В осеева печенье читать онлайн. НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Муниципальное образовательное учреждение для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 95»

«Дом детства»

Город Новокузнецк

Конспекты логопедических занятий для детей дошкольного возраста

подготовили

учителя-логопеды

Шипицына Ольга Ильинична,

Шеянова Ольга Викторовна

Новокузнецк 2010

Тема: «В.А. Осеевой «Печенье»

Цель : обучение творческому рассказыванию.

Коррекционно-образовательная задача : учить строить целостное высказывание; упражнять в подборе слов-синонимов; учить придумывать свой конец к рассказу.

Коррекционно-развивающая задача : развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом материале, опираясь на исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная задача: прививать интерес к литературе с помощью собственного творчества, формировать нравственные качества воспитанников.

Оборудование : аудиозапись рассказа «Печенье», персонажи рассказа, человечки – улыбающийся и грустный, краска, салфетки.

Ход занятия

    Организационный момент.

    Сообщение темы .

Логопед. Сегодня вы прослушаете рассказ, у которого вкусное сладкое название «Печенье». Автор рассказа В.А. Осеева. (См. приложение)

Логопед. Что высыпала мама на тарелку?

Дети . Печенье.

Логопед . Кто сидел за столом?

Дети. За столом сидели Витя и Миша.

Логопед. Как мальчики разделили печенье?

Дети. Печенье разделили поровну между собой.

Логопед. Витя и Миша правильно разделили печенье?

Дети. Печенье разделили неправильно, мальчики забыли о маме и бабушке.

Логопед . Как вы относитесь к поступку мальчиков?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Как бы вы разделили печенье?

    Дидактическое упражнение «Раздели печенье».

Детям раздаются фигурки персонажей рассказа, предлагается между ними разделить печенье.

Логопед. Ребята, вы сумели правильно разделить печенье, вашим мамам и бабушкам будет не стыдно за вас.

    Физминутка.

Рисование «печенья» (круг, квадрат, овал) в воздухе ладонями поочерёдно.

    Установка на придумывание своего конца рассказа.

Логопед. Представьте, что вы – писатели, у вас есть возможность продолжить рассказ, разрешить эту непростую ситуацию, придумайте окончание рассказа.

    Придумывание детьми своего конца рассказа «Печенье».

Заслушивание ответов детей.

1-й ребёнок. Я бы сходил в магазин и купил ещё печенья, напоил бы маму и бабушку чаем.

2-й ребёнок. Я бы испекла блинчиков, положила на блюдце вкусной сметанки.

3-й ребёнок. Я бы испекла вкусное, рассыпчатое печенье.

Логопед. Ребята, мне понравились окончания ваших рассказов. А вам?

Заслушиваются ответы детей.

    Зарисовка печенья.

Логопед предлагает нарисовать «печенье». Рисование красками пальчиком. «Печенье» различной геометрической формы. После окончания занятия будет предложено «печенье» подарить сотрудникам группы.

    Игра «Хорошие поступки».

Логопед. Я буду зачитывать предложение, а вы решайте, какой это поступок, если хороший, то ставьте улыбающегося человечка справа от себя, если плохой – грустного человечка слева от себя.

Мальчик рвёт книгу.

Девочка моет посуду.

Мальчик у дерева с рогаткой.

Девочка гуляет с собакой.

Девочка читает книгу.

Ребёнок дразнит собаку.

Мальчик кормит кошку.

Логопед. Каких поступков перечислено больше?

Дети. Хороших положительных поступков перечислено больше.

Логопед. А какие вы хорошие поступки совершали?

Заслушиваются ответы детей.

    Работа над словами-синонимами . Игра «Скажи по-другому».

Логопед. Положительных качеств у людей много, например, честность, мужество. А вы какие знаете?

Дети. Трудолюбие, честность, доброта.

Логопед. Как можно назвать доброго человека?

Дети. Хорошим, нежадным.

Логопед. Как можно назвать мужественного человека?

Дети. Храбрым, смелым.

Логопед . А честного человека?

Заслушиваются ответы детей.

С древнейших времён положительные качества русского народа прославлялись в сказках, былинах.

Логопед . Каких героев вы бы назвали смелыми?

