Урок на тему «Тропа здоровья на участке детского сада. Тропа здоровья Положение о тропе здоровья в детском саду

Тема проекта: «Тропа здоровья».

Сроки реализации: апрель — сентябрь.

Руководитель: инструктор по физической культуре Долгих Н.В.

Участники проекта: Инструктора по физической культуре, педагоги, зам. зав. по ВМР, заведующий, воспитатель-экол ог, родители.

Вид проекта: практико-ориенти рованный, коллективный.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательско й деятельности.

Проблема исследования:

К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Это вызвано рядом факторов.

— Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

— Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

— Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность , познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение.

Таким образом, в целях объединения оздоровительных и экологических факторов целесообразно создать «Тропу здоровья».

Гипотеза исследования:

Исходя из целей и задач, мы выводим следующую гипотезу.

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

1.​ Профилактика плоскостопия.

2.​ Улучшение координации движений.

3​. Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

4.​ Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

5​. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.

6​. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Создать рабочую группу по реализации проекта.

2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.

3. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

4. Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.

6. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».

Результаты исследования:

1​. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

3​ Выпуск журнала для родителей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации:

  • 1. Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность.
  • 2. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья».
  • 3. Подбор растений для цветника.
  • 4. Установление связей со сторонними организациями, привлечение родителей.

2.Творческая деятельность:

  • 1. Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
  • 2. Распределение обязанностей внутри рабочей группы.
  • 3. Разработка нормативно- правовых документов.
  • 4. Определение режима функционирования «Тропы здоровья».

3. Практическая деятельность:

  • 1. Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка.
  • 2. Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой.
  • 3. Разбивка цветника.

3 этап. Презентация результатов исследовательско й деятельности:

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

2. Выпуск журнала для родителей.

Приоритетными направлениями в деятельности МДОУ "Центр развития ребенка первой категории детский – сад № 85" г. Челябинска (далее – МДОУ) являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям , коррекционно­-развивающее обучение и воспитание.

В МДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и . В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья и мини­стадионы в группах, бассейн, сауна, комната для массажа.

Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно­правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2007–2008 гг. в МДОУ была организована "Тропа здоровья". Расскажем об этом подробнее.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

"Тропа здоровья" в детском саду позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Основными целями организации "Тропы здоровья" в детском саду являются:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально­психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Организация "Тропы здоровья" в детском саду осуществлялась поэтапно.

Первый этап – создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: заведующий МДОУ, воспитатель (руководитель группы), инструктор по физкультуре, педагог­п-сихолог, педагог изодеятельности, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • методика оздоровления детей в детском саду с помощью "Тропы здоровья";
  • охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;
  • ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" в детском саду представлена в приложении 1);
  • режим функционирования "Тропы здоровья" (приложение 2);

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Второй этап – установление связей со сторонними организациями (Управление экологии и природопользования администрации г. Челябинска, детский экологический центр, областной краеведческий музей, зоопарк, Российское общественное детское экологическое движение "Зеленая планета", региональная общественная детская экологическая организация "Планета детей", организация по предоставлению ландшафтных услуг и др.). С названными организациями были заключены договоры:

  • о паспортизации и инвентаризации;
  • о сотрудничестве;
  • о некоммерческом сотрудничестве;
  • возмездного оказания услуг;

Третий этап – согласование обеспечения финансовой поддержки со стороны депутата городской Думы. Благодаря финансовой поддержке и была создана "Тропа здоровья" в детском саду.

Администрацией МДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования "Тропы здоровья" в летний период (приложение 3), инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья" в детском саду (приложение 4), график работы специалистов в летний период (приложение 5), ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 6).

"Тропа здоровья" в детском саду длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

  • травяной покров;
  • песчаную поверхность;
  • поверхность с галькой;
  • поверхность с бутом.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" в детском саду представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, желудями и вкопанными деревянными спилами и пеньками.

"Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая свето­воздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн с фонтанчиком. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Для "Тропы здоровья" в детском саду специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: кефир, сок и витаминизированный напиток "Золотой шар" с кальцием (в 10.00), напиток из шиповника (после занятий в бассейне с дошкольниками), "Люкс-вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

На "Тропе здоровья" в детском саду используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная доска, ребристая доска, мостик с перилами, веревочная лестница, тоннель для лазания) и игровое (мельница, водоплавующие птицы, домик для ежа, туристическая палатка). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (домовенок Кузя, "волшебная печь", Колобок).

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);
  • упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание по лестнице; лазание под гимнастическую скамью, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;
  • подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

"Тропа здоровья" в детском саду используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми, тогда как оформление уголка здоровья в детском саду позволяет проводить занятия только днем. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

  • посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
  • вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
  • сделать несколько дыхательных упражнений;
  • походить босиком по песку, траве;
  • покатать желуди, шишки ступнями ног;
  • полюбоваться красотой цветущих растений;
  • понаблюдать за работой фонтанчика;
  • просмотреть памятки и листовки;
  • выпить чашечку фито­чая.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" в детском саду позволили добиться следующих результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто­весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно­двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально­психического состояния дошкольников.

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"


Условные обозначения:

    Театрализованная зона
    1а) кострище;
    1б) малые архитектурные формы;
    1в) цветники;
    1г) информационный стенд

    Пеньки

    Искусственная трава

    Бревна

    Водоем

    Песок

    Мостик

    Стилизованная гора уральских самоцветов

    Валуны

    Плитняк

    Шаровидные ивы

    Кустарники

    Полынь

Приложение 2

Режим функционирования "Тропы здоровья"

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Все группы

Воспитатели групп

Игры малой подвижности

То же

То же

Физические упражнения

– " –

– " –

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

– " –

Инструктор по физическому воспитанию,старшая медсестра,массажист

Дыхательная гимнастика

– " –

То же

Корригирующая гимнастика

– " –

– " –

Точечный массаж

– " –

– " –

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

– " –

Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, педагог­психолог

Закаливающие процедуры
(хождение босиком,солнечные ванны)

– " –

То же

Музыкальное воспитание(театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы)

– " –

– " –

Психологическое сопровождение(психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

– " –

– " –

15.15–15.30

Гимнастика после сна

– " –

Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра

Дыхательная гимнастика

– " –

То же

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

– " –

Старший воспитатель,музыкальный руководитель, заведующий

Индивидуальная работа с детьми

– " –

То же

Развлечения, досуг

– " –

– " –

Праздники (по плану)

– " –

– " –

Встречи с родителями

– " –

– " –

Приложение 3

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85"

ПРИКАЗ15.05.2008 № 213

Об организации функционирования "Тропы здоровья" в период летней оздоровительной кампании

Во исполнение приказа Управления образования Тракторозаводского района «Об организации летней оздоровительной кампании в МДОУ "Лето­2008"», в целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МДОУ ЦРР ДС № 85 и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на "Тропе здоровья":

  • режим функционирования;
  • сетку занятий;
  • график работы специалистов;
  • перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;
  • график питьевого режима;
  • график гигиенических процедур и занятий в бассейне.

2. Заместителям заведующего по УВР и АХР обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

3. Старшей медсестре обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

3.3. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Соблюдать режим функционирования "Тропы здоровья".

4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

4.5. Постоянно вести "Журнал здоровья" детей.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру;

6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" – заместителя заведующего по АХР;

6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – заместителя заведующего по АХР;

6.4. За содержание цветников – старшего воспитателя.

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей
на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне в ходе эксплуатации бассейна в ДОУ .

