Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе. Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)

Елена Чаус
Беседа «Наблюдение за трудом помощника воспитателя» (младшая группа)

Цель : дать детям представление о работе помощника воспитателя , вызывать уважение к труду взрослых .

Ход проведения

Ребята, как зовут помощника воспитателя ? Правильно, Антонина Николаевна. Расскажите, что она делает? (Ответы детей) . Антонина Николаевна трудится целый день . Благодаря ей, у нас всегда чисто и красиво, а еще она приносит нам еду, помогает одеваться и раздеваться.

В нашей групповой комнате очень чисто . Посмотрите внимательно на подоконники, полки с игрушками, полы. Какие они? Что сделала Антонина Николаевна, пока мы гуляли? (Ответы детей) .

Ребята, давайте пройдем в спальную комнату. Здесь тоже очень чисто, кровати аккуратно застелены, воздух свежий. Кто это сделал? Что делает Антонина Николаевна? (Ответы детей) .

А как вы думаете, в раздевальной комнате у нас тоже чисто? (Дети и воспитатель проходят в раздевальную комнату, обращают внимание на то, что везде чисто, нет пыли, все аккуратно расставлено). Кто навел порядок и все чисто убрал? (Ответы детей) .

Ребята, давайте пройдем в умывальную комнату. Посмотрите, как сияют чистотой раковины. Кто это сделал? Что сделала Антонина Николаевна? (Ответы детей) . Какие у нас полотенца? (Чистые) . А какие были? (Грязные) . Что сделала Антонина Николаевна с полотенцами? (Ответы детей) .

Дети, расскажите, какая наша Антонина Николаевна? Что она делает? Чем убирает? (Ответы детей) . (Педагог подводит детей к пониманию того, что необходимо всегда оказывать помощь Антонине Николаевне ).

Воспитатель и дети делают вывод : нужно благодарить помощника воспитателя за заботу и поддерживать чистоту, чтобы облегчить ее труд , вытирать ноги у порога, сразу ставить обувь в шкафчик, чтобы не оставлять грязные следы. Дети благодарят Антонину Николаевну за ее труд .

Скоро обед. Кто нам приносит обед, расставляет тарелки, чашки, хлебницы, раскладывает ложки? Что берет Антонина Николаевна, когда идет за обедом? Что она одевает? (Ответы детей) . Давайте попросим Антонину Николаевну показать нам, как она это делает.

После прихода с кухни помощник воспитателя показывает детям , что у нее в кастрюлях, рассказывает, как она будет раздавать обед.

Во второй половине дня дети наблюдают , как помощник воспитателя готовит все для полдника. После полдника воспитатель помогает детям развернуть игру в «помощника воспитателя » .

Публикации по теме:

Беседа «Чтобы не было пожара» (вторая младшая группа) Цели: познакомить детей с понятием "пожарная безопасность", убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности; формировать.

Беседа-наблюдение «Городские цветы» (старшая группа) Цель: закрепить знание детей о знакомых цветах на нашем участке (тюльпан, нарцисс, пион, ирис). Рассказать о новом цветке – георгине. Развивать.

Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Наблюдение за кошкой» (младшая группа) Задачи: Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к животным Развивающие: -развивать способность создавать «образ» кошки -упражнять.

Конспект ООД по познавательному развитию во 2 младшей группе «Профессия воспитателя и помощника воспитателя» Цель: Поддерживать желание детей познавать окружающий мир. Образовательные задачи: Познакомить детей с профессиями воспитателя и помощника.

Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.

Продолжать развивать у детей умение слушать литературное произведение, понимать его содержание. Углублять представления детей о жанре рассказа. Учить оценивать характер и поступки героев.

Перспективное планирование по организации и проведении прогулок на декабрь месяц Задачи:

1Укреплять физическое и психическое состояние ребенка.2Развивать речь детей, наблюдательность, внимание, память.

3Способствовать желанию помогать взрослым, трудиться.4Воспитывать взаимопомощь , дружеские отношения в коллективе

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдение за неживой природой (погода)

Морозный солнечный денек.

Формировать представления у детей о зиме.

Наблюдаем за ветром.

Познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга»

Наблюдаем за снегом.

Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопад.

Знакомимся со свойствами льда.

Познакомить с сезонным явлением – гололед, со свойствами льда.

Наблюдение за растительным миром

Закреплять знание названий деревьев

Сравнить елочку с березкой. Учить видеть отличительные признаки.

Объяснить, что веточки деревьев хрупкие, ломаются. Учить относиться бережно.

Укрываем деревья снегом. Учить детей ухаживать за деревьями в зимнее время.

Наблюдение за животным миром

Зимующие птицы. Закрепить знания о зимующих птицах.

Зимующие птицы. Сформировать желание заботиться о живых существах.

Как животные готовились к зиме? Понаблюдать за кошкой (шерстка стала гуще, поджимает лапки ит. п.).

Собака. Её повадки. (бегает, лает ит. п.)

Наблюдение за трудом взрослых

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Наблюдение за работой дворника.

Формировать желание помогать взрослым.

Наблюдение за работой дворника.

Повторить знание инвентаря дворника для уборки снега.

Наблюдение за работой дворника.

Познакомить с трудовыми действиями дворника: метет, сгребает, чистит дорожки.

Экскурсия, целевая прогулка

1.Прогулка по пр. Макеева. Понаблюдать вместе с детьми за приметами наступившей зимы, закрепить умение детей отличать дерево от куста. Воспитывать наблюдательность, эстетические чувства.

2. Прогулка к «птичьей столовой». Понаблюдать вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм, затем начинают подлететь к кормушке и т. п.)

3. Прогулка к елочке. Полюбоваться заснеженной красавицей – ёлочкой, напомнив детям, чем отличаются сосна и ель. Вспомнить о том, что скоро праздник.

4. Прогулка по улицам города.

Понаблюдать за тем, как украшены магазины, улицы города к Новому Году.

Игровые упражнения

Ходьба по ограниченной поверхности.

Прыжки с места в длину

Метание снежков.

Скольжение с горки.

