Игрушки для детей 6 месяцев что интересно. Какие игрушки нельзя обойти вниманием. Для развития логики

Ваш кроха растет, развивается точность его движений, он учится сидеть, ползать, стоять, а некоторые детки — ходить.

Любой предмет в его руках становится игрушкой, будь то мамина расческа или папины часы. Главное – не забываем о безопасности: ничего острого и мелкого не должно быть в зоне досягаемости малыша, особенно без вашего присмотра.

Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года не могут не быть развивающими, т.к. развивает ребенка этого возраста абсолютно все.

Но что купить, если глаза разбегаются? Об этом я и расскажу в этой статье. Кстати, игрушки для детей 3 месяцев , о которых я уже писала, все также интересны и полезны ребенку до года.

Развивающий игровой центр

Развивающие игровые центрыотличный подарок для ребенка от 6 месяцев и старше. Бывают в виде столиков, каталок, планшетов. Могут стоять самостоятельно или крепиться к кроватке – в общем, на любой вкус и цвет.

Обычно в них много кнопок, крутилок, рычажков, звуковых элементов. Главное, чтобы кнопки легко нажимались, а рычаги переключались. Ведь ручки крохи еще совсем слабые.


Озон


Озон
My-shop


Озон
My-shop

Некоторые развивающие центры имеют функцию каталки.


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон

У нас такого центра не было. Не считаю, что это игрушка первой необходмости. Хотя наверняка освободила бы мне немного времени, пока ребенок занят с ней.

Некоторые дети ползают и тянутся ко всему, что лежит в поле его зрения. Других же заинтересовать сложнее и тогда на помощь приходят игрушки, которые ходят или ездят.

У нас подобных было 3. Самая любимая – это овечка. Играем с ней с 4 месяцев. Недорогая, неубиваемая. Она столько раз падала! И чего только Антошка с ней не делал! Ему уже 4 года, а овечка еще жива.


Озон
My-shop


Озон


Озон

Развивающие игрушки

Забавно, ведь, как я уже писала, все игрушки развивают ребенка. Но именно игрушки следующего плана в магазинах почему-то чаще всего называют развивающими.

Они могут быть: с пищалками, шуршалками, подвижными элементами, звуковым сопровождением. Некоторые даже учат ребенка разным понятиям.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, привожу ссылки на те игрушки, что были у нас или те, что видела у друзей и они понравились. Это не все. Некоторых, к сожалению, уже нет в продаже. Все они были крайне востребованы у сына. Лично мой любимец – это вибрирующий жираф. Висел на кроватке до 4 лет.


Озон
My-shop


Озон


Озон
My-shop


Озон


Озон


Озон

Игрушки на присоске

Игрушки на присоске можно крепить к столику для кормления или любой твердой поверхности.

Такой игрушкой удобно отвлекать ребенка в ожидании еды.


Озон

Озон
My-shop


Озон
My-shop

Чтобы присоска хорошо держалась, ее надо намочить.

Музыкальные инструменты для самых маленьких – это не только развлечение. Они способствуют развитию слуха, внимания, сосредоточения.

Конечно, дудочки в этом возрасте рано покупать. А вот следующие игрушки интересуют детей примерно с 8 месяцев:

  • Пианино для самых маленьких. С записанными на него мелодиями и легко нажимающимися кнопками (Озон , My-shop ).
  • Ксилофон или металлофон (Озон , My-shop ).
  • Маракасы (Озон , My-shop ).
  • Бубен (Озон , My-shop ).
  • Колокольчик .
  • Музыкальная шкатулка . У нас это коробка из-под чая, но сам ребенок в этом возрасте не сможет ее завести.
  • Звучащий молоточек (Озон , My-shop ).

Игрушки для ванной

Пожалуй, одним из самых важных приобретений для ребенка 6 месяцев является сиденье для купания .

Это очень удобная вещь. Ребенку уже неинтересно просто лежать в ванночке. Такой стульчик поможет малышу сохранять сидячее положение и играть с водой и игрушками. А присоски не позволят сиденью сместиться.

Не вижу смысла покупать дорогое. Ведь в ванной ребенку итак будет с чем поиграть. А платить 3000 руб. (в Озоне) за пару дополнительных элементов на стульчике – сомнительное удовольствие. В My-shop стульчики дешевые, большой выбор цветов.


My-shop


My-shop


Озон

Какое же купание без кораблика ? Это игрушка, которая прослужит ребенку много лет, а стоит совсем недорого (за исключением тех, которые являются одновременно, например, сортером).


