Тестопластика план работы кружка старшая группа. «Прянички русские». Конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе. «Миска с мандаринами»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 39

г. Ленинск -Кузнецкий

согласованно утвержден

Заведующий МБДОУ №39 педагогическим советом МБДОУ № 39

Кутькина И.Л. протокол №1 от «___» ________ 2015

«____» _____2015

Программа кружковой работы

по тестопластике

«МукаСолька»

для детей 4-5лет

подготовила

воспитатель

Израйлова Ольга Павловна

Г. Ленинск-Кузнецкий

2015

Пояснительная записка

Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье.

В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием.

Делать изделия из соленого теста – модно, оригинально и дешево. Поделки

из теста обладают своей особой целебной аурой, приносят в наш мир чувства уюта и умиротворения.

Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то, что по сравнению с пластилином, соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку.

Основным направлением в работе кружка является художественно-эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество, труд.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти.

Цель кружковой работы:

Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Основные задачи:

  1. Расширить представление детей об окружающем мире.
  2. Учить сравнивать. Устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развитие познавательного интереса к ней.
  4. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  5. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
  6. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Сетка занятий и режим работы:

Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего года

Форма занятий: тематическая совместная деятельность.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.

2. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании – трескаться.

3. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана.

4. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды).

5. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.

6. ЛАК. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак.

7. ИНСТРУМЕНТЫ

  • деревянная скалка или резиновый валик
  • стеки, вилка, расческа
  • формочки для выпечки печенья или из игр
  • чесночница
  • ситечко
  • зубочистки
  • кисточки
  • пробки с резьбой
  • стакан с водой (для склеивания деталей между собой)
  • пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы

Рецепты солёного теста:

Первый вариант: универсальное тесто

1 стакан соли

1 стакан пшеничной муки

1 ст.л. растительного масла

полстакана воды

В большую миску всыпаем стакан соли и стакан муки. Перемешиваем ложкой. Вливаем полстакана воды и столовую ложку растительного масла. Перемешиваем ложкой и вымешиваем руками до однородного состояния, как и обычное тесто. Чтобы масса получилась более пластичной, воду заменяем киселем из крахмала. Для приготовления киселя столовую ложку крахмала растворяем в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке еще один стакан воды доводим до кипения. Помешивая, вливаем в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюльки станет прозрачным и загустеет, выключаем огонь, даем киселю остыть, а затем вместо воды добавляем его к смеси муки с солью. Если тесто получится слишком мягким, на дне миски смешиваем столовую ложку соли со столовой ложкой муки. Прижимаем ком теста к смеси и замешиваем. При необходимости повторяем процедуру.

Второй вариант: соленое тесто для простых моделей

200 грамм муки

200 грамм соли

125 миллилитров воды

2 столовые ложки клея для простых обоев (прежде чем добавить в тесто, клей необходимо развести в теплой воде до консистенции сметаны)

Третий вариант: соленое тесто для крупных моделей

два стакана муки

один стакан соли

2/3 стакана воды

Может понадобиться немного больше воды, ее количество зависит от сорта муки. По плотности тесто для лепки должно напоминать размягченный пластилин. Для приготовления теста в горячую воду высыпаем соль, ждем, пока соль полностью раствориться, а вода остынет. Добавляем муку (вполне подойдет и второй сорт) и тщательно вымешиваем тесто.

Четвертый вариант: крепкое соленое тесто для плиток и плат

200 грамм муки

400 грамм соли

125 миллилитров воды

Пятый вариант: соленое тесто для тонких работ

300 грамм муки

200 грамм соли

2 столовые ложки клея для простых обоев

4 столовые ложки глицерина

С тестом можно работать несколькими способами. Во-первых, можно раскатать пласт теста, вырезать из него разнообразные плоские фигурки, а затем составить из них композицию. Однако чтобы получилось объемное изделие, отдельные детали лучше вылепить, а затем соединить их в задуманную композицию. Места стыка смачиваем с помощью кисточки и аккуратно прижимаем пальцем. Присоединить голову к туловищу поможет зубочистка.