Трудовые действия

Постройка горки

Чистим дорожки от снега

Сгребание снега в кучу.

Расчистить ледяную дорожку.

Игровые ситуации

Кукла Катя хочет кушать, чем её накормить?

У лисички нет домика. – учить строить домик из снега, развивать речь.

С/р игра «Дом» - развивать умение играть дружно, распределять роли между собой.

С/р игра «Дочки – матери» - понаблюдать за отношением детей к «дочкам» - куклам.

Игры с природным материалом

«Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.

Рисование на снегу палочкой.

«Выложи сам» - выкладывание снежинки из палочек и веточек.

«Составь узор» - составление узора из цветных льдинок.

Подвижные игры

1. «Салочки – выручалочки».

Приучать быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

2. «Поймай хвост».

Учить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего.

1. «Ловишки с ленточками».

Тренировать в беге врассыпную, учить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.

2. «Чок –чок, каблучок». Учить прятаться и сидеть тихо, пока педагог не позовет ребят.

1. «Маленькие ножки».

Учить образовывать круг, не держась за руки, повторять движения и слова.

2. «Ровным кругом».

Учить образовывать круг, держась за руки, водить хоровод то в одну сторону, то в другую.

1.Дед Мороз.

Прививать умения выполнять характерные движения.

2. «Под елкой заинька сидит».

Учить детей повторять действия и слова за педагогом. Учить убегать, не толкаясь.

Игры экологического содержания

«Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают).

«У каждой ветки свои детки» (с еловыми шишками, с сосновыми шишками).

«Угадай, кто кричит?»

«Что Наташа услышала на прогулке?»

Беседы по Формирование экологической культуры в средней группе на декабрь месяц

Внедрение а повседневную деятельность

«Здравствуй, Зимушка, зима!»

Учить различать смену времён года (выпал снежок, появился лёд на лужицах, деревья покрыты инеем).Закреплять знания свойств льда и снега.

Сравнение дуба и берёзы, ели и тополя.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Беседы:

«Пришла настоящая зима». (Цель: расширить представления детей о сезонных представлениях, и их влиянии на жизнь растений, животных; выявить свойства снега после снегопада, закреплять
знания о свойствах льда).

«Какие птицы зимуют с нами? »

(Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами; расширять знания детей о жизни птиц зимой; закреплять умение различать и называть птиц, прилетающих на участок).

«Подкормка птиц зимой».

Учить наблюдать за птицами; Поддерживать интерес к событиям около кормушки; воспитывать желание помогать им, подкармливать.

«Зима». И. Суриков

Закреплять знания о зиме; представления о хвойных деревьях, их особенностях.

«Ёлка». А. Барто

«Белая снежинка».

Знакомить со свойствами снега, закреплять знания о признаках зимы,; учить видеть красоту природных явлений

«Снежная баба».

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, и их влиянии на деятельность людей.

Беседы:. Здоровье. Безопасность. Социализация на декабрь месяц

Здоровье.

Безопасность.

Социализация

Слух, гигиена слуха»
- Дать детям первоначальное представление об органах слуха. Выявить сходства и различия органов слуха у людей и животных.
- Воспитывать бережное отношение к своему телу

«В подъезде

Дать детям знания о том, что нельзя входить в лифт с незнакомыми людьми и как вести себя в ситуации, когда незнакомец идёт за ребёнком

Д/и «Грязи - нет! И пыли - нет!»
- Приучать детей помогать своим родным в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.

Непосредственная образовательная деятельность на декабрь месяц

Понедельник

Музыка

Художественное творчество(Конструирование/аппликация)

Конструирование

«Елочки» , с.87

«Придумай постройку сам» . с.65

Вторник

Физическая культура

Коммуникация(Развитие речи) «Вот снеговик!»(обучение рассказыванию Составление описательного рассказа «Птичья кормушка».

Чтение и обсуждение произведения В. Катаева «Цветик-Семицветик».

Занятие-диспут по произведению Б. Заходера «Хрюша на ёлке».

С. Михалков «Про девочку которая плоха кушает», «Как у нашей Любы»

р. н.с. «Зимовье»

р. н.с. «Снегурочка»

В. Сутеев «Елка»

Художественное творчество (рисование)

«Украшение пригласительных билетов» , с.77

«Перчатки и котятки» , с.64

«Морозные узоры» (зимнее окошко) , с.66

«Снеговики в шапочках и шарфиках» Лыкова И. А, с.78


Индивидуальная работа

понедельник

Худ. тво (конструирование) Сарай цель: Детям предлагают построить сарай для различных по величи­не животных (каждому ребенку дается одна игрушка).

- «Назови снег по - другому» - подбор однокоренных слов, активизация словаря.

А. Барто «Мы с Тамарой…»

Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

Составление описательного рассказа «Зима», развитие навыков

Коммуникация «Вот снеговик!» Закреплять сезонные признаки;знакомить со свойствами снега(обучение рассказыванию). , с. 45

ПДД Рассматривание картины"Наша улица»/тротуар, мостовая

Сравнительное наблюдение «грузовой, пассажирский транспорт» «Что полезно для зубов, а что вредно?,: «Что полезно для зубов, а что вредно?,

Д. И. «Времена года» - накопление опыта использования речи-доказательства

Е. Чарушин «На нашем дворе» (Корова. Коза. Собака. Кошка. Утка. Курочка)

Чтение стихов о зиме – накопление опыта использования образности в речи.

Познание (матем.) Пара Цель: Уточнить понимание детей значение слова «пара» как дух предметов, объеденных общим признаком;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт и светофор"

Беседа «Почему болят зубы?»

Игра «Собираемся на каток, С. Маршак «Это – снежная страница», «Вьюга снежная пурга…»

- «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» - разв. внимательности.

Игра «Собираемся на каток

Тема: «Земледельцы» Продолжать учить рисовать раскручивающиеся и закручивающиеся спирали, проводить длинные прямые линии.

Закреплять основные цвета.

Развивать ассоциативное мышление.

