Образовательный портал. Доклад на тему:"Интегративные качества дошкольника" Интеллектуальное развитие в соответствии с фгос

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.

Интегрировать в соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные образовательные области;

Формировать логико-математические представления, используя развивающие игры;

Стимулировать личностное развитие и самореализацию детей;

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.

Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, я закрепляю в режимных моментах.

Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.

В утренний промежуток времени я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.

Я выбираю интересные и нестандартные формы проведения НОД, применяя информационно-компьютерные технологии, чтобы активизировать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес, объединяя детей в группы, микрогруппы, пары.

Методическое пособие авторов: В.Д. Кретининой, Н. В. Костылевой «Естественное математическое развитие» содержащее комплексы игровых заданий и упражнений, позволяет мне создавать предпосылки для формирования правильного миропонимания.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количественные и размерных отношения между объектами, ориентировку в пространстве и времени.

Широко используются подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.

Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.

В сюжетно- ролевых играх: «АЗС», «Супермаркет» дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры, применять полученные знания.

Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий в вечернее время достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.

Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом.

Так математика проникает в различные образовательные области.

При ознакомлении художественной литературой я подбираю произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года. Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации: «Колобок», «Теремок», «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, освоить понятие величины.

Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет.

Математика проникает и в художественное творчество: ориентировка на листе бумаги.

Математическое содержание неразрывно связано с детским конструированием, которое носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

Я практикую использование счета во время подвижных игр, общеразвивающих упражнений. Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Такие развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика», также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Мои воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью.

Использование «Чисел в цвете» Д. Кюизенера позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

Логические блоки Э. Дьенеша - на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Очень интересная система развивающих игр создана Б. Никитиным. "Сложи узор" "Сложи квадрат", «Кубики для всех", каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.

Занимательные задачи и упражнения З.Михайловой моделируют математические построения, отношения и закономерности.

. "Геометрическая мозаика", "Лего", счетные палочки,: "Страна математика", "Математическое домино", серия игр «Удивительные прищепки -универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

Мною создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать для работы с детьми, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

У моих воспитанников сформировались такие результаты: они стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.

Обучая детей в процессе игры, я смогла добиться того, что радость от игровой деятельности переросла в радость учения радостного.

Литература:

Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г

Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".

Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.

Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с. (Математические ступеньки).

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. – 2010.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.

Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»", 2004.

В соответствии с новыми стандартами воспитательно-образовательный процесс я строю с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Подготовила: Ковалева Л.Е

Интеллектуальное развитие дошкольников

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

Дифференцированное восприятие;

Аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;

Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

Развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель

создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

Практические (игровые) ;

Экспериментирование;

Моделирование;

Воссоздание;

Преобразование;

Конструирование;

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели) .

Форма организации детской деятельности:

Индивидуально-творческая деятельность;

Творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ;

Учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия) ;

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения:

Игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.) ;

Игры-головоломки;

Игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

Задачи-шутки.

2. Дидактические игры:

Сенсорные;

Моделирующего характера;

Специально разработанные воспитателем для обучения детей;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения , каждый малыш – исследователь.

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала дошкольника на современном этапе.

С 1 января 2013 года мы работаем по ФГОС. Одной из главных задач ФГОС ДО, является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками. Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является «Оптимизация интеллектуального развития дошкольников». С 2011 года наш детский сад является областной научно-экспериментальной площадкой по направлению «Деятельностный подход к интеллектуальному развитию дошкольников». Поэтому мы в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, применяем развивающие игры.

4.2.Цели и задачи применения развивающих игр в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

Цель: повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Задачи : 1. Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей.

  1. Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация).

3.Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, а так же навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.

  1. Развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форма, цвет, количество, число)

Возможны различные способы классификации развивающих игр по различным критериям. Нами разработана классификация по возрастным группам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Мы много лет используем и работаем с развивающими играми, это …

В младшем дошкольном возрасте используются игры на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики:

Игры Монтессори (Рамки и вкладыши)

-«Почини коврик»

-«Блоки Дьенеша»

-«Помоги бабочке найти цветочек»

– В среднем дошкольном возрасте игры усложняются к сенсорным эталонам добавляются игры на развитие целостного восприятия, развитие способностей к анализу и синтезу:

-«Сложи узор» (кубики Никитина)

– «Блоки Дьенеша»

-«Танграмм»

В старшем дошкольном возрасте используем игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:

-«Волшебный квадрат» Воскобовича

-«Игровизор»

-«Сложи квадрат»

– «Сложи круг»

-«Геоконт»

– «Танграмм»

– « Цветные Палочки Кюизенера»

– Соты Кайе»

– «Блоки Дьенеша»

Организуя работу по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр в соответствии с ФГОС ДО учитывается принцип интеграции образовательных областей. Образовательная область «Познавательное развитие» является стержнем в развивающих играх и интегрируется с другими ОО: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое» развитие.

Первое условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это ранее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста)

Самые первые игры, которые мы используем в работе с детьми младших группах детского сада – это вкладыши и рамки по методу М.Монтессори. Мы используем различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки с шнуровкой).

Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Почини коврик», «Помоги бабочке найти свой цветочек» и др. Они вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур. Использовать их можно и для овладения навыка владения карандашом при обведении границ фигур, развивает умение увидеть линии контура, а так же для сравнения по цвету, размеру и форме.

Познакомиться с методикой работы с вкладышами можно в книге Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры».

И ещё одна игра, о которой хотелось бы рассказать, это «Цветные палочки Кюизенера».

На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Они строят из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов.

Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине., выкладывают лесенки от большего к меньшему; выполняют такие задания как, «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной». «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?». Из палочек детям очень нравиться строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. Описание этой игры можно найти в пособии Б.Б. Финкельштейна «На золотом крыльце…» Она развивает мелкую моторику рук, помогает научиться ориентироваться на листе бумаги. А также подходит для развития активности и самостоятельности, упражнения в плоскостном моделировании, для развития восприятия, воображения.

Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (Например, с логическими блоками Дьенеша), а так же и самостоятельно.

Начиная со средней группы, знакомим детей с более сложными играми.

Например, игра «Сложи узор». Эта игра способствует развитию у детей способности к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструктивной работы. Вместе с детьми мы рассматриваем кубики, описываем их, называем цвета, а так же уточняем, что две грани кубиков состоят из треугольников. Первые задания очень простые:

– построить дорожку из 4,5 и т.д. кубиков одного цвета, побеседовав при этом: «Какого они цвета?» (например желтые), «С каким временем года их можно связать?» (С осенью, т.к. в это время много желтых листьев);

Выполняли задание «Походи пальчиками по желтой дорожке», «Сосчитай, сколько на дорожке кубиков и т.д.

– по аналогии знакомились с кубиками красного, белого и синего цвета.

Сначала только с гранями квадратами двух цветов, трех и четырех;

Потом применение кубиков с треугольными гранями.

Дети выкладывают такие фигуры как елочка, грибок, молния, бантик и др. Учим детей выкладывать узор последовательно, начиная с кубиков верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий позволяет детям быстрее справляться с более трудными заданиями. Усложнение в этой игре идет за счет увеличения количества кубиков с треугольными гранями. Детям предлагается сложить самостоятельно по рисунку узоры из серии «Зоопарк», «Алфавит «, «Цифры», «Предметы». Складывание узоров в виде букв или цифр поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить. Детям старшего дошкольного возраста предлагается еще одно усложнение в задании – не расчленённое изображение узоров. Ребенку нужно мысленно расчленить узор, и понять, какие ему нужны кубики для выполнения задания, а затем экспериментальным путем проверить свою догадку.

Самый сложный вид задания – это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков. В этой работе ребенок не только использует полученные навыки, но и проявляет фантазию.

Наиболее подробно о методике работы и изготовлений этой игры можно узнать из книги Никитина Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» (стр.35) .

