Консультация на тему: Воспитание послушания детей. Непослушный ребенок: как добиться послушания без крика, ремня и успокоительных

Тема: Послушание

Вид работы:

Предмет: Преподавание духовно-нравственных дисциплин

Подготовил: Завада Ольга Анатольевна

Калининград 2012

Тема: Послушание

Урок по курсу «Истоки» 3 год обучения

Цель : Формирование мотивации к послушанию как духовно-

нравственному вектору развития личности

Задачи:

- Актуализировать у учащихся имеющиеся знания, представления

о послушании.

Осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные критерии

доверия опыту предков, послушания родителям, послушание Богу

Развивать внутренний, духовный мир личности, навыки

рефлексии

Способствовать формированию мотивации к послушанию у

учащихся 3 класса

Оборудование: ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран ; сборник мультфильмов для детей

«Истории Ветхого Завета»,

Ход урока

I . Этап присоединения:

а) к детям;

б) к теме урока

Учитель: Здравствуйте дети! Я рада видеть ваши добрые глаза, внимательные и чуткие лица и желание потрудиться вместе.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что всем нам, на первый взгляд, кажется известным, знакомым, потому, что об этом постоянно и везде говорят, и чего, порой, нам очень не хватает. Попытайтесь догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке, прослушав рассказ.

Учитель читает рассказ о войне «Послушание»

« Во время первой мировой войны один сербский солдат, по имени Марко, отправился на фронт. Перед отъездом его слепой отец дал ему наказ: «Каждый раз, когда ты будешь садиться есть, подбирай с земли крошки и сохраняй их для меня. Это будет лекарством для моих больных глаз». Марко пообещал отцу, что выполнит его просьбу.

Когда сербские воины вернулись с войны, Марко среди них не оказалось. Его отец от горя не мог ни есть, ни пить. Он только плакал безутешно. И, наконец, когда он собирался совершить заупокойную службу по убитому, Марко вернулся. «Отец, - сказал Марко, стоя перед ним на коленях, - прости меня. Я собирал все крошки, как ты просил. Но во время битвы я был смертельно ранен и не мог двигаться. Рядом протекала речка, водой которой я утолял жажду. Но у меня не было еды, тогда я вспомнил о хлебных крошках. Семь дней я питался ими, пока ко мне не вернулись силы. Если бы со мной не было этих крошек, я бы умер от голода. Но теперь у меня нет лекарства для твоих глаз».

Старик ответил ему: «Я знал, что у тебя может не оказаться еды, и ты тогда ослушаешься моего наказа. Но. Слава Богу, ты остался жив. Мне не нужно никакого лекарства. Мои глаза это ты».

Учитель: Какое качество воспитал отец в сыне, которое оказалось для него спасительным? (Послушание)

Ответы детей

Учитель записывает тему урока на доске Послушание

Учитель: Прочитайте и вдумайтесь в очень важное слово ПО – СЛУШАНИЕ - Что значит быть послушным, как вы это понимаете?

Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, какое пояснение дается этому слову.

«Послушание -1.Повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. П. родителям .2.В монастырях: обязанность, которая возлагается на каждого послушника или монаха, а также специальная работа, назначаемая в искуплении греха, проступка. Наложить п.»

II . Основной этап.

1. Работа по учебнику «Истоки» 3 класс, А.В.Камкин

а) Чтение вводного текста с.64

« Послушание – это умение слушаться и повиноваться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших и исполнять законы государства»

Учитель задает учащимся вопрос:

Что такое послушание?

Учитель задает проблемный вопрос:

Чему оно учит?

В ходе беседы через наводящие вопросы учащиеся выясняют, что послушание – это не просто безукоризненное выполнение каких-либо указаний, а выбор поступка по совести и предполагает служение.

На интерактивной доске появляется пояснение в контексте развертывания мысли:

Выбор по совести

ПО – СЛУШАНИЕ

Труд и служение

Учитель делает вывод: Послушание – Это не бездумное выполнение чьих-то указаний, а выбор поступка, действия по совести. Это труд по благословению. Это служение людям.

Учитель: Что означает в данном смысле выбор?

Ответы детей

Обобщение учителя: Выбор: послушай ответ, поступи по совести.

Учитель: Жизнь ставит перед нами разные вопросы. Как правило, ответы на них мы ищем в опыте предков. Обратимся к нему и сейчас.

