Арифметика для самых маленьких. считалочки

Начинаю понемногу заниматься с младшей — со Златой. Пока это на занятия совсем не похоже, а просто мама что-то интересное показывает и рассказывает 🙂 Начали читать считалочки по книге — быстро надоедает. Пришла мне идея сделать интерактивное чтение — и получилось! Дочка — кстати вместе со старшим сыном — смотрели мультик-обучалку не отрываясь!

Так что предлагаю и вам это полезное видео. И буду создавать еще — следите за новостями!

А если вы хотите повторять их вместе с нами — вот текст (материал из книги «Арифметика (для самых маленьких)» Волковой С., 1997 год)


Считалочка «HAШA КОШЕЧКА»

Как у нашей кошечки
На спине полосочки.
Раз-два-три! Играет кошка,
Ловит бантик на дорожке.
Скачут мягонькие лапки,
В лапках прячутся царапки!

Считалочка «ВАНЮША»

За столом сидит Ванюша.
Наш Ванюша любит кушать!
Раз-два-три! - мелькает ложка,
Не осталось даже крошки!
Завтраку пришёл конец,
Кто всё съел, тот молодец!


Считалочка « РОМАШКА»

Что же это за цветок?
Серединка - как желток!
Лепестки - белее нет!
Собрала я их в букет,
А потом сказал мне Сашка:
- Это попросту ромашка!
Если хочешь погадать,
Любит или нет, узнать,
Лепесточек оторви -
Раз-два, раз-два, раз-два-три!

Считалочка «ХОМЯЧОК»

Раз-два-три, хомячок,
Симпатичный толстячок,
Спрятал зёрна за щекой -
И скорей к себе домой!мышонок
Раз! - мышонок на дорожке!
Два! - к нему крадётся кошка!
Три! - мышонок в норку - шмыг!
И смеётся озорник!


Считалочка «УЛИТКА»

Раз-два-три - ползёт улитка,
По дорожке у калитки!
Очень медленно ползёт -
Три-два-раз! Окончен счёт!

Считалочка «НАША СЕМЬЯ»

Раз-два! Три-четыре! -
Кто живёт у нас в квартире
Мама, папа, брат и я -
Наша дружная семья!


Считалочка «СИНИЧКА»

Эта птичка-невеличка
Называется синичка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Будет в гости прилетать.
Пять-четыре-три-два-раз!
А кормушка есть у вас?

А изучать арифметику очень даже интересно! В данной статье я опишу основные навыки, нужные дошкольникам, и идеи занятий для закрепления данных навыков. Надеюсь вы найдете для себя интересные идеи по занятием арифметикой для малышей .

1) Устный порядковый счёт.
Это самое первое знакомство ребенка с числами. И тут даже не нужно каких-либо специальных занятий, просто считайте на прогулке ступеньки, фонари или деревья в парке, конфеты в вазе. И ребенок очень быстро запомнит последовательность чисел сначала с 1 до 5, потом до 10 и дальше. Поначалу он не будет соотносить число с количеством, но знание порядкового счета тоже очень важно, это самое первое погружение малыша в мир арифметики.

2) Письменный порядковый счёт.
Лет с трех (а может быть и раньше, всё зависит от ребенка) можно заняться изучением обозначения чисел, чтобы ребенок соотносил название числа с его символическим обозначением. То есть когда мы говорим «покажи, пожалуйста, число 10» наше чадо находило бы это число на карточке/написанное среди других в книге и т.д. При этом важно разделять понятие «цифра» и «число». Цифра – это символ. Цифр существует всего 10: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. А уже с помощью цифр-символов мы обозначаем числа. То есть число «10» состоит из цифр «1» и «0». Не нужно, конечно, объяснять это ребенку в 3 года, но используйте в своей речи эти понятия грамотно. А позже это придет к малышу само, либо объясните, когда он уже сможет осознать.

Для изучения чисел можно использовать карточки, можно выкладывать цифры из макарон, бусин, вырезать их из картона и использовать в творческих занятиях («укрась» цифру цветной бумагой/пластилином и т.д.). Пример пособия на изучение цифр в том числе – фетровая рыбалка. Используем удочку от обычной магнитной рыбалки, к рыбкам из фетра (а можно и просто вырезать их из бумаги) прикреплены скрепки, поэтому их можно выловить магнитной удочкой. Вылавливаем рыбку с определенным числом и называем это число.


А непосредственно для отрабатывания навыка письменного порядкового счёта хорошо подходят задания типа «соедини по точкам», где нужно по очереди соединить точки от 1 до 10, до 20 и т.д. Купить такие несложные задания можно в любом книжном магазине.



3) Соотношение «количество-число»
Следующий этап в развитии арифметических навыков ребенка – соотношение «количество-число», то есть когда ребенок может посчитать определенное количество предметов (например, 3 конфеты) и соотнести его с числом (написать «3» или выбрать карточку с числом «3» среди прочих). Очень хорошо для развития данного навыка пособия Никитиных «Точечки». Изготовить его несложно, а вариантов занятий много.



Кроме того, полезные пособия по данной теме – математический круг (инструкцию по изготовлению этой игры можно посмотреть в нашей "Мастерской":



и его вариации: математика с монстриками, исходники для игры можно скачать в разделе "Развивающие игры":


4) Сравнение чисел.
Следующая тема – сравнение чисел, «больше/меньше/поровну». Очень легко организовать занятие на эту тему практически в любой игре – «у кого больше мячей/тарелочек/карандашей? Давай посчитаем и сравним!». Из идей на эту тему – сравнение с блоками лего:

В данной игре использован контейнер от яиц, в ячейках которого я написала числа. Кладем в контейнер бусину, закрываем, трясем, открываем-смотрим первое выпавшее число, собираем башню из соответствующего количества блоков лего (закрепляем навык соотношения количество-число). Затем повторяем манипуляции с бусиной и собираем вторую башню. В итоге сравниваем башни по высоте и соответственно сравниваем числа, какое больше, какое меньше.

Еще одна настольная игра на сравнение чисел – мышиные бега:



У нас мышки сшиты из фетра, но можно запросто склеить их из бумаги. Суть игры: у мышек есть общий запас (в нашем случае фасоли), они бегают по кругу по разноцветным квадратам (количество шагов соответствует выпавшему на кубике числу), если мышка встает на квадрат своего цвета – ей в кармашек опускается одна фасолинка из общих запасов. Игра продолжается пока все фасолины не будут распределены. В конце игры считаем количество фасолинок у каждой мыши и победителем становится та, у которой запасов будет больше.

5) Состав числа.
Изучая с ребенком состав числа, мы учим его понимать, из каких чисел можно сложить данное число. Например, число «5» можно сложить из «1» и «4» или из «2» и «3». Изучая состав числа, мы подготавливаем ребенка непосредственно к сложению и вычитанию. Варианты пособий на данную тему:

Математические домики. На крыше домика пишем число, чей состав будем разбирать, этажи – это варианты состава числа (скачать исходники игры вы можете в разделе "Развивающие игры").

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки , морковки , помидорки ; вот еще пример шикарного набора ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

.
  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email , Инстаграм , Вконтакте , Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей: