Наблюдение за работой взрослых. Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Валентина Подпорина
Ознакомление детей с трудом взрослых - средство нравственного воспитания. Из опыта работы
«Труд становится великим воспитателем , когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников , приоткрывает всё новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство»
В. А. Сухомлинский
С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку . На конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых , раскрывать богатство человеческих отношений в труде .
Знакомя дошкольников с трудом взрослых , я использую разнообразные методы и приёмы. Для создания положительного отношения и привычки к труду , важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых , непосредственное соприкосновение с их трудом . Воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.
В нашем дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых . В этом труде явно выражен его собственный характер. Поэтому необходимо создавать такие ситуации, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых .
Здесь возможны различные пути :
1 путь – пока детям разнообразного труда взрослых и объяснения их значения
2 путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей .
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых , научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду .
Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться , работать добросовестно , тщательно.
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей . Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых , работающих в детском саду , активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков , определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого , а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых . Производимого при детях или совместно с ними.
В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала , о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути :
Приближение к труду взрослых ;
Приближения работы взрослых к детям ;
Совместная деятельность взрослых и детей .
Первый путь широко проектируется в нашем детском саду- это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых . Наблюдения. Организованные посещения кухни, кабинета мед. сестры, прачки и т. д. детям показывают процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.
Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение : они уточняют представления детей , пробуждают любознательность , интерес к деятельности взрослых , способствуют выработке положительного отношения, уважения к их т руду.
Признавая ценность специальных наблюдений труда , их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям .
Труд , который систематически и естественно протекает на виду у детей , обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым .
Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном его использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие . Поэтому в самом начале дать пример ля подражания. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии. Я обращаю внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость.
Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку- труженику я создаю положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду .
Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. В младшей группе я не только ставлю перед ребёнком конкретную цель, но и стараюсь сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании был нагляден и понятен.
Уже в младшем возрасте я начинаю знакомить детей с трудом окружающих их людей и приучаю выполнять простые поручения. Однако дети трёх лет ещё слишком малы, чтобы их отношение к чему- либо было достаточно чётким и стойким. Поэтому на прогулке обращаю внимание детей на здание детского сада, на высокое красивое здание школы- всё это построили строители. Говорю о том, как похорошела улица после того, как мы, взрослые , озеленили её – посадили много деревьев, цветов.
Работу по формированию у детей представлений об общественной значимости труда взрослых я начинаю с младшего дошкольного возраста и осуществляю её на основе конкретных жизненных примеров (няня моет посуду, стелет детям постель; повар готовит вкусный обед) .
Очень рано дети начинают проявлять интерес к труду взрослых , копируя их действия, забрасывая нас вопросами : «Что ты делаешь? Для чего это нужно? Покажи, как это получается» . Дети стараются вникнуть в суть действий, стремятся помочь старшим.
Необходимо поддерживать и развивать интерес ребёнка к труду взрослых , организуя с этой целью целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен , труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают , уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых , и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.
Работая с детьми младшего школьного возраста, работу организую так , чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному влиянию , видах труда взрослых . Эти наблюдения провожу во время экскурсий к месту труда работников детского сада , а позднее в ходе экскурсий за пределы детского сада.
Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают наблюдения как работает мама , бабушка, воспитатель , няня, медицинский работник , повар, шофёр.
Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно : она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Провожу занятие «Рассказ » .
Поэтому с самых первых дней пребывания детей в группе использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала :
Как чисто и красиво в нашей группе!
Кто же так всё убрал?- Это наша няня – Вера Алексеевна убрала в группе.
Ребята, давайте скажем ей «Спасибо» .
Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях .
Аналогично проводится наблюдение за работой мед . сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде ребята вместе с воспитателем реализуют в игре : лечат кукол, делают уколы.
Задача по ознакомлению с каждым видом труда решается в повседневной жизни : в наблюдении за трудом взрослых , при чтении художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций.
Так организуя наблюдение за трудом водителя , который привозит продукты в детский сад, я знакомлю с ним детей , то есть создаю обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз, дети здороваются с ним. Читаю стихотворение Б. Заходер «Шофёр»
При организации наблюдений за трудом взрослых я каждый раз продумываю приёмы, которые помогут сформировать положительное отношение к человеку- труженику. Приёмы эти разнообразны :
Общая беседа;
Подключение детей к деятельности взрослых ;
Чтение тематического произведения.
Провожу занятия :
1. «Рассказ воспитателя о труде взрослых »
2. «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя »
3. «Рассказ воспитателя о труде машиниста »
Читаю детям стихотворение «Мчится поезд» , играем в дидактическую игру «Поезд»
Наблюдение за трудом взрослых по уборке участка организую со всей группой в течении года. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада; что дворник пользуется метлой, лопатой. При наблюдении обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо подмёл дорожки, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки обращаю внимание детей на то , чтобы они не ссорили на участке, показываю, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминая, как дворник трудился , убирая участок. Зимой также наблюдаем с детьми за работой дворника . Дети идут на прогулку на заранее расчищенный от снега двор, видит как дворник разгребает дорожки от снега.
Это дворник расчищает дорожки лопатой, сгребает снег. Предлагаю ребятам помочь – сгребать лопатками снег.
Знакомя малышей с трудом тех людей , которые непосредственно работают в детском саду и которых дети хорошо знают. В процессе беседы использовала стихи Б Заходера «Шофёр» , А. Кардошовой «Наш доктор» (в отрывках) . Дети быстро их запоминают, благодаря художественным произведениям малыши узнают о том. что доктор- добрый, заботливый человек, он помогает детям, если они заболеют. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шофёров, врачей, воспитателей много . Они трудятся в разных местах .
Основной вид деятельности детей младшего возраста- игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания к труду , уважения к человеку- труженику.
Играя в детский сад, дети берут на себе роли няни, воспитателя . Отношение к труду в младшей группе не должно ограничиваться наблюдением. Оно может проявлятся в поступках, в деятельности, в стремлении к самостоятельности.
Основная установка воспитательного процесса в младшей группе : мы учимся всё делать сами. Вместе с воспитателем малыши могут принять участие в работе взрослых : помогать дворнику -выносить листья с участка, собирать урожай выращенной моркови. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от самой работы , удовлетворение от её результатов. Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека.
В младшей группе начинается ознакомление с трудом родителей . В индивидуальных беседах я выясняю и уточняю представления о труде . Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей , отношение родителей к своей работе . Знали, что когда родители устают, им надо помогать. Читаю стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине» .
В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада . Кроме того, разрабатывается ещё несколько тем :
1. «Знакомство с работой воспитателя »
2. «Знакомство с трудом инструктора по физическому воспитанию ».
3. «О том, как трудятся наши мамы и папы »
4. «Знакомство с работой музыкального руководителя»
5. «О труде людей транспортных профессий» .
6. «Знакомство с трудом врача » .
В средней группе тема : «Знакомство с трудом людей в детском саду» предполагает более широкое программное содержание : уточнение знаний детей о работе воспитателя и музыкального руководителя. Планируется экскурсия на кухню, ознакомление с другими видами бытового труда взрослых .
Уточнение представлений о содержании работы сотрудников детского сада обогащает игры дошкольников. Играя в «Детский сад» , ребята берут на себя роли музыкального руководителя, воспитателя , няни.
В игре «Музыкальное занятие» ребята берут на себя роли воспитанников воображаемого детского сада, и эта игра ещё больше сближает их, объединяет общим интересом.
Уточнение представлений о труде людей непременно должно сочетаться с воспитанием желания помогать взрослым . В нашем детском саду таких возможностей много. Ребята помогают дворникам убирать территорию детского сада, помогают няне, выполняют отдельные поручения воспитателя .
Тема «О труде людей , работающих на транспорте ». С работой шофёра дети знакомились ещё в младшей группе. в средней группе эти знания расширятся и углубятся. Кроме того, ребятам можно рассказать о труде лётчиков . Осуществляется знакомство с профессиями, работающих в авиации . Этот опыт используем для развития у детей интереса к труду лётчиков . Дети рассматривают иллюстрации, картины, на которых изображены лётчики, бортпроводницы, механики. Об отдельных профессиях рассказываю детям подробнее, вызывая у них желание брать на себя соответствующие роли в дидактических играх : «Что кому нужно для работы ?» , «Кто потрудился ?» , «Кто, что делает?» .
После того, как дети потрудились с трудом хлеборобов , водителей, воспитателей , врачей и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, я стараюсь раскрыть общественную значимость труда взрослых , воспитываю уважение к людям любой профессии.
С детьми старшей группы проводила развлечение «Урожай собирай» , «Хлеб -всему голова!» .
Любознательность , интерес к окружающему, которые особенно ярко проявляются у детей шести лет , позволяют углублять их знания о труде , воспитывать положительное отношение к трудящему человеку , желание помогать взрослым , самостоятельно трудиться , бережно относиться к результатам труда .
В течении года в старшей группе планировала несколько воспитательно - образовательных тем, помогающих уточнить и расширить представления детей о труде людей в городе и селе. О взаимосвязи различных видов труда .
Это темы :
«О труде хлеборобов » ;
«О тех кто делает машины» ;
«О труде Художника » ;
«О труде строителей » ;
«О людях, работающих на транспорте » ;
«Профессия космонавт» .
В средней группе я рассказывала детям о результатах труда хлеборобов . В старшей знакомила дошкольников с процессом выращивания хлеба. При этом моя задача не только расширять и углублять представления детей , но и воспитывать уважение к труженикам полей, бережное отношение к хлебу. Для закрепления знаний о сельскохозяйственном труде проводились занятия по темам :
«Хвала рукам, что пахнут хлебом!»