Развивать внимание.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Здоровье К. Люцис «Азбука здоровья»-стр.32-33;

Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно держать ее и хранить. Показать приемы чистки зубов. Познакомить с профилактикой кариеса. С работой врача –стоматолога

Худ. тво (тестопл.) Кудрявые ёжики. Цель: Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности

Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки».

Д. И. «Времена года» - разв. коммуникативных навыков.

Игра «Подбери лыжи»

Заучивание С. Дрожжина «Улицей гуляет…»

П/и."Поезд»

Практикум «Берегите зубы»

Игра «Холодно»

Худ. лит. р. н.с. «Зимовье»

Коммуникация –безопасность Фрукты на прилавках магазинов Цель: Расширять представление детей о фруктах и садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду; устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.

Худ. тво (рисование) «Украшение пригласительных билетов» Цель: Побуждать детей использовать опыт, приобретенный ими в работе с гуашевыми красками.

Беседа: «Зачем человеку зубы?»

Игра «Найди варежку»

Беседа«Когда нужно идти к зубному врачу?»

Игра «Найди пару»

«Семья слов» - подбор однокоренных слов к слову зима

Перспективное планирование дидактических игр на1 неделю декабря

(Программа Васильевой Т. С.)

1. «Помоги зверушкам»

Цель: Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место. («Развитие игровой деятельности» стр. 126).

2. «Лошадки в цирке»

Задачи: Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок. («Развитие игровой деятельности» стр. 127).

3. « Кто что любит»

Задача: Закреплять представления детей о животных – обитателях животного уголка и уходе за ними. Накормить обитателей живого уголка. («Развитие игровой деятельности» стр. 128).

4. «Научи нас светофор» Цель: Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора. Помочь Незнайке перейти дорогу. («Развитие игровой деятельности» стр. 129).

5. «Собери растение» Цель: Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений. («Сборник дидактических игр» стр. 12).

Индивидуальная работа

понедельник

Худ. тв-во (аппликация) «Елочки» Цель: Продолжать учить вырезать треугольники из квадратов; составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом внизу на листе бумаги, наклеивать треугольники (ветви ели) по убывающей величине.

Знакомство с моделями птиц.

А. Кандрашова «Наш доктор»

- «Птичья кормушка» - накопление опыта использования в речи предлогов у, около, за, перед, над, под .

Познание - Составление описательного рассказа «Птичья кормушка». Звуковая культура речи: звук ш Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш. , с. 45

Игра «Билеты в театр»

Л. Толстой «Котенок»

Отгадывание загадок – накопление опыта восприятия образных высказываний.

Тема : «Наши подарки зверятам» Учить проводить ритмичные ломанные линии.

Развивать зрительно – двигательную координацию движения руки.

Учить выполнять поделку из палочек по образцу.

Развивать пространственные представления и мелкую моторику.

Закреплять знания о птицах и животных.

Повышать эмоциональный тонус у детей.

Воспитывать усидчивость.

Познание (матем.) Прямоугольник Цель:

Игра-драматизация на ковролине « Птичья кормушка» - разв. диалог. и монолог. речи.

Игра «Прямоугольник и квадрат»

Игра «Прямоугольник и квадрат»(

Л Воронкова «Хитрый снеговик»

Худ. тв-во (Лепка) " Снеговик".Цель: Учить лепить фигуру снеговика из шаров.

Игра «Тропинка»

Е Михайлова «Что такое Новый год

Лото «Птицы».

Худ. лит. р. н.с. «Снегурочка»

Коммуникация –безопасность Что для чего? (Мы помогаем готовить) Цель: Расширить представление детей об овощах и фруктах как о продуктах питания; учить узнавать их, используя различные органы чувств. Закреплять умение соблюдать правила безопасности.

Худ. тв-во «Перчатки и котятки» Цель: Изображение перчаток (или «рукавичек») по своим ладошкам. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента (узора) на перчатках.

- «Кто лишний?» - развитие внимания и логического мышления.

Игра «Мост»

Обведи по точкам, узнай птицу и раскрась её.

Составление описательного рассказа о птицах с опорой на модели.

Перспективное планирование дидактических игр на 2 неделю декабря

Прогулка №1 «Наблюдение за птицами на участке детского сада»

Цели:

— учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу;

— развивать наблюдательность, память;

— воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Как вы помогаете птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

В серой шубке меховой,

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, но все же птица. (Воробей.)

Окраской — сероватая,

Повадка — вороватая,

Крикунья хрипловатая —

Известная персона. (Ворона.)

Не сидит она на месте —

На хвосте разносит вести. (Сорока.)

Трудовая деятельность

Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры

«Цветные автомобили».

Цели:

— учить соблюдать правила игры;

— по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга;

— различать цвета.

«Салки в кругу».

Цели:

— учить быстро действовать по сигналу воспитателя;

— закреплять навыки движения приставными шагами в разные стороны;

— воспитывать уважение друг к другу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Прогулка №2 «Наблюдение за уборочными машинами»

Цели:

— расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения;

— закреплять умение находить изображение машин по описанию;

— воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Бывает ли у дождика четыре колеса?

Скажите, как называются такие чудеса?

Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?

Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?

Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.

Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?

Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?

Трудовая деятельность

Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.

Цели:

— приучать к чистоте и порядку;

— вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?», «Догони».

Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.

Прогулка №3 «Наблюдение за голубями»

Цели:

— расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

— формировать реальные представления о жизни птиц.

Ход наблюдения

Известно с давних нам времен,

Что эта птица — почтальон.

Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

Как называют эту птицу?

Какого окраса она может быть?

Какого размера?

Голубь — перелетная птица?

Какую пользу приносят голуби?

Где они вьют свои гнезда?

Почему голубя называют почтальоном?

Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

Трудовая деятельность

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.

Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

Подвижные игры

«Догони голубя».

Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).

«Совушка».

Цель : учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Прогулка №4 «Наблюдение за строительной техникой»

Цели:

— закреплять и расширять знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя;

— воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель с детьми наблюдает за техникой, работающей на строительстве. Затем воспитатель загадывает детям загадку и организует беседу.

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он — станет гладко,

Будет ровная площадка. (Бульдозер.)

На что похож бульдозер?