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop

Резиновые игрушки есть у каждого малыша. Они безопасны, не тонут в воде и их приятно грызть. А в будущем подойдут для сюжетно-ролевых игр. Такие игрушки могут быть с пищалками, брызгалками – подойдут любые. Некоторые из тех, что есть у нас:


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop

Озон


Озон

В этом возрасте актуальны книжки для купания . У нас вот такая (Озон ). Помимо ванной их удобно «читать» на кухне, их не жалко испачкать едой, ведь такая книга не боится воды. А некоторые меняют свой цвет при контакте с водой.

Подробнее об игрушках для ванной вы можете прочитать в статье «Игры в ванной» .

Другие полезные игрушки

  • Пупс (Озон , My-shop ). И не важно, мальчик у вас или девочка. Изучаем части тела, лица. Укладываем спать, кормим и т.д.
  • Пирамидка (Озон , My-shop). Стаканчиковая и с колечками. Сначала ребенок учится снимать колечки, затем – надевать в произвольном порядке, а вот соблюдать правильный порядок он будет после достижения 1 года.
  • Мячики (Озон , My-shop ). Резиновые, надувные, мягкие, пластиковые. Разного размера.
  • Мягкие кубики (Озон , My-shop ). Безопасные и легкие. Из кубиков ребенок в 6 месяцев, конечно, не будет строить башенки. Но вот рушить – с большим удовольствием.
  • Машинки . Инерционные и обычные. Крепкие, легкие, без снимающихся колес и других мелких деталей.
  • Лабиринт с бусинками (Озон , My-shop ). Развивает мелкую моторику, внимание, пространственное мышление.
  • Развивающая доска с дверцами, замочками, кнопками и т.д. Я рассказывала о ней в статье «Развивающая доска своими руками» . Антошка играл в наш бизиборд уже в 8 месяцев. А до этого очень внимательно наблюдал, как муж его делал.
  • Книги . Я делала обзор книг для детей до 1 года .

Ребенок 6 месяцев становится самостоятельней: ползает, переворачивается, может играть с игрушками один, сидеть полулежа и занимать себя. В первый год жизни малыш очень быстро растет, для полноценного развития нужны игры соответствующие его возрасту. Игрушки для детей 6 месяцев значительно отличаются от простейших погремушек для новорожденных.

Очень интересно наблюдать, как малыш, играя с двумя погремушками, обращает внимание на третью. Пытается ее ухватить, но не понимает, что для этого нужно освободить руку. В конце концов, одна выпадает из рук, и малыш хватает новую. В ходе такой игры, он начинает понимать процесс замены одного предмета на другой.

Игры с зеркалом в этом возрасте очень актуальны. Ему нравится узнавать в зеркале родных и себя, ему нравится разглядывать изображение, «разговаривать» с ним и трогать. С зеркалом играют в простейшую игру: «Где мама? Где малыш?». Эта потеха очень нравится малышу.

Игра «Где?» очень полезна для шестимесячного ребенка. Это могут быть прятки за покрывалом, за ладошками, за стеной. Здесь он понимает, что предметы скрываясь из виду не пропадают, а остаются и появляются снова.

В этом возрасте необходимо много общения, особенно охотно малыш контактирует с детьми постарше. «Бегает» за ними, пинает мяч, катается на качелях в компании с ними. А если встретятся два одновозрастных крохи, они начинают копировать друг друга, трогать, улыбаться, забирать пустышки и одновременно плакать.

Игра «Ладушки» уже радует малыша, он пока не понимает весь текст, но движения учат его хлопать в ладошки, гладить голову и махать руками. Более весело воспринимается им прибаутка про «ехали-ехали, по кочкам, по комочкам… и в яму бух!». Вообще полугодовалый малыш любит, когда с ним общаются: весело, задорно, с интонацией.

При введении прикорма малышу тоже нужно дать ложку, удобно усадить в специальный стул для кормления. В форме игры можно попросить покормить маму или любимую игрушку. В такой обстановке им весело и без принуждения будет съедена вся каша или пюре.

Особенности выбора игрушек

Так как кроха стал активным и может самостоятельно передвигаться в манеже, нужно позаботиться о его безопасности. При выборе игрушек для единоличных игр выбирать только безопасные: без мелких деталей, без острых углов, мягкие.

Выбирая игрушки для совместных игр нужно уделить внимание их функциональности, полезности для развития навыков ребенка. Такие игрушки могут быть и на вырост: например, мякиши с картинками в 6 месяцев нужны для тактильных ощущений, а в возрасте постарше они будут интересны картинами и их сопоставлением.

