе ребенок будет расти счастливым, и у него не будет повода провоцировать родителей.

  • Раздражение. Оно даёт понять, что ребенок изо всех сил старается привлечь к себе внимание мамы и папы. Пусть на него накричат, но всё же заметят. Ребёнок заполняет пробелы в общении с родными людьми, которые проводят с ним слишком мало времени.

Что делать? Несмотря на усталость и ворох срочных дел, следует помнить – родительское внимание для ребенка невосполнимо. Поэтому всегда нужно уделять ему достаточное количество времени, не отвлекаясь на телевизор, телефонные звонки и социальные сети.

  • Гнев. Помните: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ!»? Если такое чувство возникает в ответ на непослушание ребенка, то, возможно, он окружен чрезмерной опекой. Стараясь самоутвердиться и доказать, что он – личность, малыш перестаёт выполнять указания родителей.

Что делать? Оставить его в покое. Конечно, это не значит пустить весь процесс воспитания на самотёк. Но и не следует слишком ограничивать свободу ребенка, затискивая его в рамки всевозможных родительских запретов и опасений.

  • Обида. Такое чувство родители испытывают в ответ на «плохое» поведение малыша, когда он сам глубоко обижен. Причиной может стать ревность к младшему ребенку в семье, появление в жизни мамы другого мужчины, развод родителей или их частые ссоры. Такие ситуации ранят ребенка, в ответ он мстит родителям за свои страдания.

Что делать? Прежде всего - выяснить причину переживаний малыша. Если ситуацию невозможно исправить (скажем, родители – в разводе), то нужно постараться её сгладить. Ребёнку нужно уделять больше времени, общаться с ним искренне. Пусть он чувствует, как его любят, как он нужен.

Чем бы ни было вызвано непослушание ребенка – возрастными кризисами или пробелами в воспитании – родители могут помочь ему справиться с этой проблемой. Кризисы протекают более гладко у детей, в семьях которых царит любовь, уважение и взаимопонимание. Если же родители где-то допустили педагогическую ошибку – никогда не поздно признаться себе в этом и исправить ситуацию. Ребенок же отблагодарит хорошим поведением и огромной любовью, которая бывает только у детей и только к маме и папе. А это стоит гораздо больше любых затраченных усилий!


Полезное видео

Простоправо ТВ рассказывает о новом законе об алиментах на детей. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.




9 месяцев ожидания, долгожданная встреча с маленьким комочком счастья, первый День рождения… Такие моменты умиляют каждого родителя! Но вот кроха немного подрос и Вы с ужасом замечаете, что он не отличается послушанием. Как правило, в такой ситуации у многих взрослых опускаются руки, тогда как нужно пересмотреть некоторые воспитательные позиции и понять, в чем скрыта причина столь дерзкого поведения малыша.

Непослушный ребенок — наказание для родителей.

Отовсюду на их головы сыплются упреки, советы и нравоучения. И правда, где воспитание? Почему родители не уделяют этому процессу должного внимания? Как смогли допустить то, что у них растет непослушный ребенок?
На самом деле, ребенок является всего лишь отражением своих родителей, их поведения. Проще говоря, чтобы понять причину непослушания, стоит обратить внимание на собственные чувства, испытываемые при конфликте с малышом.

Итак, часто ли Вам доводится ощущать раздражение в то время, как малыш тянет Вас за руку? А ведь именно таким образом он борется за родительское внимание. Или другой случай: часто непослушный маленький ребенок начинает отстаивать собственное мнение, отказываясь выполнять просьбы родителей. В этот момент последние, скорее всего, охвачены гневом. Вот так связаны чувства родителей и детей, и если уж заниматься воспитанием малыша, то и о собственном поведении забывать не стоит!

Причины ненадлежащего поведения детей.

Итак, первая причина — борьба за родительское внимание .
Известно, что малыши весьма любознательны, а еще желают как можно чаще находиться рядом с родными людьми. Однако часто родители не в состоянии уделить малышу столько внимания, сколько он требует. Как результат — непослушный обиженный ребенок, стремящийся получить внимание хотя бы таким способом.

Вторая причина — самоутверждение .
Что ощущает взрослый человек, которому постоянно указывают на промахи и стараются отчитать? Начинает упрямиться! То же самое делают и дети, стремясь показать собственную личность.

