Рассказ о труде от имени ребенка. Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы (буклеты). Дети в роще

Рассказы о труде для детей среднего школьного возраста. Эти рассказы помогут учителям в трудовом воспитании детей.

Дарья - золотое веретёнце. Автор: Антон Параскевин

Жил в давние времена на хуторе близ нашей деревни кузнец Фома со своей женой Агриппиной. Кузнецы в старину были в большом почёте: о них и песни пели, и поговорки слагали, и чести им было на селе не меньше, как у старосты. Когда первая жена Фомы умерла, Агриппина, хоть и девкой была, а за вдовца с двумя детьми пошла замуж с охотой, потому как говорили люди: «У кузнеца что ни стук, то гривенник».

У Фомы-то подрастали сын Василёк трёх лет да дочка Дашутка — пятнадцати. Мачеха Агриппина была с характером: всё с упрёками и подковырками. Падчерицу часто бранила: «Вымахала что жердь, а ни в лице красы, ни в руках сноровки. А сватовство- то не за горами. Красавицу да мастерицу и без приданого возьмут, а вот на тебя, корчевина ты неуклюжая, половина хозяйства уйдёт. Ни ткать, ни прясть, ни холсты белить не умеешь».

Девушка это и сама знала. Не получалось у неё прядение ну никак! За пряжу возьмётся, а пальцы — как деревянные. Ведь скоро станет ей семнадцать, пойдёт она с девчатами на село на вечорки, где молодёжь собирается. Все сверстницы будут показывать свои мастерство и красу, а ей тогда как быть? «И прозовут тогда меня кривое веретено», — часто думала Дашута. Только и было у неё сокровищ, как-то братец Василёк, серебряный рубль да небольшой образок святой Параскевы, что оставила ей мать. Та часто рассказывала девушке об этой святой, о том, что она покровительница домашнего мастерства. Дашута даже молитву выучила ко святой заступнице и часто шептала её перед сном.

Серебряный рубль ей прошлой зимой купец подарил, который у их хутора заблудился, а она вывела его коня на дорогу. Берегла она рубль для Василька, чтобы купить ему к Рождеству валенки, что часто видела в сельской лавке. Батюшке-то было невдомёк, дома он бывал редко, а всё чаще в кузнице да на богатых дворах работал. Мачеха Агриппина весь заработок себе забирала: «Походит и в лаптях, не панич», — говорила она. «Эх, научиться бы мне прясть, — мечтала Дашута, — я бы брату босовики связала, да такие тёплые, что и в мороз выйти было бы не страшно».

Как-то перед днём святого Николая Угодника зашла в деревню нищенка. Была она седая, согбенная, в худом армяке да с холщовой сумой на плечах, ходила по хатам и собирала милостыню. А в такое время, когда уже нивы сжаты, травы скошены и урожай в закромах, каждому есть что подать. Не зря говорят в народе: «На зимнего Николу и грач богач». Нищенка подошла к их хуторку под вечер. Шёл мокрый снег, в ольховнике завывал ветер. Двери открыла мачеха: «Бог подаст, милая, а ночевать-то у нас негде, на печь тесто поставила, на полатях детям постелила, так что не обессудь!»

Нищенка и ушла, а Дашута глянула на неё, и сердце сжалось — куда же в таком армяке да против ночи, вот-вот наползёт темень, и останется нищенка в поле одна. Побежала девушка в запечье, схватила серебряный рубль, что хранила под сенником, и, выбежав во двор, стала догонять нищенку. Догнала её возле гумна: «Прости, матушка, вот возьми, это всё, что у меня есть». А та по голове девушку погладила и улыбнулась. Дашута аж удивилась: такой холод на дворе, а ладонь у старицы — тёплая. Домой воротилась, а мачеха давай её ругать: «Ты что ей подала, небось, овсяный калач? Так вот теперь голодная спать и ложись!»

