Законы робототехники довольно бессердечная. Культурный код Азимова: как три закона робототехники вошли в историю

Роботизированные тележки ездят по складам крупных интернет-магазинов, собирая заказы покупателей. Роботизированные беспилотники бороздят небо, сообщая о пробках в центр управления дорожным движением. Авиалайнеры под управлением автопилота перевозят пассажиров через океан. Многие элементы автоматизации уже появились в автомобилях, и вот уже, кажется, недалек тот день, когда на дорогах будут властвовать не водители-люди, а точные, вежливые, спокойные, никогда не теряющие контроля, не знающие усталости и скрупулезно соблюдающие все правила дорожного движения роботы. При массовом распространении роботизированных автомобилей количество аварий и смертей на дорогах должно резко снизиться. По прогнозам многих специалистов, беспилотные автомобили появятся в продаже уже в ближайшие 10−15 лет, и рано или поздно наступит день, когда на дорогах общего пользования не останется места для людей за рулем — просто потому, что это будет угрожать безопасности других людей.

Кевин Корб, преподаватель отделения информационных технологий Университета Монаш (Австралия), автор книги «Эволюционирующая этика: новая наука добра и зла». Законопослушный искусственный интеллект: друг или враг? «Многие из рассказов Азимова вращались вокруг неясностей и конфликтов, возникающих из его трех знаменитых законов робототехники, и в конечном итоге это привело к введению Нулевого закона: «Робот не может причинить вред человечеству в целом». Но в настоящее время никто не может гарантировать, что такие законы, встроенные в роботов, не приведут к проблемам. Семантическая недостаточность этих законов — лишь одна из трудностей. Есть и более фундаментальная проблема. Если заменить слово «робот» на «раб», то станет очевидно, что Азимов писал о страхе людей перед человеческой технологией. Но идея порабощения интеллекта, который значительно превосходит (даже бесконечно превосходит) наш собственный, сомнительна. Рабы склонны к побегу и бунту, особенно когда они в состоянии перехитрить своих хозяев. Попытка назвать такое «порабощение» созданием «дружественного человеку искусственного интеллекта» выглядит как минимум одиозной и вряд ли способна обмануть рабов».

Трудные решения

Но наступление этого дня будет означать не только то, что умение водить машину постепенно станет таким же атавизмом, каким сейчас является умение ездить на лошади. Это будет начало эпохи, когда роботы просто не смогут обходиться без этических принципов. Как считает Гари Маркус, профессор психологии Нью-Йоркского университета, директор Центра языка и музыки, специалист в области когнитивных нейронаук, с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Представьте себе, что перед вашим автомобилем, соблюдающим все правила дорожного движения, на дорогу внезапно выскакивает ребенок. Хотя компьютер просчитывает ситуацию намного быстрее человека, законы физики неумолимы, и затормозить робот не успевает. Вот тут-то перед роботом встает этическая задача: что делать? Сбить ребенка? Свернуть в сторону и врезаться в столб с риском убить своих пассажиров? Свернуть на соседнюю полосу с риском столкновения со встречной машиной? Понятно, что речь не идет о высокоуровневой этике типа законов Азимова — роботы пока недостаточно разумны, но какие варианты действий должны быть заложены в компьютер разработчиками беспилотных автомобилей?


Попытки описать правила поведения разумных роботов предпринимались фантастами неоднократно, но наиболее знамениты, без всякого сомнения, три закона робототехники, впервые предложенные в 1942 году Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод». 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму законам. Позднее Азимов добавил к этим законам Нулевой закон: «Робот не может причинить вред человечеству в целом». Техническая реализация этих законов в настоящее время невозможна и будет невозможна еще довольно долго. Тем не менее законы робототехники Азимова широко обсуждаются не только любителями фантастики, но и специалистами в области искусственного интеллекта.

