Языческая символика якутов и ее назначение. Петрова с.и. традиционное якутское шитье и вышивка. v. художественно-конструктивные особенности национального шитья. Красивая безделушка или оберег

Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен.

В каждой стране и в каждую эпоху их ношение преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. Сегодня мы поговорим о наших якутских национальных украшениях, которые известны всему миру по своей красоте и качеству. Также узнаем, что они обозначают и когда их носить.

С наступлением долгожданного лета народ Саха отмечает национальный праздник Ысыах. Ысыах – торжество жизни и Природы. Это почти единственный праздник, когда можно надевать национальные якутские украшения. Что же означают национальные орнаменты, узоры на украшениях? Из какого материала предпочитали изготавливать украшения наши предки-мастера? Какие есть обереги у якутского народа? «Умный Город» попытался раскрыть феномен якутского серебряного украшения.

Из истории:

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место.

Как и у других тюркских народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Ювелирное дело – яркая и самобытная ветвь якутского кузнечества. Отличающееся своими традициями и особым художественным стилем оно весьма самобытно и разнообразно. Этим тонким и сложным ремеслом занимались повсеместно. В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела, искусными руками которых изготовлялись разнообразные женские украшения, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.

Старший преподаватель кафедры «Истории России» Исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова Александра Николаевна Прокопьева утверждает, что основным орнаментом в якутских украшениях является лировидный орнамент, который можно по-разному интерпретировать: две собаки, грызущие кость, корова или женщина. Это растительный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Лировидный орнамент подходит женщинам детородного возраста, для замужних женщин, невест, но не для девочек и бабушек.

Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины. Пожелание семьи, потомства, богатства. Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а чуть постарше подойдет орнамент в виде бутона. Распустившиеся цветы касаются взрослой части. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, цветение и увядание. И по такой же аналогии надо придерживаться, когда покупаешь изделие. Девочке нужно дарить сережки без нижних частей, это часть замужней женщины, нужно смотреть на сам орнамент: растет ли он вверх, а не вниз.

Александра Николаевна отметила, что 19веке русская культура оказала сильное влияние на якутские традиции: «Произошло слияние понятия «якутяне»: слились якутские, эвенкийские и еще другие традиции народов, проживавших на территории Якутии. Появились украшения не совсем традиционные. Сейчас новый этап культуры — появление не национальных украшений. Это стилизованные украшения. Настоящие традиционные вещи хранятся в музеях, из-за того, что они требуют много количества серебра как материала, дорогих тканей – не каждый может это позволить. Поэтому мастер делает облегченные, дешевые варианты: тонкие, рыхлые, ажурные, украшения, где мало серебра, что-то мобильное. Но тем не менее основные мотивы сохраняются. И некоторые производители сохраняют традиции изготовления национальных украшений».

Орнамент «биэс харах» (ромб) считается оберегом. Якуты считали, что человека оберегает именно серебро. Чистый белый металл. А золота якуты не знали, но если сравнить с другими народами, то золото менее ценилось, потому что оно желтое. Считалось, что серебро очищает человека, оберегает молодых женщин. Серебро было темное, матового цвета. То, что мы сегодня видим на прилавках это уже не то серебро, оно более светлое и блестящее.

Украшения могут влиять на человека от того, с какими пожеланиями их подарили, если даритель пожелал со своим подарком хорошие пожелания, то это и будет. Оно не зависит от какого-либо орнамента. Оберегом становится искренне подаренная вещь.

Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры

«В наше время очень популярны китайские подделки якутских украшений. Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры. Лучше поддержать местных производителей, которые делают по канонам, по технологиям. Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится», — советует Александра Прокопьева, Эгэлгэ, О4уор Утум, Уран Саха, – это, по-моему, самые аутентичные производители.

Другие используют снова стилизованность и ажурность, дабы потерять массу. Якутские украшения отличаются от других своей массивностью, плотные, тяжелые. Без ажура, рюшек, это излишество. Настоящее якутское изделие совершенно другое, это пластины с гравировкой, а не ажурностью. В этом наша уникальность, это надо сохранять».

Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится

Об одежде якутской невесты в олонхо повествуется:

«…Была ей к лицу говорят,

Подвески узорного серебра,

Цепочки на шейном кольце.

Тонкие илин-кэлин кэбисэр

Переливаясь, ярко блестя

Поигрывали на груди и спине,
Круглая чеканная туосахта,

укрепленная надо лбом,

Радостно на солнце блестя,

Озаряла ее лицо…».

Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати кг)! Все это серебряное великолепие символизировало благополучие, плодородие и служило своего рода благословением родителей на выполнение женского предназначения. По составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. Но самое главное место в комплекте отводилось серьгам.