Дети. Смелыми были Иван-Царевич, Илья Муромец.

Логопед. Кто же был трудолюбивым?

Дети . Настя из сказки «Морозко», Золушка, Крошечка-Ховрошечка.

    Итог занятия, оценка деятельности детей.

Конспект индивидуального занятия на тему: «Звук Ш»

Этап автоматизации звука в словах.

Цель: формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звука Ш в словах, совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа), формировать навыки ориентировки в пространстве.

Коррекционно – развивающая задача: развивать внимание, память, артикуляционную, тонкую моторику, силу голоса.

Коррекционно - воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, исполнительность, контроль за собственной речью.

Оборудование: игрушка гном, варенье, баранки, блины, чашечка с чаем, бумажная шапка «Невидимка», плоскостные изображения кусочков сыра, иллюстрация дорожки с мышью, коробочка с предметными картинками на звук Ш , краски.

Ход занятия

Логопед. Сегодня к тебе на занятие пришёл гномик Шик.

Поздоровайся с ним.

Ребёнок здоровается с гномом.

    Сообщение темы занятия.

Логопед. Гномик Шик вместе с тобой будет учиться произносить звук Ш в словах.

    Артикуляция звука

Логопед. Вспомним, какую форму принимают губы при произнесении звука Ш , а язык какую форму принимает?

Произнесём звук Ш вместе с гномиком.

Ребёнок произносит звук Ш.

    Характеристика звука.

Логопед. Расскажи гномику всё, что ты знаешь про звук Ш .

Ребёнок. Звук Ш согласный, глухой, твёрдый.

    Дыхательная гимнастика.

Логопед. Когда гномик шёл к тебе в гости по улице, на голове у него была волшебная шапка Невидимка.

Показ шапки .

Логопед. А на улице в это время дул сильный ветер.

Ветер сорвал с головы шапку гномика, и она полетела. Гномик поймал шапку и одел её обратно на голову.

Покажем как дул сильный ветер.

Ребёнок дует на бумажную шапку.

    Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Гномик Шик пришёл в гости не с пустыми руками. Посмотри, что он принёс: варенье, баранки, блины, чашечка.

Покажем, какие баранки принёс гномик

Выполняется упражнение « Колечко».

Логопед. Посмотри, какие аппетитные блины.

Выполняется упражнение « Лопаточка».

Логопед. Покажем язычком красивую чашечку с чаем, будем следить за тем, чтобы чай из нашей чашечки не выливался.

Выполняется упражнение «Чашечка».

Логопед. Посмотри, какое красивое варенье.

Выполняется упражнение « Вкусное варенье».

    Речевая зарядка.

ША-ША-ША

ШУ-ШУ-ШУ

ШИ-ШИ-ШИ

    Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Подними или спрячь».

Логопед. Гномик хочет с тобой поиграть в игру «Подними или спрячь».

Я сейчас буду произносить слова, а ты внимательно их слушай. Если в слове услышишь любимый звук гномика, то поднимай его волшебную шапку над головой, а если в слове не услышишь звук Ш , то прячь шапку под стол.

Слова: шиповник, калоши, морж, магазин, кошка, шапка, торт, жук .

    Упражнение в образовании форм родительного падежа.

На столе стоит коробочка, в которой лежат предметные картинки на звук Ш.

Логопед. Посмотри, какая интересная коробочка, наверно её тоже принёс Шик. Посмотрим, что в ней.

Ребёнок достаёт карточки и называет слова со звуком Ш .

Логопед. Наш гномик большой шутник. Он очень любит прятать разные вещи и играть в игру «Чего не стало?»

Сейчас я буду закрывать шапкой-невидимкой картинку, а ты будешь называть чего не стало.

    Развитие тонкой моторики.

Логопед. Гномик мне рассказал о том, что в его домике поселился мышонок, который любит сыр.

Показ иллюстрации.

Л
огопед.
Посмотри на картинку и пальчиком проводи мышонка по лабиринту к сыру. Затем окуни пальчик в краску и пальчиком проведи дорожку от мышонка к сыру.

Ребёнок, окунув пальчик в краску, проводит дорожку от мышонка к сыру, затем раскрашивает пальчиком цветы.

Дидактическая игра « Тихо - громко».

Логопед. Посмотри, что у меня есть, да это же кусочки сыра! Один большой, а другой маленький.

Показ плоскостных изображений двух кусочков сыра.

Л
огопед.
Их тебе передала мышка в подарок. Она благодарна тебе за то, что ты её проводил её к сыру.

Логопед. Поиграем с волшебными кусочками сыра.

Я сейчас буду произносить слова со звуком Ш и показывать кусочки сыра. Если я произнесу слово и покажу большой кусочек сыра, то ты повторишь слово громко, а если я произнесу слово и покажу маленький кусочек сыра, то ты повторишь слово тихим голосом.

Слова: кошка, мышка, мошка, шуба, камыш, шалаш.

    Итог занятия. Оценка деятельности ребёнка.

Логопед. Нашему гномику пора возвращаться домой. Ему очень понравилось у тебя в гостях.

Какой звук ты учился красиво произносить на занятии?

Ребёнок. Звук Ш.

Список литературы

    Гризик Т. И. Занимательная грамматика. - М.: Просвещение, 2008. -32с.

    Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М: Просвещение, 2004. – С.156.

Интернет-ресурсы

. yandex. ru (картинки)

Приложение

Рассказ В.А. Осеевой «Печенье». Мама высыпала на тарелку печенье . Бабушка зазвенела чашками . Вова и Миша уселись за стол. - Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки . - Ровно? – спросил Вова. Миша смерил глазами кучки. - Ровно! Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо . Кучки печенья быстро уменьшались . - Рассыпчатое! Сладкое! – говорил Миша. - Угу! – отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали . Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай . Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба .

Семья собралась устроить чаепитие. Мама положила в блюдо печенье. Бабушка радостно помогала накрыть на стол. Все расселись. Вова пододвинул блюдо с печеньем к себе.

Брат Вовы Миша сказал, чтобы тот поделил печенье на двоих. Они выложили печенье на стол и распределили его на пару частей. Убедившись, что кучки равные, мальчики попросили у бабушки чаю. Старушка налила внукам чаю.

За столом стояла тишина. Печенье постепенно исчезало. Ребята за оби щеки уплетали угощенье, нахваливая его вкус. Женщины просто молчали. Когда от печенья не осталось ни крошки, Вова с чувством выполненного долга, погладил себя по животу и ушел от стола.

Миша, дожевывая крайний кусочек печенья, поглядел на маму. Женщина, молча мешала ложечкой чай, от которого еще не отпила ни глоточка. Мальчишка взглянул на бабушку, она хрустела корочкой черного хлеба.

Этот рассказ о плохо воспитанных мальчиках, думающих только о себе. Они даже не догадались, что их родные тоже бы не отказались от печенья. Эта вина родителей, что в свое время не объяснили детям, как нужно поступать, делиться с ближними. Теперь они видят результат своей ошибки.

Это произведение учит быть внимательными к окружающим, совестливыми и не жадными.

Картинка или рисунок Печенье

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Три года Чехова

    В произведении отражены некоторые моменты жизни московского коммерсанта Лаптева. В самом начале перед нами перед нами предстает наш главный герой, ожидающий в саду на лавочке Юлию Сергеевну с церковной службы

  • Краткое содержание Без языка Короленко

    В этом произведении говорится о необычных приключениях переселенцев в Америке. Один мужчина, по имени Осип, родом из поселка Лозищи, который расположен в Волынской губернии, принимает решение ехать в Америку

  • Краткое содержание Вредные советы Остера

    В книге, адресованной непослушным детям, в стихотворной форме даются оригинальные советы, как вести себя в различных ситуациях. Например, на день рождения нужно прийти без подарка, постараться сесть за столом поближе к торту

  • Краткое содержание Пушкин Маленькие трагедии

    Маленькие трагедии состоят из 4 рассказов: Скупой рыцарь Сюжет драматического произведения разворачивается в эпоху средневековья. Главные герои трагедии пожилой рыцарь и его сын Альбер

  • Краткое содержание Катаев На даче

    В основе рассказа положен сюжет, взятый из военного времени 1941 года. Русская семья с двумя маленькими детьми, трехлетней Женей и пятилетним Павликом, из-за внезапного нападения вражеский воздушных сил пережила настоящий ужас.