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий __________________ Л.С. Чевтаева

Приложение 5

График работы
специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–17.30

Педагог­-психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре (бассейн)

Вторник, четверг

9.00–13.00 (занятия)

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Учитель­-логопед

Понедельник – вторник

9.00–12.45

Среда

9.00–13.0016.30 – 17.30

Четверг, пятница

13.00–16.45

Учитель­-логопед

Понедельник, вторник

13.00–16.45

Среда

9.00–13.0016.30–17.30

Четверг, пятница

9.00–12.45

Приложение 6

Ежедневный план
закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятие

Номер группы

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Купание в бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла

Нормативные документы

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03")
  • Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"
  • Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"
  • "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" от 20.06.1986 № 11-22/6-20
  • «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» от 29.10.1984 № 11-14/26-6
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" от 16.06.1980 № 11-49/6-29
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей" от 07.06.1979 № 290-м

Скачать книгу «Медицинское обслуживание в ДОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Л.С. Чевтаева,
зав. МДОУ "Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85" г. Челябинска, руководитель высшей категории, лауреат премии губернатора Челябинской обл.

Тропа здоровья на участке детского сада.

В течение 2013-2014 года в нашем детском саду был реализован прект «Детский сад –территория здоровья». Приоритетными направлениями в деятельности МК ДОУ Воронцовского детского сада являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В детском саду создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами, оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».

Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает вниманиеребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.

«Тропа здоровья»- это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.

Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.

Основными целями организации тропы здоровья являются:

— профилактика плоскостопия;

— улучшение координации движения;

— улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»

— улучшение эмоционально-психического состояния детей;

— приобщение детей к здоровому образу жизни.

Создавалась «Тропа здоровья» поэтапно.

На первом этапе была организована работа творческой группы, в состав которой вошли: заведующий ДОУ, старший воспитатель, руководитель по физическому воспитанию, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

— методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

— охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

— ландшафтный дизайн;

— режим функционирования «Тропы здоровья».

На втором этапе администрацией ДОУ были разработаны следующие документы: инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья», график работы специалистов в летний период, ежедневный план закаливающих мероприятий. Наряду с этим было решено ознакомить воспитанников с назначением тропы здоровья. Включить объект в план воспитательно — образовательной работы. По мере привыкания детей постепенно усложнять упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Использовать тропу здоровья в ходе спортивных мероприятий и соревнований,организуемых в ДОУ летом.

Третий этап предусматривал поиск и приобретение материалов для «Тропы здоровья» и непосредственно ее строительство, в котором принимали участие творческая группа.

Созданная тропа здоровья длиной 23 метра и шириной 30см делится на участки по 140 см, которые имеют разное покрытие:

— ребристая доска;

Песчаную поверхность;

Окрашенные кирпичики;

Крупный гравий;

Массажный коврик;

Срезы пластиковых бутылок;

Солевая дорожка;

Пластмассовые пробки;

Мелкий гравий;

Сосновые шишки;

Дубовые желуди;

— поверхность с керамзитом;

Спилы деревьев;

Плескательный бассейн.

«Тропа здоровья» расположена в солнечной части спортивной площадки. Солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные свойства организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.

Закаливание детей на тропе здоровья проводится в теплое время года как руководителем физического воспитания, так и воспитателями.

Достаточно длинная тропа здоровья позволяет выходить на нее целой группой. Дополнительно дети проходят по буму, лабиринт, деревянным спилам разной высоты.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.

Тропа здоровья используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми..

Итогом совместной работы творческой группы и родителей воспитанников в ДОУ стала эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на тропе здоровья, которые реализуются по следующим направлениям:

Эколого-гигиеническое и закаливающее;

Эмоционально-психологическое;

Физкультурное;

Лечебно-профилактическое.

Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.

Приложение 1

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком,солнечные ванны)

Психологическое сопровождение (психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

Все группы

Руководитель физического воспитания

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями (на тропе).

Все группы

Воспитатели

Приложение 2

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Педагог- психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Воспитатели

Понедельник –пятница

15.30-19.00

Приложение 3

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла

В этой статье мы расскажем, как дорожка в вашем саду может превратиться в «тропу здоровья» .

Дорожка в саду - очень важный элемент окружающего ваш дом ландшафта. И даже совсем на небольших участках этот элемент должен быть продуман. Ну что тут, казалось бы, можно изобрести?

Задача дорожки в саду очень проста - связать объекты в саду так, чтобы было удобно. Но важно, чтобы она стала и настоящим украшением Вашего сада.

