Сценарий на ивана купала праздник для веселой компании. Празднование ивана купалы Сценарий праздника иван купала для молодежи

1. Игра «Молчанка»

Согласно правилам игры нужно выбрать ведущего. Каждый участник подбирает себе фанты. Они у всех должны быть разными. Для этого можно использовать листья различных деревьев, разные травинки, цветки или что-то другое.

Все участники становятся перед ведущим и громко произносят распев:

Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!

Как только произносится последнее слово, все должны замолчать, смеяться тоже нельзя. А ведущий смешит игроков смешными песенками, стишками, потешками, своими движениями. Если кто-то проговорился или засмеялся, должен отдать ведущему свой фант.

2. Игра «Водяной»

Детки берутся за руки и становятся в круг. Выбирается ведущий, которого «садят» в круг и завязывают ему глаза. Все игроки двигаются по кругу, приговаривая:

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.

После этих слов круг останавливается, а водяной встает и подходит к какому-либо игроку. Его задача, не открывая глаза, на ощупь, определить, кто перед ним. Если ведущий–Водяной угадал, он меняется местами с участником, которого угадывал.

3. Игра «Прыжки через огонь»

Вместо огня нужно взять длинную палку. Двое участников берут палку за края, а остальные выстраиваются в шеренгу. Задача каждого участника – перепрыгнуть через палку. После того, как прыгает вся команда, палка поднимается и прыжки повторяются. Побеждает пот, кто смог преодолеть самый высокий уровень.

4. Игра «Заплети венок»

Нужно выбрать ведущего. Каждый ребенок должен определиться, каким он будет цветком. Затем ведущий по очереди называет какой-либо цветок, а участники должны, взявшись за руки, сплести венок в той последовательности, в которой их называет ведущий.

Ивана Купала 2018: обряды, традиции, гуляния

Обряды на Ивана Купала для детей

В давние времена люди верили, что вода в этот день целебна, поэтому с самого утра все купались и плавали в всевозможных водоемах. Сейчас к этому обряду добавился еще один, который безумно понравится детям: обливаться и обливать других водой, при этом приговаривая «День Ивана, день Купала — обливай кого-попало».

Вместе со своими детьми (особенно подойдет для девочек) и запусти с ними его на воду. С мальчиками пособирай букеты полевых цветов и подарите вместе кому-то близкому. Научи детей отличать лекарственные травы и соберите их вместе.

Отведи детей на мастер-классы народных ремесел — лепка, лозоплетение, гончарство, хоть и плетение венков. Гарантируем, этот праздник твой малыш запомнит надолго.

Ивана Купала 2018 для детей

Что рассказать детям о празднике Ивана Купала

Раньше, когда люди верили в богов Солнца, Земли, Ветра и многих других, праздник Ивана Купала был праздником-благодарностью Солнцу за жизнь и за светлый день. Теперь, конечно, смысл этого праздника полностью изменился, но его продолжают любить и взрослые, и дети за интересные традиции, которыми он славится.

Цель: дать представление о празднике Ивана Купалы; развивать воображение, память, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: цветные карандаши, рисунок трех елочек с номерами на них и водоемом, тетради в клетку, рисунки с изображением Бабы Яги, Лешего, Водяного.

Учитель . У нашего народа есть замечательный праздник Ивана Купалы. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля.

Во время праздника разжигаются костры, вокруг них водят хороводы, поют, играют, прыгают через костер, собирают целебные травы, купаются в реке или ходят босиком по росе. Все это делается для того, чтобы очистить свои тело и душу, вернуть здоровье и молодость, набраться жизненных сил. Известно, что огонь и вода обладают очищающими свойствами.

Самым захватывающим и таинственным моментом праздника являются поиски цветка папоротника. Существует поверье, что папоротник цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и тот, кому посчастливится увидеть этот волшебный цветок, получит от него чудодейственную силу, станет богатым и счастливым.

Закройте, пожалуйста, глаза и попробуйте представить себе то, о чем я буду говорить.

Лето... Теплый июльский вечер... Сумерки...