б) Чтение статьи «Послушание опыту» с.64-65

Послушание опыту.

За свою небольшую жизнь ты уже понял, что без доброго родительского наставления тебе не удалось бы совершить ни одного значительного поступка.

Ты обращаешься за советам к старшим потому. Что они знают и умеют неизмеримо больше тебя. Они обладают бесценным сокровищем – жизненным опытом. В свое время они так же учились у предыдущих поколений. Получается, что в жизненном опыте соединяется опыт предков. И чем дольше живет человек, тем больше этого опыта набирается. Вот почему всегда было принято уважать пожилых людей ( вдумайся в смысл слова «пожилой») и ценить их советы.

На Руси высшей оценкой для детей были слова: «послушный сын» или «послушная дочь». Они приносят радость родителям, которые видят, что дети доверяют их жизненному опыту, перенимают его. Такие дети – надежда семьи.

Со временем, когда станешь взрослым, ты приобретешь свой жизненный опыт. Многое будешь решать и делать сам. Но и тогда. Советы более опытных, умудренных жизнью людей останутся полезными. Помни правило одного древнего мудреца: «Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия – совет».

А пока ты мал, послушание родителям. Старшим, помогает тебе не делать лишних ошибок на жизненном пути. Оно учит жизни».

Учитель задает вопрос: Почему важно доверять опыту послушания наших предков?

Ответы детей

Учитель: Покажите неразрывную связь

надежды согласия терпения послушания

В ходе беседы через наводящие вопросы учитель подводит детей к следующему выводу: Мы обращаемся к опыту старшего поколения в надежде на помощь. Соглашаясь и принимая его, мы терпеливо исполняем наказ, что является залогом послушания .

Учитель: Как опыт послушания соединяет прошлое, настоящее и будущее?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель делает вывод: Мы сейчас прислушиваемся к добрым советам наших дедушек и бабушек, которые учились у своих родителей и будем делиться жизненным опытом со своими детьми.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок «Авраам и Исаак» (DVD « Истории Ветхого Завета») и подумать о каком послушании в нем рассказывается.

Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом?

Ответы детей

Вывод учителя: Послушание Богу позволило стать Аврааму праведным перед Богом. Так мы узнали еще об одном послушании – послушание Богу. А что значит быть послушным Богу?

Дети высказывают свои предположения

Учитель делает обобщение: Послушание Богу – это жизнь по законам Божиим, Его заповедям, желание угодить Ему.

2 . Активное занятие. Тренинг «Послушание» (Рабочая тетрадь, с.24)

Задание 1. Самостоятельно. Прочитайте текст и определите, о каком послушании идет речь. Подчеркни свое решение.

    Послушание совести

    Послушание родителям

    Послушание Богу

Послушание

Одно из самых заветных имен для русского сердца – преподобный Сергий Радонежский.

Живя в Радонеже, доме своих родителей, долго томился он суетой мирской жизни и помышлял оставить мир и удалиться в пустыню.

Он просил родителей, чтобы они позволили ему вступить на путь иночества. Однако они говорили ему: «Помедли, мы стары и немощны, некому послужить нам. Твои братья Стефан и Петр женились и заботятся о своих семействах, а ты позаботься а нас. Хорошо поступаешь ты, что стараешься во всем угодить Господу, но благая твоя часть не отнимается от тебя. Проводи нас в гроб и тогда сможешь исполнить свое желание»

Сын не ослушался, но повиновался родителям. Спустя некоторое время Кирилл Мария сами вступили в монастырь в Хотькове и, совсем недолго пожив там. Отошли к Богу.

Варфоломей, так звали преподобного Сергия в миру, сорок дней молился при гробе их и служил панихиды, а затем передал все имение свое младшему брату Петру и отправился в пустыню исполнить давнее желание сердца своего.

Задание 2. Работа в четверке. Обсудите в группе свой выбор и придите к согласию, подготовьтесь к выступлению. Поблагодарите друг друга.

Подчеркните решение группы.

СОВЕСТИ РОДИТЕЛЯМ БОГУ

Дети делятся на группы, выбирают лидера, подчеркивают правильный ответ.