Наталья Гриненко
НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье»

Программное содержание :

Учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы , понимать и правильно оценивать поступки героев;

Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа ;

Учить детей составлять творческий рассказ (новое окончание рассказа )

Закреплять навык составления предложений по вопросам

Развивать слуховое внимание и восприятие;

Воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям.

Словарная работа : сахарница, чаепитие, зазвенела чашками, рассыпчатое , поровну

Ход занятия:

1ч. Мотивация. В группе накрыт стол для «чаепития» : чашки с блюдцами, «конфеты, «печенье » на тарелочках.

Воспитатель приглашает детей на чаепитие, угощает «конфетами» всем по одной, но печенья всем не хватает . Что делать? Дети предлагают варианты, как выйти из ситуации. Чтобы всем хватило можно поделить печенье пополам .

Вовремя «чаепития» воспитатель предлагает поиграть в р/ игру

«Скажи наоборот» , закрепляет названия чайной посуды.

В. - Как весело нам всем вместе пить чай и беседовать. Я предлагаю вам послушать рассказ , о том как в одной семье проходило чаепитие.

2 ч. Чтение рассказа В . Осеевой «Печенье » .

3ч. Беседа по содержанию.

Как вы думаете, понравилось маме и бабушке печенье ?

Почему маме и бабушке было грустно?

Как звали мальчиков?

Что сделала мама? Бабушка?

Что предложил сделать Миша?

Как разделил печенье Вова ?

Когда печенье кончилось , что делала мама? А бабушка?

4ч. Физминутка «ЧАЙНИК» .

Вот большой стеклянный чайник, Надули живот. Одна рука на поясе, другая изогнута,

Очень важный, как начальник. как носик чайника

Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе, другая опущена

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя круг руками

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Легли на ковёр, вытянулись

Он посуду нам принёс.

5ч. Творческое рассказывание

В. - Ребята, как вы думаете какой по характеру рассказ «Печенье » ?

А давайте придумаем другой конец этого рассказа , чтобы он не был грустным (выслушивает ответы детей)

Воспитатель предлагает детям обыграть новую ситуацию.

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ №14

учителем начальных классов

Власовой Анастасией Александровной

Дата 17.02.2017 ФИО учителя Власова А.А.

Класс 3 «Б»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Цель урока:

Ознакомление детей с рассказами В.А.Осеевой «Печенье» и «Лекарство»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Печенье»

Ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Лекарство»

Формирование навыков работы с текстом

Формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

Формирование чувства эстетического удовольствия

Развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать анализировать

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

Коммуникативные:

1.Готовность получать информацию

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать произведение

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Форма: урок взаимообучения

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические;

Беседа;

Средства обучения:

Печатные;

Демонстрационные;

Аудиовизуальные;

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

План урока.

1. Организация начала урока.

3. Постановка проблемы.

4. Физминутка

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1 слайд

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их, обернитесь и подарите свою самую искреннюю улыбку.

Тихо сели за парты. Проверили свою посадку: спина прямая, обе ноги стоят на полу, вам ничего не мешает. Вы готовы плодотворно работать.

2 слайд

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Скажите, название каких слов спрятано в этом стихотворении? (Вежливых)

А зачем нужно говорить людям вежливые слова? (Ответы учащихся)

Конечно же, вежливые слова нужны для того, чтобы поздороваться, пожелать удачного дня, счастливой дороги и просто показать свою доброту и воспитанность.

3 слайд

Сегодня, ребята, по всему миру отмечается День Проявления Доброты . В этот день люди творят добро, бескорыстно помогают друг другу и животным. Помните, что если человек ожидает что-то взамен от своего доброго поступка, то это уже не является искренней добротой.

Скажите, а только ли в этот день люди должны быть добрыми? (ответы учащихся)

Правильно, каждый день нужно стараться сделать доброе дело, сказать приятные слова или просто искренне улыбнуться.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

Скажите, какое доброе дело совершил главный герой произведения, которое мы изучали на предыдущих уроках? (он спас девочку из горевшего дома)

Вспомните название этого произведения. (Рассказ о неизвестном герое)

4 слайд

Можно ли назвать поступок главного героя мужественным и смелым? (Да)

Почему? (Парень рисковал своей жизнью)

Ожидал ли он награды за свой подвиг? (Нет)

Что же произошло с главным героем, когда он спас девочку? (Он уехал на трамвае)

Найдите этот фрагмент в тексте.