Манеж – место для самостоятельных игр ребенка. Очень удобен тем, что закрыт и малыш не может из него выпасть или выползти и достать что-то, что для него опасно. Конечно, в доме где ребенок все, что не должно оказаться у него в руках нужно убрать в недоступное место. Но не всегда это удается. Поэтому, манеж отличное решение этой проблемы. Его можно передвигать и ставить в ту комнату, где мать, тогда и маме и малышу будет спокойно. Огромный плюс, что не надо таскать коврики или пледики, и беспокоиться о стерильности пола.

Детский развивающий коврик – заменитель манежа, но без ограничителей. Поэтому шестимесячного ребенка оставить в нем надолго без присмотра нельзя: он может выползти на пол, а если оставлен на диване – упасть. Такой коврик очень полезен и многофункционален, но ребенку надоедает одинаковый фон, одинаковое сочетание игрушек… Поэтому не стоит надеяться, что дитя будет надолго заинтересовано им. Он будет атуален лишь в период от 6 месяцев до года.

Самые необходимые игрушки

Для развития моторики

В 6 месяцев ребенок может хватать предметы клешневым захватом: зажимает между большим пальцем и остальными. Также пытается перекладывать игрушку из одной руки в другую. Все это у него получается еще не очень хорошо, но это важные навыки крупной моторики.

Обычно этими предметами становятся привычные малышу погремушки. Родителям нужно обратить внимание какие из них ребенку удобнее и приобрести похожую. Новая игрушка всегда вызывает больший интерес у детей, чем больше интерес – тем больше движений.

Детки любят шуршащие игрушки и предметы. Это могут быть специальные погремушки с шуршащими элементами или подручные журналы, пакеты, фантики, фольга, оберточная бумага. С подручным материалом нужно быть осторожными: нельзя брать его в рот и грызть. В этом и преимущество безопасных погремушек для полугодовасиков.

Для развития активного ползания нужны игрушки, которые очень привлекают ребенка. Игрушку-приманку устанавливают на небольшом расстоянии, которое может осилить кроха, подставляют под его ножки свои ладони, чтобы он мог отталкиваться. После прохождения дистанции малыш немного играет с игрушкой, затем ее опять переставляют как цель.

Если полугодовасик уже хорошо ползает приманкой может быть мяч, который еще и может укатиться. Активный ползун не расстроится, продолжит преследовать цель. Для ленивых такая приманка будет не интересна.

Современный рынок детских товаров предлагает даже спортивные комплексы для самых маленьких. Они очень удобны тем, что потом могут трансформироваться в более взрослый вариант. В таких комплексах ребенок может стоять, учиться ходить, держась за опору, висеть на кольцах, падать на мат. Все это помогает развивать моторику. Без присмотра взрослого малыша наедине с комплексом оставлять нельзя.

Для развития слуха

Погремушки помогают ребенку развить ребенку не только моторику, но и слух. Стуча предметами по столу, по полу или по другому предмету – ребенок развивает чувство ритма. Родителям стоит присоединиться к веселому занятию малыша и выстукивать ритмичные мотивы. Конечно малыш еще мал, чтобы повторить, но он уже понимает различие между ритмичным и обычным стуком.

Металлофон в этом возрасте вызовет огромный интерес и восторг у малыша. Но эта игрушка для игр под присмотром взрослых – она жесткая и с опасной палкой. Стучать можно беспорядочно или пытаться что-нибудь сыграть, в любом случае польза для полугодовалого ребенка огромна.

Мягкие игрушки специально для детей от 0 до 1 года состоят из гремящих, шуршащих, звенящих частей. Звуки могут возникать от потряхивания или от обминания игрушки. Такие игрушки удобно вешать на кроватку или коляску, чтобы они не выпадали и не терялись, находились на виду и малыш мог до них дотянуться.

Музыкальные игрушки с детскими песенками заставляют полугодовасика двигаться в такт и радоваться, родители должны поддержать его первые стремления потанцевать или даже попеть. Поддержка и радость родителей – залог успешного развития детей.

Для развития представлений о форме, размере

Для появления понятия размера необходима простейшая пирамидка из четырех цветов. Большее количество не нужно, так как его труднее запомнить и повторить, не под силу шестимесячному крохе. Собирать маленькую пирамидку можно только с помощью взрослых, но это закладывает понимание формы.

Для понимания размера нужна пирамидка из стаканчиков, которая собирается лишь в определенной последовательности. Малыш может вкладывать стаканчики друг в друга – это занятие по нраву шестимесячному крохе. Ему понравится ломать высокую башню из стаканчиков, пересыпать песок из одного в другой.