«Откуда хлеб пришёл»
«Хлеб – всему голова!»
Знания, полученные на экскурсиях в поле, во время сева, появление первых всходов, в период урожая уточняются в детском саду на занятиях, в играх детей , развлечениях.
В таких дидактических играх. Как «Собери урожай» , «Кем быть?» , «Кто потрудился ?» , «От зёрнышка до булочки» .
С детьми старшей группы провожу беседу о экскурсии в поле так, чтобы дети не только вспомнили весь процесс выращивания хлеба, но ещё раз пережили те ощущения радости и удивления. Которое они испытали на поле. Проводила тематический концерт : «Хлеб всему голова!»
На обобщённом занятии предлагаю детям создать коллективный рисунок «Хлеборобы» , при этом каждый ребёнок изображает определённый эпизод : трактор пашет землю, люди собирают урожай. Свои знания и представления дети отражают в различных играх : «в шофёров» , «в комбайнеров» , «в трактористов» . Очень содержательно и увлекательно проходит игра «Жатва» . Здесь дети берут на себя роли механизаторов, работников столовой , библиотекарей.
Тема «О труде строителей » очень актуальна, так как труд строителей широко распространен и в городе и селе. Современный размах строительства просто поражает! Красивые дома с удобными квартирами, офисы и магазины, театры и стадионы, гостиницы и бассейны. Не каждый из нас выбрали профессию строителя. Но все мы были великими строителями в детстве и сегодня, наши дети строят трогательные домики из песка, дворцы из кубиков. Строгие сооружения из лего.
Моя задача – организовать систематическое наблюдение за работой людей этой профессии, воспитывать у детей желание быть похожими на строителей, подражать им. Дети отражали это в дидактической игре : «Кто построил этот дом?» , «Чья одежда?» , «Как настоящие строители» .
Тема «О людях работающих на транспорте »
Дети старшей группы уже знают, что к этому понятию относятся профессии железнодорожника, лётчика и т. д. Все эти люди перевозят людей, грузы, выполняют очень нужную работу .
В процессе работы даю детям представление о труде лётчика , вызываю интерес к этой профессии, желание подражать в дидактической игре : «Самолёты» , содействовать развитию воображения в процессе строительства самолёта. Поощряю любознательность , стремление расширить некоторые географические знания в связи с «полётами» , которые будут совершаться.
Экскурсия, наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений, пословиц, поговорок. Загадывания загадок, рассказы воспитателей , родителей обогатили представления детей о труде взрослых . Имея эти представления, дети стали осознавать , что их родители производят продукты, необходимые всем людям, что их труд почётен . За хорошую, добросовестную работу людей ценят и уважают. У детей появился интерес к трудовой деятельности взрослых .
В работе с родителями даю нужные рекомендации по воспитанию детей к труду взрослых .
Проводила беседы на темы :
1. «Трудовое воспитание ребёнка в семье » ;
2. «Воспитание уважения к труду взрослых » ;
3. «Уважение к труду- воспитание в труде »
При подготовке и просмотре открытых развлечений активно привлекаю родителей. Рекомендую художественную литературу : Трутнева Е. «Золотой дождик» , Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер» , Маршак С. «Почта» , «Пожар» , Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи , детского сада. а позднее и школы.
Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты , которые проявлялись бы в бережном отношении детей к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.
Муниципальное автономное дошкольное
Янгантауский детский сад
конспект тематической прогулки
Выполнила:
воспитатель
Туктарова И. А.
с, Янган-Тау
2015
Наблюдение за трудом дворника
Цель: Способствовать развитию у детей знаний о труде взрослых через структурные компоненты прогулки.
Программное содержание
1. Закреплять знания детей о профессиях.
2.Совершенствовать словарный запас.
Развивающие задачи:
1.Способствовать умению наблюдать за работой дворника.
2.Расширять представления о труде взрослых.
3.Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.
1. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
2. Воспитывать стремление к порядку и чистоте.
Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность.
Методические приемы
1.Загадки.
2.Сюрпризный момент.
3.Вопросы поискового характера.
4.Использование наглядности.
5.Проблемная ситуация.
6.Хоровые и индивидуальные ответы.
7.Поощрение активности и самостоятельности.
Предварительная работа
1.Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Профессии».
2.Беседа о профессиях работников детского сада (кастелянша, повар, помощник воспитателя, сторож, плотник, дворник).
3.Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»
4.Предварительная беседа с дворником о предстоящей прогулке.
Материал к занятию.
1.Письмо от дворника.
2. Инвентарь, соответствующий детям по возрасту (лопатки, веники, тележка, корзина).
3.Картинки к загадкам.
4. Мяч для игры.
