Программа родительского просвещения рабочая программа на тему. Просвещение родителей Перечень используемых программ по родительскому просвещению

Разделы: Работа с родителями

ВВЕДЕНИЕ

Люди любят мечтать. Из поколения в поколение они не бросают это сомнительное занятие, и даже более того: с небольшими вариациями, из века в век, мечтают примерно об одном и том же. Три главных человеческих мечты: летать, жить вечно и предсказывать будущее. Так, мечтая, человек придумал самолет и медицину, но сложнее всего – с последним пунктом. Будущее продолжает страшить и интриговать, очаровывать и кружить голову. Оно никак не дается в руки, и гадание на кофейной гуще утешает слабо. Однако, сделать будущее предсказуемым хотя бы отчасти помогают… традиции. Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них карапуз ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданными, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

Не откроем большого секрета, сказав, что маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Если вам хочется разнообразить жизнь своих чад и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных домашних традиций. Дети всех возрастов обожают делать веселые и радостные вещи с серьезными лицами, под чутким руководством взрослых. Подумайте, что каждый из членов вашей семьи умеет делать хорошо и попробуйте превратить это в приятный обычай.

В России традиции домашнего воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления практики воспитания. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы «Семейные традиции» – повышение педагогической культуры, просвещения родителей. В рамках реализации программы могут быть использованы различные формы работы с родителями: родительские собрания, конференции, собрание-диспут, организацационно-деятельностная и психологическая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Программа состоит из девяти тематических блоков:

  1. Воспитание – великое дело: им решается участь человека (Истоки семейного воспитания)
  2. Сын мой, а ум у него свой (Я и он: как жить в гармонии с ребенком)
  3. Чтение красота, не чтение – сухота (Семейные традиции: семейное чтение)
  4. Примеры полезней наставлений (Семейные традиции: семейный очаг)
  5. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (Семейные традиции: свободное время)
  6. Неуважение к предкам, есть первый признак безнравственности (Семейные традиции: семейный архив)
  7. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба (Семейные традиции: труд в семье
  8. Здоровье всего дороже (Семейные традиции: здоровый образ жизни)
  9. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь (Семейные традиции: диалог в семейном общении)

Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.

Задачи:

  • формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную досуговую деятельность;
  • предостеречь родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
  • обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания.

Ожидаемые результаты:

  • Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
  • Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания на примерах традиций семьи.
  • Усиление роли семьи в воспитании детей.
  • Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя.

Месяц

Класс

Тема

Сентябрь

Воспитание – великое дело: им решается участь человека
(Истоки семейного воспитания)

Каково деревцо, таковы и яблочки (Традиции народной педагогики)

День мой – век мой: что до нас дошло, то к вам пришло (Традиции в Российской педагогике)

Всему бывает причина (Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях)

Не тот отец – мать, кто родил, а тот кто вспоил, выкормил, да добру научил (Сила добрых традиций)

Ребенок, что воск: что хочешь, то и сольешь (Золотые россыпи родительской педагогики)

Из мало выходит великое (Создание собственных семейных традиций. Визитка семьи)

Добрый пример по кругу возвращается…(Л.А. Сенека) или Один за всех и все за одного (Рождение традиций класса)

Хороший пример – наилучшая проповедь (Воспитание мужественности и женственности на примере семейных традиций)

Русский в словах горд, а в делах тверд (Как растили государственных мужей)

Душа – всему мера (Духовные истоки воспитания)

Душа человека - величайшее чудо мира (Данте Алигьери)

(Роль культуры и религии в воспитании и развитии личности)

Октябрь

Сын мой, а ум у него свой
(Я и он: как жить в гармонии с ребенком)

Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить (Возрастные особенности младших школьников)

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает (Влияние родительских установок на развитие ребенка.)

И ворона воронят хвалит (Родительские ожидания как важный фактор формирования личности ребенка)

От лося – лосята, от свиньи – поросята (Стили родительского поведения)

Чему быть, того не миновать (Психологическая адаптация учащихся и пути ее коррекции)

Детки меленьки – поесть не дадут, детки велики – пожить не дадут (Возрастные и индивидуально-психологические особенности подростка.)

В добром житье кудри вьются, в плохом секутся (Эмоциональная атмосфера в семье)

Велика фигура, да дура (Первые признаки возникновения чувства взрослости. Стремление к самоуважению)

Детушек воспитать – не курочек пересчитать (Учет физических и психологических особенностей, сочетание уважения личности с требовательностью к ней, согласованность воздействия семьи и школы, разумная корректировка многообразных влияний на школьника)

Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей (Юношеский возраст. Психологический аспект)

Не ошибается тот, кто ничего не делает (Психологический смысл поддержки другого человека)

Ноябрь

Чтение красота, не чтение – сухота
(Семейные традиции: семейное чтение)

С книгой поведешься, ума наберешься, красна песня ладом, а сказка складом (Час сказки для младших школьников)

Книги не говорят, а правду сказывают (Семейная библиотека))

Испокон века, книга растит человека (Собрание - диспут «Чтение – лучшее учение!»)

