Папка передвижка для родителей по художественному воспитанию. Папка-передвижка для родителей "воспитание сказкой". План работы с родителями

Папка-передвижка "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка"

Герасёва Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Лучик», г. Мичуринск.
Описание материала : материал адресован воспитателям ДОУ, педагогам-специалистам, родителям.
Назначение: Данную папку-передвижку можно использовать для оформления группы, как наглядный материал для родителей.
Цель: повышение компетенции родителей в вопросе роли сказки в развитии и воспитании ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми по сказкам и с приёмами сказкотерапии для воспитания ребёнка.

На страницах папки находятся аргументы о важности сказок для развития и воспитания детей, примеры дидактических игр, направленных на развитие памяти и воображения малыша, полезные советы для родителей по борьбе с детскими капризами и непослушанием с помощью сказкотерапии.

Сказки - это уникальное культурное наследие, которое может и утешить, и помочь в познании окружающего мира и себя, и научить правилам жизни.

Научившись работать со сказкой, ребёнок будет разбирать и оценивать поступки героев, сможет перенести в реальную жизнь модель поведения или исправить какую-либо проблемную ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление детей, их творческие способности, речь, знакомят малышей с миром природы и помогают в их подготовке к школе.

Страница №1: Титульный лист.

Страница №2:
Дети черпают из сказок множество первых представлений: о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют детям увидеть добро и зло.
Слушая сказки, малыши сопереживают персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, к защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Нельзя отрицать роль сказок и в развитии правильной устной речи - тексты расширяют словарный запас ребёнка, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но кроме всех этих, пусть и ключевых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной и красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с персонажами различные ситуации. Проанализировать поступки героев, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное и глубокое.

Страница №3:
Чтобы ребенок легче запомнил сказки, а потом рассказывал их, используйте дидактические игры. Кроме того эти игры развивают творческое воображение, фантазию, связную речь.
«Встречи героев»
Игра развивает устную диалогическую речь, помогает запоминать последовательность действий и сюжет сказки.
После прочтения предложите ребёнку изображения двух героев из неё. Задача ребенка вспомнить, что говорили герои друг другу. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что они сказали друг другу при встрече? Похвалили Колобка за его смекалку или пожаловались друг другу на обманщика?
«Звукорежиссеры»
Игра помогает развивать устную связную речь, лучше запоминать последовательность действий, сюжет сказки.
После прочтения сказки рассмотрите иллюстрации к сказке. Остановитесь на понравившейся. Пусть малыш «озвучит» картинку, вспомнит, что говорили герои в этот момент, что делали. Также можно использовать фрагменты мультфильмов по сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки»
Цель: развитие творческого воображения, фантазии, связной речи.
Вспомните последовательность событий в знакомой сказке, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия, появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим героев с огорода на стадион. А что произойдет, если там появится еще и злая колдунья или воробей? Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка убирается. Малыш должен вспомнить, какой сюжет пропущен. Если ему трудно, можно положить перевернутую картинку там, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, нужно рассказать всю сказку.

Страница №4:
Сказки помогут справиться с детским непослушанием!
Детские капризы… Все родители хоть раз сталкивались с ними. Ребенок не убирает за собой игрушки, отказывается есть, ложиться спать, не хочет ходить в детский садик, берет чужое или дерётся с другими детьми, устраивает истерики – такие проблемы встречаются очень часто.
Часто уговоры, крики, долгие нравоучения не приносят пользы. О вреде же рукоприкладства сказано немало, да и многие, вероятно, не раз убеждались в неэффективности таких методов. Что же делать? Есть простой, но действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием, а расскажите ему сказку. Это особые психологические сказки, которые помогают справиться с большинством капризов ребенка. В этих сказках малыш видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и ребёнок начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.
Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением. То бесценное время, которое вы проведете со своим ребёнком за сказкой, не заменят никакие другие блага.


Спасибо за внимание!

Галина Долгопятова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Долгопятова Г. А. воспитатель

Гармилина Л. В. воспитатель

Нарежная Л. Н. педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) » [См. пункт 2.6. ФГОС ДО].