Ход прогулки
Действия воспитателя:
Действия и ответы детей:
На скамейке веранды лежит конверт, на котором написано: «Для тех, кто любит трудиться».
Ребята, вы любите трудиться?
Значит это письмо для нас. Посмотрим, что же в нём.
Здесь загадка, послушайте её и отгадайте.
Он с утра пораньше встанет,
Веник в руки возьмет,
И дорожки подметёт.
Кто это?
Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник»?
Я предлагаю вам выучить стихотворение про дворника.
Встанет дворник на заре,
Всё очистит во дворе
И кусты обрежет сам.
Красота на радость нам!
Ребята, в конверте лежат загадки, они вам подскажут, какие инструменты для работы нужны дворнику.
Загадки
Стоят в один ряд
Острые пальчики.
Цап-царапки,
Подбирай охапки.
В огороде и в саду
Я работу ей найду.
У меня в ладонях сжата,
Чтобы землю рыть…..
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится.
Молодцы. А сейчас я вас приглашаю познакомиться с нашим дворником и посмотреть, как он трудится.
Дети вместе с воспитателем подходят и наблюдают за работающим дворником.
Что делает дворник на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для своей работы?
Какую работу выполняет дворник осенью?
Нужна ли работа дворника людям и природе?
- Ребята, вы правильно всё рассказали о труде дворника. На территории детского сада всегда чисто и красиво.
Как мы можем помочь дворнику?
Предлагаю вам пройти на свой участок и помочь нашему дворнику в уборке территории детского сада.
Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Дети по указанию воспитателя подметают дорожку на участке, сгребают листья в кучу, собирают палки и ветки, накладывают их в тележку.
Ребята, вы молодцы. Давайте уберем инвентарь на место и поиграем в игру.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых.
Ребята, вы сегодня много рассказали о труде взрослых, о том, что необходимо в их работе. Отгадывали загадки, читали стихотворение, помогали дворнику. Вам было интересно?
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ловишка»
Подвижная игра «Ловишка».
Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом.
Да.
Я маме люблю помогать.
Дворник.
От слова: двор
Дети повторяют текст за воспитателем.
Грабли.
Лопата
Метла
(Если дети затрудняются с ответами, показываю картинку)
Дворник подметает дорожки вокруг детского сада.
У него в руках метла (веник), и мусор он кладет в тележку.
Подметает, сгребает листья, убирает палки и ветки с участка.
Да, нужна. Потому что, когда дворник работает, то становится чище.
Потому что дворник убирает мусор с площадок.
Мы можем на своем участке подмести.
Собрать листья в одну кучу.
Убрать палки и ветки в тележку дворника.
Дети идут на свой участок и разбирают инвентарь.
Дети убирают грабельки, лопатки, корзинку в шкафчик.
Дети встают вокруг воспитателя, ловят мяч, отвечают на вопрос.
Да, интересно.
Список использованной литературы:
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа. – Москва: ТЦ Сфера, 2008
Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Продолжать развивать у детей умение слушать литературное произведение, понимать его содержание. Углублять представления детей о жанре рассказа. Учить оценивать характер и поступки героев.
Перспективное планирование по организации и проведении прогулок на декабрь месяц Задачи:
1Укреплять физическое и психическое состояние ребенка.2Развивать речь детей, наблюдательность, внимание, память.
3Способствовать желанию помогать взрослым, трудиться.4Воспитывать взаимопомощь , дружеские отношения в коллективе
Вид деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Наблюдение за неживой природой (погода) | Морозный солнечный денек. Формировать представления у детей о зиме. | Наблюдаем за ветром. Познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга» | Наблюдаем за снегом. Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопад. | Знакомимся со свойствами льда. Познакомить с сезонным явлением – гололед, со свойствами льда. |
Наблюдение за растительным миром | Закреплять знание названий деревьев | Сравнить елочку с березкой. Учить видеть отличительные признаки. | Объяснить, что веточки деревьев хрупкие, ломаются. Учить относиться бережно. | Укрываем деревья снегом. Учить детей ухаживать за деревьями в зимнее время. |
Наблюдение за животным миром | Зимующие птицы. Закрепить знания о зимующих птицах. | Зимующие птицы. Сформировать желание заботиться о живых существах. | Как животные готовились к зиме? Понаблюдать за кошкой (шерстка стала гуще, поджимает лапки ит. п.). | Собака. Её повадки. (бегает, лает ит. п.) |
Наблюдение за трудом взрослых | Воспитывать уважение к труду взрослых. | Наблюдение за работой дворника. Формировать желание помогать взрослым. | Наблюдение за работой дворника. Повторить знание инвентаря дворника для уборки снега. | Наблюдение за работой дворника. Познакомить с трудовыми действиями дворника: метет, сгребает, чистит дорожки. |
Экскурсия, целевая прогулка | 1.Прогулка по пр. Макеева. Понаблюдать вместе с детьми за приметами наступившей зимы, закрепить умение детей отличать дерево от куста. Воспитывать наблюдательность, эстетические чувства. | 2. Прогулка к «птичьей столовой». Понаблюдать вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм, затем начинают подлететь к кормушке и т. п.) | 3. Прогулка к елочке. Полюбоваться заснеженной красавицей – ёлочкой, напомнив детям, чем отличаются сосна и ель. Вспомнить о том, что скоро праздник. | 4. Прогулка по улицам города. Понаблюдать за тем, как украшены магазины, улицы города к Новому Году. |
Игровые упражнения | Ходьба по ограниченной поверхности. | Прыжки с места в длину | Метание снежков. | Скольжение с горки. |
Трудовые действия | Постройка горки | Чистим дорожки от снега | Сгребание снега в кучу. | Расчистить ледяную дорожку. |
Игровые ситуации | Кукла Катя хочет кушать, чем её накормить? | У лисички нет домика. – учить строить домик из снега, развивать речь. | С/р игра «Дом» - развивать умение играть дружно, распределять роли между собой. | С/р игра «Дочки – матери» - понаблюдать за отношением детей к «дочкам» - куклам. |
Игры с природным материалом | «Составь узор» - составить узор из цветных льдинок. | Рисование на снегу палочкой. | «Выложи сам» - выкладывание снежинки из палочек и веточек. | «Составь узор» - составление узора из цветных льдинок. |
Подвижные игры | 1. «Салочки – выручалочки». Приучать быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. 2. «Поймай хвост». Учить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. | 1. «Ловишки с ленточками». Тренировать в беге врассыпную, учить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации. 2. «Чок –чок, каблучок». Учить прятаться и сидеть тихо, пока педагог не позовет ребят. | 1. «Маленькие ножки». Учить образовывать круг, не держась за руки, повторять движения и слова. 2. «Ровным кругом». Учить образовывать круг, держась за руки, водить хоровод то в одну сторону, то в другую. | 1.Дед Мороз. Прививать умения выполнять характерные движения. 2. «Под елкой заинька сидит». Учить детей повторять действия и слова за педагогом. Учить убегать, не толкаясь. |
«Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают). | «У каждой ветки свои детки» (с еловыми шишками, с сосновыми шишками). | «Угадай, кто кричит?» | «Что Наташа услышала на прогулке?» |
Беседы по Формирование экологической культуры в средней группе на декабрь месяц
Внедрение а повседневную деятельность |
||
«Здравствуй, Зимушка, зима!» | Учить различать смену времён года (выпал снежок, появился лёд на лужицах, деревья покрыты инеем).Закреплять знания свойств льда и снега. | Сравнение дуба и берёзы, ели и тополя. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Беседы: «Пришла настоящая зима».
(Цель: расширить представления детей о сезонных представлениях, и их влиянии на жизнь растений, животных; выявить свойства снега после снегопада, закреплять «Какие птицы зимуют с нами? » (Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами; расширять знания детей о жизни птиц зимой; закреплять умение различать и называть птиц, прилетающих на участок). |
«Подкормка птиц зимой». | Учить наблюдать за птицами; Поддерживать интерес к событиям около кормушки; воспитывать желание помогать им, подкармливать. |
|
«Зима». И. Суриков | Закреплять знания о зиме; представления о хвойных деревьях, их особенностях. |
|
«Ёлка». А. Барто |
||
«Белая снежинка». | Знакомить со свойствами снега, закреплять знания о признаках зимы,; учить видеть красоту природных явлений |
|
«Снежная баба». | Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, и их влиянии на деятельность людей. |
Беседы:. Здоровье. Безопасность. Социализация на декабрь месяц
Здоровье. | Безопасность. | Социализация |
Слух, гигиена слуха»
| «В подъезде Дать детям знания о том, что нельзя входить в лифт с незнакомыми людьми и как вести себя в ситуации, когда незнакомец идёт за ребёнком | Д/и «Грязи - нет! И пыли - нет!»
