Какие праздники отмечают украинцы в декабре

"Варвара праздник вороватый, его празнавать надо, чтобы не украл у тебя кто-то да что-нибудь. Например, лиса чтобы кур не воровала, - говорит 69-летняя Любовь Коваленко из села Смяч Щорского района на Черниговщине. - Ничего и не делают в этот день: не шьют, не вышивают, не стирают, мужики дрова не рубят. Празднуют, потому что если не будешь, то так поделает тебе, что и не учуешь, с какой стороны".

На Варвару вареники всегда делали, хоть и крепко бедно жили. И сейчас лепят вареники под этот день. У нас делают вареники на сыворотке или на перекваше - по-вашему на кислом молоке. В пост на воде делали пресное тесто. Соли туда, соды добавляют. Начиняют вареники грушами сухими. Их кипятком распарить надо, хвостики и носики выбросить, на машинку смолоть и смешать с рисовой или пшеничной кашей. А еще их начиняют грибами с картошкой, пшенной или гречневой кашей. Варят в кипящей воде или в печи выпекают".

Запеченные в печи на соломе вареники называют сущики. Их запекали и до золотистой хрустящей корочки. В один клали монету. Тому, кому этот сущик достанется, на протяжении года будет везти и у него будут водиться деньги.

На Варвару обязательно, чтобы были вареники на столе, - утверждает и 62-летняя Валентина Вивчаренко из села Галево Чернухинского района на Полтавщине. - Тесто такое делаем, как на пироги. Лепим их здоровыми, как колхозный вареник. Начинка постная, потому что на Варвары приходится как раз половина рождественского поста. Начиняем капустой, картошкой, маком, ягодами из компота.

Вареники в Украине также готовили из ржаной, пшеничной, гречневой муки, а в карпатских селах - из ячменной и овсяной.

Когда-то девушки собирались на вечерницы на Варвару, лепили каждая себе вареник, бросали в кипяток и смотрели: чей вареник первым всплывет, та заранее замуж пойдет, - рассказывает Валентина Вивчаренко. - А еще каждая обозначит свой вареник, сложат в миску и угощают ребят. Вот кто мой вареник ухватил, тот будет уже мне и пара. Чтобы над парнями посмеяться, девушки начиняли вареники то свеклой, то морковью, а то и перцем.

О полесском варенике-"бугае" рассказывала в 1999-м тогда 61-летняя София Ющенко , переселенка из чернобыльского села Стечанка:

У нас каждая девушка для своего парня лепила вот такой здоровый вареник, где-то сантиметров 25. Ему делали такую морду, рожки из теста, и хвостик такой из теста тоже делали. И так уже набивают в вареник тот фасоли, гороху, а тогда кладут для шутки соли или клочья. А какой парень уже возьмет и откусит, вот тогда смеху было!

В языческие времена вареники наделяли магической способностью способствовать росту и размножению всего живого. Их варили в тот день, когда рождался теленок или ягненок - чтобы были пышными, как вареники. С маком и изюмом носили на посещения к женщине-роженице. Желали:

Чтобы была такая полная, как этот вареник. Чтобы рожала детей, как здесь изюму.

От Варвары до Рождеств а нужно отдавать долги

Варварин день открывает цикл последних в году праздников.

Счетаетса, что сегодня, 17-го, - Варки, а назавтра, 18-го, - Савки, а они мать и отец святому Николаю, который будет 19 декабря, - говорит 69-летняя Любовь Коваленко из села Смяч Щорского района на Черниговщине. - Вот вон и говорит: "Не так празднуйте меня, как моих мать и отца". А Анны - 22 числа - это уже будет последний праздник в этом году.

Ночь на 22 декабря - самая длинная в году. На Анны приходится зимний сонцеворот: дни постепенно становятся длиннее, а ночи -короче.