Лесная поляна, со всех сторон окруженная деревьями... Огромный костер, языки пламени которого взмывают ввысь и невольно приковывают к себе твой взгляд... Вокруг костра — хоровод... Ты вместе с друзьями в хороводе... На тебе старинные русские одежды, на голове — венок из ромашек... Твой голос сливается с другими в песне, славящей Огонь, Воду, Воздух, Землю...

На лесную поляну опускается ночь... Таинственно мерцают бесчисленные звезды, словно подмигивают тебе: «Пора отправляться на поиски цветка папоротника»...

Учитель. Откройте глаза. Что вы представили себе особенно ярко? (Ответы детей, обмен впечатлениями.)

Считается, что в ночь на Ивана Купалу собираются отовсюду злые, темные силы — нечисть. Во время праздника проводятся специальные обряды защиты от них в виде сожжения на костре соломенной куклы, символизирующей богиню болезней, зла, холода; «потешных» боев, игр.

Вспомните, какая «нечистая сила» водится в наших сказочных лесах. (Ответы детей.) Как известно из сказок, она не всегда бывает такая уж страшная, иногда даже забавная!

Я предлагаю вам отправиться на поиски цветка папоротника в сказочный лес, и может быть, под какой-нибудь елкой нам удастся отыскать заветный цветок! (На доске — рисунок: три елочки с номерами 1, 2, 3; возле елки № 3 — водоем.) Цифры на елках означают номера остановок, на которых нас ждут встречи с «нечистой силой». Итак, в путь!

В лесу темно и тихо, только иногда пугающе ухает филин. Но нам совсем не страшно, ведь нас много и сможем в любой момент прийти на помощь друг другу. Правда ведь?

ОСТАНОВКА №1.

Кто же прячется за этой елочкой?

Кощеева подружка,

Хозяйка волшебной избушки,

У нее костяная нога —

Значит, это... (Баба Яга)!

Баба Яга . Далеко ли путь держите, соколики?

Учитель. За цветком папоротника, бабушка.

Баба Яга . Э-э, чего удумали... Башмаки стопчете, а к утру не поспеете отыскать цветочек. Никому еще не удавалось на моем веку за одну ночь это сделать. Что ж вы не догадались транспортное средство какое-нибудь волшебное для этого дела приспособить?

Учитель. Какое средство?

Баба Яга . У-у, милые, сколько их... Да вы сами сейчас назовете не меньше десятка.

Задание Бабы Яги . Назвать необычные транспортные средства, на которых передвигались следующие сказочные герои:

➢ Иван-царевич (Серый Волк).

➢ Емеля (печка).

➢ Золушка (тыква).

➢ Хоттабыч (ковер-самолет).

➢ Барон Мюнхгаузен (пушечное ядро).

➢ Князь Гвидон с матерью (бочка).

➢ Элли с Тотошкой (фургон).

➢ Нильс (дикие гуси).

➢ Лягушка-путешественница (утки)

➢ Мери Поппинс (ветер).

➢ Дюймовочка (ласточка).

➢ Баба Яга (ступа).

Учитель . До свидания, бабушка. Спасибо за науку. А нам надо спешить.

Продолжаем путь. Темно. Дорогу освещают только луна да звезды. Не сразу разглядишь, где дуб, где береза, где елка... А вот и она! Елочка под номером 2.

ОСТАНОВКА №2.

О ком говорится в следующих строчках?

Шапку сними, поздоровайся —

В лесу есть обычай такой:

Приветствовать леса хозяина

Вежливо должен любой. (О Лешем.)

Говорят, если, входя в лес, не спросить разрешения у Лешего и не поздороваться с ним, он может разозлиться и заставить плутать среди деревьев, кружить на одном месте. Нам ведь это ни к чему?!

Учитель . Дедушка Леший, разреши нам, пожалуйста, по твоему лесу побродить, цветок папоротника поискать. Леший. Отчего ж не разрешить, раз вы вежливые такие да воспитанные! Я б и сам вас по лесу поводил, хозяйство свое показал, да некогда мне: порядок навожу, все учитываю, пересчитываю. А тут еще такая незадачка вышла: вороны-озорницы притащили откуда-то в лес весы, а гири-то взять не додумались! Стали звери да птицы взвешиваться (без гирь, конечно!). Оказалось, что (запись на доске):

цапля весит три вороны и лягушку;

ворона весит три лягушки;

а главный санитар леса волк — пять цапель и четыре вороны.