Игры «Сложи квадрат», «Сложи круг» способствуют тренировке в развитии цветоощущения, сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.

Обучение этим играм начинаем со складывания квадрата по квадратной решетке, чтобы ребенку хорошо было видно форму, которую можно получить из разноцветных квадратов, разрезанных на 2,3,4 части. Получая части квадрата, ребенок выполняет несколько видов работ, не одинаковых по содержанию и степени сложности:

– он понимает, что из частей иногда очень разной формы можно сложить квадрат;

– что кусочки квадрата нужно поворачивать на лицевую сторону. Выбрав все одного цвета, при чем, в наборе все квадраты с оттенками основных цветов;

– получает тренировку по мелкой моторике;

– ориентируется во взаиморасположение частей собираемого им квадрата.

Еще одна игра, которую мы используем в работе с детьми по развитию интеллекта и творческих способностей – это «Геоконт». Она, несомненно, привлекает внимание детей и способствует развитию психических процессов

позволяет развивать мелкую моторику . В нашем методическом кабинете имеются авторские образцы этой игры. В группах мы изготовили ее с помощью родителей.

Использование этой игры со схемами в системе, которую предлагает В.В. Воскобович, стимулируется математическое развитие, предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и делать простейшие обобщения. В игре «Геоконт» развиваются конструкторские умения, происходит тренировка тонких движений пальцев,. Детям очень нравится задания, которые носят соревновательный характер «Кто быстрее построит треугольник», «Кто найдет спрятанную фигуру», на пространственную ориентировку «Какая фигура находится в правом верхнем углу», игра может носить развлекательный характер, дети очень любят изображать снежинки из разноцветных резинок.

Ознакомление с этой игрой происходит через игру-сказку, предлагаемую В.В. Воскобовичем. Мы знакомим детей с лучом, отрезком, разными видами углов, геометрическими фигурами, которые воспроизводятся на «Геоконте» с помощью разноцветных резиночек.

Еще одна игра В.В. Воскобовича «Волшебный квадрат» или как его дети называют «Веселый квадрат». Эту игру мы вместе с родителями изготавливали по авторским образцам, имеющиеся в методическом кабинете. Его мы используем на занятиях, в самостоятельной деятельности. Методическое пособие автора В.В. Воскобовича позволяет развивать воображение детей, делает занятие более развлекательными. Освоив большинство фигур, предлагаемых автором, создавая свои предметы из квадрата. Они превращают квадрат из большого, в меньший, в самый маленький, в прямоугольник, треугольник, который сравниваем по размеру, считаем углы, изображаем животных (ежика, мышку, летучую мышь)..

Нами изготовлен комплект карточек с изображением изделий из квадрата в цветном варианте. Они позволяют ребенку сделать те фигуры, которые ему нравятся и которые не всегда удаются. Для наглядности мы изготовили еще несколько квадратов большого размера, которые более наглядно демонстрируют последовательность складывания фигур. Детям очень нравиться создавать объемные фигуры из больших квадратов, воображаемые предметы(морская звезда, осьминог).

Хочется рассказать еще об одной игре, которую мы используем в своей работе. Это игра «Танграмм» З.А. Михайловой. Ее называют «Головоломкой из картона». (стр.46 «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайловой.). Используя все 7 частей, присоединяя плотно их одну к другой, можно составить много различных изображений по предлагаемым образцам и по собственному замыслу. Работу с этой игрой начинаем с выкладывания различных видов полосок из 2-3 фигур с последовательным усложнением. Например:

– из 2 больших треугольников составить квадрат и т. д.

Последовательно переходим к более сложным заданиям: составление фигур силуэтов по расчленённым образцам. Делаем зрительный анализ предполагаемой фигуры силуэта, рассматриваем и сравниваем, из какого размера фигуры обозначаются голова, лапки, хвостик (например, у зайчика).

Несмотря на кажущуюся легкость копирования способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Поэтому большое внимание уделяем речевому объяснению при работе по составлению фигуры силуэта. Речевое сопровождение при выкладывании фигур (Например, Голова это большой треугольник, уши – 2 маленьких треугольника, хвост- маленький треугольник…

Знакомство с еще одной игрой В.В. Воскобовича «Прозрачные квадраты» происходит в старшей группе. Цель этой игры:

– развитие сенсорных способностей (форма, величина);

– развитие психических процессов (внимание, память, мышление)

– развитие творческих способностей (умение самостоятельно придумывать и конструировать различные предметы и абстрактные фигуры, придумывать им оригинальные названия)

– предметная подготовка (знакомство со свойствами: гибкость, прозрачность, соотношение части и целого);

– развитие конструктивной деятельности.

Дети выполняют сначала простые задания:

– разложи прозрачные квадраты по стопкам с одинаковыми элементами;

– сложи квадрат из двух (4…) одинаковых пластинок.

– разложи по алгоритму «большие-маленькие».

В эту игру мы берем и на индивидуальные занятия, дети также любят играть в группах, сравнивать какие фигуры получились.

Из игр В.В.Воскобовича также мы используем «Игровизор». Эта игра способствует развитию интеллектуальной культуры умению учиться, принимать учебную задачу, находить средства для ее решения, контролировать в процессе работы. «Игровизор» мы изготовили сами, используя авторский образец. Задания через «Игровизор» могут быть самыми разными: используем на занятиях с такими заданиями: покажи стрелкой недостающую фигуру, пройди по лабиринту, соедини число и цифру, найди на картинке предметы…, дорисуй недостающие части предмета.

Дети с удовольствием занимаются с «Игровизором». Он удобен в использовании тем, что его можно передать другому ребенку, быстро стерев рисунок салфеткой (дети работаю на «Игровизоре» маркером или фломастером).Дети уже играют самостоятельно, дают друг другу задания, проверяют, проходят лабиринты и т. д.

Хочется рассказать еще об одной развивающей игре «Соты Кайе». Эта игра многофункциональна и вариативна. Она используется:

– в качестве графического конструктора для создания фигур, из частей рисунков на элементах;

– в качестве графического трансформера, для изменения полученных фигур;

– в качестве плоской, крупной мозаики;

– для конструирования и экспериментирования в области детского дизайна и архитектуры.

Эта игра формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Она помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, творческое начало. Способствует формированию таких качеств как, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость и терпение. Также способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве. Кроме того результаты занятий детей с игрой вызывают эстетические чувства, положительные эмоции. Ценным качеством игры является то, что его можно использовать, как материал для проектного конструирования, так и экспериментирования в художественном конструировании. Схемы и правила игры представлены в методическом пособии, альбоме соты Кайе.

Еще одна многофункциональная и вариативная игра «Блоки Дьенеша». Эта игра помогает наиболее доступно и интересным образом выяснить свойства фигур, способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышление и математических представлений. Основная цель игры – научить детей решать логические задачи на различие фигур по свойствам, т.е выявить их, назвать и удержать в памяти 1,2,3,4 свойства по цвету, размеру, форме и толщине.

Начинается обучение с ознакомления с фигурами по 2 признакам, потом по 3, и наконец освоили все 4 признака. Задания могут быть самыми разными. Например, выложить цепочку фигур так, чтобы рядом не оказалось фигур одинакового цвета (одинаковой формы, одинакового размера и одинаковой толщины).

Используя «Блоки Дъенеша» на занятиях по развитию речи, предлагаем выбрать любую фигуру и рассказать о ней, или загадать загадку-описание о фигуре, которую ребенок спрячет, а пришедший на занятие герой ее должен отгадать. Для успешного освоения игры используем карточки, которые помогают детям ориентироваться во всем разнообразие предлагаемых фигур. Они есть в сопроводительной аннотации к данной игре.

В свободной игровой деятельности дети строят из фигур «Блоки Дьенеша» объемные сооружения (дома, мосты, ворота).

Методика работы с игрой логические «Блоки Дьенеша» описана в книге М.Фидлера «Математика уже в детском саду»

4.4 Система работы по реализации комплекса развивающих игр в образовательном процессе с детьми.

Все выше перечисленные игры мы используем в работе с детьми в системе, в разные режимные моменты: в утренние и вечерние часы, в НОД, в свободной деятельности, при проведении развлечений, досугов, развивающие игры так же проходят через циклограмму, и через программу дополнительного образования (кружок «Игралочка») . Во всех возрастных группах оборудованы уголки развивающих игр, которые находятся в доступном для детей месте, и которыми они пользуются в любое время. Также знакомим родителей с картотекой наших развивающих игр, проводим мастер-классы, консультации, устраиваем выставки развивающих игр предлагаем позаниматься играми дома вместе с родителями. Родители очень заинтересованы и принимают активное участие в изготовлении развивающих игр.

4.5 Результативность интеллектуального развития дошкольников.

Система работы по реализации развивающих игр направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных, математических и творческих способностей .

Она позволяет достигать положительных результатов в интеллектуальном развитии дошкольников в комплексе с НОД, проектной и экспериментальной деятельностью. У выпускников детского сада наблюдается оптимальный уровень логического мышления, зрительной памяти, тонкой и мелкой моторики. Оценка уровня познавательного развития детей показывает достигать увеличение количество детей с высоким уровнем развития детей.

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка - физических, личностных, интеллектуальных.

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту - навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим - каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

01 Фев 2014, Интегративные качества личности дошкольника как основа становления универсальных учебных действий младшего школьника // Развитие интегративных качеств личности дошкольника как предпосылки формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста: сборник материалов / авт.-сост. Л.А. Горлова. — Оренбург: ООДТДМ, 2013. — С. 7-11.

Совсем недавно мы с энтузиазмом изучали и начинали внедрять принципиально новый для системы документ – . А сегодня мы уже стоим на пороге следующих перемен – внедрения федеральных государственных стандартов .

Руководитель рабочей группы по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования Александр Асмолов заявляет, что «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, который соответствует требованиям вступающего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и разрабатывается впервые в российской истории, будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Заявленная позиция призвана сломить тенденцию необоснованного, формального расширения знаний ребенка. Обращается наше внимание на необходимость обогащение общего кругозора ребенка с учетом его возможностей в плане сознательного усвоения тех или иных знаний, а также их актуальности для детей данного возраста. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому, несмотря на то, что ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к результатам, неправомерно предъявлять жесткие требования к освоению основных общеобразовательных программ, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГТ предлагали вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества личности дошкольника , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы и которые напрямую соотносятся с универсальными учебными действиями школьника.

ФГОС дошкольного образования, в отличие от других стандартов, также не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

При этом мы видим, что интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника и ограждают нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в дет­ском саду, и с какими знаниями школа должна получать ребенка .

Личностные УУД младшего школьника позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Мы считаем, что становлению личностных УУД способствуют такие интегративные качества дошкольника как эмоционально отзывчивый (откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы); овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции); любознательный, активный (интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе).

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Их становление доступно будущему школьнику, способному управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающему элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка-дошкольника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Кроме того, мы полагаем, что к регулятивным УУД можно отнести такое интегративное качество как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, так как при этом у ребенка формируются не только основные физические качества и потребность в двигательной активности, но и навыки самостоятельного выполнения доступных возрасту гигиенические процедур, соблюдения элементарных правил здорового образа жизни.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Данные действия доступны ребенку, способному решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.); овладевшему необходимыми умениями и навыками (сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности); имеющему первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе (ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире).

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Успех становления коммуникативных УУД зависит от того, насколько дошкольник овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации).

Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Товары для детей должны быть высочайшего качества. Именно такую продукцию предлагает интернет-магазин ЕКОЛЮБ по адресу http://ecolub.com.ua/page/Disana . Здесь Вы найдете большой ассортимент детской одежды, для мальчиков и девочек. А также разнообразные товары для дома.