Задание 3. Взаимооценка. Оцени работу лидера и группы

Дети дают экспертную оценку работе группы, лидера

Продолжи предложения:

Группа работала ________________________________________________

Лидер работал __________________________________________________

Мое пожелание группе ___________________________________________

Мое пожелание лидеру ___________________________________________

Подчеркни верное утверждение.

Сложно ли было выполнять задание? да нет

Повлияло ли обсуждение в группе

На твое собственное решение? да нет

Учитель: В дополнении к этой работе хочется зачитать вам четверостишие - наставление

« Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу к храму.

Заповедь эта к Богу ступень

Нужно ей следовать каждый день!»

III . Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель: Спасибо, дети, за урок. Мне очень приятно было работать с вами и хочется, чтобы бы вы поделились своими впечатлениями.

Ресурсный круг. Дети становятся вкруг и поочередно делятся тем, что увидели, услышали и почувствовали на уроке

Сегодня я узнал(-а), понял(-а), почувствовал(-а)…

После сегоднешнего урока мне захотелось …

IV . Домашнее задание

Взять у родителей интервью на тему «Послушание»

Найти пословицы о послушании и разобрать их вместе с родителями

Найти стихотворение, рассказ о послушании и прочитать их с родителями

Итак, мы предлагаем 10 правил, которые помогут вам и вашему малышу прийти к мирному сосуществованию.

1. Правило десяти «нельзя»

Чем реже мы употребляем слово «нет», тем больший вес оно будет иметь, когда мы произнесем его.

Припомните, часто ли прогулка с малышом сопровождается падающими как из рога изобилия фразами: «Не беги – упадешь», «Не трогай кошку – у нее наверняка блохи», «Не лезь в лужу!». При виде подобной картины так и тянет спросить маму: «А что же можно делать?!» Согласитесь – вряд ли удастся представить трехлетку, чинно и степенно прохаживающегося по аллеям парка. Если система тотальных запретов преследует ребенка и дома, он при всем желании не может ей следовать. А раз «миссия невыполнима» – не стоит и пытаться. В результате чадо становится неуправляемым. Поэтому вместе с мужем, а возможно, и со старшими членами семьи, проведите ревизию правил поведения «хороших мальчиков и девочек». Отберите среди них, скажем, 10 (а возможно, и меньше) категорических и постоянных «нельзя». Доступно, четко и серьезно донесите их до ребенка. Заранее обговорите систему наказаний за нарушение своеобразного «кодекса» и придерживайтесь ее. Скорее всего, пока вы будете делать нелегкий выбор среди бесконечного множества ограничений, останутся лишь те, которые действительно значимы для жизни и общения, например, «нельзя уходить с незнакомым человеком», «нельзя бить других детей» и т. д.

2. Учитывайте возраст

Требования взрослых должны соответствовать возможностям ребенка, быть доступными для его понимания.

Например, даже четырехлетний человечек не может тихо посидеть часик, пока вы ждете приема у врача, а потому берите с собой книжки, игрушку. Во всяком случае, чем дитя младше, тем проще обойтись без запретов, отвлекая малыша, переключая его внимание или предъявляя требования в игровой форме. Отлично подойдет, например, игра «кто быстрее» (соберет игрушки, разденется). Начиная с 10-го месяца ребенок способен понимать несложные инструкции, но память его еще очень слаба. Он не может долго удерживать правила, которые уже, казалось бы, были усвоены. Тем более что ребенок – это импульс, неудержимый и сильный. Любопытство, жажда нового влекут его, а слабо развитая воля не дает возможности воздержаться от запретных поступков. Поэтому ребенку дошкольного возраста обязательно нужно периодически напоминать, что можно делать, а что нельзя.

Для того чтобы кроха уважал и принимал требования, чтобы ваши указания стали для него жизненным путеводителем, он должен понять их смысл. Исходя из этого стоит давать небольшие простые пояснения: недостаточно сказать ребенку: «Не трогай плиту», лучше: «Отойди от плиты, она очень горячая, можно обжечься». Расшумевшемуся чаду объясните, что в тишине людям легче думать, запоминать, разговаривать друг с другом. Причем формулировка правила должна быть позитивной – избегайте частицы «не» .

4. Твердость в установлении правил

Дети тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в поведении.