Матрешка тоже очень порадует кроху. Его порадует каждая маленькая матрешка, выскочившая из большей. Принцип игрушки тот же, что и у предыдущей. Преимущество в наличии яркого лица, которое понравится малышу, а минус в невозможности построить башню. Хотя из нижней части матрешек тоже получится ее собрать.

Какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев? Список самых необходимых для полноценного развития перечислен в статье, разделения игрушек на категории для мальчиков и для девочек нет. Но ребенку в первую очередь нужны не игрушки, а внимание и любовь родителей. Никакие игрушки не способны заменить общение с родителями.

А вы знаете, что на психику ребенка очень влияет присутствие животного в доме?

Умеющий действовать с предметами малыш становится в особую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7-8- месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, бусы, серьги и т.д.

Малышу, конечно же, по-прежнему нужны ласки взрослого, но все чаще он стремится переключить внимание мамы на окружающие предметы. Ему гораздо интереснее наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Малыш все настойчивее переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например, «в козу» или "«по ровненькой дорожке». Простого «сюсюканья», которое вполне удовлетворяло его всего 2-3 месяца назад, ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать самому или вместе со взрослым. А это означает, что крохе постоянно нужны новые предметы и игрушки.

Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий человек, но, прежде всего, как источник новых игрушек и партнер по совместным действиям с предметами. Овладение схватыванием предметов производит целую революцию в отношении младенца к миру. В этом возрасте бурно проявляется интерес малыша к предметам - он стремится потрогать все, что видит. У него нет и не может быть равнодушного, созерцательного отношения к окружающим предметам. Когда младенец сидит на своем стульчике за столом, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Его одолевает неудержимое желание схватить, попробовать на вкус, помахать, постучать, бросить любой предмет, попавшийся на глаза. И эти бессмысленные на взгляд взрослого движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование предметами становится главной деятельностью ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами.

Как играть с младенцем

Сначала собственный арсенал предметных действий весьма ограничен. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, тянет в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от качества и назначения предметов, их называют неспецифическими . Такие действия примитивны, однообразны, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Вместе с тем, на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

В 5-6 месяцев все предметы ребенок пытается схватить одинаково - прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад, при этом малыш часто «промахивается» и хватает воздух.

После 6-7 месяцев происходит дальнейшее совершенствование хватания и усложнение манипулятивных действий. Однако такое усложнение происходит не само собой, а в практике совместных игр со взрослыми. Понятно, что все предметы попадают в руки младенца, появляются в поле зрения или исчезают только благодаря взрослому. Вы можете помочь малышу усовершенствовать движения. Так, для развития точности движений полезны игры, в которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку игрушку с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку (разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго). Другое направление помощи заключается в раскрытии руки и ее подстройке к форме и размеру предмета . В первом полугодии кулачки младенца плотно сжаты. По мере того как он овладевает хватательными движениями, его ручки как бы раскрываются, становятся все более гибкими, подвижными и готовыми к действию. Для этого важно вкладывать в ладошку малыша предметы разной формы и величины, чтобы он почувствовал предмет и подстроил к нему свою руку. Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не одной, а одновременно двумя руками , и, соответственно, двумя предметами. Это принципиально новые действия, которые требуют согласованного движения двух рук и открывают неизмеримо большие возможности. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками или формочками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один в другой, положить, поставить или нанизать друг на друга и пр. Результатом таких действий становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. Этот результат очевиден для ребенка и приносит ему большое удовольствие. С помощью взрослого возможности младенца существенно расширяются: взрослый демонстрирует различные предметы и новые способы действия с ними. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Овладевая этими навыками, малыш переходит к специфическим действиям с предметами , которые он осваивает только к концу года и для которых нужны самые разные игрушки.

Развивающая роль погремушки

Самой нужной и традиционной игрушкой для младенца была и остается погремушка. Однако далеко не все родители понимают, что погремушка – это не только забава или средство успокоения малыша, но и настоящая развивающая игрушка, особенно для младенца второго полугодия. В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя. И в этом, конечно же, помогают погремушки. Их звон или грохот, перекатывание шариков или мелькание блестящих бумажек усиливают результат движений младенца, делают простое размахивание видимым, слышимым, эффектным. Малыш с восторгом замечает этот результат и стремится еще и еще раз воспроизвести его. Такое извлечение звуков и размахивание в этом возрасте чрезвычайно полезно, потому что позволяет младенцу почувствовать свою самостоятельность и свои возможности. Он учится управлять своими движениями и произвольно воспроизводить их. Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше. Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, или на кольце, или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу еще безразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрической формы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное, чтобы движения ребенка давали зримый и слышимый результат. Естественно, грохот или вид не должен пугать малыша. Важно также, чтобы игрушка была легкой и удобной для схватывания и удержания в еще слабых ручках крохи. Конечно же, результат своих действий дают почувствовать не только погремушки. Любые, даже простейшие действия - толкание, сжимание резиновых пищалок, приближение и удаление предметов, вызывают тот или иной результат. Игрушки-пищалки (писк резиновых пупсиков или птичек, если они, конечно же, легко сжимаются) также дают хорошую возможность ощутить свою силу. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать очень полезное действие сжимания.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.