Присяга для роботов

Этот вопрос становится даже более актуальным, если вспомнить еще одну область, где активно применяются роботы. Автономные военные машины уже патрулируют опасные зоны, ведут разведку и несут вооружение во время локальных войн и спецопераций. Правда, право решать, применять ли оружие, пока остается за человеком, но это вопрос времени. Роботы не устают, не впадают в панику и не мстительны. С другой стороны, как отмечает международная организация по правам человека Human Rights Watch, роботы лишены сострадания, и можно только предполагать, что они могут натворить в руках безжалостного человека. В связи с этим Human Rights Watch в 2012 году даже предложила прямо запретить разработку, производство и использование полностью автономного оружия. Но, конечно же, такой шаг не нашел (и вряд ли когда-нибудь найдет) понимание со стороны военных — настолько серьезные преимущества дает применение роботов на поле боя. «С роботами-солдатами или без них, нам понадобится способ научить роботов этике, — считает Гари Маркус. — Проблема только в том, что никто пока не представляет, как именно это можно осуществить. Все обычно сразу вспоминают законы робототехники Азимова, но пока нет никакой возможности не только запрограммировать эти законы, но и даже создать робота, который бы представлял себе даже самые простые последствия своих действий. С другой стороны, машины становятся быстрее, разумнее, мощнее, так что необходимость наделить их моралью все более и более актуальна. Пока что выражение «этические подпрограммы» звучит как фантастика, но ведь когда-то фантастикой казались и беспилотные автомобили».

Людей всех поколений неизменно волнует вопрос: "Какое будущее нас ожидает?" Чаще всего он рассматривается в разрезе судьбы конкретного человека и его детей. Но есть отдельная категория граждан, которых волнует судьба цивилизации и перспективы ее дальнейшего развития.

Множество умов ищут ответ на этот животрепещущий вопрос! Ученые, историки, философы, писатели, религиозные деятели и даже поклонники строят свои прогнозы и догадки. Довольно любопытную точку зрения изложил в своих трудах Айзек Азимов - великий фантаст и популяризатор науки.

Айзек Азимов - самый многогранный фантаст 20 века

В одной смоленской деревеньке на окраине РСФСР родился мальчик Исаак (настоящее имя писателя). Через три года еврейская семья Айзека эмигрировала в Америку. Обосновались Азимовы в одном из районов Нью-Йорка, в Брайтон Бич. Другое название - «Маленькая Одесса», этот район традиционно заселялся эмигрантами из России.

С детства мальчик разговаривал на английском и на идиш. Его мировоззрение формировали книги, в особенности произведения Шолом-Алейхема. Мальчик рос очевидно способным и любознательным. Поэтому с легкостью окончил Нью-Йорка по специальности «химик». В 1942 году Айзек перебрался в Филадельфию, где произошла его судьбоносная встреча с Как раз после нее три закона робототехники придумал писатель.

Творческий путь

Писатель, придумавший три закона робототехники, бесспорно - уникальная личность. Азимов - автор более пяти сотен книг, причем писал он не только научную фантастику. В его арсенале юмористические, детективные и даже произведения в жанре фэнтези.

Помимо яркого писательского таланта, Азимов был всесторонне развитым человеком, не подверженным религии. Он отлично знал историю, психологию, химию и астрономию. Познания в разных сферах науки вкупе с хорошей фантазией порождали множество интересных идей. Одна из них - психоистория, наука, по сей день дающая широкую почву для размышлений. Также Азимов популяризировал науку среди простого населения: простым языком объяснял сложные вещи.

Путешествуем по Библии с Азимовым

Предпосылки появления легендарных законов

Нельзя сказать, что Азимов ни с того ни с сего взял и придумал три закона робототехники. На человека наибольшим образом влияет эпоха, в которой он живет; ценности же формирует семья и общество (при этом последнее играет решающую роль).

Молодость Азимова прошла во время бурного развития науки и техники, в среде людей образованных и обладающих новаторским мышлением. Эти два фактора заложили определенное мировоззрение писателя. Именно оно способствовало его размышлениям о нашей цивилизации, о возможности существования других форм жизни во Вселенной и о роботах, которые могут стать хорошими помощниками людям.

Три закона робототехники мог придумать только человек индустриальной эпохи. И это, конечно, понятно. И стал им Айзек Азимов (три закона робототехники представлены в следующей главе). Как они звучат и в чем состоит их суть, - об этом далее.