В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство. Когда женщина стареет, подвески убираются, их они передают своим дочерям, внучкам как символ продолжения рода. Она должна быть составная. Если мы рассмотрим сережку в профиль, то увидим гравировку и зооморфную форму лисы, поедающую свой хвост. Потому что образ лисы связан с образом женщины: верная жена должна быть хитрой, как лиса. Это связано и с охотничьим культом. В Вилюйских якутах была якутская традиция, когда он добыл лису он ее привозит домой, завернув во что-нибудь, занося ее в дом он надевает на нее женские украшения (илин кэби4эр, головные украшения) и заносит ее через порог и с ней разговаривают как с женщиной. Образ лисы связан с женщиной. Есть оберег са4ыл тумса – подвеска, там есть мордочка лисы. Это действительно очень интересно, но еще до конца не изучено.

Вера Илларионова, студентка юридического факультета СВФУ заставила попотеть знатоков телеигры «Что?Где?Когда?». Она задала вопрос» «Что символизирует мамина сережка?». Ответ был простым – мать и ее детей. Знатоки проиграли.

Мария Васильевна Саввинова , ветеран тыла, г. Нюрба:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Женщины надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение женщины в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая женщина могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Анастасия Жирова , студентка 3го курса РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург:

« Вчера я посетила Ысыах в Петербурге, на который пригласили меня друзья из Якутии. Светлый летний праздник народов Якутии, посвящен божествам Айыы — жителям Верхнего мира и прародителям народа Саха. И мне казалось, какой-то совершенно неведомый мир раскрыл передо мной двери и пригласил войти. И я вошла, и с головой погрузилась в его объятия. Каждая якутская женщина была облачена в серебряные украшения. Они были поразительно красивы! Я думаю, что якутские украшения придают особую магическую загадочность женщине. Кстати и у меня тоже есть якутские украшения, подаренные друзьями из Якутии!».

Степанида Лященко , метеоролог, г.Якутск:

«Я в свое время работала с якутскими национальными украшениями в Петербурге. Сейчас в центральной России идет мода на этническую одежду, украшения. Якутские изделия широко известны и популярны даже за пределами России. Иностранцев привлекает мастерство якутских мастеров и качественный материал, из которого он сделан».

Аял Карякин , визажист и стилист салона «Beauty&Style»:

«Мне как стилисту нравятся якутские украшения. Они многофункциональны: можно скрыть недостатки фигуры, показать свой статус и чувство вкуса в моде. Тонкие илин-кэбисэр и неброские браслеты можно совмещать с деловыми рубашками, водолазками. Чем тоньше, тем они привлекательнее смотрятся. Когда я работал на «Moskow Fashion Week» якутские изделия из серебра были очень востребованы, было много желающих их приобрести».

В наше время по большому счету национальные украшения потеряли свое символическое значение, став повседневным атрибутом практически любой современной женщины. Но от этого интерес к ним ни чуть не угасает, а наоборот, подстегиваемый широким ассортиментом видов, моделей и цветов только разгорается. Однако в этом разнообразии можно потеряться. Ведь выбрать для себя украшения дело не простое. Но якутские украшения, как видите, всегда актуальны, а главное могут сочетаться с любой одеждой, для любого мероприятия.

Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, Т.П. Тишина выделяет в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.).

Виды якутского орнамента

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.

Прямая линия

Обратимся, прежде всего, к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру. В вышивальном искусстве прямые линии (рис.1) «дьураа» или «курдаа?ын ойуу» в применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа.

К числу распространенных мотивов в якутском орнаменте относится мотив креста (рис.2). Одна из его особенностей заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе

Рис. 1 Прямые линии




Рис.2 Мотив креста


по дереву, косторезном искусстве. Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста -- символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.

Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции

Зигзаги и арочные мотивы

Зигзаги (рис.3), или арочный мотив (рис.4), особенно характерны для украшения интерьера урасы (тип старого летнего жилища якутов) и ее декоративной перегородки - хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор).

Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. В соответствии с представлениями саха того времени Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир, разделенный на девять ярусов, населен добрыми духами - айыы, которые покровительствуют людям на земле. Их патриархальный уклад отражает земной образ жизни. Средний мир якутской мифологии - это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы.

К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент - сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды -- в набедренниках, рукавицах и обуви.

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.

Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.

Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов.

Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Рисунок в виде цветов. "Цветочный рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).