Чтобы создать картину или табличку на основе платы, сначала раскатываем тесто толщиной один - полтора сантиметра, вырезаем из него нужную форму, даем ей несколько дней подсохнуть и лишь после этого наносим остальные детали, в качестве клея используем то же самое соленое тесто, разведенное до кашеобразного состояния. Свежие детали скрепляются с помощью кисточки и воды.

При работе с объемными вертикальными фигурами следует использовать проволочный каркас. Внутрь больших объемных изделий можно вкладывать плотно сформированные шарики из фольги для выпечки, коробочки или баночки, тщательно затянутые тестом, чтобы не осталось дыр и трещин. В этом случае для изготовления изделия потребуется меньше материала, при сушке оно не будет деформироваться и значительно быстрее высохнет.

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1. ЗАМЕШИВАНИЕ ТЕСТА

2. ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА

3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ

4. СУШКА ИЗДЕЛИЙ

5. РАСКРАШИВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

6. ЛАКИРОВАНИЕ

ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА

Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Чтобы добиться нужного оттенка, следует исходить из следующих расчетов:

Для голубого теста: 2 капли голубого красителя – на 100 г теста;

Для розового теста: 5 капель красного красителя – на 100 г теста;

Для желтого теста: 2 капли желтого красителя – на 100 г теста;

Для зеленого теста: 2 капли зеленого красителя – на 100 г теста;

Для лилового теста: 3 капли красного красителя и 1 капля голубого – на 100 г теста.

В тех случаях, когда хотят придать тесту более интенсивный теплый естественный оттенок, используют натуральные красители, например какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

СПОСОБЫ СУШКИ

Изделия из теста сушат либо в духовке, либо на воздухе.

Сушка в духовке электроплиты: изделие из теста толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа при t – 75, затем 30 минут при t – 100, 30 минут при t – 125 и 1 час при t – 150.

Сушка в духовке газовой плиты: она происходит таким же образом, что и в электроплите, только требует вдвое больше времени. Если по изделию видно, что температура еще велика, ее можно отрегулировать, оставляя дверцу духовки приоткрытой на определенную ширину.

Воздушная сушка: этот способ сушки самый экономичный, но и самый длительный. За 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Зимой на батарею изделия ни в коем случае класть нельзя!

Комбинированная сушка: она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделие несколько дней выдерживают на солнце, затем досушивают в духовке.

РАСКРАШИВАНИЕ ТЕСТА

Изделия из белого соленого теста раскрашивают. Делают это водорастворимыми красками – гуашью или акварельными красками.

Приступая к окрашиванию, надо подумать, какие цвета будут использоваться. Неудачно раскрашенное изделие теряет свою оригинальность.

ЛАКИРОВАНИЕ

После того, как изделие уже полностью готово, его покрывают лаком. Лак не только придает блеск и законченность изделию, он предохраняет его от воздействия влаги и крошения. Для лакирования изделий используют прозрачный лак. Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

Список использованной литературы

  1. Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Владис: М.: Рипол классик, 2008.
  2. Занятия старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений / сост. В.В. Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Синеглазова М. О.Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП, 2006.
  4. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки / сост. С. Ю. Ращупкина. – М.: Рипол классик, 2011.
  5. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки / сост. К. Силаева – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  6. Фирсова А. Чудеса из солёного теста М.: Айрис-Пресс, 2008 .

Перспективное планирование работы

кружка по тестопластике

«МукаСолька»

Первый год обучения

Сентябрь

Тема: Знакомство с солёным тестом.

Цель: Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста.

Материал: Солёное тесто, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей.

Тема: Секреты работы с солёным тестом.

Цель: Познакомить детей с оборудованием рабочего стола, материалами и инструментами, необходимые для занятий тестопластикой и правила пользования ими. Раскрыть секреты приготовления солёного теста.

Материал: Пластиковая доска, деревянная скалка, стеки разной формы, вилка с четырьмя зубчиками, плоская расчёска, чеснокодавилка, зубочистки, мягкая кисточка, пробки с резьбой, шаблоны-заготовки элементов изделия, различные формочки для выпечки печенья, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей.