Долго не могла уснуть от обиды девушка. О рубле не думала. Сплетёт она Васильку двойные лапотки да вырежет суконные оборы из старого материнского платка. Зиму братец переходит. Но вот почему она такая неумёха? Достала она из-под подушки икону, аккуратно завёрнутую в тряпицу, и, поцеловав её, стала молиться: «Святая мученица, матушка Параскева, научи меня прясть, милая, я бы тогда братцу босовики связала, и мачеха меня бы неумёхой не называла, и в деревне надо мной никто бы не смеялся». Дашута молилась и плакала, тихонько всхлипывая, вытирая тряпицей слёзы. Стала думать о святой мученице, затем о покойной матушке и не заметила, как уснула.

И снится ей сон, что сидит она на лавке возле окна, что уже светает, но солнце ещё не взошло. Снег перестал, и небо чистое, словно сиреневое стекло. Вот заходит в дом нищенка, а в руке у неё — серебряный рубль. Выводит она Дашутку по двор: «Погляди, — говорит, — как солнце вставать будет». И смотрит девушка на тёмный лес, куда указала нищенка, но ничего не видит. Вдруг солнечными лучами выкатилось из-за леса золотое веретёнце и, упав на рыхлый снег, запрыгало-заиграло. Подхватила его нищенка и подаёт Дашуте: «Возьми его и держи крепко, из рук не выпускай». А рядом упало второе, третье... И вот уже тысячи веретён покатились по кустам, деревьям, крышам — вставало солнце. А нищенка стоит рядом, и уже не в армяке с холщовой сумкой, а в дивном одеянии с блёстками. «Вот так, — говорит, — ты каждое утро веретёнце и подхватывай, тогда и мастерицей станешь». Хотела Дашута ещё что-то спросить, но старица исчезла, и она проснулась.

Было ещё темно, но за стеною уже кричал петух и мычала корова. Девушка быстро подсела к печурке, где стояла прялка, зажгла лучину, закрепила пучок кудели и взяла веретено. Только пальцы по-прежнему не слушались, и пряжа получилась неровная. Но вот солнечный луч упал на веретено, на прялку, пробежал по полатям, где спал Василёк. Дашута, боясь дышать, изо всех сил выводила нитку. Вдруг что-то стало открываться пальцам, вроде бы простое, но чего раньше не чувствовала, и она, боясь всколыхнуть воздушный пучок кудели, стала вытягивать ровную нить. Пучок вдруг закончился, и девушка испугалась, что потеряет то, что ощутила. Закрепила новый, но он был жёстче, и пальцы снова не слушались. Так повторялось несколько раз.

Через неделю нитка уже текла сквозь пальцы, как ручеёк. Мачеха даже руками развела: «Вот тебе и сиротинка, неумёхой прикидывалась!» А через год Дашута уже и ткала, и холсты белила, и вышивала на них узоры и то, что вокруг себя видела: и берёзовую рощу, и ель с боровиками, и скачущий ручей. На вечорках стала она первой: «Ох, и любит тебя веретено, словно мать родная», — вздыхали ровесницы. Мачеха Агриппина успокоилась и язвить перестала, зауважала падчерицу. Девушку же с тех пор стали в народе называть Дарья — золотое веретёнце.

Как рубашка в поле выросла. Автор: Константин Ушинский

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, батюшка, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .

Ill

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества, развивает

пытливость и любознательность …

В.А.Сухамлинский

Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков.

Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.), широко используются потешки например:

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся. (см.приложение 1)

стихи например как А.Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р.н.с «Репка» - трудовой коллективизм.

Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др.

Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б. Заходера:

«Шофер» «Сапожник»

Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,

Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги.

Нажимаю на педаль - Забивай покрепче

И машина мчится вдаль! Гвозди - мы пойдем сегодня

В гости!

А. Кардашо-вой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит» (в отрывках) и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор - это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).

Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т.д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

Широко использовали произведения, рекомендованные программой М.А.Васильевой: Г.Сапгир «Садовник»; Б.Заходер «Портниха», «Строители». Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С Михалкова- дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе".

С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел»).

Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям - это счастье.

Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми. Эти рассказы посвящены одной теме - самоотверженному труду советских людей. Человек-труженик - главный герой этих рассказов - предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».

Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др. В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А.Барто «У фотографа», загадка Наведет стеклянный глаз ,

Щелкнет раз - и помним вас. (см.приложение2)

У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.

И в воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки , демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

П ословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.(см.приложение 3)

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Список используемой литературы

1. "Воспитание дошкольника в труде" . Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974

2.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой,2005

3.Виноградова А. М. , Козлова С.А. Учебно-методические материалы « Дошкольное образование», 1987

4.«Собрание русских пословиц и поговорок о труде» Изд-во: "Нестор-История" (2011)

приложение 1

Потешки

Чистая водичка моет Вове личико.
Танечке – ладоши, пальчики – Антоше.

Ой, лады, лады, лады,

не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
друг другу улыбаемся.

Саша у нас зайчик,

зайчик – побегайчик!
Зайчик Саша - скок – поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает.

Как у солнышка лучики горят,

так у Светочки волосики блестят.

Если девочка опрятна – на нее смотреть приятно!

Если мальчик аккуратный – будет он всегда опрятный!

Была бы охота, заладится любая работа!

Буль – буль – буль журчит водица.

Все ребята любят мыться.

Льется чистая водица, мы умеем сами мыться.

Зайчик в туалет ходил,

потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай -
руки мыть не забывай.

Бобик, ты такой лохматый!

Не причешешь шерстку лапой.
На, возьми расческу и поправь прическу.

Зубы чистые всегда у веселого бобра,

Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок.

Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
нос получше вытирай.

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем нас поздравляет.
Собирайся, детвора, -
Нам давно гулять пора!
Будем быстро одеваться,
На прогулку собираться.

Кран, откройся!

Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!

Для чего нужны колготки?

Чтобы ножки согревать.

Мы во всем порядок любим,

Быстро раздеваемся.
Мы совсем уже большие –
В школу собираемся.

Никогда не забываем
Мы одежду просушить
И почистить и повесить,
Аккуратно в шкаф сложить.

Мы с игрушками играем,

Их на место убираем.
Кто любит трудиться,
Работы не боится!

Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

приложение 2

Стихи о профессиях

Водитель
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.

Пожарный
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!

Бухгалтер
Есть бухгалтер в ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!

Менеджер
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им.

Спасатели
Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!

Водолаз
В глубине солёных вод
Сделал сотни он работ:
Груз со дна он поднимал,
Клад пиратский он искал.
От акулы лодку спас,
Проводил по дну он газ.
Делал снимки он для книжки,
Что читают все мальчишки.
И берёг он не на шутку
Миг, секунду и минутку,
Ведь замешкался – и вот
На исходе кислород.
Водолаз тот – Мишкин дед.
На стене его портрет.
Мы готовы сотни раз
Слушать дедушкин рассказ.

Сварщик
Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьётся она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся её
Проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!

Парикмахер
Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер всё умеет:
Сорок лет стрижёт и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простынёй укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щёлкнул ножницами звонко,
Раз другой взмахнул гребёнкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила,
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».

Воздушная принцесса
Нахожусь всегда в полёте
В белоснежном самолёте.
Пассажирам помогаю,
Прессу, кофе предлагаю.
Я воздушная принцесса
И зовусь я стюардесса.

Архитектор
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.

Крановщик
Парень низенького роста
И не очень-то силён,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых.

Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Кровельщик
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.

Маляр
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принёс
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот, кто строит этот дом –
Дом, в котором мы живём.

Фермер
Расскажу я вам, ребята,
Фермер – это кто такой.
Он растит для нас томаты.
Весь в трудах он день-деньской!
Распевают звонко птицы,
На ветвях родных берёз,
Сеет фермер рожь, пшеницу,
И гречиху, и овёс.
Он растит в широком поле
Много разных овощей –
От капусты до фасоли
Для салатов и борщей.
Удобряет и сажает –
Ведь землица любит пот!
Фермер зеленью снабжает
Нас с тобою круглый год.

