Веселые упражнения для тренировки письма

Уважаемые родители! Дорогие ребята!
Мы с вами уже вовсю работаем в обычных тетрадях.
Хотя, конечно, они не совсем обычные.
Они – школьные, ученические тетради, и выглядеть должны как тетради настоящих школьников.
А для этого надо соблюдать несложные правила.

Порядок ведения и оформления тетрадей.

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком;
  • Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета (хочу особо подчеркнуть – шариковой, а не гелевой);
  • Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
Оформление письменных работ по русскому языку.
  • Между работами в первом классе, когда дети пишут в узкой линии, пропускаем 1 строчку.
  • При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца).
  • Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
  • В ходе работы строчки не пропускаются.
  • Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
  • Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
  • Справа строка дописывается до конца.
  • Использование правил переноса обязательно.
  • Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Оформление письменных работ по математике.
  • Между работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
  • Между видами упражнений пропускается 1 клетка вниз.
  • Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух клеток.
  • Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
  • Дату можно записывать традиционно посередине (в 12-ой клетке).
  • В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).
  • Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий.
  • Слово «Задача» пишется посередине строки (мы пишем его в 12-ой клетке), отмечается номер.
  • Оформление задач также требует соблюдения принятых норм.
  • Схема и решение задачи пишутся с левой стороны.
  • Ответ пишется под решением, пропуская вниз 1 клетку.
Исправление ошибок
  • Неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, часть слова, слово предложение – тонкой горизонтальной линией, вместо зачёркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения, не употреблять для исправления скобки, т.к. они являются пунктуационным знаком.
  • Не разрешается пользоваться резинкой или другими способами подчистки написанного.
В виде рисунка использована работа Насти М. Обратите внимание, что в текстах мы выполняем грамматические задания - ставим точки под буквами, обозначающими гласные звуки, выделяем слоги дугами и ставим ударение.

«Открытый урок по чтению» - В каком возрасте ты начал(а) читать? Вальтер Скотт - Айвенго Константин Щемелинин - Я Ярослав Гашек - Приключения бравого солдата Швейка Николай Гоголь - Тарас Бульба Рони Старший - Борьба за огонь. Сейчас - 65 место. Уже в 1037 году в Древней Руси Ярославом Мудрым была основана библиотека. Рафаэлло Джованьоли - Спартак Эрнест Хемингуэй - Старик и море Герберт Уэллс - Война миров Василий Аксенов - Остров Крым Александр Покровский - Расстрелять.

««Литературное чтение» 1 класс» - Психологический настрой. Расскажите о своей любимой игрушке по плану. «Попрыгать - поиграть». Почему произведения этих писателей объединены в один раздел. Речевая разминка. Работа с ноутбуками. «Живая картинка» Саша Черный. Агния Львовна Барто. Ответьте на вопросы. Юнна Мориц. Н.Носов. Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

«Любовь к чтению» - Поставим проблему. Вопросы читателя-школьника. Список. Конкретизируем проблему. Культурные авторитеты. Культурный канон. Способность художественного текста. Современное чтение. Опрос наших культурных авторитетов. От чтения «обязательного» к чтению «свободному». Отнесенность текста к числу прецедентных.

«Майнашевские чтения» - Приветствия участников Майнашевских чтений песнями, стихами и танцами. Выступления на пленарной части: Участники педагогических чтений. Содействовать расширению практики исследовательской деятельности по творчеству В. Майнашева научной и педагогической общественности. Кожуховской С.В., директора МОУ Чарковская РШИС(П)ОО.

«Внеклассное чтение «О зиме»» - Полезнее чтенья нет дела на свете. Словарная работа. Люблю природу русскую. Декабрь, январь, февраль. Мы рисуем зиму. Какие зимние игры и забавы вам нравятся. Зимушка-зима. Какие признаки зимы мы наблюдаем у нас на Кубани. Как хорошо под снегопадом. Страничка юного читателя. Прозрачный лес один чернеет.

«Викторина по литературному чтению» - Когда появился журнал «Весёлые картинки». Чему не учила Ирочка своего попугая. Узнай произведение по ключевым словам. Кто написал рассказ «Как получаются легенды». Чего Ирочка не говорила в ответ на бабушкины просьбы. Кто из перечисленных животных не упоминается в «Весёлых стихах». Прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

Как обидно, когда стараешься, выводишь букву за буквой, сдаешь тетрадь с домашним заданием, а получаешь от учителя замечания красной ручкой: «Неразборчиво», «Будь аккуратнее», «Обрати внимание на почерк». В век электронных технологий, когда дети много печатают и водят пальцем по планшетам и смартфонам, хороший почерк стал встречаться реже. Многие пособия составлены так, что ученикам нужно лишь добавлять в задание пропущенные слова, а не копировать в тетрадь предложения целиком. И когда современным школьникам задают сочинение или упражнения на списывание с учебника, они вздыхают: опять писать.
Прежде всего, успокойте ребенка, который сидит над тетрадью в расстроенных чувствах, и скажите что каллиграфический почерк - это, конечно, здорово, но бывает он далеко не у всех. Неидеальный почерк не мешает многим ученым и творцам становиться знаменитыми и успешными: убедитесь в этом, посмотрев в интернете примеры писем известных писателей и художников. Однако разборчивый, почерк в школе, особенно начальной, влияет на оценки. Ребенку и самому нравится смотреть в чистую тетрадь, и у окружающих от аккуратного почерка остается приятное впечатление. Поэтому в наших интересах следить за почерком детей и подбирать для них упражнения на совершенствование письма.

Что может помочь научить красиво писать?

Хорошая ручка

Большинство людей подтверждают: почерк зависит от ручки, которой они пишут в данный момент: шариковая, гелевая или перьевая ручки меняют стиль письма, если какую-то из них человеку приятнее держать в руке. Рассмотрите в канцелярском магазине ручки с разными корпусами: тонкие, широкие, трехгранные, ребристые - пусть ребенок потренируется на листке бумаги и найдет свою по тактильным ощущениям ручку. Для многих важен и цвет стержня: кому-то радуют глаз голубые и тонкие линии, а другим нравится стержень потолще насыщенного, фиолетового цвета. Чтобы научиться правильно держать ручку, приобретите письменные принадлежности - ручку и карандаш - со специальными выемками. Пальцы быстро запомнят правильное расположение, и, потренировавшись, ребенок без проблем перейдет на обычные ручки.

Удобная поза

Сколько бы ни твердили учителя и родители о важности правильной осанки, дети все равно склоняются над партой. В результате возникает напряжение в мышцах, рука затекает и болит. Не уставайте следить за детской осанкой и правильной посадкой. В школе ребенок спешит за одноклассниками и учителем, поэтому рука быстро устает, а буквы пляшут. В домашних условиях есть возможность не торопиться. Перед выполнением письменных работ предложите «разбудить» руки: пусть ребенок помнет пластилин, сделает массаж пальцев. Если кисть устает во время письма, можно потрясти ее, размять плечи, сжимать и разжимать кулачки под ритм известного стишка «мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

Старые добрые прописи

Сочетайте классические прописи, в которых ребенок должен обводить палочки, крючки и спирали, и красочные игровые пособия с интересные заданиями: нарисовать завитушки на бороде у Деда Мороза, полить из лейки цветы с помощью струй-пунктиров, обвести узоры на платье принцессы. Чем больше ребенок натренируется в прописывании простых форм - диагоналей, округлостей, спиралей, тем лучше ему будут даваться буквы и их связки. Предложите писать в прописях цветными карандашами или ручками с разноцветными стержнями - для домашних занятий такие вольности вполне допустимы.

Развиваем мелкую моторику

Чем лучше ребенок захватывает мелкие предметы - пуговицы, бусины, камешки и ракушки - тем проворнее станут его пальцы, а рука будет меньше уставать при письме. Лепите из глины и пластилина, собирайте паззлы и мозаику, играйте с лего, сортируйте содержимое детской копилки на монеты разного достоинства. И, конечно, рисуйте и раскрашивайте. Приобретите мягкие цветные карандаши (можно акварельные), на которые ребенку не придется сильно нажимать и напрягать руку.

