Родительское собрание развитие мелкой моторики с решением. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Родительское собрание

«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Цели:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
  • Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:

  • Организация выставки рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, ткани, пластилина);
  • Изготовление приглашений на собрание для родителей;
  • Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • Подбор слайдов с пальчиковыми играми;
  • Изготовление кроссворда по теме собрания;
  • Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:
  • «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
  • «Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
  • «Рука - это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);
  • Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.
  • Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • Компьютер для показа слайдов;
  • Слайды с фотографиями играющих детей.

Участники:

  • Воспитатель
  • Родители

Форма проведения: собрание практикум.

Ход встречи:

  1. Организационная часть

Воспитатель. На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

Наши ребята сразу догадались, о чем идет речь. Правильно о пальцах.

Тема нашей сегодняшней встречи посвящена как раз им, точнее - развитию мелкой моторики рук у ребенка. Предлагаю вам посмотреть выставку работ детей нашей группы.

  1. Основная часть
  1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка»

Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Потому, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно

  • Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
  • В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.).
  • В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

  1. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»

На столах коробки с пластилином, дощечки для лепки, стеки, нарукавники, - словом, всё что нужно для правильной организации работы детей с пластилином.

Проведём практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью пластилина. Хочу предложить вам способ изготовления пластилинового петушка.

Начинаем с изготовления гребешка и туловища. Скатайте три маленьких красных и один большой жёлтые шарики. Придайте последнему форму яйца. Соедините три красных шарика вместе и прикрепите получившийся гребешок к голове петушка.

  • Далее изготавливаем глаза и клюв.

Скатайте два маленьких белых шарика - глаза, чёрные малюсенькие бусинки - зрачки и оранжевый шарик - клюв. Прикрепите зрачки к глазам, а из оранжевого шарика скатайте валик с заострёнными краями и согните его пополам. Оформите голову петушка этими деталями.

  • Приступаем к выполнению крыльев и хвоста.

Для крыльев понадобятся два зелёных одинаковых шарика, для хвоста - три разноцветных. Зелёные шарики для крыльев сминаем в плотные лепёшки и немного загибаем концы лепёшки вверх. Из шариков для хвоста катаем колбаски и соединяем их вместе по форме петушиного хвоста.

И наконец, оформляем петушка

Катаем два оранжевых шарика для ног, сминаем в лепёшки и делаем надрезы в виде пальцев. Прилепляем детали крыльев, хвоста и ног к туловищу.

Теперь давайте оформим выставку работ. Поставьте, пожалуйста, своих петушков рядом где находится петушок вашего ребёнка.

3. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка».

Воспитатель. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли- игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей. Особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий - в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для тетра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировка - это оригами.

Притягательная сила этого искусства - в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:

  • Работа с красками - штриховка;
  • Пальчиковая гимнастика - шнуровка;
  • Игры с конструктором, мозаикой;
  • Лепка из глины и пластилина;
  • Нанизывание бус, бисера;
  • Сматывание цветных ниток в клубочки;
  • Работа с ножницами.

Подробнее остановлюсь на играх - шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широко. Эти игры:

  • Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  • Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
  • Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • Способствуют развитию речи;
  • Развивают творческие способности
  • Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучают детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляют упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

  1. На информационный стенд мы поместили калейдоскоп интересных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук. Некоторые из них воспитанники уже выполняли на занятиях в группе, и сейчас мы сможем посмотреть самые лучшие варианты.

А теперь позвольте спросить:

  • что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
  • какие выводы вы для себя сделали?
  • есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

(вручает каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» )

ПАМЯТКА

Развитие у ребенка мелкой моторики рук

  • Как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть пройдет по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. Например: «это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».​
  • Для развития рук полезно обводить любые вкладыши, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от белого,еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.
  • Можно обводить все, что попадается под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.
  • Дошкольнику вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.
  • Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
  • На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.
  • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и развитие аккуратности.
  • Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастерами, карандашами.

Родительское собрание:

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Форма проведения: практический семинар

Цель : Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи :

Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук;

Научить родителей применять игры и упражнения по развитию

мелкой моторики рук.

Ознакомить с приемами развития ручной умелости в домашних условиях.

Участники: родители, дети, воспитатель.

Место проведения : групповая комната

Оборудование: столы, по два карандаша на каждую пару участников, двухсторонняя розовая бумага 4 листа А4, клей, ножницы, маркер синего цвета, листки бумаги в клеточку, мультимедийное оборудование, фотографии играющих детей, пальчиковый театр

Ход собрания

  1. Сообщение воспитателя - «Взаимосвязь процесса формирования речи с движением рук»

На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие « пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

Наши ребята сразу догадались, о чём идёт речь. Правильно, о пальцах. Тема нашего сегодняшнего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее- развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо.

Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Что же такое мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальце».

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

  • Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
  • Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общеинтеллектуальное развитие. Еще в старину наши предки пели детям песни- потешки, играли в «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза - дереза» и т.д., сопровождая текст движениями рук.

Разминка «Карандаши»

Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.

Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку.Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.

  1. Методы и приемы развития мелкой моторики

Я хочу познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти, игры очень эмоциональные, их можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики на одной руке.

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят» снежок, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.

И совсем - совсем несладкий! Грозят указательным пальчиком

На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками» проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.

Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры- инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», « Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Воспитатель показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.)

Особенно чётко просматривается контур персонажей, характер их поведения, действий- в театре теней. Сначала исполнителем моет быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру.

Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная

лампа(источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра,

театра теней большие возможности для развития ловкости, координации

движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и

развития речи.

В систему работы, я включаю логоритмические упражнения-они просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

Логосказки - способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики. Я вас познакомлю с персонажами в сказке «Репка»:

Практикум логосказка «Репка»

Репка - показываем руками круг;

Дедушка - показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка - показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка - показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;

Мышка - показываем кулачок.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут.

Философ, педагог Иммануил Кант писал, - "Рука- это вышедший наружу головной мозг. "

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, в следствии чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.

  • раскрашивание картинок;
  • обведение плоских фигур;
  • обведение трафаретов;
  • рисование различных линий: прямых, фигурных;
  • рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
  • выполнение штриховок;
  • графический диктант.

Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:

  • правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена;
  • правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.
  • расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;

Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

  1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
  2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.

Практикум «Графический диктант»

Уважаемые родители! Я предлагаю вам выполнить графический диктант.

Отгадайте, что будете сейчас рисовать:

"Ходит длинный, пасть с клыками

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? " (Слон)

Правильно! Итак, отступите 3 клеточки слева, 3 клеточки сверху, поставьте точку и начинаем рисовать: 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 5 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вниз, 3 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 6 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз и хвостик.

  1. Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики

Кроме специально организованных занятий по подготовке руки к письму, с детьми используются дидактические игры и пособия. Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие. Дидактические игры способствуют развитию зрительно-двигательной координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с более мелкими предметами, готовят руку к письму.

Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики:

  • шнуровки
  • счетные палочки
  • конструктор
  • мозаика
  • волчки
  • выкладывание рисунков из крышек
  • сухой бассейн
  • прокатывание мяча по шнурку
  • ходилки.

Шнуровка.

Уже давно доказано, что шнуровка- идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, пришнуровать фигурки друг к другу.

Для детей старшего дошкольного возраста существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация. Пришнуровывая грибы и ягоды к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Ребенок научиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, что бы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали.

Счетные палочки.

К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.

Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.

Конструкторы.

Одно из любимых детских занятий- конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего то целого: домов, машин, мостов… Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую моторику. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. Последнее время актуальны тематические наборы для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигуры человечков, животных и т. п. Но нужно учитывать размер деталей: более крупные для малышей, мелкие - для детей по старше.

Мозаика.

Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики.

Волчки .

Это игрушки, приводимые в движение пальцами руки и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учиться правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. Такие игры развивают ловкость рук и глазомер дошкольников.

Выкладывание рисунков из крышек.

Эффективным тренажёром для пальцев рук может стать обыкновенная крышка от пластиковой бутылки. А заданий и игр с таким простейшим приспособлением можно придумать много: «Чьи бусы длиннее? », «Пирамидка», «Нарисуй картинку», «Закрути» и т. п

Сухой бассейн.

Сухие бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, крупой, песком, солью. Их основное назначение- механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Прокатывание мяча по шнурку.

Предлагается в веселой, непринужденной форме помочь детям развить мелкую моторику пальцев рук, используя мячики или разноцветные каучуковые шарики, в комплекс входят элементы массажа. Представленные в игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. Используя съемные буквы, слоги и это задание можно превратить в универсальное. Развивая моторику детей закреплять навыки чтения.

Ходилки.

Собравшись вместе, ребята с азартом кидают кубик, отсчитывают несколько клеток и передвигались по игровому полю в ожидании, кто же первым доберётся до финиша? Но, будет еще интереснее, если вы, вместе с ребенком придумаете и сделаете свою собственную игру. Ее тема зависит от интересов малыша. Может, это будет подводная одиссея, может, авторалли, а, возможно, веселые приключения с любимыми мультгероями. Фишки к игре тоже можно сделать самим. Это могут быть какие-то мелкие игрушки, машинки, или же любые понравившиеся вам персонажи, изображение которых можно вырезать и приклеить на толстый картон. Эти известные всем с детства игры так же развивают мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги, что несомненно подготавливает руку ребенка к письму.

  1. Игры с предметами домашнего обихода.

В какие же игры можно поиграть с ребенком дома?

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.

Несколько идей, как занять ребенка на кухне:

  • Массаж рук (орехи, бигуди, шишки)Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

  • Тестопластика- это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное - это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.
  • Рисование на муке - насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.
  • Бусы из макарон . Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.
  • Веселые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она была не слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) .
  • Цветные резинки . Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку. Выполняется сначала одной потом другой рукой.
  • Пуговицы . Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их - вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.
  • Бумажная пластика - это изготовление игрушек из мятой бумаги. Предлагаемая техника изготовления игрушек проста, не требует больших материальных затрат. Игрушки из мятой бумаги прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук.

Практикум «Изготовление игрушки»

Сейчас я предлагаю вам вместе с детьми сделать игрушку своими руками.

Для этого нам понадобится следующий материал и оборудование: двухсторонняя розовая бумага 4 листа А4, клей, ножницы, маркер синего цвета.

Ход работы:

  • От листа бумаги отрезать квадрат 2х2 см разрезать по диагонали - уши
  • Отрезать квадрат 2х2 см, вырезать круг - пятачок
  • Отрезать полоску 10х5 см, скрутить жгутик, загнуть крючком - хвост
  • Лист бумаги взять двумя руками смять комок и аккуратно разгладить ладонями, возвращая первоначальную форму листа. Перевернуть лист на другую сторону, смять и вновь разгладить. Повторить эту процедуру еще несколько раз пока листок не станет мягким и податливым. Заправить все углы и стороны внутрь, чтобы получилась фигура похожая на батон.
  • Сборка - к передней части туловища прикрепить уши, пятачок, сзади - хвост. Маркером дорисовать глаза.
  1. Заключительная часть. Рефлексия

А теперь позвольте спросить:

Что нового узнали на собрании?

Какие выводы вы для себя сделали?

Если у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой

моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это

оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения

новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных

пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких

трудностей удастся избежать.

В конце собрания логопед раздает памятки для родителей.

Список литературы:

  1. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5
  2. Кыласова Л.Е., Ротарь Н. В., Карцева Т.В., Фролова Н. Г. «Родительские собрания» - Волгоград; Учитель, 2013г
  3. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» Москва «Скрипторий 2003» 2012г
  4. Сайт www.maam.ru


Приложение

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстёгивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
  • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
  • выполнять аппликации.
  • перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • разбор круп и т.д.

Прикреплённые документы:

.docx, загружено: 25 апреля 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад №6

Щербиновский район станица Старощербиновская

Разработала: воспитатель Бубнова В.В.

Уважаемые родители, мы рады вас видеть всех вместе. У меня в руках весеннее солнышко, которое сейчас мы будем передавать и говорить друг другу комплименты.

Вот и обогрело нас солнышко. А сейчас хочется вам загадать загадку.

Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

  1. Тема нашего разговора посвящена « Развитию мелкой моторики рук у детей»

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?(высказывание родителей )

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Развивая мелкую моторику у ребёнка, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уважаемые родители, а вы дома развиваете мелкую моторику у ребёнка? Какими играми? (ответы родителей)

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной, тем самым мы развиваем речь ребёнка. И нам в этом помогают пальчиковые игры и упражнения.

На каждом ОС мы с детьми используем различные игровые пальчиковые игры и упражнения, а также массаж рук. Данные виды игр и упражнений мы используем не только на ОС, но и в свободной деятельности. Детям это очень нравится. Да вы и сами можете в том убедиться и посмотреть как мы играем с детьми в группе

(Слайды)

А сейчас предлагаю с вами немножко поиграть

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

  1. «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка……

Это пальчик Я.

Это вся моя семья.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

Шарики СУ-ДЖОК

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Можно использовать разные предметы для игр и упражнений (шишка, грецкий орех, карандаш, яйцо-киндер, мячик, и т.д.)

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому мы рекомендуем и дома использовать упражнения и игры для развития мелкой моторики .

Не забывайте, что развитие мелкой моторики необходимо проводить в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха, поощрение.

Очень хорошо развивают моторику у детей игры с прищепками Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, умения устанавливать логические связи. Также способствуют более быстрому развитию речи у ребёнка.

(На слайде показать в какие игры с прищепками играют дети

«Коврик», «Солнышко», «Парочки», «Сушим бельё» и др.)

Игра с прищепками

(Предложить родителям сделать коврик, солнышко, дождик, цветок и др.)

Также для развития мелкой моторики мы используем различные виды театров – пальчиковый, би-ба-бо. С детьми разыгрываем сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". (показать на слайде )

С родителями

Я предлагаю и вам поиграть, отправиться в сказку «Теремок»

Как Вы думаете, пальчиковый театр оказывает влияние на развитие кисти Вашего ребенка? (Обмен мнениями )

(Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища куклы)

Также отлично развивает руку разнообразное нанизывание, шнуровка, защёлкивание, вытаскивание предметов из ёмкости (вытаскивание рыбок из аквариума)

Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы. Нанизывать по цвету, усложняя чередовать по размеру и т.д. (Слайд)

Дома вы можете составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно разных развивающих игр.

А мы предлагаем Вам отправиться в наш «Магазин игрушек».

(предложить 1-2 родителям купить в магазине игры, предметы на развитие мелкой моторики. Почему вы выбрали эти игры? Объясните как они влияют на моторику рук?)

Мы для Вас приготовили памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома.

  1. Подготовить учреждение к летнему оздоровительному периоду

Заключительная часть. Рефлексия.

В завершении, нам хотелось услышать ваше мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали? Полезна ли была сегодняшняя тема нашего разговора?

Сценарий родительского собрания для родителей воспитанников группы раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"

Цель: предоставить информацию родителям для понимания необходимости развития мелкой моторики рук ребенка.
Задачи:
1) обогатить опыт родителей по теме собрания;
2) расширить представления о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
3) вызвать желание у родителей развивать у своего ребенка мелкую моторику рук;
4) познакомить родителей с пособиями по развитию мелкой моторики рук через просмотр видеофильма "Занятия по Монтессори: 5 идей";

5) привлечение родителей к творческому упражнению "Представление семьи";
6) укрепить сотрудничество семей и педагогического коллектива.
Участники:
1) воспитатели группы;
2) родители воспитанников.
Место проведения: музыкальный зал.
Материал:
1. мультимедийный проектор;
2. презентация "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
3. видеофильм "Занятия по Монтессори: 5 идей";
4. буклеты на каждого родителя "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
5. соль;
6. одноразовые тарелочки;
7. акварельные краски;
8. кисти №3;
9. стаканчики для воды;
10. вода;
11. влажные салфетки.
12. MP3 Marc Enfroy - A Good Heart

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.
Звучит нежная музыка(MP3 Marc Enfroy - A Good Heart), в зал входят родители и рассаживаются за круглые.
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады приветствовать Вас сегодня на нашей встрече.
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушку.
Вот такие "пять" да "пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

II. Основная часть

Действительно, это пальцы. И сегодня мы им посвятив нашу встречу, тема которой: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"
Первый вопрос нашей встречи - Что?
Как Вы думаете - что такое мелкая моторика рук?
Мелкая моторика рук - это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук, направленных на выполнение точных мелких движений.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо вести с самого раннего детства. вашему вниманию предлагаю посмотреть видефильм "Занятия по Монтессори: 5 идей".

Посмотрев видео я думаю теперь у вас возник второй вопрос - Зачем?
Как Вы думаете зачем и почему важно развивать мелкую моторику рук у детей с раннего возраста?
Вы правы!
Отечественными учеными было доказано, что существует связь между головным мозгом и движениями пальцев рук.
В коре головного мозга находятся различные центры отвечающие за работу каждого органа человека.
И дело в том, что центр отвечающий за действия кистей и пальцев рук находятся по соседству с центром ответственным за речевое развитие.


Стимулирование одного из этих центров, а именно центра отвечающего за мелкую моторику рук приводит к активности речевого центра.
Следовательно, развивая работу и скоординированность движений пальцев и кистей рук, мы выполняем решение еще одной задачи - развиваем речь нашего ребенка.
Развитие мелкой моторики рук ребенка должно быть систематичным, а не хаотичным - иначе мы не увидим результата.
Системность заключается в следующем:
в младенческом возрасте, исходя из того, что ребенок только начинает постигать двигательные навыки - мы можем выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя через активные точки на кору головного мозга;
в раннем и младшем дошкольном возрасте - важно выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", Ладушки", Капуста" и др.), а также не забываем о выполнении основной задачи данного возраста - развитие навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнурование ботинок и другое.
Так же важно не забывать о том, что развивать ребенка возможно в игровой форме.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук мы должны замаскировать в игру так, чтобы ребенок заинтересовался. В этот момент не забывайте хвалить его, создавая тем самым ситуацию успеха.
Предлагаю погрузиться в мир беззаботного детства.
Закроем глаза и вспомним положительные моменты совместного времяпрепровождения с семьей.(пауза)
А теперь красками раскрасьте соль в Ваших тарелочках.
(Родители рисуют красками на соли)


Теперь расскажите, пожалуйста, что Вы рисовали и какие ощущения при этом у Вас присутствовали?
Этим упражнением мы с Вами развивали и мелкую моторику рук и речь.
А главное как это восприняли? Как игру или как занятие с какими-либо рамками?
Вот незаметно мы подошли к третьему вопросу - Каким образом?
Сообщение "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка" с подкреплением слайдов презентации.
Существуют способы развития мелкой моторики рук, которые можно без труда использовать для игры с ребенком в домашних условиях.
1. Способ - нанизывание.
Нанизывать можно все что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья, сухие ягоды рябины) и на что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).
2. Способ - рисование.
Рисуем пальчиками, кистью, карандашом, песком, крупой, пластилином, зубной пастой, нитью, шерстью.




3. Способ - сортирован ие.
Сортируем предметы используя крупы, предметы с разными формами, поверхностью, наполнением.


4. Способ - ощупыван ие.
Ощупываем мешочки с разными крупами, предметы с различной текстурой и другое.


5. Способ - поис ки.
В ёмкости размещаем основную массу однородного наполнителя - крупа, песок, шары и др. В нее помещаем предмет - ребенок ищет руками предмет, спрятанный на дне.


6. Способ - леп ка.
Лепим из теста, пластилина, бумаги, глины.
7. Способ - игры с отработанным материал ом.
Используются обрывки бумаги, контейнеры после яиц, пробки от пластиковых бутылок и т.д.


8. Способ - отщипыван ие.
Отщипываем от куска пластилина, от листа бумаги, от комочка шерсти.
9. Способ - расплющивания, размазыван ия.
Размазываем пластилин по доске, расплющиваем тесто между пальцами.



10. Способ -наматыван ие.
Наматываем ленты, нити на палочки, шпульки, мячи...


11. Способ - проталкиван ие.
Проталкиваем предметы в отверстия - копилка, покорми животного и другие.



12. Способ - игра с пальчика ми.
Используются пальчиковые игры, пальчиковый театр.



13. Способ - масс аж.
Массаж с использованием подручных материалов, игры.


III. Заключительная часть
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. С раннего возраста мы обязаны заложить ребенку то, что поможет ему развиваться дальше.
Благодарим всех присутствующих за активное участие в проведении собрания. Желаем всем успехов в воспитании детей.
(Родителям вручаются буклеты "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка")

Отдел образования Администрации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ветютневская средняя школа»(дошкольная группа «Колобок»)

Фроловского муниципального района Волгоградской области

Родительское собрание-практикум в младшей группе на тему:

« Развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет с использованием нестандартного оборудования»

Подготовила: воспитатель Лукинова С.Ю.

х.Ветютнев

Декабрь 2016г.

« »______________ 2016г.

Цель:

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.

Задачи:

1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;

2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;

3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками»;

4. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;

5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители и воспитатели группы.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Подготовительный этап.

2. Основная часть:

    Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.

    Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.

    Обратная связь с родителями;

    Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками».

    Обсуждение домашнего задания для родителей «создание пособия по развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

    Вручение памяток по темам родительского собрания: «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук малышей с использованием подручного материала» .

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап:

- Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №3)

Оформление памяток для родителей.

Оформление фотопрезентации по теме: » Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики».

2. Основная часть:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, , развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозайки, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? - Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

    Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

    Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

    Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать - откручиватьи т.д.;

    Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.;

    Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;

    Одевание и раздевание игрушек;

    Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их.

Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

- Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

2.Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

3. «Прищепки» - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;

4.»Сенсорная клавиатура» -развиваем моторику рук, речь; учим цвета, формы;

5.»Кто в яичке спрятался?» - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

6. «Найди в домиках …» - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

7.»Веселые мячики» - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук;

8.»Шумелки» - развиваем тактильные ощущения руки, мелкую моторику рук, слух;

9.»Коллекция камней» - развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;

10. «Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» - развиваем мелкую моторику рук, зрение;

11. «Пересыпаем зерно ложками разного размера» - развиваем мелкую моторику рук, глазомер;

12. «Сухой бассейн» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета;

13. «Соляная пещера» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности, тактильные ощущения;

14. «Рисование на манке» - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;

15. «Подбери крышечки» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;

16. «Сделай ежику иголки» - развиваем мелкую моторику рук, речь; закрепляем цвета;

17.»Книга знаний мелкой моторики «Непоседы» - развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения;

18.»Почитаем» - развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.

Потихоньку стараемся подружиться с пластилином - но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех; используем приемы: отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков.

Во всех наших творческих работах - пальчикам детей всегда приходится потрудится. Это и «Осеннее панно из листьев» и коллективная работа: «Букет для мамочки» и «Новогодний барашек» и т.д.

- Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия? - Ответы родителей.

- Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а так же связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?- Ответы родителей.

Конечно, это пальчиковая гимнастика .

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

    способствует овладению навыками мелкой моторики;

    помогает развивать речь;

    повышает работоспособность головного мозга;

    развивает внимание, память, мышление;

    развивает тактильную чувствительность;

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.

Игра с родителями из серии «Расскажи стихи руками» (приложение №2).

- Уважаемые родители в конце нашего собрания нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развитие мелкой моторики рук с использованием бросового материала: крышек от разных бутылок и коробок разного размера.

3. Подведение итогов собрания.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Принятие решения собрания.

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №4)

Приложение №2

«Расскажи стихи руками»

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)

Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)

Мы купусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)

И в подвалы выставляем.(ладошки в замок, качаем)

Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа, (складывать пальчики в кулачок)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Это долька для бобра,

А для волка - кожура! (встряхнуть кистями рук)

«Машина»

Би-би-би гудит машина (стучим кулачками)

Тук-тук-тук мотор стучит (хлопаем ладошками)

Едем, едем. едем. едем (топаем ногами)

Шины трутся о дорогу (трем ладошками)

Шу-шу-шу они шуршат

Быстро крутятся колеса (покрутить руками перед собой)

Та-та-та они спешат!

«Дом»

На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)

Ну а к дому путь закрыт.(поворачиваем ладошки)

Мы ворота открываем (открываем ладошки)

В гости всех вас приглашаем!(махаем ладошками)

«Тук да тук»

Тук да тук, тук да тук

Раздаётся всё вокруг (стучим кулачками)

Строим дом, дом большой (руки над головой)

И с крылечком и с трубой!(рука влево, другая рука вверх)

«Комар»

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж,

Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,

Летит комар, на лоб - оп,

А мы его хлоп и к уху, з-з-з-з

Отпустим комара? Отпустим!

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)

Бабу снежную лепили (лепим руками комок)

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)

А еще в снегу валялись (переворачивать ладошки)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели, (едим суп)

Спать легли (ладошки под щечку)!

«Строим стенку»

Строим стенку (ставим ладонь на ладонь)

Выше, выше, выше, выше

Добрались уже до крыши (соединяем ладони над головой)

Прорубили мы окошко (соединяем указательные и большие)

И дверцу для кошки (кистями рук показываем дверцы)

И дырочку для мышки (из пальчиков -колечко)

Пи-пи-пи-пи-пи!

Приложение№3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)

2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)

3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

(нужное подчеркните)

4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)

Да, потому что …

Нет, потому что…

Затрудняюсь ответить.

5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)

7. Имеются ли дома у Вас

специальные пособия,

игры,

литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?

(нужное подчеркните)

- Шнуровки.

- Вкладыши.

- Кубики (пластмассовые или деревянные).

- Мелкий конструктор.

- Дидактические кубы.

- Мозаики.

- Пазлы, разрезные картинки.

- Пирамидки.

Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).

13. Укажите ведущую руку Вашего малыша

(нужное подчеркните)

Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.

14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей », которое состоится …

15. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

Приложение №4

Уважаемые родители!

Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям выполнить следующие упражнения:

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа - и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - уберите ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку - ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!