Синоптик
Он нам передаёт:
«Осторожно, гололёд!
Снег пойдёт с утра, возможно,
Будьте очень осторожны!
Минус семь, восточный ветер.
Надевайте шубы, дети!
К вечеру – внимание!
Ждём похолодание».

Учитель
Прозвучал звонок весёлый
В жёлто-красном сентябре,
Распахнули двери школы
Нашей шумной детворе.
В долгий жизненный экзамен
По дорожке непрямой
Поведёт в страну познаний
Наш учитель - рулевой.

Моряк
Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался
И … солдатиком нырнул.

У ФОТОГРАФА

Фотограф - мастер Кузнецов -

Всегда любил снимать мальцов,

Он двух мальчишек рослых

Отлично снял на веслах.

И если в фотоателье

К нему вы подойдете,

Он может снять вас и в седле,

И даже в вертолете.

Но изменились времена.

Приходит девочка одна,

Ведет за ручку братца:

Скажите, есть у вас луна?

На ней хотим сниматься.

Он отвечает: - Извини,

Луны покамест нету...-

Пришли два школьника, они

Желают сесть в ракету.

Смеется мастер Кузнецов:

Вот обслужи таких мальцов!

Дай им луну средь бела дня,

Сними их на ракете.

Ну и клиенты у меня -

Космические дети!

Постовой

Где дежурит постовой?
На посту на мостовой,
Чтобы на дороге
Был порядок строгий.

Проверяет пропуска
В проходной завода,
Эта служба не легка
На посту у входа.

Чтя покой страны родной
В будний день и в выходной
На границе вдаль глядит:
Не идёт ли где бандит?

В общем, ясно, смысл прост:
Постовой - лишь там, где пост.

На посту стоит надёжно,
Он на то и постовой,
Но скажите, если можно:
Где дежурит часовой?

Подводник

В пучине морской на большой глубине
Подводная лодка плывёт.
Подводные скалы видны в стороне,
Там злая акула живет.

Спокойно, акула, а ну, отойди,
Укусы твои не страшны.
Героя отважного ждут впереди
Секреты подводной страны.

Кончается воздух, но я потерплю,
Ищу затонувший фрегат.
Он в трюмах сокровища вёз королю,
Который был очень богат.

Ура! Получилось! Удача! Нашёл!
Теперь бы обратно дойти…
Тут в ванную комнату папа вошёл:
«Помылся, сынок? Выходи!»

Скульптор

Как-то раз из пластилина
Стал лепить я Буратино.
Что за странный пластилин -
Получился лишь пингвин.

Стал лепить я друга Вову,
Нет, пингвин выходит снова.
Вот ведь, вредный пластилин,
Что ни лепишь - всё пингвин.

За столом сижу и плачу,
Потерпел я неудачу.
То слона лепил, то мышь -
Получил пингвинов лишь.

Стал тогда лепить пингвина -
Получился Буратино.
Может, это был гипноз? -
Клюв лепил, а вышел нос.

Стал лепить пингвина снова -
Получился друг мой Вова.
И жираф, и мышь, и слон,
Сам я очень удивлён.

Я теперь из пластилина
Каждый раз леплю пингвина.
В общем, всё, что захочу
Из пингвина получу.

Изобретатель
Я изобрел машину «Ух»
Для странствий и походов.
Она одна покруче двух
Могучих вездеходов.

Машина «Ух» полезна всем!
За полчаса всего-то
Преодолеет без проблем
Пустыню и болото.

Пройдёт всегда, пройдёт везде:
В лесу по узкой тропке,
В горах, по льду и по воде,
Сквозь городские пробки.

Сам президент, узнав о том,
Пожмёт мне крепко руку
И пригласит меня потом
Возглавить всю науку.

Наверно, мне медаль дадут
И звание героя,
И будут славить там и тут,
Что здорово, не скрою.

Но наш учитель школьный вдруг
Сказал: «Я просто в шоке.
Ведь снова спишь, мой милый друг,
Ты в классе на уроке.