До Варвары день уменьшается, а ночи удлиняются, - добавляет подруга Любви Коваленко 74-летняя Анна Стародубец . - А после Варвары трое суток на месте постоит, а тогда день добавляется на воробьиный скок, или еще говорят, на маковое зернышко. Ну и приговаривают: "Варвара ночь уравала, Сава дня дабавил, а Николай их гвоздем пригвоздил".

От Варвары до Рождества не нужно браться за новую работу, а лучше заканчивать старую и отдавать долги. А еще верили, что кто проспит на Варвару, будет целый год сонливым.

Под день великомученицы Варвары вечером срезали веточку с вишни, ставили в воду и задумывали желание. Если она до Нового года зацветет - желаемое сбудется, если же засохнет - нет.

18 декабря Православная церковь почитает память святого Саввы, жившего на территории Палестины примерно в V веке. Появился на свет преподобный в 439 году в семье благочестивых христиан. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отца по долгу службы отправили в Александрию, а он остался на попечении родного дяди. Савва стал послушником в монастыре. По возвращению родителей он отказался покидать стены монастыря, и в 17 лет был подстрижен в монахи.

На протяжении 10 лет Савва прожил в монастыре, где без устали постился и молился. Потом на 5 лет он решил полностью уйти от мирской жизни и затвориться в пещере. После смерти Евфимия, который был его наставником, монах решил поселиться неподалеку от обители Герасима Иорданского. Постепенно к Савве начинают ходить ученики, и образуется Великая Лавра. Он получает знак свыше и устраивает внутри пещеры церковь. Своими молитвами преподобный исцелял людей, наставлял на путь истинный, помогал избавиться от бесов.

Саввин день: приметы, традиции и обычаи

18 декабря древние славяне отмечали Саввин день, на протяжении которого было не принято ходить по гостям. Люди собирались дома в кругу семьи. Был введен запрет на женские работы.

Согласно поверью, в этот день нельзя ругаться людям, держащим лошадей, иначе это дурно скажется на скотине. Ещё верили, что тот, кто в этот день посватается, будет с любимой до конца дней жить и не тужить.

Из примет можно выделит такие:

  1. Работать на Савву грех.
  2. Если в семье в этот день кто-то умрёт, то в течение года смерть ещё одного члена семьи с собой заберет.
  3. Беременным в этот день мыть голову нельзя, иначе у ребёнка память плохая будет.
  4. Если за окном мороз, а белочки свои гнёзда покидают и на землю спускается, то будет оттепель.
  5. Услышать пение снегиря – к снежным заносам и вьюге.
  6. Если на замерзших окнах снег потихоньку тает, то скоро потеплеет.
  7. Огонь в печи красный – будет стужа лютая.
  8. Если дым столбом, то будет мороз, развивается в разные стороны – к ненастью, стелется по земле – к снегу.

Человек, рождённый 18 декабря, по гороскопу Стрелец. Эти люди обладают сильным и волевым характером, отличаются трудолюбием. В качестве талисмана им подходит хризоберилл, помогающий привлечь внимание любимого человека, удачно заключить сделку и быстро решать сложные вопросы.

Видео: житие Саввы Освященного (день памяти 18 декабря)

Вмц. Варвары и мц. Иулиании.

При. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанна, еп. Поливотского. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского.

17 декабря - Варвара

В народную культуру образ святой Варвары проник из жития, которое, видимо, было составлено после канонизации великомученицы, но изначально включило в себя элементы агиографической легенды, изобилующей мифологическими мотивами.