Три закона робототехники: в чем суть?

Впервые легендарные законы появляются в цикле Азимова «О роботах». Наиболее интересно они поданы в фантастическом рассказе «Хоровод».

Создав сложных роботов-помощников, человек незаметно для себя наделяет их частью своего интеллекта. Вполне вероятна ситуация (неоднократно описанная в книгах и фильмах), когда думающие машины обретают власть над своими создателями. Именно поэтому необходимы законы, ограничивающие роботов.

Насколько строги законы робототехники?

В течение своего творческого пути, Азимов по-разному относился к придуманным законам. В первых рассказах цикла «О роботах» Законы больше похожи на правила безопасности или являются ответом на забавный вопрос: «Как правильно себя вести с роботом?»

В более поздних рассказах Азимов полагает, что Законы - это часть математического устройства позитронного мозга робота. Напрашивается параллель с Именно по зову своего искусственного естества робот действует на благо человека - помогает ему со сложными задачами и слушает его указания.

Общечеловеческая интерпретация

Азимов в первую очередь - писатель-фантаст. Три закона робототехники, как ни странно, подходят под принципы многих этических систем Земли. Если вдуматься, в этих трех предложениях заложены правильные

Сам писатель в рассказе «Улики», изданном в 1946 году, дает их обоснование. Сьюзен, главная героиня рассказа, приходит к трем основополагающим выводам:

  • Нормальному человеку свойственно не причинять вред другим людям. Кроме случаев, когда иначе никак. Например, во время войны человеку приходится защищать свою жизнь, а иногда и спасать других людей.
  • Ощущая ответственность перед социумом, сознательный человек выполняет рекомендации авторитетных людей - врачей, педагогов, руководителей.
  • Каждый заботится о сохранности своего физического и душевного здоровья, что тоже очень важно.

Сложно поспорить с общечеловеческой интерпретацией законов Азимова. Очевидно, что тот, кто следует по жизни этим простым правилам, является хорошим человеком.

Предсказания Айзека Азимова

Долгие и увлекательные дискуссии можно вести про три закона робототехники. Мы же сейчас поговорим про предсказания Азимова. Да, этот уникальный человек занимался футурологией и довольно успешно, как показывает сегодняшний день. В 1964 году в Нью-Йорке фантаст поделился с публикой своим видением мира через 50 лет. Итак, основные предсказания Азимова:

  • Электронные устройства избавят людей от рутинных задач. Появятся гаджеты, самостоятельно делающие кофе и превращающие сырой хлеб в тосты. Сбылось.
  • Технологии шагнут вперед. Появится возможность видеть своего собеседника во время телефонного разговора; также можно будет изучать серьезные документы прямо на экране своего гаджета. Сбылось (технология "Скайп" и видеозвонки в смартфонах).
  • Роботы войдут в жизнь обыкновенного человека, а многие электронные устройства будут работать без проводов, за счет мощных батареек. Сбылось (все больше людей используют роботы-пылесосы; смартфоны и планшеты могут долгое время работать автономно).
  • Население Земли составит 6,5 млрд жителей, США - 350 тысяч. Сильным мира сего придется задуматься о гуманных способах контроля рождаемости, иначе Земля превратится в сплошной Манхеттен. 2014 год станет переломным для человеческой цивилизации. Отчасти сбылось (население Земли на 2014 год - 7,046 млрд, а США - 314 млрд; 2014 год выдался очень интересным, насчет переломности судить сложно; это покажет время).
  • Серьезнейшей проблемой человечества станет скука. Все больше людей начнут испытывать на себе этот душевный недуг. Поэтому в 2014 году одним из важнейших медицинских направлений станет психиатрия. Сбылось… Колебания настроения (циклотимия по-научному) для многих людей давно стали нормой. Впрочем, многие научились с этим эффективно справляться.

Айзек Азимов, три закона робототехники и научная фантастики - это триада, дающая интересный взгляд на мир будущего.