Веселые упражнения для тренировки письма

. Пишем по воздуху. Напишите пальцем или ручкой в воздухе короткое слово так, чтобы ребенок следил взглядом за вашей рукой и это слово отгадал. А потом поменяйтесь: попросите ребенка писать медленнее и шире, чем в тетради - так и ему, и вам будут понятны движения рук, а ребенок их заодно и отработает.
. Придумай автограф. Предложите детям представить себя кинозвездами, любимыми мультгероями или литературным персонажами. Какую бы подпись они для себя придумали, чтобы раздавать автографы для поклонников?
. Точная копия. Посмотрите в интернете примеры разных почерков и предложите ребенку скопировать пару строк текста, который ему нравится. Дети, особенно в 10-12 лет, любят меняться и примерять на себя новые образы, это задание может им прийтись по душе.
. Пишем сладким кремом. Тренировать письмо можно не только ручкой, но и палочкой на песке, пальцем на запотевшем стекле, веточкой на снегу. Предложите ребенку необычную идею - написать на торте слово сладким кремом с помощью кондитерского мешка.
. Письменные задания. Пишите друг другу записки, назначьте ребенка ответственным за составление списка покупок, предложите ему записывать главное событие своего дня в личном дневнике. Решайте вместе кроссворды, рисуйте лабиринты - чем больше ребенок будет работать с буквами и линиями, тем больше практики получит.
. Курсы каллиграфии. Каждому хочется сделать что-нибудь необычное, чтобы окружающие ахнули. Может быть, свиток или грамота, подписанная вязью, вызовет у одноклассников и учителей удивление и восторг. Предложите детям посетить пробное занятие на курсе каллиграфии и попробовать овладеть этим необычным мастерством. Обязательно поговорите с классным руководителем о том, что вы работаете над улучшением почерка, чтобы учитель был мягче в своих оценках и относился к проблеме с пониманием. Хвалите ребенка за прогресс и не показывайте огорчения, если у него пока плохо получается. Дети сильно переживают, если расстраивают родителей, и их психологические состояние напрямую отражается на красоте письма. Больше всего им хочется перестать стесняться своих неровных букв и без ужаса ждать уроков, на которых нужно много писать. Воодушевите их и напомните о том, что Москва не сразу строилась: вы видите, что дети тренируются и работают над собой, а значит, хорошие результаты не заставят себя ждать.

Могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из бумажных разноцветных полос или из фантиков от конфет. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по их изготовлению требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, позже они сами изобретают разные по размеру и цвету бусины, с удовольствием нанизывают их на длинную нить.

Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Очень хорошо для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам, лучше толстым.

Пальчиковые игры
Не забудьте про «пальчиковые» игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые» игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните «Сорока, сорока, кашу варила...». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как «пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте «поздороваться» пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - «бегает» по столу. Покажите малышу и такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как изобразить зайчика, собачку. Научите этому своего малыша.
Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения , способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Игры для будущих учеников
«Я самый меткий»
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (при этом руку нельзя отрывать от бумаги).

  • Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
  • Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
  • Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
  • Найди выход из пещеры.
  • Проследи путь бабочки.
Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы малыш проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.

«Узнай, кто я»
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо малышу).

Крохе в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается и они не могут скоординировать действия глаз и рук.
На листе бумаги нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации тонкой моторики руки.
Эта методика может использоваться на собеседованиях при определении готовности детей к школьному обучению. По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее:

  • какой рукой малыш рисует (правой или левой);
  • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекается ли во время работы;
  • высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;
  • сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно.

В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по квадратикам рисуете, например кораблик, домик, грибок, а малыш должен точно его повторить. И в заключение «тренинг-тест», упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на бумаге 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В них ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды чадо переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш . Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет спад темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.
Обязательным условием выполнения задания является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите малышу, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы их было потом проще подсчитать.
Терпения и успехов вам и вашему чаду в трудном деле подготовки к обучению письму!