Игры и игрушки , развивающие мышление

Как ни странно, наилучшие условия для умственного развития ребенка создают разнообразные простые действия - манипулирование с предметами. Таким образом, малыш познает свойства предметов, формирует свои представления о них, устанавливает простейшие связи и зависимости в предметном мире. Кроме того, в действиях с предметами начинает формироваться познавательная активность, которая является первым шагом к самым разным видам мышления человека.

К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов , благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет – это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам нового предмета выражается в том, что прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы исследует его: рассматривает, ощупывает, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования начинает манипулировать, причем не механически, а как бы выясняя, для чего этот предмет пригоден. Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы. «Прятки с игрушками» становятся любимой забавой малышей. Если на глазах ребенка накрыть платочком знакомую игрушку, он с восторгом снимет покрытие и обнаружит спрятанную игрушку. Такие игры не только забавляют ребенка, но способствуют формированию представлений детей о постоянстве предметов . Спрятанный предмет уже не исчезает для младенца, а продолжает существовать в его сознании. Кроме того, платочки и тряпочки дают возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, засовывать в разные емкости, заворачивать в них разные игрушки. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления. Между прочим, второе полугодие иногда так и называют – возраст ползунков, а характерная младенческая одежда носит название «ползунки». Однако ползать малыш научится не сразу. Важную роль в обучении ползанию могут сыграть привлекательные игрушки, которые стимулируют движение вперед. Убегающие мячики, шарики или колобки, неваляшки или машинки побуждают малыша скорее двигаться к ним и помогают почувствовать собственные возможности в овладении пространства Занимаясь с игрушками, младенец знакомится с разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. Мы уже говорили, что, играя с игрушками, ребенок подстраивает свою руку к предмету. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.

К 10-11 месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, кроха складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Изменение положения пальцев, в то время как рука малыша тянется к предмету, может служить хорошим показателем того, что он уже ориентируется в форме и величине. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Кроме формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – возможность разобрать на части, найти один предмет внутри другого (на, над или под другим), обнаружить перемещения одного предмета под воздействием другого и пр. Для этого нужны уже не простые погремушки, а сложные, составные игрушки, где необходимо действовать двумя руками. Например, вращать пальчиком шарик, передвигать детали игрушки по проволочкам, тянуть за веревочку и пр. Игра с такими составными игрушками, имеющими несколько частей, открывает новые возможности для развития мышления. Важнейшей предпосылкой становления мышления в младенческом возрасте является развитие познавательной активности. Обнаружение спрятанных в коробочке игрушек, случайное открытие новых явлений (например, если перевернуть бутылочку, из нее польется жидкость), обследование непонятных предметов побуждает малыша к новым экспериментам и рождает познавательную потребность. Пробуждению данной потребности способствуют многочисленные современные игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких, как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и пр. Эти игрушки дают малышу массу новых впечатлений. Например, большой мягкий кубик с углублениями, в которые можно прятать, а потом доставать рыбку, мышку, шарик и пр. (все эти элементы игрушки прикреплены к ее основанию на веревочках). Или яблоко из двух половинок, открыв его, можно обнаружить червячка, который то вытягивается, то сжимается. Или многочисленные музыкальные игрушки с сюрпризом – нажмешь кнопочку и услышишь удивительную музыку. Таких игрушек сейчас множество (. Очень полезны для младенца всевозможные развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, шуршалками, пищалками и пр. Все это разнообразие надолго занимает малыша и позволяет ему осваивать разные действия самостоятельно. Во втором полугодии ребенок проходит большой путь от простого схватывания предмета до исследования окружающего мира. Однако следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность крохи во многом определяется вашим участием. Малышу необходима не только организация разнообразного и безопасного пространства, но и ваша эмоциональная включенность: радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним. Только вместе с вами, открывая разные коробочки и разные свойства известных предметов, ребенок совершает свои первые открытия в своем еще маленьком и близком мире.