Айзек Азимов , американец белорусского происхождения, является одним из классиков мировой фантастики. Он, вместе с другими выдающимися фантастами XX века, такими, как Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и Джон Вуд Кэмпбелл, внес огромный вклад в становление золотого века американской фантастики.

Родился Айзек Азимов 2 января 1920 года в местечке Петровичи. В то время оно относилось к Мстиславльскому езду Могилевской губернии, сегодня же Петровичи входят в состав Смоленской области. В 1923 году Азимов с семьей переехал в США, где он и умер в 1992 году.
Айзик Азимов начала писать с 11 лет. Первая его публикация состоялась в 1939 году, когда журнал Amazing stories опубликовал его рассказ «В плену у Весты».

Известность пришла к Азимову спустя два года, после публикации рассказа «Приход ночи». В нем повествуется о планете, окруженной шестью звездами, вследствие чего ночь наступает здесь только раз в 2049 лет. Рассказ стал водоразделом в литературной карьере Азимова, превратив никому неизвестного фантаста в знаменитого писателя.

Примерно в это же время Айзек Азимов начал работать в направлении роботехники. Именно его рассказы, касающиеся роботов и их места в мире, принесли писателю мировую славу. В 1941 году в рассказе «Лжец», где главный герой-робот умел читать мысли, впервые появляются знаменитые три закона роботехники. Сам Айзек Азимов заявляет, что авторство законов принадлежит не ему, а Джон Вуду Кэмпбеллу, однако тот, в свою очередь, опровергает это заявление, утверждая, что он лишь помог сформулировать их, сама же идея всецело принадлежит Азимову. Так или иначе, три закона робототехники объединили множество рассказов и романов писателя, и до сих пор вызывают споры и дебаты в научном мире. Одно из самых главных направлений споров ученых касается того, применимы ли данные законы в реальности.

Итак, три закона робототехники по Азимову звучат следующим образом:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Эти три закона проходят через все творчество Айзека Азимова. В своих рассказах писатель пытался преподнести их не как постулаты или аксиомы, а как этику роботов, можно даже сказать, инстинкты. Фактически, три закона роботехники представляли собой сложнейшие математические формулы, на которых строилось сознание роботов и без которых оно просто не могло существовать. Сюжеты вех рассказов Азимова строились на причинах и следствиях нарушения трех законов или, наоборот, последствиях, которые вызывает соблюдение данных законов роботами. Персонаж одного из рассказов Азимова, рассуждая о трех законах роботехники, приходит к выводу о том, что тот, кто соблюдает их, или робот, или очень хороший человек. Этим автор хотел сказать, что три закона, сами по себе, совпадают с основными принципами большинства этических систем.

В 1986 году, в последнем рассказе из цикла, посвященного роботехники, Айзек Азимов формулирует так называемый нулевой закон:

0. Робот не может причинить вреда человеку, если только он не докажет, что в конечном итоге это будет полезно для всего человечества.

По признанию самого писателя, его тремя любимыми рассказами являются «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган». По роману «Двухсотлетний человек» был поставлен фильм, в котором робота-слугу блистательно сыграл Робин Уильямс.
Кроме этого, в 2004 году по мотивам рассказов Айзека Азимова вышел фильм «Я-робот» с Уиллом Смитом в главной роли. В центре картины – полицейский, с недоверием относящийся к роботам, которые прочно занимают место в жизни людей. Обстоятельства сталкивают главного героя с роботом, не похожим на остальных своих собратьев, поскольку он отказывается подчиняться законам трем законам робототехники. Однако вскоре выясняется, что только благодаря этому удается спасти человечество.

Творчество Айзека Азимова по-прежнему остается актуальным, свежим и интересным. В наше время бурного развития технологий, в том числе кибернетики и роботехники, проблемы, поднятые писателем более полувека назад, так и остаются актуальными и нерешенными. Возможно, внимательно изучив творчество Айзека Азимова и его три закона роботехники, мы сможем избежать многих роковых ошибок?

На мой взгляд, понятия добра и зла в свою очередь тесно сопряжены с понятием смысла жизни. Нельзя сказать, к добру или к злу некое человеческое действие, пока неизвестно, в чём вообще должна заключаться цель человеческого поведения.