Третьей причиной является желание отомстить .
Такая ситуация часто встречается в семье, где подрастает старший ребенок, и совсем недавно родился младший. Наблюдая, как всю свою нежность мама отдает крохе, старший начинает мстить. Единственное, чего хочет малыш в такие минуты — чтобы взрослые ощущали то же, что и он.

И наконец, последняя причинаотсутствие веры в самого себя .
Нужно заметить, что к этой причине малышей очень часто подталкивают сами родители. Вам кажется, что непослушный ребенок не нуждается в похвале и поощрении? Это не так! Если родители не будут хвалить своего кроху, он попросту разувериться в собственных силах и откажется вести себя подобающим образом.

Воспитание должно начинаться с раннего детства. Нет это вовсе не значит, что непослушный маленький ребенок должен с частой периодичностью отбывать наказание в углу или получать по попе. Главный метод воспитания — любовь. Запреты и всевозможные правила способны породить только упрямство, которое и становится толчком к непослушанию. Но не стоит забывать, что очень часто непослушание является криком самого ребенка о том, что ему крайне необходимы границы!

Способы управления ребенком

А теперь стоит уделить внимание способам, посредством которых даже от самого непослушного ребенка можно добиться послушания:

1. Устанавливаем правила поведения
Часто родители ставят перед ребенком запреты, совершенно не объясняя их. Со временем малыш попросту теряется в «нельзя». Чтобы забыть о такой теме, как непослушный маленький ребенок, необходимо установить несколько четких правил и обосновать их!

2. Проявляем твердость
Если малыш не слушается, он получает выговор. Со временем маме становится жаль своего кроху, и она отступает от своего мнения. Это не правильно. Дети прекрасно чувствуют родительские сомнения, поэтому если уж сказано «нет», значит не стоит улыбаться и снисходительно смотреть на провинившегося карапуза.

3. Предоставляем ребенку право выбора
Как только родители начинают требовать от ребенка абсолютного послушания, ему становится обидно. Кому понравиться чувствовать себя куклой? Куда полезнее предлагать малышу несколько вариантов его поведения, какой бы сложной не казалась ситуация.

4. Хвалим малыша
Непослушный капризный ребенок — это ребенок, которому просто не хватает родительской похвалы. Не забывайте хвалить малыша за самую мелочь, и ему захочется стать еще лучше!

5. Составляем режим дня
Режим необходим детям любого возраста. Именно благодаря грамотно составленному графику ребенок научиться вовремя выполнять то, чего от него требуют.

Ошибки родителей

Главная ошибка родителей в воспитании ребенка — частое использование подкупа. Конечно, намного проще уговорить малыша отправиться в сад, пообещав вечером купить ему новую игрушку, нежели договориться, не используя при этом подкуп. На самом деле, чтобы разглядеть в Вас авторитет, малыш должен понять, что родительское слово очень много значит.

Не стоит также при первом удобном случае применять физическое наказание или запугивать ребенка «дядей», который выйдет из-за угла и заберет маленького вредину. Ребенок должен знать, что Ваши слова и общения не пусты. Кроме того, он не должен делать что-либо от страха!
И наконец, никогда не демонстрируйте ребенку собственное бессилие, в момент наказания пользуйтесь правилом «здесь и сейчас» и думайте прежде, чем делать!

И последнее, о чем стоит помнить родителям, — случаи, в которых нельзя наказывать ребенка, как бы плохо он себя ни вел:

во время приема пищи ;

при посторонних ;

после сна ;

во время игры ;

в момент его желания помочь .

Помните, непослушный капризный ребенок не должен становится для родителей менее любимым!

Когда-то известный сатирик Жванецкий в своей миниатюре утверждал: множество переживаний человека связано с тем, что мы неправильно задаем себе вопросы и неправильно на них отвечаем. Не нужно гневного: «Да почему же троллейбус не едет, сколько можно?!», гораздо лучше философское: «А с чего это, собственно, он должен приехать?» Это, разумеется, шутка, но когда в семье появляется ребенок, такая позиция иногда очень помогает жить, особенно если на сцену выходят непослушные дети, из-за которых не спят ночами родители (вместо того, чтобы меланхолично спросить себя: «А почему, собственно, они должны быть послушными?»).

Регламентация «нельзя»

Ребенок - новичок в мире. С одной стороны, ему все интересно, с другой - у него абсолютно нет опыта. Он не знает, что огнем можно обжечься, с высоты - упасть, ножом - порезаться. Лучший опыт, разумеется, личный, но далеко не каждый родитель сможет равнодушно наблюдать, как его чадо лезет в розетку. И тут про непослушных детей важно знать следующее: чем больше запретов, тем более неуправляемым будет казаться родителям малыш.

Известный и модный еще в 60-х доктор Спок советует: не больше трех «нельзя» на одно помещение. Организовать пространство исходя из этого принципа - задача родителей: забинтовать тумбочки, убрать в зону недосягаемости режущее, колющее, бьющееся. Особенно важно удалить или обезопасить то, что может нанести существенный вред здоровью и угрожать жизни: когда дети дома, в пределах досягаемости не должно быть средств бытовой химии, а кастрюля с закипающей водой пусть лучше стоит на дальней конфорке.

Все эти меры можно считать пассивно-превентивными, но зато они действенны и позволяют оградить чадо от беды, а родителей - от нервного срыва, который неминуем в случае, когда через каждые пять минут приходится «нельзякать». Такое поведение взрослых либо заблокирует в ребенке любознательность, либо приведет к тотальному непослушанию: в мире, где ничего нельзя, надо учиться обходить запреты.

Нельзя - всегда нельзя

Еще один верный путь к неудаче - нестабильность. У ребенка должна быть устойчивая, непротиворечивая картина мира. Если сегодня к аквариуму - нельзя, то завтра - тоже нельзя, и с бабушкой нельзя, и с папой. Намного лучше, если воспитание детей в семье проводится в едином стиле, потому так важно в этом вопросе достичь предварительного консенсуса.

Зачастую это не представляется возможным, но в этом случае тоже не следует чрезмерно отчаиваться. Дети - отличные психологи, чтобы не сказать манипуляторы. Они выстраивают отношения с каждым членом семьи индивидуально, и очень быстро начинают понимать, с кем можно настаивать на своем, а с кем - бесполезно. Влияние бабушки, которая балует и «портит», не станет решающим, если мама и папа выступят единым фронтом.

Непослушание как зеркало отношений

В принципе, прежде чем жаловаться на то, какие у вас непослушные дети, следует четко определиться с «виноватыми». Вполне возможно, что ими являются не младшие члены семьи, а совсем наоборот.

Часто родители ведут себя по отношению к ребенку неправильно: не считаются с его мнением, излишне давят на него, принуждают есть, рисовать, читать и т. д., когда это вовсе не обязательно, не сообразуясь с желаниями маленького человека.

Бывает и другая ситуация: на словах взрослый говорит одно, но его действия, тон, разговоры с окружающими подсказывают ребенку, что на самом деле его поведение поощряется. Иллюстрацией может служить такая ситуация: маленькая девочка колотит сверстников на детской площадке. Мама, разумеется, выговаривает ей, что нельзя размахивать кулаками. И тут же дома с гордостью и восторгом рассказывает, как «наша всех разогнала». В этом случае очевидно не только то, как будет вести себя дочь, но и как будет дальше формироваться характер ребенка: она быстро поймет, что мама может говорить одно, а думать при этом - другое. Вряд ли это будет способствовать установлению взаимного доверия, а уж о прекращении драк с ровесниками и вовсе придется забыть.

Взрослые всегда должны помнить о том, что лучшим средством воспитания является личный пример. Бесполезно требовать от малыша выполнять то, чего родители сами не делают, и наоборот. Как бы банально это ни звучало, но слова не должны расходиться с делом. Если учите ребенка не обижать животных - не пинайте своего кота.

От каждого - по способностям!

Следующая ошибка родителей, особенно когда у них появляется первый ребенок - чрезмерная требовательность. Молодые мама и папа, вооружившись разнообразными передовыми методиками, бесконечно «дрессируют» свое чадо. Каждый его, а также собственный промах, превращается в трагедию, даже вызывает необоснованный гнев.

