Сказка удивительная шапка валентина осеева. Заячья шапка - Синие листья (сборник). Какие пословицы подходят к сказке «Заячья шапка»

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №68»

Г. Орска Оренбургской области.

Урок чтения в 5 «А» классе.

Тема: В.А. Осеева «Заячья шапка» (сказка).

Учитель: Кондрашова Е.А.

Тема: В.А. Осеева «Заячья шапка» (сказка).

Цели:

Образовательные и развивающие: продолжить знакомство учащихся с произведениями В.А. Осеевой (сказкой), учить понимать прочитанное, отвечать на вопросы, читать по ролям, обогащать словарный запас;

Коррекционная : коррекция внимания на основе упражнений в запоминании.

Воспитательная : воспитание мотивации к учебе.

Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно - гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Оборудование: таблички, карточки, предметные картинки.

Словарь: заяц, лес, пень, сосна, шишка, туча.

Методы: наглядный (демонстрация картинок, использование технических средств), словесный, иллюстративный, работа с книгой.

Ход урока

    Орг. момент: (за экраном):

    • Какой сейчас будет урок?

      Какое сегодня число?

II . Фонетическая разминка:

1) Работа с дежурным звуком: старайтесь правильно произносить звуки в словах).

    Откройте тетради, запишите число, классная работа (отчёт детей о проделанной работе: – Я написал(-а) число).

2) Проверка домашнего задания: отрывок из стихотворения «Первый снег» В.А.Осеевой

3) Коррекционная игра: «Что (кто) это?».

(демонстрация картинок, дети должны вспомнить их названия и назвать слова)

б) Коррекционная игра: «Какое слово лишнее?».

(заяц, лес, пень, сосна, шишка, туча)

Объясните, почему лишнее слово заяц? (отвечает на вопрос кто?)

III . Сообщение темы урока: (работа за экраном)

    Как называется сказка? («Заячья шапка»)

IV . Работа над темой урока:

1) чтение учителем, детьми, по «цепочке» (страница в учебнике 129).

2) ответы на вопросы:

Будем отвечать на вопросы (за экраном)

    О ком говориться в этой части? (о зайцах)

    Какая у зайца шерсть? (пушистая)

    Какие у зайца уши? (длинные)

    Где живут зайцы? (в лесу)

    Что делали зайцы? (играли на поляне, прыгали через пенёк, играли в шишки)

    Как называли зайца другие зайцы? (хвастунишка)

3) физминутка: (для глаз)

4) чтение первой части: (по ролям):

Самостоятельная работа: распределение ролей для чтения первой части.

5) Иллюстрирование первой части:

VI . Домашнее задание : пересказ первой части.

VII . Итог урока: (за экраном).

    Что делали на уроке?

    Оценивание детей.

    Как вы работали на уроке?

Жил-был заяц. Шерсть пушистая, уши длинные. Заяц как заяц. Да такой хвастунишка, что во всём лесу другого такого не сыскать. Играют зайчишки на поляне, прыгают через пенёк.
– Это что! – кричал заяц. – Я могу через сосну перепрыгнуть!
Играют в шишки – кто выше подбросит.
А заяц опять:
– Это что! Я на самую тучу закину!
Смеются над ним зайцы:
– Хвастунишка!
Пришёл как-то в лес охотник, убил хва стливого зайца и сделал из его шкурки шапку. Надел сынишка охотника эту шапку и давай ни с того ни с сего перед ребятами похваляться:
– Я лучше самой учительницы всё знаю! Мне любая задача нипочём!
– Хвастунишка! – говорят ему ребята.

Пришёл мальчик в школу, снял шапку и сам удивляется:
– С чего это я, право, расхвастался?
А вечером пошёл он с ребятами с горки кататься, надел шапку и опять давай хвастать:
– Я сейчас с горки скачусь прямо на тот берег озера!
Перевернулись на горе его санки, слетела с головы мальчика шапка и закатилась в сугроб. Не нашёл её мальчик. Так без шапки и домой вернулся. А шапка осталась лежать в сугробе.
Пошли как-то девочки хворост собирать. Идут, меж собой сговариваются друг от дружки не отставать.
Вдруг видит одна девочка – лежит на снегу белая пушистая шапка.
Подняла она её, надела на голову да как задерёт кверху нос!
– Что мне с вами ходить! Я сама больше вас всех хворосту соберу и скорей дома буду!
– Ну и ступай одна, – говорят подружки. – Экая хвастунишка!
Обиделись и ушли.

– Без вас обойдусь! – кричит им вслед девочка. – Одна целый воз притащу!
Сняла шапку – снег отряхнуть, оглянулась вокруг и ахнула:
– Что я в лесу одна делать буду? Мне и дороги не найти, и хворосту не собрать одной!
Бросила она шапку и пустилась подружек догонять. Осталась заячья шапка под кустом лежать. Да недолго пролежала она там. Кто мимо шёл, тот и нашёл. Кто увидал, тот и поднял.
Посмотрите вокруг, ребятки, нет ли на ком из вас заячьей шапки?

Главный герой сказки «Заячья шапка» — лесной заяц. От прочих обитателей леса он отличался тем, что очень любил хвастаться. То заявит, что через сосну перепрыгнуть может, то похвастается, что шишку на облако закинет.

Но однажды в лес пришел охотник и подстрелил хвастливого зайца. Он сделал из шкуры зайца шапку и подарил ее своему сыну. Вот только когда сын эту шапку надел, он неожиданно начал хвастаться перед ребятами тем, что умнее учительницы, что сможет решить любую задачу. Позднее, сняв шапку, мальчик никак не мог понять, зачем он начал хвастать.

Придя на горку в заячьей шапке, мальчик снова начал похваляться, что скатится дальше всех на своих санках. Но санки опрокинулись, мальчик упал, и шапка свалилась с его головы. Мальчик пытался найти подарок отца, но так и не нашел. Шапка осталась лежать в сугробе.

Через какое-то время в лес пришли девочки собирать хворост. Одна из них нашла заячью шапку, надела ее и вдруг начала хвастаться, что соберет хвороста больше, чем другие девочки. Подружки обиделись и ушли, оставив хвастунью в одиночестве. Девочка сняла шапку и поняла, что она может заблудиться в лесу. Бросила девочка шапку и побежала догонять подружек. А шапка осталась лежать в лесу. Возможно, что кто-то ее нашел.

Таково краткое содержание сказки.

Главная тема сказки — тема хвастовства, бахвальства.

Главная мысль сказки Осеевой «Заячья шапка» заключается в том, что хвастун подает плохой пример окружающим и может невольно склонить других людей к хвастовству. Чрезмерное хвастовство может вызвать отрицательную реакцию у окружающих. Девочка, нашедшая заячью шапку в лесу, своим хвастовством добилась того, что подружки ее бросили в лесу одну. Сказка учит не хвастать самому и не поощрять хвастовство других людей.

Какие пословицы подходят к сказке «Заячья шапка»?

Так хвастает, что уши вянут.
Хвастать - не косить: спина не болит.
Хвастун да врун одного поля ягоды.

Заячья шапка

Жил-был заяц. Шерсть пушистая, уши длинные. Заяц как заяц. Да такой хвастунишка, что во всём лесу другого такого не сыскать. Играют зайчишки на поляне, прыгают через пенёк.

– Это что! – кричал заяц. – Я могу через сосну перепрыгнуть!

Играют в шишки – кто выше подбросит.

А заяц опять:

– Это что! Я на самую тучу закину!

Смеются над ним зайцы:

– Хвастунишка!

Пришёл как-то в лес охотник, убил хва стливого зайца и сделал из его шкурки шапку. Надел сынишка охотника эту шапку и давай ни с того ни с сего перед ребятами похваляться:

– Я лучше самой учительницы всё знаю! Мне любая задача нипочём!

– Хвастунишка! – говорят ему ребята.


Пришёл мальчик в школу, снял шапку и сам удивляется:

– С чего это я, право, расхвастался?

А вечером пошёл он с ребятами с горки кататься, надел шапку и опять давай хвастать:

– Я сейчас с горки скачусь прямо на тот берег озера!

Перевернулись на горе его санки, слетела с головы мальчика шапка и закатилась в сугроб. Не нашёл её мальчик. Так без шапки и домой вернулся. А шапка осталась лежать в сугробе.

Пошли как-то девочки хворост собирать. Идут, меж собой сговариваются друг от дружки не отставать.

Вдруг видит одна девочка – лежит на снегу белая пушистая шапка.

Подняла она её, надела на голову да как задерёт кверху нос!

– Что мне с вами ходить! Я сама больше вас всех хворосту соберу и скорей дома буду!

– Ну и ступай одна, – говорят подружки. – Экая хвастунишка!

Обиделись и ушли.


– Без вас обойдусь! – кричит им вслед девочка. – Одна целый воз притащу!

Сняла шапку – снег отряхнуть, оглянулась вокруг и ахнула:

– Что я в лесу одна делать буду? Мне и дороги не найти, и хворосту не собрать одной!

Бросила она шапку и пустилась подружек догонять. Осталась заячья шапка под кустом лежать. Да недолго пролежала она там. Кто мимо шёл, тот и нашёл. Кто увидал, тот и поднял.

Посмотрите вокруг, ребятки, нет ли на ком из вас заячьей шапки?

Жил-был заяц. Шерсть пушистая, уши длинные. Заяц как заяц. Да такой хвастунишка, что во всем лесу другого такого не сыскать. Играют зайчишки на поляне, прыгают через пенек.

– Это что! – кричал заяц. – Я могу через сосну перепрыгнуть!

Играют в шишки – кто выше подбросит.

А заяц опять:

– Это что! Я на самую тучу закину!

Смеются над ним зайцы:

– Хвастунишка!

Пришел как-то в лес охотник, убил хва стливого зайца и сделал из его шкурки шапку. Надел сынишка охотника эту шапку и давай ни с того ни с сего перед ребятами

Похваляться:

– Я лучше самой учительницы все знаю! Мне любая задача нипочем!

– Хвастунишка! – говорят ему ребята.

Пришел мальчик в школу, снял шапку и сам удивляется:

– С чего это я, право, расхвастался?

А вечером пошел он с ребятами с горки кататься, надел шапку и опять давай хвастать:

– Я сейчас с горки скачусь прямо на тот берег озера!

Перевернулись на горе его санки, слетела с головы мальчика шапка и закатилась в сугроб. Не нашел ее мальчик. Так без шапки и домой вернулся. А шапка осталась лежать в сугробе.

Пошли как-то девочки хворост собирать. Идут, меж собой сговариваются друг от дружки

Не отставать.

Вдруг видит одна девочка – лежит на снегу белая пушистая шапка.

Подняла она ее, надела на голову да как задерет кверху нос!

– Что мне с вами ходить! Я сама больше вас всех хворосту соберу и скорей дома буду!

– Ну и ступай одна, – говорят подружки. – Экая хвастунишка!

Обиделись и ушли.

– Без вас обойдусь! – кричит им вслед девочка. – Одна целый воз притащу!

Сняла шапку – снег отряхнуть, оглянулась вокруг и ахнула:

– Что я в лесу одна делать буду? Мне и дороги не найти, и хворосту не собрать одной!

Бросила она шапку и пустилась подружек догонять. Осталась заячья шапка под кустом лежать. Да недолго пролежала она там. Кто мимо шел, тот и нашел. Кто увидал, тот и поднял.

Посмотрите вокруг, ребятки, нет ли на ком из вас заячьей шапки?

(Пока оценок нет)


Заячья шапка

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Заяц славился среди зверей своим умом и сметкой. За его мудрость прозвали звери зайца Судьей. По правде сказать, зайцу далеко не всегда удавалось выйти сухим...
  2. Бродили раз по лесу Волк и Лиса и набрели на чей-то дом. Долго они гадали, кто здесь живёт, а потом заметили на дереве Обезьяну и...
  3. Ну, слушайте! Жил когда-то один богатый человек, и было у него три дочери. Вот задумал он узнать, крепко ли они его любят. И спрашивает он...
  4. Вариант 1 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; у них был сын Иван-царевич, а смотреть-глядеть за царевичем приставлен был Катома-дядька дубовая...