Леший . Вот спасибо! А то б я до утра промучился! Ну, удачи вам!

Учитель. Продолжаем поиски. Силы уже на исходе, а заветного цветка не видать. Уж скоро рассветет. Осторожно! Здесь какой-то водоем!

Учитель . Здравствуйте, Водяной. Как поживаете?

Водяной . Эх, жизнь моя жестянка! Тоска зеленая... Поговорить не с кем: одни пиявки да лягушки. Надоели! А мне бы хоть одно новое живое существо!

Учитель . Хотите, мы вам рыбок нарисуем, а вы их оживите и поселите в своем водоеме?

Водяной . Это вы здорово придумали! (Дети чертят фигуру рыбки по клеточкам.)

ОСТАНОВКА №3.

Кто на этот раз нам встретится?

Все его подружки —

Пиявки да лягушки.

О жизни скучной неземной

Поет страданья... (Водяной)

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на 4 клетки вниз наискосок слева направо;

3 клетки вправо;

2 клетки вверх наискосок слева направо;

2 клетки вверх наискосок справа налево;

3 клетки влево;

4 клетки вниз наискосок справа налево.

Учитель . Дорисуйте рыбку и разукрасьте ее цветными карандашами.

Водяной . Ну, спасибо. Сразу столько рыбок!

Учитель . Скажите, пожалуйста, вы не видели здесь случайно цветущего папоротника? Водяной. Скажу. Не видел. И никто его не видел. Потому что папоротники не цветут! Да-да. Не удивляйтесь: у папоротника не бывает цветков, но от этого он не перестает быть лекарственным растением. Вот почему его вместе с другими целебными травами собирают накануне праздника Ивана Купалы. А вы, я вижу, расстроились... Напрасно. Хотите быть богатыми и счастливыми? Так будьте ими. Знания, получаемые вами в школе, — дороже богатства. А что касается счастья... Так ведь как в народе говорится? КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ. (Дети объясняют смысл пословицы.)

Учитель. Спасибо, Водяной, за мудрые слова. До свидания. А нам пора возвращаться.

Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Веселый новый сценарий проведения праздника в день Ивана Купала для веселой молодежной компании. Шуточные стихи и поздравления, тосты, прикольные конкурсы и игры, юмор и песни переделки в сценарии посвященном праздничной вечеринке в ночь на Ивана Купалы.

Место проведения праздника в день Ивана Купала - поляна у воды (это может быть как река, так и озеро или даже бассейн). Участники - веселая компания молодежи девушки и парни. Для проведения праздничного мероприятия по сценарию необходим один ведущий, который будет следить за ходом праздника, и инициировать проведение конкурсов.

Ведущий:

Мы с вами собрались на этот праздник,
Чтоб бросить вызов нечисти земной!
Пусть Леший нас сегодня с вами дразнит,
Пусть дразнит тиной мерзкий Водяной…

Пусть ведьмы стороною нас обходят -
У нас сегодня будет свой обряд…
Пусть все, что здесь сегодня происходит
Оставим в тайне… О таком молчат…

Ведущий:

Я предлагаю не тратить времени попусту, поскольку, как известно, сегодня самая короткая ночь, а нам надо успеть сделать так много. Нам еще венки плести, через костер прыгать и папоротник цветущий искать. Поэтому предлагаю начать сразу с самого главного.

Поскольку все сильнее темнеет и все сложнее увидеть ту нечисть, которая скапливается рядом с нами, необходимо отпугнуть ее. У меня здесь есть слова песни на всем известный мотив, предлагаю петь хором и как можно громче.

(поется песня на мотив «Мурки»)

С вами собирались и, наконец, собрались,
Чтоб Иван Купалу отмечать….
И чтобы мы сегодня ведьм не испугались,
Песней надо нам их разогнать!

Если рядом ведьма, плюнем ей на хвост мы,
А потом пять раз перекрестим…
А чертей чумазых, будто бы для хохмы
Мы водой святою окропим!

Праздник сегодня радостный
Сгинь прочь нечистый пакостный…
Праздник Купалы встретим враз
Компанией сейчас!


Ведущий:

Надеюсь, что у нечисти нет чувства юмора, и она не поняла, что на самом деле мы пошутили, и поэтому точно не приблизится к нам. А пока еще не до конца стемнело, есть предложение поворожить на суженого.

А пока девушки будут ворожить, предлагаю парням сыграть в игру, которую придумали наши предки. Как известно, девушки должны плести венки и спускать их на воду. А добры молодцы, должны выбрать венок для себя, и тем самым выбрать себе суженую. Но кто же пойдет выбирать первым? А вот это и определить турнир игры «Оторви чертенку хвост».

Ведущий сценария:

Сейчас девушки отправятся плести венки, а я вам расскажу суть турнира.

По преданию, все, кто отходят от купальского костра, становятся наполовину нечистью. Ходят слухи, что у парней даже отрастают хвосты, как у чертят. Мы, конечно, не будем дожидаться, пока хвосты у вас отрастут сами, и попробуем их сымитировать.

Вот вам веревки, их необходимо будет зафиксировать сзади каждому из парней (веревку можно просто вставить за пояс брюк или шорт). Следите за тем, чтоб часть веревки обязательно лежала на земле.

После того, как все вы будете с хвостами, мы начнем игру. Цель - наступить на хвост противника, тем самым оторвав его. Последний, кто останется с хвостом - будет победителем и первый пойдет выбирать себе венок, пущенный в воду. Все готовы? Тогда начнем!

(проводится игра, принимают участие все парни)

Ведущий:

Победитель определен. Вижу и девушки уже готовы пустить свои веночки на гладь водную. Заходите по колено в воду и пускайте веночки, а я пока прочту древнее заклинание:

Через броды по глади водной
Пусть венки поплывут побыстрей…
Пусть расскажут, кто будет свободной,
А кому ждать о свадьбе вестей…

Пусть русалки куражатся с ними,
Одевая их все на себя…
Пусть веночки поднимет любимый,
С кем вас ждет и любовь и семья…

Вы плывите веночки от брега,
Пусть волна вас качает порой…
Ну-ка, парни, давайте с разбега!
Выбирайте веночек вы свой!

(Во время обрядного стихотворения, девушки пускают венки и выходят из воды, а парни торопятся достать венки из воды. Кто чей венок достал, тот и будет парой на этот вечер).

Ведущий праздника:

Вижу девушки и парни наши вымокли немножко. Чтобы согреется, есть смысл разжечь костер. Да не просто огонь поддержать, а ритуальный костер разжечь. Такой, чтобы даже чертям в аду было завидно.

Пусть горит огонь поярче,
Чтоб на сердце стало жарче!
Будем прыгать и скакать,
Чтоб грехи свои сжигать!

Дружно за руки возьмемся,
В жар пекущий окунемся!
Очищаем душу, тело
Мы прыжками очень смело!

Ведущий:

Говорят, что если страшно прыгать через горящий костер, значит тяжело с грехами расставаться. Вот и посмотрим кто у нас самых грешный. А еще говорят, что если прыгнуть через костер парой, значит получить благословение природы на любовь вечную да на жизнь беспечную… Кто смелый? Кто первый? Кто парой прыгнет?

(совершаются прыжки через костер)

Уж полночь близко… Папороти цвет
Он существует в мире али нет?
Давайте дружно будем проверять
И папороти цвет пойдем искать.

Ведь говорят, что папороти цвет
Нам на вопрос любой найдет ответ…
Он скажет, где был клад давно зарыт,
Покажет тех, кем он давно забыт…

И кто не побоится клад искать,
Тот точно должен смелостью блистать!
Достойный пусть найдет сегодня цвет…
Ну что? Идем искать скорее али нет?

(Пока все ищут папоротник поодаль от костра, ведущий потихоньку выкладывает коробок с выпивкой на поляне и сверху него ставит искусственный цветущий папоротник. Через время громко кричит о том, что он нашел цветущий папоротник и зовет всех посмотреть клад. Когда клад найден, можно дружно и весело, с тостами отмечать праздник Ивана Купала).

Первый тост:

Желаю вам я на Иван Купала,
Чтоб вам всего, везде, всегда хватало!
Чтоб был достаток в доме и любовь,
Чтоб страстью в сердце закипала кровь!

Чтоб счастливы вы были навсегда,
Чтоб проживали с радостью года…
Чтоб клад искали и скорей нашли!
Чтоб неприятности скорей от вас ушли!

Пусть на Купала всяк любовь найдет!
Пусть кто-то мне стакан вина нальет!
Хочу поднять стакан за праздник я!
Всех поздравляю с праздником, друзья!

Народное гулянье "Купалье"

Ведущая:



Ведущая:

Купалинка:

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:




Ведущая:

Купалинка:


Тот, кто этот знак найдет,

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:

Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Ведьма:

Ведущая:

Под музыку проходит игра.

Ведущая:

Купалинка:

Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Сцена празднично украшена. Из декораций: венок, цветы, ленты.

Ведущая:
«Добрый вечер, добрым людям!
Пусть много радости всем вокруг будет.
Будем сегодня Купалье встречать,
Петь, танцевать и в игры играть!

Сегодня Купала, а завтра – Ян
Заиграй, гармоника, заиграй нам!»

Начинает звучать аккордион, под музыку выходит вокальная группа с песней «Ой, рана, на Ивана».

Ведущая:
«Мы рады видеть сегодня Вас всех на нашем празднике. Ивана-Купала – старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Иван - Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. А хозяйка этого праздника – красавица Купалинка.»

Под музыку выходит Купалинка.

Купалинка:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Купалинка я. Пришла сегодня к Вам, чтобы вместе вспомнить старинный народный праздник. Сегодня ночь Ивана-Купала. Всех эта ночь манит своим волшебством и красотой. Бывало собирались на берегах рек, озер, пели обрядовые песни, водили хороводы, гадали о лучшей доле, веночки по воде пускали.»

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:
«Разложите, зажгите Купалья огни, чтобы лучше представить грядущие дни, чтобы веселее водились хороводов ручьи. Огонь купальский очищает тело от болезней, а душу – от смятенья. А так же укрепляет любовь между двумя сердцами.»

Звучит музыка, выбегает ведьма с чертями.

Ведьма:
«Тушите огонь, не давайте им лечиться. Это что же будет, если все будут здоровыми. Давайте-давайте черти мои тушите каждую искорку не покладая рожек.»

Купалинка:
«А смогут ли твои чертянята поймать все искорки и уголечки от костра, чтобы потушить его?»

Ведьма:
«Сейчас увидишь. А ну-ка, черти мои, готовьте капкан для угольков, посмотрим как они смогут увернуться от него.»

Купалинка:
«Если за три раза вы не поймаете все искорки и уголечки, значит гореть купальскому огню!»

Ведущая:
«Кто не хочет, чтобы ведьма с чертями костер потушили, выходите к нам играть. Объясняю правила: черти делают круг и берутся за руки. Пока звучит музыка, черти поднимают руки вверх и все дети - наши искорки и уголечки, бегают, где хотят вокруг и внутри круга. Когда музыка замолкает, черти опускают руки вниз и тот, кто остался в кругу, выбывает.»

Купалинка:
«Искорки тепла, света и доброты победили нечистую силу!»

Ведьма:
«Рано радуетесь! Нечисть моя еще попортит вам праздник!»

Купалинка:
«Не мешай людям празднику радоваться. Отойди по- добру по- здорову!»

Ведущая:
«Про купальскую ночь существует легенда о том, что в полночь в самой гуще леса расцветает волшебная ветка папоротника. Тот, кто сумеет отыскать ее, станет самым счастливым, ему откроются все клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Но найти этот цветок не так-то просто, нечистая сила строит козни и мешает в поисках. Если среди вас есть смелые, давайте попробуем найти чудесный цветок.»

1 черт: «Цветок они будут искать!»
2 черт: «Счастья им захотелось!»
1 черт: «А знаете ли вы, что до цветка может дойти только смелый и ловкий?»
2 черт: «Мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такие!»

Ведущая:
«Да, нелегко найти ветку папоротника. Но Купалинка решила Вам помочь и оставила на территории клуба Вам подсказки, только подсказки эти тоже нужно еще понять и суметь отыскать.»

Купалинка:
«Первая подсказка на вечных плитах.
Там, где память о войне зарыта.
Тот, кто этот знак найдет,
Волшебный цветок искать пойдет.»

Ведущая:
«Итак, не теряйте времени!. Купалинка сказала Вам, где искать первую часть подсказки. Тот, кто первый догадается, о чем идет речь и принесет конверт, тот будет участвовать в поиске цветка. А пока они ищут, для Вас поет участница вокальной группы «Неманичка».

Ведущая:
«Вот и нашли первую часть подсказки.»

Купалинка:
«Сохрани этот конверт, он поможет тебе в поисках папарать ветки. Прежде, чем сказать Вам, где находится вторая часть подсказки, я хочу испытать Вашу ловкость.»

Ведущая:
«Хорошо, испытаем. Когда-то в старину, девушки в купальскую ночь плели венки, бросали их в реку и гадали о своем счастье. Перед Вами воображаемая река, на воде кувшинка. Я попрошу желающих бросать по очереди венки в реку так, чтобы они легли на кувшинки. Кто из 5-ти бросков сделает больше попаданий, тот и победит.»

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:
«Да, есть среди Вас ловкие. Читаю о том, где лежит вторая часть подсказки. Знак второй сокрыт от глаз
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
А пока ищут конверт, для Вас поют «Все уже когда-то было».

Ведущая:
«Вот и нашли 2-ю подсказку.»

Купалинка:
«Ты тоже храни свой конверт. Прежде чем скажу, где последняя часть подсказки лежит, я хочу еще вас испытать.»

Ведущая:
«В купальскую ночь как известно нужно прыгать через костер. Сейчас мы и устроим с вами соревнования по прыжкам.»

Ведьма:
«Черти мои, ну-ка несите сюда канат. Посмотрим, какие они ловкие, и как смогут через него прыгать. А вы чертянята мои, все выше планочку поднимайте.»

Ведущая:
«Тот, кто возьмет самую большую высоту, тот и побелил.»

Под музыку проходит игра.

Ведущая:
«Победителю приз. Ну, что, Купалинка, выдержали люди испытания?»

Купалинка:
«Да, могу сказать, где лежит последняя часть подсказки.
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:
«Удачи в поисках! А для Вас поет…

Ведущая:
«Вот и нашли недостающее звено подсказки. А сейчас ваша задача – собрать три части воедино и догадаться, где спрятан чудо-цветок. Самый сообразительный, находчивый и быстрый и станет обладателем супер-приза.
Время пошло. А мы желаем Вам удачи в поисках. Будьте осторожны, черти будут мешать Вам в пути.»

Выступление вокальной группы.

Купалинка:
«Нашедший сегодня чудесный цветок будет в этом году самым счастливым, мудрым и богатым. А от нас счастливчик получает супер-приз и два его соискателя по утешительному призу.

Сценарий летного праздника «Иван Купала»

для детей 1-4 класса городского оздоровительного лагеря

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. Развивать двигательную активность, укреплять здоровье и содействовать нормальному физическому развитию.

2. Воспитывать интерес к русским народным играм, традициям, обычаям.

3. Воспитывать чувство ответственности, сплоченности, доброжелательности.

Ход праздника.

В актовом зале. Театрализованное представление с конкурсами и танцаи.

Ведущая: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня будем встречать. Много у нас в России народных праздников, традиций, обрядов. И сегодня я познакомлю вас с праздником Ивана Купала. У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале, но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя (в переводе с греческого, как погружатель, купатель). Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы. Сейчас этот всеми любимый, древний праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля. Иван Купала - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса.

( Видеоклип- http://www.youtube.com/watch?v=lnatAZR2u2s )

День Ивана Купала – праздник мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый, полный приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий и все они были связаны с водой, огнем и травами. В загадочную купальскую ночь собирают целебные травы, прыгают через костер, устраивают игры и пляски, умываются росой, купаются в водоёме, ищут цветок папоротника и обязательно гадают, пытаясь узнать свою судьбу. Существовало поверье, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…

Ведущая : Ну вот, все собрались, а самого хозяина праздника нет. (Всматривается в даль)
Приехал Купаленко!
На семидесяти тележках.

Привез нам Купаленко
Добра, здоровья, богатства, почести!

Звучит музыка, появляется Иван Купала. Его одежда и шляпа украшены травами и полевыми цветами. В руке горящая свеча и веточки березы, украшенные ленточками. Обходит всех детей.

Ведущая : Здравствуй, Купала, наш веселый! Князюшка наш летний добрый!

Иван Купала: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, детушки малые!

А вот и я – сам Иван Купала. Еще меня называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня-праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришел к вам с огнем - земным подобием солнца. С ним я буду вас очищать. Живите в здравии, будьте веселы и богаты (обходит с огнем детей).
- А теперь окроплю вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.

Девушки в веночках выносят воду в чашах. Иван Купала этой водой с помощью веточек березы окропляет всех.

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Ведущая: Спасибо тебе, Иван Купала!Наш праздник посвящен воде и всему, что с ней связано. В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени.

ВОПРОС : Ребята, по народным поверьям, раньше в воде жили кто?

ОТВЕТ: Русалки, водяные и кикиморы.

Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину зала.

Звучит музыка и слова группы "Иван Купала". Проводится конкурс «Самая длинная коса».

Ведущая: Праздник Ивана Купала олицетворяют не только с водой. В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу. А ещё с этого дня начинался сенокос.

ВОПРОС: Ребята, что такое сенокос? (сенокос-заготовка сена). А для чего заготавливали сено? (для домашних животных).

Утром в этот день хозяин принимался косить траву, а жена ему помогала. Первый покос - самый большой, люди старались ещё до восхода солнца накосить как можно больше сена, существовала такая поговорка: «пройди до солнышка два покоса – ходить не будешь босо». В день Ивана Купалы девушки плели венки из трав и полевых цветов. Водили хороводы, пели песни. Купальский цветок- это не просто украшение, а оберег от нечистой силы и сглаза. Вечером, на заходе солнца, загадав желание, венок пускали на водную гладь озера или реки, наблюдая, как и куда они поплывут. Если он поплывет вдаль – желание сбудется.

Наши девочки тоже сегодня постарались, красивые веночки из полевых цветов себе сплели. А давайте посмотрим, у кого самый красивый веночек получился. Выходите девочки, да вставайте в круг!

Звучит музыка. Проводиться конкурс на самый красивый и оригинальный веночек из трав и полевых цветов. («Иван Купала» исп. группа «Волшебники двора»).

Ведущая: Огонь, как и вода, имели очищающую силу. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь» и в купальную ночь разжигали костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца. Вокруг них плясали, пели песни и водили хороводы, через них прыгали.

Иван Купала, посмотри, какой танец для тебя приготовили наши девочки!

Звучит песня «Ой на Ивана да на Купала», исп. Театр Песни «Джерела», группа девочек исполняет танец.

Иван Купала: Сегодня день полон волшебства. В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Чтобы найти цветок нужно преодолеть много препятствий. Я с вами пойду, и буду помогать вам.

Ведущая: Ребята, сегодня в День Ивана Купала мы с вами отправимся в веселое путешествие. Мы узнаем о лечебных травах, пройдем очищение водой и огнем, поиграем в горелки, а если повезет, то и цветок папоротника найдем. А заодно, познакомимся с обычаями и традициями древних славян, наших предков.

Иван Купала: Ребята, вручаю вам лесную карту, она и приведет вас к цветку.

Звучит музыка. Каждый отряд получает лесную карту (маршрутный лист с названием станций) и отправляется в путешествие по станциям (пришкольный участок).

После игры-путешествия все собираются в актовом зале. Подведение итогов и награждения по номинациям:

- самая длинная коса

- самый красивый и оригинальный веночек из трав и полевых цветов

-победители и призеры в игре-путешествии «В гости к Ивана Купала»