Каждый знает, что маленькому ребенку необходимы определенные ограничения, организующие его. В детстве кроха должен освоить понятия «хорошо» и «плохо», сделать для себя важными нормы, действующие в человеческом обществе. Однако родителям тяжело настаивать на выполнении правил, тяжело говорить своему ребенку «нельзя» – часто они боятся, что дети будут меньше любить их. К тому же и взрослые люди не всегда справедливы: принимая решение, мы рискуем ошибиться, например, из-за того, что не владеем полной информацией. Так, родители часто занимают сторону одного из детей в споре, не выяснив до конца истинного виновника и по-настоящему обиженного. Поэтому дайте себе время на раздумье, не рубите с плеча. Когда же тактика поведения определена, будьте уверены в себе и доведите выполнение того, что вы попросили, до логического конца. Дети очень тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в их поведении. В этом случае ребенок будет клянчить то, что ему хочется, до тех пор, пока вы не уступите. Заигрывание с ребенком в подобных ситуациях приведет к тому, что в следующий раз он вновь и вновь будет проверять вас на прочность. Поэтому, отказывая, не улыбайтесь и не смотрите на малыша снисходительно, ведь такой взгляд подразумевает: «Мой милый, я говорю «нет», но меня всегда можно переубедить» .

5. Глаза в глаза!

Не имеет значения, год ребенку или три, всякий раз, когда вы ему что-то запрещаете или требуете послушания, присядьте и посмотрите в глаза – это придаст вашим словам большую значимость. Если вы не смотрите, вас не слышат. Действительно, попробуйте построить беседу с человеком, который не смотрит на вас. Через некоторое время вы наверняка подумаете, что он погружен в свои проблемы или витает в облаках и попросту не слушает. Вместе с тем, опускаясь на уровень глаз ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на ваших словах. Исходя из этого правила, бессмысленно кричать из другой комнаты «сними ботинки»: ребенок всегда может сделать вид, что не слышит.

6. «Один, два, три...»

Когда ребенок разбушевался, скажите ему, что будете считать до пяти или до десяти, чтобы дать ему время. Если вы досчитаете до конца, а он не послушается, вы его накажете. Этот способ эффективен для детей старше 2 лет.

7. Правило «тайм-аута»

Когда ваше любимое чадо становится по-настоящему невыносимым, лучшее решение – оставить его ненадолго в одиночестве.

Используйте, например, проверенный веками еще прапрадедушкин способ – отведите ребенка в угол или выберите место, где нет телевизора и игрушек. Такой вынужденный тайм-аут – серьезное наказание для малыша, ведь стоять в углу или просто сидеть на стуле – это ужасно скучно. Кроме того, детское время течет иначе, чем у взрослого: когда ребенок даже в течение 10 минут занят чем-то неинтересным, ему кажется, что прошли часы.

Десять минут игры для малыша равны часу взрослого времени.

Не нужно переходить на крик, совершенно спокойно, но твердо скажите приблизительно следующее: «Ты очень сердитый, побудь здесь, пока пройдет злость» или «Сядь на стул и посиди 5 минут. Успокойся». Кстати, время изоляции зависит от возраста ребенка, на каждый год по минуте: 3 минуты для трехлетнего, 5 – для пятилетнего. Если ваше чадо оказывается рядом с вами явно раньше выделенного для тайм-аута времени, отведите его обратного, иначе наказание перестанет быть действенным. Ни в коем случае нельзя запирать ребенка в чулан или другое темное место, чтобы не напугать его. Однако у этого метода есть и сложность: чаще всего подобные наказания заканчиваются формальным «выпрашиванием» прощения. «Я больше так не буду» часто звучит лишь затем, чтобы вырваться из ненавистного угла. Поэтому лучше вообще не вступать с ребенком ни в какие переговоры до того, как истекло время наказания. Лишь затем выясняйте, осознал ли ребенок, за что его наказали.

8. Право на выбор

Детям непременно нужно предоставлять право выбора, но при этом выбор должен быть разумным и ограниченным.

Как мы уже говорили, строгие правила должны в первую очередь относиться к важным сторонам жизни. В тех областях, которые не столь существенны, предоставьте ребенку возможность делать выбор самому . Например, одевая в детский сад, задайте ему вопрос: «Ты хочешь надеть голубые штаны или красный комбинезон?», за завтраком спросите: «Будешь кушать клубничный йогурт или абрикосовый?» Ребенок будет чувствовать, что его мнение значимо, что к нему прислушиваются. Вместе с тем выбор не должен быть слишком широк, лучше свести его к нескольким альтернативам. Если же вы спросите: «Что ты хочешь надеть сегодня утром?», вполне вероятно, что в середине зимы вы застанете вашего малыша одетым в летние шорты. Конечно, по мере взросления ребенка свобода выбирать должна увеличиваться.