Для того, чтобы дорожка украсила Ваш сад и привела туда, куда вы захотите необходимо учесть:

  • В каких направлениях Вы будете гулять по саду (это лучше сделать на бумаге);
  • какое назначение дорожек, от этого будет зависеть и ширина дорожки, и ее конфигурация (например, к бассейну, к детской или спортивной площадке, к барбекю или к хозяйственной зоне нужно предусмотреть ширину от 1 м до 1,3 м, т то время как, дорожки к уединенным участкам сада могут быть 50 см-70 см);
  • в зависимости от функции выбирается и материал мощения: камень, гравий, галька, деревянные настилы, измельченная кора, кирпич, брусчатка, даже мозаика.

Еще несколько советов: если запроетировать дорожки с изгибами, чередование пространств открытых и закрытых, то можно зрительно увеличить размер сада. Но тут главное не перегнуть палку: слишком извилистые дорожки могут "искусить" гуляющего сократить путь по газону)))

Нужно учесть, что множественные изгибы дорожек маленький участок сделают еще меньше.

Теперь о том...

Как превратить дорожку в саду в "тропу здоровья"?

С каждым годом ландшафтные дизайнеры все больше и больше обращает взоры на экологическую составляющую своего творчества, сегодня ландшафт - не только украшение города, но и его спасение. Умиротворяющее, расслабляющее воздействие ландшафтных парков ощутил на себе каждый, кто прогуливался по ним, например в Крыму, или в Софиевке, или в Краснокутском ботаническом саду и т.д.

Пейзажетерапия (лечение пейзажами), маринотерапия (лечебное "созерцанием" моря), специотерапия (лечение пространством), фитотерапия и др. - терапевтический эффект этих направлений в доказательствах не нуждается и используется повсеместно на лечебных курортах.

А теперь попробуем создать «маленький курорт» в своем собственном саду с помощью еще одного элемента ландшафтотерапии - это «тропа здоровья». В основу этого метода терапии положена древняя наука рефлексотерапия, которая использует для лечения наиболее активные зоны человеческого тела - кисти рук, ушные раковины и стопы. Не трудно догадаться, что использует рефлекторную возможность стопы.

Древняя медицина с помощью массажа определенных точек на ступнях ног проводила серьезное лечение. Ведь на кожных покровах ног есть проекции всех внутренних органов. Воздействуя на стопы можно регулировать работу внутренних органов, снимать боль, восстанавливать кровообращение. Поэтому очень полезно ходить босиком.

Справка: механизм действия системы оздоровления через стопы заключается в том, что при воздействии на зону проекцию больного органа, в ней генерируется электромагнитная волна, которая несет лечебный эффект к больному органу. Стопа человека стоит на втором месте после кисти по сходству со строением тела человека. Большой палец - соответствует голове, а продолжение ниже по стопе - туловищу, 2 и 5 пальцы - это руки, 3 и4 - это ноги, а продолжение между ними - органы малого таза. Левая стопа - это левая сторона тела, а правая стопа, соответственно - правая сторона тела.

Перечень рефлексогенных зон можно увидеть на рисунке.

Проектирование тропы здоровья сводится к тому, что на участке, где предусмотрены дорожки, нужно чередовать различные типы покрытия определенной длины. Дорожку лучше спроектировать кольцевого очертания или в виде восьмерки. Каждый вид мощения производит выборочное рефлекторное воздействие:

  • песок, мелкая галька, мощение из досок разных пород дерева - оказывают успокаивающее действие на организм
  • крупная галька, деревянные срезы - оказывают тонизирующее действие
  • щебень, мраморная крошка - оказывают возбуждающее действие.

Задача - ходить по тропе босиком определенное время. Для оздоровления время воздействия таково: сначала на крупном мощении, затем на мелком гравии, следом по доске и по песку:

  • 1-2 мин всей стопой
  • 1-2 мин на пятках
  • 1-2 мин на пальцах
  • 1-2 мин на внешней боковой поверхности стопы
  • 1-2 мин на внутренней поверхности стопы

Если Вы захотите воздействовать целенаправленно на какой-то орган, то оздоравливающую прогулку нужно проводить в соответствии с биоритмами человека, учитывая максимальные ритмы работы того или иного органа .