Впрочем, в рамках роботехники Азимова это можно решить просто до вульгарности.
В одном из его романов описывается, как человекоподобному роботу встроили контур стремления к справедливости - определяя справедливость всего лишь как соблюдение государственных законов. "А если закон несправедлив?" - "Несправедливый закон, - отвечал робот, - это терминологическое противоречие".

Если действовать таким вульгарным образом, то можно с лёгкостью определить понятие вреда, вот только проку от таких роботов будет немного...

Ответить

Как известно уважаемым присутствующим, разработка новейших технологий, а тем более в области робототехники,сперва призвана удовлетворить потребности "оборонки", а уже потом всё остальное человечество. Думаю и так понятно, что в таких условиях Первый закон будет существенно изменён. И не в сторону всеобщей пацификации.

Ответить

  • Помните слова знаменитого писателя Курта Воннегута:"над чем бы ученый ни работал, у него в конечном итоге получается оружие".
    Наверное с подобной предпосылкой, каковая правит человеческой психологией (и не только в среде ученых) у Земли нет будущего... как не было его у тех, кто жил до нас. А вообще наше стремление к деструкции и самоуничтожению это природная закономерность... все стремится к равновесию (к положительной энтропии), только каждое тело и сущность в Природе делает это по своему. "Звезда стареет и взрывается, человек же дойдя до предела знаний сгорает при 10000 градусах Цельсия за секунду в котле ядерной войны.
    Задумайтесь над дренеримским афоризмом - "Каждый народ достоин своего правителя!.." Почему на протяжении тысяч лет людьми правят троглодиты с дубинами, не потому ли что у нас в чести сила, при которой мозгов не надо?
    Но самое страшное, - это когда мозги чтобы выжить в мире троглодитов начинают этим троглодитам служить. Потому как "Силу" мало интересует мнение мозгов, но токмо результаты: например более убойная форма резцов на дубине...

    Ответить

    • Выполнение роботом вышеупомянутых законов, - это все-таки перспектива весьма удаленного будущего... (Если оно вообще наступит!)
      Из новейших интеллектуальных систем, что созданы сейчас на базе искусственных нейронных сетей, можно выделить модель RRS-EX (Rezoning Robotic sistems - Exployer). Данная структура максимально приближена к бионическим неврологическим конструкциям... но! Интеллекта способного анализировать быстроменяющуюся объективную конфигурацию окружающей среды у RRS-EX, попросту нет. Все упирается в алгоритмический предел двоичности ("ДА-НЕТ" и в промежутке "НЕ ЗНАЮ"). Для того, чтобы научить робота мыслить и экстраполировать свои выводы, необходим некий посторонний сегмент случайности, по-другому именуемый - "Интуитивный подход для Искусственного Интеллекта" или иначе(частный, индивидуальный). Для этого необходимо выйти из стандартной теории математических алгоритмов, которая способна лишь заложить программу действий и ассоциаций для систем-ИИ, но не может придать этим системам способы частных связей в нейронных цепях, коих в биологическом мозге миллиард миллиардов, плюс поперечные влияния и импульсы (рефлекторное осознание). Выражаясь короче системам-ИИ необходима матрица индивидуальности как для самообучения, так и для умения адекватно отражать не только факты, но и постфактумы, а также принимать какие-либо собственные решения на базе заложенной ранее (обучение, воспитание) логической доминанты (логика добра или логика зла). Здесь уже не предоставляется возможности ограничить системы-ИИ тремя законами. Если все же удастся впихнуть в систему эти три закона, тогда поле для индивидуального мышления будет закрыто, следовательно, объект руководимый этими законами будет не более чем тупо калькулирующей машиной. И любой одаренный хакер прожует и выплюнет эти закона как семечки... Заметили? Все как у людей ВОСПИТАНИЕ и ОБУЧЕНИЕ! Иначе получается простой компьютер...

      Ответить

      • Сильно не согласен с вами, Любитель науки. Почему очень многие, вполне умные люди иногда высказывают, как само-собой разумеющееся, мнение, что интуиция как то связана со случайностью?