Игрушки, необходимые малышу от 6 месяцев до года:

  • Погремушки
  • Резиновые игрушки-пищалки
  • Мячики, шарики, кукла-неваляшка, машинки
  • Платочки и тряпочки, дающие возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, заворачивать в них разные игрушки и т.п.
  • Для обогащения сенсорного опыта ребенка ему необходимы самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские и.т.д.
  • Игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и т.п. Например, лабиринт, по проволочкам которого нужно передвигать детали, развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, застежками, музыкальные игрушки.

Определить, какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев - важная задача родителей. Это хороший инструмент для физического и эмоционального развития детей.

Прошло уже полгода с тех пор, как в вашей жизни появился маленький человечек. Теперь это уже не беспомощный, вечно кричащий комочек, а активный и внимательный исследователь, который с упорством познаёт мир. Игрушки для него – не просто развлечение. Они несут в себе знания, побуждают к действию, способствуют физическому и психоэмоциональному развитию малыша. Правильно подобрать игрушки для детей 6 месяцев – сложная и ответственная задача.

Каким требованиям должны отвечать игрушки

Чтобы игрушка принесла полугодовалому малышу только пользу, опытные родители при покупке обязательно обратят внимание на следующие аспекты.

  1. Качество материала, из которого она изготовлена – его безопасность, отсутствие вредных примесей и посторонних запахов, что должно быть подтверждено Сертификатом качества.
  2. Внешний вид покупки – недопустимо присутствие острых и колющих элементов, мелких, легко отрывающихся деталей, сколов и трещин – в противном случае, ребёнок сможет легко пораниться, вдохнуть или проглотить мелкие детали.
  3. Соответствие возрастным особенностям – игрушка должна развивать полезные навыки в соответствии с возрастом и потребностями малыша, быть подходящей по размеру и весу (чтобы шестимесячный малыш мог легко удержать её в руке), не пугать, а радовать кроху.
  4. Возможность почистить и помыть игрушку – немаловажная деталь, учитывая склонность детей этого возраста всё тянуть в рот. По этой причине детям до года не рекомендуют давать мягкие пушистые игрушки.

Неосведомлённому покупателю легко растеряться при виде множества ярких, разных по фактуре и предназначению игрушек, предлагаемых современными производителями. Разобраться в том, какие игрушки нужны ребёнку в 6 месяцев, родителям поможет знание возрастной физиологии и потребностей малыша.

Игрушки, развивающие мелкую моторику

У новорожденного мышцы, ответственные за сгибание и разгибание конечностей, находятся в тонусе. Поэтому ручки малыша находятся в согнутом состоянии, а пальцы – сжаты в кулачки.

Тематический материал:

Только к шести месяцам детские пальчики разжимаются, он получает возможность брать, перекладывать и удерживать игрушку в одной руке, поворачивать ладошки. Происходит развитие мелкой моторики — способности выполнять тонкие движения кистями и пальцами рук. Эти навыки очень важны для ребёнка, а поддержать их в этом возрасте помогут следующие развлечения.

  • Погремушки – ребёнок старается взять игрушку за ручку или палочку для хватания, трясёт ею, чтобы извлечь звук (так происходит знакомство с причинно-следственными связями), перекладывает из руки в руку, выполняя точные мелкие движения. Зрение в этот период уже настолько развито, что он с интересом рассматривает форму погремушки, замечая и мелкие детали.
  • Мячи – из-за своей круглой формы они являются довольно сложным тренажёром для развития моторики. Ребёнок поднимает мяч, стучит по нему, нажимает на его поверхность, катает или бросает, совершая при этом множество скоординированных движений.
  • Мешочки с наполнителями разных структур или деревянные брусочки разных форм, собранные в одну связку, перебирая которые дети получают своеобразный массаж подушечек пальцев, активируя нервные окончания, находящиеся в них.


Мелкие и точные движения пальцами стимулирует работу центров, ответственных за развитие речи в коре головного мозга, недаром русский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что на кончиках детских пальцев находятся истоки их способностей и дарований.

Игрушки, развивающие логическое мышление

Логическое мышление – это способность сравнивать, анализировать и делать выводы. Кажется, что это слишком серьёзные категории для малышей шести месяцев. На самом деле ребёнок этого возраста легко овладевает основами логического мышления. Играя, он знакомится с такими понятиями, как форма и размер, учится сравнивать их и делать выводы. Список помощников в этом нелёгком деле.