  • с 3 до 5 часов утра - легкие
  • с 5 до 7 часов утра - толстый кишечник
  • с 7 до 9 часов - желудок
  • с 9 до 11 часов и с15 до17 часов - мочевой пузырь
  • с 17 до 19 часов - почки
  • с 19 до 21 часов -перикард (околосердечная сумка)
  • с 21-до 23 часов - система трех обогревателей
  • с 23 до 1 часа - желчный пузырь
  • с 1 до 3 часов - печень

Итак подведем итоги. Дорожка в саду, кроме своих обычных утилитарных функций - связь между объектами на участке, и эстетических - доставлять удовольствие при созерцании сада, может нести еще и оздоравливающий эффект. Опираясь на исследования ученых, на вашу креативность и на вышеперечисленные советы вы смело можете превращать свою дорожку в саду в "тропу здоровья".

Сергеева Ольга
Проект «Тропа здоровья»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды? Функционального оснащения участков детского сада для прогулок и всей территории нашего ДОУ №544? Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детский сад зелеными насаждениями. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.

В тоже время экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметная среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Для этого ее необходимо периодически изменять.

Именно по этой причине в нашем ДОУ №544 возникло желание изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный и стильный облик территории детского сада, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, которые издавна известны людям, а также соответствующий тенденциям современной ландшафтной архитектуры. Создавая программу, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.

Выбранный нами свободный, асимметричный стиль планировки соответствует интересам детей – на лужайках и газонах им удобно играть.

Итак, всем нам необходимо прийти к сознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет лишь усовершенствовав себя, и начинаться это должно с самых первых лет жизни. Наша благородная задача помочь в этом каждому ребенку.

Наша познавательно-оздоровительная программа один из путей достижения этой высокой и гуманной цели.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

Главная цель программы – профилактика плоскостопия, улучшение координации движения, способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане; воспитание здорового подрастающего поколения.

Основные задачи программы :

профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

сохранение и укрепление здоровья детей ;

формирование привычки к здоровому образу жизни ;

формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

раскрытие и развитие восприятия красоты;

заложение этических и нравственных основ;

расширение сознания и кругозора;

раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;

В процессе решения поставленных задач необходимо самому воспитателю быть живым примером устремления ко всему тому, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.

На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

Оформление участка детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :

познавательная деятельность;

развитие художественно-эстетической культуры;

организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей;

закаливание детей;

создание условий для оздоровительной работы с детьми ;

работа с родителями;

работа с коллективом ДОУ

Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных целительных факторов была организована “тропа здоровья” .

Основными целями “тропы здоровья” являются :

профилактика плоскостопия;

улучшение координации движений;

улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

улучшение эмоционально-психического состояния детей;

приобщает детей к здоровому образу жизни .

Организация “тропы здоровья ” осуществлялась поэтапно.

Первый этап - поиск информационно-методических источников, создание творческой группы и проведение оргсовещаний по реализации краткосрочного проекта «Тропа здоровья » .

Второй этап - поиск и приобретение различных материалов для тропы здоровья и непосредственное её строительство, в котором принимали участие сотрудники ДОУ, дети, родители.

«Тропа здоровья » длиной 15 метров, шириной 70 см делится на участки по 1 метру, которые имеют разные покрытия :

травяной покров;

игольчатое покрытие (резиновый коврик)

пластмассовые пробки;

песчаная поверхность;

деревянные пеньки;

средний булыжник;

крупный булыжник;

тонкие брёвнышки;

Условия реализации программы :

Подготовленность кадров – инструктор ЛФК, учитель физкультуры, медицинский работник.

Материально-техническое оснащение :

песок, гравий, маленькие бревнышки, водоем, крупный булыжник, мелкий булыжник, пластмассовые пробки,деревянные пеньки,

Травяное покрытие, игольчатое покрытие.