В этом случае нужно просто успокоиться и понять, что ребенок не выполняет то, чего от него требуют, не потому, что не хочет, а потому, что не может этого сделать: его нейронные связи еще очень слабы, он не способен адекватно обрабатывать большие массивы информации, легко забывает. Не надо думать, что непослушные дети пытаются нарушить запреты, чтобы просто побесить родителей. Наивно полагать, что полуторагодовалый малыш с одного раза запомнит, что нельзя засыпать песком соседей по песочнице. Придется повторить запрет не один десяток раз, ничего не поделаешь.

В принципе, терпение - самое нужное, наиважнейшее качество воспитателя. Его понадобится ох как много, прежде чем характер ребенка сформируется и он сможет начать взрослую жизнь, станет способным к построению нормальных отношений с окружающими его людьми.

Пресловутые возрастные кризисы

Особое терпение нужно во время так называемых возрастных кризисов. Дети развиваются, если можно так сказать, «скачкообразно». Еще неделю назад едва держал карандаш - и вот, пожалуйста, увлеченно рисует вполне узнаваемых поросят. Еще месяцем раньше нельзя было добиться ответа на вопрос, красный сигнал на светофоре или зеленый, а сегодня малыш уже бойко перечисляет все цвета на картинке. Это примеры - из приятных.

А вот из неприятных: обычно покладистый ребенок вдруг превращается в сущего бесенка. Во время завтрака выплевывает любимую кашу, на прогулке закатывается в истерике из-за ерунды, вечером отказывается идти в кровать, и вообще - возникает ощущение, что сына или дочь подменили. На все вопросы и замечания он говорит исключительно «нет». Даже на невинное мамино: «Сейчас подметем пол», маленькое чудовище отвечает: «Не подметем, не пол, не сейчас». Мама в отчаянии: «Непослушный ребенок, 2 года, что делать?!»

Большинство ответов так или иначе сведутся к изречению самого великого философа-позитивиста всех времен и народов - Карлсона, который живет на крыше: «Спокойствие, только спокойствие». Все, что нужно помнить о возрастном кризисе у малыша, это:

  • он пройдет;
  • ребенку тоже очень тяжело, к нему следует отнестись с пониманием.

Психологи пока не пришли к единому мнению по поводу времени начала «праздника непослушания». Отечественные специалисты чаще говорят о кризисе трех лет, западные - двух. Некоторые отмечают похожее явление в год, в шесть, девять лет. Такой «разброд и шатание» объяснить довольно просто: все дети индивидуальны, и к каждому кризис приходит в свой срок. Слишком уж было бы все просто, если бы он начинался по расписанию: отметили третий день рождения, а следующим утром - началось. Понятное дело, что так не бывает: «катастрофа» обязательно разразится внезапно, приведя родителей в ужас - особенно если это первый ребенок и, соответственно, первый кризис.

Как это пережить

Как вести себя в это нелегкое время, во многом зависит от возраста любимого чада. Если ему всего год от роду, надежды вразумить его словами - минимум. Придется компенсировать действиями, вплоть до «взять в охапку и унести». Совсем другое дело, когда перед нами уже более сознательный и хорошо говорящий непослушный ребенок: 4 года - тот возраст, когда можно вступить в переговоры с «преступником» и либо объяснять необходимость совершения определенных действий, либо угрожать лишением каких-либо благ.

Иногда родителям следует пойти по пути наименьшего сопротивления, обозначив для себя четкую границу, за которую переходить нельзя, и понять, на что позволительно махнуть рукой. Не надо «стоять насмерть» за каждый пустяк: так вы только истреплете нервы и себе, и ребенку. Доведенный до исступления родитель скорее натворит глупостей, о которых будет потом жалеть, поэтому в некоторых вопросах лучше плыть по течению.

Если кризис сопровождается агрессией, есть смысл сделать паузу в отношениях со сверстниками и погулять пока вдвоем. Не хочет есть кашу? Пожалуйста, пусть сидит голодный. Хочет спорить? Пусть спорит. Позиция родителя в этом случае должна быть доброжелательной, но железобетонной.

И не нужно беспокоиться о том, насколько безобразно сцена выглядит со стороны. Чаще всего именно неопытные (и лучше всех поэтому знающие, как лучше воспитывать детей) люди при виде разрывающегося от рева детеныша думают: «Боже, бедная крошка!» Те, кто побывал в родительской шкуре, чаще думают совершенно иначе: «Ох, бедная мама!» Да и, в конце концов, мнение окружающих меньше всего должно влиять на процесс воспитания, в котором главную роль играет последовательность: если чего-то делать нельзя, когда дети дома, этого нельзя разрешать и тогда, когда они на прогулке.

Маленькие Макиавелли

Маленькие манипуляторы готовы пролить сколько угодно слез и даже исступленно кататься по полу - хоть дома, хоть в магазине. Но спокойное и последовательное поведение обязательно решит дело в пользу родителя. Как справедливо заметил врач и популярный телеведущий Е. Комаровский, ребенок не будет устраивать истерику перед шкафом - это непродуктивно. Он обязательно позаботится, чтобы у него были одушевленные зрители, от которых можно добиться желаемого. Если достичь нужного результата не получится, повторений сольного номера не будет.

Теперь, наверное, стоит подробно разобраться, что именно ребенок считает «нужным результатом». Не всегда это столь очевидно, как кажется. Очень часто причиной плохого поведения является не номинальная кукла в витрине, а стремление добиться внимания от взрослых. Дети в этом отношении очень требовательны, мир их вращается вокруг родителей. При этом характерным является то, что при отсутствии внимания со знаком «плюс» они удовлетворяются негативным. Так появляются хронически непослушные дети, которые предпочитают выслушивать крики и даже быть наказанными, лишь бы не оставаться в «мертвой зоне» родительского равнодушия. Вечно погруженные в свой телефон или компьютер мать и отец гарантированно получат результат, которой их не обрадует: чем меньше они уделяют ребенку внимания, тем больше шансов столкнуться с непослушанием.

Выход очевиден: пересмотреть собственную линию поведения и найти время для своих детей, поскольку далее ситуация будет только усугубляться.

Воспитывать должны родители

Часто подобное происходит, когда у еще незрелых молодых людей появляются так называемые ранние дети: родители, которые сами еще не выросли и хотят развлекаться, с удовольствием перепоручают бразды правления старшему поколению. Бабушки и дедушки занимаются воспитанием, а мама и папа живут собственной жизнью, иногда пытаясь откупиться от чада подарками. В этом случае через несколько лет обнаруживается, что ребенок не признает авторитета родителей, ведет себя агрессивно и неуважительно. Какое уж тут послушание…

Приблизительно так же складываются отношения, когда молодая мама после развода со столь же юным отцом старается наладить личную жизнь в ущерб общению с ребенком.

Ошибочно думать, что «ребенком надо заниматься» - с ним просто нужно жить, общаться, строить отношения, постоянно держа в голове, что он самостоятельная личность, которая ни в коем случае не является собственностью родителей. Их задача - дать ему дорогу в жизнь, которую он проживет сам.

Когда родители задаются вопросом, что делать, если ребенок нервный и непослушный, они должны в первую очередь оценить собственные действия и решить:

    достаточно ли внимания получает маленький человек;

    последовательны ли действия его воспитателей;

    какие отношения связывают его мать и отца;

    какая обстановка окружает его дома.

Бывает, что дети тяжело переживают перемены в своей жизни. Если имел место переезд, развод родителей, смерть одного из близких родственников, с которым ребенок часто и помногу контактировал, нужно не искать срочно решения того, как воспитывать непослушного ребенка, а помочь ему пережить травму. При этом следует помнить, что адаптация занимает от шести месяцев до года, и в этот период поведение его может быть далеким от идеального. Отнестись к этому можно снисходительно, пресекая, тем не менее, откровенно агрессивные, несправедливые выпады.

Очень часто ребенок становится неуправляемым, когда у него появляется младший братик или сестрёнка. Детская ревность часто становится причиной агрессивного поведения, старший ребенок начинает плохо учиться, грубить, замыкается в себе. Тут совет один - создать такую обстановку, в которой он не будет чувствовать себя обделенным, брошенным, ненужным. Да, маме бывает трудно контролировать себя, когда кроха требует заботы, но изменение поведения старшего - тот звоночек, на который необходимо обратить внимание.