|
Непосредственная образовательная деятельность на декабрь месяц
Понедельник | Музыка | Художественное творчество(Конструирование/аппликация) Конструирование «Елочки» , с.87 «Придумай постройку сам» . с.65 |
Вторник | Коммуникация(Развитие речи) «Вот снеговик!»(обучение рассказыванию Составление описательного рассказа «Птичья кормушка». Чтение и обсуждение произведения В. Катаева «Цветик-Семицветик». Занятие-диспут по произведению Б. Заходера «Хрюша на ёлке». С. Михалков «Про девочку которая плоха кушает», «Как у нашей Любы» р. н.с. «Зимовье» р. н.с. «Снегурочка» В. Сутеев «Елка» Художественное творчество (рисование) «Украшение пригласительных билетов» , с.77 «Перчатки и котятки» , с.64 «Морозные узоры» (зимнее окошко) , с.66 «Снеговики в шапочках и шарфиках» Лыкова И. А, с.78 |
Индивидуальная работа |
||||
понедельник | Худ. тво (конструирование) Сарай цель: Детям предлагают построить сарай для различных по величине животных (каждому ребенку дается одна игрушка). | - «Назови снег по - другому» - подбор однокоренных слов, активизация словаря. А. Барто «Мы с Тамарой…» | Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему. | Составление описательного рассказа «Зима», развитие навыков |
Коммуникация «Вот снеговик!» Закреплять сезонные признаки;знакомить со свойствами снега(обучение рассказыванию). , с. 45 ПДД Рассматривание картины"Наша улица»/тротуар, мостовая | Сравнительное наблюдение «грузовой, пассажирский транспорт» «Что полезно для зубов, а что вредно?,: «Что полезно для зубов, а что вредно?, | Д. И. «Времена года» - накопление опыта использования речи-доказательства Е. Чарушин «На нашем дворе» (Корова. Коза. Собака. Кошка. Утка. Курочка) | Чтение стихов о зиме – накопление опыта использования образности в речи. |
|
Познание (матем.) Пара Цель: Уточнить понимание детей значение слова «пара» как дух предметов, объеденных общим признаком; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя | Сюжетно-ролевая игра «Транспорт и светофор" Беседа «Почему болят зубы?» Игра «Собираемся на каток, С. Маршак «Это – снежная страница», «Вьюга снежная пурга…» | - «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» - разв. внимательности. Игра «Собираемся на каток |
Тема: «Земледельцы» Продолжать учить рисовать раскручивающиеся и закручивающиеся спирали, проводить длинные прямые линии. Закреплять основные цвета. Развивать ассоциативное мышление. Развивать внимание. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
|
Здоровье К. Люцис «Азбука здоровья»-стр.32-33; Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно держать ее и хранить. Показать приемы чистки зубов. Познакомить с профилактикой кариеса. С работой врача –стоматолога Худ. тво (тестопл.) Кудрявые ёжики. Цель: Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». | Д. И. «Времена года» - разв. коммуникативных навыков. Игра «Подбери лыжи» Заучивание С. Дрожжина «Улицей гуляет…» | П/и."Поезд» Практикум «Берегите зубы» Игра «Холодно» |
||
Худ. лит. р. н.с. «Зимовье» Коммуникация –безопасность Фрукты на прилавках магазинов Цель: Расширять представление детей о фруктах и садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду; устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода. Худ. тво (рисование) «Украшение пригласительных билетов» Цель: Побуждать детей использовать опыт, приобретенный ими в работе с гуашевыми красками. | Беседа: «Зачем человеку зубы?» Игра «Найди варежку» | Беседа«Когда нужно идти к зубному врачу?» Игра «Найди пару» | «Семья слов» - подбор однокоренных слов к слову зима |
Перспективное планирование дидактических игр на1 неделю декабря
(Программа Васильевой Т. С.)
1. «Помоги зверушкам»
Цель: Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место. («Развитие игровой деятельности» стр. 126).
2. «Лошадки в цирке»
Задачи: Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок. («Развитие игровой деятельности» стр. 127).
3. « Кто что любит»
Задача: Закреплять представления детей о животных – обитателях животного уголка и уходе за ними. Накормить обитателей живого уголка. («Развитие игровой деятельности» стр. 128).
4. «Научи нас светофор» Цель: Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора. Помочь Незнайке перейти дорогу. («Развитие игровой деятельности» стр. 129).
5. «Собери растение» Цель: Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений. («Сборник дидактических игр» стр. 12).
Индивидуальная работа |
||||
понедельник | Худ. тв-во (аппликация) «Елочки» Цель: Продолжать учить вырезать треугольники из квадратов; составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом внизу на листе бумаги, наклеивать треугольники (ветви ели) по убывающей величине. | Знакомство с моделями птиц. А. Кандрашова «Наш доктор» | - «Птичья кормушка» - накопление опыта использования в речи предлогов у, около, за, перед, над, под . |
|
Познание - Составление описательного рассказа «Птичья кормушка». Звуковая культура речи: звук ш Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш. , с. 45 | Игра «Билеты в театр» Л. Толстой «Котенок» | Отгадывание загадок – накопление опыта восприятия образных высказываний. | Тема : «Наши подарки зверятам» Учить проводить ритмичные ломанные линии. Развивать зрительно – двигательную координацию движения руки. Учить выполнять поделку из палочек по образцу. Развивать пространственные представления и мелкую моторику. Закреплять знания о птицах и животных. Повышать эмоциональный тонус у детей. Воспитывать усидчивость. |
|
Познание (матем.) Прямоугольник Цель: | Игра-драматизация на ковролине « Птичья кормушка» - разв. диалог. и монолог. речи. Игра «Прямоугольник и квадрат» | Игра «Прямоугольник и квадрат»( Л Воронкова «Хитрый снеговик» |
||
Худ. тв-во (Лепка) " Снеговик".Цель: Учить лепить фигуру снеговика из шаров. | Игра «Тропинка» Е Михайлова «Что такое Новый год?» | Лото «Птицы». |
||
Худ. лит. р. н.с. «Снегурочка» Коммуникация –безопасность Что для чего? (Мы помогаем готовить) Цель: Расширить представление детей об овощах и фруктах как о продуктах питания; учить узнавать их, используя различные органы чувств. Закреплять умение соблюдать правила безопасности. Худ. тв-во «Перчатки и котятки» Цель: Изображение перчаток (или «рукавичек») по своим ладошкам. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента (узора) на перчатках. | - «Кто лишний?» - развитие внимания и логического мышления. Игра «Мост» | Обведи по точкам, узнай птицу и раскрась её. | Составление описательного рассказа о птицах с опорой на модели. |
Перспективное планирование дидактических игр на 2 неделю декабря
Прогулка №1 «Наблюдение за птицами на участке детского сада»
Цели:
— учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Какого они размера?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как птицы заботятся о своем потомстве?