Доктор

На уколы! На уколы!
Собирайся, ребятня!
Вы не бойтесь! Я не больно –
Ведь хороший доктор я.

Поднимите-ка рубашки,
Я послушаю живот.
Ой-ой-ой! Урчит там что-то,
Срочно выпейте компот.

Вот вам градусник по мышку,
Посидите пять минут.
Я натру вас лучшей мазью,
Наложу на руку жгут.

Может, банки вам поставить?
Я умею – верь - не верь.
И давление измерю,
Вы прилягте на постель.

Я вам выпишу рецептик,
Всё купите по нему.
Позабочусь я о детках,
Потому что их люблю.

Повар

А у нас сегодня в группе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.

Мы халатики надели,
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.

Наши кубики – картошка,
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком –
Будет вкусным супчик наш.

Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посадим
И накормим перед сном.

Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем,
Ведь закончилась игра.

Учительница

Мы играть решили в школу,
Превратили группу в класс.
Колокольчиком помашем –
Математика у нас.

Я учительницей буду,
Объяснять пойду к доске.
По столу стучу указкой,
Призывая к тишине.

Поднимите к верху ручки,
Будем пальчики считать:
Два, шестнадцать, десять, восемь…
Молодцы! Всем ставлю «пять».

Вижу, нянечка смеётся,
Значит, что-то здесь не так.
Мы неправильно считаем?
Но тогда скажите как.

Быть учителем не просто –
Надо всё уметь и знать:
Петь, читать, писать в тетрадках
И, конечно же, считать.

Пожарник

Мы про кошечку читали,
Про пожар и про беду,
А потом переглянулись
И придумали игру.

У-У-У! Летит машина.
Разбегайся, детвора!
Здесь спасателей команда
На пожар спешит с утра.

Роль хозяйки у Наташи –
Лучше всех она пищит.
В доме с куклами осталась:
-Помогите нам, - кричит.

Мы схватились за ведёрки,
Поливали всё кругом.
Без пожарников, поверьте,
Не спасли б Наташин дом.

А теперь, друзья, придётся
Нашу няню выручать:
На ковре большую лужу
Вместе с нею вытирать.

Продавщица

Я сегодня продавщица
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.

Входом служат эти стулья,
На прилавок стол похож,
А скамеечки как стены,
Правда, магазин хорош!

Здесь прекрасные игрушки:
Танк, конструктор, мяч, ружьё.
А для девочек есть кукла
И одежда для неё.

Слева детская посудка,
Справа сказки и стихи.
Выбирай, дружок, по вкусу
И на кассу проходи.

Я сегодня продавщица.
Я приветлива, добра.
Покупателям-ребятам
Очень нравится игра!

Милиционер

Мы поправили фуражки,
Стали в длинный ровный ряд.
Как прекрасен в новой форме
Милицейский наш отряд.

Командир даёт заданье
Регулировать проспект.
И народ теперь спокоен –
Ведь аварий больше нет.

По свистку даём команды:
-Жезл вверх! Машинам – стоп!
В это время пешеходы
Совершают переход.

А теперь машины едут –
У водителей дела.
Мы следим, чтоб скорость в норме
Обязательно была.

Нарушителя задержим,
Оштрафуем за езду.
С выполнением заданья
Завершаем и игру!

Охотник

Мы составили скамейки.
Это джип наш скоростной.
Мчимся в джунгли на охоту:
-До свиданья, сад родной!

За плечами лук и стрелы,
Автоматы, арбалет,
А на поясе верёвка
И железный пистолет.

Мы ладонь ко лбу приставим,
Далеко вперёд глядим.
-стоп, машина! Остановка!
Мы пешком идти хотим.

Ружья держим на прицеле
И крадёмся вдоль кустов.
А кругом полно жирафов,
Тигров, львов, пантер, слонов.

До чего они красивы!
Разве можно в них стрелять?
Нет – охоте! Лучше завтра
Мы поедем клад искать.

Строитель

Барабанит дождь по крышам.
Не пускает нас гулять.
Но скучать нам не придётся,
Будем весело играть.