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В.О. Ключевский)(Обзор семейных газет и журналов)

Велико ли перо, а большие книги пишет («Акулята пера» (Взрослые знакомятся с творчеством своих детей)

Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все (Василий I Македоняни) (Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые герои или серия книг ЖЗЛ)

Не трудно сделать, а трудно задумать (Знакомство с научно – популярными журналами и книгами)

Иная книга обогащает, а иная с пути сбивает (Встречи с писателями, поэтами)

Декабрь

Примеры полезней наставлений
(Семейные традиции: семейный очаг)

Каково на дому, таково и самому (Да здравствует уют!)

Дом, как полная чаша (Радости семьи)

Один с сошкой, семеро с ложкой (Большая семья. Радости и трудности)

У наших казаков обычай таков (Традиционный уклад семьи у …)

Дома жить обо всем тужить (Законы семьи)

Нет ценности супротив любви (Любовь семьи)

Деньга про белый день, деньга про красный день да деньга про черный день (Дети и деньги, семейный бюджет)

Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть (Рецепты семейного счастья)

Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию (В. Гюго) (Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное)

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (Швейцер Альберт) (Этика и эстетика семейного быта)

Январь

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (В.А. Сухомлинский)
(Семейные традиции: свободное время)

Людям на потешенье, всему свету на удивленье (Игры для развлечений)

Зачем пойдешь, то и найдешь (Игры для пользы дела)

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Дети с синдромом двигательной гиперактивности. Игры для успокоения детей)

А ларчик просто открывался (Игры для ума)

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых (Я. Корчак) (Игротека)

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума (Аристотель) (Коммуникативные игры)

Такие чудеса, что дыбом волоса (33 семейных конкурса)

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П.Чехов) (Игры для взаимодействий)

Что хитро, то и не просто (Занимательные задачи)

Голова всему начало, где ум, там и толк (Интеллектуальные игры, компьютерные игры)

Февраль

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности
(Семейные традиции: семейный архив)

По старой памяти, как по грамоте (Семейные воспоминания о ….)

Молоденький умок старым умом крепится (Тайны бабушкиного сундука)

Какого роду, племени? (Родословная моей семьи)

Жив буду – не забуду. До веку помнить стану (Хранение реликвий)

По сану и почет (Культ старшего поколения)

Много помниться, да не воротиться (Фотографии нашего детства)

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи (Презентация семейных поколений, организация встреч для…)

Великие составные счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться (Э. Чалмерс) (Ценности семьи)

Честь головою оберегают (Честь семьи)

Наследство – ни дар, ни купля (Знакомство с семейным кодексом)

Отеческо слово и по сказке правдит (Благословение родителей)

Март

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба
(Семейные традиции: труд в семье)

Берись за то, к чему ты годен (Детский труд и его организация)

Гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно (Содержание, формы и методы трудового воспитания)

Без труда не вынешь рыбку из пруда (Основные механизмы трудового воспитания)

Как потопаешь, так и полопаешь (Бытовое самообслуживание. 1001 способ с удовольствием мыть посуду)

За компанию и жид удавился (Собрание - диспут «Субботник – труд или наказание)»

Если долго мучиться, что – нибудь получится (Творческий характер труда)

Терпенье и труд, все перетрут (Законы детского труда)

Соловья баснями не кормят (Стимулы детской трудовой деятельности)

Сделал дело, гуляй смело (Дисциплина труда)

Пилось бы да елось, да еще хотелось (Кулинарные рецепты)

Дома и солома съедома (Культура семейного обеда)

Апрель

Здоровье всего дороже
(Семейные традиции: здоровый образ жизни)

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир (Н.И. Пирогов) (Душевное здоровье ребенка)

Здоровому все здорово (Домашняя переменка)

Спорт – это здорово!

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится (Четыре закона здорового питания)

Быстрого и ловкого болезнь не догонит (Школа безопасности в школе и дома)

В гостях хорошо, а дома лучше (Школа безопасности в походе)

День придет – заботу принесет (С чего лучше начинать трудовой день)

Супружество должно сражаться со всепожирающим чудовищем – привычкой (Привычки и здоровье)

Ум да здоровье дороже всего (Шпаргалка для родителей)

На болячку не молись, а лечись (Семейный доктор)

Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь
(Семейные традиции: диалог в семейном общении)

С тобой разговориться, что меду напиться (Общаться – это так легко)

Дал бог и немому речь (Наша мимика, наши жесты)

Умную речь хорошо и слушать (Родительский час общения)

Язык разум открывает (Помощь детям с нарушениями в общении)

То же слово, да не так бы молвить (Умеем ли мы общаться?)

Не торопись отвечать, торопись слушать (Умеем ли мы слушать и слышать?)

Добрая речь, что в избе есть печь (Комплимент и похвальное слово)

Не позволяй душе лениться (Искусство общения. Включение душевного зрения, элементы тренинга).

Понимание – это улица с двусторонним движением (Элеонора Рузвельт) («Трудные люди» и общение с ними)

Не много говорит, да много мыслит (Деловая речь и компьютер)

Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток (Бесконфликтное общение между юношами и девушками)

Литература:

  1. Фалькович А.Т. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / А.Т. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А.Обухова. – М.: 5 за знание, 2005. – 237 с.
  2. Богатенко В.Д. Организация летнего отдыха и труда школьников: итоги и перспективы [Текст] / В.Д Богатенко, Г.В. Гаврилова.– Кемерово, 2002. – 145 с.
  3. Микляева А. Я – подросток. Я среди других людей [Текст] / Анастасия Микляева. Программа уроков психологии. Часть 3. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 119 с.
  4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки [Текст] / Г.Г. Кулинич. – М.: ВЕКО, 2008.
  5. Кирилл и Мефодий Большая энциклопедия [Электронный ресурс] / Кирилл и Мефодий, 2006, 2007
  6. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе [Текст] / 2005. – № 6.
  7. Вестник образования России, 2002. – № 23
  8. Даль В. Пословицы русского народа [Текст] / В.Даль. Сборник в двух томах. – М.: Художественная литература, 1998.
  9. Даль В. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / В Даль. – М.: «Просвещение», 1980.

Программа

психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период

до 2025 года»;

Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;

2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;

3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;

4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;

5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.

Здоровый образ жизни. Половое воспитание.

Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Профориентация.

Популярная психология.

Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.

Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.

Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.

Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;

формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;

профилактика негативного семейного воспитания;

сокращение числа неблагополучных семей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год

Календарно - тематическое планирование педагога-психолога

Наименование раздела (направления)

Тема мероприятия (форма)

Кол-во часов

Аудитория

Дата проведения

Детская психология

Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся

Вновь прибывшие

Детская психология

Подвижные и медлительные дети. Лекция

Родители обучающихся 3а кл, 3б кл

ЗОЖ. Половое воспитание

Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений.

Профориентация

Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей.

«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол.

1-2 кл, 1 кл

Детская психология

«Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар.

Профилактика

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга

«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция.

4а кл, 4б кл

Профилактика

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар.

7а кл, 7б кл

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар.

Родители обучающихся «группы риска»

Психология личности

Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум.

д/о «Родительский клуб»

Женская и материнская психология. Тренинг.

д/о «Родительский клуб»

Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция.

Адаптация

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу.

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено.

5а кл, 5б кл

Профилактика

Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви.

Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей.

Гармоничные семейные отношения и почему их нет.

Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия.

Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него.

Почему дети не выполняют обещания.

Компания в жизни старшеклассников.

Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска».

Совместная работа с семьей должна строиться на следующих основных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.

В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  • целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Для реализации этих задач широко используются:

Основой в технологии валеологического просвещения является индивидуальная программа (план) оздоровления, разрабатываемая на каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:

Также особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Наглядные пособия помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Также могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьесохранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной: "Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться", "Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка", "Тайны здоровой пищи" и др.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

  • информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
  • консультации;
  • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
  • "дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур;
  • совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.
    • анамнез заболеваемости за предыдущий период времени;
    • осмотр ребенка "узкими" специалистами и общее обследование (заключение педиатра);
    • функциональную диагностику;
    • анализ навыков детей по основным видам движений;
    • анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад №2"

Подготовила: воспитатель

Москальцова А.И.

Ардатов, 2017

Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Информационно-просветительская деятельность выражается в

    формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,

    в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,

    информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,

    привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках

Мы используем разнообразные формы взаимодействия с родителями, как индивидуальные, так и групповые. Наряду с традиционными формами, такими как родительские собрания, консультации устные и письменные, семинары-практикумы, папки-передвижки, спортивные праздники, развлечения, буклеты, выпуск газеты и др., мы стараемся использовать больше интерактивных форм взаимодействия:

- фотоконкурсы на тему приобщения детей к спорту и ЗОЖ,

Различные акции , например ежегодно мы вовлекаем родителей в участие во всероссийской акции "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам";

-! приглашение родителей на физкультурные занятия;

- совместное проведение утренней гимнастики;

- совместные досуги, праздники;

- родительские собрания проводим в форме деловых игр, с использованием тренингов.

Одной из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность

Так недавно мы реализовали интересный проект "Спортивный портрет моей семьи" . В рамках проекта я предложила семьям, которые ведут активный образ жизни, составить спортивный портрет своей семьи. Семьи творчески подошли к данному заданию и на итоговом занятии дети презентовали:газету, альбом, фотоколлаж, презентации. Предлагаю вашему вниманию одну из них ......

Также немало важной задачей валеологического просвещения родителей является распространение положительного опыта семейного воспитания.

Например, в этом году на родительском собрании, посвященном здоровьесбережению воспитанников СЕМЬЯ СИНИЦИНЫХ представила интересный видеоролик о том, как в их семье воспитываются навыки ЗОЖ

и тем самым показывали пример остальным.

Таким образом, использование разнообразных технологии валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.