  • Пирамидки – важно выбирать не очень большие, состоящие из 4 элементов, яркие и лёгкие пирамидки. Заниматься нужно вместе с ребёнком. Пусть поначалу у него не получиться самостоятельно нанизывать звенья, зато он будет подавать их и со временем научиться различать по размеру и цвету.
  • Сортеры – игрушки для развития логики и абстрактного мышления, где нужно сортировать и расставлять предметы разных форм по нужным местам. Они бывают в виде кубов, домиков, машинок, «надевалок» (фигурку нужно надеть на основание соответствующей формы). Эти яркие многофункциональные игрушки очень нравятся детям.
  • Кубики , которые бывают деревянными, пластиковыми или бумажными. К шести месяцам дети ещё не могут собирать из них картинки, зато с удовольствием осваивают строительство и разбор башенок. Главное, чтобы у кубиков не было острых граней, способных нанести травму.

Важно, не давать сразу несколько игрушек одновременно – разнообразие отвлекает и утомляет шестимесячных карапузов, не принося большой пользы.

Тактильные игрушки

Тактильные ощущения – это ощущения, которые возникают в результате работы кожных рецепторов при прикосновении. Шестимесячный ребёнок, притрагиваясь к разнофактурным поверхностям, делает выводы, что они отличаются на ощупь: бывают гладкими или пушистыми, тёплыми или холодными, твёрдыми или мягкими. Так через прикосновения он познаёт окружающий мир, учится мыслить.

В этом возрасте нужны игрушки, которые развивают чувствительность пальчиков.


Ребёнку нужно помочь познакомиться с такими игрушками, несколько раз проводя его ручкой по разным поверхностям и давая им характеристику вслух. Позже он станет сам гладить, щупать и рассматривать.

Для купания

Мышечный корсет у детей в шестимесячном возрасте настолько крепнет, что многие малыши уже начинают самостоятельно сидеть, держа спинку ровно. Этим нужно непременно воспользоваться, чтобы превратить процедуру купания в полезную игру. В этом изобретательным папам и мамам помогут развивающие игрушки от 6 месяцев:

  • резиновые пищалки;
  • непромокаемые книжки;
  • мячи;
  • игрушки на присосках.

Ребёнок рассматривает их, ловит ручкой, пытается погрузить в воду. Такие игрушки делают процесс купания весёлым и приятным, отвлекают от нелюбимого занятия – мытья головы.

Развиваем слух и речь

В 6 месяцев ребёнку очень интересна речь взрослого и разные звуки. Он внимательно прислушивается, приглядывается к говорящему, пытается повторять звуки, лепечет. Так он подготавливает свой слух и артикуляционный аппарат к речи. В этот период шестимесячного малыша очень притягивают различные музыкальные игрушки:

  • телефоны;
  • несложные озвученные книжки;
  • металлофоны;
  • неваляшки.

Значение музыкальных игрушек для 6 месячного ребёнка велико: они знакомят кроху с богатым звуковым миром, учат распознавать звуки разной высоты и громкости и разные тембры речи, тренируют фонематический слух.

Хороши такие игрушки и тем, что дети легко могут играть с ними самостоятельно. Главное, чтобы звуки не пугали и не раздражали маленьких исследователей.

Тематический материал:

Для физического развития

Шесть месяцев – время учиться ползать. И вновь на помощь родителям приходят игрушки. Малыша кладут на твёрдый пол, а недалеко от него – любимую игрушку. После нескольких неудачных попыток дотянуться до желанной забавы, ваш кроха обязательно поползёт. Таким же образом малыша мотивируют подняться на ножки. В качестве «приманки» можно использовать любую интересную игрушку.

Кроме того, к развивающим игрушкам для детей от 6 месяцев относят и специальные приспособления, часто используемые родителями для физического развития детей.


Прежде чем пользоваться подобными приспособлениями, нужно получить консультацию у врача, так как есть целый ряд противопоказаний к их применению.

Необходимо помнить, что правильно подобранные игрушки – хороший инструмент для физического и эмоционального развития детей. Но ни одна, даже самая лучшая игрушка, не заменит любовь близких и живое общение.

6 месяцев – важный возраст становления малыша. В этот период он становится активным и любознательным, развивается новый навык – хватать и удерживать предметы. Ребенок учится самостоятельно сидеть, легко переворачиваются с животика на спинку и обратно. Ему нравится играть с мамой. Все более привлекательными становятся игрушки. Занятия гимнастикой приносят удовольствие.

Игрушки – это ценная составляющая для физического и нервно-психического развития. Они улучшают память, влияют на эмоции и настроение 6-месячного карапуза, могут стать другом, поэтому к выбору нужно подходить ответственно.