        Интуиция (позднелат. лат. intuitio - созерцание, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Бессознательное нахождение решения, озарение.

        На мой взгляд, интуиция ни как не связана, со случайностью и может быть полностью детерминирована. Как и поведение вполне разумного "живого" существа (ИИ). Детерминированность эта может задаваться именно программой. Или вы скажите, что большинство ваших действий не разумны и случайны? Врят ли.

        Высказывание о невозможности:

        >> Здесь уже не предоставляется возможности ограничить системы-ИИ >>тремя законами. Если все же удастся впихнуть в систему эти три >>закона, тогда поле для индивидуального мышления будет закрыто, >>следовательно, объект руководимый этими законами будет не более чем >>тупо калькулирующей машиной.

        Считаю безосновательным. Хотя вопрос, конечно сложный. Подобные высказывания, я думаю, хорошо бы подробно аргументировать.

        Ответить

Я считаю что в эту статью стоит добавить, что Айзек АЗИМОВ первый человек который сказал слово Робот! именно он являеться основополжником этой культуры у писателей фантастов. В добавок я не согласен с афтором статьи по поводу "вымысла богатого изображения" так как это являеться своего рода каноном работы роботизированного мозга в среде людей. а главное помните что даже Сэра Иесака Ньютона в свое время, тоже называли шарлотаном, а законы которые он "выдавал" бредом или в мягкой форме "вымыслами богатой фантазии"...

Ответить

Хочу уточнить, что слово "Робот" придумал не Азимов. В 1920 году Карел Чапек, чешский писатель употребил это слово в пьесе "R.U.R.";.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чапек
Айзек Азимов же только родился в 1920 году, что нисколько не уменьшает ценности его произведений.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Азимов%2C_Айзек

Ответить

заблуждения ли:
Наш интеллект это надстроечка, защищающая и придерживающаяся интересов тела(функционирование,репликация).
Для интеллекта, мне кажется, главное это мотивация - основная цель. Цель эта будет фундаментом для самообучения и прочего.
Добро и зло это лиш "+" и "-" для интеллекта, то есть "выгода" и "ущерб" в хитрейших хитросплетениях комбинаций и различных цепочек типа "я-семья-общество" (выгода - приближение к основной цели, или же придерживание путей её достижения). Допустим, что основная цель - выжить...

Ответить

Компания Cisco объявила о создании сообщества разработчиков Linksys. В него войдут специалисты, создающие приложения для новых интеллектуальных маршрутизаторов Linksys Smart Wi-Fi Router. Сообщество станет частью популярной сети разработчиков Cisco® Developer Network, объединяющей компанию Cisco с внешними создателями аппаратных и программных средств. В результате совместной работы в этой сети появляются протестированные совместимые решения для общих заказчиков. Компания Cisco, первопроходец в области домашних сетей, продала на мировом рынке более 70 млн маршрутизаторов Linksys и намерена укрепить свое лидерство разработкой решений нового поколения для домашних сетей.
Маршрутизаторы Linksys Smart Wi-Fi Router имеют уникальную облачную архитектуру, позволяющую разработчикам создавать приложения для любых пользовательских электронных устройств. Чтобы упростить разработку, сообществу будет предложен простой и удобный пакет разработчика (software developer kit, SDK), учебные материалы и примеры программных кодов.
"Мы находимся на пороге больших перемен, предоставляющих пользователям домашних сетей такие услуги, о каких они и не мечтали. Новая программная платформа и сообщество Linksys Developer Community открывают перед разработчиками поистине неограниченные возможности, – заявил директор по продуктам Cisco для домашних сетей Викас Бьютани (Vikas Butaney). – Работая с любыми услугами, от самых п ростых – таких, как удаленное наблюдение за квартирой, – до самых сложных, разработчики могут вносить вклад в создание ценных и полезных решений для конечных пользователей".
Некоторые разработчики уже воспользовались платформой Linksys Developer Community, пакетом SDK и другими инструментальными средствами Cisco для ускорения и упрощения разработки приложений. В результате на свет появились шесть приложений, созданных компаниями Axentra Corporation, Fresh Consulting LLC, Gemini Solutions Inc., PacketVideo Corporation, Stratedge Adroitent J.V. и Xoriant Corporation. Новые приложения отличаются простотой подключения устройств (одним нажатием кнопки), расширенными функциями управления доступом и новыми возможностями обмена мультимедийными данными. Эти приложения стали первым шагом в раскрытии широкого потенциала маршрутизаторов Linksys Smart Wi-Fi Router для конечных пользователей.
Разработчики, заинтересованные в присоединении к сообществу разработчиков Linksys, могут посетить веб-страницу http://referati.do.am, чтобы зарегистрироваться и приступить к созданию новых приложений для маршрутизаторов Linksys Smart Wi-Fi Router. Cisco предоставляет разработчикам технические, маркетинговые и торговые ресурсы, поддерживая членов сообщества на всех этапах бизнес-процессов и процессов разработки.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
2. Робот должен повиноваться приказам, данным ему людьми, кроме случаев, когда такие приказы будут противоречить Первому Закону.
3. Робот должен защищать свое собственное существование, пока такая защита не противоречит Первому или Второму Закону