Мы строителями станем
И построим новый дом.
Первым делом подойдите,
Ознакомьтесь с чертежом.

Подгоните самосвалы,
Загружайте кирпичи.
Ими кубики побудут.
-Начинайте, силачи!

А теперь возводим стены
Выше роста своего.
Кран подъёмный вызываем,
Пусть поставит нам окно.

Под конец положим крышу…
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра.

Загадки о профессиях

Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.

(шахтёры )

(маляр )

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?

(космонавт )


Чтоб город стал краше,
Он принял сто мер,
Отец и начальник
Города - ...
(мэр.)

Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я - ...
(охранник.)

Очень внимателен он и пытлив,
Ищет улики везде...
(детектив.)

Лихачу прикажет «Стой!»
На дороге...
(постовой.)

Он главный на дороге.
Он важный, как директор.
И смотри взглядом строгим
На всех...
(автоинспектор.)

Защищать в суде всех рад
Наш умелый...
(адвокат.)

Договора каждый лист
Проверяет вам...
(юрист.)

Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт...
(банкир.)

В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт...
(бизнесмен.)

Расчёт зарплаты - знать пора -
Проводят в срок...
(бухгалтера.)

От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас...
(программист.)

Сочинять законы рад
В Думе нашей...
(депутат.)

Решать проблемы чётко, быстро
Должны в правительстве...
(Министры.)

Справедливей всех, друзья,
Споры все решит...
(судья.)

Строгий вид, суровый взор,
Страж закона - ...
(прокурор.)

Высока, стройна, как ель,
В платье модном топ-...
(модель.)

Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал...
(инженер.)

Мне мигает светофор,
Знает он, что я...
(шофёр.)

Все моря и океан
Покорил наш...
(капитан.)

Замирает в страхе зритель -
В клетке с тигром...
(укротитель.)
Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
Всегда охраняет надёжно...
(лесничий.)

Зарю поёт селу петух -
Коров на луг ведёт...
(пастух.)

Пастух в Америке любой
Называется...
(ковбой.)

У станка он дни и ночи,
Всё умеет, он - ...
(рабочий.)

Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит...
(сталевар.)

Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали
Молот...
(кузнеца.)

На посту и в дождь и в град,
В бой за нас пойдёт...
(солдат.)

Для солдат своих пример -
Бравый, храбрый...
(офицер.)

До работы он охотник,
День-деньской с рубанком...
(плотник.)

Не решит больной задач,
Всех больных полечит...
(врач.)

Мне поставила вчера
Пять уколов...
(медсестра.)

Бормашины слышен свист -
Зубы лечит всем...
(дантист.)

У слона иль мышки жар -
Их спасёт...
(ветеринар.)

Слёзо-носо-вытиратель
В группе вашей - ...
(воспитатель.)

Наших душ, ума строитель -
Мудрый школьный наш...
(учитель.)

С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
Так рассказывает классно
Наш любимый...
(педагог.)

приложение 3

Русские пословицы о труде

Без дела жить, только небо коптить

Где труд, там и счастье.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лентяй да шалопай – два родных брата.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Не потрудиться, так и хлеб не родится.

Глаза страшатся, а руки делают

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.

Труд человека кормит, а лень портит.

Пчелка маленькая, а и та работает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.


Анна Губань
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Радость труда – могучая воспитательная сила . В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».

В. А. Сухомлинский.

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей . Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы , а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей . Подводя детей к пониманию , что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна . Нельзя научить человека трудиться , слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде . И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду , желание быть похожим на тех кто трудиться ,понять важность и общественную значимость труда .

Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых . Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например :

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

стихи например как А. Барто «Девочка чумазая» , где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка» - трудовой коллективизм .

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны : общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор - это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее , у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки , их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель ) .

Расширяется кругозор детей путем ознакомление : «Кем работают мамы и папы» ; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера , регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей » - маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда , его общественной значимости.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых . Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей , что самоотверженный, добросовестный труд делает простого , скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям - это счастье.

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза . Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд , свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей !

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений , загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду , желание подражать героям литературных произведений , подобно им, хорошо трудиться .

Методическая литература :

Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду »

Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду »

Куцакова Л. В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду »

Детям рассказы о труде

В. Маяковский «Кем быть?» ,

М. Познанская «Пойдем на работу» ,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла» ,

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .

В Лифшиц «И мы трудиться будем » .

Б. Житков «Железная дорога» ,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна» .

С. Баруздин «Кто построил новый дом» ,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» ,

«Чем пахнут ремесла» ,

«А что у вас?» ,

С. Михалков «Бабушкины руки»

рассказы Б. Житкова «На льдине» , «Обвал» ,

С. Маршака «Ледяной остров» , С. Сахарнова «Два радиста» ,

М. Коршунова «Едет, спешит мальчик» , и др.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе» ; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе» .

Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф» , «косметолог» , «программист» , «бухгалтер» , «менеджер» , и др.

В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа» ,

Есть среди русских народных сказок такие, в которых герои проявляют хоть какие-то трудовые навыки , например :

«Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»

«Маша и медведь» «Напекла она пирожков…»

«Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».

«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) – «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было : то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи».

«Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки» ) – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали : на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.»

«Репка» «Посадил дед репку» .

«Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка».

«Дочь и падчерица» – «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка…»

«Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла».

«Лиса и журавль» – «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком…»

«Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила».

В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать): работу за них выполняют другие, например :

«По щучьему веленью» – «Щука ему говорит :

– Запомни мои слова : когда что тебе захочется - скажи только : "По щучьему веленью, по моему хотенью"».

«Царевна-лягушка» – «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу – и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом : «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром – сама палец о палец не ударила.

«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная» ) – «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару.»

«Крошечка-Хаврошечка» – Ей корова помогала. «А коровушка ей в ответ :

– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.

Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово : и наткано, и набелено, и скатано».

Пословицы и поговорки о труде

Без дела жить, только небо коптить

Где труд , там и счастье.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лентяй да шалопай – два родных брата.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Не потрудиться , так и хлеб не родится.

Глаза страшатся, а руки делают

Труд человека кормит , а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.

Труд человека кормит , а лень портит.

Пчелка маленькая, а и та работает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

Художественные произведения

1. Г.Сапгир «Садовник».

2. Б. Заходер «Портниха», «Строители».

3. С.Маршак "Пожар", "Почта".

4. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».

5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

6. Е. Пермяк «Мамина работа».

7. Н. Найденова «Ольга Павловна».

8. Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека».

9. С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

10. А. Бродский «Мой брат».

11. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы».

12. Б. Житков «Светофор» (из книги «Что я видел»).

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

    Без труда нет плода.

    Воля и труд дивные всходы дают

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Советы хорошо, а дело лучше

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Не спеши языком - торопись делом.

    Умелые руки не знают скуки.

    Дело мастера боится.

    Сделал дело - гуляй смело.

    Скучен день до вечера - коли делать нечего.

    Что на месте лежит, то само в руки бежит.

    В деле не сила нужна, а умение.

МБДОУ «Детский сад №2»

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы

Подготовил: воспитатель

Яшнова Л.Ю.

СТИХОТВОРЕНИЯ О ТРУДЕ

Помощник

Мама усталой с работы придет,

Маме и дома хватает забот.

Веник возьму я и пол подмету

Дров наколю и сложу под плиту.

Свежей воды принесу два ведра

Ну а теперь за уроки пора!

Мама сегодня с работы придет.

Будет у мамы по меньше хлопот.

П. Жанэ

*****

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте!

Не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поливайте огород

Он ведь тоже воду пьет!

Шоферы

Шуршат по дорогам веселые шины

Спешат по дорогам машины.

А в кузове важные, срочные грузы

цемент и железо, изюм и арбузы

Работа шоферов трудна и нужна

Но как она людям повсюду нужна.