Требования к игрушкам

  • Безопасность: должны быть изготовлены из качественных материалов, не оставляющих следы краски на руках. От них не должно исходить резкого, неприятного запаха. Мягкие игрушки хорошо прошиты, с натуральным наполнителем. Также осматриваем товар на наличие внешних дефектов: отколотых частиц, плохо пришитых пуговиц. Для маленьких детей выбираем игрушки без мелких деталей, т. к. шестимесячный карапуз с легкостью может проглотить глазки и прочие детали.
  • Должна быть доброй: игрушки, изображающие монстров, издающие громкие и резкие звуки, вызывающе яркого цвета, могут напугать ребенка.
  • Иметь несколько функций: замечательно, если игрушку можно будет использовать для нескольких занятий, это развивает фантазию у детей.
  1. Погремушки – могут быть из различных материалов: пластиковые или мягкие, в любом случае они понравятся ребенку и привлекут его внимание. Если потрясти игрушку, то малыш будет искать источник звука и с удовольствием сам научится ею трясти. Можно прикрепить целую цепочку из погремушек над кроваткой или коляской. В шестимесячном возрасте у ребенка все еще рассеянное внимание, и он не может подолгу концентрировать его на предметах. Тем не менее, малютки с удовольствием играют с данным предметом.
  2. Кубики так же, как и погремушки, бывают мягкими, пластмассовыми, из дерева или бумаги. Они нужны ребенку для развития моторики. При помощи мамы он может сложить целые пирамиды, а впоследствии сделать это и самостоятельно. Еще больше деткам нравится ломать конструкции, поэтому нужно предусмотреть, чтобы на кубиках не было острых краев, дабы не поранить кроху. Хороши также пирамидки. Нанизывая на основу бублики, малыш будет учиться логическому мышлению, чтобы выстраивать их по возрастанию или убыванию.
  3. Мячи – различной формы и цвета. На фитболах хорошо заниматься с ребенком гимнастикой и зарядкой. Маленькие мячи, издающие звуки, вызывают у малышей восторг. Им нравится их кидать и смотреть, как мячик катится. С их помощью малыш, начиная с шестимесячного возраста, будет пытаться ползать.
  4. Книжки – пусть они будут толстыми, с большими рисунками и минимумом текста. Ребенок обязательно попробует их на вкус, поэтому лучше, если книга будет из картона. Существуют книги из ткани, с объемными рисунками, где у картинок открываются глазки, многие предметы на липучке или пуговичке, молнии или заклепке. Такое чудо продается в магазине, при желании изготавливается самостоятельно. Способствуют развитию мелкой моторики, памяти и является одним из способов привлечения внимания ребенка. Детки с удовольствием разглядывают красочные картинки, слушают сказки, стишки и потешки.
  5. Резиновые пищалки влияют на зрительное восприятие при помощи ярких цветов, и на слух издаваемыми звуками. Легко моются и стерилизуются. Ведь полугодовалые малыши часто тянут в рот предметы, которые попадают им в руки. Пищалки можно брать в ванную. Когда режутся зубки, малыши часто грызут резиновые изделия, и это еще один плюс для пищалки.
  6. Игрушки для ванной помогут легко заинтересовать ребенка во время купания. В настоящее время большой выбор: это игрушки на присосках, пищалки для ванной, прорезиненые книжки (можно заниматься с ребенком прямо в ванной), мячики и другое. Помогут развиваться малютке и сделать купание интересным и увлекательным, отвлекут ребенка от стрессовой ситуации. Пищащие и заводные уточки способствуют развитию памяти и концентрации. Специальные цветные карандаши из мыла развивают творческие способности.
  7. Неваляшка помогает в развитии мелкой моторики и координации движений. Укачивающие движения успокаивающе действуют на детей. Некоторые неваляшки издают мелодичные звуки, которые в последующем развивают вкусы ребенка.
  8. Деревянные неокрашенные дощечки или брусочки. Они тяжелее остальных игрушек и дают определенную нагрузку на мышцы. Это своеобразная тренировка для шестимесячного ребенка. Став постарше, дети продолжают играть с деталями такого незатейливого конструктора. Опять же, следим за тем, чтобы детали на ощупь были гладкие и без заострений.

Психологи не советуют автоматизированные игрушки, игровые стульчики и прочие современные гаджеты. Дети с ними растут безынициативными, неспособными мыслить логично. Тем более они в скором надоедают непоседливым карапузам. Лучше самостоятельно заниматься с ребенком подвижными и веселыми забавами.