Какая машина роет котлованы?

К нам забрался во двор крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук заменяет без лопаты.

Он копает — это... (экскаватор). Рассмотреть экскаватор. Основная его часть — ковш. Стальными зубами он врезается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в кузов грузовика — самосвала. Это самая сильная машина.

На углу подъемный кран,

Как великий великан

Носит плиты с кирпичом,

Помогает строить дом. (Кран.)

Каким образом он помогает?

Какие поднимает плиты?

Закрепить название всех машин, работающих на строительстве дома.

Трудовая деятельность

Помощь взрослым в посадке деревьев (подержать деревце, полить его после посадки).

Цель : показать пример уважительного отношения к труду и природе.

Подвижные игры

«У медведя во бору».

Цель: закреплять умение быстро двигаться по сигналу.

«Подбрось — поймай».

Цель: совершенствовать движения.

Индивидуальная работа

Ходьба по бревну.

Цель : закреплять умение держать равновесие.

Прогулка №5 «Наблюдение за почками тополя»

Цели:

— продолжать знакомство с деревьями на участке;

— формировать представления о том, что почка — домик для листочка.

Ход наблюдения

На ветках плоские комочки.

В них дремлют плоские листочки.

Что это за комочки?

Где почки находятся?

А как называется это дерево?

Какие части тополя вы знаете?

Какие еще деревья вам знакомы?

Что общего у тополя и березы?

Чем они отличаются?

Предложить детям рассмотреть почки на тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.

Что произошло с почками?

Какого цвета почка?

Что появляется из почек?

Какого цвета листочки?

Воспитатель загадывает детям загадку.

Эти маленькие бочки

Распечатает весна,

А пока в них спят листочки

И растут во время сна. (Почки.)

Трудовая деятельность

Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель : способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».

Цель : добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

Индивидуальная работа

Улучшение техники ходьбы по бревну.

Цель : закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Прогулка №6 «Наблюдение за трудом почтальона»

Цели:

— продолжать наблюдение за трудом почтальона;

— обогащать словарный запас за счет специфической лексики;

— воспитывать уважение к людям труда.

Ход наблюдения

Отметить, что сезонные изменения не отразились на работе почтальона.

Изменилась форма одежды?

Почему весной и осенью у почтальона сумка закрыта?

Почему почтальон работает в любую погоду?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цели:

— развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели;

— воспитывать чувство ответственности.

Подвижные игры

«Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».

Цели:

— развивать координацию движений;

— тренировать в умении выполнять действия с одним общим предметом;

— воспитывать выдержку и умение согласовывать свои действия с окружающими.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать двигательные способности и качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Прогулка №7 «Наблюдение за трудом шофера»

Цели:

— продолжать знакомство с работой шофера, названиями частей машины;

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Что это за машина?

Как называется человек, который ее водит?

Какие еще бывают машины?

В чем разница между грузовым и легковым автомобилем?

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от мусора.

Цели:

— формировать ответственное отношение к заданию;

— поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Воробушки и автомобиль».

Цели:

— развивать пространственную ориентировку;

— воспитывать самостоятельность в организации игры.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

Организуя такие наблюдения в течение года 1—2 раза в квартал, педагог воспитывает в детях уважение к людям труда, формирует готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда.

Дворник. При наблюдении за работой дворника в разное время года отмечается характер его труда, уточняются названия и предназначение его рабочего инвентаря. Воспитатель рассказывает о результатах и важности труда дворника для всех людей, предлагает помогать ему. Дворник включается в воспитательный процесс: демонстрирует трудовые навыки, помогает детям освоить их; окончив работу, благодарит всех за помощь.

Прачка. Периодически дети наблюдают за работой прачки. В этом случае сам процесс скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное чистое белье), но детям понятен смысл ее действий, так как процесс труда малыши могут наблюдать в домашних условиях, а в теплое время года воспроизводить в собственных игровых действиях. Почему белье нужно просушивать, где прачка развешивает белье, чем закрепляет на веревке, что потом будет с ним делать — все эти вопросы вначале взрослый задает, а потом уточняет каждый ответ детей, подчеркивая, что все благодарны прачке за ее труд.

Шофер. Детям интересна и понятна трудовая деятельность шофера, который управляет разными машинами (снегоуборочной, поливочной и т.д.). Интересно и его рабочее место, и то, как он управляет машиной. В ходе наблюдения детям становится понятен, очевиден результат его трудовых усилий.

Строитель . Наблюдения за его трудовой деятельностью проходят на значительном расстоянии от места стройки. Дети видят и понимают, какой груз привозят машины, как с помощью подъемного крана рабочие сгружают строительный материал, как возводят стены дома. Педагог лишь комментирует, уточняет, что строят, для кого строят. Затем дети слушают рассказ о содержании работы строителя, значимости ее результатов, которые несколько отдалены во времени, но все равно понятны детям. Воспитатель поясняет, зачем строителю каска, высокие сапоги, рукавицы.

Интересует детей труд взрослых и детей старших групп на огороде, у цветочной клумбы в теплое время года. Им доставляет удовольствие возможность включиться в общий трудовой процесс: весной сажать крупные бобовые растения, осенью собирать урожай. В теплое время года малыши помогают детям старших групп поливать растения.

Разные виды трудовой деятельности у людей разных профессий, смена обстановки (улица, хозяйственный двор, огород, цветник) активизируют познавательную деятельность, поддерживают стойкий интерес к наблюдениям на протяжении всего года. При каждом наблюдении происходит накопление ярких впечатлений, расширение словарного запаса, активизация мыслительных операций. Дети учатся видеть целесообразность четкой последовательности трудовых действий взрослого, например, пока дворник не подметет дорожки, он не будет собирать мусор и выбрасывать его в урну; прачка будет снимать только то белье, которое уже высохло; шофер поливает улицы при сухой погоде и т.д. Воспитатель помогает детям понять сезонность тех или иных трудовых действий: весной высаживают рассаду, сеют семена, а осенью собирают урожай.

В рассказе воспитателя постоянно звучит: труд приносит человеку радость, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы; люди гордятся результатами своего труда.

Екатерина Гузенко
Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)

Наблюдения на прогулке (средняя группа)

Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.

Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.

Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.

Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.

Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.

Сентябрь, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год.

2-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке. Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче.

3-я неделя: Отметить какие изменения произошли в природе с деревьями, красоту осенней окраски. Спросить. Какие краски стали проявляться в листве. П/и «Узнай дерево».

4-я неделя: Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.

1-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ярко светит с голубого неба, но греет уже не так, как летом.

2-я неделя: Наблюдение с веранды за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Загадки об осадках.

3-я неделя: Наблюдение за ветром. Отметить, что в пасмурную погоду часто дует ветер, и он холоднее, чем летом. Сделать несколько вертушек и поиграть с ними.

4-я неделя: Наблюдение за лужами. Рассмотреть, мутная или прозрачная вода. Опустить в воду деревянные, пластмассовые, металлические предметы, посмотреть, какие из них тонут.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за птицами. Они собираются в стаи, готовятся к отлету. Беседа о том, какие птицы от нас улетают осенью, а какие остаются.

2-я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев.

3-я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что дети знают о волке, чем волк отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходство и различие в строении животных.

4-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сбиваются в стайки. Их часто можно увидеть на клумбе, где они ищут зерна и насекомых. Загадки о птицах.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Работа на клумбе. Собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.

2-я неделя: Наблюдение за школьниками. В какую одежду они одеты, что у них в руках, с каким настроением они идут в школу. Прочитать стихотворение Михалкова «Первоклассник».

3-я неделя: Наблюдение за малышами, которые недавно пришли в детский сад. Как они себя ведут, почему некоторые плачут? Спросить, как сейчас ребята чувствуют себя в детском саду.

4-я неделя: Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Как изменилась одежда по сравнению с летом, почему?

Экскурсии, наблюдение за окружающим :

1-я неделя: Экскурсия к школе. Наблюдение за школьниками и учителями.

2-я неделя: Наблюдение за погодой. Расширять активный словарь детей. Попросить описать погоду, используя им. прилагательные.

3-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята. Д/и «Съедобное – несъедобное.

4-я неделя: Наблюдение за строительством нового дома. Рассмотреть подъемный кран, грузовики и другую технику. Спросить для чего нужны все эти машины на строительстве.

Октябрь, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья?

2-я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а, если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза.

3-я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян, закрепить названия деревьев.

4-я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была летом,и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения произошли в природе по сравнению с летом.

2-я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет превращаются в песок.

3-я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная, ветреная и т. д. расширять активный словарь детей.

4-я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах.

2-я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку. Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм.

3-я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди могут помочь зверям зимой? Загадки о животных.

4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?

Наблюдение за работой людей :

1-я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения. Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается?

2-я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов, убирают отцветшие растения, сорняки.

3-я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей машины (кузов, кабина, колеса).

4-я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут помочь в жизни людей.

1-я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться определить, что это за отпечатки.

2-я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили.

3-я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает?

4-я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светло-зеленая, у березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях.

Ноябрь, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать форму и окраску листвы.

2-я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные признаки деревьев.

3-я неделя: Наблюдение за сосной. Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. Спросить, какое дерево мы наряжаем на Новый год.

4-я неделя: Беседа об осени, осенних месяцах, приметах. Вспомнить и рассказать стихи об осени. Рассказать, что скоро наступит зима. Какие признаки зимы уже можно наблюдать?

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за ветром: сильный он или слабый, теплый или холодный. Попробовать определить направление ветра с помощью легкой ленточки.

2-я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение замечать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет.

3-я неделя: Наблюдение за почвой. Она твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подводить детей к пониманию взаимосвязи, что, если на улице холодно, то земля замершая.

4-я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Спросить, отчего на лужах образовался лед. Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за синицей. Рассмотреть ее окраску, послушать пение, подвести детей к выводу, что с наступлением морозов зимующие птицы перебираются поближе к жилищу человека.

2-я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее, спросить, какую пользу приносит людям кошка – домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное».

3-я неделя: Наблюдение на вечерней прогулке за луной и звездами. Обратить внимание, что сейчас рано темнеет, поэтому на небе можно увидеть и луну и звезды. Предложить посчитать звезды, можно ли это сделать?

4-я неделя: Беседа о диких животных. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они меняют в группах, коридорах батареи. Зачем это делается? Обратить внимание как тепло стало в группе, когда затопили батареи.

2-я неделя: Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду. Рассказать, что многие животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.

3-я неделя: Наблюдение за машиной «Скорой помощи». Рассмотреть ее отличительные особенности. Для чего нужна нам «Скорая помощь»? к кому нужно обращаться в случаи заболевания?

4-я неделя: Наблюдение за работой газонокосильщика. Он срезает косилкой пожухлую, сухую траву, стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение за дождем. Дождь мелкий, моросящий, холодный. Лужи высыхают медленно. Вспомнить, как хорошо было летом после дождя. Отметить основное состояние погоды осенью – пасмурно.

2-я неделя: Наблюдение за вертолетами. Обратить внимание, что летают военные вертолеты. Спросить, чем отличаются вертолеты от самолетов.

3-я неделя: Экскурсия к школьному стадиону. Посмотреть какой он большой. Рассказать, что на стадионе дети занимаются физкультурой и проводятся различные праздники.

4-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки, очистить оборудование от снега.

Декабрь, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Осмотр деревьев на участке.

Предложить вспомнить, как узнавали деревья летом и осенью, как можно узнать их сейчас? Предложить найти клен, березу, осину. Отметить их характерные особенности.

2-я неделя: После обильного снегопада, осторожно, чтобы не поломать ветки, стряхнуть с них снег. Объяснить, что в мороз ветки хрупкие и легко могут сломаться под тяжестью снега. Воспитывать бережное отношение к природе.

3-я неделя: Сравнить дерево и кустарник. Назвать их отличительные признаки. Дерево имеет один ствол, оно высокое. У кустарника много тонких стволов, он гораздо ниже дерева. Закрепить умение отличать дерево от кустарника.