Возраст детей :

младший(3-4года)

Средний (4-5 лет)

Старший (5-6 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

Формы занятий :

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

Механизм оценки получаемых результатов :

Открытые занятия

Диагностика

Опрос детей

Опрос родителей

Анкетирование

Закаливание на тропе здоровья может проходить в тёплое время года. Оно проводится как инструктором по физкультуре, так и воспитателями.

Проходя по разным участкам поверхности тропы , дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.

Дети проходят по тропе босиком , выполняя дыхательные упражнения. Достаточная длина «тропы здоровья » позволяет выходить на неё целой группой. Дети дополнительно проходят по бревну и по газону. После этого - гигиенические процедуры.

Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами - биологически активными веществами, убивающими или подавляющими рост и развитие бактерий, микроскопических грибов.

Вдоль всей тропы растут : иссоп, мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, хрен, лук и другие.

Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьми могут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья » !

Для прокладывания тропы или круга здоровья необходимо :

1. Согласовать все вопросы, связанные с выделением места для будущей трассы, с соответствующими отделами районной администрации, руководителями учреждений, предприятий и организаций.

2. Получить разрешение на оборудование трассы от санэпидемстанции.

3. Располагать трассу вдали от загрязненных и многолюдных мест.

Как проводить занятия

Занятия на тропах здоровья в зависимости от своего назначения могут быть двух видов. Первый – занятия с дозированной физической нагрузкой на станциях. Второй – занятия с дозированной физической нагрузкой на этапах между станциями. Первый вид занятий – дозированные многократные повторения различных физических упражнений на снарядах, приспособлениях и тренажерных устройствах. Они имеют в основном силовой и ациклический характер. Большую часть времени (до 70%) занимающиеся на этой тропе здоровья проводят на станциях, выполняя упражнения. Второй вид занятий включает строго дозированные в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ходьбу и бег . Они выполняются на этапах между станциями и также занимают до 70% времени от общей продолжительности занятий.

Следовательно, основную нагрузку занимающиеся получают на этапах между станциями. На самих же станциях интенсивность физической нагрузки снижается и занимающиеся переключаются на активный отдых, восстановление, в результате чего повышается интерес к выполнению упражнений на различных тренажерах, устройствах и приспособлениях развлекательного и игрового характера.

Темп ходьбы и бега между станциями строго задается ритмодатчиками в соответствии с длиной и рельефом тропы , состоянием здоровья и возрастом занимающихся. Качество выполнения заданий на каждой станции может оцениваться по установленному ранее количеству набранных очков, что придает занятиям соревновательный характер. Победитель определяется по наибольшей сумме очков, набранных на всех станциях.

Тематический план работы на год

месяц Название темы Количество занятий

май «Знакомство с тропой здоровья » 1

«экскурсия по тропе здоровья » 1

«Наши растения» 1

июнь «Паровозик из Ромашкова» 1

«Буратино приглашает в гости» 1

«С камушка на камушек 1

«С пенечка на пенечек» 1

июль «Иголочки» 1

«Помочим ножки» 1

«В гости к сказочным героям» 1

«Кто живет в воде» 1

август «Чему мы научились» 1

«Жаркое лето» 1

«Природа вокруг нас» 1

«Чему мы научились» 1

сентябрь «Наше здоровье » 1

«Всплеск воды» 1

«Осень золотая» 1

«Закрытие сезона» 1

«Прощание с тропой здоровья » 1

Список используемой литературы :

1. Захлебный А. Н. «На экологической тропе опыт экологического воспитания» - М.: Знание, 1986.

2. Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе : пособие для учителя»- М.: Просвещение,1984.

3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. «Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов» - Ростов : Феникс, 1996.

4. Ремизова Н. И. «Учебная экологическая тропа на пришкольном участке» . ж-л "Биология в школе" №6, 2000.

5. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. «Экологическое образование (учебные тропы »- Сб. "общество и природа" МГУ, 1981

ГБОУ СОШ №1155 (детский сад комбинированного вида №544)

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Образовательная программа :

«Тропа здоровья »

составитель : Воспитатель детского сада №544

Сергеева Ольга Александровна