Как вы помогаете птицам?
Какую пользу приносят птицы?
Каких еще птиц вы знаете?
В серой шубке меховой,
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, но все же птица. (Воробей.)
Окраской — сероватая,
Повадка — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона. (Ворона.)
Не сидит она на месте —
На хвосте разносит вести. (Сорока.)
Трудовая деятельность
Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Цветные автомобили».
Цели:
— учить соблюдать правила игры;
— по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга;
— различать цвета.
«Салки в кругу».
Цели:
— учить быстро действовать по сигналу воспитателя;
— закреплять навыки движения приставными шагами в разные стороны;
— воспитывать уважение друг к другу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Прогулка №2 «Наблюдение за уборочными машинами»
Цели:
— расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения;
— закреплять умение находить изображение машин по описанию;
— воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Бывает ли у дождика четыре колеса?
Скажите, как называются такие чудеса?
Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?
Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?
Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.
Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?
Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?
Трудовая деятельность
Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.
Цели:
— приучать к чистоте и порядку;
— вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Кто самый меткий?», «Догони».
Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.
Прогулка №3 «Наблюдение за голубями»
Цели:
— расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;
— формировать реальные представления о жизни птиц.
Ход наблюдения
Известно с давних нам времен,
Что эта птица — почтальон.
Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.
Как называют эту птицу?
Какого окраса она может быть?
Какого размера?
Голубь — перелетная птица?
Какую пользу приносят голуби?
Где они вьют свои гнезда?
Почему голубя называют почтальоном?
Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.
Трудовая деятельность
Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.
Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.
Подвижные игры
«Догони голубя».
Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).
«Совушка».
Цель : учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Прогулка №4 «Наблюдение за строительной техникой»
Цели:
— закреплять и расширять знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя;
— воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель с детьми наблюдает за техникой, работающей на строительстве. Затем воспитатель загадывает детям загадку и организует беседу.
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он — станет гладко,
Будет ровная площадка. (Бульдозер.)
На что похож бульдозер?
Какая машина роет котлованы?
К нам забрался во двор крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук заменяет без лопаты.
Он копает — это... (экскаватор). Рассмотреть экскаватор. Основная его часть — ковш. Стальными зубами он врезается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в кузов грузовика — самосвала. Это самая сильная машина.
На углу подъемный кран,
Как великий великан
Носит плиты с кирпичом,
Помогает строить дом. (Кран.)
Каким образом он помогает?
Какие поднимает плиты?
Закрепить название всех машин, работающих на строительстве дома.
Трудовая деятельность
Помощь взрослым в посадке деревьев (подержать деревце, полить его после посадки).
Цель : показать пример уважительного отношения к труду и природе.
Подвижные игры
«У медведя во бору».
Цель: закреплять умение быстро двигаться по сигналу.
«Подбрось — поймай».
Цель: совершенствовать движения.
Индивидуальная работа
Ходьба по бревну.
Цель : закреплять умение держать равновесие.
Прогулка №5 «Наблюдение за почками тополя»
Цели:
— продолжать знакомство с деревьями на участке;
— формировать представления о том, что почка — домик для листочка.
Ход наблюдения
На ветках плоские комочки.
В них дремлют плоские листочки.
Что это за комочки?
Где почки находятся?
А как называется это дерево?
Какие части тополя вы знаете?
Какие еще деревья вам знакомы?
Что общего у тополя и березы?
Чем они отличаются?
Предложить детям рассмотреть почки на тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.
Что произошло с почками?
Какого цвета почка?
Что появляется из почек?
Какого цвета листочки?
Воспитатель загадывает детям загадку.
Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна. (Почки.)
Трудовая деятельность
Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.
Цель : способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.
Подвижные игры
«Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».
Цель : добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.