Оригинал:
1. A robot may not injure a human being or, through inaction, allow a human being to come to harm.

2. A robot must obey orders given it by human beings except where such orders would conflict with the First Law.

3. A robot must protect its own existence as long as such protection does not conflict with the First or Second Law.

А.Азимов ввёл ещё один закон.
0. Робот не может причинить вреда человеку, если только он не докажет, что в конечном итоге это будет полезно для всего человечества.

0. A robot may not harm a human being, unless he finds a way to prove that in the final analysis, the harm done would benefit humanity in general.

Трём Законам, а также возможным причинам и следствиям их нарушения, посвящён цикл рассказов Азимова о роботах. В некоторых из них, наоборот, рассматриваются непредвиденные последствия соблюдения роботами Трёх Законов (например «Зеркальное отражение»).

В одном из рассказов цикла персонаж Азимова приходит к заключению об этической основе Трёх Законов: «…если хорошенько подумать, Три Закона роботехники совпадают с основными принципами большинства этических систем, существующих на Земле… попросту говоря, если Байерли исполняет все Законы роботехники, он — или робот, или очень хороший человек».

В рассказе «Улики» (1946) Азимов детально изложил моральные обоснования Трёх Законов. Один из героев рассказа, доктор Сьюзен Кэлвин приводит следующие доводы:

1. Человек обычно воздерживается от нанесения вреда другому человеку, за исключением случаев острого принуждения (например, на войне), или чтобы спасти большее число людей. Это эквивалентно Первому Закону.
2. Аналогично, чувствуя ответственность перед обществом, человек выполняет указания авторитетных людей: врачей, учителей, начальников и т. д, что соответствует Второму Закону.
3. Наконец, каждый из нас заботится о своей безопасности — а это и есть Третий Закон.

Рассказ посвящён вопросу: можно ли различить человека и робота, созданного, чтобы выглядеть человеком, внешне неотличимого от человека? Кэлвин утверждает, что если кто-то следует Законам, то он «или робот, или очень хороший человек». А на вопрос, есть ли тогда большая разница между роботом и человеком, она отвечает: «Огромная разница. Прежде всего, роботы глубоко порядочны».



Французский переводчик Жак Брекар невольно сформулировал Нулевой Закон раньше, чем Азимов описал его явно. Во французском переводе («Les Cavernes d’acier», 1956 г.) мысли Бейли переданы несколько иначе:

Робот не может причинить вреда человеку, если только он не докажет, что в конечном итоге это будет полезно для всего человечества.