Демократия и семья

Сейчас нормальными считаются отношения в семье, в которой ребенок - существо не подчиняющееся, а равноправное. Но вряд ли такая схема построения отношений вполне адекватна. Родитель все-таки должен обладать авторитетом в глазах своих детей и справляться с определенными ситуациями одной лишь родительской властью: воспитание детей в семье предусматривает подобные случаи. Бывает, когда малыш капризничает, не желая идти в кровать. Допустимо, наверное, долго читать ему лекцию на тему важности полноценного ночного отдыха - и лечь спать к часу ночи. А можно просто приказать идти в постель, строго и уверенно. Чем ближе и доверительнее отношения с ребенком в принципе, тем больше он будет бояться ослушаться и вызвать неудовольствие обожаемого родителя.

Важно помнить, что долго «дуться» на ребенка не нужно. Благотворного воздействия это не имеет - он только почувствует себя брошенным и ненужным. Не разговаривать неделями с провинившимися детьми - удел людей с глубоко травмированной психикой. Гораздо лучшие результаты дает система поощрений и наказаний, оформленная в игру.

К примеру, устанавливается «недельный приз»: поход в аквапарк, в кино, поездка за грибами или еще что-нибудь, значимое для ребенка. Очень важно, чтобы «выигрыш» предусматривал не просто купленную игрушку, а проведенное вместе, всей семьей, время.

Итак, на протяжении недели ребенок должен свой выигрыш заработать: набрать определенное количество баллов (их можно воплотить в специально разработанных фишках, бонусах, наклейках или просто нарисовать график на холодильнике). За хорошее поведение «участник соревнований» получает определенное количество баллов - и, соответственно, за плохое эти баллы снимаются. Важно помнить, что в этой игре важнее всего - справедливость. А еще - гарантированность положительного результата. Даже если нужного количества очков набрать не удалось, но ребенок все-таки старался - он должен получить приз, пусть не столь шикарный, но все-таки не остаться с пустыми руками.

Важность общения

Ребенок не должен быть замкнут в четырех стенах - ему нужно общаться с людьми. Чем больший опыт он получит, тем легче ему будет строить отношения с окружающими. Не нужно сильно переживать о том, что будет делать ваш непослушный ребенок в детском саду: вполне возможно, что там он будет вести себя, как ангел с белоснежными крыльями. Как уже говорилось выше, дети выстраивают отношения с взрослыми, исходя из их поведения. С ребенком, как ни с кем иным, справедлива поговорка «как аукнется, так откликнется». Другие дети в саду - отличная возможность для наблюдения и тренировки. Малыш поймет, что люди разные, ведут себя по-разному, отношения с ними тоже могут быть различными. Он заводит себе первых друзей и неприятелей, приобщается к социуму, постепенно готовясь вступить во взрослую жизнь.

То, как ведут себя дети в саду, во многом зависит не только от их личностных особенностей, но и от воспитателя. Опытный, чуткий педагог обязательно создаст в группе подобающую атмосферу. Поэтому, выбирая детское учреждение, в первую очередь следует ориентироваться не столько на питание и комфортные условия, сколько на личность человека, с которым ребенок будет проводить большую часть дня.

Конечно, отношения в семье - основополагающий фактор формирования психики ребенка. Родители всегда должны помнить, что основы воспитания детей не представляют собой тайны за семью печатями. Главное, помнить, что перед вами - человек и личность, относиться к которой следует с уважением. Важно не пренебрегать мнением ребенка, чутко относиться к его переживаниям, вести себя дружелюбно и терпеливо, стараться подходить к воспитанию осмысленно, тщательно анализируя собственное поведение, которое должно быть последовательным и справедливым. Совершенно недопустимо срывать на ребенке зло от неудач на работе, ссор с мужем (женой) или других неприятностей. Если уж такое произошло, нужно найти в себе силы, чтобы извиниться.

Конечно, ошибок будет немало, но не стоит отчаиваться: идеальных людей (и родителей) в природе не существует. Как бы банально это ни звучало, но когда в семье есть любовь, понимание и забота, все решаемо. В этом случае не придется придумывать, что делать, если ребенок нервный и непослушный. Кризисы можно будет пережить, проблемы - решить, и наслаждаться жизнью и общением с новым человеком, интересным, добрым и талантливым.