*****

Весёлая работа

Папа сажает цветок.
для бабушки вяжет платок.
гладит Катины платья.
стирает панамки для братьев.
Братья всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное . Б. Белова.

ЗАГАДКИ

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его... (Зерно)

*****

Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра - на столе. (Хлеб)

*****

Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.

(воспитатель)

*****

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (артист)

****

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас.

(Фотограф)

Эти рассказы воспитывают и развивают любовь к труду, рассказывают о необходимости трудиться, что только труд приведёт к успеху в жизни.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на её лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно задумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:

— Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.

— Моя бабушка и рисовать умеет, — сказал Ваня.

— Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чём разводить, чтобы прочно было и красиво.

Вот как-то раз Ваня допытывался:

— Бабушка, о чём ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты ещё сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чём тебе рассказывал Митя?

— Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.

Митя — художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.

Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.

Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкафчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.

Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило так нарядно, что любо-дорого посмотреть. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая. Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.

Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу — верхнюю доску стола — и сказал:

— Это заказ от академии. Сроку дано две недели.

Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.

Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полудня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости: одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные до

щечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:

— Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.

Вечером побежит в кино.

За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.

Митя всплеснул ладонями:

— Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего...

Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.

— Митя, ты плачешь?

— Мастер, я обманул ваше доверие.

— Иди, покажи мне твою работу.

Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:

— То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.

— Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык изящно и тщательно.

— Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.

Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.

Он сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно — комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пустого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.

А руки у Мити были золотые.

Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением Митиной руки доска превращалась в цветущий сад.

За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и отполировал волчьим зубом.

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю...

Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

Красный день. Автор: Валентин Распутин

Вспоминаю себя, мне тринадцать лет. Мы живём в леспромхозовском посёлке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. Живём без отца, нас у матери трое, я самый старший. С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать — банщица. Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни вёдер воды, чтобы заполнить два огромных чана. Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутизне не поднять, коромысло не годится.

Я уже решил, слушая мать, что утром помогу ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. Но что такое «помогу»? Это значит, что я с вёдрами и она с вёдрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю ещё больше, что детские мои силёнки надрывать нельзя.

Поэтому я решаю поступить по-другому. Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберётся по дому мать, перетаскать хоть пол-Ангары. Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. И я выдумываю, что мне в избе душно, я буду спать в сенях.

Утром вскакиваю часа в четыре. Ещё сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю её и заглядываю в чан — в тот, который на топке. Дна не видать, это бездна, туда провалится с потрохами всё, что угодно. Но делать нечего, я берусь за вёдра и скатываюсь к речке. Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. Всё, теперь вперёд.

Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопиться. Подъём занимает минуту-полторы, но взбегать приходится с задержанным дыханием. Чуть расслабишься, чтобы перевести дух, — сдвинуться потом трудно. И я ещё от воды разбегаюсь с поднятыми на руках вёдрами, чтобы не задевать о камни, и всё равно задеваю, всё равно плещу на себя. Остатки приношу в чан, и они булькают где-то так глубоко, что едва слышны. Потом снова вниз. Вверх и вниз, вверх и вниз, десятки и десятки раз. Запарившись, припадаю к речке, жадно пью; от пота и наплесков я мокр с головы до ног, но обсыхать некогда.

И я успеваю. Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. Меня качает. В избе у нас ещё тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду

в угол и залезаю под одеяло. Всё равно матери разогревать топку, всё равно ей идти. Вот удивится-то! Так и подогнутся под нею ноги! Я моментально засыпаю.

Просыпаюсь от плача. Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестрёнка с братишкой, как она сквозь слёзы что- то отвечает им. И плачет, и плачет. И чувствую, как у самого у меня проступают слёзы, как сладким страданием забивает горло. Так хорошо!..

Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. Подталкивать к помощи нас не приходилось. У матери радостей было в те суровые послевоенные годы ещё меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались её доставить. Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.

В самом деле: где ему быть? С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик... Костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с вёдрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок... С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, нопочему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы?

Детство есть детство, это верно. Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже). Напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня ко дню, и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность...