Во сколько месяцев дети начинают сидеть. На что обратить внимание, чтобы ребенок начал говорить. Умения ползать и ходить – когда

С появлением в семье ребенка у новоиспеченных мамочек и папочек появляется не только огромное количество поводов для радости, но и множество вопросов. Особенно сложными оказываются вопросы, касающиеся тех или иных норм.

Существует огромное количество таблиц, в которых приводятся сроки, когда ребенок должен уметь выполнять те или иные действия. Но если с умением держать головку, сидеть или ходить, как правило, все тревоги, вызванные отставанием от среднестатистических норм, проходят через месяц-другой, то ожидание, когда кроха заговорит, может растянуться на месяцы, а иногда и годы.

Так все-таки, когда ребенок должен начать говорить? Однозначный ответ в данном случае дать сложно, ведь все дети разные. Однако есть усредненные показатели.

7-10 месяцев

В этом возрасте кроха должен уже, как минимум, пытаться лепетать , то есть издавать нечто наподобие «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

Кроме того, малыш должен реагировать на речь взрослых и пытаться выполнять те или иные действия, слыша определенные слова, например, хлопать, услышав про ладушки или махать в ответ на «пока-пока».

12 месяцев

К этому возрасту ребенок вполне способен заговорить. В среднем, годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов . Причем, учитываются не только полноценные слова, но и «мя», которое обозначает кошку, «ава», которым называют собаку, «купи», произносимое перед купанием и прочие детские словечки.

Впрочем, бывают и молчуны, которые не желают произносить ничего. Стоит обратить в этом возрасте внимание на пассивный речевой запас . Даже если малыш молчит, он должен понимать уже не менее, пятидесяти, а лучше ста слов. При этом кто-то знает, что такое кубик, а кто-то - что такое трактор, кто-то понимает фразу «идем кушать», а кто-то упорно ее игнорирует, но раздевается, услышав слова «пойдем купаться».

24 месяца

К этому моменту нормой считается не менее пятидесяти слов и уметь строить из них простейшие предложения, вида «мама, дай», «баба, на», «кидай мячик», «дай пить». Впрочем, это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован огромный пассивный запас слов.

30 месяцев

В этом возрасте ребенок использует в речи не менее двух сотен слов , причем, если раньше это были в основном существительные, глаголы и местоимения, то теперь к ним добавляются прилагательные. Малыш должен знать всех родственников, произносить имена, знать собственное имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

36 месяцев

В норме трехлетки уже должны говорить так, чтобы незнакомый человек смог понять большую часть сказанного крохой. Предложения уже должны быть связанными и сложными. В этом возрасте ежедневно малыш произносит множество новых слов.

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны . И если один в одиннадцать месяцев читает стихи, а другой знает только два слова, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие.

Но не стоит впадать и в другую крайность, полагая, что если в два года ребенок не говорит ничего, а лишь лепечет, то это просто особенность развития. Да, это может быть и нормой, но лучше на всякий случай проконсультироваться со специалистами .

От средних норм дети могут отставать на три-пять месяцев в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и прочих факторов, поэтому если в два года ребенок не знает положенных ему пяти десятков слов, стоит немного обождать. Но если к двум с половиной годам он по-прежнему не может произнести больше двадцати, хотя бы, простейших слов, это повод посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Отставать в речевом развитии ребенок может из-за болезней, нарушения кровоснабжения головного мозга, задержки в общем развитии, проблем со слухом или речевым аппаратом, аутизмом и прочими отклонениями.

Впрочем, такие диагнозы встречаются редко. Чаще всего дети не говорят не из-за отклонений в развитии, а вследствие того образа жизни, который ведут они и родители.

Раньше начинают говорить малыши, которым много читают. Причем, начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот частое сидение перед телевизором способно замедлить развитие речи .

Чем больше с малышом общаются, тем скорее он заговорит. Увы, многие родители допускают ошибку, считая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, значит разговаривать с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, у него формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, что крайне важно для развития речевого аппарата.

Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком . Если это отставание становится сильным, стоит уздечку подрезать.

Слишком активные дети могут начать говорить позже . У них эмоции бьют через край, и дети просто не успевают выражать все словами. Также и излишне тихие и спокойные малыши могут начать говорить позже сверстников. Их все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.

Уже с 4 месяцев младенец начинает издавать различные звуки. Когда он остается в комнате один, можно услышать сначала пропевание простых звуков, а потом тишину. Так кроха тренирует свои речевые навыки, и называется это детским лепетом. Идет время, ребенок развивается, появляются первые слова. Но иногда речь задерживается. Родители таких малышей волнуются и ищут ответ на вопрос о том, Если ребенок не заговорил до двух лет, то стоит обратиться к врачу-неврологу, затем к логопеду. Возможно, отсутствие речи - это симптом болезни или врожденных патологий. Но во многих случаях молчание - признак неготовности малыша к общению. Он боится чего-то или не испытывает интереса к взаимодействию с близкими людьми.

Во сколько лет дети начинают говорить слова?

В самом начале малыш старается изучить, отрепетировать отдельные звуки - «М», «Б», «Т». Особенно ему нравиться распевать гласные «А», «И», «Е». Вскоре после звуков в речи ребенка появятся слоги. Не стоит ожидать, что они будут правильными. Возможны варианты, которые взрослые люди в речи не используют: «ОЕ», «ЕИ», «БУФ» и т.д. Исправлять ребенка не стоит, так же, как и навязывать ему правильный вариант. Всему свое время. В каком возрасте дети начинают говорить? Есть развитые детки, которые очень рано радуют родителей первым словом. А есть малыши-молчуны, которые более года не пытаются заговорить. Первым и самым дорогим словом для крохи, скорее всего, станет слово «Мама». Потому что мама - самый важный человек для младенца. Но, возможно, малыш скажет «Папа» или «Баба», чем осчастливит папу или бабушек. Пассивный словарь ребенка в год и три месяца, по исследованиям психологов, составляет от 4 до 232 слов. Чтобы ребенок развивался быстрее, ему нужно уделять много внимания. О том, какие занятия и упражнения будут полезны для развития речи младенца, вы узнаете далее.

Занятия для развития речевых навыков

Неважно, в каком возрасте дети начинают говорить, важно, насколько им этот процесс нравится, и как их поощряют родители. Если первое слово осталось без похвалы, следующее может появиться нескоро. Уделяйте внимание малышу в моменты его стараний. Приободрите его, расскажите ему, какой он замечательный и талантливый. Младенцам это жизненно важно для развития! Свободное время, которое вы планируете провести с малышом, посвятите занятиям и играм для развития речевых навыков. Вот несколько советов по поводу того, как помочь ребенку заговорить:

  1. Пойте младенцу, гримасничайте, дарите эмоции, налаживайте эмоциональный контакт. Смотрите ему в глаза и разговаривайте четко, спокойно, ласково. Правильно произносите слова, не коверкайте названия предметов.
  2. В своих монологах обращайтесь к ребенку и оставляйте паузы для его ответов. Поддержите старания младенца ответить вам похвалой и лаской.
  3. С самых первых звуков обучайте ребенка звукоподражанию животным. Скажите крохе: «Собачка говорит «Гав»!» Возможно, он попробует повторить этот слог на своем языке.
  4. Читайте ребенку книги со сказками, стихами, потешками. Можно подключить к процессу карточки со словами и картинками.
  5. Снабжайте ребенка игрушками разной фактуры и формы. Делайте массаж ручек и ножек. развивается - речь улучшается.
  6. Если ребенок не разговаривает упорно, то нужно наладить с ним контакт. Возможно, малыш затаил обиду.

Проводите занятия для малыша с удовольствием и весельем. Если ребенок устал или болен, не стоит начинать уроки речи. Иначе вы отобьете желание к обучению надолго. Надеемся, что вы узнали из этой статьи, в каком возрасте дети начинают говорить, и как им помочь в этом. Пусть ваши старания помогут малышу радовать вас новыми словами!

В каком возрасте ребенок начинает говорить – такой вопрос беспокоит многих родителей. Ведь многим хочется, чтобы кроха уже скорее начал говорить первые слова, объяснять, что он хочет, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, переживаниях. Но всему свое время, и дети по-разному начинают выдавать свое первое слово – кто-то ранний, кто-то попозже.

Этапы развития речи малыша

Нет таких здоровых детей, которые бы не научились говорить, не стали бы понимать сказанного и не смогли произносить различные слова и предложения. Основы речи у детей закладываются едва ли не с самого рождения ребенка. До 6 месяцев он активно впитывает все то, что говорит ему мама, и это становится основой его речи. Говорящих детей в таком возрасте не бывает.

Нередко родители путают детский лепет с речью. На деле это не так. Лепет – по сути, тренировка и подготовка речевого аппарата к активному говорению. Он способствует наработке знаний и активизации говорения. При этом врачи все равно определяют ряд достижений малыша в разные сроки – до двух лет. Потому что именно 2 года – это точка для многих, когда малыш должен говорить.

Как развивается речь до полугода

В 1 месяц ребенка у него уже отмечается реакция на речь. Так, например, он может перестать плакать, если родители начнут с ним ласково разговаривать, утешать его и успокаивать. К окончанию 3 месяца у малыша проявляется гуление – он начинает проявлять живость характера и достаточно активно участвует в общении со взрослыми.

В 5 месяцев ребенку становится обычно интересно, откуда раздается тот или иной звук. А если он начинает петь, что не редкость, у него меняется интонация голоса. В районе 7 месяцев кроха может произносить отдельные слоги, как например, ба, ма и т.д.

Дальнейшее развитие речи

Если начали следить за тем, как развивается речь малыша, следует смотреть на то, что он говорит дальше. В 8-месячном возрасте ребенок все больше говорит слогами, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д. У него начинает расширяться количество звуков, которыми кроха может оперировать. К 10 месяцам у него слоги уже даже могут складываться в слова: мама, ляля и т.д.

В год у ребенка есть уже 5 слов в запасе, в основном они двусложные. Но он показывает, что очень хорошо понимает обращенную к нему речь – может откликнуться на просьбу родителей принести мячик, дать пирамидку и т.д. Понимает слово нельзя. И как раз в этот период малыш уже начинает оперировать дорогими сих сердцу словами – мама и папа.

Далее словарный запас начинает активно пополняться, т.к. отмечается и более активное познание мира. У малыша образуются определенные связи – он может взаимосвязывать предметы и действия, подбирать к ним объяснения. Правило здесь может быть только одно – чаще с ним разговаривайте, объясняйте, показывайте. Это позволит ребенку лучше ориентироваться в пространстве, получать объяснение тех или иных слов и предложений и т.д. Научить ребенка правильно говорить не так и сложно – главное, набраться терпения и любви.

Каким может быть возраст первого слова

Первое слово ребенка – волнительный момент в жизни каждой семьи. Причем далеко не всегда обязательно, чтобы это было полноценное слово – специалисты утверждают, что достаточно, чтобы это был набор звуков, которые похожи на слово, например, ка – каша, те – тетя, бах вместо упал. Наука о раннем развитии считает такие высказывания полноценными словами. И тут можно сказать, что, отвечая на вопрос, когда ребенок начинает говорить, можно сказать, что и в год. В тот период, когда в его лексиконе должны присутствовать обычные логопедические слова-слоги, разные звукоподражания и т.д.

Тут основная проблема – определить, не являются ли такие высказывания случайными. Это определяется не так и сложно – если одни и те же наборы звуков повторятся в одних и тех же ситуациях, значит, речь идет о закономерности. Специалисты рекомендуют не подыгрывать крохе, лепеча как он. Ведь в таком случае малыш никак не научится говорить правильно – с крохой следует изначально разговаривать правильно и литературно красиво. Например, грамотный пример речи выглядит следующим образом: когда ребенок говорит: «Би-би», мама должна ему сказать: «Да, это машина» . Также стоит стимулировать и его на проявления речи. Например, спросить: «Где машина?» — он должен показать на нее или даже назвать.

Когда проявляются первые фразы

Когда ребенок начинает говорить фразами – это еще один вопрос, связанный с основами развития речи. Традиционно считается, что уже в 2 года малыш должен разговаривать некоторыми фразами. Конечно же, они не должны быть сложными. Причем под фразой понимают даже простое предложение из лепетных слов. Считается, что к периоду активного говорения у крохи в словарном запасе должно быть не менее 250-300 единиц слов. Причем они должны быть разнообразными – наречиями, предлогами, глаголами и т.д.