У многих народов украшения и орнаменты служили в качестве защитных талисманов. Например, на якутские обереги наносились символические узоры, имевшие сакральный смысл. По рисунку, нанесенному на предмет, определяли, для чего и кому он предназначен и какому роду принадлежит. А также различные изображения были посвящены Богам и призваны покровительствовать во всем людям.

История амулетов

Якутские обереги имели двойное значение, их использовали как украшения и они призваны были защищать обладателя от злых духов и сил. Их делали из шкур животных, позже - из металла. Кузнецы, умевшие выковать тончайший орнамент, считались шаманами. По форме и узору многих предметов можно было узнать о статусе и положении человека.

У якутов, например, по серьгам узнавали, замужем женщина или девушка на выданье. Пояс на мужчине использовался как амулет и указывал, какой он охотник и что за положение занимает в обществе. По орнаменту на сосудах было видно, какие из них предназначены для жертвенных приношений, предметы бытового обихода имели другие рисунки. Защитными талисманами в виде колокольчиков из медвежьей шерсти украшали коней, чтобы те отпугивали злые силы.

Виды талисманов


Когда девушка надевала свадебный костюм, то все украшения на ней должны были ее защитить от негатива.

Самыми красивыми были украшения якутских девушек, а невеста имела очень богатый наряд. Из украшений были кольца, браслеты, серьги, нагрудные и наспинные подвески. Они не только украшали девушку, но и имели защитное значение, защищая чакры обладательницы. На мужской наряд нашивали ромбовидный орнамент, состоящий из пяти ромбов, символизировавших пять стихий. А также украшался пояс, в середине каждого элемента был круг, как женский знак. Этот атрибут тоже призван был защищать владельца от злых духов.

Особое значение имели серьги, они определяли статус обладательницы. Они имели плоскую форму, повторяющую изгибы женской фигуры. Круглый проем в них посредине говорил о том, что женщина замужем, а подвески на сережках указывали о детях. Национальная шапка тоже украшалась сакральными символами, она не только защищала от холода, но и охраняла голову от внешнего влияния.

Символы и орнаменты

Якутские традиционные обереги:


Для девушек украшения изготавливались с элементами цветов.

  • Узор лировидной формы или женской фигуры. Представляет собой символ плодородия и развития. Чаще всего такой вид имели серьги, девочкам-подросткам подходили украшения в виде бутона, а распустившимся цветком украшались сережки девушки.
  • Рисунок в облике аиста. Защищал женское счастье, преданность и верность, жизнь и продолжение рода.
  • Узор в виде геометрических фигур. Означал природные стихии, например, солнце имело очертания круга, а знаки внутри отображали его связь с внешним миром.
  • Орнамент в образе лошади или оленя. Их связывали с движением вперед, это знаки возрождения и вечного обновления в природе.
  • Рисунок на украшениях в форме дерева жизни. Символизировал духовную и созидательную силу народа.
  • Растительные узоры с очертаниями листьев березы. Они означали чистоту и вдевались в уши невест как сережки.
  • Орнамент, повторяющий изгибы растений. Представляет собой знак плодородия и достатка.
  • Украшения в облике рыб. Символизировали благополучие и богатство.

У северных народов считалось, что в мире много злых духов, способных навредить человеку. И на своих амулетах они никогда не изображали людей.

Якутский орнамент в оберегах, в зависимости от их значения, влияет на человека, если их дарят с добрыми пожеланиями, а также охраняет от сглаза и недобрых сил. Трафареты узоров, которые используют якуты в своих украшениях, показаны здесь:


При изготовлении традиционных украшений люди данной народности могут использовать различные узоры.
  • prntscr.com/l0edwy;
  • prntscr.com/l0efde;
  • prntscr.com/l0efog;
  • prntscr.com/l0efx2;
  • prntscr.com/l0eg61.

Северные народы бережно хранят свои традиции и используют сакральные орнаменты, украшая ими одежду или в украшения. Якутские мастера изготавливают их не только из серебра, которое очень ценилось в давние времена, а, но и из золота и драгоценных камней. Такие талисманы охотно носят модницы по торжественным случаям. Более простые украшения можно использовать ежедневно, главное их свойство, как и у всех оберегов, это чистота помыслов и бескорыстие.

О якутских украшениях, по большому счету, известно немного. Хотя упоминания о металлических изделиях якутов встречаются, начиная с самых ранних письменных источников путешественников и первооткрывателей Ленского края, но в этнографической литературе дореволюционной Якутии сведения о них во многом отрывочны и носят фрагментарный характер.