Почему никто не мог его найти? Найдите описание этого человека.

А что означает знак ГТО? (Готов к труду и обороне)

Как вы считаете, парень оправдал своим поступком свой значок? (Да, оправдал)

3. Постановка проблемы.

Скажите, к кому должны дети относиться с добротой и уважением? (К старшим, к родителям, к животным, друг к другу)

5 слайд

У вас на партах лежат конверты пословицами. Вам необходимо в паре собрать пословицу.

Какая пословица у вас получилась? (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет)

Думаю, что все собрали пословицу правильно.

6 слайд

Посмотрите на доску. (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.)

Подумайте, что означает эта пословица? (ответы учащихся)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся)

7 слайд

Мы переходим к изучению нового раздела под названием «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

8 слайд

Поможет нам погрузиться в эту тему творчество Валентины Александровны Осеевой. (Демонстрация портрета)

Встречались ли вы раньше с творчеством этой детской писательницы? (Ответы учащихся)

С каким её произведением вы ознакомились раннее? («Почему?»)

Рассказы Валентины Осеевой о плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

4. Физминутка

Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы проведем речевую физминутку, сопровождающуюся движениями. Повторяйте за мной.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давайте еще раз, только быстрее попробуем делать движения и четко произносить слова.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Откройте учебники. Прочитайте название произведения «Печенье». Скажите, разве название связано каким-то образом с темой нашего урока? (ответы учащихся)

А сейчас вы узнаете, какой глубокий смысл содержится в этом произведении.

Сейчас вы послушаете аудиозапись, готовьтесь ответить на вопрос «Это произведение - сказка или рассказ?»

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

9 слайд

Ребята, это сказка или рассказ? (ответы учащихся)

Докажите, что это рассказ.

Могли ли такие события произойти в реальной жизни? (Да, могли)

В этом произведении есть волшебство? (Нет)

Есть ли в этом произведении борьба добра и зла? (Нет)

Есть ли в этом произведении троекратный повтор? (нет)

Молодцы! Вы доказали, что данное произведение - рассказ.

Чтобы подготовиться к чтению скажите, как вы понимаете выражение «смерил глазами»? (сравнил)

- Как вы считаете, действие рассказа происходит во время завтрака, обеда или ужина?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется? (ответы учащихся)

Кто действует в рассказе? (Вова, Миша, мама и бабушка)

Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? (Они молчали)

- Почему молчали мама и бабушка? Что было на душе у них? (ответы учащихся)

- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики? (Эгоистами)

10 слайд
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?

доброта бесчувственность лживость жадность совесть эгоизм любовь бездушие

черствость уважение

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? (ответы учащихся)

Я верю, что вы бы никогда так не поступили и обязательно поделились бы со своими родными.

Скажите, только ли мальчишки могут так поступать со старшими людьми? (ответы учащихся)

Сейчас вы узнаете об этом, прочитав следующий рассказ Валентины Осеевой. Говорит ли нам название этого произведения что-то о его содержании? (ответы учащихся)

Приготовьтесь после моего чтения ответить на вопрос о том, кто является главными героями в этом рассказе?

11 слайд

Кто главные герои этого рассказа? (Мама, дочка и доктор)

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)

- Почему Осеева так назвала рассказ? (ответы учащихся)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора? (ответы учащихся)

Как вы думаете, чем мог закончиться этот рассказ?

Прочтем этот рассказ еще раз в полголоса. (Жужжащее чтение)

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

6. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, чем похожи эти два произведения? Какими бы советами могли вы помочь ребятам? (ответы учащихся)

- Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Вы сегодня прекрасно работали, все активно отвечали и старались выразительно читать. Спасибо вам за урок!

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

В. Осеева «Печенье».

Цель:

    приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);

    совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;

    развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю, каждый в классе – гений.

Но без труда талант не впрок,

Мы вместе сочиним урок!

Я уверена, вы мне поможете. А чтобы всё получилось нам надо потрудиться.

2. Подготовительные упражнения.

а) Дыхательная разминка:

«Остуди чай» «Понюхай цветок» «Сдуй пылинку».

б) Звуковая разминка :

Работа насоса……ф-ф-ф-

Шум леса …ш-ш-ш

Бег лошадки …цок-цок-цок…

Рычание тигрёнка …р-р-р

Полёт пчелы …з-з-з

в) Литературная разминка.

(слайд с антонимами)

Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.

Учитель . Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

- У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только какую человек открывает в себе больше.

А теперь поработаем над пословицами. Соедините начало с концом.

Ученики . Эти пословицы о семье.

– Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

(Это любимые, самые родные люди, которые уважают друг друга, помогают. Семья- это любовь, дружба, тепло, уют в доме, взаимовыручка и взаимопонимание, совместный труд, общие интересы и т.д.)

Тема урока

Учитель . Ребята, всему, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Валентины Александровны Осеевой.

Рассказ у чителя о биографии В.А.Осееевой.

В 1902 году в городе Киеве на Украине родилась писательница В.А. Осеева. Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят рассказы, сказки, стихи, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». А вот ещё известные произведения В.Осеевой.

(показ слайда с книгами)

А теперь прочитайте девиз нашего урок (слайд девиза)

А вы знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь. И рассказы В.Осеевой хоть и небольшие, но очень поучительные. Рассказ, который мы с вами будем читать сегодня, тоже заставит вас задуматься.

    Физминутка. Перед чтением давайте немножко расслабимся.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

5.Первичное восприятие текста (читает учитель)

Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».

(слайд с картинкой)

Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Покажите Почему?

Кто герои рассказа?

Как можно назвать их одним словом? (семья)

Понравилась вам эта семья? Покажите сигнальными карточками.

Вижу, что не понравилась. Ну что ж, давайте разберёмся.

6. Работа с текстом по учебнику

Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их.

(слайд с трудными словами)

1) Повторное чтение и анализ прочитанного :

1-я часть (1-ый абзац)

Где происходит действие?

Зачем собралась семья? (чаепитие)

Для кого мама принесла печенье?

Покажите, какое настроение было в семье в начале рассказа? (белые)

2-я часть (до слов « рассыпчатое, сладкое» )

С какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)

С какими словами обратился Миша к бабушке?

Изменилось настроение у мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)

3-я часть (до конца)

Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье? (Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи)

А вы поступаете также?

Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

(Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, им очень обидно и неприятно, что дети так себя повели)

Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.

На доске запись:

Вежливый Невнимательный Эгоист

Жадный Добрый Бессовестный

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)

Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова

- А хотели бы вы иметь таких друзей?

- Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? (почитанию старших, уважению к родителям)

Давайте ещё раз обратимся вот к этим пословицам. Они подходят к рассказу «Печенье»?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

(слайд: уважать, относиться с любовью)

Дорогие ребята! Совсем недавно мы с вами отмечали красивый праздник Международный женский день 8 Марта. Мы поздравляли своих мам, бабушек, сестёр. Но вы должны их любить не только по праздникам. Если вы хотите сделать маму счастливой, поступайте так, чтобы она радовалась каждый день и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!» Не огорчайте своих мам, не обижайте бабушек, всегда помогайте и помните, что мама дала вам жизнь, вскормила вас своим молоком. Помните об этом особенно, когда станете взрослыми. И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама.

(музыкальная презентация о маме)

8. Завершение работы

Давайте ещё раз вернёмся к рассказу. Завершая работу над текстом, я хочу предложить вам интересное задание. Рассказ я разделила на части и каждую часть приклеила на полоску цветной бумаги. Они ничего вам не напоминают?

Да, это цвета радуги. Задание: расположить части текста так, чтобы получился рассказ. И если части соберём правильно, получим радугу. Итак, с какой полоски начинается радуга?

Дети выходят к доске, читают отрывки и из полосок складывается радуга.

Появилась радуга на доске сейчас. Веселее стало на душе у нас.

Только последняя полоска пустая. А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец. Это и будет ваше домашнее задание.

Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

-- Дели по одному, -- строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

-- Ровно? -- спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

-- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

-- Рассыпчатое! Сладкое! -- говорил Миша.

-- Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевала корочку чёрного хлеба...