Педсовет по правовому воспитанию в доу. Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ Педсоветы в доу на тему правового воспитания

В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.




Декларация прав ребенка- это первый документ по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер, включающая в себя 10 принципов, раскрывающих основные права ребенка год


ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1 ПРИНЦИП Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. 2 ПРИНЦИП Ребенку должны быть обеспечена специальная защита и предоставлены благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в условиях свободы и достоинства.. 3 ПРИНЦИП Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.. 4 ПРИНЦИП Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. 5 ПРИНЦИП Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.


6 ПРИНЦИП Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. 7 ПРИНЦИП Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным 8 ПРИНЦИП Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. 9 ПРИНЦИП Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 10 ПРИНЦИП Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.


Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка в 1989 году Россия ратифицировала (подписала) Конвенцию 15 сентября 1990 года США – до сих пор не подписала Конвенцию о правах ребенка.


(приводится по Конвенции о правах ребенка) СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА (приводится по Конвенции о правах ребенка) Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.


Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Всего в Конвенции о правах ребенка 54 статьи


Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» План действий по облегчению тяжелого положения миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких, сироты и дети- беспризорники, жертвы стихийных бедствий и катастроф, дети-инвалиды и дети, подвергающиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях


Нормативные документы федерального уровня: Конституция РФ Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ ст.54 п.2 Право ребенка жить и воспитываться в семье ст. 56 Право ребенка на защиту своих законных интересов ст. 57 Право ребенка свободно выражать свое мнение


Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ст. 7 п. 3 В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка кроме родителей, также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.


Закон "Об образовании в РФ" ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)» Уголовный кодекс РФ С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. ст. 156 В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они несут уголовное наказание.


Нормативные документы уровня ДОУ Устав ДОУ- нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. п. 6.3 Права воспитанников: МБДОУ д/с 42 обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН и действующим законодательством.


МБДОУ д/с 42 создает условия, гарантирующие: - охрану и укрепление здоровья воспитанников; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - защиту его достоинств; - удовлетворение потребностей в эмоционально – личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе, и др.) ; - право на получение образования; - развитие его творческих способностей и интересов; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и других услуг; - право на социальную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации.




ЭТАПЫ БАЗОВЫЙФОРМИРУЮЩИЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами Активизация деятельности детей, стимулирование их готовности отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.




1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание


МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ Формирование основ правового сознания дошкольников ЗАДАЧИ Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, а также обязанностей и ответственности Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность


СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Беседы, Мини-дискуссии Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры, инсценировки Дидактические игры Игры на развитие коммуникативных умений и навыков Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы




В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина


















СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, проблема правового воспитания детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.










«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает то уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпири

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в Этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

  • Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)
  • Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи мы ставим перед педагогами?

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    – с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

    – с родителями (родительские собрания по теме);

    Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

    “Правовая академия”

    1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
    2. Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?
    3. Как оно связано с правами человека?
    4. Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
    5. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

    Выбрать судью Н.В.

      Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.

    Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.

  • Работа с карточками по мотивам сказок.
  • Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.

    1. Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
    2. Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.

    Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.

    Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.

    Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.

    Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).

    Судья координирует и вносит решение педагогического совета.

    Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.

    А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

    3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

    1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

    1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)

    Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

    1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

    2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

    Приготовить:

    1. Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.
    2. Плакат по сказке “Серая шейка”.
    3. Шапка судьи.
    4. Карточки с заданиями по сказкам.
    5. Конспекты занятий, бесед, игр.
    6. Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
    7. Картинки по рубрикам.
    8. Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
    9. Ватман,1/4 листа
    10. Фломастеры.
    11. Карточки для выработки решений.
    12. Магнитофон и кассета.
    13. Статьи по декларации.
    14. Декларация прав ребенка.
    15. Два мольберта, столы.
    16. Книгу “Дед Мазай и зайцы”.

    Можно использовать:

  • Чтение: “Дедушка и внучек” К.Д.Ушинский; “Цветик-семицветик”; “Скажи человеку, здравствуй” В. А. Сухомлинский
  • Игры: “Семейный совет” (умение высказывать собственное мнение); “О чем рассказал семейный альбом”; “Я и моя семья”.
  • Составление генеалогического дерева.
  • Рисование “Моя семья” и составление альбома из рисунков.
  • Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.
  • Досуг “Неразлучные друзья – взрослые и дети”.
  • Литература

  • Конвекция о правах ребенка
  • “Изучаем права человека” В. Антонов
  • “Ваши права” Вита-пресс,1996.
  • Опыт работы методистов г.Волгограда и Тольятти.
    1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
    2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

    Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

    Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  • Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  • Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
  • Карепина Елена Анатольевна
    воспитатель
    МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
    Старооскольского городского округа

    «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский

    Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

    Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.

    Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

    Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

    В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.

    К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.

    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи стоят перед нами?

    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

    Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    • с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
    • с родителями (родительские собрания по теме);
    • с детьми.

    С целью выявления состояния работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса, на основании годового плана Детского сада № 73 на 2011 – 2012 учебный год был осуществлен тематический контроль «Эффективность работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса» (знакомство с результатами данного контроля).

    Сегодня педсовет у нас пройдет в форме устного журнала «Права детей».

    1 страница. “Правовая академия”

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В главе 1, статье 1 прописываются понятия, используемые в настоящем законе, одним из понятий является следующее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сейчас команды по очереди называют по одной из категорий детей, относящихся к данному понятию.

    • Дети, оставшиеся без попечения родителей
    • Дети-инвалиды
    • Дети с психическими или физическими недостатками
    • Жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко – техногенных катастроф, стихийных бедствий
    • Дети из семей беженцев
    • Дети в экстремальных ситуациях
    • Жертвы насилия
    • Дети родителей, отбывающих наказание
    • Дети из малоимущих семей
    • Дети с отклонениями в поведении

    2 страница. Календарь правовых дат

    3 страница «Сказочная»

    По мотивам сказки “Лиса и заяц”.

    1. Какое право было нарушено? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

    3. Назовите персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

    1. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

    «Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);

    «Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);

    «Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);

    «Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).

    4 страница. «Педагогическая»

    Подобрать к каждой из предложенных тем виды деятельности (соединить их стрелками).

    5 страница. «Игралочка»

    Дидактическая игра «Права детей». Педагогам демонстрируется предмет, а они называют право, с которым данный предмет ассоциируется.

    6 страница. «Пойми меня»

    1 игрок от команды вытягивает карточку с правовым термином (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Игрок описательно объясняет термин, не называя термин.

    Обе команды набрали равное количество очков и показали свои знания в области правового воспитания. Рекомендуем взять на заметку игры, предложенные коллегами.

    Подведение итогов.

    Решение педсовета.

    Педагогический совет «Правовое воспитание дошкольников» Разминка 1.Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка? 2.Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах?

    • Право на жизнь, гражданство, образование;
    • Право на жизнь, семейные связи, образование;
    • Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
    • Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
    3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
    • Органы управления РФ;
    • Органы местного самоуправления;
    • Образовательное учреждение;
    • Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
    4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
    • Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
    • Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
    • Родители или лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
    • Родители и органы местного самоуправления.
    5.Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?
    • Да, если они получены с согласия родителей;
    • Да, если они получены не в результате правонарушения;
    • Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;
    • Нет, ребенок не должен работать.
    6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
    • Учредитель;
    • Органы управления образовательным учреждением;
    • Должностные лица образовательного учреждения;
    • Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
    7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?
    • Заведующий как представитель образовательного учреждения;
    • Заведующий как должностное лицо этого учреждения;
    • Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
    • учредитель образовательного учреждения.
    8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
    • Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
    • Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
    • Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
    • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
    Викторина «Права литературных героев»
    • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
    • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
    • Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбор места жительства?
    • В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования?
    • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
    • В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
    • Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»?
    • Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван –царевич и серый волк»?
    • Какое право нарушили братья в сказке «Иван - царевич и серый волк»?
    • Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?
    • Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение?
    • Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке?

    -

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида

    Г. Ступино, Московской области, ул. Первомайская, д.20

    Педсовет «Правовое воспитание в школе»

    Голобурдина Галина Рафаиловна

    Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых школой, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.

    Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
    Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.

    Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей. Сознание и поступки людей находятся в единстве и взаимообусловленности. Поскольку поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека в решающей степени зависит его поведение. Самосознание также формируется только в процессе активной социальной деятельности. Это позволяет говорить о едином понятии культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений. Можно представить "дом" в три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Второй этаж обозначает отношение к праву. А третий - поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое содержание. Как и всякий дом, наш опирается на "фундамент". "Фундаментом" правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды и убеждения. От того, насколько добротно сложен фундамент, во многом зависит:

    • качество правовых знаний и умение ими пользоваться;
    • характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности);
    • готовность исполнять правовые нормы, активно содействовать укреплению законности и правопорядка.

    Правовая культура человека -- явление уникальное. Ее уникальность заключается в тесной связи основных частей, причем у каждого человека эта связь своеобразна и неповторима. Итак, правовая культура человека -- это основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважения к нему.

    Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.

    Начиная работу по формированию правовой культуры, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

    • молодежь необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами; не знает, что такое свобода, личность, правовое государство;
    • правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;
    • о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей. Учитывая возрастные особенности подростков, необходимо использовать различные творческие формы для их правового просвещения.

    В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:

    • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения
    • и степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

    Работа по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота.

    Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

    Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

    В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1 классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах. Цель правового всеобуча - повышение правовой культуры учащихся коррекционной школы и формирование традиции уважения к закону.

    В специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта работа во правовому воспитанию должна быть построена на облегченной основе «от простого к более сложному», с многократным повторением. Учащиеся к концу X класса должны усвоить правовые знания, понимать правила поведения человека в обществе, быть юридически грамотными и применять правовые знания непосредственно в жизненных ситуациях. Ведущей задачей указанной работы является вооружение учащихся правовыми знаниями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности.

    Знакомить с правовыми нормами и осуществлять воспитательную работу, необходимо начать в младших классах, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться значительно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

    Нравственно-правовое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья не должно ограничиваться беседами, экскурсиями, лекциями, необходимо организовать их деятельность, в которой бы тренировались бы нравственно-правовые навыки и привычки.

    Поэтому вся воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему.

    Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях.

    В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально - нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

    Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально- нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений. Это - поощрение, соревнование, обсуждение, наказание.

    В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность - режим, личный пример педагогов и других лиц. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам воспитания детей с проблемами здоровья.

    Важнейшим требование при подготовке материала и проведения мероприятия являются:

    • доступность содержания предлагаемого материала. Это обеспечивается конкретностью материала, его связью с жизненным опытом детей, использованием примеров, наглядных средств;
    • увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности;
    • обеспечение интеллектуальной активности учащихся.

    Сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивание, установление причинны-следственных связей - все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка;

    • четкость выводов, содержащих рекомендации к социально- нормативному поведению;
    • систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения, в частности следует предлагать учащимся переделать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл, использовать ее для контроля и самоконтроля.

    Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала должны подбираться с учетом проступков самих учащихся.

    Один классный руководитель не решит проблемы правового характера, поэтому в работу должен включится весь коллектив школы - это учителя-предметники, педагог психолог, соц.педагог, воспитатели ГПД, библиотекарь чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему. Создание подобной системы предполагает несколько этапов:

    1. Диагностический , который предполагает изучение состояния вопроса. Позволяет выявить социальный состав семьи, дать характеристику различных групп "трудных" подростков, сделать анализ численного роста и качественного состава правонарушений подростков.

    2. Поисковый , позволяет определить пути решения проблемы.

    3. Деятельный , предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы.

    Диагностический анализ социального состава семей учащихся школы позволил выявить социальный состав семей, а именно те семьи в которых могут возникать проблемы с воспитанием. Это в основном неблагополучные семьи. Это могут быть и неполные, многодетные и однодетные семьи. Конечно, не всегда они ущербны. Но в однодетной семье (это тоже данные исследований) детям чаще всего присущи эгоизм, равнодушие, стремление любым путем удовлетворить свои потребности и т. д. В свою очередь, по данным криминологов, дети из многодетных семей чаще всего становятся на социально опасный путь поведения, поскольку многодетные семьи чаще всего испытывают материальные затруднения, которые не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные для настоящего времени потребности и интересы детей.

    Рассматривая разные показатели неблагополучных семей, следует назвать также тяжелую болезнь или инвалидность родителей. В таких семьях, как правило, внешне конфликты не проявляются, но постепенно происходит утрата влияния родителей на детей.

    Проведенная в школе диагностика социального состава семей учащихся позволит получить целостную картину индивидуальной коррекционной работы с учениками и взаимодействие с семьями, выявить детей и подростков, оказавшихся в неблагополучных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, нуждающихся в материальной помощи, проживающих в семьях группы социального риска.

    Диагностические исследования, проведенные в школе с целью выявления групп "трудных" подростков , позволит педагогическому коллективу наметить план работы с каждой группой и отдельно взятым учеником.

    Поисковый этап , позволяющий определить пути решения проблемы:

    А) первый путь включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды (правовой лекторий, клубы интересных встреч, радио, телевидение, кино, печать) во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

    Б) второй путь основывается на повышении правовой культуры учителей и родителей (в институте усовершенствования учителей, а для родителей - правовой всеобуч).

    Деятельный этап, определяющий, что основную заботу по правовому воспитанию учащихся должен проявлять педагогический коллектив. Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает дифференциацию средств правового воспитания.

    О д но и з важных напр а влений воспи т ательной работы школы - профилак т ика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества , бе з н адз орности в д е тской среде, а также раннего семейного небл а г о получия.

    Перед колл е к т ивом шко л ы стоит сложная задача - попытаться и з менить сознание и пов е дени е учащихся « группы риска» чере з целенаправленное п еда гогич е ское во зд ейс т вие, при котором происхо д ит усиление по ло жит е льны х те н де нций нравственного развития личности, то ес т ь о б е спечить каж д ому нуждающемуся в этом
    ребенку педагогич
    е скую под д ержку .

    Система деятел ь ности п е д а гогич е ского коллектива по педагогической под д ержке учащихся включ ае т в с е бя шесть основны х компон е нтов:

    • выявле ние учащи х ся , склонны х к наруше н ию дисциплины , антисоциальным нормам повед е ни я, отст ающ их в учебе ;
    • опре д е л ени е причин о т клонений в повед е нии и нравственном ра з витии, а также ин д иви д уа ль ных пси хол огических особе н ност ей личнос т и у выявл е нных школьников;
    • составл е ни е пл а на п ед агогич е ской корр е кции личности и устранения причин ее н равств е нной деформации, отклонени й в поведении (опре де л е ние целей пе да гогического во з действия, е г о средств , главны х зв ен ь ев , э тапов, исполнителей);
    • изменение х аракт е ра личны х отношений воспитанников со сверстниками и вз рослыми ;
    • вов л ечени е уч а щи х ся в ра зл ичны е ви д ы по л ожительно- а ктивной соци ально й дея т е льности и обесп е ч е ние успеха в ней;
    • изменени е ус л ов ий с е мейного в оспитания (исходя и з во з можностей школы) с ис поль з овани ем д ля э той цели служб и в е домств системы пр о фил а к т ики .

    В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия, КТД . Решая поставленные в области правового воспитания задачи, педагоги должны проводить различные игровые и творческие мероприятия, в которые вовлекать учащихся. Это могут быть: тематическая Недели правовых знаний, КВНы по правовой тематике, устные журналы, диспуты, представления и т.д.

    Совсем не д авно вс е пробл е мы в оспитания , обучения, сопровождения р ебенка осущ е с тв ляли только школьные педагоги. Однако вопросы пси хи ч е ского зд оровья, гармоничного развития и адекватной социали за ции ли чн ос т и н е всег д а бывают решаемы учителями.

    Иссле д ования , пр овод и м ы е специалис та ми-пси х ологами, пока з ывают, что в н а стоящ ее вр е мя многие д ети обладают не у равн о ве шенной психикой. Причин этому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а о том, как его прокормить.

    Поэтому в школе должен быть психолого-педагогический консилиум , который обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными руководителями, родителями и учителями-предметниками, ученическими коллективами.

    Основной сферой деятельности консилиума является процесс адаптации детей в социуме. Кроме этого, он включает в себя и работу с родителями: индивидуальные консультации , психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного , общения, психологией семейных отношений.

    Обязательный компонент деятельности психолого-педагогической консилиума - сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется через консилиумы, мониторинги, конференции, семинары, повышающие уровень знаний учителей о психологии ребенка и способствующие повышению качества работы.

    С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участник о в образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению необходимы мероприятия:

    • участие в рейдах «Всеобуч», помогающих в контроле за выполнением закона «Об образовании», в межведомственных акциях и операциях «Безнадзорник», «Подросток», «Неформал»;
    • дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями учащихся, состоящих на учете, посещение семей совместно с педагогами школы;
    • День профилактики;
    • День здоровья;
    • День защиты детей;
    • Работа по профилактике «вредных» привычек;
    • Профилактика ДТТ. ,

    Одной из форм деятельности коллектива по правовому воспитанию является работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Основные цели и задачи Уполномоченного являются:

    Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

    Оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;

    Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;

    Обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей, семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

    Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по интересам, которая организуется и проводится в кружках. В коррекционной школе кружковая работа способствует более глубокому всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решить задачу коррекции и компенсации различных дефектов развития. Занятия в кружках способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности.

    Важно отметить, что большую роль в профилактической работе играет работа органов самоуправления. Целью развития школьного ученического самоуправления является содействие становлению правовой, демократической самоуправляемой школой, обеспечивающей свободной развитии личности, воспитание гражданственности, формирования социальной активности и ответственности.

    Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних».

    Совет призван объединить усилие педагогического коллектива, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе, координировать действие педагогического коллектива с работой районных структур общественных организаций, работающих с детьми и подростками. Совет профилактики является одной из форм профилактической работы с учащимися

    Социальным педагогом и психологом с целью профилактики правонарушений должно проводится всестороннее обследование личности подростка «группы риска». По результатам диагностики даются рекомендации педагогам, наставникам и родителям, строится коррекционно-развивающая работа, проводятся профилактические беседы с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, стоящими на учете.

    Основными задачами ШМО классных руководителей являются:

    * Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
    * Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
    * Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
    * Координирование планирования. Организация и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
    * Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
    * Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.

    Первоначальное правовое обучение учащиеся получают и на уроках. В 1-4 классах это развитие речи и чтение, где говорят о охране окружающей среды, Красной книге, правилах поведения на дороге и в транспорте. В старших классах - это уроки географии и биологии, ОБЖ, обществознание, профессионально-трудовое обучение, этика и психология семейной жизни, где рассматриваются вопросы трудового, семейного, административного законодательства.

    Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одно мероприятие не должно обходится без ее участия. Библиотека готовит обзор литературы, игры. Проводимые игры должны пробудить интерес к чтению. Библиотекарь должен оказывать посильную информационно методическую помощь. В библиотеке должен быть выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию.

    Последним звеном в создании системы правового воспитания является рефлексивный этап , когда проводится анализ результатов и корректировка деятельности по формированию правовой культуры школьников

    Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости:

    Организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся, расширяя круг знаний о правовых номах и ответственности за их несоблюдение, развития у учащихся гражданской и социальной ответственности;

    Работе по профилактике «вредных привычек», правонарушений;

    Учитывая контингент наших родителей необходимо продолжить просветительскую работу на родительском лектории и классных родительских собраниях


    заведующая

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

    Форма проведения:

    Круглый стол.

    Присутствовало:

    Педагоги МАДОУ 16 чел.; председатель родительского комитета; члены родительского комитета 7 чел.

    Оказание информационно-правовой, методической помощи педагогам, родителям, детям через , тренинги, консультации. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

    Наглядность:

    1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

      Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001 г. Декларация прав ребенка от 01.01.2001 г. от 01.01.2001 г. № 1- ФКЗ Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г. Областной закон “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года Закон “Об образовании” от 01.01.2001 г. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

    Предварительная работа:

    Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей.

    Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель

    Информационный стенд для родителей по правовой тематике;

    Повестка:

    Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.

    заведующий МАДОУ № 19 «Теремок»

    Деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека

    старший воспитатель

    Знакомство с положительным опытом в семье Лавровых.

    Заведующий МАДОУ № 19 «Теремок» рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение).

    Старший воспитатель провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации о правах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение)

    Председатель родительского комитета МАДОУ № 19 «Теремок» познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Лавровых имеющих двоих детей, воспитанников МАДОУ « 19 «Теремок». Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

    В прениях выступили:

    Медицинская сестра, старший воспитатель, музыкальный руководитель

    Решение педагогического совета:

    Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МАДОУ № 19 «Теремок» на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 1

    Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений.

    Российское общество переживает важный этап своей истории и ждет серьезных перемен социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

    Страна находится на пути модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирование нового типа правовой системы.

    За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.

    Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

    Ребенок приходит в этот мир беспомощным и . Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

    Проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье в нашей стране практически не изучалась, лишь в той или иной мере затрагивались вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства.

    В 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы.

    Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей.

    Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

    Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому сейчас в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.

    Следовательно, дошкольное образовательное учреждение должно встать на защиту прав и достоинств маленького ребенка. Цель данного педсовета – определить как соблюдаются права детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, разработать рекомендации для воспитателей и родителей по защите прав и достоинств маленького ребенка.

    Приложение

    Информационное письмо

    Педагогическая технология

    «Открой себя»

    Декларация о правах ребенка

    Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права…

    Принцип №1

    Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка. Религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающего ребенка или его семьи.

    Принцип №2

    Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

    Принцип №3

    Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.

    Принцип №4

    Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный и уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище и медиц. обслуживание.

    Принцип №5

    Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

    Принцип №6

    Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям представлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

    Принцип №7

    Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

    Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

    Принцип №8

    Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме.

    Принцип №9

    Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

    Принцип №10

    Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе , терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.