4-я неделя: Рассказать о том, что зимой под снегом растениям тепло, поэтому хорошо, когда много снега. Предложить сгрести снег к деревьям и кустарникам и таким образом позаботиться о них.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Отметить красоту зимнего дня. Прочитать стихотворение Сурикова «Зима». Рассмотреть снежинки, послушать, как снег на морозе скрипит под ногами. Чем можно измерить глубину снега?

2-я неделя: Поставить в формочке воду, к концу прогулке вода замерзнет. Подвести детей к пониманию того, что лед – это вода, которая замерзла на холоде. Занести формочку со льдом в группу и понаблюдать, как лед тает.

3-я неделя: Отметить уменьшение продолжительности дня: поздно светает, рано темнеет. Подвести детей к пониманию того, что в начале зимы день очень короткий, солнце поздно всходит и рано заходит.

4-я неделя: Предложить измерить глубину снежного покрова палочкой – условной меркой. Развивать наблюдательность, умение сравнивать глубину снега в разных местах.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за синицами. Предложить послушать их мелодичное посвистывание. Рассказать, что птица так называется из-за звуков, которые она издает; зимой она прилетает к нам, чтобы прокормиться.

2-я неделя: Наблюдение за сороками и воронами. Рассмотреть следы на снегу. Определить внешний снег птиц по размеру, цвету, издаваемым звукам. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

3-я неделя: Наблюдение за кошками. Посмотреть на их игры (прыгают, бегают друг за другом). Рассмотреть их окрас. Рассказать о приметах, связанных с кошками. Если прячет нос – к холоду, катается – к теплу.

4-я неделя: Наблюдение за собаками. Бездомные собаки бегают стаями; их надо опасаться, так как они могут быть опасны. В стаи они добывают себе пищу. Рассказать, что некоторые дикие животные, например, волки, тоже живут стаями.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за овощехранилищем. В мешках, ящиках хранят фрукты и овощи, которые выдает кладовщик на кухню. Из этих продуктов ребятам готовят обеды и ужины.

2-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Зимой они убирают снег при помощи лопат, расчищают дорожки, для того, чтобы людям было удобней ходить. Лопатками прочистить дорожки на участке.

3-я неделя: Наблюдение за снегоочистительной машиной. Рассказать о том, что когда снега много, дворникам помогают снегоуборочные машины. Они убирают снег с дороги на обочину, затем грузовики увозят снег за город.

4-я неделя: Наблюдение за складом на складе хранят ненужные вещи, какие именно? Предложить подумать, что можно сделать со старыми ненужными вещами?

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Рассмотреть на снегу различные следы. Найти следы птиц, кошек, собак. Сделать на снегу отпечатки своих ботинок. Предложить угадать, где чей отпечаток.

2-я неделя: Пройтись вокруг детского сада, посмотреть какие изменения произошли с осени. Обратить внимание, что за детским садом снег менее утоптан.

3-я неделя: Наблюдение за лицами людей. Обратить внимание, что носы и лица людей красные от мороза, изо рта идет пар. Все одеты в зимнюю одежду, на руках – варежки.

4-я неделя: Игра с пузырями. Сделать специальный раствор и на улице попробовать сделать пузыри, которые на морозе застынут.

Январь, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки залиты жидким веществом.

2-я неделя: Спросить детей, почему зимой растения не растут, нет листьев, цветов. Закрепить понятие о том, что зимой нет условий для роста растений (холодно, мало света).

3-я неделя: Спросить, почему не погибают зимой многолетние растения (им тепло под снегом). Закрепить понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сидят на ветках стайками, нахохлившись, так им теплее. Насыпать в кормушку корм. Беседа о том, каких птиц мы можем увидеть в городе зимой.

2-я неделя: Рассмотреть следы на снегу. Обратить внимание на следы птиц и зверей. Попытаться понять, где чьи следы. Развивать наблюдательность, воображение.

3-я неделя: Спросить чем питаются зимующие птицы, почему они не улетают в теплые края (если дети не вспомнят, то напомнить, что некоторые птицы питаются только насекомыми).

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Измерить глубину сугробов в разных местах участка. Предложить подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более плотным слоем. Развивать умение логически мыслить.

2-я неделя: Наблюдение за снегом в разную погоду: в холодную и ветреную похож на крупу, в морозную – падает отдельными снежинками, в более теплую – хлопьями. Дать представление о том, что в разную погоду снег падает разный.

3-я неделя: Наблюдение за погодой стало еще холоднее, дуют холодные ветры. В ясный день воздух морознее, в пасмурный – теплее.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Обратить внимание, что дорожки детского сада расчищены, из снега сделана горка для ребят. Помочь залить горку.

2-я неделя: Наблюдение за транспортом. Беседа о правилах дорожного движения в период гололеда. Спросить, чем опасен гололед для транспорта и для пешеходов.

3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Зачем ей сирена, в чем заключаются ее функции. Как называются люди, которые тушат пожар.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Заморозить воду в формочках, сделать цветной лед. Уточнить знания о том, что вода на морозе застывает, превращается в лед. Закрепить знания о свойствах льда: скользкий, холодный, твердый, гладкий, прозрачный.

2-я неделя: Беседа о правилах поведения во время гололеда. Спросить, что можно сделать, чтобы гололед не мешал пешеходам.

3-я неделя: Пройти вокруг территории детского сада. Сравнить глубину снега и целостность снежного покрова на участках и на обратной стороне детского сада. Почему за детским садом снежный покров целее?

Февраль, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за тополем, за его веточками. Рассмотреть почки тополя. Предложить ребятам взять несколько веточек тополя и поставить в вазу с водой. Понаблюдать за раскрытием почек и появлением листочков.

2-я неделя: Предложить детям понаблюдать за травой около труб отопления. Есть ли там снег, какая почва, и не видно ли зеленой травы (если есть, то спросить, почему она растет именно там).

3-я неделя: Наблюдение за почками у осины. Они немного набухли, так как деревья ближе к весне просыпаются и набираются сил, чтобы порадовать нас зелеными листочками.