Тема: Секреты работы с соленым тестом (продолжение)

Цель: Познакомить детей со способами окрашивания изделий из соленого теста и предложить попробовать овладеть ими и как правильно высушить изделие.

Материал: Солёное тесто, пищевой краситель.

Тема: Как тесто «оживает».

Цель: Познакомить детей с приемами лепки: раскатывание, сплющивание, примазывание, прищипывания, оттягивания. Закреплять умение работать стекой.

Материал: соленое тесто, стека.

Октябрь

Тема: «Яблоки и груши» (игра в «магазин»)

Цель:

Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре «Магазин».

Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика, перец.

Тема: Раскрашивание красками яблок и груш.

ЦЕЛЬ: Учить раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточки.

Тема: «Колючий ёжик».

Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.

Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками.

Материал: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода.

Тема: Раскрашивание красками ёжика.

Цель: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.

Ноябрь

Тема: Осенние листочки.

Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать листочки по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой.

Материал: Соленое тесто, березовый, кленовый или дубовый листья, или шаблоны листьев, нож, кисточка, вода.

Тема: Раскрашивание красками листочки.

Цель: Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Материал: краски, образцы осенних листочков.

Тема: Декоративная тарелка «Роза».

Цель: Учить из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материал: Солёное тесто, стеки, толстый картон.

Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы».

Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка.

Оформлять работу на тарелке.

Материал: Краски «Гуашь», тарелка.

Декабрь

Тема: «Снеговики».

Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

Материал: солёное тесто, шарф, шапка, фольга.

Тема: Раскрашивание красками «Снеговики».

Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка.

Тема: «Нарядная ёлочка»

Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.

Тема: Раскрашивание красками « Нарядная ёлочка».

Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.

Январь

Тема: «Дед Мороз».

Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды. Развлечь детей.

Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели, трафарет.

Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз».

Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти.

Тема: «Пингвины на льдине».

Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.

Материал: Солёное тесто, фольга, пенопласт.

Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине».

Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.

Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.

Февраль

Тема: «Кружка для папы».

Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.

Лепить начальную букву имени для украшения.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

Материал: Солёное тесто.

Тема: Раскрашивание красками кружки для папы.

Цель: Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.

Тема: «Собачка Жучка».

Цель: Продолжать учить детей лепить животных, используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти. Воспитывать интерес к работе, творческое воображение. Дополнять работу, угощая собачку косточкой.

Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода.

Тема: «Рамка для собачки».

Цель: Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой. Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки. Прививать любовь животным, желание помогать им.

Материал: Цветное солёное тесто, стека.

Март

Тема: «Корзина с цветами».

Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим.

Материал: Соленое тесто - коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека.

Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов.

Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком (баллончик). Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия,

Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка.

Тема: «Мышки на сыре».

Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе.

Материал: Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста).

Тема: Раскрашивание красками « Мышки на сыре».

Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.

Апрель

Тема: Медвежонок.

Цель: Учить составлять фигурку медвежонка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать зубочистки для скрепления деталей.

Уметь применять навыки и умения, полученные ранее.

Материал: соленое тесто, зубочистки, стек.

Тема: Раскрашивание медвежонка.

Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Материал: краски, кисточка.

Тема: Подсвечник «Осьминог».

Цель: Лепить осьминога, используя приём раскатывания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. Учить радоваться результатам своего труда.

Материал: соленое тесто, зубочистки, готовые элементы в виде ракушек, водорослей.

Тема: Раскрашивание подсвечника «Осьминог».

Цель: закрепить умение раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способы работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда.

Материал: Краски, клей, основа для подсвечника.

Май

Тема: «Подковка на счастье».

Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.

Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов.

Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер.

Тема: Кулон именной.

Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе.

Материал: Соленое тесто, нитка или тесьма,

Тема: Раскрашивание кулона.

Цель: Продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Материал: краски, кисточка.


Людмила Сергеева

Поделки из теста древняя традиция ,но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. Лепка-является одним из полезнейших занятий для детей . Это одно из средств эстетического воспитания-помогает формировать художественный вкус,учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Дети знакомятся с формой,развивают мелкую моторику рук,что способствует развитию речи,развивает наблюдательность,воображение,детскую фантазию.

Цель занятия :Раскрыть красоту,художественную ценность пряника ,одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества.

Задачи :Создать условия для развития интереса к народному творчеству и традициям,воспитать бережное отношение к народному искусству и его создателям,развивать творческие способности,художественно-эстетический вкус.

Материалы :соленое тесто ,стеки,доски,гуашь,акварель,салфетки.

Ход занятия.

Пряники русские

Сладкие мятные

К чаю ароматному

Угощенье знатное!

В :Сегодня,ребята,мы познакомимся с историей изготовления русских пряников .

Пряник -это мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки.

Пряники медовые

Гостинцы добрые,

Они глаз веселят,

И рот потешат.

Пряники-вкусное лакомство ! Они бывают лепные,печатные,силуэтные.

Сегодня пряник не только лакомство ,но и память об искусстве изготовления пряников на Руси .

Испокон веков в России

Славен пряник золотой !

Ароматен,свеж и сладок,

И в цене недорогой!

Мастеров нашлось немного

Душу прянику вложить ,

Тульский град,

Он очень строго

Технологию блюдит.

Над опарой мягкой,нежной

Мастер долго ворожил,

И руками золотыми,

Тульский пряник он сложил .

За три моря-океана,

И за тридевять земель

Прославляют Тульский пряник

Песнь поют ему,поверь!

Ф. Фролова.

В :Пряники научились делать очень давно в Древней Греции. В России пряники начали печь в храме славян на острове Рюген в Балтийском море. Пекли с медом и маком. Пряники бывают по названию городов в которых они изготавливаются :Городецкие,Тульские. На них есть картинки и надписи,которые печатают как буквы и картинки в книжках,поэтому пряники называют печатными . На них делают узор,рисунок.

Пряниками можно было полакомиться в день именин,когда ребенку давали имя,во время крестин. А на свадебный стол ставили огромный в человеческий рост,пряник ,вместо торта.

Пряники месили из пшеничной муки. В пряничное тесто кладут пряности :мак,тмин,корицу,мускатный орех. Изделия из этого теста и называют пряниками .

Мы можем купить пряники :мятные,с начинкой,шоколадные,покрытые разноцветной глазурью. Но сегодня мы попробуем изготовить прянички сами . Для начала мы попробуем сделать пряники декоративные из соленого теста .

У нас есть замечательные пекари и кондитеры,которые научат нас готовить пряники .

В :Послушайте,ребята,пословицы и поговорки о пряниках .

"Ребенку дорог прянику ,а старому покой".

"Без работы,пряников не купишь ".

пряником не заманишь ",

Кнутом и пряником ".

Как вы понимаете эти пословицы и поговорки (ответ детей) .

А сейчас приступим к работе.

Я вам раздам образцы форм силуэтных пряников и соленое тесто .

Берем и ощипываем кусочек теста размером с ладонь , раскатываем. (дети выполняют работу) .

Накладываем форму и вырезаем фигурку пряничка (стекой) .

А теперь наносим рисунок.

Сушим пряники на воздухе (не менее суток) .

Затем украшаем пряники . (раскрашиваем красками) .

Вот и получились у нас пряничные фигурки .

Даем просохнуть. Можно покрыть лаком.

В :Теперь,ребята,вы сами научились делать пряники . А настоящие,сладкие пряники можно приготовить дома по рецепту и выпечь в духовке.

Понравилось вам наше занятие (ответ детей) .









Конспект совместной деятельности педагога и детей по тестопластике для подготовительной группы (6 – 7лет).
«Путешествие во дворец фантазии».

Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности педагога и детей по тестопластике для подготовительной группы (6 – 7лет) на тему «Путешествие во дворец фантазии». Совместная деятельность направлена на оценивание уровня личностных достижений дошкольников в области тестопластики и смежных дисциплин, таких как ИЗО и математика. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования и педагогам дополнительного образования.

Цель: развитие творческих навыков детей в области тестопластики.
Задачи:
обучающие: выявлять когнитивный рост по тестопластике, навыки координации движений, мелкой моторики рук;
развивающие: выявлять уровень личностного развития, внимания и воображения;
воспитательные: воспитывать эстетическую культуру личности, навыки общения, самооценку.

Форма занятия: путешествие по лабиринту.
Тип занятия: обобщающее занятие.
Оборудование: мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение, бланки с заданиями для детей, «медали», принадлежности рабочего места (стаканы, кисти, вода, краски, палитра, дощечки для лепки, стеки, салфетки), соленое тесто, конверты с комплектами геометрических фигур для каждого ребенка.

Ход занятия
1 . Приветствие
— Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Вы готовы к путешествию? Хорошо. Тогда начнем с того, что я расскажу вам сказку.

На высоком холме среди гор и долин в некотором царстве в тридевятом государстве стоит золотой дворец на серебряном столбе, навес над дворцом из самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья, возвышается дворец Фантазии. Когда-то он был очень красив и полон разнообразных цветов и красок. Всевозможные художники и фантазеры со всех концов приходили туда по дорожкам и тропинкам. Они трудились во дворце с утра до ночи, создавая его. Потому там всегда кипела жизнь. Но в один прекрасный день сильный ураган засыпал дорожки и тропинки, завалил деревьями и камнями. Дорожки до дворца Фантазии все перепутались, стали почти непроходимыми и превратилась в настоящий лабиринт.
Плутали, плутали в этом лабиринте художники и фантазеры, да так и разошлись по домам не найдя нужной дороги. Дворец померк и опустел.

Вот так печально могла бы закончиться эта сказка, однако мы с вами можем помочь вновь оживить дворец Фантазии и наполнить своими красочными поделками.

Диалог с детьми.

Итак, наша с вами цель — добраться до дворца Фантазии. Дойти до него не просто, нужно преодолеть ряд испытаний и двигаться всегда в правильном направлении. Если мы будем выполнять все задания вместе, дружно, сообща, тогда у нас все получится. Итак, смело отправляемся в увлекательное и опасное путешествие!

2. Актуализация знаний:
— Перед тем, как отправиться по лабиринту, нам нужно вооружиться всем необходимым, что может нам пригодиться в путешествии.

Организация рабочего места для занятия лепкой – дощечка, стакан с водой, стека, ножницы, кисть, краски, кусочек соленого теста, лист бумаги, ручка (педагог обсуждает с детьми, почему им нужны все эти предметы и для чего они предназначены).

Физкультминутка :
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем,
И назад в гнездо кладем.

3 . Путешествие по лабиринту
Препятствие 1 — «Ступеньки».
— Взбираться по ступенькам бывает очень не просто. Мы попробуем это сделать, разделившись на две команды и выполнив все задания, которые нам приготовили « Фантазеры» из дворца.

1-ая команда «КРУГ»
Ваш девиз:
В кругу друзей лучше считать,
Легче решать и побеждать!

2-ая команда «КВАДРАТ»
Ваш девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.

Первый этап — «Разминка».
Командам предлагаются весёлые задачи, которые ребята должны решить сообща за 30 сек. После этого капитан поднимает карточку с нужным числом. Педагог активно участвует в каждом этапе вместе с детьми. После выполнения каждого задания, дети кладут использованные карточки и задания на край стола.
1) 6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится?
(6-1=5)

2) В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
6 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
(10-6=4)

3) У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?
(5+1=6)

4) Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
(6+1=7)

Второй этап — «Геометрическая фантазия»
Каждая команда получает конверт с геометрическими фигурами.
Задание: собрать из них животное, пока звучит музыка.
Во время выполнения задания звучит музыка (в течение 3 мин.)

Третий этап — «Подбери пару».
Каждому участнику раздаётся по варежке, на которой написан пример. Задание: решить пример на вашей варежке и найти вторую варежку с таким же ответом. Цвета варежек различаются.

Четвёртый этап — «Времена года».
Ответь на вопросы:
1) Сколько месяцев в году? Назови их.
2) Сколько дней в неделе? Назови их.
3) Сколько времён года?
4) Назови времена года?
5) Назови осенние месяцы?
6) Назови зимние месяцы?
— Мы благополучно взобрались на последнюю ступеньку.

Препятствие 2 «Камнепад» (Математика).
— Дальше идти просто невозможно, дорогу преграждает камнепад. Нужно разобрать камни, чтобы освободить дорогу. Наша задача разобрать геометрические фигуры по группам (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Дети и педагог вклеивают геометрические фигуры в нужном столбце бланка. «Геометрические фигуры»: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Препятствие 3 «Цветочная поляна» (Изобразительное искусство).
— Посмотрите куда мы вышли! Наша тропинка вся заросла цветами. Чтобы найти тропинку нам нужно выяснить, как получились такие цвета. В этом вам поможет палитра.
На палитре дети и педагог из четырех красок (синяя, красная, желтая, белая) «добывают» нужные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, голубой.
(Педагог помогает в работе).
— Мы справились с заданием и можем идти дальше.

Препятствие 4 «Тоннель» (Скульптурный диктант).
— В тоннеле темно и совсем ничего не видно впереди. Нам нужно его пройти, выполнив задание, совершенно не зная, что получится в итоге.
Педагог диктует детям шаги работы с соленым тестом.
1. Слепите шарик, сплющите шарик – получилась круглая лепешка;
2. Возьмите маленький кусочек теста, скатайте из него шарик, покатайте на ладошке вперед-назад, полученную колбаску, загнув полумесяцем, водой приклейте на готовую лепешку в нижней ее части;
3. Возьмите два маленьких кусочка теста, одновременно двумя руками скатайте из них шарики, приклейте их на готовую лепешку в верхней ее части.
Ключ: должен получиться смайлик.
— Вы неплохо справились с этим заданием. Тоннель позади, а впереди последнее препятствие.

Препятствие 5 «Детская мастерская» (Собственная поделка из соленого теста).
— Ой, а это что за сооружение? Неужели дворец? Что-то не похоже. Да это же «Детская мастерская»! Здесь же художники и скульпторы создавали свои шедевры и приносил их во дворец Фантазии. Что ж, мы тоже с вами здесь немного поработаем. А сделанными поделками украсим дворец, когда дойдем до него.
Дети лепят придуманную самостоятельно поделку. Их задача, используя свое воображение и фантазию придумать название своему изделию, раскрасить его и представить группе.
— Потрудились мы на славу! (Педагог комментирует результаты работы детей).

4. Подведение итогов совместной деятельности. Оценивание работы воспитанниками.
— Это было последнее препятствие лабиринта. Ребята, мы дошли до дворца Фантазии! Он снова ожил и наполнился радостью и вашими красочными поделками. А раз вы справились со всеми препятствиями и не заблудились, значит, вы настоящие фантазеры, способные преодолеть все преграды, чтобы дойти до цели.

Анализ непосредственной образовательной деятельности.
Цель и задачи НОД соответствуют основной общеобразовательной программе, возрастным особенностям и уровню развития детей. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом.
Длительность НОД соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, воздушный санитарный режим был соблюден (проветривание перед занятием). Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ходе образовательной деятельности своевременно проведена динамическая пауза, использованы разнообразные методы и приемы образовательной деятельности: игровые приемы, приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления, приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.

В ходе всей непосредственной образовательной деятельности дети включаются в диалог и оценивают свои действия и достижения.

Название: Конспект совместной деятельности по тестопластике «Путешествие во дворец фантазии»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, математика, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ « ЦРР – детский сад №210»
Месторасположение: г. Пермь

Цель: Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в творчестве родителей.

Задачи:

— Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

— заинтересовать и вовлечь родителей в досуговую деятельность — вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

Мячик;

Соленое тесто цветное;

Стек для лепки;

Колпачок от фломастеров;

Формочки;

Скалка.

Предварительная работа : личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы - лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране . В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.(Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

Откручивание

Отщипывание

Разрезание прочной нитью

Разрезание и надрезание стекой

Формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

Раскатать в ладонях или на столе

Сплющить

Вдавить

Вытянуть

Согнуть

3. Учимся соединять детали

Прижать

Примазать

Загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

Дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

Процарапывание различными инструментами

Оформление рельефом (оттиском)

Показ презентации

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

— А сейчас дорогие родители приступаем к работе, творите, используйте свой талант.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16

«Ласточка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка по тестопластике

«Тили-тили-тесто»

(1 год обучения)

Воспитатель:

г. Нижневартовск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка по тестопластике

«Тили-тили-тесто»

МБДОУ ДСКВ 16 « Ласточка »

Воспитатели:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы , нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги.
Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.
Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.
Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.
Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.