9. Соблюдайте режим дня

Для детей дошкольного возраста принципиально важен ритм .

Именно поэтому грамотный воспитатель в организации занятий следует однажды заведенному порядку. Например, занятие начинается с настольной игры, затем следует подвижная игра, после этого чтение сказки и т. д. Родители иногда удивляются – не скучно ли их детям. Вовсе нет. Дело в том, что мы, взрослые, так привыкли к жизни на бегу, к меняющимся стремительно впечатлениям и событиям, что не понимаем, что детям нужна размеренность и ритмичность. Это дает им жизненную опору, снимает тревогу и нервозность. В обратном же случае рождается ощущение хаоса и как следствие – непослушание: ребенок не понимает, каким правилам нужно следовать и нужно ли вообще. Если взрослого непредсказуемость жизни возбуждает, то малыша – утомляет и сбивает с толку, запутывает. Дневной ритм выражен для ребенка в режиме. Когда он заранее знает «программу» дня, понимает, что всякому занятию свое время, он легче принимает необходимость оставить интереснейшую игру и идти спать или обедать. Ребенок учится «дружить со временем»: он знает, что если не будет слишком долго сидеть за столом, то успеет поиграть. Конечно, нужно выбрать такой режим, который максимально подходит именно для вашего ребенка, и сохранять его длительное время.

10. Правило положительного подкрепления

Хвалите ребенка за правильные поступки, даже за попытку вести себя хорошо . Хвалите развернуто, не экономьте на добрых словах. Малышу тогда захочется снова и снова видеть вашу радость, а для этого быть послушным.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребенку, проводите больше времени вместе – и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

Запрещенные приемы

  • Отвечать агрессией на агрессию . Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия. Также малоэффективны и телесные наказания. Они внушают ребенку мысль, что правда всегда на стороне сильного. В жизнь входит «система двойных стандартов»: «мама твердит, как отвратительно драться, но сама может ударить меня». Получается – «что позволено Цезарю, не позволено рабу». Крик или бранные слова также являются одной из форм агрессивного поведения. В семьях, где общаются только на повышенных тонах, никто никого не слышит. Через некоторое время дети будто начинают упражняться в доведении родителя до крика, это становится неплохим развлечением для них. Автор замечательных книг по психологии Владимир Леви пишет: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, напрасно теряет время». Помните: наши требования помогают ребенку принять человеческую культуру, стать ее частью, а значит, и предъявляться они должны вежливо, культурно – по-человечески.
  • Пугать . «Буки» и «бяки», «дяди-милиционеры» и «бабаи» – кого только не привлекают родители, чтобы добиться послушания от своих отпрысков. К сожалению, лишь ненадолго опасность угодить в мешок к страшной Бабе-яге делает паинек из маленьких разбойников. А вот страхи, появившиеся в детстве, остаются надолго.
  • Использовать угрозы, которые не сможете реализовать . Например, если вы скажете: «Я никогда не буду с тобой больше разговаривать» и, естественно, не осуществите угрозу, ребенок поймет, что ваши слова немного стоят.
  • Поддаваться на провокации . Никогда не вступайте в игру, если сын или дочка бросают вам: «Я тебя больше не люблю». Однако и сами не манипулируйте ребенком, не играйте на чувстве вины: «Ты меня убил!», «У меня разболелось сердце!»
  • Обещать подарок даже за хорошее поведение. Ведь это банальный подкуп.
  • Осуждать действия супруга или бабушки с дедушкой. Даже если вы считаете, что ваши близкие зашли «слишком далеко», если вы не согласны с их методами воспитания, не обсуждайте их при ребенке.
  • Припоминать старые обиды и проступки . Должно действовать правило «наказан – прощен – забыто».
  • Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.
  • Унижать . Презрительные выражения («хныкаешь как маленький»), насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность, самоуважение.
  • Перекладывать на супруга обязанность наказывать ребенка . «Вот придет отец, он тебе устроит» – нельзя быть хорошим за счет другого человека.