4-я неделя: Наблюдение за вербой. Рассмотреть цветущие почки вербы – они похожи на серые комочки. Дать детям потрогать их. Подобрать слова определения и сравнения.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение капели с крыш на солнечной стороне. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Беседа о правилах безопасности при появлении сосулек.

2-я неделя: Наблюдение поземки. Обратить внимание, что по дороге, как бы подметая несется снег. Это – поземка. Прочитать стихотворение Маршака «Февраль».

3-я неделя: Обратить внимание на снег. Он становится серым, оседает, сверху образовывается корочка – наст. Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений.

4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Они поднимается выше, его лучи светят ярче и уже несут тепло. Чувствуется приближение весны, но до тепла еще далеко. На смену теплым дням еще не раз придут холода.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Отметить ее окрас, отличительные особенности. Это животное, птица, рыба? Доказать. К каким животным – диким или домашним – относится кошка? Каких еще домашних животных знают ребята?

2-я неделя: Наблюдение за птицами у кормушки. Птицы стали оживленнее, больше летают, чирикают – чувствуют приближение весны. Уточнить, чем можно подкармливать птиц.

3-я неделя: Наблюдение за дубовиком. Рассмотреть птичку. Она серенькая, похожа на воробья, но больших размеров и с мощным толстым клювом. Он прилетел поближе к жилищу людей в поисках пищи и тепла.

4-я неделя: Наблюдение за воронами и воробьями. Сравнить их, выявить сходства и различия, доказать, что это действительно птицы.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой прачки. Она вывешивает постиранное белье. Беседа о том, в чем заключается ее работа. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей.

2-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Закрепить названия основных частей. Чем грузовые машины отличаются от лег7ковых и для чего они предназначены. Какие еще виды транспорта знают дети.

3-я неделя: Наблюдение за работой слесарей. Они чинят трубы отопления, чтобы в домах было тепло.

4-я неделя: Наблюдение за играми детей. В какие игры они играют на площадке. В какие игры можно играть зимой, а в какие нет, почему?

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя : Предложить детям заморозить воду в формочках для украшения участка. Формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое и, наоборот.

2-я неделя: Наблюдение за небом. В ясную погоду оно синее, яркое, а в пасмурную – серое, затянуто облаками.

3-я неделя: Беседа о насекомых. Что с ними происходит зимой, куда они прячутся и почему.

4-я неделя: Наблюдение за домами. Предложить детям посчитать этажи в близлежащих домах. Из чего они построены. Какие еще материалы можно использовать при строительстве домов.

Март, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Чем они отличаются от цветов, травы. Обратить внимание, что у дерева один ствол и много веток.

2-я неделя: Наблюдение за горшечными растениями в группе и на улице. Как чувствуют себя растения на улице (плохо: им холодно, нужно тепло и полив).

3-я неделя: Наблюдение за прошлогодней травой. Какая она (сухая, пожухлая? На солнечном месте найти первую травку.

4-я неделя: Наблюдение за молодой травкой. Ее можно найти возле труб отопления, стен домов. Разгрести прошлогоднюю листву и посмотреть, пробивается ли молодая травка.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Беседа о зимних и весенних приметах. Обратить внимание, что сейчас только первые дни весны. Можно ли сказать, что весна вступила в свои права, почему нет?

2-я неделя: Наблюдение за ветром: сильный или слабый, по каким приметам можно понять, что ветер сильный

(слабый, затихает или усиливается, теплый или холодный. Как люди прячутся от ветра?

3-я неделя: Наблюдение за землей. Рассмотреть землю на клумбе после таяния снега (земля черная, влажная, холодная, ее еще нельзя вскапывать, рано высаживать растения). Посмотреть, подсыхает ли она в течение дня.

4-я неделя: Наблюдение за песком. Стало теплее, песок отогревается, и можно уже играть в песочнице. Песок еще влажный, хорошо лепить куличики.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за кошками. Какого бывают окраса, чем питаются, кто их кормит дома, в детском саду. Как надо обращаться с этими животными?

2-я неделя: Наблюдение за собакой, рассмотреть окрас, характерные признаки, сходства с другими животными. Спросить, как надо относиться к животным. Повторить правила обращения с животными.

3-я неделя: Наблюдение за голубями. Улетали ли они от нас зимой? Покормить их хлебом. Назвать отличительные признаки птиц.

4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Летом их много, а сейчас они только просыпаются. Откопать немного земли и попытаться найти личинку насекомого.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Зачем надо убирать мусор, чем мы можем помочь, с помощью каких инструментов дворник убирает территорию.

2-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Изменилось ли что-нибудь в одежде ребят и взрослых, с чем это связано, почему мы одеваемся еще тепло, прячем ушки и надеваем рукавички.

3-я неделя: Наблюдение за работой грузчиков. Кто помогает разгружать машины, привезшие в детский сад продукты, мебель. Легкая или тяжелая это работа?

4-я неделя: Наблюдение за работой плотника. Отнести ему кукольный шкафчик. Спросить, что чинит плотник в детском саду, какими инструментами работает?

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Какие машины заезжают на территорию детского сада, зачем? Что перевозят на грузовых машинах?

2-я неделя:

3-я неделя: Экскурсия к прачечной. Познакомить с работой прачки, рассмотреть обстановку. Посмотреть на свою одежду, чистая или нет. Спросить, кто заботится о чистоте одежды.

4-я неделя: Наблюдение за дорогой. Зачем нужны дороги. Какие правила надо соблюдать при переходе через дорогу.

Апрель, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за почками на деревьях. На разных деревьях почки набухли в разной степени. Значит и листики появятся не одновременно.

2-я неделя: Наблюдение за травой. Обратить внимание, что зеленой травки стало больше, она вытянулась. Можно увидеть возле домов одуванчики.

3-я неделя: Наблюдение за всходами на клумбе. Обратить внимание, что какие-то цветы взошли хорошо, а какие-то только показались.

4-я неделя: Посев семян в землю. Взрыхлить почву не повреждая побеги многолетних растений.