Индивидуальная работа
Улучшение техники ходьбы по бревну.
Цель : закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.
Прогулка №6 «Наблюдение за трудом почтальона»
Цели:
— продолжать наблюдение за трудом почтальона;
— обогащать словарный запас за счет специфической лексики;
— воспитывать уважение к людям труда.
Ход наблюдения
Отметить, что сезонные изменения не отразились на работе почтальона.
Изменилась форма одежды?
Почему весной и осенью у почтальона сумка закрыта?
Почему почтальон работает в любую погоду?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели:
— развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели;
— воспитывать чувство ответственности.
Подвижные игры
«Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».
Цели:
— развивать координацию движений;
— тренировать в умении выполнять действия с одним общим предметом;
— воспитывать выдержку и умение согласовывать свои действия с окружающими.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать двигательные способности и качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Прогулка №7 «Наблюдение за трудом шофера»
Цели:
— продолжать знакомство с работой шофера, названиями частей машины;
— воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Что это за машина?
Как называется человек, который ее водит?
Какие еще бывают машины?
В чем разница между грузовым и легковым автомобилем?
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от мусора.
Цели:
— формировать ответственное отношение к заданию;
— поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым
Подвижные игры
«Мы — шоферы», «Воробушки и автомобиль».
Цели:
— развивать пространственную ориентировку;
— воспитывать самостоятельность в организации игры.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель : совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
Елена Чаус
Беседа «Наблюдение за трудом помощника воспитателя» (младшая группа)
Цель : дать детям представление о работе помощника воспитателя , вызывать уважение к труду взрослых .
Ход проведения
Ребята, как зовут помощника воспитателя ? Правильно, Антонина Николаевна. Расскажите, что она делает? (Ответы детей) . Антонина Николаевна трудится целый день . Благодаря ей, у нас всегда чисто и красиво, а еще она приносит нам еду, помогает одеваться и раздеваться.
В нашей групповой комнате очень чисто . Посмотрите внимательно на подоконники, полки с игрушками, полы. Какие они? Что сделала Антонина Николаевна, пока мы гуляли? (Ответы детей) .
Ребята, давайте пройдем в спальную комнату. Здесь тоже очень чисто, кровати аккуратно застелены, воздух свежий. Кто это сделал? Что делает Антонина Николаевна? (Ответы детей) .
А как вы думаете, в раздевальной комнате у нас тоже чисто? (Дети и воспитатель проходят в раздевальную комнату, обращают внимание на то, что везде чисто, нет пыли, все аккуратно расставлено). Кто навел порядок и все чисто убрал? (Ответы детей) .
Ребята, давайте пройдем в умывальную комнату. Посмотрите, как сияют чистотой раковины. Кто это сделал? Что сделала Антонина Николаевна? (Ответы детей) . Какие у нас полотенца? (Чистые) . А какие были? (Грязные) . Что сделала Антонина Николаевна с полотенцами? (Ответы детей) .
Дети, расскажите, какая наша Антонина Николаевна? Что она делает? Чем убирает? (Ответы детей) . (Педагог подводит детей к пониманию того, что необходимо всегда оказывать помощь Антонине Николаевне ).
Воспитатель и дети делают вывод : нужно благодарить помощника воспитателя за заботу и поддерживать чистоту, чтобы облегчить ее труд , вытирать ноги у порога, сразу ставить обувь в шкафчик, чтобы не оставлять грязные следы. Дети благодарят Антонину Николаевну за ее труд .
Скоро обед. Кто нам приносит обед, расставляет тарелки, чашки, хлебницы, раскладывает ложки? Что берет Антонина Николаевна, когда идет за обедом? Что она одевает? (Ответы детей) . Давайте попросим Антонину Николаевну показать нам, как она это делает.
После прихода с кухни помощник воспитателя показывает детям , что у нее в кастрюлях, рассказывает, как она будет раздавать обед.
Во второй половине дня дети наблюдают , как помощник воспитателя готовит все для полдника. После полдника воспитатель помогает детям развернуть игру в «помощника воспитателя » .
Публикации по теме:
Беседа «Чтобы не было пожара» (вторая младшая группа) Цели: познакомить детей с понятием "пожарная безопасность", убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности; формировать.
Беседа-наблюдение «Городские цветы» (старшая группа) Цель: закрепить знание детей о знакомых цветах на нашем участке (тюльпан, нарцисс, пион, ирис). Рассказать о новом цветке – георгине. Развивать.
Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Наблюдение за кошкой» (младшая группа) Задачи: Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к животным Развивающие: -развивать способность создавать «образ» кошки -упражнять.
Конспект ООД по познавательному развитию во 2 младшей группе «Профессия воспитателя и помощника воспитателя» Цель: Поддерживать желание детей познавать окружающий мир. Образовательные задачи: Познакомить детей с профессиями воспитателя и помощника.
Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.