Родители часто срываются на крик, чтобы добиться дисциплины. Чем больше мы подвержены стрессам, раздражению и усталости, тем больше мы кричим на детей, пытаясь призвать их к порядку.

К сожалению, крик лишь на время может привести любимое чадо в чувства. В долгосрочной перспективе – этот нерациональный способ воспитания приводит к тому, что ребенок перестает воспринимать наши слова и просьбы, которые мы произносим высоким тоном.

Что же на самом деле может сработать? Как сохранить взаимопонимание с ребенком и в тоже время не дать ему сесть вам на голову?

Небольшая шпаргалка для родителей, как добиться от ребенка дисциплины:

  1. Сохраняйте спокойствие. Когда ребенок видит, как родитель весь выходит из себя, он сначала пугается, а потом быстро понимает, что это кричащее и злобное существо явно не может контролировать ситуацию. Все, что вы будете говорить повышенным голосом, будет пролетать у него мимо ушей, потому что вы не будете для него авторитетом. А вот ваше спокойствие, пусть даже внешнее, поможет вам быстрее установить контакт с ребенком для того, чтобы он прислушался к вам.
  2. Уведите ребенка из ситуации, которая провоцирует в нем плохое поведение. Например, он разошелся в супермаркете, требуя купить ему еще одну шоколадку, или в гостях ведет себя чересчур шумно. Обычно это происходит из-за того, что он перевозбужден, устал и очень нуждается в вашем внимании. Уведите его или хотя бы отойдите в сторонку, уделите ему внимание любым доступным вам способом, покажите, что вы видите, слышите его и готовы к диалогу.
  3. Постарайтесь его успокоить. К ребенку, который заходится в плаче или, наоборот, перевозбужден, вам не удастся достучаться. Он вас не услышит. Поэтому обнимите его, отвлеките и успокойте. Скажите, что вы понимаете его чувства и сочувствуете ему, но сейчас вы не можете удовлетворить его просьбу (коротко объясните, почему). Самое главное, чтобы ребенок услышал, что мама или папа сопререживают ему в этой ситуации, они на его стороне.
  4. Говорите спокойно и твердо настаивайте на своем. Вы решили уходить, значит, не поддавайтесь на еще очередное “ну, пожалуйста, мамочка, еще чуть-чуть…” Впрочем, и срываться на крик не стоит, когда вы видите, что ребенок игнорирует ваши просьбы. Опуститесь до уровня ребенка, установите с ним зрительный контакт и повторите тихо, но твердо свою просьбу. Покажите, что вы настроены серьезно.
  5. Будьте последовательны в своих словах. Если ребенок знал, что за беспорядок в комнате он может лишиться своего времени за компьютером, то не отступайте от сказанного (правда, всегда сохраняйте благоразумие в подобных наказаниях, не впадайте в крайности).
  6. Не забывайте объяснять ребенку, почему вы что-то от него требуете или поступаете так, а не иначе. Игрушки должны стоять на своих местах, потому что это удобно и красиво. Я не могу купить тебе эту машинку, потому что тебе сейчас больше нужен новый свитер и т.д. Для ребенка важно понимать, что с ним считаются, а не просто ставят перед фактом – это можно, а это нет.
  7. Сами будьте примером того поведения, которого вы хотите добиться от ребенка. Требуете от него порядка в шкафу? Не забывайте и сами убирать свои вещи на места. То, как поступают и ведут себя родители, – лучшее руководство к действию для детей.
  8. Расскажите им об альтернативах, о том, что им МОЖНО делать. Согласиться с тем, что что-то нельзя, – всегда тяжело, запретный плод сладок. Но, если вы подсластите пилюлю и покажете, что ему можно, ребенку легче будет согласиться с вами. Нельзя рисовать на обоях, а вот на этом ватмане – можно. Нельзя колотить брата, но, если ты расстроен и гнев тебя переполняет, можно побить подушку.
  9. Замечайте хорошее поведение ребенка и хвалите его за это. Часто родители замечают только, когда ребенок ведет себя из рук вон плохо. Если это единственный шанс для ребенка привлечь внимание родителя, то будьте уверены, им он воспользуется не раз. Хотите поменять ситуацию? Хвалите и одобряйте все, что ребенок делает хорошо, так как ему очень хочется видеть вашу любовь и внимание.

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.