2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель : Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Задачи:

    овладение элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике. формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание; воспитание организованности, аккуратности. умение начатое дело доводить до конца. формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища. интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа. формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности , умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.

3.УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.

Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут. Число участников в группе до 10 человек.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:
Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
Для чего мы здесь собрались?
Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т. д.)? (с любовью, вниманием)
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1. Принцип систематичности . Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.

2. Принцип сознательности . Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.


3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

4. Принцип наглядности . Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности . Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам

5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

Беседа, рассказ;

Объяснение, пояснение;

Вопросы;

Словесная инструкция;

3.Наглядный:

Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

Показ выполнения работы (частичный, полностью);

Работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

· математикой;

6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Октябрь/неделя

Цели

5. . «Знакомство с материалом» - приёмы лепки

Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности , экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста.

6. «Солнышко»

Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук.

7. «Корзинка с грибами»

Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус

8. «Птица»

Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение

ноябрь

9. «Калачи из печи»

Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.;

Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

10. «Самовар»

Учить лепить красивый самовар. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус

11. «Ваза»

Продолжать учить детей лепить вазу новым способом (кольцами) по форме, раскатывать тесто прямыми движениями рук, лепить валик (колбаска). Совершенствовать навыки в составлении композиции на форме

12. «Тарелочка»

Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности.

декабрь

13. «Пингвины на льдине»

Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.

14. «Девочка в шубке»

Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Закреплять приемы аккуратной лепки.

15. «Мышка с сыром»

Учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки. Развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей

16. ««Рождественские игрушки»

(по выбору: колокольчик, звёздочка или елочка)

Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

январь

17. «Красивый подсвечник»

Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т. д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус

18. «Зимние забавы. Снеговик"

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек)

19. Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа)

Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).

Развивать творческую активность

20. «Забавные цыплята»

Продолжаем лепить 2 шара, сплющиваем их в диски и с помощью шаблона и стеки вырезаем цыплят, делаем дырочку и вешаем на веревочку.

февраль

21. «Веселое сердечко»

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус

22. «Подарок папе»

(рамка для фотографии)

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация , рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

23.«Подарок папе»

(украшение для рамки)

24. «Шкатулка для мамы»

(изготовление шкатулки)

Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 – 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки.

март

25. «Шкатулка для мамы»

(украшение шкатулки)

Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

26. «Яйцо пасхальное»

Изучать христианские традиции (праздник пасхи); продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать приёмы декорирования (рельеф - колбаски, лепёшки, шарики, бусинки)

27. «Древо жизни»

Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; развивать у детей композиционные способности.

28. «Весна. Цветущее дерево»

Учить лепить веточку, а на ней цветочки (раскатываем шарик и делаем тоненькую колбаску, это у нас ствол ветви, а затем по шаблону делаем листики)

апрель

29. «Украшения»

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус.

30. «Украшения»

(браслеты)

31.«Медальон в подарок для выпускников»

Продолжаем лепить из теста шар, шар сплющиваем и из разных шаблонов при помощи стеки вырезаем медальки, и украшаем с помощью ленточки

32. «Рыбы»

Продолжать освоение рельефной лепки; учить вырезать по шаблону; лепить конструктивным способом рыбок (плавники, хвост, туловище – конус); учить украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Развивать комбинаторские способности и совершенствовать умение оформлять поделки.

33. «Насекомые»

Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; выдавливание травки из чесночницы. Закрепить навыки лепки; развивать эстетический и художественный вкус; развивать композиционные и творческие способности у детей.

34. «Динозаврики»

Продолжить учить лепить комби нированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.

35. «Лето в ладошке»

Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе.

36. «Решетка с цветами. Цветы»

Продолжать учить лепить цветы из соленого теста и украшать разными кружочками с помощью теста, использовать стеку, для четких лепестков цветка.

7.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