В три года у ребенка уже появляются сложные предложения в лексиконе, есть прилагательные и предлоги. В 4-5 лет речь становится более совершенной, появляются вопросы.

Если же у малыша в возрасте 2 лет отсутствуют двухсловные фразы, стоит обратиться к врачу-логопеду. Он должен объяснить родителям, как научить ребенка говорить в 2 года. И тут стоит не затягивать, т.к. велик риск запустить ситуацию, из-за чего будет довольно сложно догнать сверстников.

Что следует делать, чтобы стимулировать малыша на говорение

Родителям следует помогать малышу начать говорить. Причем стоит понимать, что сделать это не так сложно. В первую очередь, следует стимулировать стремление крохи постоянно проявлять любопытство – больше вопросов и ответов помогают отлично развивать речь. Говорить с ребенком надо плавно, четко и довольно размеренно, а вот сюсюканье не рекомендуется.

Для развития речи и пополнения лексического запаса требуется постоянно читать книги ребенку – так он получит запас знаний литературной речи, что научит его правильно излагать свои мысли. Для того чтобы развивать речь ребенка, надо обогащать его мышление образами, впечатлениями и т.д.

Отличным решением станет использование метода: повтори за другими. Если ребенок общается с другими малышами, которые еще и умеют говорить, он быстрее начнет общаться, т.к. в силу возраста ему интересно тянуться за другими и обучаться от них всему тому, что они умеют. Дополнительно развивают речь танцы, песни, прослушивание музыки.

Почему могут отмечаться задержки

Если же малыш, достигнув возраста 3 года, не говорит, следует обратиться к специалистам. Ведь причин, по которым не происходит естественное развитие, довольно много. Так, например, отсутствие речевой активности может быть следствием проблем со здоровьем у ребенка:

  • Задержка развития нервной системы
  • Кислородное голодание, пока ребенок был в утробе матери
  • Проблемы со слухом

Но чаще всего причиной проблем служат не патологические нарушения (ведь про них врачи знают намного заранее и уже к 3 годам стараются их скорректировать). Нередко проблемы с речью возникают по вине провоцирующих факторов, в числе которых:

  • Трудности с мелкой моторикой: обычно она стимулируется при помощи разных пальчиковых игр, и именно поэтому ребенку нужно стимулировать пальчиковую активность практически с рождения – это может быть массаж, упражнения, рисование, лепка и т.д.
  • Проживание ребенка в интернациональной семье, когда родители разговаривают на разных языках: в этом случае у крохи могут возникать путаницы с переключением языка
  • Невнимательность к малышу со стороны родителей: нередко проблемы бывают там, где дети воспитываются няней – в такой ситуации им не хватает объема общения и эмоций, чтобы начать вовремя говорить
  • Слишком большая активность со стороны родителей: если мама и папа стараются предугадать любое желание крохи, у него, естественно, нет и желания говорить что-либо, ведь его и так неплохо понимают
  • Стрессовые ситуации: если вокруг малыша постоянно скандалы и хаос, он вполне может замкнуться в себе, даже если ему всего лишь 2 года

Как стимулировать речь ребенка

Родители должны помочь малышу, если он никак не может начать говорить. В первую очередь, следует запастись терпением. Нередко происходит так, что кажется, будто кроха необучаем, а потом он вдруг начинает говорить сразу и много. Но ждать не стоит, следует постоянно пытаться разговорить малыша. Когда пойдут первые слова, не стоит перебивать желание ребенка их произносить – одной из ошибок будет заставлять его произносить то, что хочется родителям.

Если родителей что-то смущает, стоит обратиться к логопеду-дефектологу. Это позволит вовремя выявить проблемы и наладить ситуацию. Тем более, что если ребенок к 4 годам так и не заговорит, все равно придется идти на прием.

Не стоит зацикливаться на том, говорит малыш или нет. Лучше постепенно наполнять его словарный запас – это будет продуктивнее и полезнее. Поправлять кроху надо, но делать это следует очень аккуратно и ненавязчиво. В противном случае, если слишком давить на малыша, у него и вовсе может пропасть желание говорить.

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев >>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев >>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев >>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год >>>
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?