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие , как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности . Осуществляя художественно- эстетическое развитие детей через музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность, педагоги помогают детям наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, реализовать себя как творческую личность. На это нацеливает концепция дошкольного образования , где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Работа по является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников : педагогов, детей, родителей. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются : создание и обновление предметно-развивающей среды ; вариативность в выборе тем НОД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; взаимодействие с семьями воспитанников.

Так как предметно-развивающая среда играет большую роль в художественно-эстетическом развитии детей , то в групповых комнатах ДОУ педагоги организовали центры «Искусства» , «Конструирования» , «Игры» , «Театра» . Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры : в них размещаются выставки детских рисунков.

Педагогами нашего ДОУ для детей созданы условия для развития творческой активности. Так, реализуя задачи по изобразительной деятельности, педагоги предоставляют детям право выбора материала для выражения своих замыслов, поощряют детское экспериментирование в построении композиции, направляют детей на использование различных нетрадиционных техник рисования. В процессе художественной деятельности ребёнок получает большие возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей. Для этого нашими педагогами была разработана программа с использованием нетрадиционной техники рисования, образовательный процесс которой строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и, носит инновационный характер, так как в работе используются нетрадиционные методы.

В работе используются такие формы организации и проведения занятий : как беседы, наблюдения, прогулки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения . Полученные знания складываются в систему. Дети учатся замечать изменения, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.

В детском саду работает педагог-психолог. Работа осуществляется по следующим направлениям : диагностическое, коррекционно-развивающее , консультативное, информационно-просветительское. Педагог- психолог проводит с детьми занятия по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы и психологической подготовке к школьному обучению.

Сравнивая результаты диагностики по изобразительной деятельности за несколько лет, мы пришли к выводу, что некоторые дети неуверены в себе, им не хватает самостоятельности, но, несмотря на это показывают хорошие результаты по таким критериям, как умение правильно держать кисть, карандаш, наносить мазки краски узкой и широкой кистью; узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; изображать простейшие предметы и явления в действительности.

Для решения этой проблемы появилось желание разнообразить практические занятия детей по рисованию, поддержать инициативу и самостоятельность, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Организация разнообразных форм работы с детьми отразилась на результатах : дети стали проявлять интерес и творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; участвовать в конкурсах театрализованных постановок и конкурсах поделок и рисунков, занимать призовые места.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей конечно же принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно - эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником , но у каждого ребенка нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус , музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

При работе с родителями воспитанников мы используем различные приемы и формы : дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем родителей к участию в праздниках, развлечениях , к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы, памятки для родителей. Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Эффективность работы по художественно -эстетическому воспитанию зависит и от координации работы с другими учреждениями.

Все участники педагогического процесса живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры.

Проведенная работа позволила сделать соответствующие выводы : возможность применения нетрадиционных приемов рисования в работе с детьми создает потенциал для развития их воображения , мышления и творческой активности в изобразительной деятельности. У детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, а главное, каждый рисунок кажется для нас и для детей произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками .

Результаты диагностики выявили положительную динамику развития изобразительного творчества дошкольников , высокий уровень освоения программы повысился на 8 %.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства, чтобы период детства запомнился им как веселый праздник.

В е р а к с а А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет.

Концепция дошкольного воспита ия // Дошкольное воспитание . - 1989. - № 5. - Давыдов В. В., Петровский В. А. и др.

К о м а р о в а Т. С. Детское художественное творчество . Для работы с детьми 2–7 лет

Публикации по теме:

Художественно - эстетическое развитие. Рисование на тему: «Снеговики друзья Гоши.» Цели: - Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы; Различать предметы по величине;.

Игра брейн-ринг для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно-эстетическому направлению. Задачи: Установление.

Конспект НОД по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное Задачи: Образовательная область – познавательное развитие 1. Продолжать учить детей заботится о своем здоровье 2. Развивать познавательный.

Цель: формировать интерес к изобразительной деятельности; учить видеть красоту основной формы предмета его цвета; учить передавать в рисунке.

«Развитие эстетического восприятия,

чувства в дошкольном

возрасте»

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Задачи и методы

эстетического воспитания

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Условия и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними.

Главными среди них являются:

Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

Чистота, простота, красота.

Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

Мощным средством эстетического воспитания является природа .

Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

ь ьт

Формы организации

эстетического воспитания

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры - драматизации . Эти игры проходят под руководством воспитателя.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения .

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью(23 февраля, 9 Мая, и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников.

елена прокопова
План работы с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников

План работы с родителями

Тема, мероприятия Старшая

группа Подгот-я

к школе группа

п/п Индивидуальные консультации еженедельно

(работа детей в альбомах ) вторник

1 Анкета – Ваше отношение к творчеству детей дома, в ДОУ сентябрь

«Правила рисования карандашом» ,

«Правила работы с кистью » . октябрь

3 Родительское собрание

Развитие ребенка в изобразительной деятельности -//-//-//- -//-//-//-

4 Интегрированное занятие

«Великая и древняя страна Россия» -//-//-//-

5 Папка – передвижка :

Наши мамы лепим с нами ноябрь

6 Папка – передвижка

«Значение художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста » -//-//-//- -//-//-//-

7 Консультация

Детское изобразительное творчество -//-//-//-

8 Интегрированное занятие

Мы - Славяне -//-//-//-

9 Консультация

О природе детского рисования декабрь

10 Заполнение анкет по изучению художественных интересов детей -//-//-//- декабрь

11 Выставка детско-родительских работ

«Мой край родной» - день рождения Югры декабрь

12 «Мастерилка» Конкурс по изготовлению

Новогодних игрушек -//-//-//- -//-//-//-

13 Акция «Елочка - зеленая иголочка»

Подготовка семейных плакатов январь

14 Мир в твоем окне

подготовка к совместному художественно -творческому проекту -//-//-//-

15 Консультация

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника -//-//-//-

16 «Мир в твоем окне» реализация художественно -творческого проекта февраль

17 Я, мой ребенок и безопасная дорога

Участие выставке по безопасности дорожного движения -//-//-//- -//-//-//-

18 Безопасное колесико

Подготовка работ к городской выставке -//-//-//- -//-//-//-

19 Участие в фото выставке «Мой папа защитник Отечества» -//-//-//- -//-//-//-

20 Вернисаж «Мамочка любимая моя» март

21 Встреча с классикой музыкально-эстетическая гостиная -//-//-//-

22 Вас радуют маленькие таланты : «Город мастеров» итоговая выставка по итогам кружковой работы (декоративно-прикладное искусство России) -//-//-//- -//-//-//-

23 У мамы руки золотые выставка работ -//-//-//- -//-//-//-

24 Моя счастливая семья выставка детских работ апрель

26 Акция День земли участие в акции, посещение выставки -//-//-//- -//-//-//-

«Береги природу» выставка работ детей и родителей из природного материала -//-//-//- -//-//-//-

28 Как подготовить ребенка к поступлению в ДХШ. Консультация, рекомендации май

29 Маленькие таланты Выставка детских работ -//-//-//- -//-//-//-

30 Ярмарка. Путешествие по промыслам России -//-//-//- -//-//-//-

Публикации по теме:

Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС РМО в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка» Тема РМО: «Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях.

Перспективный план дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в МБДОУ. Перспективный план кружковой работы. Месяц Программное содержание Репертуар Сентябрь Диагностика музыкальных способностей детей Октябрь.

Перспективный план по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Аппликация № Тема Программное содержание Оборудование Примечание Сентябрь 1. Занятие №1. «На лесной полянке выросли грибы» Закрепить умение вырезать.

Перспективный план по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на весну Перспективный план по рисованию во второй младшей группе на весну Цель: развитие творческой активности и необходимых навыков рисования,.

План - конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе. План – конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе Тема занятия: «Угощение для.

План - конспект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» Программное содержание. 1. Образовательные задачи: продолжать учить детей создавать в лепке образы подвижной игры, закреплять приемы лепки;.