Наблюдение за неживой природой :

1-я неделя: Наблюдение за небом. Есть ли на небе тучи. Какая погода, пасмурная или ясная. Какого цвета небо, облака. Загадать загадки о небе, тучах, дожде.

2-я неделя: Наблюдение за дождем. Прочитать стихотворение «Дождик, дождик, пуще…». Рассмотреть большие и маленькие лужи. Посмотреть, как в них отражается солнце, небо.

3-я неделя: Наблюдение за солнцем. Солнце уже высоко стоит на небе и теплее греет. Темнеет с каждым днем все позже.

4-я неделя: Наблюдение за погодой. Тепло на улице или холодно. Обратить внимание, что с теплом появилась и травка и первые листья на деревьях.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за сорокой. Рассмотреть ее окраску, послушать стрекотание. Доказать, что сорока – это птица.

2-я неделя: Наблюдение за кошкой, охотившейся на птиц. Посмотреть, как она пригибается и ползет по земле к добыче. Спросить, кто еще так охотиться.

3-я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть их строение, как они ползут друг за другом, несут веточки, останки насекомых в свои домики.

4-я неделя: Наблюдение за вороной. Вспомнить потешку: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…»рассмотреть окраску. Рассказать, как они строят гнезда.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой прачечной. Рассмотреть белье, которое сушится на веревке. Вспомнить, как стирали белье на занятии, что для этого надо.

2-я неделя: Наблюдение за мусоровозом. Рассмотреть машину, которая вывозит мусор. Зачем нужно вывозить мусор, что надо делать, чтобы на улицах было чисто.

3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Спросить, какую одежду мы надеваем в середине весны, почему? Что может с нами случиться, если мы будем продолжать носить зимнюю одежду.

4-я неделя: Наблюдение за работой пожарных. В каких случаях приезжает пожарная машина, во что одеты пожарные. Они проверяют работу гидранта в детском саду. Вспомнить правила поведения в случае пожара.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение за лужами на участке. Почему они образовались? Можно ли лазить в воду руками, разбрызгивать воду, почему?

2-я неделя: Наблюдение за землей на клумбе. Граблями убрать прошлогодние листья, попробовать вскопать грядки.

3-я неделя: Наблюдение за домами. Они бывают одноэтажные и многоэтажные. Спросить, кто в каком доме живет, на каком этаже? Знают ли дети название улицы и номер дома. предложить посчитать этажи и подъезды в домах.

4-я неделя: Наблюдение за почками черемухи. Отметить, что скоро появятся листики. Сравнить с почками на других деревьях.

Май, средняя группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть цветы, их расцветку, форму. Рассказать, почему они так называются. Обратить внимание, что пока листья не видны, они появятся позже.

2-я неделя: Наблюдение за всходами нарциссов на клумбе. Обратить внимание, как они выросли рассмотреть семена календулы и бархоток, посеять их на клумбе. Спросить, какие садовые цветы знают дети.

3-я неделя: Наблюдение за листьями черемухи. Вспомнить, что несколько недель назад на деревьях были только набухшие почки. Найти еще деревья с набухшими почками, сережками или листочками.

4-я неделя: Наблюдение за кедром. Рассмотреть его хвою, рассказать о полезных свойствах этого растения. Сказать, что кедры специально посадили для озеленения территории.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за почвой на клумбе. Вскопать небольшой участок. Какого цвета земля, что встречается (корешки, камни, кусочки глины? Высадить рассаду и полить ее.

2-я неделя: Наблюдение за ветром (сильный или слабый, холодный или теплый). Если ветер сильный, можно изготовить вертушку и поиграть с ней.

3-я неделя: Наблюдение за камнями. Найти камни разных размеров и цветов, рассмотреть их. Для чего они могут пригодиться? Собрать камни в ведерко для дренажа при посадке растений.

4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Обратили ли ребята внимание, что сейчас рано светлеет и поздно темнеет. Подобрать слова определения к слову «солнце».

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за дождевыми червями. Они живут под землей, выползают на поверхность во время дождя. Они одинаковы с двух сторон.

2-я неделя: Наблюдение за зябликом. Рассмотреть окраску птицы, ее размеры. Спросить, на какую птицу он похож (на воробья). Зяблики прилетают к нам весной, они пугливы и близко к человеку не подлетают.

3-я неделя: Наблюдение за насекомыми: мухами, комарами. Нравится ли ребятам, что появились мухи и комары, почему? Какую пользу они могут принести?

4-я неделя: Наблюдение за пауком, его паутиной. Для чего он плетет паутину, чем питается, сколько у паука лап? Вспомнить сказку Чуковского «Муха – Цокотуха».

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за детьми разного возраста. Сравнить рост детей младшей и старшей групп, их речь. Сравнить рост взрослых и детей. Какими ребята хотят стать, когда вырастут?

2-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Он убирает мусор, чтобы было чисто. Рассмотреть его спецодежду. Предложить подумать, почему она такая яркая. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

3-я неделя: Наблюдение за работой воспитателей и помощников воспитателей. В чем заключается работа каждого из них? Знают ли дети, как зовут других воспитателей?

4-я неделя: Наблюдение за школьниками, их одеждой. Рассмотреть, как одеты ребята, выпускники. Рассмотреть портфели, что в них может лежать? Что можно и нужно брать с собой в школу, а что следует оставить дома?

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение за школой, рассмотреть здание, посчитать сколько в ней этажей, кто там учится. Спросить, зачем ходить в школу, хотят ли сами ребята пойти в школу, когда подрастут?

2-я неделя: Наблюдение за следами на песке. Рассмотреть следы сороки, собаки, людей. Как ребята узнали, где чьи следы? Сделать отпечатки разными предметами и предложить угадать, отпечатки каких предметов видят ребята.

3-я неделя: Экскурсия за территорию детского сада. Приучать детей ходить парами. Рассказать, для чего это необходимо. Спросить, можно ли самостоятельно выходить за территорию детского сада, чем это опасно?

4-я неделя: Беседа о том, как можно провести лето, в какие игры играть. Побуждать детей к высказыванию своего мнения.