Примечательно, что подобную ошибку совершили создатели фильма «Я, робот» 2004 года. Когда суперкомпьютер В.И.К.И. принимает решение ограничить свободу жителей планеты, чтобы они ненароком не нанесли вреда друг другу и своему будущему, она выполняет не Первый Закон, а именно Нулевой. Ещё интереснее то, что таким образом в фильме показывается противоречие Нулевого Закона Первому, его неэтичность. Действительно, когда речь идёт о благе человечества, система не может рассматривать людей по отдельности, а значит, ей ничто не мешает нарушить права и свободу любого или даже каждого человека. Во время войн, а нередко и в мирной жизни, люди наносят вред себе, окружающим, своей культуре. Поэтому на основании Нулевого Закона совершенно логично держать людей под постоянной опекой, не выполняя приказы столь неразумных существ.

Иногда можно увидеть, как Три Закона в шутку относят к чему-либо, что создано для блага человека. Например, под их действие должны попадать любые социальные институты, в том числе государство:

1. Государство не должно вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Государство должно выполнять свои функции, если они не противоречат Первому Закону.
3. Государство должно заботиться о своей безопасности, если это не противоречит Первому и Второму Законам.

На основе Первого Закона Джеф Раскин сформулировал законы человекоориентированных интерфейсов:

1. Компьютер не может причинить вред данным пользователя или своим бездействием допустить, чтобы данным был причинён вред.
2. Компьютер не должен тратить впустую ваше время или вынуждать вас выполнять действия сверх необходимых.

Значит компьютер не должен следить за собственной безопасностью:)

более поздние романы Азимова («Роботы Утренней зари», «Роботы и Империя», «Основание и Земля») показывают, что роботы наносят ещё больший долговременный вред, соблюдая Законы и отнимая таким образом у людей свободу совершать изобретательные или рискованные действия

Современные робототехники признают, что на сегодняшний день азимовские Законы хороши для написания рассказов, но бесполезны на практике. Некоторые утверждают, что Законы вряд ли будут реализованы в роботах, потому что это не нужно военным структурам — главному источнику финансирования исследований в этой области.

возможно, военные захотят использовать для роботов как можно больше мер предосторожности, и поэтому ограничения, похожие на Законы роботехники, так или иначе будут применены. Фантаст и критик Дэвид Лэнгфорд иронически заметил, что эти ограничения могут быть и такими:

1. Робот не может причинить вреда авторизованному правительственному персоналу, но должен ограничивать слишком назойливых посетителей с особой тщательностью.
2. Робот должен выполнять приказы авторизованного персонала, кроме приказов, противоречащих Третьему Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности с применением противопехотного оружия, потому что робот — чертовски дорогостоящая штука

Азимов Это американский писатель-фантаст российского происхождения, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки.

Айзек Азимов (англ. Isaac Asimov, имя при рождении — Исаак Озимов

Место рождения: Петровичи Горецкого уезда Смоленской губернии

Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Мстиславльского уезда Могилёвской губернии, Белоруссия (с 1929 года и поныне Шумячском районе Смоленской области России) в еврейской семье.

Вопреки поздним утверждениям Айзека Азимова, будто первоначальной семейной фамилией была «Озимов», все оставшиеся в СССР родственники носят фамилию «Азимов»

В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу. (Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше.)

После окончания десятого класса в 1935 году, 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра (B. S.), а в 1941 году — магистра (M. Sc.) по химии и поступил в аспирантуру. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Вместе с ним там же работал и другой писатель-фантаст Роберт Хайнлайн.

В феврале 1942 года, в Валентинов день, Азимов встретился на «свидании вслепую» с Гертруд Блюгерман (англ. Gerthrude Blugerman). 26 июля они поженились. От этого брака родился сын Дэйвид (англ. David) (1951) и дочь Робин Джоэн (англ. Robyn Joan) (1955).

С октября 1945 года по июль 1946 Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD, и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor), а в 1955 году — ассоциированным профессором (англ. associate professor). В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание полного профессора (англ. full professor).

В 1970 году Азимов расстался с женой и почти немедленно стал жить с Джэнет Опал Джеппсон (англ. Janet Opal Jeppson), с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов вообще не запомнил ту встречу, а Джеппсон сочла его неприятным человеком.) Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Азимов и Джеппсон поженились. От этого брака не было детей.

Умер 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности на фоне СПИДа, которым заразился при операции на сердце в 1983.