Обучение поддержания безопасности пожилого человека. Совершенствование социальной работы с пожилыми людьми в отделении дневного пребывания тцсо«новогиреево. Несоблюдение правил курения

Научно-технический прогресс существенно изменил наш быт. Но, несмотря на все чудеса техники, большинство несчастных случаев происходит именно в быту. Большая часть экстремальных ситуаций в быту возникает по неосторожности, рассеянности, легкомыслию.

Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих — это не создавать экстремальные ситуации, а в случае их возникновения - эффективно им противодействовать, уметь оказать помощь себе и другим.

Очень часто именно люди пожилого возраста и инвалиды становятся жертвами несчастных случаев в быту, а также жертвами действий преступников, цинично пользующихся доверчивостью лиц данной категории.

Пожилые люди зачастую забывают или пренебрегают основными правилами дорожного движения, не всегда пользуются пешеходными переходами или сигналами светофора при переходе улицы. Чтобы движение на дорогах для них было действительно безопасным, необходимо постоянно «освежать в памяти» эти знания, говорить о скрытых опасностях.

Также формой риска в отношении здоровья является питание. Очень часто пожилые люди приобретают продукты питания в «сомнительных» местах. Необходимо им разъяснять реальную угрозу для здоровья при покупке продовольственных товаров.

В Центре социального обслуживания №2 Октябрьского района города Ижевска в 2011г.. реализуется социально-реабилитационная программа «Школа безопасности для пожилых людей».

Целью программы «Школа безопасности для пожилых людей» является повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста и инвалидов.

Программа включает в себя 4 раздела:

  1. Пожарная безопасность. Электробезопасность.
  2. Юридическая безопасность. "Осторожно мошенничество!"
  3. Терроризм. Безопасность на дорогах.
  4. Валеология. Пищевая безопасность.

Занятия по программе проводятся в групповой форме. Формирование групп осуществляется из числа пенсионеров и инвалидов, посещающих отделение дневного пребывания.

С участниками программы перед началом занятий проводится тестирование по определению уровня их осведомленности и способности противостоять опасностям в окружающем мире.

Еженедельно работниками Центра совместно со специалистами МЧС, ВДПО, МВД, ГИБДД, учреждений здравоохранения организовываются занятия по ознакомлению с основами здорового образа жизни, условиями полноценного безопасного существования пожилых людей в обществе.

На занятиях пенсионеры получают наглядный материал, памятки с правилами безопасной жизнедеятельности в быту и в обществе с указанием необходимых номеров телефонов. По окончании «Школы безопасности» у участников сформируется брошюра, которая станет для них настольной книгой.

Реализация программы

«Школа безопасности для пожилых людей» в 2011г.

Программа «Школа безопасности для пожилых людей» в течение 6 месяцев 2011 года реализовалась по 4 разделам.

I Пожарная безопасность

На занятиях состоялся разговор пенсионеров, принимающих участие в программе, с младшим инспектором группы профилактики пожаров Николаевым А.М. и заместителем начальника Центра противопожарной пропаганды Болотиной Н.В. Пенсионеры узнали об основных причинах пожара, получили рекомендации по дополнительным мерам безопасности для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Кроме теоретических знаний, пенсионеры обучались практическим навыкам пользования огнетушителем.

II Юридическая безопасность

Юрисконсульт ЦСО №2 ознакомил пожилых людей с основными конституционными правами, дал рекомендации по предупреждению риска неправомерного завладения их жильем при совершении сделок.

На занятиях по теме «Осторожно, мошенничество!» работники органов внутренних дел ознакомили участников программы с механизмом мошенничества, способами обмана. В конце занятий работники полиции раздали пенсионерам памятки с информацией о преступных посягательствах и мерах их профилактики, а также с координатами служб, ведущих работу по этими направлениям.

III Терроризм. Безопасность на дорогах

Занятия по данной тематике проведены специалистами УВД по г.Ижевску. Взаимодействие с данной службой позволяет компетентно, в доступной форме донести до пенсионеров основные правила бдительного поведения дома и на улице. Все слушатели получили информацию о том, как распознать мошенников и защитить себя от преступников, а также номера телефонов «экстренных служб».

По разделу программы «Безопасность на дорогах» занятия проведены инспектором ГИБДД по Октябрьскому району г.Ижевска Каракуловой О.В. В процессе бесед, просмотра учебного видеофильма разобраны многочисленные ситуации ДТП, определены меры предотвращения несчастных случаев на дорогах. По окончании занятия пенсионерам вручены памятки по безопасному поведению на дороге.

IVВалеология. Пищевая безопасность.

Главный специалист - эксперт отдела санитарного надзора Роспотребнадзора Царенко Е.В., познакомила с основными правилами здорового питания в пожилом возрасте, рассказала о пищевой ценности белков, жиров и углеводов. В беседах с пенсионерами особое внимание было уделено правилам приобретения продуктов, условиям их хранения.

По отзывам участников программы, советы и рекомендации, полученные на занятиях в Школе безопасности для пожилых людей, помогли им избежать многих опасных ситуаций и уменьшить риски для их жизни и жизни близких.

Положение

о «Школе безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о «Школе безопасности для пожилых граждан и инвалидов» (далее – Школа безопасности) разработано в целях повышения уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других мало защищенных слоев общества.

1.2. Школа безопасности не является самостоятельным структурным подразделением и организована на базе отделения социально-консультативной помощи государственного бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснооктябрьского района» (далее – Центр).

1.3. В своей деятельности Школа безопасности руководствуется уставом Центра, положением о структурном подразделении, в состав которого входит Школа безопасности и положением о Школе безопасности.

1.4. Школа безопасности создается и ликвидируется приказом директора Центра.

1.5. Обучение в Школе безопасности предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалидам старше 18 лет, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.

1.6. Обучение в Школе безопасности осуществляется бесплатно.

1.7. Информация о Школе безопасности размещается на информационных стендах Центра, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикуется и размещается в средствах массовой информации.

2. Основная цель и задачи Школы безопасности

2.1. Основная цель:

Повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других мало защищенных слоев общества.

2.2. Основные задачи:

1. Изучение и освоение пожилыми гражданами и инвалидами основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомление с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение и освоение методов и приемов защиты.

3. Обучение граждан комплексно анализировать ситуацию, принимать адекватные и безопасные решения

4. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.

3. Порядок деятельности Школы безопасности

3.1. Обучение в Школе безопасности предусматривает групповые занятия. Группы формируются по личному желанию заинтересованных граждан, а также из числа пенсионеров и инвалидов, посещающих и получающих социальные услуги в отделениях Центра.

3.2. Численный состав участников группы от 10 человек.

3.3. Продолжительность одного занятия – 90 минут, периодичность занятий не реже 1 раза в квартал, при необходимости – 2-3 раза в квартал.

3.4. Организация занятий возлагается на заведующих отделениями социально-консультативной помощи, социально-бытового обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, дневного пребывания.

3.5. Школа безопасности тесно взаимодействуют с органами МВД, МЧС, Пенсионного Фонда, здравоохранения и другими общественными организациями.

3.6. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков безопасности.

3.7. Руководство работой Школы безопасности осуществляет заведующий отделением социально-консультативной помощи.

В обязанности заведующего отделением входит:

Организация работы Школы безопасности (составление плана занятий, приглашение специалистов и т.д.);

Контроль за ведением журнала учета слушателей Школы безопасности (Приложение 1);

Составление отчета об оказании услуг Школой безопасности (Приложение 2).

3.8. Занятия проводят специалисты центра, при необходимости на занятия приглашаются специалисты МВД, МЧС, Пенсионного Фонда, здравоохранения и других общественных организаций.

В зависимости от содержания курсов и проявления интереса граждан подбираются сроки занятий.

Группа слушателей может самостоятельно выбрать значимые для себя направления программы Школы безопасности.

Программа

«Школы безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»

Актуальность темы

В настоящее время перед пожилыми людьми возникает множество бытовых и жизненных трудностей, с которыми им самим порой трудно разобраться. Кроме того, пенсионерам нужны дополнительные знания, чтобы не стать жертвами мошенников.

Централизованное тепло- и водоснабжение, газификация жилых зданий, электроприборы, видео- и радио - аппаратура бытовая химия, полимерные отделочные материалы и многое другое облегчили и ускорили выполнение домашних обязанностей, сделали жизнь комфортной.

Но, несмотря на все эти чудеса техники, большинство несчастных случаев происходит именно в быту. Большая часть экстремальных ситуаций в быту возникает по неосторожности, рассеянности, легкомыслию и связана с пожарами, воздействием электрического тока, отравлениями, взрывами, случайными падениями и т. п. Не все опасные ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается авариями и катастрофами, при которых страдают и гибнут люди.

Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих - это не создавать экстремальные ситуации, а в случае их возникновения (независимо от причин) эффективно им противодействовать, уметь оказать помощь себе и другим.

Люди пожилого возраста иногда не знают, пренебрегают, а зачастую и забывают о простых мерах безопасности в быту. В настоящее время проблемы, связанные с угрозой пожаров, взрывов бытового газа и другими чрезвычайными ситуациями, а также вопросы, связанные с личной безопасностью, очень актуальны.

Часто люди пожилого возраста и инвалиды становятся жертвами несчастных случаев в быту, а также жертвами действий преступников, цинично пользующихся доверчивостью лиц данных категорий.

Именно для данной группы нашего населения разработана программа «Школа безопасности жизни для пожилых людей».

Она включает в себя основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью каждого человека в отдельности в условиях современного общества.

Цель и задачи программы

Школа безопасности для пожилых людей - это социальная программа, мероприятия которой позволяют реализовать главную цель – повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других малозащищенных слоев общества.

Задачи программы:

1. Изучить и способствовать освоению пожилыми людьми основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомить с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях.

3. Развивать способности анализировать ситуации, принимать безопасные решения в быту.

4. Формировать представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.

5. Формировать уважительное, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимые для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознания приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.

6. Привлекать внимание общественности к проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Сроки реализации программы: бессрочно.

Основные направления программы

Программа реализуется в нескольких направлениях:

1. Пожарная безопасность;

2. Электробезопасность;

3. Терроризм;

4. Юридическая безопасность;

5. Мошенничество;

6. Психологическая безопасность;

7. Пищевая безопасность;

8. Информационная безопасность;

9. Лекарственная безопасность.

Эффективность работы программы

1. Повышение бдительности пожилых людей и инвалидов во всех сферах личной и общественной жизни.

2. Предотвращение несчастных случаев в быту.

3. Снижение уровня преступлений, связанных с доверчивостью лиц данной категории граждан.

4. Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.

5. Повышение личной безопасности и безопасности окружающих.

6. Снижение депрессивной обстановки и повышения у граждан социально-правовой грамотности.

Примерный план лекций по направлениям работы программы

Тема лекций

Ответственный

Пожарная безопасность

1. Пожар как фактор техногенной катастрофы.

2. Пожароопасные свойства материалов и веществ.

3. Профилактические действия при пожаре.

4. Токсичные продукты горения.

5. Основные факторы пожара.

Специалист по охране труда,

Специалист МЧС - по согласованию

Электробезопасность

1.Действие электрического тока на организм человека.

2.Электрический удар.

3.Способы защиты человека от поражения электрическим током.

4.Средства защиты от действия электрического тока.

5.Использование электросберегающих устройств.

Специалист по охране труда

Терроризм

1. Терроризм как социальное явление современности.

2. История появления терроризма как социального явления.

3. Возможные направления противодействия терроризму в современных условиях.

4. Правила поведения при возникновении террористического акта.

Специалист по социальной работе

Юридическая безопасность

1. Система социальной защиты пожилых людей.

2. Оформление договоров по разным сделкам.

3. Как правильно оформить сделки по купле-продаже жилья.

4. Права частной собственности.

5. Нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Юрист

Мошенничество

1. Искусство сказать «Нет!»

2. Мошенничество как социальный феномен.

3. Способы защиты от мошенников.

4. Умение распознать мошенничество.

5. Инструктаж о личной безопасности.

Специалист по социальной работе,

Специалист МВД - по согласованию

Психологическая безопасность

1.Методы психологической защиты. Прием словесных аффирмаций.

2.Аутотренинг – как средство самоконтроля эмоционального состояния.

3. Страх. Пути преодоления.

4. Борьба с явлением одиночества.

Психолог

Пищевая безопасность

1.Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей.

2. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров и углеводов.

3.Значение витаминов в питании. Продукты – источники витаминов.

4.Значение минеральных веществ в питании.

5. Срок хранения и срок годности продуктов.

6.Пищевой статус как показатель здоровья.

7.Новые продукты питания в рационе населения России. Трансгенные продукты в питании, этические и эколого-гигиенические аспекты этой проблемы.

8.Заболевания, передающиеся с пищей (пищевые отравления, инфекции).

Информационная безопасность

1. Права и обязанности получателей социальных услуг.

2.Независимая оценка качества работы учреждения.

3. Стандарты социального обслуживания.

4. Порядок предоставления социальных услуг.

5.Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Договор.

Заведующий отделением, Программист

Лекарственная безопасность

1. Неблагоприятный эффект лекарственного средства.

2. Активные вещества естественного, искусственного или биотехнологического происхождения.

3. Лечебные добавки к пищевым продуктам.

4. Лечебные косметические средства.

5. Неблагоприятная лекарственная реакция на лекарственные средства.

6. Побочные эффекты лекарственного средства.

Медицинская сестра, Специалист здравоохранения - по согласованию

Методы и формы работы для раскрытия тем:

Выдача памяток (брошюр, буклетов) по направлениям,

Лекции, беседы, разъяснения (информирование),

Психологические тренинги,

Размещение информации на стендах,

Показ видеороликов, презентаций и пр.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания населения»

Утверждено

приказом №73 от 01.01.2001

Положение

о «Школе безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»

Общее положение

В настоящее время случаи пожаров, мошенничества, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций обуславливают необходимость поиска новых форм оказания помощи, направленной на повышение безопасности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, подготовку лиц «третьего» возраста к оперативному реагированию в экстремальных ситуациях.

С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций и своевременного информирования населения о возникновении их угрозы, на базе социально-реабилитационного отделения создается «Школа безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее «Школа»).

Цели и задачи Школы

1. Повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста и инвалидов.

2. Повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов.

3. Информирование в вопросах безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

4. Обеспечение гарантий прав граждан на получение полной и достоверной информации.

1.2.Задачи:

1. Изучить и способствовать освоению пожилыми людьми основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомить с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях.


3. Развивать способности анализировать ситуации, принимать безопасные решения в быту.

4. Формировать представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.

5. Формировать способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

6. Формировать уважительное, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимые для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознания приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.

7. Своевременно информировать население о наличии социальных льгот и гарантий.

8. Привлекать внимание общественности к проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Целевая группа Школы:

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды старше 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению.

3. Формы работы Школы:

Занятия проводятся в групповой форме, не менее 1 раза в месяц. Формирование групп слушателей Школы осуществляется из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, посещающих оздоровительные группы социально-реабилитационного отделения.

4.Основные направления работы Школы

2. электробезопасность;

3. терроризм;

4. юридическая безопасность;

5. мошенничество;

6. психологическая безопасность;

7. пищевая безопасность;

9. лекарственная безопасность.

5. Эффективность работы Школы

1. Повышение бдительности пожилых людей и инвалидов во всех сферах личной и общественной жизни.

3. Снижение уровня преступлений, связанных с доверчивостью лиц данной категории граждан.

4. Повышение стрессоустойчивости пожилых людей.

5. Осознание приоритетности безопасности во всех сферах жизни.

6. Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.

7. Совершенствование социальных технологий по формированию безопасности пожилых людей в современном обществе.

8. Повышение личной безопасности и безопасности окружающих.

9. Оказание помощи в адаптации к возрастным особенностям жизнедеятельности.

10. Снижение депрессивной обстановки и повышения у граждан социально-правовой грамотности.

11. Владение полной и достоверной информацией.

«Школа безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов» - это социальная программа, мероприятия, которой позволяют реализовать главную цель – повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других малозащищенных слоев общества.

Сроки реализации программы: бессрочно.

Руководство и ход реализации программы осуществляется заведующей социально-реабилитационного отделения. Специалисты учреждения осуществляют выполнение мероприятий по разделам при непосредственном взаимодействии с гражданами пожилого возраста и инвалидами.


Примерный план лекций по направлениям работы Школы

Тема лекций

Ответственный

Пожарная безопасность

1. Пожар как фактор техногенной катастрофы.

2. Пожароопасные свойства материалов и веществ.

3. Профилактические действия при пожаре.

4. Токсичные продукты горения.

5. Основные факторы пожара.

Специалист по охране труда

Электробезопасность

1.Действие электрического тока на организм человека.

2.Электрический удар.

3.Способы защиты человека от поражения электрическим током.

4.Средства защиты от действия электрического тока.

5.Использование электросберегающих устройств.

Терроризм

1. Терроризм как социальное явление современности.

2. История появления терроризма как социального явления.

3. Возможные направления противодействия терроризму в современных условиях.

4. Правила поведения при возникновении террористического акта.

Юридическая безопасность

2. Оформление договоров по разным сделкам.

3. Как правильно оформить сделки по купле-продаже жилья.

4. Права частной собственности.

5. Нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Юрисконсульт

Мошенничество

1. Искусство сказать «Нет!»

2. Мошенничество как социальный феномен.

3. Способы защиты от мошенников.

4. Умение распознать мошенничество.

5. Инструктаж о личной безопасности.

Специалист по социальной работе

Психологическая безопасность

1.Методы психологической защиты. Прием словесных аффирмаций.

2.Аутотренинг – как средство самоконтроля эмоционального состояния.

3. Страх. Пути преодоления.

4. Борьба с явлением одиночества.

Психолог

Пищевая безопасность

1.Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей.

2. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров и углеводов.

4.Значение минеральных веществ в питании.

5. Срок хранения и срок годности продуктов.

6.Пищевой статус как показатель здоровья.

7.Новые продукты питания в рационе населения России. Трансгенные продукты в питании, этические и эколого-гигиенические аспекты этой проблемы.

8.Заболевания, передающиеся с пищей (пищевые отравления, инфекции).

Медработник

Информационная безопасность

1. Права и обязанности получателей социальных услуг.

2.Независимая оценка качества работы учреждения.

3. Стандарты социального обслуживания.

4. Порядок предоставления социальных услуг.

5.Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Договор.

Специалист по социальной работе

Лекарственная безопасность

1. Неблагоприятный эффект лекарственного средства.

2. Активные вещества естественного, искусственного или биотехнологического происхождения.

3. Лечебные добавки к пищевым продуктам.

4. Лечебные косметические средства.

5. Неблагоприятная лекарственная реакция на лекарственные средства.

6. Побочные эффекты лекарственного средства.

Медработник

Методы и формы работы для раскрытия тем:

Выдача памяток (брошюр, буклетов) по направлениям, консультации, лекции, беседы, разъяснения (информирование), инструктаж по личной безопасности, психотренинги, размещение информации на стендах, показ видеороликов, презентаций и пр.

Не секрет, что пожилые люди, подобно детям, нуждаются в нашей заботе и уходе. Старики гораздо сильнее подвержены вероятности получить травму или совершить какую-либо ошибку. Нельзя забывать и о немощном состоянии большинства престарелых.

Многие бабушки и дедушки ведут одинокую, отшельническую жизнь. Так уж складывается, что к старости некоторые из них оказываются “за бортом”. У одних скончались все близкие, у других родственники живут очень далеко. Таким старичкам крайне важна чья-то помощь - и не только в быту. Ценность волонтерской поддержки в таких ситуациях невозможно переоценить - ведь сюда входят не только бытовые обязанности и организация досуга пожилых людей. На плечи социального добровольца ложится контроль за безопасностью подопечного. Не всегда у волонтера есть медицинское образование или опыт, поэтому у новичков часто возникают вопросы о том, как правильно приступить к работе с пенсионерами и оказать всестороннюю поддержку старичку или старушке.

Основные опасности, подстерегающие пенсионеров, связаны с более высоким риском получить бытовую травму. Кроме того, доверчивостью стариков с большой охотой пользуются всякого рода аферисты. Эти и другие опасности не всегда зависят от того, живет пожилой в одиночестве или же вместе с родными. И задача окружающих - сделать все возможное, чтобы обезопасить жизнь престарелого человека.

Профилактика травматизма

Увы, травмы среди пенсионеров - очень частое явление. И наиболее распространены среди них ушибы и переломы. Способность нашего организма к регенерации снижается с возрастом. По этой причине у старых людей прогрессирует уменьшение плотности костных тканей (остеопороз). В результате, 4 из 10 пенсионеров, получивших перелом в результате падения, до конца дней остаются инвалидами. В этом плане самой печально известной травмой является перелом шейки бедра.

Не только плохая погода (например, гололед) или неудачное расположение мебели в квартире, мокрый пол в ванной и т.п. являются основными причинами частых падений стариков. С годами у многих бабушек и дедушек все чаще проявляются сердечно-сосудистые заболевания, которые провоцируют обмороки и головокружения. К старческим болячкам надо относиться внимательно: следить за давлением, соблюдать врачебные предписания. Все прочие опасности можно предотвратить самостоятельно.

Не зря стариков часто сравнивают с детьми - многие правила младенческой безопасности уместны и в отношении пожилых. В квартирной планировке следует избегать острых углов и тесных проходов. А ведь такое можно наблюдать повсеместно в квартирах и домах одиноко живущих бабушек и дедушек - при этом внести изменения в привычный уклад будет крайне непросто. Чтобы обезопасить подопечного, волонтеру придется ненавязчиво, но доходчиво объяснить, почему необходимо переставить тумбочку или вынести на свалку кипу газет, датированных прошлым десятилетием.

Не будет лишним периодически напоминать бабушке, чтобы в плохую погоду она оставалась дома - риск поскользнуться и упасть в дождь всегда очень велик. По возможности лучше сопровождать подопечного на прогулках и в походах по магазинам и к врачу. Запирать старого человека дома, во избежание проблем, будет неверным решением - лишенные свежих впечатлений, пенсионеры могут “зачахнуть”. Выбираться в свет им необходимо - но с соблюдением простых мер предосторожности.

Скорее всего, волонтеру, осуществляющему уход за пожилыми людьми, рано или поздно придется столкнуться со стрессовой ситуацией, когда подопечному экстренно понадобится врач. Здесь на выручку придет знание элементарных правил оказания первой помощи.

Борьба за ясный ум

Старческое слабоумие, заторможенность, забывчивость также являются специфическими особенностями пенсионного возраста . Ушедшие в себя, туго соображающие, бабушки и дедушки становятся неинтересными собеседниками для тех, кто проводит с ними много времени. Однако есть простые способы избежать подобного расклада дел.

Отмечено, что здоровый труд и участие в каких-либо мероприятиях (и бытового плана в том числе) помогают пожилым людям гораздо дольше сохранять ясность ума. Сравните старичков из домов престарелых, которым совершенно нечем заняться, и бойких бабушек, живущих в частных домах с огородами. Если первые большую часть времени уходят в себя, то вторые и после восьмидесяти способны поддержать беседу и не потерять живость и интерес к жизни.

Людям важно осознавать свою нужность - семье, обществу, стране. Старики, ушедшие на покой, ощущают это особенно остро. Как правило, они болезненно переживают выход на пенсию, поэтому стараются реализовать себя в домашнем хозяйстве или на даче - им важно проявлять заботу о близких и чувствовать, что они все еще кому-то нужны. В жизни одиноких престарелых людей все обстоит иначе. Их нехитрое домашнее хозяйство направлено на решение собственных бытовых затруднений. Такой труд становится рутинным и не приносит желаемого удовлетворения.

Именно поэтому волонтеру важно суметь правильно задействовать своего подопечного. Не стоит выполнять всю работу по дому самостоятельно - доверьте часть дел хозяину. Главное здесь - не переусердствовать и грамотно распределить физическую нагрузку.

Очень хорошо, когда общество оценивает значимость человека. Пенсионеры в этом смысле не являются исключением. Но поскольку их физические возможности ограничены, важно постараться найти, чем занять свободное время подопечного с пользой для него самого и, если получится, для окружающих.

Бабушке можно приобрести инструменты для рукоделия - если позволяет зрение и навыки. В каждом мало-мальски крупном населенном пункте периодически проходят выставки-ярмарки. Если постараться, можно организовать участие пенсионера в подобном мероприятии. Это не только подарит положительные эмоции от общения с людьми, но и принесет радость от осознания того, что плоды творчества кому-то пришлись по душе.

Сейчас многие центры соцзащиты организуют досуг старых людей, устраивают для них мастер-классы и концерты. К слову, очень часто общества пенсионеров имеют свои вокальные ансамбли - если есть желание, можно попробовать определить туда подопечного.


Одним из факторов долголетнего сохранения ясности мыслей и сознания у пенсионеров является освоение чего-то нового - новых техник ремесла, получение новых знаний, даже обучение работе с компьютером. Замечено: мозг, занятый образованием, стареет куда медленнее. И этим фактом пренебрегать не следует.

Осторожно: мошенники

Аферисты - это бич нашего времени. Они постоянно развиваются, изобретая новые способы обмана окружающих. Мошенники не гнушаются ничем, вплоть до наживы на делах благотворительности . И очень жаль, что в большинстве случаев объектами пристального внимания преступников становятся престарелые люди.

Причем если в благотворительности мошенники используют себе во благо такое человеческое качество, как милосердие, то аферисты, обманывающие пожилых, строят свои схемы на старческой доверчивости.

Честных граждан такой способ обогащения приводит в негодование. Но, хотим мы этого или нет, а старики по-прежнему находятся под прицелом у всякого рода проходимцев.

Под видом чудодейственных лекарств им продают низкокачественные препараты. Количество случаев проникновения в квартиры пожилых под видом врачей, соцработников и сантехников исчисляется сотнями и тысячами. Доходит до того, что одиноких стариков обманным путем заставляют подписать дарственные на собственное жилье.

Чтобы уберечь пожилых от беды, необходимо постоянно напоминать им о бдительности. Волонтер может проводить беседы с подопечными, объясняя им, чего делать категорически не стоит:

  • впускать в квартиру/дом незнакомых и малознакомых людей;
  • совершать дорогостоящие покупки, предварительно не посоветовавшись с теми, кому можно доверять;
  • с осторожностью относиться к случайным знакомым, пытающимся втереться в доверие;
  • ни при каких условиях не подписывать сомнительные документы.

Чтобы обеспечить престарелому человеку безопасность от мошенников, достаточно пояснить ему, чего следует избегать, а также держать для него на видном месте телефонную книгу со списком номеров актуальных для бабушек и дедушек организаций, а также контактный телефон свой и благотворительного фонда.

Очень важно, чтобы волонтер, помогающий пенсионеру, был настроен не только на внешнее проявление заботы (ограниченное выполнением домашних обязанностей), но и поддерживал своего подопечного во всех сферах жизни. Тогда такое сотрудничество не только улучшит качество жизни пожилого человека, но и принесет несомненную пользу самому добровольцу.