Согласно житию и легендам, Варвара была дочерью египетского богача Диоскора, жившего в Гелиополе во времена «Максимилиана нечестивого». Красота, целомудренность и богатство Варвары привлекали много достойных женихов, но она всем отказывала, ибо втайне от семьи стала христианкой. Заточенная отцом-язычником в высокую башню, она велела строителям пробить в ней не два окна, как им было приказано, а три, что символизировало «исповедание веры в Троицу»; в самой башне юная христианка низвергла установленных по велению отца языческих идолов. Узнавший об этом Диоскор пытался разубедить дочь и вернуть ее в лоно язычества, но, взбешенный ее упорством, сам отправил Варвару в тюрьму, где она, подвергаясь жестоким пыткам, продолжала настаивать на истинности христианского учения. Тогда отец собственноручно отрубил ей голову, за что тотчас был испепелен молнией. Насколько известно, Варвара приняла мученическую смерть около 306 года. Спустя два столетия мощи ее были перенесены в Константинополь. Здесь в ее честь был построен великолепный храм, давший название целому кварталу. В храме Святой Варвары спасались как в убежище обличенные в преступлениях и подлежащие наказанию по закону.

Возможно, и поэтому на Западе в народе существует убеждение, что святой Варваре дана благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.

В XII веке дочь византийского императора Алексия Комнина — Варвара, вступая в брак с русским великим князем Святополком II (Михаилом Изяславичем), перевезла мощи своей святой покровительницы в Киев, где они покоятся во Владимирском соборе.

Итак, Варвара почитается спасительницей от неожиданной смерти, от опасности умереть без причащения, защитницей от тяжелых, мучительных болезней, а на иконах изображается с алавастром для причастия в руках. Основание этому находим и в житии святой, где рассказывается, что в тюрьме, испытав тяжкие мучения, Варвара получила «утешение и подкрепление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно данного ей причастия». Идя на казнь, Варвара молилась, обращаясь к Господу: «О Царь, услышь меня, рабу Твою, и подай благодать Твою всякому человеку, который будет воспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему болезнь внезапная и смерть нечаянная да не похитит его». Во время этой молитвы послышался голос с неба, обещавший исполнить просимое.

Даже в конце XX века деревенские жители Поветлужья старались начинать каждый день обращением к святой: «Варвара Великомученица, от напрасной смерти спаси, перед смертью меня причасти!» [Ветлуж. сторона, 186]. Жители Рязанского края, рожденные в конце XIX — начале XX столетия, знали молитву к великомученице Варваре, которую читали, если перед смертью у них не было возможности причаститься.

День памяти святой Варвары отмечается в декабре, когда на большей части России господствует зима с лютыми морозами, ветрами и снегопадами, и это, конечно же, во многом определило бытовое, крестьянское отношение к самой великомученице.

На Варвару зима дорогу заварит (заварварит).

Варвара мосты мостит.

К Варварину дню зима дорогу заварит, мосты мостит.

На Варвару зима ложится — утверждают распространенные поговорки.

Действительно, почти повсеместно в России уже с начала декабря устанавливается настоящая зима. Но, по народным представлениям, именно с Варвары заметно усиливаются морозы. Придет Варвара, заварварят и морозцы ,— говорят на Рязанщине. Не случайно в разных местах (преимущественно на северных и среднерусских территориях) бытует выражение: Трещит (идет) Варюха — береги нос да ухо! И если Варвара «заваривает» зимнюю погоду, то последующие дни памяти святого Саввы Освященного (18 декабря) и Николы чудотворца (19 декабря) продолжают и завершают начатую Варварой работу.

Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит (закует).

Варвара мостит, Савва вострит, а Никола гвоздит.

Варвара заварит, Савва заломит, Никола загвоздит.

Варвара заварит, Савва поправит, а Никола гвоздем забьет.

Подобного рода приговорки зафиксированы практически повсеместно в России. Близки им белорусские и украинские присловья.

Следует отметить, что народные метеорологи с днем святой Варвары связывали не только полное вступление зимы в свои права, но и маленькое, едва ощутимое увеличение светового дня:

Варвара (Варюха) ночи урвала — дня приточала.

Варвары ночи на куриный шаг урвали.

Саввы-Варвары ночи урвали.

Правда, В. И. Даль резонно расценивал это как нетерпеливое ожидание, своего рода «подгонку солнцеворота», который чаще приурочивали ко дню Спиридона-поворота (25 декабря), но который на самом деле имеет место лишь на Рождество — 25 декабря по старому стилю.

Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила восприятие Варварина дня как начала праздничного периода, как время гульбы, праздности, не всегда оправданной, однако очень понятной. Еще В. И. Даль зафиксировал в своем Толковом словаре глаголы «варварить» и «саввить», определив их через синонимы «кутить, гулять, пить». В подтверждение он привел распространенные народные выражения: Просаввилась ecи, проварва- рилась ecи и Лучше не саввить и не варварить, а пониколитъ (пояснение Даля к этому выражению: «Так приговаривая, мужик бил жену свою за праздники, от которых она осталась без рубахи»). Фразеологизмы: У него то Саввы, то Варвары; Сегодня — Саввы, а завтра Варвары; Она просаввилась, проварварилась — получили статус поговорок и печатались во многих пословичных сборниках [например, Даль. Послов., 253, 254] или превратились в ходячие языковые формулы.

Между тем известно, что Никольщина, праздновавшаяся в течение нескольких дней, нередко начиналась как раз со дня святой Варвары. В «Материалах для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», изданных П. В. Шейном, читаем: «Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служат Николыцину; тогда приносят в дома свои образа из церкви, служат молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, Власию, Николаю чудотворцу, освящают воду и вместе с тем служат панихиды по умершим родственникам».

Наряду с полушутливыми выражениями, относящимися к тем, кто отлынивал от работы, начиная праздновать до законного срока (дня святого Николая), существовали и серьезные запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день нерабочим времяпровождением, что вытекало из осмысления великомученицы Варвары как строгой святой, покровительницы женских ремесел, помощницы в родах.

Так, сибирский народный календарь именует Варвару «мучильницей», а день ее памяти почитается прежде всего беременными женщинами.

Из традиционных женских занятий Варвара покровительствовала главным образом прядению. Чтобы святая не оставила своими милостями женщин-рукодельниц, последние особенно строго соблюдали в день ее памяти узаконенные традицией правила и запреты, связанные с нитью и тканью. Нельзя было в Варварин день прясть, иначе она веретенами заколет ослушниц или напустит в избу змей; запрещалось шить, иначе куры не будут нестись.

Варваре приписывалась таинственная связь с водой. Чрезвычайной популярностью в Переславском районе Ярославской области до сих пор пользуется местная святыня — «Варварин ключ», известный более 200 лет. Здесь записано большое количество фольклорных текстов — пересказов жития, повествований о чудесном явлении иконы святой Варвары, о целебных свойствах воды из упомянутого источника, о возникновении самого ключа, о случаях, когда святая помогала страждущим, исцеляла больных и пр. На Варварин день в селе Купань, где находится святой родник, устраивалась «большая церковная служба, после которой все шли на родник за водой; в этот день она приравнивалась по своим качествам к Крещенской».

Варвара, имеющая отношение к воде и через нее к миру предков, наделялась способностями управлять болезнями, выступать в качестве целительницы.

Действительно, повсюду, где зафиксирован развитый культ святой Варвары, встречаются сведения об обращении к ней в надежде избавиться от болезней и частые упоминания о том, что Варвара, рассердившись, может наслать любую болезнь.

И. П. Калинский, описывая славянские поверья и обычаи дня святой Варвары, вспоминает о житии великомученицы, напечатанном при акафисте, составленном киевским митрополитом Иосафом Кроковским, где речь идет о якобы имевшем место в XVII веке случае, воспринятом как чудо. «В Киеве господствовала повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству святой Варвары обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих стенах».

Говоря о культе святой Варвары, невозможно обойти вниманием и сугубо языковой фактор, безусловно оказавший большое влияние на формирование и закрепление многих представлений, обычаев, соотнесенных народной традицией с днем памяти этой святой.

«Варвара» переводится с греческого как «иноземка». Наделение племен, народов, не принадлежащих греко-римской цивилизации, одним названием — варвары — с вкладываемым в это слово понятием грубости, примитивности, некультурности, наивности, привело к тому, что во всех европейских языках именно эти значения и оказались закрепленными за словом «варвар», оттеснив первоначальное достаточно нейтральное значение «иноземец», «чужестранец».

Варвара, героиня христианской агиографии, сполна вобрала в свой образ те смыслы, которые до настоящего времени вкладываются в понятие «варварство». Пожалуй, слишком прозрачная этимология имени святой предопределила характеристику ее как суровой, строгой на расправу, тесно связанной с болезнями, смертью, мучениями, с пряжей — «нитью жизни».

Не случайно именно с Варвары ждут сильных морозов, что в свою очередь послужило толчком к созданию глагола «варварить» («заварварить»), то есть сделать что-то очень основательно, круто изменить. Другая форма производного от Варвары глагола — «проварварить» — обозначала не просто праздновать, но праздновать лихо, без удержу, пренебрегая правилами приличия и разумными пределами.

Сегодня ночью святой Николай Чудотворец заглянет в каждый дом, где живут дети, и положит им под подушку подарочек. Пряники, конфеты, игрушки, книжки и другие гостинцы получат и послушные ребятишки, и озорники. Последние, правда, могут обнаружить рядом с подарком еще и «рiзочку» — напоминание о том, что в следующем году нужно вести себя хорошо, не шалить и подтянуть оценки в школе.

В Украине Николай Чудотворец всегда был наиболее почитаемым святым. Наши предки называли святителя своим заступником, покровителем моряков и путешествующих. К нему обращались люди, попавшие в беду, нуждающиеся, он помогал и в болезнях, и в быту, и в самых трудных, порой отчаянных ситуациях. Поэтому день святого Николая, 19 декабря, всегда считался большим христианским праздником.

Накануне дня святого Николая, 18 декабря, отмечаются именины Саввы . В отличие от «женского» праздника Варвары (17 декабря), день памяти Саввы Освященного считался мужским. Этот святой, родившийся в Палестине, с восьми лет жил в монастыре. Повзрослев, принял постриг, а через некоторое время пошел в Иорданскую пустыню, где основал несколько монастырей. Он также создал Иерусалимский устав, который до сих пор используется в православных церквах. Святой Савва был прозорливым, творил чудеса, по его молитвам люди исцелялись от разных недугов.

Именины Саввы обычно справляли весело, шумно, с юмором, причем не только дети, но и взрослые. Так, мальчиков, отмечавших день ангела 18 декабря, приятели сначала в шутку таскали за уши, а затем, положив на лавку кожух и усадив не него именинника, все вместе трижды поднимали его вместе с лавкой к потолку. За поздравления и старания шумную компанию полагалось угостить пирогами-варениками.

«Миколайчики»

Для приготовления потребуется: 1 яйцо, 1 ст. ложка меда, 1 стакан сахара, 1 ч. ложка соды, гашенной уксусом, 50 г маргарина или масла, 2 ст. ложки сметаны, 2 стакана муки, 1 ст. ложка растительного масла, три яичных белка для глазури, 300 г сахарной пудры, 3 ст. ложки какао. Замесить тесто из муки, сметаны, яйца, меда, сахара, соды, маргарина (масла) и растительного масла. Месить, пока масса не станет однородной и гладкой. Затем сформировать колобок и поместить его в холодильник на час. Охлажденное тесто раскатать слоем толщиной в полсантиметра и вырезать формой печенье. Силуэт Николая можно вырезать ножом. Печенье выпекается в течение пяти минут в горячей духовке. Пока остывает, можно приготовить глазурь. Белки трех яиц взбивать, постепенно добавляя сахарную пудру, пока не получится довольно густая масса, которой удобно рисовать. Затем следует отделить часть глазури в другую посуду и добавить какао. На остывшее печенье наносим кисточкой рисунки белой и шоколадной глазурью: рисуем бороду Николая, глаза, нос, кафтанчик, варежки и сапожки.

Ну, а взрослые именинники устраивали шуточный обряд, который назывался «похорон Савки». Мужчины приглашали на обед родственников и соседей и во время постной и вместе с тем сытной трапезы говорили:

«Савка вмер, бо слабий був,

Жiнку бив, бо дурний був.

Ой, вип`ємо по чарочцi!

Заспiваймо по Савочцi!»

Эти слова должны были избавить именинника от недостатков, очистить от пороков, оставив их в прошлом, «похоронив». Впрочем, не забывали в этот день и о молитве. Утром Саввы обязательно ходили в церковь, чтобы исповедоваться, причаститься и попросить у Бога здоровья и благополучия на весь год.

В день Саввы обычно бывают снегопады и метели. «Варвара снiгом стелить, Сава завiрюхою загладжує, а Микола морозом давить», — говорили в старину люди.

А на следующий день (19 декабря) православные и грекокатолики отмечают праздник Николая-угодника . Начиналось все на рассвете. Первым вставал хозяин дома, чтобы засветло обойти свое подворье. Считалось, что если его кто-нибудь опередит, то в следующем году семью может постигнуть несчастье — потеря кормильца. Мужчина шел в хлев, кормил скотину и приговаривал: «Дай, Боже, добрий день, щоб худобонька здорова була та я з своєю жоною». Остальные домочадцы не поднимались с постели, доки батько не повернеться.

Когда отец заходил в хату, все семья начинала собираться в храм на праздничную службу. Поскольку в Украине много церквей святителя Николая, часто в селах и городах в этот день отмечались и храмовые праздники. Пропустить литургию было большим грехом. Не торопились по домам и после церкви, ведь в это время на улицах устраивались шумные народные гулянья.

*В старину малышей водили в гости к Николаю, на роль которого выбирали самого уважаемого в селе пожилого мужчину

Домой на торжественный обед традиционно приглашали не только родственников и кумовьев. Приятелей и соседей, с которыми из-за ссор или недоразумений испортились отношения, тоже звали в гости. На Николая полагалось покончить с враждой, поэтому никто не отказывался прийти на праздничный обед. Ожидая гостей, все домочадцы внимательно следили за тем, кто же первый переступит порог. Если это будет состоятельный женатый родственник — значит, в следующем году, до Николая «весеннего» (22 мая), нужно ждать сватов от богатого жениха. Вообще, в старину с Николая начинались зимние сватанья, ведь после Рождества уже можно было играть свадьбы.

Не стоит забывать, что праздник Чудотворца приходится на середину Рождественского поста, поэтому скоромных блюд к обеду не подавали. Родню угощали жареной, запеченной или тушеной рыбой, варениками с картошкой, грибами и капустой, всевозможными соленьями, пирогами и медовыми коржиками. Для детей мамы пекли специальные пряники — «Миколайчики». Малышам в пост разрешалось есть молочные продукты, поэтому в тесто добавляли молоко, сливочное масло и сметану.

Для взрослых специально к празднику варили «Mиколино пиво». Об этом обычае даже вспоминается в одной из колядок:

«Чому так нема, як було давно,

Як було давно, як було

з первовiку:

Святому Миколi пива не варять?..»

Кроме пива на стол ставили бутылки с вином и медовухой. К слову, так как после Николая Рождественский пост становится более строгим (рыбу можно употреблять только в субботу и воскресенье), народ старался наесться «про запас» и долго не выходил из-за стола. Правда, это не касалось девчат и парубков. Молодежь в праздник спешила гулять. Парни запрягали коней в украшенные лентами и еловыми ветками сани и с песнями возили девушек вокруг села. Ну, а как только опускались сумерки, молодые люди отправлялись по дворам, чтобы поздравить всех песнями. Традиционно на подворье первыми заходили юноши, и только после того, как хозяева разрешали петь, к парням присоединялись девушки. Молодежь желала всей семье здоровья и богатого урожая, свадеб и детишек, ну и, конечно же, поздравляла с праздником святого Николая:

«Ой хто, хто Миколая любить,

Ой хто, хто Миколаю служить,

Тому святий Миколай

На всякий час помагай!»

Отдельно поздравляли детишек, угощая малышню конфетами, яблоками и орешками, а еще деткам раздавали прутики — как предупреждение на будущее.

Но все же праздник Николая старались отметить не столько гуляньями, сколько добрыми делами. Существовало поверье, что на Николая ничего нельзя делать для себя, а только для тех, кто нуждается. У того человека, кто забудет об этом обычае и не позаботится о бедняках, в доме могут поселиться злыдни. Так что люди состоятельные обязательно помогали малоимущим. Например, одиноким старикам и вдовам привозили дрова, чтобы те встретили Рождество в тепле. Для сирот благодетели оставляли опекунам значительные суммы денег — споможина на життя. Эти средства шли детям на новую теплую одежду или на оплату учебы.

Кроме материальной помощи, не забывали и о духовной стороне праздника. Детей нужно было не только одеть, но и обязательно порадовать. Поэтому в старину для детворы устраивались веселые представления. Так, малышей водили в гости к Николаю, на роль которого выбирали самого уважаемого в селе пожилого мужчину. «Скажiть, мамки, хто у нашому родi найслухнянiший?» — спрашивал переодетый в святого дедушка. Дети с надеждой смотрели на его мешок и без утайки рассказывали о своих успехах и шалостях. Потом Николай загадывал ребятам загадки, просил спеть и станцевать для него. Честным, способным и умным деткам полагались гостинцы: одному -—сорочка, другому — шапочка, а кому-то и новые сапожки.

Со святого Николая уже начинали готовиться к Рождеству. Хозяйки наводили порядок в доме, делали покупки на базаре, а главное — обильно кормили свиней, чтобы на Святки побаловать семью вкусными мясными блю-дами. Девчата и парубки на вечорницях репетировали вертеп, распределяли обязанности и роли, мастерили маски, костюмы, изготовляли звезду и разучивали колядки.

Рыбно-пшеничные котлеты

Для приготовления потребуется: 200 г пшеничной каши, 1 луковица, 2—3 ст. ложки муки, 5—7 ст. ложек растительного масла, 3 ст. ложки манки, 300 г рыбного филе (например, хека), пучок зеленого лука, соль. Сварить густую пшеничную кашу. Репчатый лук мелко порезать и обжарить в масле. В кашу добавить поджаренный лук, муку, манку, соль и хорошо перемешать. Рыбное филе порезать на 4—5-сантиметровые кусочки. Противень смазать подсолнечным маслом, выложить на него рыбу. Запекать в духовке при 2000 C с двух сторон по 15 минут. Затем рыбу пропустить через мясорубку, добавить зеленый лук, масло и соль. На разогретую сковородку ложкой выложить кашу, а сверху — рыбу. Обжарить котлеты с двух сторон до румяной корочки.

Кстати, по погоде в праздник определяли, каким будет будущий урожай. Пойдет снег на Николая — уродит пшеница, дождь — капуста и огурцы. Голая земля — жди голода. В народе говорили: «Миколини морози — не рiвня введенським», «Хвали зиму пiсля Миколи», «Микола бородою трусить — дорогу стеле».

Ну, а через три дня после Николая, 22 декабря , верующие отмечают еще один праздник — зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы . На Анну беременные женщины не работали, а девчата, у которых часто болела голова, не пряли. В старину этот день называли еще и «родинами сонця», ведь после зимнего солнцестояния «сонце повертає на лiто, а зима — на мороз». Потому и говорили люди: «Прийшли Ганки — сiдай у санки», «Яка Ганка до полудня, така зима до кiнця грудня».