В целом, как пишет в своих трудах «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование» Саввинов Анатолий Иванович, якутские украшения отличаются архаичностью форм, самобытностью конструкции и художественного стиля. Характерной особенностью являются строгая ансамблевость форм, торжественность. Якутские серьги в основном были трех видов: бусиные серьги (туорах ытар5а), серьги-колечки (колооско ытар5а), серьги с подвеской (тугэхтээх ытар5а). Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. В отличие от среднеазиатских и других народов якутские традиционные серьги не имели вставок из цветных камней.

До влияния русской культуры якутские серьги были проволочными в виде знака вопроса, - рассказала нам Капитолина Яковлева, доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета СВФУ, кандидат исторических наук. - Они часто шли с черными, белыми и синими бусинами. Но такие серьги также были распространены по всей Евразии. В Сибири такие украшения были у алтайцев, хакасов, тувинцев. Женщины носили такие серьги по две-три в каждом ухе. К сожалению, наши исследователи не пишут, что в якутской культуре это что-то обозначало. Но, например, у народов Амура это имело особое значение, вплоть до того, есть ли у женщины дети. Кстати, у них еще были серьги в носу, которые означали, что женщина бездетная.

Позже такие якутские серьги начинают усложняться, бусины заменяются полыми подвесками. Они могли быть даже монетой. Далее появилось очень много различных форм. Исследователи пишут, что имеется более 30 вариантов. Серьги-цветочки, колокольчики, елочки, сиэль, ханха и т. д. Есть мнение, что традиционной формой якутских сережек считается лировидная фигура, состоящая из двух зеркально образованных S-образных форм. В быту мы привыкли называть ее «в форме женщины».

Стоит отметить, что многие люди связывают украшения такой формы с оберегами под покровительством богинь плодородия, чадолюбия, хранительниц природы и материнства - Иэйэхсит и Айыысыт. Известно, что в якутской культуре данная форма олицетворяет женское начало, а подвески по середине и снизу - детей. Лировидный орнамент подходит молодым девушкам, для замужних женщин и невест. Если рассматривать историю возникновения самой формы лиры, то она достаточно спорного характера. Существует множество предположений о происхождении, семантике орнаментального мотива. В целом традиционный состав якутского орнамента носит самобытный характер, хотя в нем нетрудно обнаружить отдельные элементы восточных стилей и характерные мотивы русского народного искусства. Это сейчас мы видим женщину, а исследователи говорят, что серьги в форме лиры пришли в якутскую культуру под влиянием русской культуры.

В старину на Руси существовали такие русские серьги под названием «голубцы». Их форма состояла из образов двух птичек, соединенных и смотрящих в разные стороны. По одной из версий, именно эти «голубцы» и сформировали форму лиры. К слову, такие же украшения есть и у татар. Они такие серьги называют «русскими серьгами». Но татары называют их не лировидными, а миндалевидными. Такие же украшения есть у алтайцев. У них серьги один в один похожи с якутскими, но если наши выполнены полностью из металла, то у них подвески из бусин, - рассказывает Капитолина Максимовна.

У якутов существует целый ряд поверий и обычаев, связанных с использованием металлических украшений. Помимо известной лировидной формы, которая означает плодородие, в современности также используются узоры в виде оленя и стерхов. Так, например, олень – дух леса и защитник природы в якутской мифологии. Украшение с ним олицетворяет неразрывную связь человека и природы, благородство, величие и грацию.

Также наиболее часто можно встретить на молодых девушках серьги с фигурой стерхов. Украшения с ними означают чистоту и свободу. Серебряные сережки с танцующими стерхами призваны оберегать женское счастье. Считается, что они должны быть обязательно парными и их нельзя ни в коем случае разделять, чтобы не разрушить семейную жизнь.

Имеется также мнение по поводу якутских серег, что количество подвесок снизу символизирует будущее потомство женщины. То есть сколько висюлек – столько детей хочет иметь молодая девушка. Но есть и другая версия, согласно которой, это не будущие отпрыски, а уже рожденные.

Все эти интерпретации, я думаю, люди придумывают сами. Культуре свойственно меняться, обогащаться. Значение символики всегда изменяется. Украшения диктуют и декларируют поведение владельца, а также воздействуют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение, - считает Капитолина Яковлева.

В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения за исключением отдельных их видов. В основном в большом ходу несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Настоящие стопроцентные традиционные украшения хранятся в музеях. В современных реалиях их сложно носить не только из-за вида, но и из-за веса. Сейчас современные мастера изготавливают облегченные варианты, добавляя к традиционным формам свою фантазию. Но тем не менее сохраняя основные мотивы.

Евдокия САМСОНОВА

Материал подготовлен с использованием материалов диссертации кандидата исторических наук Саввинова А.И. «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование»